Публичная речь основные требования к публичному выступлению. Основные требования к публичному выступлению

  1. Вопросы для самопроверки
    требования предъявляются к письменной речи юриста? Как они проявляются в тексте процессуальных документов? 7. Что является причиной неясности речи? 8. Что входит в понятие культуры устной публичной
  2. Примерный план практического занятия Теоретическая часть.
    публичной
  3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    речи? 2. Охарактеризуйте условия реализации разговорной речи. 3. Каковы стилевые черты разговорной речи? Как они проявляются в языковых средствах? 4. В каких процессуальных актах и почему наблюдаются элементы разговорной речи? 5. Чем объяснить появление особенностей разговорной речи в монологической речи? 6. В чем вы видите отличие устной речи от письменной? ЗАДАНИЯ Задание 1.
  4. Практические задания
    общие требования задания изменению не
  5. Итоговый контроль Вопросы
    требования к взаимоотношениям адвоката и его клиента. 28. Этические требования к отношениям между адвокатами одной коллегии. 29. Этические требования к отношениям между адвокатом и другими участниками процесса. 30. Процедурные основы дисциплинарного производства. 31. Общие требования, предъявляемые к судебной речи. 32. Часть судебной речи, которая посвящена доказательствам, и порядок ее
  6. Глава 4. Основы адвокатского красноречия
    требования, предъявляемые к публичной речи. Требования к личности оратора. Ораторский такт. Внешняя сторона речи. Судебная речь. Всем юристам известно знаменитое изречение о том, что закон нем, а юрист - его язык. Действительно, только с помощью языка юрист может донести до всех заинтересованных лиц положения той или иной правовой нормы, разъяснить как следует вести себя в той или иной
  7. Требования к личности оратора 1.
    публичном выступлении использовать неделовой стиль одежды. В одежде должен присутствовать некоторый консерватизм (пиджачная пара или тройка, юбка и жакет и т.п.). В противном случае внешний вид оратора может настроить против него слушателей ил слушатели будут заняты рассматриванием и обсуждением его внешнего вида, вместо того, чтобы слушать его выступление. 2. Оратор должен иметь конспект
  8. 21.1. Коммуникативное поведение руководителя
    требования, соблюдение которых является основой эффективного коммуникативного поведения руководителя. Неэффективные коммуникации - одна из главных причин плохого руководства. Сфера коммуникативного поведения руководителя подразделяется на несколько основных видов: параллельные коммуникации, сопровождающие выполнение других функций и задач; беседы и переговоры; организация и проведение
  9. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    публичная лекция? Каковы ее цели? 14. Каково назначение лекции на правовую тему? 43 15. Как в лекции проявляется логичность? 16. Какова роль вступления? Каким оно должно быть? 17. Что такое смысловая градация? Чем она достигается? 18. Чем достигается доходчивость? 19. Какие средства речевого воздействия вы знаете? Какую функцию в тексте лекции они выполняют? 20. Какую роль в
  10. ЛИТЕРАТУРА
    речи // Рус. речь. 1968. № 1. 2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М, 1993. 3. Треч Н. Чтения о русском языке. СПб., 1840. 4. Манаев Ю. В. Репкин Л. М. Составление процессуальных актов предварительного следствия. Волгоград, 1981. 5. Подголин Е. Е. Культура следственных действий: Учеб. пособие. Волгоград, 1978. 6. Сборник образцов уголовно-процессуальных документов: Изд-во
  11. ЛИТЕРАТУРА
    речи // Учен. зап. ВНИИ сов. законодательства, 1972. Вып. 26. 4. Подголин Е. Е. Культура следственных действий: Учеб. пособие. Волгоград, 1978. 5. Питерцев С. К. Составление обвинительного заключения: Учеб. пособие. Л., 1981. 6. Михайлов А. И. Подголин Е. Е. Письменная речь при производстве следственных действий. Для служебного пользования. М., 1980. 7. Настольная книга следователя / Под
  12. Тема 3. Общие правила применения мер государственного принуждения к должнику
    требования, предъявляемые к исполнительным документам. Специальные требования, предъявляемые к отдельным видам исполнительных документов. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. Правила исчисления сроков предъявления исполнительных документов к исполнению: начало, окончание, пропуск, восстановление, перерыв срока. Порядок выдачи дубликатов исполнительных документов.
  13. § 2. РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ ЮРИСТА
    речи юриста в общении является официально-деловой стиль. Этот стиль обслуживает потребности человека в течение всей его жизни, от рождения до последнего дня. Родился человек и на него оформляется первый документ - свидетельство о рождении. Далее - паспорт, свидетельство об образовании, различные справки и т.д. Даже самый торжественный момент - вступление в законный брак - оформляется официальным
  14. 6.3. Адвокатское красноречие
    речием. Словарь русского языка (в 4-х томах) определяет красноречие, во-первых, как способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант; во-вторых, как ораторское искусство. Красноречие - это умение говорить не только красиво, но и убедительно. Значит, это сочетание таланта оратора и определенных знаний и умений, усвоенных в процессе изучения. Красноречие является эффективным

