Акустические свойства голоса. Физиология голоса: акустические свойства голоса

Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща (рис. 1). В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани.

В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений (рис. 2).

Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др. Поскольку голосовой феномен - явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушной среде, поэтому звук голоса - это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с при температуре +18°С.

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные - шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука - это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может в обычной разговорной речи у мужчин изменяться в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин - от 160 до 340 Гц.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Одной из составляющих интонации является мелодика - относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основной тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметной, меняющейся мелодики речи делает ее маловыразительной и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон - объем голоса - возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах одной октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре в зависимости от его эмоциональной окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире - певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц - самые низкие голоса - до 2 300 Гц - высокие голоса.

Сила голоса, его мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90-110 дБ, а иногда достигает 120 дБ - силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничего не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ - непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон - максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) - необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

Тембр звука является существенной характеристикой голоса. По этому его качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, еще не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только этот звук. Эти области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для его различения достаточно двух первых формант. Первая форманта - диапазон частот 150-850 Гц - при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта - диапазон 500-2 500 Гц - зависит от ряда гласного звука. Звуки обычной разговорной речи располагаются в области 300-400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность.

Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс - это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает еще большее резонирование. Выделяют два основных резонатора - головной и грудной. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, - носовую полость и ее придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего или поющего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Исследованиями Р. Юссена (1950) доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При этом тембр голоса «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящего сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом. При формировании звука «на участке от голосовой щели до ротового отверстия возвратный импеданс проявляет свою защитную функцию, создавая в рефлекторном адаптационном механизме предварительные условия для наиболее благоприятного, быстро повышающегося импеданса». Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При этом голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Феномен возвратного импеданса - один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки - голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

Наиболее употребительна и физиологически оправдана мягкая атака. Злоупотребление твердым или придыхательным способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что длительное использование придыхательной атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок - возникновение контактных язв, гранулем, узелков. Однако использование придыхательной и твердой атак звука все же возможно в зависимости от задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса в каком-то одном, определенном периоде занятий.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых в зависимости от пола и возраста. В логопедии «под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности». Это в полной мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота его основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

М., 2007.

Основы фонопедии

Логопедия.

Лаврова Е.В.

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 3

Глава 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОСА И ЕГО ПАТОЛОГИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ............................................................................................... 5

Глава 2 СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ И ФИЗИОЛОГИИ
ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ....................................................................................................... 12

Глава 4 МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА..... 34

Глава 5 ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА........ 45

6.3 Коррекционное обучение после удаления гортани................................................ 81

7.3. Фонастения................................................................................................................... 127

7.4. Функциональная афония............................................................................................ 132



8.1. Их причины и распространенность......................................................................... 150

8.2. Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения
расстройств голоса............................................................................................................. 156

ПОСЛЕСЛОВИЕ..................................................................................................................... 164

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ........................................................................ 166

ПРИЛОЖЕНИЕ 2КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ................................ 173

Упражнения для больных с удаленной гортанью....................................................... 175

ПРЕДИСЛОВИЕ

Голос - уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей огромного числа профессий - педагогов, актеров, политических деятелей и др.

Необходимость совершенствовать голос, исправлять его врожденные или приобретенные недостатки побуждает разные науки изучать голосовую функцию, ее определяющие характеристики, возможности и особенности. Акустика анализирует звук голоса в качестве физического явления, физиология пытается объяснить механизм порождения звука в голосовом аппарате, фониатрия как раздел медицины рассматривает заболевания, методы лечения и профилактики расстройств голосовой функции.

Главной задачей фонопедии является коррекция голоса специальными педагогическими приемами.

Термин «фонопедия» прочно вошел в современную педагогическую и медицинскую практику. Ранее различные исследователи давали свои названия проблемам восстановления голоса: фонический метод, ортофоническая или фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Все эти понятия подразумевали одно - исправление дефектов голоса специальными, целенаправленными тренировками голосового аппарата.

Изучение патологии голоса и способов его восстановления - одна из важнейших проблем логопедии. В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Четко обозначилась необходимость устранения как собственно голосовых расстройств, так и расстройств, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, афазии, заикании. Контингент нуждающихся в педагогической помощи расширился и за счет увеличения расстройств голосового аппарата у детей.

Фонопедию можно определить как комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Специальные тренировки позволяют установить такой способ функционирования голосового аппарата, при котором полноценный акустический эффект может быть достигнут с наименьшей нагрузкой. Фонопедия базируется на физиологии голосообразования, на принципах дидактики и методологических основах логопедии и тесно связана с дисциплинами медико-биологического цикла. Функциональные тренировки, направленные на коррекцию голоса, проводятся с учетом патологических изменений голосового аппарата, которые диагностируются врачом-фониатром или оториноларингологом. Кроме этого для определения первичности или вторичности голосового дефекта учитывается нервно-психическое состояние человека.

По своей этиологии и характеру проявлений нарушения голоса весьма разнообразны (их многообразие будет рассмотрено нами отдельно), здесь же важно отметить, что фонопедические методы коррекции следует применять лишь при хронической патологии.

