Детский проект "зимующие птицы". Педагогический творческий проект в старшей группе детского сада: Зимующие птицы

Наталия Колядина

Цель : Закрепить знания детей о птицах .

Задачи : 1. Закрепить имеющиеся знания о птицах , развивать умение узнавать птиц по внешним признакам, изучать их повадки.

2. Воспитывать бережное отношение ко всему живому,

3. Развивать чувство взаимопомощи, сопереживания по отношению к тому, кто находится рядом.

Продолжительность проекта : 1 неделя.

Этапы проекта :

1. Развешивание кормушек.

На территории игровой площадки повесили кормушки для птиц , положили в них корм. Стали наблюдать, какие птицы прилетят . Наблюдение вели из окна, так как площадка расположена напротив окна игровой комнаты. Дети очень внимательно, затаив дыхание, наблюдали за прилетевшими птицами , старались узнать , что это за птица . Воробья, конечно, узнали сразу, и все. С синицами было сложнее. А снегирей пришлось рассматривать на иллюстрациях. Они, пока, не появлялись.

2. Беседы и практические задания.

Первая птица , о которой пойдет речь – воробей. Чтобы поближе познакомиться с нравом и поведением этой птицы , прочитаем произведение В. Бианки «Красная горка» . После прочтения, беседа по содержанию. Кратко характеризуем главного героя и его поведение. Обращаем внимание на то, чем питаются воробьи, где живут.

Прежде, чем перейти к практическому заданию, нужно отгадать загадку :

Бурая спинка и серое брюшко.

Клювик хоть, мал, стерегись его, мушка!

Может летать, но попрыгать охоче,

Крошки найти, аппетитные очень.

Выясняем форму головы, туловища, как расположены крылья, какой формы хвост. Воспитатель по очереди прорисовывает каждый элемент и объясняет, как правильно это делать. Когда рисунок карандашом готов, приступаем к раскрашиванию. Обращаем внимание на преобладающие цвета. Во время выполнения работы можно послушать аудиозапись пения птиц .

После завершения работы, дети придумывают имя своему воробью, составляют рассказ, про него. Начало такое : Однажды воробей…

Вторая птица – синица .

Воспитатель читает загадку :

Желтенькое брюшко -

воробья подружка.

(Синица)

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тень-тень,

Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Что нам кормушки

Сделал добрый человек».

Беседуем по содержанию стихотворения. Обращаем внимание на внешний вид птицы , ее отличительные особенности, чем она питается, почему ей зимой приходится трудно, чем может помочь человек.

Практическая работа.

Лепка «Синичка-невеличка» .

Воспитатель объясняет, как вылепить синицу : голова – «колобок» , туловище – «капелька» , которую можно получить из «колобка» , если с одной стороны его немного вытянуть. Далее соединяем голову и туловище. Формируем крылья и хвост (плоские капельки) . Соединяем все элементы. Цвет пластилина : желтый и черный. Получившуюся птичку сажаем на веточку. Получилось украшение для группы .

Третья птица – снегирь .

Воспитатель говорит, что зимой около кормушек можно увидеть еще одну очень яркую птицу . Отгадайте какую.

Доклевав рябины кисть,

Красны лампочки, зажглись.

Крылья каждая имеет!

Кто назвать её сумеет?

(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

Так как снегирей не получилось увидеть у кормушки, рассматриваем их на иллюстрациях. Обращаем внимание на внешний вид, любимое лакомство и другие отличительные особенности.

Воспитатель предлагает пригласить снегиря в гости и приготовить ему угощение – рябину.


Экскурсия «К рябине» .

Цель : Изучить внешний вид, для последующего рисования.

По возвращении в группу рисуем рябину .

Снегирь «прилетел» . Воспитатель показывает крупную иллюстрацию снегиря. И вместе с детьми разыгрывает сценку «Знакомство со снегирем» . Дети с удовольствием включаются в подобные игры.