  15. общие требования, предъявляемые к любому судебному решению и характеризующие его сущность, которые установлены гл. 16 ГПК. Заочное решение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к судебному решению (законным, обоснованным, определенным, безусловным, полным), должно быть принято в установленном законом порядке и соответствовать требованиям гражданской процессуальной формы. Заочное
  16. Контрольные вопросы к Главе 39:
    общие принципы функционирования единого страхового пространства ЕС? 2. Приведите примеры соотношения национального регулирования проведения страховых операций и единых правил ЕС. 3. В чем состоят особенности классификации страховых услуг по страхованию иному, чем страхование жизни, в ЕС? 4. Назовите основные требования ЕС, предъявляемые к деятельности страховых организаций при

  17. требованиям. Однако в случаях, предусмотренных федеральным законом, суд может выйти за пределы заявленных требований (ст. 196 ГПК). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, что вызвано необходимостью обеспечить надлежащий судебный контроль за правомерностью действий властных субъектов. В то же время суд

  18. требованиям: 1) предъявляемым в защиту интересов РФ; 2) предъявляемым в защиту субъекта РФ; 3) предъявляемым в защиту муниципального образования; 4) о взыскании алиментов; 5) о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца. Данный перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. О розыске ответчика суд
  19. § 5. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
    речи и конкретный характер мышления. Разговорная речь несет функцию общения и поэтому проявляется чаще всего в устной форме, при непосредственном участии говорящих, т.е. в диалоге, который не рассчитан на предварительное обдумывание. Значит, это неподготовленная речь. В любой другой сфере общения возможности выбора языковых средств ограничены нормами стиля. Разговорная же речь способствует
  20. РАЗГОВОРНЫЕ СТРУКТУРЫ В РЕЧИ ЮРИСТА
    общие с разговорной речью. Так, оратор, начав оформление высказывания, в процессе речи не может осознать всех подчинительных связей и ищет новую форму выражения мысли, упуская из-под контроля уже произнесенную часть фразы. В результате возникают перебивы, смещение синтаксической перспективы высказывания. Смещение перспективы может проявляться в отказе от продолжения начатой конструкции (человек

Готовится оратор, будь это лекция, доклад или развлекательное шоу, существует ряд требований, которые необходимо учесть, чтобы выглядеть перед публикой максимально профессионально.

Первое, над чем стоит работать, это речь, в списке основных требований к публичному выступлению она занимает одну из самых главных ролей. Не стоит забывать, что иногда оратору приходится выходить на сцену в самых разных условиях. Если заниматься подготовкой и отрабатывать различные жанры, а именно информационные, развлекательные и убеждающие, проблем не возникнет ни при каких обстоятельствах.

Перечень основных требований к публичных выступлениям

В список основных требований, предъявляемых к публичному выступлению, относят следующее:

  1. Начало выступления (решительное и вызывающее заинтересованность).
  2. Разговорность.
  3. Драматическая составляющая.
  4. Краткость и содержательность одновременно.
  5. Диалогичность.
  6. Понятная главная мысль для слушателей.
  7. Эмоциональность (умеренная).
  8. Поддержка контакта с аудиторией.
  9. Окончание выступления.

Первая фраза, с которой начинается выступление, закладывает фундамент во все сказанное после неё. Её обязательно нужно хорошо разучить. Если запинаться с первых же слов, аудитория сочтет оратора за непрофессионала, поэтому на доверие, заинтересованность и понимание можно не рассчитывать в таком случае. Здесь важно поработать над понятностью для собравшихся людей, интонацией, и четкостью произношения.

Технология и требования к публичному выступлению предполагают такую составляющую, как драматургия, другими словами – это самая эмоционально напряженная часть подготовленной речи. Чтобы создать подобную ситуацию, оратор должен столкнуть между собой 2 разных мнения по поводу одной и той же темы. Для этого также используются рассказы о разных значимых происшествиях или трагических событиях.

