Усадьба голицыных в малом знаменском переулке. Старая усадьба голицыных

История строительства любого здания тесно связана с его владельцами и чем древнее это здание, чем сложнее этапы его формирования и развития, тем интересней узнавать о людях, чьи судьбы переплетены с ним. Чтобы узнать историю создания старинного дома необходимо провести огромную исследовательскую работу, требующую внимания, терпения, специфических знаний о различных предметах, таких, например, как древние формы письменности. Почти все сведения о владельцах московских домов хранятся в городских архивах, но, к сожалению, не для всех домов они одинаково полны и точны, поэтому архивные исследования не всегда дают желаемые результаты. Для пополнения сведений анализируются и другие доступные источники: опубликованные воспоминания, чертежи, рисунки, фотографии.

История особняка на Волхонке славится своей древностью. За более чем 300 лет существования он поменял многих владельцев, среди которых были знаменитые люди и известные государственные учебные учреждения. Но, как и все древние здания, Особняк не спешит открывать свои секреты, заставляя исследователей решать хитроумные и запутанные головоломки.

Многие сведения о доме и его владельцах были получены в 1990-е гг. исследователями института «Спецпроектреставрации» в результате кропотливой работы над комплексным проектом реставрации. В соответствии с этими материалами первым известным владельцем дома считался соратник Петра I Петр Ефимович Лодыженский - генерал-майор, с 1714 по 1725 гг. Архангельский вице - губернатор.

В 2012 году, в процессе углубленных архивных исследований, были обнаружены новые материалы, пролившие свет на более ранние этапы развития территории, изменение социального статуса проживавших здесь людей. Основными источниками изучения послужили Актовые и Переписные книги Москвы 17-18 веков, в которых содержится множество сведений о московских землевладельцах этого периода времени. Из анализа отрывочных сведений, найденных в этих и других публикациях, складывается мозаика событий, определивших условия формирования исторической территории владения.

Путем сопоставления архивных данных удалось обнаружить первых владельцев - семейство Нарышкиных, близких родственников Петра I, построивших наиболее древнюю часть Особняка – каменные сводчатые палаты, сохранившиеся внутри здания до настоящего времени.

Нарышкины впервые упоминаются в тексте «закладной», то есть документа о залоге имущества, 1701 г.,: «стольник Федор Самсонов сын Бутурлин занял у дяди своего Федора Емельянова сына Бутурлина 2000 р.; заложив Московский двор в Белом городе, между Пречистенской и Знаменской улиц, в приходе церкви Пресвятой Богородицы Ржевской, в межах (границах): подле двора стольника Андрея Федорова сына Нарышкина, да подле церковной земли церкви Николая Чудотворца, что на Турыгине, на белой земле».

В «Доимочной книге Земского приказа о взимании мостовых и решеточных денег 1694 по 1699 гг. на белых землях», указан двор стольника Андрея Федоровича Нарышкина, поперечник (т.е. размер по внешнему проезду) которого составлял 23 сажени с четвертью(1 сажень = 2,13 м). В этой же книге рядом показаны два двора Федора Емельяновича Бутурлина с общим поперечником около 15 сажен. Кроме того, в такой же «Доимочной книге» на Большой Пречистенской улице, то есть на современной Волхонке, также обозначен двор стольника Андрея Федорова сына Нарышкина.

Особую ценность имеет текст купчей 1722 года, в которой сказано, что П.Ф.Волконская продает свой двор с «прикупными местами Федора Полуэктовича жены его - вдовы Авдотьи Петровны и детей Василия, да Андрея Федоровичей Нарышкиных».

Сопоставив все имеющиеся письменные документы и физические размеры владения с имеющимися древними межевыми планами, исследователи пришли к убеждению, что владельцами изучаемой территории, построившими первые каменные строения, было семейство Нарышкиных. Из текста купчей вытекает, что двор, обозначенный в предыдущих документах за А.Ф. Нарышкиным, находился, по сути в общей собственности с его братом Василием и матерью Авдотьей Петровной Нарышкиной.