На следующий день изготавливаем портрет снегиря – аппликация «Снегирь» . Работаем по шаблонам. На черной бумаге обводим голову, крыло, хвост. На красной бумаге – туловище, щеки. Глаза воспитатель делает сам и раздает детям для приклеивания. А клюв и веточку, на которой сидит птица , рисуем фломастером. Детали приклеиваем в определенном порядке. Аппликация готова, делаем выставку.



3. Следующий этап проходит с приглашением родителей.

Викторина – соревнование. Делим группу на три команды , даем им названия : «Воробьи» , «Синицы» , «Снегири» .

Теоретические вопросы чередуем с практическими упражнениями.

Вопросы : 1. Опишите воробья (синицу, снегиря)

2. Чем питается каждая из этих птиц ?

3. Для чего люди делают кормушки?

Практические задания : 1. Прыжки с обручем.

2. Кто быстрее принесет «зерно» в кормушку.

3. Взявшись за руки обежать кегли.

И еще много подобных заданий.

Далее читаем стихотворение А. Барто «Снегирь» . Беседуем по содержанию стихотворения. Дети делятся своими знаниями о птицах , которые могут жить в клетке, рассказывают, у кого дома есть попугаи и другие питомцы. Воспитатель подводит беседу к тому, что можно сделать птичку из бумаги. И вместе с родителями дети изготавливают «Жар-птицу » (оригами) . В конце мероприятия дети могут раскрасить птицу и забрать домой .

Алина Григорьева
Краткосрочный проект в ДОУ «Зимующие птицы»

«Зимующие птицы »

Вид проекта : Познавательно-творческий.

Срок реализации : 2 недели

Участники проекта : воспитатель, родители, дети.

Актуальность проекта :

В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую актуальность. Огромную роль в экологическом образовании играет познавательная, творческая деятельность. В ее процессе ребенок получает и систематизирует познавательные навыки : наблюдение, сравнение, первичные выводы, обобщения, -познавательные способности. У детей недостаточный объем знаний о зимующих птицах . В активном словаре отсутствуют названия птиц , описания их характерных особенностей, представление о жизни птиц в зимний период .

Цель проекта : создание условий для формирования целостного представления о жизни птиц в зимний период , формирование ответственного бережного отношения к ним.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с отличительными особенностями зимующих птиц , называть зимующих птиц .

2. Привлечь родителей и воспитанников к помощи птицам в трудных зимних условиях. Воспитывать заботливое отношение к птицам .

3. Обогатить словарный запас : стайка, кормушка, летает, порхает, перья, чирикает, каркает, снегирь, воробей, ворона, дятел, синица, свиристель.

4. Разввать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать влияние времени года на жизнь пернатых.

Предполагаемый (ожидаемый) результат :

Дети узнают названия, внешний вид, и отличительные особенности зимующих птиц .

У детей формируется устойчивый интерес к жизни птиц , желание заботиться.

Пополнение развивающей среды материалами по теме проекта .

С детьми :

беседы : «Кто такие птицы , «Каких зимующих птиц вы знаете , «Как живут птицы зимой ,

рассматривание иллюстраций птиц ,

чтение и обсуждение литературы «Где обедал воробей?» Маршак С. Я., «Где обедал воробей?» , В. Бианки «Сова» ,

подвижные игры «Птички в гнездышках» , «Воробушки и кот» ,

знакомство с загадками о птицах , стихами,

дидактические игры : «Назови ласково» (с мячом…крыло-крылышко., «Узнай по описанию» , «Угадай, кто улетел» , «Парные картинки» .

пальчиковые игры,

лепка «Птичка» ,

настольно-печатные игры : лото «Птицы » , разрезные картинки «Собери и назови птицу » , «Найди одинаковых птиц » ,

разукрашивание раскрасок, изображений зимующих птиц ,

наблюдения на участке,

физкультминутки «Покажи птицу » , «Птичка ожила»

С родителями :

папка-передвижка «Картотека «Народные приметы Чувашии» , «Зимующие птицы , места обитания, особенности»

пополнение предметной среды :

Изготовление кормушки

Изготовление лото «Птицы »

изготовление шапочек птиц для игр .