Умеренная эмоциональность – это один из самых значительных пунктов в требованиях к публичному выступлению. Если не учитывать этот момент, зрители не будут доверять оратору. Он должен проявлять взволнованность и обеспокоенность к той теме, о которой рассказывает. Этот элемент также делает выступление не таким монотонным. Если всё сделать правильно, зрители точно не заскучают.

Но здесь очень важно не переборщить, эмоции должны быть умеренными и находиться под контролем выступающего, а не наоборот. Согласно исследованиям, чрезмерно эмоциональный оратор вызывает чувство неловкости у собравшихся людей. Гораздо правильнее спровоцировать у зрителя повышенный интерес и обеспокоенность, это будет свидетельствовать о хорошо проделанной работе.

Выступление не должно быть односторонним, чтобы слушатель не потерял себя в нем, оратор не должен сбавлять градус заинтересованности, постоянно контактируя с публикой. Сюда можно отнести вопросы к публике, ответы на вопросы самих пришедших и реакцию на общее поведение аудитории и каждого в отдельности. Часто вопросы помогают перевести беседу в правильное и удобное для оратора русло.

Общие требования к публичному выступлению включают в себя такой фактор, как понятность излагаемой темы для аудитории. Здесь желательно избегать сложных формулировок, изредка напоминать собравшимся главную мысль и подводить итоги после сказанного.

Обязательным требованием к публичному выступлению является краткость. Если оратор не растягивает речь бессмысленно, а постоянно оказывает на основополагающие факторы, это будет считаться более профессиональной и легкой для восприятия аудитории информацией. Такие навыки очень пригодятся, если время на выступление может быть ограничено.

Чтобы установить контакт с аудиторией, оратору необходимо постоянно контролировать поведение людей, направлять их мысли в правильную сторону и, в то же время, почаще общаться с ними и корректировать свою речь, если это необходимо в результате той или иной реакции. Также не стоит забывать о поддержании диалога, проявлениях дружелюбности и приветливости.

Что касается стиля выступления, лучше всего использовать разговорный, люди не должны испытывать напряжение, всё должно выглядеть, как непринужденная беседа. Согласно исследованиям, таким образом у оратора будет значительно больше шансов заручиться доверием к своей речи, а значит, и к себя самому.

Какие бы требования не предъявлялись к монологическому публичному выступлению, оно никак не может обойтись без обоснованного, логического и заранее подготовленного вывода. Заключительную речь необходимо отрепетировать не менее тщательно, чем вступительную. Здесь нельзя запинаться или проявлять . Аудитория должна понимать, что этим оратор хочет подвести итог. Также не стоит забывать об эмоциях, чтобы вызвать большее доверие, лучше дать им волю, но не слишком.


Перед , необходимо помнить не только о понятном языке для аудитории и выполнении всех требований. Здесь также стоит учесть жанр будущей речи. Если она юмористическая, больше ценится краткость, если убеждающая – стоит поработать над понятностью для каждого слушателя. Что касается информационных выступлений, эмоции не так важны, как в протокольно-этикетных.

  • желательно говорить только о том, что хорошо известно самому. Если в полной мере не разбираться в теме или не быть заинтересованным в ней, можно не только не заслужить доверия аудитории, но и получить нелёгкие вопросы в процессе доклада;
  • выступающий никогда не должен ставить себя выше остальных, особенно тех, кто пришел на выступление. Те ораторы, которые думают, что они умнее остальных, обречены на неудачу;
  • приветствуется употребление поговорок и крылатых выражений, они делают речь более выразительной и сближают оратора с публикой;
  • ни при каких обстоятельствах нельзя повышать тон. Если возникла конфликтная ситуация, собеседника лучше убеждать неопровержимыми фактами, а не эмоциями;
  • на публику нужно воздействовать не только через разумные высказывания, но и с помощью вызова сердечных переживаний;
  • очень важно следить за четкостью и правильностью произношения. Если есть вероятность, что слово будет сказано с неправильным ударением или ошибками, лучше заменить его на синоним;
  • во всех своих высказываниях рекомендуется придерживаться простоты, иначе мысль может быть неправильно понята или не понята вовсе;
  • не стоит стремиться рассказать сразу обо всем на свете. Необходимо строго соблюдать лаконичность, что позволит быть максимально убедительным и логичным;
  • перед выступлением нужно четко продумать его структуру. Каждая тема станет максимально понятной для любого слушателя, если она имеет правильную последовательность. К основной мысли аудиторию стоит подводить постепенно, делая акценты на тех вещах, которые могут быть непонятными или услышаны впервые.

