Что такое электронная ветеринарная сертификация. Электронная ветеринарная сертификация: сроки введения, плюсы и минусы

С 1 января 2018 года на всей территории России и Таможенного союза вводится обязательная электронная ветеринарная сертификация (ЭВС) , внедрять электронную систему « Меркурий » должны как сельхозпроизводители и переработчики, оптовые и розничные магазины, предприятия общественного питания, так и детсады, школы, больницы получающие продукты.

Все документы ветеринарного контроля будут действовать только в электронном виде оформляются на продукцию животного происхождения всего цикла «от поля до тарелки», на всей цепи от происхождения (производства, переработки) до точки реализации, включая пути перемещения. .

Новая система позволит вести автоматический учёт поступившего и убывшего объёма продукции на предприятии (холодильнике, складе, МПП и т. д.), вводить и хранить информацию об отобранных пробах для исследования ввозимой продукции, отслеживать перемещение партии груза по территории РФ с учётом её дробления до конечного потребителя: торговые предприятия и общепит.

Сопроводительные ветеринарные документы потребуются и для перевозки товаров животного происхождения (включая рыбу). Магазины в районах области и оптовые базы также должны будут использовать подключение к системе « Меркурий » для электронного гашения оформленных документов.

Электронные сертификаты должны быть оформлены при приеме и перемещении продукции до розничных магазинов и объектов общепита.

С 1 января 2018 года за отсутствие электронных сопроводительных документов нарушители будут платить штрафы, а также вводится ограничение доступа животноводческой продукции в торговые сети.

Каждое предприятие, в зависимости от категории, входящее в сферу производства пищевой продукции обязано иметь уполномоченное лицо и/или аттестованного специалиста, которые могут осуществлять ветеринарную сертификацию некоторых групп товаров наряду с сотрудниками госветслужбы.

Система электронной ветеринарной сертификации « Меркурий » должна защитить потребителя от некачественной и небезопасной продукции и сделает действия надзорных органов эффективными в борьбе с мошенничеством и исключения неблагонадежных поставщиков

С одной стороны благая вещь - усиливается контроль за качеством продуктов, и отменяются бумажные ветеринарные сертификаты, но.......

Поневоле вспомнишь слова Черномырдина: Хотели как лучше, а получилось как всегда!

Вы надеюсь прекрасно помните идеи, которые я озвучивал в цикле статей на АШ: Россия – как всегда впереди планеты: от капитализма к компьютерному капитализму, а возможно и к компьютерному социализму

я утверждал, что

в РФ государство последовательно строит Общую Интегрированную Государственную Систему (ОИГС), которая будет содержать всю информацию по экономической деятельности в РФ – все отгрузки, оплаты, транспортные накладные, выпуски до единицы всех товаров, все зарплаты и выплаты дивидендов.

В том числе, параллельно идет процесс отказа от наличных денег. Как результат это приведет к значительному уменьшению теневого сектора, серых зарплат, увеличению налоговой базы и возможности контроля ценовых сговоров и применения откатных систем в госзакупках.

1) Как я и говорил, повсеместно все ведомства внедряют свои системы - получается пока огород: одну систему строят промышленники, другую систему Россельхознадзор, третью банковская система, четвертую налоговики.

Пока, что нет единого руководящего органа в Правительстве, чтобы свести все эти разрозненные системы в единую базу. Такой орган пока что в планах (у меня будет статья про это).

2) Так как все системы вводятся параллельно, то для бизнеса получается не благо, а одна головная боль. Ведь одну и ту же операцию они вынуждены проводить по разным информационным системам. Это не снижает нагрузку на бизнес, а наоборот увеличивает.

3) Бизнесу уже начинает надоедать этот бюрократический беспредел - зачем многократно дублировать одну и ту же информацию в разных информационных системах. Мало того, бюрократия пытаясь заработать на "модной" цифровой теме, экономит на самом качестве внедрения, в результате бизнес должен работать с "сырым" и некачественным продуктом, с невозможностью осуществления операций, требуемых по закону через "кривые" компьютерные системы.

4) Во внедрении "цифры" нужна государственная программа, а не хаотичные действия отдельных министерств. Единый орган по внедрению автоматизации в России.

Сегодня поговорим о системе "Меркурий" (ЭВС) вот последние новости с полей: Коммерсант Еда без цифры (Регионы не спешат с электронной ветсертификацией продуктов)

Минсельхоз проинформировал правительство о трудностях с внедрением электронной ветеринарной сертификации (ЭВС), которая станет обязательной для продуктов животноводства с 2018 года. Среди вопросов - недостаток финансирования процесса в регионах, отсутствие персонала и проблемы с доступом в интернет. Поспешный ввод системы может вызвать рост цен на продовольствие и остановить работу предприятий, опасаются участники рынка.Отчет о подготовке к введению ЭВС, которая должна стать обязательной с 1 января 2018 года, Минсельхоз направил в правительство на прошлой неделе. Как сказано в документе (есть у “Ъ”), анализ мнений должностных лиц субъектов РФ показывает, что в нескольких регионах есть «определенные трудности», осложняющие повсеместное использование системы ЭВС в указанный срок. К ним относятся низкое финансирование процессов внедрения ЭВС в регионах, отсутствие доступа к интернету, недостаток персонала для работы государственной информационной системы «Меркурий» (предназначена для электронной сертификации поднадзорных грузов и отслеживания их перемещения) у небольших предприятий. Также в отчете отмечается сложившееся негативное мнение участников рынка, связанное с «техническим несовершенством» «Меркурия», и нежелание финансировать техническое оснащение процесса ЭВС до 2018 года. В 13 регионах, включая Санкт-Петербург, в «Меркурии» сейчас зарегистрировано менее 100 участников, пишет Минсельхоз.

Обязательная ЭВС вводится для товаров животного происхождения, включая молоко, мясо, рыбу. Она должна распространяться как на сырье, так и на готовую продукцию. Оператором «Меркурия» выступает Россельхознадзор. По его данным, в августе 2017 года через систему в добровольном порядке было оформлено 8,29 млн электронных сертификатов. Из них 1,12 млн документов было выдано на мясо и мясные продукты, 1,39 млн - на мясо птицы, 173,7 тыс.- на сырое молоко, 817,7 тыс.- на рыбу и морепродукты, 4,29 млн - на готовую продукцию.