В настоящее время фонопедия прочно заняла свое место в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий, а в ряде случаев оказывается единственным способом возвращения полноценной голосовой функции. Знание ее основ, а также методов профилактики голосовых нарушений необходимо логопедам при их подготовке к профессиональной деятельности. Они и сами должны обладать хорошим, выносливым голосом, владеть приемами коррекции голоса и у детей, и у взрослых с учетом всего разнообразия его патологии.

Глава 1
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОСА И ЕГО ПАТОЛОГИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются со времен глубокой древности.

Речь и голос как средства коммуникации всегда рассматривались в тесном единстве. В системе образования Древней Греции важное место отводилось риторике - дисциплине, в задачи которой входило формирование правильной речи, выносливого красивого голоса, умения логично излагать свои мысли, убедительно вести полемику. Исторические источники сохранили для нас имя Демосфена (ок. 384-322 гг. до н.э.), сумевшего устранить с помощью специальных тренировок дефекты собственной речи и ставшего затем известным оратором. Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Гален (ок. 130 - ок. 200) изучали недостатки речи и делали попытки описать строение гортани.

Ученый средневековья Авиценна (Ибн Сина, ок. 980-1037) довольно подробно рассмотрел заболевания и способы лечения голосового аппарата в фундаментальном труде «Канон врачебной науки». К 1024 г. им был завершен фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования. В нем объяснялись причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, анатомия и физиология функционирования голосо-речевых органов, давались физиологические и акустические характеристики фонем. Особое значение в механизме голосообразования отводилось голосовым складкам: ученый указывал на их активную роль в фонации. В своих трудах Авиценна подчеркивал взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

В конце XVI в. историческое развитие мировой культуры знаменовалось появлением нового музыкального сценического жанра - оперы (ее родиной признают Флоренцию). Для исполнения оперных партий артист должен был обладать не только хорошими вокальными данными, но и большой выносливостью голосового аппарата, иначе наступало переутомление, и вследствие этого возникали нарушения голоса, которые уже можно было считать профессиональными. Выявление характерных для певцов специфических заболеваний, высокие требования к мастерству и качеству исполнения вынуждали специалистов пристально изучать физиологию голосообразования, искать пути совершенствования голосовых возможностей и способов устранения дефектов в случае их появления.

Исследования на изолированной гортани трупов позволили немецкому физиологу И. Мюллеру установить (1840), что оформление звука зависит от строения не только гортани, но и надставной трубки. Однако в это время еще были недоступны наблюдения гортани живого человека.

В 1855 г. певец и вокальный педагог Мануэль Гарсия (родной брат знаменитой певицы Полины Виардо) впервые применил для осмотра гортани зеркало, изобретенное Листоном, английским врачом-стоматологом. Таким образом, появилась возможность обозревать гортань и колеблющиеся голосовые складки. Этот метод исследования получил название ларингоскопия (от греч. laryngis "гортань", scopia "смотрю") и сохраняется по сей день. Однако в тот период, по мнению болгарского фониатра И. Максимова (1987), еще нельзя было говорить о становлении фониатрии - медицинской науки о лечении голосового аппарата. Все исследования касались нарушений речевой и вокальной функций различной этиологии, попыток их устранения совместными усилиями врачей и логопедов. А потому И. Максимов назвал его «реабилитационно педагогическим».

В 1905 г. в Берлинском университете немецкий врач Г. Гутцман (Н. Hutzmann) защитил диссертацию на тему «Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания». Именно этот момент считается началом выделения фониатрии как самостоятельной медицинской специальности. Сам термин «фониатрия» ввели в 1920 г. ученики Гутцманна - Г. Штерн (Н. Stern) и М. Зееман (М. Seemann). Последний основал и долгие годы руководил одной из первых в мире фониатрической клиникой в Праге.

Можно полагать, что с этого времени ведет свой отсчет и становление логопедии, ибо она всегда объединяла изучение речи и голоса.

Начало XX в. характеризуется большой активностью в развитии логопедии как науки. Выделяются две школы - «органиков» в Берлине во главе с Г. Гутцманом и «психологов» в Вене, сплотившейся вокруг австрийского ученого Е. Фрёшельса (Е. Fröschels). В этих городах создаются отделения и кабинеты по оказанию помощи людям с нарушениями речи и голоса при тесном сотрудничестве врачей-фониатров и логопедов. В 1924 г. по инициативе Е. Фрёшельса был проведен 1-й Международный конгресс и организована ассоциация логопедов и фониатров, существующая и поныне.

В России разработке основ фониатрии посвятили свои труды Е. Н. Малютный, И. И. Левидов, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов (1920-1940-е гг.), М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев (1940- 1950-е гг.).

Иосиф Ионович Левидов (1933) изучал постановку голоса и функциональные расстройства голосового аппарата. Проделав ряд опытов и учитывая личные ощущения певца, ученый пришел к выводу, что звучание голоса «в маске» является результатом резонации носовой и придаточных полостей. Функциональные расстройства голоса он считал следствием плохой вокальной школы, форсирования звука и неправильных самостоятельных занятий.

Федор Федорович Заседателев также видел причины профессиональных заболеваний в неправильной постановке голоса и особое внимание обращал на дыхание и способ голосоведения. Результаты своих экспериментальных наблюдений он обобщил в труде «Научные основы постановки голоса» (1935), где подробно проанализировал типы дыхания, различные положения гортани при пении, рассмотрел значение и роль резонаторов.