Как правильно подготовиться к докладу с презентацией

Если публичное выступление предполагает подготовку презентации, здесь необходимо учитывать несколько особых правил. Всегда стоит помнить, что слайды готовятся уже после проделанной и законченной работы над текстом, так как они являются сопровождающей частью доклада. К остальным советам можно отнести следующее:

  1. Количество слайдов всегда зависит от объёма информации.
  2. Все материалы должны иметь четкую цель и дополнять текст.
  3. Желательно дополнять информацию рисунками и графиками.
  4. Если на слайде есть текст, он должен быть максимально понятным и легким для восприятия.
  5. Чтобы показанное хорошо запоминалось зрителям, желательно не переходить к другому изображению, пока не пройдет 4-5 минут.
  6. Текст на картинках лучше выделить жирным, а основные мысли – разграничить абзацами.

Заключение

Заключается далеко не только в харизме выступающего. Большинство успешных людей, чтобы добиться доверия аудитории и дойти до профессионального уровня, работали над собой годами.

Только соблюдение всех требований и работа над собой принесут успех начинающему оратору.

Публичная или, иначе, ораторская речь - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная опреде­ленной аудитории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевле­ние, призыв к действию и т.

Д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Публичные речи могут быть включены в другие формы деловой комму­никации, такие как деловые совещания, конференции, дискуссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических целей, например, речь адвоката - на эффективность защиты клиента, речь руководителя на совещании - на стимулирование высокой продуктивности работы его участников, на информирование, речь на митинге - на убеждение участников, на призыв их к действию и т. и.

Речь как компонент делового общения должна быть не только убедитель­ной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной.

1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голо­ву, а не только глотку». Слушатели точно чувствуют, есть ли в выступлении ра­циональное зерно.

2. У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Композиция публичной речи должна включать вступление, основ­ную часть и заключение.

3. Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от то­го, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обращена к разнородной аудитории.

Пять заповедей искусства речи, не потерявших актуальности до наших дней, были предложены британским дипломатом сэром Гамильтоном еще в XVIII веке:

Понять, что следует сказать;

Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

Облечь в слова и украсить слогом;

Запечатлеть в памяти;

Приятно и достойно изложить.

Эти заповеди отражены в книге Поля Л. Сопера «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать» . Автор книги дает следующие советы начинаю­щим ораторам:

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в кото­рой у вас, по крайней мере, не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.

2. Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами те­мы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов: а) основных интересов аудитории; б) групповых интере­сов; в) злободневных интересов; г) конкретных интересов; д) новизны темы; е) заложенных в теме полярных мнений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Требования к публичной речи:

  1. Участие защитника в судебных прениях. План и написание защитительной речи. Содержание и структура защитительной речи
  2. 25. Словесное оформление публичного выступления: понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Методичка

«Подготовка к публичному выступлению»

· Методы снижения эмоционального напряжения при публичном выступлении.

· Общие требования к публичному выступлению. Подготовка к выступлению.

· Композиция речи.

· Взаимодействие оратора с аудиторией.

· Методы подготовки к публичному выступлению.

Методы снижения эмоционального напряжения при публичном выступлении.

Все мы боимся публичных выступлений, будь то презентация проекта, игра в спектакле, защита диплома или что-либо другое. Вот несколько приемов, как выглядеть уверенно, расслабленно:

1. Найди знакомые лица в аудитории. Смотри на них все время - они - твоя поддержка.
2. Сфокусируйся на неподвижной точке. Если ты не нашел знакомых или ты не можешь смотреть на кого-либо вообще, выбирай точки над головами зрителей, и сосредоточься на них.

3. Сделай глубокий вдох перед началом. Убедись, что твое дыхание идет из глубины диафрагмы.

4. Успокойся. В большинстве стрессовых ситуаций возникает «зажим» в теле. Используй методы визуализации или считай в обратном порядке, чтобы успокоиться. Примеры: попробуй произнести алфавит в обратном порядке в голове - это требует такой концентрации и усилий, что ты забудешь о том, что нервничаешь.
5. Сосредоточься на информации, на смысле того, что ты говоришь, на том, что тебе хотелось бы донести до экспертов и слушателей.

Общие требования к публичному выступлению

В риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра. Перечислим основные из них:

1. Решительное начало (первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление – первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена).

2. Сдержанная эмоциональность (слушатели должны понимать, что тема выступления вам не безразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости).

3. Краткость (краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные).