Приведенные Минсельхозом данные показывают, что уровень готовности отрасли для перехода на ЭВС невысок и очевидно, что с 1 января 2018 года система в полном режиме работать не сможет, отмечает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. По его словам, только для распространения ЭВС на сырое молоко к системе должны подключиться десятки тысяч предприятий и хозяйств, «очевидно, что они не успеют этого сделать». Перенос сроков обязательного перехода на ЭВС в текущей ситуации был бы оправданным, согласен президент ассоциации «Ветбезопасность» (объединяет ветврачей, сотрудников профильных НИИ) Лилия Сургучева. «Сегодня для обеспечения обращения подконтрольных товаров идет оформление документов в бумажном виде, эта система отработана и доказала свою эффективность. При одномоментном переходе на электронную форму любой технический сбой может привести к остановке процесса и, как следствие, к финансовым потерям участников рынка»,- объясняет она.

«За три месяца до ввода в эксплуатацию система, по сути, не работает. Ее введение с января 2018 года в любом виде приведет к остановке работы крупнейших пищевых компаний по всей стране»,- беспокоится собеседник “Ъ” в крупном производителе продуктов. Он считает, что поспешное внедрение ЭВС на пищевом рынке может привести к сложностям, аналогичным вводу ЕГАИС в алкогольной отрасли в 2006 году, и вызовет рост цен на продукты. Замруководителя Россельхознадзора Николай Власов ранее признавал, что введение ЭВС может отразиться на себестоимости продукции, но подчеркивал, что речь идет о «сотых или даже тысячных долях процента».

Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, напротив, не считает нужным переносить срок внедрения ЭВС. Он уверен, что от новой системы контроля выиграет весь рынок. «Сегодня до сих пор существуют десятки, если не сотни производителей, особенно в регионах, которые используют небезопасное сырье неизвестного происхождения»,- отмечает господин Юшин.

В Минсельхозе заявили, что внедрение ЭВС идет во всех регионах с разной интенсивностью в плановом режиме. Представитель Россельхознадзора говорит, что перенос сроков внедрения ЭВС руководство страны не считает целесообразным. «Процедура длится уже несколько лет, хозяйствующим субъектам было дано достаточно времени для осуществления перехода. Более того, многие уже давно работают в новых условиях»,- отмечает он. По словам источника “Ъ” в отрасли, вопрос о внедрении ЭВС будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в следующий понедельник, 18 сентября. Представитель господина Дворковича Алия Самигуллина не стала это комментировать.

1) Чувствуется бизнес уже начал уставать от излишней и криво проводящийся автоматизации госконтроля.

2) Требуется единый центр и единая, понятная бизнесу государственная программа автоматизации.

МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Электронная ветеринарная сертификация для производителей пищевой продукции становится обязательной в РФ с 1 июля 2018 года. Как сообщили ТАСС в пресс-службе Россельхознадзора, согласно подсчетам ведомства, внедрение специально созданной системы "Меркурий" позволит пресекать нелегальный ввоз в страну продукции на 1,4 трлн рублей в год.

28 июня Минсельхоз РФ представил список продукции, подлежащей сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, а также уточнил исключения из этого перечня. В список попали продукты животного происхождения (включая колбасы) и рыба во всех видах, а также ракообразные, яйца, зерно, бобы, растительные жиры и масла.

Сертификатами должна сопровождаться вся молочная продукция, кроме выработанной из пастеризованного молока, изготовленной промышленным способом и упакованной в потребительскую тару. Кроме того, в список не вошли продукты, содержащие в своем составе менее половины продукции животного происхождения, молока или рыбной продукции при условии, что такая продукция была термически обработана целиком и полностью до полного изменения естественных свойств сырого продукта.

Пока соответствующий приказ ведомства не принят.

Программа "Меркурий" представляет собой информационную систему, в которую заносятся сведения о производимой, перемещаемой и реализованной на территории России животноводческой продукции. До 1 июля такая продукция сопровождалась документами, распечатанными на бумажных бланках, выдачей которых занимались ветеринарные врачи субъектовых управлений ветеринарией на платной основе. "Кроме того, что традиционная система выписки сертификатов на бумаге себя изжила, она еще и является угрозой для репутации страны как производителя и экспортера безопасной и качественной продукции, так как недобропорядочный бизнес научился подделывать такие документы", - подчеркнул представитель Россельхознадзора.

От производителя к прилавку

Как пояснили в Россельхознадзоре, основными целями внедрения системы является обеспечение прослеживаемости производства, перемещения и реализации продукции.

"Это значит, что на всей цепи "от поля до прилавка" в "Меркурии" будут формироваться электронные сертификаты, в сопровождении которых продукция будет перемещаться и продаваться. И все участники процесса - производители, логисты, ретейлеры и контролирующие органы - смогут иметь доступ к этой информации и отслеживать все, что происходит с продукцией", - сказали в Россельхознадзоре. Кроме того, целью внедрения системы является защита потребителя от некачественной и небезопасной продукции.

Планируется, что система сделает работу надзорных органов прозрачной и эффективной в борьбе с мошенничеством. "Добропорядочный бизнес будет развиваться в условиях действительно честной конкуренции, так как "Меркурий" позволит вытеснить с рынка мошенников и контрабандистов и защитить бренды от подделки", - уверены в Россельхознадзоре. Участники рынка и госорганы также смогут использовать "Меркурий" в качестве единой базы, которая позволяет быстро и эффективно искать и анализировать информацию.

В Россельхознадзоре сообщили о работе по созданию единой информационной среды между всеми странами ЕАЭС. Ожидается, что общая система электронной ветеринарной сертификации позволит в разы снизить поток нелегально ввозимых товаров животного происхождения, так как оперативно отслеживает перемещение продукции по территории всех государств - участников ЕАЭС. Россельхознадзор также продолжает работу по налаживанию электронной ветеринарной сертификации с другими странами - торговыми партнерами России, в том числе внедрив электронную ветеринарную сертификацию с Новой Зеландией, Нидерландами, Чили и Евросоюзом.

Мнение бизнеса

Большинство компаний, опрошенных ТАСС, готовы к внедрению электронной системы ветеринарной сертификации, однако некоторые поставщики пока не успели на нее перейти.

"Компании, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), вполне готовы к ЭВС. В то же время от 20 до 30% поставщиков по-прежнему находятся в зоне риска", - сообщил ТАСС представитель АКОРТ.