Андрей Федорович Нарышкин (1650-е – 1716гг.) в 1686-1692 г. был стольником (придворным) царя Петра I, которому приходился двоюродным дядей. В 1692 г. он был назначен воеводой сначала в Верхотурск, а затем в Тобольск, где прослужил до 1698 г. Известен его конфликт с Митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием (Римским–Корсаковым), вызванный противоборством светской и церковной власти. Активный противник прозападных реформ Петра I митрополит Игнатий считал родственника царя Нарышкина «великим развратником, грабителем и варваром». Митрополит обращался неоднократно к нему с письменными и устными увещеваниями, но, не видя желания воеводы подчиниться, отлучил его на полгода со всем семейством от Церкви. Возможно, в этой истории свою роль сыграла и приверженность матери воеводы к старой вере, с которой так боролся митрополит Игнатий.

А.Ф. Нарышкин с семейством возвратился в Москву в 1698 г. и до самой смерти в 1716 г. жил в палатах на Волхонке. Между 1719 и 1722 гг. владение было продано его вдовой Евдокией Михайловной Нарышкиной жене флигель-адъютанта княгине Просковье Федоровне Волконской (в первом браке бывшей за Андреем Андреевичем Нарышкиным – сыном владельца усадьбы) и присоединено к принадлежавшему ей соседнему владению.

В 1722 г. П.Ф. Волконская продала свое объединенное владение с «всяким каменным полатным дворовым строением» боярину Петру Ефимовичу Лодыженскому, занимавшему в то время пост архангельского вице-губернатора. Двор был продан за весьма значительную сумму в 2600 рублей, что подтверждает наличие в нем капитальных каменного строения.

П.Е Лодыженский являлся владельцем имения до середины 18 века (точной даты его кончины обнаружить не удалось). После смерти отца двор унаследовал коллежский советник Иван Петрович Лодыженский, который в 1754 г. передал владение в качестве приданого своей дочери Анастасии, вышедшей замуж за майора князя Василия Сергеевича Долгорукова. Долгоруковы владели имением 20 лет, и за это время дом из древних теремных палат преобразился в настоящий европейский дворец в стиле барокко, обративший на себя внимание императрицы Екатерины II.

В 1774 г. владение было куплено казной и вошло в состав так называемого Пречистенского дворца , выстроенного для приезда Екатетерины Великой в Москву для празднования Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией.

Перед отъездом Екатерина пожаловала герою русско-турецкой войны, выдающемуся русскому военачальнику графу П.А. Румянцеву-Задунайскому вместе с домом Долгоруковых множество подарков: «Господину генералу-фельдмаршалу графу Румянцеву всемилостивейше жалуется похвальная грамота с прописанием службы его в прошедшую войну и при заключении мира, ....за разумное полководство алмазами украшенный повелительный жезл или булава; за храбрые предприятия - шпага, алмазами обложенная; за победы- лавровый венец; за заключение мира - масличная ветвь; в знак монаршего за то благоволения - крест и звезда ордена святого апостола Андрея, осыпанные алмазами; в честь ему, фельдмаршалу, и его примером в поощрение потомству - медаль с его изображением; для увеселения его - деревня [в] пять тысяч душ в Белороссии; на построение дома сто тысяч рублев из кабинета; для стола его - сервис серебряной, на убранство дома - картины» (из указа Сенату от 10 июля 1775 г.).

Новый владелец «генерал фельдмаршал, сенатор киевский, черниговский и новгород-северский, генерал губернатор, лейб-гвардии конного полка подполковник и кирасирского полку военного ордена полковник; всех российский орденов, прусского черного орла и святые Анны кавалер» граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский несколько лет прожил в доме, перестраивая его в соответствии с новыми модными тенденциями в архитектуре. В 1788 г. , после сильнейшего пожар, он продал «погоревший каменный дом свой со всем в том доме каменным и деревянным строением» жене бригадира княгине Федосье Петровне Волконской за весьма небольшую для такого владения сумму – 8 тысяч рублей. Это свидетельствует о том, что пожар имел весьма серьезные последствия. Через семь лет в 1795 году Ф.П. Волконская, не проведя серьезных восстановительных работ, продала владение бригадиру Федору Андреевичу Лопухину за ту же сумму – 8 тысяч рублей. В свою очередь предприимчивый Ф.А. Лопухин через три года перепродал здание казне для устройства в нем казарм Астраханского полка. По всей видимости, за это время Ф.А. Лопухин надстроил здание третьим этажом и мезонином, так как участок был продан уже за 45 тысяч рублей. С этого времени более двухсот лет здание принадлежало государству.

