Формы государственного правления. Форма правления: понятие и виды

Немаловажное значение для уяснения политических процессов и конкретной политики имеет вопрос о формах государства, под которыми понимается та или иная совокупность внешних признаков и проявлений государства, определяемых характером и содержанием деятельности этого института. Существуют две основные формы государства:

а) форма правления (способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании и контроле деятельности)

б) форма государственного устройства (национально-территориальная организация государства и характер взаимоотношений между центральными и региональными органами власти).

Формы правления

С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках одного человека, занимающего свою должность по наследству (в порядке престолонаследия).

Различают монархии – абсолютные (неограниченные) и конституционные.

В условиях абсолютной монархии никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В наши дни этот тип монархи сохраняется в ограниченном числе стран: Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.

В странах, где удалось достичь компромисса между дворянством и буржуазией, установились конституционные монархии, подразделяемые на два вида: парламентские и дуалистические.

В условиях дуалистической (двойственной) монархии государь независим от парламента в сфере исполнительной власти (сам формирует и контролирует правительство), обладает правом вето на законодательные инициативы парламента, который может распустить в любое время. Часть депутатов назначается монархом, часть избирается народом. Такая форма правления существует в Иордании, Марокко, Кувейте и др.

В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских общин с всевластием правителей, монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Чаще всего он лишен возможности действовать по своему усмотрению. Монарх назначает премьер-министра, но делает это только в соответствии с рекомендацией руководителя партии, победившей на парламентских выборах, т.е. завоевавшей большинство мест в нижней палате парламента. Формально правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности перед ним не несет. Правительство не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Наиболее типичной для этой формы правления является парламентская монархия в Великобритании. С формально-юридической точки зрения, высшим органом исполнительной власти является действующий при монархе (королеве) Тайный совет, включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Практически этот Совет выполняет лишь церемониальные функции, тогда как решения принимает сам кабинет министров. К тому же, все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство.

Наиболее значимое лицо в политической жизни страны – премьер-министр . Формально его выбирает монарх, хотя фактически на эту должность назначается лидер партии, получившей большинство мест в нижней палате парламента – Палате общин. Занимая исключительное место в системе центральных органов государственной власти, премьер-министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны жизни общества. Он подбирает членов правительства, руководит их деятельностью, обладает рядом важнейших полномочий по отношению к парламенту (созыв, фактическое право роспуска нижней палаты и т.д.).

Законодательная власть принадлежит парламенту , состоящему из двух палат: – Палаты общин и Палаты лордов. В настоящее время парламент фактически утратил свою прежнюю самостоятельность, поскольку большинство полномочий осуществляется под руководством и контролем кабинета министров через механизм партийного контроля парламентариев – членов победившей на выборах партии (консерваторов или лейбористов).

Встречаются и такие формы монархического правления, которые не укладываются в принятую классификацию. Например, Малайзия. Согласно конституции 1957 г., Малазийская Федерация представляет собой редкую разновидность конституционной монархии – выборную (или избирательную), когда монарх, называемый Янг ди-Пертуан Агонг, избирается на 5 лет. Он должен быть правителем одного из 9 монархических государств, составляющих Федерацию. Его выборы осуществляются Советом правителей. У Янга ди-Пертуан Агонга те же права, что и у монарха парламентской монархии.

В ОАЭ действует коллегиальный монарх: эмиры всех семи составных частей страны, образуют Высший Совет эмиров, который является законодательным органом. Он решает по существу большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства.

Своеобразная форма монархии существует в некоторых странах – членах Британского содружества. Значительная часть стран содружества является республиками и имеет собственного главу государства – президента (Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австралия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства английскую королеву.

Преимущества монархической формы правления (в виде парламентской монархии) заключаются в том, что в ней органически совмещаются политические институты зрелой демократии и объединяющее их национальное начало. Монарх мало зависим от политических пристрастий, ибо он практически несменяем; в то же время из-за четко очерченных пределов его политического вмешательства он не может впасть в деспотизм.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые республики, правление дожей в Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они получили в новое и новейшее время.