4. Диалогичность (лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями);

5. Разговорность (лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения – тоже проявление разговорности),

6. Понятность главной мысли (главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз).

8. Чёткое завершение (как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал).

Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению:

1) экспромт – выступление без подготовки (подходит для уверенного оратора с большим опытом);

2) опора на план-конспект – заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;

3) опора на текст – дословное воспроизведение (прочитывание) написанного текста;

4) воспроизведение наизусть – заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от вас. Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для эффективной презентации вашего проекта, можно поступить следующим образом:

Записать перечень ключевых составляющих проекта на листе бумаги (это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение);

Отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство (сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления);

Выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами.

У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, а над чем нужно поработать.

М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный.

Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными.

Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинг лучше сказать сильное давление , а вместо конфронтация – противостояние .

Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов – все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений.

В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Используемые в выступлении цифры лучше округлять.

В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна. Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи.

Любое выступление включает в себя три части: вступление, основную часть и заключение.

Вступление. От того, как оратор начал говорить, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес, рассеивает внимание. Во вступлении подчёркивается актуальность темы (Проекта), её значение для данной аудитории, формулируется цель выступления, может быть кратко изложена история вопроса. Задача, которую решает вступление, - подготовка слушателей к восприятию текста.

Основная часть речи в общем виде строится по следующей схеме: 1) общее описание вашего Проекта; 2) описание его целей и задач; 3) уникальность вашего Проекта (выгодное отличие, изюминки).

Оптимальным числом аргументов, приводимых в устном выступлении, считаются три; большее количество аудитория перестаёт воспринимать как некую систему.

Основная часть речи должна строго отвечать всем культурно-речевым критериям и требованиям, предъявляемым к публичному выступлению. Весь материал должен работать на главную идею речи. Этому способствуют не только правильно выстроенные аргументы, но и грамотное взаимодействие с аудиторией.

Заключение. Основную мысль выступления следует ещё раз обозначить в заключении. Это важная стадия выступления, недаром говорят: «Конец – делу венец». Заключительная часть должна логически вытекать из основной. Лучше, когда для перехода к заключению не требуется специальных фраз, вроде «Теперь я перехожу к завершающей части…». Желательно, чтобы концовка была очевидной для слушателей.

Не рекомендуется заканчивать выступление извинением («Я вижу, что несколько утомил вас…»). Ни в коем случае нельзя вспоминать ничего дополнительно после формулировки вывода. Завершать всегда лучше на оптимистической ноте.

Следует также сказать несколько слов о соблюдении регламента выступления. В наших финальных мероприятиях на презентацию одного проекта отводится не более 15 минут! (7-8 мин – сама презентация, 7-8 мин. – вопросы – ответы). Соблюдение регламента, таким образом, обязательное условие для вашего удачного выступления. Лучше завершить выступление за две-три минуты до намеченного срока – это нравится и слушателям, и экспертам. Опыт показывает, что такой нехитрый приём помогает получить более высокую оценку выступления в целом.

Взаимодействие оратора с аудиторией

Для того, чтобы более выигрышно подать своё выступление, нужно знать особенности конкретной аудитории, перед которой предстоит выступать. Наша аудитория – члены Экспертного совета, которые уже знакомы с вашими проектами и оценивали их на первом этапе Регионального уровня и участники мероприятий, которые также, как и вы, приехали защищать свои проекты. Таким образом, наша аудитория - однородная (состоящая из людей приблизительно одного уровня образования, жизненной позиции, творческих, креативных, увлеченных событийным туризмом). Наша аудитория – благожелательная. Но надо учитывать, что любая аудитория, даже самая благожелательная, при длительном выступлении устаёт, её внимание притупляется. Психологи утверждают, что существуют своеобразные периоды внимания, они равны 10 – 15 мин.(см. наш регламент)

Методы подготовки к публичному выступлению.

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись . Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.

Очень важно, чтобы каждый финалист творчески подошел к подготовке и произнесению своего выступления, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Основы эффективной презентации.

Презентация представляет собой совокупность мероприятий, направленных на представление своего Проекта. Важно только не надеяться на импровизацию по ходу «пьесы» - завалите все мероприятие.

Развлекательная цель нужна для того, чтобы презентация не выглядела пресно, и восприятие главной идеи Проекта было понятно и увлекло слушателей.

Для презентации Проекта лучше брать уверенного в себе человека, компетентного в предмете мероприятия, с хорошей дикцией, так как он будет не только продвигать идею, но и в своем лице представлять регион, территорию.