После покупки в казну здание долгое время оставалось бесхозным – для казарм оно оказалось не слишком удобным. В 1804 г. его передали для устройства дома для азиатских посланников, но затем после некоторых проволочек передали для перестройки под Московскую губернскую гимназию .

Окончательно вопрос о передаче гимназии здания и выделении средств на реконструкцию был решен лишь к началу 1817 г., когда и начались работы по ее обустройству. Занятия в гимназии начались с 1819 года. В 1824 г. зданию был присоединен участок к тому времени снесенной церкви Николы в Турыгине. На этом участке в 1827 г. было выстроено двухэтажное здание для прачечной и других хозяйственных нужд.

После революции 1-я мужская гимназия была закрыта, с 1918 по 1925 гг. в здании размещался Лесотехнический институт; с 1925 по 1930 - университет трудящихся Китая (УТК) им. Сун-Ятсена. Позднее в здании размещались:

с 1930-го г. один из институтов Красной профессуры; с 1938 г. по1981 г. - Высшая школа марксизма-ленинизма, а также различные учреждения, в том числе Министерство лесной промышленности; с 1981 г. по 1989 г. - Министерство по производству минеральных удобрений; с 1989 года по 2010 - ОАО «Агрохиминвест».

До 1702 г. -1716 г. Нарышкина Авдотья Петровна вдова с сыновьями: стольниками Андреем Федоровичем Нарышкиным и Василием Федоровичем Нарышкиным
1716-после 1718 г. Нарышкина Евдокия Михайловна, вдова стольника
После 1718-1722 г. Волконская Прасковья Федоровна, княгиня, жена флигель-адъютанта
1722 –после 1745 г. Лодыженский Петр Ефимович, стольник (1680); комнатный стольник царя Иоанна Алексеевича (1686-1692), лейб-гвардии Семеновского полка капитан, вице-губернатор Архангельской губернии (1714-1725)
До 1753 – до 1754г. Лодыженский Иван Петрович, коллежский советник.
1754 – 1774 г. Долгорукова Анастасия Ивановна (урожденная Лодыженская), жена премьер-майора В.С. Долгорукова
1774-1775 гг. Казенная собственность, Пречистенский дворец
1775-1788 гг. Румянцев-Задунайский Петр Александрович, граф, генерал-фельдмаршал
1788-1795 гг. Волконская Федосья Петровна, княгиня, жена бригадира
1795-1798 гг. Лопухин Федор Андреевич, бригадир (28.06.1768 – 18.09.1811)
1798-1918 гг.

Казенная собственность

С 1798 по 1804 гг. дом предназначался под казармы Астраханского полка.

С 1804 г. – предназначался для размещения азиатских послов, затем начал перестраиваться для Московской губернской гимназии

Московская губернская гимназия размещалась здесь с 1819 по 1918 гг. (с начала 1830-х гг. стала называться 1-й Московской мужской гимназией)

1918-2010 гг.

Государственная собственность

С 1918 по 1925 гг. здесь размещался Лесотехнический институт

С 1925 по 1930 - университет трудящихся Китая (УТК)

С 1930-го г. здание занимал один из институтов Красной профессуры,

С 1938 г. по1981 г. - Высшая школа марксизма-ленинизма,

различные учреждения, в том числе Министерство лесной промышленности,

С 1981 г. по 1989 г. - Министерство по производству минеральных удобрений,

С 1989 года – по 2010 ОАО «Агрохиминвест».

Усадьба Голицыных

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным - свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных - единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде.