Представители ретейлеров также подтвердили эту информацию. "Мы готовы к запуску системы в тестовом режиме. Часть поставщиков пока не перешла на работу в "Меркурии". Совместно с ними мы принимаем меры по ускорению их подготовки", - отметил представитель X5 Retail Group.

Как сообщил представитель "Магнита", компания начала использовать систему "Меркурий" в тестовом режиме еще в 2017 году. "На сегодняшний момент все торговые объекты розничной сети прошли регистрацию в Россельхознадзоре, персонал обучен и работает в системе "Меркурий", - заверили в компании. Большинство партнеров компании также готовы к работе в "Меркурии", поэтому с 1 июля 2018 года "Магнит" ожидает поступление отгруженной продукции только в сопровождении электронных ветеринарных сертификатов.

Как сообщила ТАСС директор по корпоративным коммуникациям "Ашан ритейл Россия" Мария Курносова, в компании создано собственное интеграционное IT-приложение "Ветис.API", которое позволит учетным информационным системам в автоматическом режиме передавать и получать необходимые данные по работе с ветеринарными документами, а также требует минимального участия от пользователей. Пока интеграционный шлюз полностью функционирует во всех подразделениях "Ашан ритейл Россия". Говоря о готовности поставщиков, Курносова отметила, что около 50% поставщиков подконтрольной ветеринарной продукции компании готовы работы в "Меркурии", однако только 30% входящих электронных ветеринарных сопроводительных документов являются корректными.

При этом гендиректор производителя мясных изделий "Дымов" Александр Качев заявил ТАСС, что компания видит риски на этапе внедрения системы.

"Мы провели большую работу и приложили максимальные усилия, чтобы подготовиться к запуску. При этом видим серьезные риски сбоев на этапе запуска системы. Не все партнеры готовы. Не по всем процессам есть четкие разъяснения. Сама система требует доработок и дополнительного тестирования", - сказал он.

Также, по словам управляющего партнера Agro and Food Communications Ильи Березнюка, есть возможность продолжительного зависания шлюза, которое может привести к остановкам и задержкам отгрузки продукции. Эксперт также напомнил, что не во всех населенных пунктах России до сих пор есть доступный интернет.

"Но, как обещают региональные ветеринарные службы, такие "безинтернетные" зоны будут по старинке использовать бумажные сопроводительные документы. Другой вопрос, сколько в итоге получится таких торговых точек, фермерских хозяйств, малых и средних предприятий по всей стране", - продолжает он, добавляя, что если система будет работать без зависаний, то результаты ее работы будут только положительными для конечного потребителя.

Следить за функционированием системы "Меркурий" намерен не только Россельхознадзор, но и другие ведомства, например Росрыболовство.

"Сейчас мы создаем рабочую группу вместе с рыбаками и Россельхознадзором, которая будет отслеживать и решать все те проблемы, которые возникают в процессе перехода... Такая рабочая группа будет раз в неделю смотреть, какие сложности возникают", - сообщил 29 июня глава Росрыболовства Илья Шестаков на заседании в Совете Федерации. По его мнению, такие сложности будут возникать, поскольку внедряемая система не является оптимальной и ее надо дорабатывать.


Электронная ветеринарная сертификация в молочной отрасли


Закон о переходе всей ветсертификации в электронный вид был принят в 2015 году и должен вступить в силу в 2018 году. Предстоящее внедрение электронной ветеринарной сертификации вызывает много вопросов со стороны производителей молочной продукции. В рамках конференции «Законы, стандарты, приказы и постановления – что ждет молочную отрасль в ближайшее время?» Власов Николай Анатольевич, заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ответил на некоторые из них.

Власов Н. А.: В плане своевременного перехода на систему электронной ветеринарной сертификации ряд предприятий подает большие надежды. Например, Тульский молочный завод сделал всесторонний анализ всех алгоритмов, и мы в своей работе опираемся на эту информацию. Агрофирма «Дмитрова Гора» – предприятие-перфекционист во всех смыслах. Полагаю, что в молокоперерабатывающей отрасли они одними из первых запустят систему электронной ветеринарной сертификации. Еще одно супер продвинутое предприятие – это ГК «Галактика». На предприятии начат интеграционный проект. Причем в плане технологического контроля компания поставила показатели на порядок выше, чем предусмотрено федеральным законодательством. Согласно проекту будет проводиться идентификация не производственной партии, а каждой упаковки. Уже приобретено оборудование, которое встроено на линии розлива и позволяет надежно осуществлять идентификацию каждого пакета молока. Отрадно, что к работе подключаются компания Unilever и Союз мороженщиков. Но общая ситуация с внедрением в молочной отрасли ветеринарной сертификации достаточно печальная.

Вопрос: Вы говорите о том, что этот вид деятельности должны осуществлять ветеринарные врачи. У нас есть еще ветсанэксперты, которых готовят высшие учебные заведения, специалисты по управлению качеством, технологи. Как, на ваш взгляд, могут быть реализованы этими специалистами данные профессиональные задачи?

Власов Н. А.: У нас есть единственная отрасль, где, по международному праву и по внутреннему законодательству, выделяется особая группа специалистов не ветеринарного профиля, которые работают в целях ветеринарии, и это, к сожалению, не молочная, а рыбная промышленность. И называется такой специалист не ветеринаром, а специалистом по болезням рыб. Работа по сертификации готовой молочной продукции, при которой в сертификат вводятся основные данные готовой партии продукции, изначально планировалась как раз для технологов. С этим сертификатом нельзя перемещать и продавать продукцию, но в нем вводятся данные о свойствах продуктов, которые лучше технологов никто не знает.

Что касается подготовки кадров, то мы предлагали сотрудничество давно, и некоторые вузы, в основном ветеринарные, пошли на это. В частности, по теме сегодняшнего нашего разговора – в нескольких вузах изучение вопросов ветеринарной сертификации уже введено как предмет. И учебные пособия есть на эту тему. Если у вузов есть желание сотрудничать, то мы готовы делать все возможное вплоть до разработки с ними курсов лекций и практических занятий.

Вопрос: Понимаю необходимость введения электронной ветеринарной сертификации для продуктов, которые ранее подвергались бумажной ветсертификации. Также понимаю и приветствую электронную ветсертификацию сырого молока – отрасль нуждается в качественном и безопасном сырье. Но какая необходимость введения ветсертификации продукции промышленной переработки? И как вы относитесь к тому, что наши коллеги по таможенному союзу (письмо от 28.10.2016 № 10-270 о перемещении и перевозке продукции животного происхождения внутри подконтрольных республик), не имеющие соответствующих административных барьеров в виде электронной ветсертификации, получат преимущества перед переработчиками РФ? Также есть непонимание структуры ветеринарной службы – кто и за что отвечает?