Многолетние наблюдения отражены в книге Леонида Дмитриевича Работнова «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932). Автор исследовал функции всех частей голосового аппарата и более подробно остановился на процессах дыхания. Им была высказана гипотеза о роли в процессе фонации гладких мышц бронхов и о «парадоксальном дыхании» певцов, когда грудная клетка при пении не спадает и совершаются легкие вдыхательные движения.

В монографии Михаила Ивановича Фомичева «Основы фониатрии» (1949) значительное место занимают описания фонопедических мероприятий. Автор дает четкие рекомендации по правильному голосовому режиму, описывает дыхательные, артикуляционные и голосовые упражнения.

В 1970 г. вышла в свет коллективная работа Владимира Георгиевича Ермолаева, Нины Федоровны Лебедевой и Владимира Петровича Морозова «Руководство по фониатрии», суммировавшая результаты научных исследований по физиологии и патологии голосообразующих органов и описывающая наиболее распространенные методы акустического анализа вокального голоса. Книга была адресована врачам фониатрам и оториноларингологам, оказывающим помощь певцам, однако она представляла значительный интерес и для всех специалистов, занимающихся проблемами голоса и его патологии.

Все указанные работы заложили научные и методические основы фониатрии, дали ключ к пониманию многих явлений в физиологии голосообразования, и хотя большинство исследований было направлено на изучение певческого голоса, они имели большое теоретическое и практическое значение для постановки речевого голоса и для устранения его дефектов.

Одновременно с интересом к проблемам коррекции нарушений голоса взрослых перед врачами и педагогами возник вопрос о развитии и охране детского голоса. Еще в 30-е гг. прошлого столетия изучение особенностей становления детского голоса было предпринято в лаборатории экспериментальной фонетики, возглавляемой Евгением Николаевичем Малютиным (с 1922 по 1941 г.), при Московской консерватории. В это же время в Ленинграде Иосиф Ионович Левидов на кафедре болезней уха, горла, носа Института усовершенствования врачей исследовал природу детского голоса инструментальными методами - пневмографией, ларингостробоскопией. В 1936 г. было опубликовано его методическое пособие «Вокальное воспитание детей». Автор считал необходимым правильное руководство развитием детской речи и голоса и для этого предлагал проводить в школах лечебно-профилактические мероприятия и медико-педагогическое консультирование.

В послевоенные годы в Москве при Академии педагогических наук был организован Институт художественного воспитания, в котором велись экспериментальные исследования детского голоса.

Вопросы воспитания и обучения всегда рассматривались отечественными учеными и практиками в неразрывной связи с индивидуальными возрастными особенностями развития, с учетом новейших естественнонаучных данных, при этом достигалось объединение усилий представителей различных областей науки - физиологии, психологии, морфологии. Важную роль сыграли исследования Магдалины Сергеевны Грачевой (1956) морфологических особенностей формирования гортани, функционального взаимодействия мягкого нёба и голосовых складок. Эдуардом Карловичем Сийрде (1970) был проведен сравнительный количественный и качественный анализ своеобразия дыхательной функции у людей, имеющих различные речевые патологии - заикание, дефекты речи в результате нарушений слуха, у людей с нормальным голосообразованием и у певцов. Материалы такого сопоставления подтвердили значимость и в патологических случаях необходимость коррекции и специальных тренировок дыхания, направленных на исправление речи и голоса.

Зависимость состояния голоса от развития музыкального слуха детей подчеркивалась в работах отечественных авторов Е. М. Малининой (1967), М. Ф. Заринской (1963) и чешского фониатра Е. Седлачковой (1963), подтвердивших, что снижение акустико-фонационных стереотипов и ослабление способности восприятия звука влияют на регуляцию самой фонации.

Нарушения голосовой функции и интонации у детей с различными нарушениями речи исследовались Валентиной Ивановной Филимоновой (1990), Татьяной Викторовной Колпак (1999) и Ларисой Александровной Копачевской (2000). В работах этих авторов представлены различные приемы проведения педагогического обследования и выявления акустических характеристик голоса и подтверждено, что его патология часто является компонентом структуры речевого дефекта.

В 1990 г. была переведена и опубликована монография американского педагога Д. К. Вильсона (D. К. Wilson) «Нарушения голоса у детей», в которой затронуты многие аспекты голосовой патологии - анатомия и физиология, инструментальные методы обследования, лечение и голосовая терапия. В ней также рассматриваются и проблемы нарушения голоса взрослых, ибо они зачастую берут свое начало с изменений голосовой функции в детстве. В этой работе в известной степени сделана попытка обобщения современных знаний как о нормальном, так и о патологическом развитии голосообразования.

За последние три десятилетия заметно возросло число публикаций, посвященных различным аспектам патологии голоса, подготовленных педагогами-логопедами. Так, Светлана Леоновна Таптапова (1963, 1971, 1974, 1985, 1990) разработала методику восстановления звучной речи после удаления гортани или ее частичной резекции; Елена Самсоновна Алмазова (1973) предложила систему упражнений по коррекции голоса детей при Рубцовых деформациях гортани; автор настоящего пособия (1971, 1974, 2001) изучила и описала различные расстройства голоса функционального и органического генеза; Ольга Святославовна Орлова (1980, 1998, 2001) исследовала сложные проблемы спастических нарушений голоса и обозначила систему коррекционной работы по предупреждению и устранению нарушений голоса у педагогов.