Купил владение М. М. Голицын (младший), президент Адмиралтейств-коллегии. (Этим, вероятно, и обусловлена связь между заказчиком усадьбы и Саввой Чевачинским, активно сотрудничавшим с Адмиралтейским ведомством.) Ко времени покупки участка на нем стоял большой сенной шалаш, построенный на месте каменных палат, показанных еще на так называемом «Петровом чертеже» конца XVI века. Шалаш этот снесли, а при строительстве дома Голицына, возможно, была использована часть стен древних палат. В нетронутом виде до наших дней дошли ворота. Два их пилона, соединенные плавной аркой, обработаны рустованными лопатками и завершены многоступенчатым аттиком, где помещался каменный герб князей Голицыных. С двух сторон к ним примыкают каменные калитки с таким же, как у ворот, ступенчатым завершением. Ворота, как и фасад главного дома, обращены в переулок.

Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором - курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан . От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века.

Главный же дом в середине XVIII столетия представлял собой двухэтажный массивный объем с ризалитами, равно-денными как с главного, так и с дворового фасада, по-видимому, с одинаково декорированными сложной формы наличниками окон и, возможно, филенками. Но в таком виде дом прожил недолго - примерно лет 13.После смерти владельца усадьба перешла к его сыну, тоже Михаилу Голицыну. С этим владельцам связано пребывание в доме императрицы Екатерины II
Заключив Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией, Екатерина II собиралась на торжественные празднества в Москву. Помня о бытовых неудобствах Кремля и у не желая останавливаться в нем, 6 августа 1774 года она обратилась в письме к М. М. Голицыну с вопросом: «…нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома… или же… не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение)». Естественно, М. М. Голицын предложил свой дом. Тогда же под руководством Матвея Казакова был сделан проект Пречистенского дворца, в который вошел дом Голицына, дом Долгорукова (№ 16) и обширная деревянная часть на месте нынешней автозаправки. Входящие в состав дворца дома были соединены переходами, а позади главного дома появился деревянный корпус с тронным и бальным залами, гостиная и церковь. Екатерина II пробыла в усадьбе почти год.

Что касается дома 14, то Казаков сохранил весь объем дома Голицына, расширив только в сторону Волхонки левый дворовый ризалит, и устроил в верхних этажах обоих ризалитов антресоли (окна их видны и сейчас). Представитель эпохи классицизма, М. Ф. Казаков наделил фасад дома его непременными чертами: в центре был выделен шестипилястровый портик торжественного коринфского ордера, завершенный плоским гладким фронтоном. В средней части портика ритм пилястр прерван: три высоких окна с полуциркульной аркой над средним окном второго, парадного, этажа и нарядные филенки над окнами первого этажа объединил широкий балкон. Его изящные парапеты с вписанными в круги цветками и сейчас украшают главный, восточный фасад дома. Более скромный балкон симметрично расположен на дворовом, западном фасаде. Таким образом была достигнута особая выразительность в архитектуре особняка. А оставшиеся от барочной постройки ризалиты оживляли объем дома, создавали богатую игру света и тени на фасаде.

В 1812 году усадьба стала свидетелем войны с Наполеоном. Тогда здесь разместился штаб наполеоновского генерала Армана Луи де Коленкура, который до начала войны служил послом Франции в России. Он был лично знаком с Голицыным, а во время пожара именно благодаря его усилиям и усилиям слуг Голицына, оставшихся в доме, усадьбу и соседние здания удалось спасти от огня.

Стены дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах, устраиваемых в усадьбе Голицыных, в своё время не раз появлялся и А. С. Пушкин. Поначалу он даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако в итоге обряд венчания был устроен в приходской церкви невесты у Никитских ворот.

В конце XIX века левый флигель был переоборудован под меблированные комнаты и сдавался квартирантам, получив название «Княжий двор». Здесь жили А. Н. Островский, яркие представители ведущих социально-философских движений того времени - западничества и славянофильства - Б. Н. Чичерин и. С. Аксаков, подолгу останавливались в «Княжьем дворе» также В. И. Суриков, А. Н. Скрябин и. Е. Репин, а в 20-х годах XX века в одной из квартир поселился Б. Л. Пастернак.