Современная государственная организация знает следующие виды республик:

а) Президентские (классический пример – США, в которых президентская республика введена на основе конституции 1787 г.). В этих республиках президент, избираемый чаще всего непосредственно народом, одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (должность премьер-министра не предусмотрена). Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.

б) Парламентские республики . Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.

В отличие от президентской, в парламентской республике членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет чаще всего только представительские функции (Италия, Германия и др.).

в) Смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Украина.

Понятие«форма государственного правления» (или просто «форма прав­ления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть, кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий – согласно которому под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий - в форму правления помимо прочего, так же включают политическую среду. В итоге, в юридической науке под формой правления понимается нечто среднее.

Форма правления представляет собой внешне выраженную институционально-функциональную характеристику структуры государственной власти, порядка ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных полномочий.

К признакам формы правления следует отнести:

1. Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

2. Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

3. Ответственность государственно власти;

4. Порядок образования и смены;

5. Степень участия населения в формировании.

В юриспруденции принято рассматривать две формы государственного правления - монархия и республика .

Монархия - единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия») - форма правления, согласно которой монарх (фараон, король, царь, султан и др.) единоличный глава государства объединяющий всю полноту власти в своих руках, неограниченно во времени, передавая ее по наследству, и за свои властные действия отвечающий перед Богом.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единодержавного носителя верховной государственной власти;

2. Способ передачи власти - наследственный;

3. Пожизненная принадлежность власти монарху;

4. Власть монарха приобретается «милостью Божией», т.е. исходит от Бога;

5. Монарх за свои действия как глава государства не несет юридической ответственности (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

В начале XXI века на земном шаре насчитывается около 30 государств с монархический формой правления, большинство из которых - конституционные. В тоже время наблюдается общемировая тенденция сокращения монархий, при этом в государствах которые сохранили такое устройство, идёт активное ограничение прав монарха.

В историческом аспекте монархии можно подразделить надревневосточные - восточные деспотии , основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия),феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).


Также различают монархии по принципам наследования власти :

Династическая монархия в такой монархии действует строго династический принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну, но может также передаваться, например, и от брата к брату. Изобретен западноевропейским феодализмом и распространился потом в другие части света, хотя, возможно, в странах ислама сложился независимо.

Родовая монархия гораздо чаще, чем строгое престолонаследие, в монархиях действовал принцип принадлежности к царскому роду. Т.е. царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Выборная монархия представляет собой самый древний принцип приобретения монаршей власти - его прообразом являются избираемые военные вожди или верховные жрецы. Византия, к примеру, являлась монархией выборной, равно как и Священная Римская Империя. Необходимо помнить, что народ выбирал не столько царя, сколько царский род и эти события происходили исключительно потому, что предыдущая династия была прервана.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии: неограниченные и ограниченные. При этом, традиционно, к неограниченным относят абсолютные . На наш взгляд, отождествление неограниченной и абсолютной монархий является ошибочным. Во-первых, как форма правления абсолютные монархии возникают как следствие усилившихся в результате кризиса феодальных отношений тенденций к централизованной, единой системе государственной власти. Значит, как юридический феномен абсолютизм возник относительно недавно, в XVI–XVII вв. (а ведь монархии существуют с гораздо более ранних времен). Во-вторых, абсолютные монархии (как например, существовавший в XVII в. В России абсолютизм) символизировали прежде всего не “всевластие” государя (подобное как раз более характерно для ранних, примитивных форм монархической государственности – восточных деспотий), а скорее единство и силу государства. Кстати, полномочия самого монарха в условиях абсолютной монархии (особенно в экономической сфере) зачастую были в достаточной степени серьезно ограничены. Представляется, что неограниченными могут считаться монархии, в которых источниками высшей государственной власти являются индивидуально-определенные физические лица. При подобном подходе к неограниченным могут быть отнесены уже упоминаемые древние монархии (восточные деспотии), для которых была характерна социальная структура, возглавляемая монархом (фараоном) и включавшая в качестве объектов управления рабов. При этом место раба в социальной иерархии и сама его жизнь всецело зависели от воли фараона. Кроме того, к неограниченным монархиям могут быть отнесены различные виды теократий, в которых монарх совмещает полномочия главы светской и духовной власти. Как форма неограниченной монархии теократии сохранились вплоть до настоящего времени в ряде аравийских государств (Бахрейн, Оман).