Власов Н. А.: Мы понимаем, насколько важно, чтобы вся ветеринарная служба страны работала как единая система, и это понимание появляется у руководства страны. В частности, мы имеем поручение президента о разработке законопроекта, который устанавливает контрольные полномочия Россельхознадзора в отношении государственных ветеринарных служб субъектов РФ, а также полномочия Минсельхоза России о назначении главного ветврача региона. Сейчас этот законопроект проходит стадии согласования.

Что касается наших соседей и партнеров по ЕАЭС, то здесь совершенно понятно, что если наши собственные производители выполняют определенные законы, то же самое будет требоваться от любого, кто ввозит продукцию на территорию России. И всю продукцию, которая будет оттуда идти, мы сможем отследить вплоть до фермы, до животного. И. Шувалов заявил нашим соседям по ЕАЭС, что все грузы по территории РФ будут сопровождаться системами ГЛОНАСС и «Платон», а грузы животного происхождения – еще и системой электронной ветеринарной сертификации. Например, Белоруссия копирует и внедряет у себя «Меркурий». В дальнейшем она будет интегрирована в нашу систему.

Введение системы электронной ветсертификации преследует несколько целей. Первая – это обеспечение биологической безопасности. В отношении готовой молочной продукции такая цель не стоит, так как в готовом молочном продукте биологическая безопасность обеспечивается технологией на 99,9 %. Вторая цель – это обеспечение пищевой безопасности, т. е. контроль наличия компонентов неинфекционной природы. В молочной отрасли эта проблема стоит в полный рост. Статистические данные очень плохие. Я понимаю, в какой сложной среде работают молокопереработчики, когда не хватает сырья и нет возможности свободного выбора поставщиков молока. В выигрышной ситуации те, кто создал и имеет свои сырьевые площадки. Третья цель – поддержание в нормальном состоянии конкурентоспособности молочной продукции. Так как в настоящее время нередка ситуация, когда на одной и той же полке лежат настоящие сыры и сыроподобные продукты, в которых молока вообще может не быть, но на которые «непродвинутый» потребитель обратит внимание в первую очередь как на более дешевый продукт. Четвертое – это поддержание экспортного потенциала. Совсем немного молочной продукции вывозиться в страны ЕАЭС, больше, конечно, ввозится. В третьи страны у нас, можно сказать, ничего не вывозится, хотя право экспорта у нас есть в 9 из 10 стран. Чтобы поддерживать экспортный потенциал на высококонкурентных рынках, надо поддерживать соответствующее качество продукта. И еще одна очень важная цель – обеспечение прозрачной деятельности всех действующих предприятий. Система аккумулирует информацию о всех производителях, и проще найти виновного, если обнаружится что-то лишнее в конечном продукте. И, наконец, прозрачность деятельности, созданная цепочкой сертификатов, позволит отделить легальное производство от нелегального, которого, по нашим данным, сейчас немало.

Из пяти целей к молочной отрасли только одна не имеет отношение. Все остальные – в полный рост!

Вопрос: Несмотря на то что сама идея электронной ветсертификации правильная, у многих производителей очень силен внутренний негатив. В нашей области (Ярославская обл. – ред.) ухудшается ситуация в части взаимодействия с ветслужбой. Ветслужба, под прикрытием законодательства, проверяет продукцию на молочных и др. предприятиях и, якобы находя, например, растительные компоненты в молочных изделиях или ГМО-компоненты, заставляет предприятия делать повторные платные аналитические работы. Второе – молочники крайне негативно относятся к наличию антибиотиков в молоке, появление которых возможно еще на стадии лечения коров. Может быть, стоит усилить контроль в этой сфере?

Власов Н. А.: Люди всегда опасаются нового, особенно люди, которые живут в нашей стране и которым за тридцать. Они негативно относятся ко всему новому, что делают власти. Но опасение чего-то нового не надо рассматривать как основание, чтобы ничего нового не вводить. Жизнь меняется, требуются новые решения. Если государство видит вызовы, то оно должно на них реагировать. Решение о введении электронной ветсертификации принято давно. Спорить уже некогда, да и бесполезно. К первому января 2018-го мы должны быть готовы!

Мы прекрасно понимаем, откуда в молоке берутся антибиотики. Это следствие неправильной работы владельцев животных и ветеринарных врачей, которые сопровождают стада. Но по закону молокопереработчики отвечают за наличие антибиотиков в готовом продукте. Соответственно, контролировать поступающее сырье – это необходимость. Либо вы должны так работать с поставщиком сырья и так ему доверять, чтобы не надо было контролировать. Если говорить о контроле с нашей стороны, то мы, например, всего два раза обнаружили примесь сухого молока в сыром молоке. Зато в готовом молоке – количество питьевого молока на полке с примесью сухого составляет 42 %, что запрещено ТР. Мы прекрасно понимаем, в каких условиях вы работаете. С одной стороны, давят сети, на сети давит потребитель, у которого в кармане ничего нет. С другой стороны, давит отсутствие нормального сырьевого рынка. Но закон есть закон, и он имеет смысл тогда, когда его выполняют.

Мы ведем работу по контролю за применением лекарственных средств. Первый шаг уже сделан – регистрация лекарственных средств. Мы постоянно работаем с ассоциацией производителей лекарственных средств и с ассоциацией фармацевтов. Также мы просим правительство включить лекарственные средства в перечень продуктов, подлежащих ветсертефикации, чтобы была обеспечена прослеживаемость.

Перегибы на местах, конечно, будут. Наша задача – уменьшить количество этих ситуаций. Изменить человеческую природу мы не в силах. Россельхознадзор ввел разные защитные механизмы. Для проведения независимого исследования переработчики могут обратиться в наши лаборатории или лаборатории Ростребнадзора. С таким независимым заключением затем можно оспаривать предыдущее заключение, которое считается несправедливым.