Предварительная работа :

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением птиц , наблюдения на участке, чтение стихов, подвижные игры.

опрос родителей;

обсуждение целей и задач проекта ;

создание условий, необходимых для реализации проекта (предметно-развивающая среда, лото, маски, книги) .

1 этап подготовительный :

определение целей и задач

разработка проекта в группе : «Зимующие птицы »

подбор игр, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала, информации, литературы

опрос каких птиц знают дети

2 этап –основной :

реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

3 этап –итоговый :

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, обобщение материалов проекта .

Участие в конкурсе «Времена года» .

План-схема работы с детьми и родителями

по реализации проекта «Зимующие птицы » .

1 01.12 Беседа с родителями «Знакомство с проектом » . Опрос родителей : Любите ли вы гулять по зимнему лесу с детьми? Акцентируете ли вы внимание детей на зимующих обитателей ? Рассказываете ли подробно детям о птицах ? Принимает совместное участие в подкормке зимой? Строили ли вы при детях кормушку, скворечник?

2 04.12 Пальчиковые игры «Сорока-белобока кашку варила…» и др.

Цель : учить проговаривать текс, следить за ходом событий, развивать мелкую мускулатуру, поддерживать интерес к устному народному творчеству.

Рассматривание карточек «Птицы России » , выделить зимующих птиц .

Цель : углублять знания о птицах , учить различать по внешнему виду, формировать эмоциональную отзывчивость.

3 05.12 Домашнее задание для родителей : изготовление кормушек для птиц совместно с детьми .

Лепка «Птичка»

Цель внешнем виде, учить называть основные цвета, учить лепить шары из пластилина аккуратно соединяя

4 06.02 Подвижные игры : «Птички в гнездышках» , «Воробушки и кот»

Цель : учить соблюдать правила игры, упражнять в прыжках на двух ногах, в беге. Развивать выносливость, координацию.

Чтение художественной литературы о птицах . Сказка М. Горького “Воробьишко”.

Цель : Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения. Учить следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение.

5 07.02 Наблюдения

Цель : формировать представление о птицах в естественной для них среде. Обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к живой природе.

Вывешивание кормушек. Кормление птиц .

Цель : поддерживать желание заботиться о птицах , познакомить с правилами размещения кормушек, пояснить их суть. Знакомить с правилами безопасного для себя и птиц наблюдения .

6 08.02 Раскрашивание силуэтов птиц .

Цель : развитие мелкой моторики рук; учить подбирать цвета в соответствии с окрасом.

Цель : вызвать эмоциональный отклик на музыку, доставить радость от пения птиц . Учить выразительно передавать образы.

7 11.12 Д/игра «Найди одинаковых птиц »

Цель : учить классифицировать по определенному признаку : цвету, форме, величине. Развивать логику, обогащать словарь.

Чтение стихотворений : А Прокофьев «Снегири» , А. Барто «Синица» , А Блока «Ворона» .

Цель : развивать связную речь, наблюдательность. Формировать интерес к художественному слову, высказывать свое отношение.

8 12.12 Просмотр презентации «Зимующие птицы » Беседа.

Цель : формировать представление о птицах , зимующих рядом с нами . Воспитывать желание помогать им, бережное отношение к природе.

Дидактические игры «Назови ласково» , «Угадай, кто улетел»

Цель : учить ориентироваться, описывать, классифицировать. Активизировать словарный запас.

9 13.12 Распознающее наблюдение «Птицы на участке »

Цель : учить различать птиц (ворона, голубь, сорока, синица, обогащать словарь, связанный со строением птиц .

Рассматривание следов птиц на снегу . Рисование веточками похожие следы.

Цель : предложить узнать кто оставил следы на снегу, узнавать следы птиц , отличать по ним крупных от маленьких. Обсудить чем были они заняты. Обогащать словарь. Наблюдательность.

10 14.12. Загадки о птицах .

Цель : учить ориентироваться в птицах , правильно называя их.

Настольно-печатная игра «Птицы »

Цель : учить сравнивать, находить сходства и различия. Развивать наблюдательность, способность анализировать.