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными) и дуалистическими.

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками :

1. Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

2. Лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

3. Власть монарха является символической, он «царствует», но не правит;

4. Правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

В качестве одного из признаков парламентарной монархии можно назвать принятие законодательных актов парламентом и подписание их монархом. Однако, на наш взгляд, данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывает в подписании принятых парламентом законопроектов. В связи с этим уместнее отнести к числу признаков данной формы правления наличие института контрасигнатуры, предполагающего, что подпись монарха на документе носит символический характер. Монарх как формальный глава государства лишь скрепляет документ, уже подписанный уполномоченным на то должностным лицом, которое руководило подготовкой данного документа и несет за него всю полноту ответственности.

Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с конституциями этих стран функциональные полномочия монархов как глав государств различны по социально-политической значимости. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, к примеру, назначая форматора правительства (Испания). При этом если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.

Также вполне обоснованным, на наш взгляд, является выделение дуалистической монархии как первоначальной формы ограниченной (конституционной) монархии. Эта форма правления характеризуется следующими признаками:

1. Наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями (парламент);

2. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство;

3. Монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.

Дуалистическими монархиями являлись, например, Германия в период с 1871 по 1918 г. и Япония с конца XIX в. по 1945 г. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя с определенной долей условности к дуалистическим могут быть отнесены современные монархии в Иордании, Марокко, Непале.

Монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой госу­дарственного правления, с вековой историей и традициями, несомненно имеющей ряд как отрицательных, так и позитивных качеств, не утративших значения для современности. Монархические настрое­ния не чужды и современной России. На ее территории существуют различные общественные организации, позиционирующие себя как монархические и призывающие к ее восстановлению в пределах всего государства.

Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок.

Для республики характерны следующие признаки:

1. Выборность высших органов государственной власти и их коллегиаль­ный (коллективный) характер;

2. Наличие выборного главы государства;

3. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

4. Производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

5. Юридическая ответственность главы государства за принимаемые решения;

6. Возможность досрочного прекращения властных полномочий.

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.

Президентские республики (США, Аргентина, Мексика, Филиппины и др.) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – президента.

Признаки президентской республики:

– президент избирается путем проведения всенародных выборов и, таким образом, является независимым от парламента;

– президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;

– правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;

– президент обладает единоличным правом отставки правительства;

– отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов.

Парламентские республики (Италия, Германия, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия и др.) характеризуются сильной законодательной властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения.

Признаки парламентской республики:

– президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией, как например в Германии;

– правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;

– правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;

– в случае объявления “недоверия правительству” со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства;

– действия и решения президента должны согласовываться с правительством.

В юридической литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки обоих видов республик. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Основным же недостатком такой республики выступает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, а отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентская республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентской республики состоит в том, что при многопартийной системе и порядке назначения правительства возможны частые правительственные кризисы.

В некоторых государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентской республик. Такую республику отличает то, что наряду с сильным президентом, который одновременно может являться главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

История становления республиканской формы государственного правле­ния знает также такие ее разновидности, какдемократическая (Афинская демократическая республика) иаристократическая (Спартанская, Римская). Существовали ифеодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Вене­ция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой прису­щи все черты тоталитарной организации.

Понятие включает метод ее образования, сроки действия этой системы, права, а также способы взаимодействия элементов правления между собой и народом. Она же определяет силу влияния общественности на формирование правительственного состава.

Изначально это понятие может пониматься в узком и широком смысле: в первом случае оно означает организацию только высших слоев правления, а во втором взаимодействие всех элементов государства.