Все современные презентации проходят с использование различных технических помощников – видеопроектора и ноутбука или экрана с подготовленной электронной версией материала, который должен быть правильно поданный:

    Текст презентации должен быть кратким. Никаких длинных и сложных для восприятия предложений. Больше наглядных примеров. Если есть перечисление, формулируйте каждую фразу емко, по существу и без воды. Оптимальное время смены слайдов – 1-2 минуты, но на ключевых страницах можно задержаться и дольше. Используйте соответствующие программы для подготовки презентаций - MS PowerPoint, на худой конец MS Word. Если общаетесь с солидной публикой, не используйте дешевую анимацию и прочие ненужные украшения.

Заключение

Очень часто люди слишком мало внимания уделяют стадии подготовки устной речи. Они говорят: «выступление – это главное, тут я и выложусь по полной». Ученые давно доказали, что между нашей психикой и речевым аппаратом существует прямая связь. Уважаемые участники регионального этапа, если те мысли, чувства и эмоции, которые вы собираетесь озвучивать в своем публичном выступлении, будут нечеткими, неточными, неясными и робкими – такой же будет и ваша речь. Нечеткая дикция, монотонная и неуверенная речь, прерывистое дыхание, неискренняя интонация, скованная жестикуляция, излишнее волнение – вот что в результате вы получите.

По-настоящему блестящее выступление требует блестящей подготовки.

Избегайте шаблонных презентаций, сделанных для галочки.

Все финалисты регионального уровня будут бороться во Владивостоке за звание дипломантов, их проекты по решению Экспертного совета могут быть удостоены Гран – При, 1, 2 или 3 Места. Соответствующие Дипломы и призы будут вручены на Церемонии награждения 20 сентября 2015 года во Владивостоке.

А те, проекты, которые получат «Гран-При» и «1 Место» автоматически включаются в шорт – лист федерального уровня, который пройдет в г. Казани в октябре.

Мы надеемся, что наша небольшая «Методичка» и наше гостеприимство поможет каждому финалисту стать победителем!

Оргкомитет Регионального этапа Национальной премии в области событийного туризма.

План: I. Публичное выступление. Содержание публичной речи. Средства публичной речи. Методика подготовки речи. Структура речи. a) Инвенция (изобретение идей). b) Диспозиция (расположение идей, риторический аргумент). c) Элокуция (словесное выражение). II. Нормы современного русского литературного языка. Понятие нормы языка. Признаки и свойства нормы. Виды и типы норм. Нормализация и кодификация. III. Вербальные и невербальные средства общения.

Античный риторический канон Инвенция (изобретение мыслей) Диспозиция (расположение информации, композиция речи) Элокуция (этап словесного оформления и редактирования речи) Мемория (запоминание, технический этап подготовки речи) Акция (произнесение, общение с аудиторией).

Материалом могут служить: книги и статьи из определенной области знания примеры из художественной литературы фотографии и иллюстрации выступления ученых точные факты личный опыт оратора и его знакомых случаи из жизни, мнения компетентных людей

1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. к Эмпиризм (1 зн.); являющийся эмпиризмом. Э-ая философия. 2. Книжн. Основанный на эмпирии (1 зн.), опирающийся только на опыт, факты. Э-ое наблюдение. Э. вывод. Э-ое исследование.

ЭМПИРИЯ, -и; ж. [от греч. empeiria - опыт] Книжн. 1. Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств. Без эмпирии нет науки. Основываться на эмпирии. 2. Наблюдение в естественных условиях, в отличие от эксперимента.

2. Энциклопедический материал. источник нельзя строить как цитирования (как сообщение только вспомогательный сочувственного, так на данном и критического) материале.

* 3. Компаративный материал: 1. приводит эмпирический в соответствие с энциклопедическим; 2. показывает органичность взглядов автора существующей традиции / определяют уровень конфликтности позиции говорящего по отношению к существующей; 3. определяет уровень гармоничности текста.

1. ИНВЕНЦИЯ (лат. inventio, «находка» , «изобретение») - поиск, отбор материала и разработка проблематики, связанной с предметной областью речи. По определению античной риторики, инвенция – это путь от мысли к слову.

А)Тема речи: Тема может быть произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором - об искусственной ситуации (фр. situation - положение, обстановка, совокупность обстоятельств). Естественные ситуации порождены самой жизнью - необходимость выступить в парламенте, сделать предложение любимой девушке и т. д. Искусственные ситуации связаны со специальной деятельностью, например, научной (сообщение на заданную тему на конференции).