Вопрос: Есть несколько моментов, которые хотелось бы озвучить. Наш молочный завод находится в Красноярском крае. К нам приезжал специалист, который разъяснил методологию работы новой системы. По нашим подсчетам, нам понадобится 5 человек для поддержания работы системы электронной ветсертификации. То есть затраты – значительные. Второй момент – есть опасения, что введение ветсертификации превратится в карательные операции на местах. И еще наше пожелание – учесть момент с оформлением сертификата на транспортную партию. Если Россельхознадзор говорит о том, что транспортной партией признается автомашина, вагон или контейнер, то наше мнение, что сертификат должен выдаваться на всю транспортную партию вне зависимости от даты производства или разновидности одного и того же продукта (йогурт яблочный, персиковый, грушевый и т. д.)

Власов Н. А.: Я сомневаюсь, что возможны и какие-либо карательные меры со стороны Россельхознадзора на местах. У нас все жестко нормировано. Ветсертификацию и контроль осуществляют ветеринарные службы субъектов РФ. Карательные меры могут быть – и будут – приняты только в отношении тех, кто не будет готов к работе в системе электронной ветсертификации. Кто не сможет или не захочет выполнять требования действующего законодательства, тот будет нести ответственность.

Мы предложили редуцировать наказание на стартовый период введения системы: в течение первого полугодия штраф не брать, а выписывать только предписание, далее штрафовать по нарастающим тарифам. Но наше предложение не приняли. Мне бы хотелось, чтобы все понимали, что Россельхознадзор – помощник, а не каратель для тех, кто пытается внедрить электронную ветсертификацию.

Стоимость внедрения информационной системы электронной ветсертификации для некрупного предприятия, по нашим подсчетам, составит от 8 тыс. рублей. Мы имеем и анализируем данные по сотням предприятий, которые уже выполнили информационные проекты. Сейчас много поставщиков. Выбирайте, торгуйтесь. На сегодняшний день один хорошо подготовленный специалист ветслужбы субъекта РФ делает до 36 000 электронных ветсертификатов за неделю, работая в одну смену. Для небольшого молокоперерабатывающего завода (50–70 т/сут) одного нормально подготовленного специалиста хватит на отпуск продукции (на склад и на сертификацию). Если у вас такое предприятие, то ваш выбор – система 1С плюс интеграционный пакет.

Вопрос Сейчас есть четыре вида контролируемых антибиотиков в готовой продукции. В последнее время ветеринары все чаще стали использовать два новых вида антибиотиков (телазин, хеналон). Как результат – в готовой молочной продукции стали обнаруживаться эти виды антибиотиков. Возможно, имеет смысл выработать нормы концентрации для новых антибиотиков, чтобы не было лишнего наказания для производителей молока?

Власов Н. А.: Действительно, у нас сейчас четыре вида антибиотиков, для которых установлены нормы предельно допустимой концентрации в готовом продукте. Все остальные просто запрещены в пределах чувствительности применяемых методов. Какой должен быть уровень толерантности? Точно знаю – не нулевой. Но уровень этот могут установить только медики.

Вопрос: В процессе подготовки к работе в системе «Меркурий» мы столкнулись с разными техническими вопросами. Есть ли какая-то проектная группа, которая может отвечать на разные технические вопросы? Сети торопят нас. Например, Х5 Retail Group требует начала работы в системе в тестовом режиме с 1 ноября.

Власов Н. А.: Мы планируем запустить работу call-центра, чтобы оперативно отвечать на вопросы, касающиеся внедрения электронной системы ветеринарной сертификации. Интересно, что еще в недавнем прошлом ретейл был категорическим противником введения системы ветсертефикации. Сейчас же, поняв свои выгоды, торговые предприятия стали нашими союзниками и драйверами всего этого процесса. Сети будут подталкивать переработчиков к внедрению системы, а вы – переработчики –должны, в свою очередь, подталкивать ваших поставщиков сырья.


Большинство предприятий, связанных с производством, переработкой или реализацией продукции животного происхождения, уже столкнулись с вопросом электронной ветеринарной сертификации. Но есть ряд предприятий, которые еще не знают, что собой представляет ФГИС «МЕРКУРИЙ», тем более ничего не знает об этом большинство потребителей, хотя внедрение единой информационной среды в области ветеринарии позволит любому человеку иметь доступ к актуальным данным о товаре. При этом недобросовестные предприниматели больше не смогут сбывать контрабанду, фальсификат и продукцию, которая не соответствует установленным стандартам качества.

ФУНКЦИИ ФГИС «МЕРКУРИЙ»

Сертификация в электронном виде осуществляется с использование ФГИС «Меркурий». Основная функция системы «Меркурий» – поддержание внутренней электронной сертификации всех типов грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации, повышения биологической и пищевой безопасности.

НА КАКИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Предприятия, внедряющие электронную ветеринарную сертификацию, должны руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон «О ветеринарии» (с изменениями на 3 июля 2016 года). Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589 «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 19 июня 2017 года N 291 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России» от 27 ноября 2015 г. N 589;

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 ноября 2016 года N 1145 «Об утверждении Правил аттестации специалистов в области ветеринарии»;

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 ноября 2016 года N 1140 «О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии»;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 646 «Об утверждении Перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 647 «Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации»;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 648 «Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами»;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 3 мая 2017 года N 212 «Об утверждении формы заявления об аттестации специалистов в области ветеринарии и Порядка проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов».

ОТ «ПОЛЯ ДО ПРИЛАВКА»

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН и Международное эпизоотическое бюро провозгласили однажды простой и понятный каждому участнику торгового оборота принцип – контроль производственной цепи от «поля до прилавка» . В соответствии с этим принципом необходимо на всех этапах цепи поставки внедрять решения, дающие возможность определить происхождение, местоположение, маршрут движения продукта или партии продуктов. Эффективная система прослеживания должна позволять отследить продукты вниз или вверх по цепи поставки. Для этого в системе «Меркурий» фиксируется информация обо всех этапах производства: выращивание животных, их убой, места хранения и переработки полученной продукции и так вплоть до розничной реализации. На каждом этапе оформляется отдельный сертификат – таким образом выстраивается цепочка электронных документов, по которым можно узнать о продукции все. «Меркурий» делает весь процесс абсолютно прозрачным и последовательным. Учитывается каждый этап ее перемещения. Недобросовестный предприниматель просто не сможет реализовать продукцию, не соответствующую нормам качества и безопасности. И уж тем более фальсификат или контрабанду.