Критерии формы правления

Перед тем, как приступить к описанию, важно выделить критерии, с помощью которых они определяются. Итак, основные формы правления представлены двумя видами: Они кардинально отличаются друг от друга:

1. Способом, с помощью которого передается власть. Она может быть дана в качестве наследования или с помощью выбора населения.

2. Ответственностью: в республике президент несет высокую ответственность перед обществом, а глава государства с монархией практически безответственен перед ним.

3. Спектром полномочий между властными органами: республиканская власть более ограничена в своих действиях.

Теперь рассмотрим детальнее каждую из них.

Формы правления государства: монархия

Это такая форма управления, когда государство возглавляет один человек - монарх. Этот человек получает властные права по наследству, и перед обществом государства, которым он управляет, не несет ответственности, а юридически его невозможно лишить власти.

Рассмотрим несколько видов монархии:

1. Абсолютная. Она представлена неограниченной властью главы: он высший орган, и в его руках абсолютная власть. В современном мире с таким правлением существует Оман и Саудовская Аравия.

2. Ограниченная. В этом случае государством правит не один человек, а еще властные органы, которые монарху не подчинены. Власть между ними рассредоточена, а полномочия его ограничиваются традициями или конституцией. В зависимости от этого, такой вид правления разделяется на две категории: сословно-представительную монархию и конституционную. В первом случае власть ограничивается по критерию причастности к сословию, чаще всего она проявляется в совещательной форме. В конституционной форме власть монарха ограничивается Конституцией и вместе с этим в государстве присутствует парламент, состав которого формируется народом.

Формы правления государства: республика

При таком типе устройства органы власти, а, в частности, их состав, формируется народом. Представители власти обязательно несут ответственность перед гражданами страны в равной степени. Действия президента осуществляются от имени народа, а органы власти сформированы таким образом, чтобы быть независимыми друг от друга.

Лимит действия избранных народом - особая мера, в которой выражается ответственность их перед гражданами страны. Власть дается на определенный срок, который может быть сокращен, если избранники не выполняют свои обязанности должным образом.

Существует три вида республик:

1. Парламентская, при которой парламент играет основную роль и имеет больше власти, чем президент. Именно он формирует правительство и отправляет его в отставку, если это необходимо. В Греции, Израиле и ФРГ именно такая форма республики, где президенты не обладают существенными полномочиями.

2. Президентская. Отличительная черта этой формы правления государства в том, что основная власть сосредоточена в руках президента, который формирует правительство. В настоящее время она существует в США и на Эквадоре.

3. Смешанная форма. В этом случае полномочия разделяются между парламентом и президентом.

Таким образом, перечисленные типы правления имеют ряд достоинств и недостатков. На настоящий момент монархия не так распространена, и, вероятно, ее сложно представить сегодня как прогрессивный вариант. Народное правительство также не идеал правления, поскольку наличие множества ответственных лиц в результате приводит к тому, что не ответственен никто, а равномерное способствует и пустым спорам. В этом смысле монархическая форма правления подразумевает большую конкретику. Возможно, существует идеальная форма правления, о которой нам еще неизвестно, а может быть, она заключается в его отсутствии. Так или иначе, но республика и монархия - две крайности, между которыми находится народ, который должен мириться с одной из них.

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти .

От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику (рис. 5).

Монархия (от греч. mono arches – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти.

2. Династическое наследование верховной власти.

3. Пожизненная принадлежность власти монарху.

4. Независимость монархической власти по ее природе от личных достоинств и качеств государя, восприятие ее как атрибута престола, передаваемого по наследству.

Существует неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Абсолютные монархии не являются единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этически предписаниями, требованиями церемониала, т. е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают в качестве морального долга монарха, их нарушение не влечет юридической ответственности.

В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается, за исключением нескольких государств (Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Кувейт, Бруней). Некоторые из этих стран имеют конституции, в которых зафиксировано, что вся полнота власти принадлежит монарху. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но их решения нуждаются в обязательном утверждении монархом.