11 15.12 Чтение художественной литературы о птицах . С. Я. Маршак “Где обедал воробей?”.

Цель : Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения. Учить следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение

Итоги проекта :

дети узнают названия, внешний вид, и отличительные особенности зимующих птиц .

у детей возник устойчивый интерес к жизни птиц , желание заботиться.

развивающая среда пополнена : лото «Птицы » , шапочками птиц , карточками «Птицы России » .

родителями изготовлены кормушки для птиц .

Литература :

М. Д. Маханева. «Экологическое развитие детей дошкольного и и младшего школьного возраста».М. 2004г.

М. Гранович Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы »

ПРИЛОЖЕНИЕ :

Рассказ М. Горького «Воробьишко» , стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей?» , «Сова» В. Бианки.

Пальчиковая гимнастика.

Загадки о зимующих птицах .

Опросник родителей.

Пальчиковая гимнастика

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, все равно он будет мой.

Прилетайте птички : сала дам синичке,

Красных ягод –снегирю, семечек -сороке

Приготовлю крошки, хлебушка немножко

Эти крошки –голубям, эти крошки –воробьям!

Птицы крыльями махали , все летали и летали

Птицы в воздухе кружились , на дорогу опустились

По дорожке поскакали, крошки, зернышки склевали.

ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ :

1. Любите ли вы гулять по зимнему лесу с детьми? (да нет)

2. Акцентируете ли вы внимание детей на зимующих обитателей ?

3. Какое значение для окружения имеют пернатые? (Для людей, для леса, поля) . В чем конкретная польза?

4. Рассказываете ли подробно детям о птицах ?

5. Принимает совместное участие в подкормке зимой?

6. Строили ли вы при детях кормушку, скворечник?

Ольга Константинова
Проект «Зимующие птицы»

Проект на тему «Зимующие птицы » в группе старшего дошкольного возраста

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы » выбрана не случайно. Ведь именно птицы , окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают . И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах , их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наша задача - познакомить детей с птицами , зимующими в нашей местности , с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах , помогать им в холодное зимнее время.

Виды работ :

Сбор информации.

Отбор художественной и познавательной литературы.

Подбор иллюстративного материала.

Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.

Оформление презентации «Зимующие птицы » с голосами птиц .

Свободная самостоятельная художественно изобразительная деятельность детей.

Развешивание кормушек на территории детского сада.

Презентация проекта .

1 этап. Разработка проекта .

Цель проекта : Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи :

Организационно-методические :

Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.

Обучающие :

Обогащать представление детей о зимующих и перелетных птицах , об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы) .

Обогащать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.

Воспитательные :

Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Развивающие :

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

Предполагаемый результат :

Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах . Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц .

Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой

Обогащать словарный запас детей.

Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

Приобщать к совместной деятельности родителей.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, специалисты ДОУ, родители воспитанников.

Вид проекта : Познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой

Срок реализации проекта : 2 недели

2 этап : Основной (практический) .

Беседы с детьми

«Пришла зима.

«Как живут наши пернатые друзья зимой» .

«Кто заботится о птицах » .

«Пользу или вред приносят птицы .

«Меню птиц » .

«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой

Художественная литература

Чтение рассказов : Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока» ; А. Стрижева «Птицы зимой » ; Н. Павловой «Зимние гости» , Сухомлинского «О чем плачет синичка» , просмотр презентации : "Зимующие птицы ".

Творческое рассказывание : «Как я спас птичку» . Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой » . Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц .

Организованная деятельность

Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира» .

Тема : «Зимующие птицы »

Цели : Формирование знаний у детей о зимующих птицах , объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие , воспитание заботливого отношения к птицам (Конспект) .

Художественно - продуктивная

Аппликация на тему : ««Снегири»

Рисование на тему : «Зимующие птицы »

Конструирование из бумаги на тему : «Синица»

Игровая деятельность

Дидактические игры :

«Один-много» , «Назови ласково» , «Счет птиц » , «Угадай птицу по описанию » , «Кто что ест» , «Узнай по голосу» ; «Доскажи словечко» ;

Настольные игры : «Разрезные картинки» , «Домино» , Лабиринт «Зимующие птицы » , «Лото» .