Д. Карнеги отмечает, что самые выигрышные темы для любой аудитории - это секс, собственность, религия, поскольку они соответствуют триаде: создаем жизнь - поддерживаем ее - надеемся продолжить в будущем мире. Человека прежде всего интересует информация, имеющая к нему непосредственное отношение.

Тема должна быть: спорной, носить конфликтный характер; характеризоваться новизной; может быть широкой / узкой; формулировка (краткой, наводящей на цель речи, уместной, конкретной, интересно-вызывающей).

Б)Авторская позиция Авторская вырабатывается не сразу, а поэтапно, поскольку необходимо: приобрести знания по существу проблемы, изучить различные точки зрения (прежде всего компетентных людей), проанализировать и сопоставить эти позиции выработать свое мнение.

Древнегреческая мудрость гласит: «Для корабля, который не знает, в какую гавань он идет, ни один ветер не будет попутным» .

2. ДИСПОЗИЦИЯ (лат. dispositio «расположение») – композиционная организация речи в соответствии с принципом целесообразности. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - соответствие явления или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление? чем закончить речь? как продолжить разговор? как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца?

композиция Расположение накопленного и отобранного материала, построение выступления называется композицией (лат. compositio - составление, сочинение) речи. При выстраивании композиции необходимо понимать соотношение отдельных частей речи и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

план Основой композиции является план - взаимное расположение частей, краткая программа какоголибо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не отклоняться от темы, и уложиться в отведённое для речи время. Работа над планом представляет собой движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному и предполагает следующие шаги.

Главное в рабочем плане – выделить основные вопросы («смысловые узлы»), их связь с целью.

Составление плана необходимо для работы над любой речью или текстом. План организует движение мысли оратора и помогает сократить объем речи без ущерба для ее смысловой целостности в случае изменения регламента выступления.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.

зачин - начало речи. чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; интересный зачин привлекает внимание аудитории; может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.

Например, А. Ф. Кони в своей речи о Калигуле использует в качестве такого «зацепляющего крючка» сказку о людоеде: «В детстве я любил читать сказки. Но из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то …» Далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу: «Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед в сказке и Калигула - в жизни - братья по жестокости»

Вступление содержит несколько аспектов: психологический - закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный - описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный - указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Главная (основная) часть Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь: фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т. д.

Требования к содержанию Информативность (много нового и интересного материала). Доказательность речи (рассуждения оратора убеждают). Теория органически связана с жизнью. Логическая стройность в расположении материала.

Заключение 1. подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи; 2. кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; 3. могут намечаться пути развития идей, высказанных оратором; 4. на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи; 5. закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные содержанием речи.

Концовка может содержать: этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющее непосредственного отношения к содержанию речи, и т. д.

3. Элокуция (лат. elocution выражение) - раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы / методы словесного выражения замысла.

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающей переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности; описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Обратите внимание: Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

II. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. 1. Понятие нормы языка. 2. Признаки, свойства, источники, функции нормы.

Приведите синонимы к слову «норма» . Обратите внимание, в каких сферах данное слово, термин, понятие устойчиво?

Абитуриент. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник. 2. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение. Списки абитуриентов. Консультации для абитуриентов. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, 1936 г. ,

1)Норма - общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), 2)Норма - предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.

Норма (лат. norma - правило, образец) - это исторически сложившийся и социально осознанный кодифицированный правильный вариант употребления языковой единицы, противопоставленный с той или иной степенью категоричности другому - неправильному или менее предпочтительному варианту.

Кодификация (лат. codex - книга) - закрепление нормы в словарях и грамматиках. Первая нормативная грамматика русского языка - "Российская грамматика" М. В. Ломоносова (1757 г.). Первый нормативный словарь - "Словарь Академии Российской" в 6 -ти томах (1789 -1794 г.).

На ранних этапах развития литературных языков (в донациональный период), до появления нормативных словарей и грамматик, действует так называемая скрытая кодификация, т. е. ориентация пишущих на образцовые, авторитетные тексты (чаще всего священные).

* Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества.

Признаки нормы относительная устойчивость, распространённость, общеупотребильеность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Основные функции нормы Отражать закономерные процессы и явления, происходящие в языке. 2) Поддерживаться языковой практикой. 1)

Основные источники языковой нормы: произведения классиков и современных писателей; анализ языка средств массовой информации; социологические исследования; опросы, анкеты; научные исследования ученых-языковедов.