Каждый последующий сертификат связан с предыдущим (или с предыдущими, если их было несколько) и последующими. «Меркурий» обменивается информацией как с «Аргусом», то есть он «знает», откуда этот груз или сырье для его производства ввезены (если сырье или продукция импортированы в Россию), так и с «Вестой», то есть он «знает», на что и с какими показателями он (оно) исследовано. Причем «знает» по всей цепочке – от животного до готовой продукции. Вот это и есть система прослеживаемости в полном объеме.

Кто должен регистрироваться во ФГИС «Меркурий»?

С 1 июля 2018 года в федеральной государственной информационной системе «Меркурий» обязаны будут работать все организации, участвующие в обороте мяса, рыбы, молока, яиц и прочей продукции, подконтрольной государственной ветслужбе:

племенные хозяйства;

мясоперерабатывающие заводы;

птицеводческие предприятия;

оптовые базы;

предприятия пищевой промышленности;

розничные магазины;

государственные ветврачи, обслуживающие вышеуказанные организации.

Согласно приказу Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. №648 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами», ВСД в электронной форме необходимо будет оформлять на следующие виды подконтрольных госветнадзору товаров:

живые животные: лошади, ослы, мулы, крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, куры, домашние утки, гуси, индейки и цесарки;

мясо и мясные субпродукты, включая свиной жир и пищевую муку из мяса;

рыба и морепродукты: ракообразные, моллюски, мука и гранулы из ракообразных, моллюсков и рыбы;

молочная продукция;

яйца птиц;

натуральный мёд;

прочие пищевые продукты животного происхождения: щетина свиная / кабанья; барсучий, конский волос и их отходы; кишки, пузыри и желудки животных (кроме рыбьих); шкурки и прочие части птиц с перьями или пухом; порошок и отходы перьев и их частей; переработанные и непереработанные кости животных и птиц; слоновая кость, панцири черепах, ус китовый и щетина из китового уса, рога, оленьи рога, копыта, ногти, когти и клювы, а также порошок и отходы из перечисленных продуктов; амбра серая, струя бобровая, циветта и мускус; шпанки; желчь; железы и прочее сырьё для фармацевтической продукции; павшие животные, непригодные для употребления в пищу;

злаки: только фуражное зерно пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы;

масличные семена и плоды: только фуражное зерно соевых бобов; перга, цветочная пыльца; используемая для кормления животных мука из семян или плодов масличных культур (кроме семян горчицы); растения и части растений, используемые в инсектицидных целях или в ветеринарии; солома и мякина зерновых; брюква, свёкла листовая (мангольд), корнеплоды кормовые, сено, люцерна, клевер, эспарцет, капуста кормовая, люпин, вика и аналогичные кормовые продукты;

шеллак природный неочищенный: камеди, смолы, прополис и прочие растительные соки и экстракты;

жиры и масла животного происхождения, включая их фракции, рыбий жир, жиропот и получаемую из него продукцию (ланолин);

жиры и масла растительного происхождения, а также их фракции;

пчелиный воск, воски других насекомых и спермацет;

готовая продукция из мяса, рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, включая экстракты и соки из них, колбасу из крови, икру осетровую и её заменители, изготовленные из икринок рыбы;

готовые продукты из злаков зерна, муки, крахмала или молока, включая кондитерские изделия с содержанием рыбы, ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных, колбасы, мяса, мясных субпродуктов, крови;

продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений и их смеси с содержанием колбасы, мяса, мясных субпродуктов, крови, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных;

дрожжи неактивные и прочие мертвые одноклеточные микроорганизмы, используемые для кормления животных;

готовые супы и бульоны, а также заготовки для их приготовления (кроме овощных);

мороженое, кроме выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда;

остатки и отходы пищевой промышленности, используемые для кормления животных: отруби, высевки, месятки; свекловичный жом, багасса, жом сахарного тростника; отходы пивоварения или винокурения; жмыхи;

готовые корма для животных;

удобрения растительного и животного происхождения;

модифицированные крахмалы, клеи, ферменты;

необработанные шкуры, выделанная кожа и изделия из кожи: шорно-седельные изделия и упряжь, дорожные принадлежности, дамские сумки, кошельки и т. д.;

изделия из кишок животных, кроме волокна из фиброина шелкопряда;

натуральный и искусственный мех, а также изделия из него;

шерсть, волос животных, пряжа и ткань из конского волоса;

охотничьи трофеи, чучела;

животные в составе цирков и передвижных зверинцев;

коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, анатомии и палеонтологии животных (кроме экспонатов музейного хранения).

Оформление ВСД осуществляется при:

производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами (Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589));

перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами (Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589));

переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Оформление ветеринарных сопроводительных документов не требуется при производстве партии подконтрольного товара:

а) в предприятии общественного питания в случае последующей реализации партии подконтрольного товара для питания людей на данном предприятии общественного питания, либо в случае последующей реализации партии подконтрольного товара конечному потребителю для его питания в любом ином месте,

б) в перерабатывающих цехах предприятий розничной торговли, если переработанные продукты представляют собой кулинарные изделия или готовые блюда, предназначенные для реализации конечному потребителю на данном предприятии розничной торговли,

в) предназначенного для использования производителем данного подконтрольного товара в целях, не предназначенных для его реализации, в том числе для личного потребления, содержания и (или) кормления животных, принадлежащих производителю подконтрольного товара, использования подконтрольного товара, представляющего собой приманки для охоты и рыбной ловли, производителем подконтрольного товара в процессе охоты или рыбалки, использования подконтрольного товара для удобрения принадлежащих производителю подконтрольного товара или находящихся в его пользовании земельных участков, коллекционирования (хранения коллекций) подконтрольного товара, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Приказом Минсельхоза №589 от 27.12.2016 г. устанавливается переходный период введения электронной сертификации.

Изначально планировалось, что с 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов будет производиться только в электронной форме.

В последствии переход на обязательное оформление ВСД в электронном виде перенесен на 1 июля 2018 года.

Также учтена возможность оформления ВСД в бумажном виде при появлении обстоятельств непреодолимой силы, которые приведут к невозможности эксплуатации федеральной государственной информационной системы. Такая же возможность предусматривается для мест с отсутствием Интернета или отсутствия точки доступа. При этом перечень таких местностей в регионе должен утверждаться органом государственной власти этого региона в соответствии с критериями, определёнными Минкомсвязи.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ВСД — данные сокращение используются для обозначения ветеринарного документа — ветеринарного сертификата (ВС) или ветеринарно-сопроводительного документа (ВСД). Так же могут использоваться следующие сокращения — ЭВСД, ВС, ЭВС.