В 1971 г. был образован Союз Европейских фониатров (UEP), объединивший всех специалистов, работающих в области патологии голоса. Ежегодно в одном из европейских городов проводятся конгрессы, на которых обсуждаются многообразные аспекты изучения голоса и его нарушений - диагностика, инструментальные и объективные методы исследования, классификация и терминология, методы лечения и голосовой реабилитации.

В 1991 г. была создана Ассоциация фониатров и логопедов (фонопедов) России, которая в качестве коллективного члена вошла в Союз Европейских фониатров и в Международный Союз. Российская ассоциация организует ежегодные конференции, посвященные актуальным вопросам исследования, лечения и восстановления голосовой функции, к участию в которых привлекаются специалисты из СНГ, а часто и из Европы. Усиление международных связей и научного взаимодействия, изменение социального характера, стиля и темпа жизни - все это требует большего общения между людьми. Голос, как одно из средств коммуникации, его качество и возможности играют в этом процессе весьма значительную роль.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите ученых Древнего мира и Средневековья, которые изучали проблемы голосообразования.

3. Какой жанр искусства обусловил необходимость профессионального изучения голоса?

4. Кем впервые была осмотрена гортань и какое название получил этот метод?

5. Когда и кем было положено начало изучения голоса как самостоятельного предмета медицины и педагогики?

6. Назовите отечественных ученых 1930-1950-х гг., внесших большой вклад в изучение различных свойств голоса и его нарушений.

7. Укажите имена современных специалистов, разработавших методики коррекционного воздействия при органической патологии голоса.

8. Назовите специалистов, предложивших методики коррекции функциональных нарушений голоса.

Глава 2
СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ И
ФИЗИОЛОГИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща (рис. 1). В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани.

В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений (рис. 2).

Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др. Поскольку голосовой феномен - явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушной среде, поэтому звук голоса - это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с при температуре +18°С.

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные - шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука - это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может в обычной разговорной речи у мужчин изменяться в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин - от 160 до 340 Гц.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Одной из составляющих интонации является мелодика - относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основной тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметной, меняющейся мелодики речи делает ее маловыразительной и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон - объем голоса - возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах одной октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре в зависимости от его эмоциональной окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире - певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц - самые низкие голоса - до 2 300 Гц - высокие голоса.

Сила голоса, его мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90-110 дБ, а иногда достигает 120 дБ - силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничего не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ - непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон - максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) - необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

Тембр звука является существенной характеристикой голоса. По этому его качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, еще не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только этот звук. Эти области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для его различения достаточно двух первых формант. Первая форманта - диапазон частот 150-850 Гц - при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта - диапазон 500-2 500 Гц - зависит от ряда гласного звука. Звуки обычной разговорной речи располагаются в области 300-400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность.

Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс - это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает еще большее резонирование. Выделяют два основных резонатора - головной и грудной. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, - носовую полость и ее придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего или поющего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Исследованиями Р. Юссена (1950) доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При этом тембр голоса «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящего сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом. При формировании звука «на участке от голосовой щели до ротового отверстия возвратный импеданс проявляет свою защитную функцию, создавая в рефлекторном адаптационном механизме предварительные условия для наиболее благоприятного, быстро повышающегося импеданса». Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При этом голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Феномен возвратного импеданса - один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки - голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

Наиболее употребительна и физиологически оправдана мягкая атака. Злоупотребление твердым или придыхательным способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что длительное использование придыхательной атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок - возникновение контактных язв, гранулем, узелков. Однако использование придыхательной и твердой атак звука все же возможно в зависимости от задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса в каком-то одном, определенном периоде занятий.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых в зависимости от пола и возраста. В логопедии «под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности». Это в полной мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота его основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

Изучение интенсивности звучания: Используется аппаратура: шумометр, измерительные приборы типа “Vocal 2”, “Видимая речь” и др. (приборы, позволяющие анализировать частоты). Записывается звучание голоса, неоднократно, с интервалами 3 – 5 минут, вычисляются средние показатели.

Измерение частоты фонации: Также используется компьютерная программа “Видимая речь” (модули “Высота” и “Спектр”). Испытуемый длительно произносит заданный звук. На экране дисплея в зависимости от высоты голоса “ртуть на градуснике” поднимается при изменении высоты звучания. Индикатор фиксирует границы частотного диапазона.

Спектральный анализ гласных звуков: Проводится с использованием электроакустических методов – спектрометрии. Первоначально проводится запись голоса на высокочувствительную магнитную пленку в звукоизолированном помещении, после чего речевой материал подвергается спектрографическому анализу, когда дается оценка разных параметров звука. Для оценки интонационных особенностей речи используется прибор интонограф. Магнитофонные записи пропускают через осциллограф.

Одним из методов исследования голоса является определение профиля речевого голоса или голосового поля. Его сущность заключается в регистрации уровня звукового давления в зависимости от изменения интенсивности голоса, что дает представление о динамическом диапазоне. Динамический диапазон служит важнейшим показателем владением голосом. Изменение интенсивности и высоты основного тона определяют такие качества, как гибкость и мелодичность. Известно, что монотонная речь затрудняет восприятие слушателями и является частой причиной более быстрого перенапряжения голоса.