Сюжетно-ролевые игры :

«Парк птиц » , «Птичий двор» .

Подвижные игры :

«Совушка» , «Птицы в гнёздышках » , «Воробушки и автомобиль» , «Воробушки и кот» .

Музыкальная деятельность

Совместная деятельность детей и родителей

Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц » .

Фотоконкурс «На моей кормушке» ;

Задание родителям : помочь детям подобрать корм для птиц .

3 этап. Заключительный

Итог работы :

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

Развивающая среда группы пополнилась : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах , загадками, презентациями о зимующих птицах .

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта : информационно-творческий.

Вид проекта : групповой.

Возраст воспитанников : 5 - 6 лет.

Участники: педагог, дети и родители старшей группы.

Актуальность :

Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

Цель : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

Пополнить развивающую среду по теме проекта;

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

Реализация образовательных областей:

«Познание»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность».

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1. Непосредственная образовательная деятельность. +

2. Наблюдения в природе. +

3. Чтение художественной литературы. +

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +

5. Участие в игровой деятельности. +

6. Самостоятельная деятельность +

7. Проведение ситуативных бесед +

8. Продуктивная деятельность. +

9. Музыкально – ритмические движения. +

10. Заучивание стихов, песен. +

11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +

12. Организация совместно с родителями выставки поделок из

Бросового материала «Птицы наши друзья».+

Методы и приёмы:

1. наблюдения;

2. беседа;

3. анкетирование;

2. сбор информации;

3. работа с литературой;

5. обработка собранной информации;

6. творческая работа.

Познавательно – исследовательская деятельность

* Игровые упражнения и дидактические игры:

«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;

«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;

назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»

* Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Музыкально – художественная деятельность

* Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.

* Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

Игровая деятельность

*Игра – драматизация «Птичий двор»

*П/и: «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц»(р.н.игра), «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».

Трудовая деятельность

* Изготовление кормушек из бросового материала».

*Труд в природе – кормление птиц.

Продуктивная деятельность

* Раскрашивание силуэтов птиц.

* Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы.

* Лепка птичек.

* «Снегири на ветке рябины»» - рисование птичек.

* Аппликация «Синички – невелички».

* Рисование птиц с использованием техники «Печать от руки»

Работа с родителями

* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».

* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.

* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».

* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»

Линии развития личности:

Познавательно-речевое развитие дошкольников;

Художественно-эстетическое развитие дошкольников;

Социально-личностное развитие дошкольников.

Подготовительный этап:

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; анкетирование родителей; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

1-2 неделя . Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Познавательное развитие:

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»;

Занятия: «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?»;

Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Меню для птиц»;

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Развитие речи:

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;

Чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;

Отгадывание загадок про зимующих птиц;

Рисование: «Снегири на ветке рябины».

Лепка: «Снегири прилетели».

Аппликация: «Синички - невелички».

Изготовление шапочек – масок птиц (снегирь, синица, воробей).

3-4 неделя . Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах);

Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов;

Оформление альбома: «Зимующие птицы»;

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах;

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Оформление плаката «Зимующие птицы»;

Оформление ширмы для родителей «Птицы наши друзья».

Оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».

5-6 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Беседа «Трудно птицам зимовать»;

Опытно-исследовательская деятельность:

Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;

Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

Рисование: «Моя любимая птичка».

Развитие речи:

Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».

Музыка и театрализованная деятельность:

Экологическая сценка «Доживем до весны»;

Работа с родителями: изготовление совместной поделки на тему «Мы любим птиц» и кормушек для птиц.

Заключительный этап.

Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;

Выставка совместного творчества родителей и детей;

Оформление презентации проекта.

Ожидаемые результаты

Дети

* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Педагоги

* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт.

Трансляция проекта:

После завершения проекта планирую выступление:

На педагогическом совете ДОУ;

На кустовом методическом объединении.

Перспективы проекта : В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».