  • Производственная партия подконтрольного товара — любое количество подконтрольного товара, кроме животных, произведенное в течение одного или нескольких дней, которому в соответствии с требованиями (если таковые установлены) законодательства страны, где произведен данный товар, производителем присвоены определители (идентификаторы) партии – номер партии либо серии, дата (диапазон дат) выработки, номер контроля (если используется), срок хранения (если применяется), срок годности (если применяется), или любое количество предназначенных для использования в одном месте с одной целью млекопитающих или предназначенных в пищу людям водных животных, или предназначенных для разведения с целью получения продукции, предназначенной в пищу людям, относящихся к одному биологическому виду, которые содержались на одном животноводческом предприятии (включая ЛПХ и КФХ) или в ЛПХ (КФХ), находящихся в одном населенном пункте, или любое количество предназначенных для использования в одном месте с одной целью животных, не относящихся к млекопитающим, одного или нескольких биологического видов, которые содержались на одном животноводческом предприятии (включая ЛПХ и КФХ) или в ЛПХ (КФХ), находящихся в одном населенном пункте.* Производственный ВСД — ветеринарный документ, оформляемый на производственную партию подконтрольного товара.

Поднадзорный объект (площадка) — место, где хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность. В общем случае хозяйствующий субъект может не являться собственником площадки, абыть арендатором, например. В системе доступны 4 вида площадок:

  1. Предприятие;
  2. Рынок;
  3. СББЖ;
  4. Судно.

Гашение ветеринарного сертификата — процедура изменения статуса ранее оформленного ветеринарного сертификата, осуществляемое лицом, оформившим данный сертификат, или лицом, уполномоченным для проведения ветеринарного надзора, или ГИС Меркурий, в связи с успешным завершением реализации процесса, для сопровождения которого оформлен сертификат

Хозяйствующий субъект — это лицо, которое самостоятельно организует свою деятельность и несёт полную ответственность за риск, возникающий от его деятельности. В рамках ФГИС «Меркурий» хозяйствующий субъект — это участник экономики, осуществляющий поднадзорную деятельность. В системе доступны 3 типа хозяйствующих субъектов:

  1. Юридическое лицо;
  2. Физическое лицо;
  3. Индивидуальный предприниматель/крестьянско-фермерское хозяйство.

Транспортная партия подконтрольного товара — любое количество одноименного подконтрольного товара, относящегося к одной производственной партии, перемещаемое в одном транспортном средстве, в адрес одного получателя либо нового собственника (если перемещение производится одновременно с передачей права собственности), или любое количество одноименного подконтрольного товара, относящегося к одной производственной партии, передаваемое при проведении одной транзакции одному собственнику и при этом не перемещаемое и находящееся при проведении транзакции в одном помещении (холодильной камере), или любое количество животных, относящихся к одной производственной партии, передаваемое без их перемещения при проведении одной транзакции одному собственнику, либо транспортируемое в одном транспортном средстве или одновременно перегоняемое в составе одного стада (гурта, отары и т.п.) в один адрес, или любое количество животных одного биологического вида, выращиваемое (содержащееся) для получения от них продукции, предназначенной в пищу людям, которые содержались на одном животноводческом предприятии (включая ЛПХ и КФХ) или в ЛПХ (КФХ), находящихся в одном населенном пункте, передаваемое без их перемещения при проведении одной транзакции одному собственнику, либо транспортируемое в одном транспортном средстве или одновременно перегоняемое в составе одного стада (гурта, отары и т.п.) в один адрес, или любое количество комнатных (аквариумных, террариумных и т.п.) животных, относящихся к одному или нескольким биологическим видам, содержавшихся в одном месте или добытых в природе в одной местности, одновременно транспортируемых в одном транспортном средстве в один адрес, либо передаваемых одному новому владельцу без их перемещения, или любое количество цирковых или спортивных или служебных животных, относящихся к одному или нескольким биологическим видам, содержавшихся в одном месте, одновременно транспортируемых в одном транспортном средстве или нескольких транспортных средствах, следующих одновременно по одному маршруту, в один адрес, либо передаваемых одному новому владельцу без их перемещения.

Траспортный ВСД — ветеринарный сертификат, оформляемый на транспортную партию подконтрольного товара.

Шлюз — набор веб-сервисов, позволяющий отправлять запросы из товаро-учётных систем хозяйствующих субъектов к ФГИС «Меркурий», минуя веб-интерфейс. То же, что Ветис.API.

Регистрация в системе Меркурий

Для регистрации в системе Меркурий и получения доступа необходимо предоставить в Территориальное Управление Россельхознадзора сведения об организации/ИП, сведения о местах осуществления деятельности (производство, переработка, хранение, реализация), сведения об администраторе организации/ИП, который будет работать в системе и, при необходимости, предоставлять доступ другим сотрудникам организации.

Для регистрации перечисленные сведения необходимо оформить в виде заявки по шаблону: для ИП и для ЮЛ. Заявку направить в Территориальное Управление Россельхознадзора.

После обработки на указанный в заявке адрес электронной почты вы получите письмо с реквизитами доступа, после чего можно начинать работать с системой через веб-интерфейс.

Уполномоченным лицам субъектов ФГИС и иным заинтересованным лицам (далее — пользователи ФГИС) предоставляются права доступа для совершения в ФГИС действий по чтению информации, ее изменению, использования тех или иных интерфейсов и функций ФГИС.

Зарегистрированным пользователям ФГИС предоставляются следующие права доступа:

«уполномоченное лицо»;

«гашение сертификатов»;

«оформление возвратных сертификатов»;

«сертификация уловов водных биологических ресурсов» (далее — ВБР);

«должностное лицо»;

«сертификация высшего ветеринарного риска»;

«экспортная и импортная сертификация»;

«администратор»;

«администратор-ХС».

Незарегистрированным пользователям ФГИС предоставляется право доступа «незарегистрированный пользователь», что позволяет ему иметь доступ к информации, содержащейся в ФГИС в форме открытых данных.

Право доступа «незарегистрированный пользователь» предоставляется автоматически в момент входа в ФГИС.