Форма государства

Форма правления

Монархия

Республика

Абсолютная

Ограниченная

(конституционная)

Президентская

Парламентская

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная

(президентско-парламентская)

Рис. 5. Формы правления.

Ограниченная (конституционная) монархия предполагает ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, поэтому говорить здесь можно только об урезанном разделении властей. Монарх может также издавать указ, имеющий силу закона, и может распустить парламент, заменяя тем самым дуалистическую монархию на абсолютную.

Дуалистическая монархия – это переходная форма между абсолютной и парламентской монархиями, поэтому многие дуалистические монархии эволюционируют в парламентские.

Парламентская монархия является наиболее распространенной в странах современного мира. Она существует обычно в демократических высокоразвитых государствах, где реально разделена власть при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.

В таких государствах главой остается монарх, который не обладает реальными самостоятельными полномочиями по управлению страной. Полномочия главы государства носят преимущественно представительский, церемониальный характер. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, монарх все же оказывает определенное влияние на политические процессы в качестве своеобразного арбитра.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Япония и др.).

Выполняя различные общественные функции морального характера, монархия может сохранять важную политико-правовую роль. Прерогативы монарха являются символом единства государственного суверенитета. Фигура монарха как бы сосредоточивает в себе ключевые властные полномочия, делегируемые государству высшим сувереном – народом. А исполнение тех или иных властных полномочий происходит уже независимыми друг от друга ветвями власти, действующими на основании прерогатив Короны или наряду с ними.

Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже монархии. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, божественной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается народ, а все органы власти являются производными от его воли.

Республика (лат. res publika – общее дело) – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:

1. Производность государственной власти от суверенитета народа.

2. Выборность высших органов государственной власти, коллегиальный, коллективный характер их деятельности.

3. Наличие выборного главы государства.

4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские или полупрезидентские) республики. Их ключевые различия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенный стиль осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Устройство президентской республики характеризуются следующими чертами.

1. Законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков), т. е. одна власть не может быть избрана другой.

2. Президент одновременно является главой государства и правительства (должность премьер-министра отсутствует). Он обладает правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

3. Реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей – на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

4. Сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

      президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

      имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству;

      имеет право вето на законы, принятые парламентом;

      по должности является главнокомандующим;

      является главой правящей партии и руководствуется в политике ее курсом.

Парламентская республика – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту.

Парламентская республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления с ведущей ролью парламента. Избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, он обладает верховенством в системе разделения властей. Сильный парламент может в наибольшей степени «оттягивать» на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее «сильную», нежели президентская республика (например, «канцлерская республика» в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы парламентская республика может стать символом политически «слабого», конфликтного государства (Италия).

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами.

1. Преобладание принципа верховенства парламента, в том числе в системе разделения властей.

2. Политическая ответственность правительства перед парламентом, что, в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия правительству в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), министру.

3. Премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий самую крупную фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия.

4. Президент как глава государства избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов.

5. Президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля деятельности правительства и его состава.

Особенности полномочий президента:

      президент может распускать парламент и назначать внеочередные выборы в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству;

      имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством;

      не имеет права вето на законы, принятые парламентом;

      представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

      в своей деятельности не зависит от партий;

      не может уволить главу правительства; по рекомендации главы правительства может увольнять членов правительства;

      играет роль политического арбитра, координатора деятельности государственных органов и посредника между ними в случае возникновения конфликта.

Парламентский режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте имеет одна политическая партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям политических партий.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает черты парламентской и президентской (Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.).

Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив в области контроля над правительством:

      кто назначает состав кабинета – президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию;

      кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству – исполнительной или законодательной власти;

      каковы юридические последствия такого вотума – обязанность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума.

Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Суть полупрезидентской модели сводится к сильной президентской власти в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентской республике. Президент здесь может при определенных обстоятельствах распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству. Президент имеет широкий круг полномочий, который дает ему возможность активно вторгаться в политическую жизнь государства.