Значение языковой нормы сохранение целостности и общепонятности ЛЯ, защита от неоправданного проникновения диалектных, просторечных и жаргонных элементов, коммуникативная целесообразность (уместность выбора языковых средств в зависимости от ситуации общения).

Вариативность норм Вариантность – это два разных способа реализации одной языковой единицы или сочетание единиц. Сосуществование старого и нового не только не вредно, но и целесообразно. Варианты представлены на всех уровнях языка.

Уровень Варианты Фонетический Чтобы – чтоб, папоротник папортник, уполномочивать уполномачивать – – Словообразовательный Осмысление – осмысливание, слесарничать – слесарить, геройски – по-геройски, читальня – читалка, волчица - волчиха Морфологический Эта толь – этот толь, кофе остыл – кофе остыло, полотенец – полотенцев, в цехе – в цеху, поезжай – съезди, важнейший – самый важный – наиболее важный, в ста метрах – в сотне метрах – в стах метрах

Уровень Варианты Синтаксический Ждать поезда – ждать поезд, купить хлеба – купить хлеб, ехать на поезде – ехать в поезде – ехать поездом, рекомендовать тренером, рекомендовать как тренера, рекомендовать в качестве тренера Фразеологический Язык прилип (присох к гортани, язык не повернется) не поворачивается сказать, языком трепать / чесать / болтать / молоть, будто / словно / точно корова языком слизнула

В лингвистической литературе последних лет различают два вида норм: императивные, диспозитивные.

Императивные / строго обязательные (лат. imperativus – не допускающий выбор) - норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный. П. : звоня (не зво т нят), кварта (не ква л ртал), моя мо золь (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью).

Диспозитивные /вариативная (лат. dispositivus – допускающий выбор) –норма, предусматривающая возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в русском языке. П. : гренки - гре (разг.), нки мышле ние - мы шление (устар.), ви хриться - вихри ться (доп.),

Основные типы норм литературного языка: акцентологические; орфоэпические; лексические; грамматические (морфологические и синтаксические); орфографические и пунктуационные; стилистические.

Языковая система Единицы языка Уровни языка Разделы языкознания, их изучающие Звуки, фонемы Морфемы Фонетический Морфемный Фонетика Морфемика Слова Лексический Лексикология Фразеологизмы Фразеологический Фразеология Формы и классы Морфологический слов Предложение, Синтаксический словосочетание Морфология Синтаксис

Орфоэпические нормы регулируют произношение слов (произносительные нормы) и место ударения (акцентологические нормы). Примеры: а) произносительные нормы: коне[шн]о, [шт]о и т. п. ; б) акцентологические нормы: твор. Ог, портф. Ель, кварт. Ал, одновр. Еменно, нефтепров. Од и т. п. ;

Орфографические нормы регулируют правописание слов и их частей: дома, слоны, зуб, книжка, бледнорозовый, бледнолицый и т. п. ; Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания: Казнить, нельзя помиловать; Казнить нельзя, помиловать;

Грамматические нормы регулируют употребление грамматических форм слова (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы).

Примеры: а) морфологические нормы: (+) без носков, в пальто, крепкий кофе, более сильный, надеть пальто; (-) без носок, в пальте, крепкое кофе, более сильнее, одеть пальто и т. п. ; б) синтаксические нормы: (+) большинство решило, две большие комнаты; (-) большинство решили, две больших комнаты.

Словообразовательные нормы - нормы образования слов: (+) балтийский, петербурженка (-) балтический (устар.), петербуржка, петербуржанка.

Лексические нормы - нормы употребления слов в соответствии с их значением и лексической сочетаемостью; П. : Преждевременная кончина Гарри Либмана (следует - безвременная; преждевременный - `наступивший раньше надлежащего срока", напр. , преждевременные роды);

Стилистические нормы - нормы употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической окраской: П. : лицо (нейтральное) лик (высокое) рожа, морда, харя (просторечное).

Средства общения вербальные невербальные интонация и акустические характеристики голоса язык жесты позы и телодвижения мимика Несловесные знаки (образы, символы, картины, фотографии, звуки и проч.)

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники: 1. обаяние; 2. артистизм; 3. уверенность; 4. дружелюбие; 5. искренность; 6. объективность; 7. заинтересованность, увлеченность.

Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. 2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном. 3. «Рука движется -только. . . в местах страстных, жарких и живых» (М. Сперанский). 1.

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы. 5. Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя. 6. Владеть голосом, жестом и мимикой - это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления. 7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит". Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Символические жесты (несут определенную информацию): жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).