Голицыны из поколения в поколение собирали западную живопись, и часть знаменитого когда-то музея Голицынской больницы вошла в домашнее собрание князя Сергей Михайловича, которое затем пополнилось его племянником, дипломатом Михаилом Александровичем. Тогда в пяти парадных залах дома разместился бесплатный музей, где выставлялись редчайшие картины и книги. Однако вскоре новым владельцем дворца стал Сергей Михайлович (второй), который продал всю художественную часть коллекции петербургскому Эрмитажу.

Перейдя в ведение ГМИИ им. Пушкина в коне XX века, здание было реконструировано, сегодня здесь располагается выставочный корпус Галереи искусств стран Европы и Азии XIX - XX веков.

Старинная усадьба по улице Волхонка, 14, фасад главного дома которой выходил в Малый Знаменский переулок, с XVIII столетия принадлежала семейству князей Голицыных.

Ансамбль этой городской усадьбы сегодня составляют княжеский особняк, правый флигель да забор с въездными воротами.

Фото 1. Главный дом усадьбы князей Голицыных

Главный дом, который был построен в годы перехода московской архитектуры со стиля барокко к классическим формам, был построен по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, который больше известен своими строениями в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем усадебный комплекс не раз перестраивался, и с той поры в неизменном виде дошли до наших дней лишь массивные ворота, украшенные княжеским гербом рода Голицыных.


Фото 2. Городская усадьба расположена по улице Волхонка, 14, а ее

парадный вход обращен в Малый Знаменский переулок, 1

Первым хозяином владений из этой известной семьи стал генерал-адмирал Михаил Михайлович Голицын (меньший), который служил в тогдашней столице на Неве в качестве Президента Адмиралтейств коллегии. Это, скорее всего, и стало причиной привлечения к строительству санкт-петербургского зодчего.

На момент покупки на этом месте располагался внушительный по размерам сенной шалаш, который возвели на месте древних каменных палат, которые были обозначены еще на «Петровском чертеже» конца шестнадцатого века. Скорее всего, архитектор Чевакинский использовал древние стены при строительстве главного дома Голицыных.

Фото 3. Парадные ворота Голицынской усадьбы на Волхонке

По первоначальному проекту особняк представлял собой массивный объем высотой всего в два этажа с устроенными ризалитами: как со стороны главного входа, так и со стороны внутреннего двора. Оформлены они были в едином стиле и декорированы изысканными наличниками оконных проемов, а также филенками.

Два пилона ворот соединили главной аркой и декорировали рустованными лопатками. Завершались они в виде многоступенчатого аттика, на котором был размещен герб княжеской семьи Голицыных, вытесанный из камня.

С двух сторон от ворот были устроены каменные калитки, столбы которых поверху завершали те же многоступенчатые аттики.

Ворота и фасад главного входа были обращены в Малый Знаменский переулок.


Фото 3. Правый флигель усадьбы со стороны парадного двора

Стоит отметить, что план Голицынской усадьбы по Волхонке, 14 был характерен для городских усадеб первой половины XVIII столетия: в глубине размещался особняк, удаленный от «красной линии» улицы парадным двором (курдонером) с обязательным цветником по центру. По обеим сторонам выстраивались два боковых флигеля.

Обязательным был и глухой каменный забор, который окружал весь участок. Правда, в усадьбе Голицыных его заменили к концу XIX века коваными решетками, которые находились между устроенными специально для них рустованными столбами.

Первый этаж бокового правого флигеля до наших дней сохранил с торца, выходящего в переулок, элементы барочной обработки оконных проемов в виде филенок. Фасад постройки, который выходил на главный дом, в 1770-х годах переделали по проекту Матвея Федоровича Казакова, как и левый флигель, который после был кардинально перестроен в конце девятнадцатого столетия.


Фото 4. Правый флигель усадьбы со стороны переулка хранит стиль,

в котором по проекту архитектора Чевакинского были сделаны все здания

Участие Казакова в реконструкции дома случилось уже при сыне Михаила Михайловича Голицына, тоже, кстати, Михаиле, и связана с пребыванием в Первопрестольной императрицы Екатерины Второй.

После заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира, царствующая особа собралась в Москву для проведения торжественных празднеств. Не желая останавливаться в , она обратилась к М.М. Голицыну и задала вопрос: «… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное ».

Естественно, Михаил Голицын предложил для проживания свой дом по улице Волхонка, 14, для чего и нанял зодчего Матвея Казакова. Пречистенский дворец для императрицы включал в себя особняк самого Голицына и обширный соседний участок с домом Долгорукова (Волхонка, 16) и место под нынешней заправкой.

Что касается самого особняка, то архитектор Казаков сохранил в неизменном виде практически весь объем голицынского дома, лишь расширив один из дворовых ризалитов в сторону улицы Волхонки, а также добавив к обоим антресоли.

Качественные изменения пришлись лишь на декор фасадов усадьбы Голицыных, после чего она и приобрела свои классические формы.

В центре здания особо выделили шестипилястровый портик коринфского ордера, который завершался гладко оштукатуренным плоским фронтоном. В его средней части ритм пилястр прерывали три высоких оконных проема, причем над средним, расположенным на втором уровне, была устроена полуциркульная арка. Окна первого этажа украшали нарядные филенки.

Таким стал главный дом усадьбы Голицыных на Волхонке, 14 после реализации проекта зодчего Казакова. От былого стиля барокко остались лишь ризалиты, но и они служили для оживления фасада, создавая на нем некую игру света и тени.

История дома связана с пребыванием в нем во время войны 1812 года штаба Армана Луи де Коленкура - французского генерала, который до нападения Наполеона на Россию являлся послом Франции в нашей стране. По долгу службы он задолго до этих событий был знаком с Голицыным, и, по правде сказать, эта усадьба не пострадала лишь усилиями обоих, а также голицынских слуг, отстоявших усадебные здания от огня.

В разные годы в этих стенах побывали многие знаменитости, среди которых был и Александр Сергеевич Пушкин. Он даже намеревался венчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви хозяина, но в итоге эти торжества состоялись в у Никитских ворот, который был приходским для семьи невесты.

История этого дома связана и с революционными событиями в России в 1905 году и после 1917.

В июле 1905 года здесь проходил съезд земских и городских деятелей, участники которого провозгласили себя учредительным собранием и создали некое временное правительство. В тогдашней столице знали об этом, но особых препятствий не чинили: в самом начале сходки сюда явилась полиция, составила обязательный в таких случаях протокол и в завершении предложила всем разойтись. Требования не выполнили, полиция ушла, но и делегаты дозаседав разошлись без всяких последствий для себя и страны в целом.

Усадьба князей Голицыных музейного городка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина за три века своей истории неоднократно меняла облик. Автором первоначального проекта был известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. В 1774 году усадьба была перестроена и стала центральной частью Пречистенского дворца, вооруженного по проекту Матвея Казакова для Екатерины II.

Стены этого дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах не раз появлялся А.С. Пушкин. Александр Сергеевич даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако обряд венчания был устроен в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот. В 1877 году в главном доме поселился Александр Николаевич Островский. Здесь он закончил пьесу «Последняя жертва», написал «Бесприданницу», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники». В 1885 году соседнюю квартиру занял Иван Сергеевич Аксаков — один из лидеров славянофильского движения.

В 1865 году в пяти залах главного дома усадьбы Голицыных открылся бесплатный музей, состоявший из семейных коллекций. В музее было три раздела: западноевропейская живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство; античные памятники; библиотека. В живописном собрании хозяев дома были представлены работы Брейгеля, ван Дейка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена, Рембрандта. Через год, в связи с финансовыми трудностями, коллекция музея была продана Эрмитажу. После революции, в конце 1920-х годов, главный дом усадьбы стал Коммунистической академией; его надстроили двумя этажами, в результате чего был утрачен фронтон. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных — единственное, что дошло до наших дней в своем первоначальном виде.


После завершения реконструкции в бывшем здании центрального корпуса усадьбы Голицыных откроется Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, в которой будут экспонироваться произведения выдающихся мастеров второй половины XIX — начала XX века: Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сезанна, Гогена, ван Гога, Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов, происходящие из коллекций знаменитых дореволюционных московских коллекционеров С.И. Щукина и И.А. Морозова.