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика . Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства в непосредственном управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

Формы государственного правления

Форма правления определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти . Характер формы правления зависит от организации верховной государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, или она осуществляется при помощи различных демократических институтов.

Принято различать две основные формы правления: республику и монархию .

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

Как создаются высшие органы государства и каково их строение;

Как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

Как строятся взаимоотношения между высшими государственными органами и населением;

В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В переводе с греческого «монархия» означает единовластие . В современном понимании монархия – это не просто власть одного, но власть наследуемая . Монарх получает верховную власть по наследству и не несет юридической ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха. Хотя из истории известно, что монархами становились феодалы и добывали трон для себя в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, формальные черты монархии.

Монархияпредставляет форму правления, при которой верховная власть принадлежит юридически одному лицу, занимающему свою должность в порядке престолонаследия . Основными признаками классической монархии являются:

Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

Наследственный порядок преемственности верховной власти;

Представительство государства монарха по своему усмотрению;

Юридическая безответственность монарха.

Различают монархию абсолютную, конституционную, дуалистическую и теократическую .

Парламентская монархия, как наиболее распространенная форма конституционной монархии характеризуется следующими признаками:

Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

Лидер партии, получившей наибольшее число депутатских мест, становится главой правительства;

В законодательной, судебной и исполнительной сферах власть монарха практически отсутствует, она является символической;

Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

Правительство, согласно Конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Монархическая форма правления в Великобритании - наиболее типичный пример парламентской монархии. С формальной точки зрения высшим органом исполнительной власти является монарх, при котором действует тайный совет , включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит ». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, он либо на практике не пользуется , либо осуществляет свое право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты подготавливаются правительством и скрепляются либо его главой, либо соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым правительство берет на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть не прав »).

Главный отличительный признак парламентской монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент выразит недоверие правительству, правительство должно уйти в отставку. Однако это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил сам народ. Таким образом, при парламентской монархии одним из главных моментов государственного управления является сотрудничество между парламентом и правительством . Именно поэтому главой правительства монарх назначает, как правило, лидера партии, располагающей большинством мест в парламенте .

Изложенная система отношений между монархом, правительством и парламентом характеризует парламентский режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место в Дании, Нидерландах. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в правительстве и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система или многопартийная с одной доминирующей (Япония 1955–1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между правительством и парламентом превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако фактически правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту партийную фракцию контролирует деятельность парламента. Такой государственный режим называется министериализм. Следовательно, при одной модели возможны два типа государственных режимов: парламентаризм и министериализм . Это обуславливается существующей партийной системой.

Парламентская форма правления на примере Японии.

В Японии формой правления является парламентская монархия, которая была оформлена, вместо дуалистической, конституцией 1947 года. Полномочия императора были низведены до чисто номинального уровня, император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все действия императора могут производиться с согласия Кабинета и Кабинет несет за них ответственность. По представлению парламента он назначает премьер-министра, по представлению кабинета назначает главного судью Верховного суда. Императорский трон передается в порядке престолонаследия, предпочтение отдается старшему сыну. Лица женского пола наследовать трон не могут.



Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Парламент состоит из двух палат.

Правительство обладает довольно большими полномочиями. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом. В его состав входит премьер-министр, 12 министров и 8 государственных министров (министров без портфеля). По конституции не менее 50% министров должны быть членами парламента. Фактически в правительство очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами. Правительство формируется парламентом. Вначале из своих членов палаты избирают премьер-министра, который формирует правительство из своих сторонников. В итоге правительство состоит фактически из лидеров партии, располагающей большинством в парламенте, что ведет к системе называемой министериализмом, то есть фактическому главенствованию правительства на политической арене.

В мире встречаются такие форма правления, которые не укладываются в общепринятую классификацию. Такова, например, Малайзия. По конституции 1957 года она представляет редкую разновидность конституционной монархию – выборну ю, когда монарх избирается на 5 лет (по очереди из правителей девяти государств, входящих в федерацию). В ОАЭ действует коллегиальный монарх : эмиры всех семи составных частей, входящих в федерацию, образуют высший совет эмиров. Он является законодательным органом и решает большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства.