Исследование проводиться в помещении с нормальной акустикой, фоновый шум не превышал 40 дБ. Интенсивность речевого голоса или уровень звукового давления (УЗД) определяется с помощью прибора SM O3 фирмы «Atmos». При проведении исследования испытуемый находится в вертикальном положении, стоя, микрофон расположен на расстоянии 30 см от губ. Согласно инструкции к прибору необходимо начать беглый счет с цифры двадцать. Вначале числа произносятся тихо, затем постепенно увеличивается интенсивность голоса до максимально громкого произнесения. При этом дисплее точечного сигнала высвечиваются данные уровня звукового давления, которые заносятся на специальный бланк фонетограммы. Линия, соединяющая полученные координаты, образует профиль речевого голоса. Графический рисунок (фигуру) называют голосовым полем. Он показывает основные акустические параметры певческого голоса: тоновый диапазона, динамический диапазон и площадь голосового поля как характеристику голосовых возможностей исследуемого. Площадь данной фигуры напрямую связано с функциональным состоянием голосового аппарата: чем меньше площадь, тем ниже возможности голоса, а при заболеваниях голосового аппарата – выражение нарушение.

Другой вариант проведения методики: пропевать гласную “а” длительностью не менее 2 секунд. Тихое пение (panissimo) перед очень громким (fortissimo). При исследовании тон задается на пианино. Испытуемый воспроизводит заданный тон с соответствующей частотой насколько возможно тихо. Затем задается следующий тон, который пропевается аналогичным образом, и так продолжают до пределов диапазона, присущего голосу исследуемого. Таким же образом исполняется данный звукоряд в пределах диапазона насколько возможно громко. При этом на цифровом и точечном дисплее прибора высвечиваются данные уровня звукового давление. Исследование проводится на гласной «а». Это объясняется тем, что звук «а» позволяет лучше всего расслабить голосовой аппарат от излишнего напряжения, обладает наибольшей интенсивностью, и поэтому его образование требует наименьших усилий. Помимо этого, гласный «а» является самым распространенным звуком, с которого большинство вокальных педагогов начинают воспитывать голос.

Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками . I

Высота звука - субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин - от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи.

Сила голоса , его энергия, мощность определяются интен­сивностью амплитуды колебаний голосовых складок и
из­меряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебатель­ных движений, тем сильнее звучит голос.

Тембр , или окраска, звука является характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний.

Резонанс - резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фо­нации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, воз­никающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки.
Выделяют два резонатора - основной и грудной.

1) /i] сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и на­чинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается [i]приды­хательной атакой;

3. Основные функции голоса. Характеристика разговорного голоса.
Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе политического деятеля в течение первых нескольких секунд. Не важно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем голос.
Голос - это удивительный инструмент самовыражения. Известно, что любая болезнь моментально накладывает отпечаток на силу, тембр и высоту звучания голоса. Грусть и радость, как и другие эмоции, прежде всего передаются голосом.

Под влиянием болезней или постоянного перенапряжения голосовой аппарат слабеет. В то же время для представителей множества профессий, таких, как преподаватели, артисты,дикторы, адвокаты, политики, врачи, продавцы и др., которые «работают» голосом, этот аппарат должен быть всегда «в исправном состоянии», то есть здоровым, сильным и богатым всеми оттенками. Очень часто именно нарушение голоса заставляет человека обратиться к врачу.
Речь играет важную роль в жизни общества, выполняя коммуникативную и информативную функции. Голос передает различные переживания: радость, боль, страх, гнев или восторг. Его функция регулируется при помощи множества нервных связей, координирующих тончайшую работу большого количества мышц. Благодаря оттенкам голосовой окраски можно воздействовать на психику другого человека. Голос, лишенный высоких частот, кажется глухим, стелющимся, «как из бочки». А не имеющий низких – может раздражать, быть визгливым и неприятным. Красивый, здоровый голос должен радовать слух окружающих. Однако с ним могут возникнуть проблемы. Считается, что в силу своей эмоциональности проблемами голоса чаще всего страдают женщины, потерять его может и домохозяйка.

Какие бывают расстройства голоса?
По силе, тембру и высоте. При нарушении силы голос может быть быстро иссякающим, слишком слабым или, наоборот, чрезмерно громким; тембра – хриплым, грубым, гортанно-резким, глухим, металлическим или писклявым; высоты – монотонным, низким и т.д.
Расстройства голоса влияют на коммуникативную функцию речи детей и особенности их личности. При отсутствии или нарушении голоса могут возникать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками из-за трудностей общения. Ребята стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой и жестами. Могут появиться неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, агрессия и т.д. В дальнейшем это накладывает отпечаток на трудовую и личную жизнь взрослеющего человека.

КАК МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ?
Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе.
В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.

Процесс речи начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху. Воздух в подскладковом пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладковое давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук.
Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности, и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр,сила, выносливость и другие качества.

КАК МЫ ПОЕМ?
Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними.
Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию).
В воздухоносных полостях (в надскладковом и подскладковом пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами.

Различают верхние и грудные резонаторы.

Верхние резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и околоносовые пазухи (головные резонаторы).
Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр.
В результате головного резонирования голос обретает «полетность», собранность, «металл». Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования.
Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания.