Городская усадьба расположена по улице Волхонка, д. 14, а ее парадный вход обращен в Малый Знаменский переулок, д. 1.

Режим работы:

  • среда-воскресенье — с 13:00 до 22:00;
  • понедельник, вторник — выходной.

Первая Московская Гимназия (губернская) была организована на базе существовавшего с 22 сентября 1786 года Московского Главного народного училища. В конце 1803 года ученики Главного народного училища после экзаменов были переведены во вновь формируемую гимназию. Было отобрано 45 человек для перевода в I класс, 27 - во II класс. Торжественное открытие Московской губернской гимназии, как она была названа, состоялось 2 января 1804 года . Гимназии было предоставлено помещение упразднённого Московского Главного народного училища - дом, где прежде помещалась Юстиц-коллегия с Судным Приказом на Варварке , близ Варварских ворот , у Ипатьевского переулка .

Вскоре, в начале 1806 года, было принято решение о предоставлении гимназии здания на Волхонке , купленного городом у бригадира Ф. А. Лопухина (дом князя Г. С. Волконского). Но в 1810 году дом сгорел, и стоял неотделанным, в 1812 году он опять сгорел; сгорело и здание на Варварке. Директор гимназии
П. Дружинин выехал в Нижний Новгород ; питомцы же, в числе «32 учеников и пансионеров с учителем надворным советником Назарьевым» были эвакуированы в Коломну, затем в Рязань и назад в Коломну ; вернулись они в Москву 16 декабря 1813 года. Учение началось в снятом внаём каменном флигеле, принадлежащем купцу Фридриху Н. Лангу по Среднему Кисловскому переулку , в 3-м и 4-м этажах.
Только к маю 1819 года закончилось восстановление сгоревшего помещения, и гимназия переехала в свой дом у Пречистенских ворот на Волхонке и до конца своего существования в нём и находилась.

Название первой гимназия получила не сразу: до 1830 года она называлась губернской , затем - второй московской , поскольку 28 марта 1830 года при упразднении Московского университетского благородного пансиона была создана 1-я московская гимназия. Эта 1-я гимназия в 1833 году стала называться , а Вторая (бывшая губернская) получила наименование «Первая Московская гимназия»; к этому времени попечитель Московского округа граф С. Г. Строганов , обнаружив переполненность гимназии, сделал представление министру просвещения о необходимости открыть в Москве 2-ю гимназию, что и было исполнено в 1835 году (см. 2-я Московская гимназия) .

В период 1804-1831 годов гимназия руководствовалась Уставом 1804 года, преследуя две цели: первое - подготовка к университету и второе - преподавание «наук начальных, но полных для тех, кои не имея намерения продолжать обучение в университете могли бы приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Число учеников в гимназии в этот период было небольшим. Например, в 1804 году - 79 человек, в 1811 - 90, в 1815 - 120. Наименьшее число учеников было в 1807 и 1808 годах - по 60. К 1831 году число учащихся выросло до 263. До 1819 года обучение было бесплатным .

Для поступления в университет можно было сдать соответствующие факультету экзамены; получив не менее «3» и имея общий средний балл более «3,5», выпускник получал право быть зачисленным в университет. В течение первого периода существования гимназии окончило курс 179 учеников; из них 158 были удостоены звания студента. Для простого аттестата зрелости требовались оценки не ниже «3», но аттестаты получали не все выпускники. Однако, сдав экзамены, выпускник Московской гимназии мог получить право на чин XIV класса и даже имел право преподавать в учебных заведениях.

В июле 1831 года началось преобразование гимназии, согласно новому Уставу 1828 года. По этому Уставу гимназии предназначались для детей дворян и чиновников, в них вводился семилетний курс обучения. В октябре 1831 года вышел указ о покупке для гимназии дома жены бывшего екатерининского фаворита , генерал-майорши Елизаветы Михайловны Ермоловой, о перестройке в нём и переделке; в декабре он был приобретён.