Необходимость наличия в штате предприятия аттестованного ветеринарного специалиста

Независимо от способа взаимодействия с системой (через веб-интерфейс либо интеграционный шлюз Ветис.API) согласно ветеринарным правилам организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления эВСД, утвержденных Приказом МСХ России от 27.12.2016 г. № 589, аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, могут осуществлять оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденного приказом МСХ России от 18 декабря 2015 г. № 647, а уполномоченные лица организаций и ИП, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут осуществлять оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденного приказом МСХ России от 18 декабря 2015 г. № 646.

Необходимость в наличии на предприятии аттестованного ветеринарного специалиста обусловлена лишь тем, какую продукцию производит предприятие и с какой целью осуществляются поставки.

Таким образом, если предприятие изготавливает, например, йогурт, который поставляется в торговые сети с целью реализации конечному потребителю (товар предназначен в пищу людям и направляется для использования в пищу людям), то оформить транспортный эВСД может самостоятельно уполномоченное лицо организации без участия аттестованного ветеринарного специалиста или гос. вет. врача.

Иначе, если изготавливаемый товар не входит в перечень приказа №646, но попадает в перечень приказа №647, то без аттестованного ветеринарного специалиста не обойтись.

Что надо делать в системе розничному магазину?

В течение 1 рабочего дня с момента поставки и приемки розничный магазин должен погасить в системе ВСД на транспортную партию. Если вы приняли товар частично, при гашении нужно указать расхождения. Автоматически будет оформлен возвратный ВСД.

При этом, если вам привезли груз, но на него в системе Меркурий не оформлен ВСД, принимать товар нельзя.

Если у Вас нет интернета?

Возможно два варианта: либо вы просто еще не подключились к интернету, либо работаете в местности, где такой возможности нет.

В первом случае вы не можете использовать бумажные ВСД. И поскольку электронная сертификация с 1 июля 2018 года для вас обязательна, вы должны наладить и проверить подключение к интернету до этой даты. Если вы не хотите подключаться, то можете предоставить доступ в систему своему уполномоченному представителю, который будет за вас гасить ВСД и делать возвраты. Закон не устанавливает требований к такому представителю: им может стать поставщик (если согласится) или сторонняя компания.

Во втором случае - если вы работаете в местности, где нет доступа к средствам связи и поэтому подключиться к интернету невозможно, - вы можете продолжать работать с бумажными ВСД.

Не забывайте — перечень мест, где нет точки доступа к интернету, утверждают субъекты федерации.

И СНОВА ПРО ШТРАФЫ!

Штраф за несоблюдение требований ФЗ от 13.07.2015 № 243 предусмотрен ст. 10.8 КоАП. Так, если машину с подконтрольным Госветнадзору грузом остановят для проверки, экспедитор должен будет предъявить информацию об эВСД: QR-коды или уникальные идентификаторы UUID (главный реквизит электронного ВСД), которые можно проверить в общедоступном сервисе системы Меркурий. При отсутствии ВСД будет назначен штраф: от 3000 руб. на водителя или от 10000 до 20000 руб. на юридическое лицо, согласно ст. 10.8 КоАП. Для юридического лица также предусмотрены такие меры как приостановление деятельности на срок до 90 суток.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФГИС «МЕРКУРИЙ»

Сокращение времени на оформление ветеринарной сопроводительной документации за счет автоматизации данного процесса.

Автоматический учет поступившего и убывшего объема продукции на предприятии (в холодильнике, на складе, МПП и т. д.).

Ввод и хранение информации об отобранных пробах для исследования ввозимой продукции.

Возможность отслеживания перемещения партии груза по территории Российской Федерации с учетом ее дробления.

Снижение трудовых, материальных и финансовых затрат на оформление ВСД за счет замены защищенных бумажных бланков ВСД электронными версиями.

Минимизация человеческих ошибок, за счет наличия готовых форм для ввода информации и проверки вводимых пользователем данных.

Быстрый доступ к актуальной информации для формирования отчетов, поиска и анализа данных.

Во вторник Госдума готовится принять в третьем чтении законопроект о переносе введения обязательной электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на 1 июля. Россельхознадзор настаивал на запуске этой системы уже с 1 января будущего года.

Электронная сертификация могла бы, с одной стороны, избавить производителей от заполнения множества бумажных документов, а с другой - внести полную прозрачность в производство и отследить дальнейшее передвижение продуктов. Несмотря на то, что счетчик, который отсчитывает на сайте ведомства время, оставшееся до перехода на ЭВС, сегодня показывает 12 дней, пока практически полностью готовы перейти на цифровой формат лишь ветеринарные службы в 20 регионах страны. Еще 14 регионов Россельхознадзор относит к аутсайдерам, а остальные помещает в середину списка.

При этом перейти на новые технологии хоть завтра могут мясная и рыбная отрасли, тогда как проблемы остаются в сфере производства молока и молочных продуктов.

К переходу на электронную ветсертификацию продукции в настоящий момент готовы 20 регионов страны

Согласно поправкам, прошедшим второе чтение, оформить ветеринарные документы на бумаге можно будет и после 1 июля 2018 года, но лишь в некоторых случаях. Например, если в регионе произошла катастрофа, стихийное бедствие и так далее, что сделало бы невозможным использование федеральной государственной информационной системы "Меркурий". Или если в местности, где расположено предприятие, вообще нет доступа в Интернет. Кроме того, есть ограничения по сведениям, которые содержат государственную или служебную тайну.

"Скорее всего, придется вносить некоторые коррективы в наши планы, но за то время, которое мы пробиваем внедрение новой системы, к этому уже привыкли", - сказала в беседе с "Российской газетой" официальный представитель Россельхознадзора Юлия Мелано.

У вводимой системы "Меркурий" много плюсов, но есть и сложности при ее внедрении, пояснила "РГ" гендиректор компании "Petrova Five Consulting" Марина Петрова. Они связаны с тем, что средние и мелкие предприятия пока не обладают ни нужной компетенцией, ни финансовыми и человеческими ресурсами для полноценного проведения автоматизации. Есть и общее непонимание, как с новой системой работать.

По ее мнению, перенести введение ЭВС на 1 июля 2018 года и сделать ее не разрешительной, а информационной, было бы самым разумным решением. При этом она согласна с тем, что сама идея - несомненно прогрессивная. Она позволит повысить прозрачность на рынке и введет прослеживаемость молока "от поля до прилавка". Кроме того, она будет показывать, какие предприятия и в каких количествах используют сухое молоко, внесет ясность в то, как идет переток сырья между регионами. И будет точно понятно, сколько молока идет на переработку от личных подсобных хозяйств.