В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи - только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо) человек пользуется средним отрезком своего голоса, так
как здесь говорить удобнее, он не устает.
Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской.

4. Механизмы голосообразования.
В механизме голосообразования принимают активное участие диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом голосообразования является гортань. Когда мы говорим, расположенные в гортани голосовые складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться. Мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок. В результате возникает колебание частиц воздуха, находящегося над складками. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются как звуки голоса. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобедренного треугольника.

Механизм
голосообразования (фонации) таков.

При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц,
суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху книзу.
В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звук голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум. Который и воспринимается нами в виде шепота.

5. Развитие голоса у детей. Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов:
    • дошкольный до 6-7 лет,
    • домутационный от 6-7 до 13 лет,
    • мутационный - 13-15 лет и
    • послемутацион­ный -15-17 лет.
Мутация голоса (лат. изменение, переме­на )наступает в результате изменений в голосовом ап­парате и во всем организме под влиянием возрастной эн­докринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается возрасте 13-15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У девочек, как правило, голос меняется, постепенно теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Продолжительность мутации от одного - нескольких месяцев до 2-3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную - пиковую и конечную. Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека. 6. Характеристика мутационных изменений голоса. К функциональным нарушениям голоса относится патологическая мутация голоса . Данное голосовое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями. Мутация- это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате. Вопрос о том, сопровождается ли период мутации переломом голоса или его постепенным изменением, решается исследователями в пользу последнего. Указывается, что только меньшинство юношей страдает от перелома голоса, для большинства же этот процесс протекает почти незаметно. Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек голосовые складки удлиняются только на 3-5 мм. Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация - неуверенной. Наблюдается диплофония (би-тональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки. У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсированно работать. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений не претерпевает. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным. Нормально протекающая мутация может проявляться в нескольких формах . Так, нередко голос меняется очень медленно, незаметно как для самих детей, так и для окружающих; изредка лишь наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях (что встречается чаще) голос у мальчика во время речи или пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает все чаще и чаще, затем проявляется реже, и, наконец, детский тембр заменяется мужским. Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота, иногда полная афония. Когда охриплость исчезает, у юноши устанавливается вполне сформированный мужской голос. Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса. Наиболее часто встречается персистирующий (т.е. упорно держащийся) фальцетный голос, который возникает при судорожно поднятой гортани и значительном натяжении голосовых складок во время фонации. Это голос высокий, слабый, писклявый, неприятный на слух. В других случаях нарушение голоса проявляется в затянувшейся мутации. При этом голос на протяжении нескольких лет не переходит в нормальный мужской голос: он продолжает оставаться детским (фальцетным), или фальцетные звуки прорываются на фоне преобладающего мужского звучания. У мальчиков встречается иногда преждевременная мутация (в 11-12 лет), когда голос раньше времени становится низким, грубым. Причина этого явления - преждевременное наступление половой зрелости и длительная, чрезмерно напряженная работа голосового аппарата (при крике, форсированном пении, пении в высокой тесситуре). У девочек изредка наблюдается извращенная мутация, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности. Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении ох­ранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса. Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. Можно выделить три периода мутации: 1) начальная 2) пиковая 3) конечная Мутация продолжается от 1 месяца до 2-3 лет. Мутационные расстройства: · затянувшаяся мутация - смена голоса происходит на протяжении многих лет, сохраняется фальцет. Причина: нарушение координации работы голосовых складок и мышц гортани. · замаскированные расстройства - в мутационном периоде характеризуются тем, что видимых признаков мутации в голосе еще нет, но часто возникают труднообъяснимые приступы кашля. Часто встречаются у мальчиков, поющих в хоре). · преждевременная мутация - чаще у мальчиков, 10-11 лет появляется грубое звучание голоса, неестественное для детей данного возраста. Может быть обусловлено преждевременным наступлением половой зрелости или чрезмерной работой голосового аппарата (например, форсированное пение) · запоздалая мутация - происходящая после наступления половой зрелости. · поздняя мутация - голос длительно сохраняет детское звучание даже при нормальном строении гортани. Может быть связана с нарушениями функций щитовидной железы, надпочечников, половых желез. · вторичная мутация - наступает внезапно, в зрелом возрасте. Причины: нарушение работы желез внутренней секреции, перенапряжение голоса, курение и т. п. Во время мутации голоса у подростков необходимо соблюдать правила гигиены и охраны голоса.
7. Общая характеристика нарушений голоса. (Афония, дисфония, фонастения и др.) Нарушения голоса разделяются нацентральные ипе­риферические , каждое из них может быть органическим и функциональным . Большинство нарушений проявляются как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосово­го аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тя­желым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании. Механизм нарушений голоса зависит от характера изме­нений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего - от подвижности и тонуса голосовых складок, который про­является обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в соче­тании того и другого. Говоря о функциональных нарушениях голоса, следует выделять: афонию (полное отсутствие голоса) и дисфонию , проявляющуюся в изменении высоты, силы и тембра голоса. При афонии больной говорит шепотом различной громкости и внятности. При попытках фонации на кашле появляется громкий звук голоса (в отличие от органических нарушений). При этом напрягаются мышцы шеи, гортани, брюшного пресса, краснеет лицо. Возникновение на кашле громкого голоса является важным методом диагностики функциональных расстройств голоса. Этот факт имеет и прогностическое значение, он указывает на возможность быстрого восстановления голоса. При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов (самочувствия больного, его настроения, времени года, времени дня, погоды и т.д.). Своеобразно проявляется дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе. Отсутствие анатомических изменений в строении гортани вселяет надежду в возможности полного восстановления голоса, т. е. нормально звучащего. Но длительное течение функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию функциональных нарушений в органические расстройства голоса. Этиология голосовых расстройств: · заболевания желез внутренней секреции и половых желез · заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания · воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь и пр.) · механические повреждения голосового аппарата, послеоперационные последствия · последствия простудных заболеваний · нарушение центральных механизмов голосообразования · психогенные воздействия В целом выделяют две группы причин нарушений голоса: · органические, ведущие к анатомическому изменению строения периферического отдела голосового аппарата или его центрального отдела · функциональные , в результате действия которых страдает функция голосового аппарата Классификации расстройств голоса: По проявлениям : 1) Истерический мутизм - мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией 2) Афония - полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь 3) Дисфония - нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления:голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий,монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий и т. п. 4) Фонастения- голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса 5)Патологическая мутация 6) Нарушение голоса после ларингоэктомии (операция на гортани) По этиопатогенетическим механизмам. Выделяет две группы нарушений голоса (органические и функциональные): 8. Основные причины нарушения голоса. (см.7) Причины расстройства голоса многообразны. К ним относятся заболевания гортани, носоглотки, легких; перенапряжение голоса; снижение слуха; заболевания нервной системы; несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса и др. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей младшего школьного возраста, является дисфония. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии может привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика; несоблюдение основных правил гигиены голоса при пении (несоответствие звукового диапазона песни среднему диапазону голоса ребенка определенного возраста); частое подражание голосам кукол (высокий, резкий голос Буратино), голосам взрослых, резким свисткам паровоза, гудкам автомобиля. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Школе и семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом, не допуская вышеперечисленных ошибок. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Некоторое время таким детям не следует давать большой нагрузки на голос, т. е. не требовать от них громкой речи и пения. Если у ребенка длительное время (1-2 недели) наблюдается охрипший голос, его нужно направить к отоларингологу и затем выполнять все указания врача.

Расстройства голоса возникают в результате недостаточного или неправильного функционирования анатомических структур голосового тракта. Объективная оценка голосовой функции представляет собой крайне сложную задачу, т.к. на нее влияют анатомические, физиологические, акустические факторы, а также факторы, связанные с лицом, воспринимающим чужой голос.

Благодаря теоретическим и технологическим прорывам последних десятилетий в нашем арсенале появилось множество различных диагностических инструментов, но, к сожалению, диагностическая эффективность и валидность многих из них не доказаны.

В рамках этой статьи невозможно детально рассмотреть теоретические основы, методы и логику всех имеющихся диагностических инструментов; данный текст послужит лишь кратким введением. Наибольшее внимание будет уделено данным анамнеза, а также аэродинамическим и акустическим факторам, влияющим на качество голоса пациента.

а) Анамнез . В то время как оториноларинголог в первую очередь оценивает анатомическое строение гортани, логопеды (специалисты по нарушениям речи) занимаются функциональными нарушениями. Гортань является подвижной структурой, поэтому для диагностики и лечения ее заболеваний необходимо оценивать не только факторы анатомического строения, но и динамические характеристики.

Сбор анамнеза начинается со сбора анамнеза жизни и медицинского анамнеза, особое внимание уделяется голосовым потребностям пациента. Специалист проводит субъективную оценку качества голоса (хриплый, с придыханием, грубый, афонический, прерывистый, дрожащий, диплофонический, надорванный, штробас, повышенная утомляемость голоса). Субъективные характеристики голоса необходимо учитывать при проведении объективных диагностических тестов (акустических, аэродинамических).

Также стоит оценивать такие факторы , как тип дыхания (грудное или брюшное), наличие или отсутствие стридора, привычка «прочищать» горло. Также помочь в оценке степени тяжести имеющихся голосовых нарушений могут различные шкалы, например, GRBAS (см. врезку ниже) или CAPE-V (см. врезку ниже). Индекс голосовых нарушений-10 (Voice Handicap Index-10, VHI-10) представляет собой опросник, который отражает степень восприятия тяжести состояния самим пациентом.

Шкала GRBAS :
Каждой характеристике исследователем присваивается значение от 0 (норма) до 3 (резко выраженная):
Общая тяжесть имеющихся нарушений (G, grade)
Грубость (R, roughness)
Наличие придыханий (В, breathiness)
Астеничность, слабость голоса (A, Aesthenia)
Напряжение (S, strain)

б) Акустический анализ . При проведении акустического анализа голоса используются инструменты, анализирующие физиологические значения свойства звуковой волны голоса. Оцениваются частота, амплитуда, наличие искажений (возмущений), гармонический спектр, шумы и пр. Измерения выполняются, чтобы уточнить этиологию, патофизиологические механизмы и тяжесть имеющейся дисфонии.

в) Аэродинамический анализ . Измерение аэродинамических показателей особенно важно, т.к. с его помощью можно количественно и качественно описать такие показатели, как подскладочное давление и объем потока воздуха, проходящего через голосовую щель. Для оценки состояния легких используется спирометрия. Главными показателями состояния голосового аппарата, являются подскладочное давление или объем потока воздуха, проходящего через голосовую щель.

Изменение давления между подскладочным и надскладочным отделами гортани заставляет колебаться голосовые складки. Поэтому при измерении подскладочного давления и потока воздуха, проходящего через голосовую щель, можно косвенно судить о состоянии складочного отдела гортани. Повышение подскладочного давления и/или сопротивления потоку воздуха на уровне голосовых складок может свидетельствовать о перенапряжении голоса или о воспалительном процессе.

Чрезмерно высокий уровень объема воздуха , проходящего через голосовую щель, может быть признаком гипофункции голосовых складок, а также их пареза или паралича. Эти сведения полезны как для составления плана терапии, так и для оценки результатов хирургического или консервативного лечения. В таблице ниже кратко представлены нормативные показатели важных характеристик голоса.

г) Оценка характера смыкания голосовых складок . Движения голосовых складок являют собой сложный динамический процесс, их быстрые колебания совершаются сразу в трех плоскостях, о чем уже было подробнее рассказано в главе о физиологии голосообразования. Для того, чтобы оценить характер смыкания верхних поверхностей голосовых складок и характер движений боковых стенок гортани, используются самые различные эндоскопические методы диагностики, к которым относятся видеостробоскопия, видеокимография, а также высокоскоростная видеозапись.

Однако точный характер смыкания голосовых складок, а также любые нарушения, происходящие при открытии голосовой щели, с помощью данных методов оценить невозможно. Для визуализации подобных скрытых явлений был разработан метод электроглоттографии (ЭГГ).

В основе ЭГГ лежит тот факт, что большинство тканей благодаря высокому содержанию электролитов являются хорошими проводниками; в то время как воздух проводить электрический ток практически не способен. Если с обеих сторон от щитовидного хряща поместить небольшие электроды, то между ними, через мягкие ткани шеи, можно пустить слабый высокочастотный электрический сигнал.

При раскрытии голосовой щели будет отмечаться возрастание электрического сопротивления системы, т. к. между электродами возникнет относительно большое воздушное пространство с низкой электропроводностью. При смыкании же голосовых складок сопротивление в системе постепенно уменьшается, достигая минимума при полном смыкании голосовых складок. Таким образом, величина тока является показателем, по которому можно судить о площади соприкосновения голосовых складок.

На рисунке ниже изображены результаты ЭГГ у здорового с фонацией в модальном регистре, а также результаты ЭГГ у женщины с певческими узелками. Четко определяется аномальный характер второй ЭГГ; и это лишь один из способов объективной визуализации заболеваний голосовых складок. Для корректной интерпретация результатов ЭГГ необходимо использовать подходящие количественные и качественные методы оценки, которые позволят понять этиологию заболевания у конкретного пациента.


д) Звуковая спектрография . Оценивая звуковые характеристики речевого сигнала, возможно определить состояние голосовой щели и структур голосового тракта. Наиболее распространенным методом подобной оценки является звуковая спектрография. На вертикальной оси откладывается частота, на горизонтальной - время, результаты представляются в различных оттенках серого. Можно регулировать параметры спектрографа, адаптируя его к конкретным частотам, временным характеристикам, состоянию структур голосового фильтра, постороннему шуму и т.п.

Из-за подобных широких возможностей оптимизации , звуковая спектрография имеет большое диагностическое значение, особенно у пациентов со сложным поражением голосовоспроизводящего аппарата.

На рисунке ниже представлены результаты спектрографии фразы «Joe took father"s shoe bench out», произнесенной здоровым мужчиной; данное изображение дает примерное представление о том, какую информацию можно получить в результате спектрографии. Например, каждая вертикальная линия, появляющаяся на графике во время произнесения гласного звука, соответствует одному циклу закрытия голосовой щели; в то время как горизонтальные темные участки, отмечаемые во время фонации гласных звуков, соответствуют периодам пикового резонанса, либо негармоническим частотам (во время произнесения «sh» слова «shoe» или «ch» слова «bench»).

Специалист, имеющий опыт в интерпретации звуковых спектрограмм , достаточно легко может оценить временные соотношения в работе гортани и остальных структур голосового тракта.


Примеры записи результатов электроглотографии (ЭГГ) .
Слева: верхний график показывает изменения в площади контакта голосовых складок во время трех голосовых циклов здорового мужчины.
Повышение площади соприкосновения отражено на графике как вертикальное восхождение кривой,
оно отражает именно степень контакта голосовых складок, и не обязательно свидетельствует о более плотном закрытии голосовой щели.
Ниже показан звуковой сигнал голоса, произведенного во время трех данных голосовых циклов.
Справа: характер смыкания голосовых складок у женщины с певческими узелками.
Наличие дополнительных мягкотканных образований на складках приводит к появлению характерных «выступов» на графике.

е) Заключение . Основными моментами в диагностике расстройств голосообразования являются сбор анамнеза, а также исследования акустики и аэродинамики человеческого голоса. Оценка фонаторных и нефонаторных функций гортани происходит не только с помощью эндоскопических методов обследования, но также при помощи других диагностических методов, позволяющих получать и документировать количественные данные. Особую ценность представляют методы электроглоттографии и звуковой спектрографии.