Республика представляет собой форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканская форма правления существовала еще в рабовладельческом государстве, но наибольшее развитие получила в современных обществах.

Различают две основные формы республиканского правления: президентскую и парламентскую.

Президентская форма правления характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер – министра.

Основные черты:

1. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

2. отсутствие у правительства института парламентской ответственности;

3. отсутствие у президента права роспуска парламента.

Президентская республика (с латинского – сидящий впереди) строится по принципу жесткого разделения властей и принципа сдержек и противовесов, закрепленного в Конституции.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. В президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать.

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в отлагательном вето, налагаемом президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов обеих палат парламента. С другой стороны, депутаты могут объявить импичмент президенту, судебный контроль за его деятельностью. Этот тип республики был впервые введен в США на основе Конституции 1787 года. Широко распространена данная форма в странах латинской Америки.

Президентская форма правления в США.

Согласно Конституции, президент - глава государства и исполнительной власти. Это единственное должностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми гражданами косвенным путем сроком на 4 года и может быть переизбрано только один раз. Президент избирается косвенным голосованием коллегией выборщиков от каждого штата. Причем выборщики рассматриваются не как делегаты от народа, а как агенты от партии, то есть, обязаны голосовать за кандидата от той партии, от которой он избран. Таким образом, когда известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом.

Полномочия президента:

1. решающая роль в определении программы правительственной деятельности и права принятия окончательных решений;

2. руководство административным аппаратом, вооруженными силами, государственным аппаратом, назначение федеральных судей и др.

Формально президент не должен вмешиваться в деятельность парламента, но на практике сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент. Одно из них – право вето на законопроекты, вотированные парламентом. Для преодоления вето необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством (2\3 голосов) в обеих палатах конгресса (палата представителей и сенат).

В то же самое время в Конституции предусмотрены средства контроля со стороны парламента за исполнительной деятельностью президента. Одно из них – голосование бюджета обеими палатами. Решая вопрос о доходах и расходах государства, палаты могут существенно ограничивать главу государства.

В области внешней политики Конституция возложила на сенат ратификацию международных договоров (2\3 голосов), а на конгресс - полномочия разрешать президенту объявлять войну. Право объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, по Конституции закреплено за Конгрессом. Однако президенты многократно (порядка 200 раз) использовали вооруженные силы за рубежом без объявления конгрессом войны.

Законодательную функцию конгресс осуществляет при сильном влиянии президента и верховного суда посредством различных методов: посланий, поддержанием контактов с влиятельными членами парламента и другие. В президентском аппарате имеется специальная группа помощников по связям с конгрессом, одна из задач которой состоит в ежедневном контроле за прохождением через конгресс приоритетных для администрации законопроектов. И когда судьба значимого законопроекта находится под вопросом, то президент подключает все необходимые рычаги власти.

При президентской форме наиболее важно взаимодействие президента и конгресса, поэтому постоянной задачей президента становится поиск поддержки большинства в парламенте. Отсутствие поддержки может выразиться при чрезвычайной ситуации в привлечении президента к ответственности при помощи процедуры импичмента.

Также существуют смешанные полупрезидентские формы правления .

Основные признаки:

Собственные прерогативы президента, позволяющие ему действовать независимо от правительства;

Наличие премьер – министра и министров, образующих правительство, ответственное перед парламентом.

В Западной Европе полупрезидентская форма правления действует во Франции, Исландии, Австрии, Португалии и др.

Полупрезидентская республика во Франции.

В структуре исполнительной власти наряду с президентом действует премьер-министр и правительство, пользующееся определенной автономией. Это освобождает президента от текущих дел.

Президент Франции избирается на 5 лет, не несет политической ответственности за свои действия ни перед каким органом и никем не контролируется. Принцип неответственности президента предполагает контрасигнацию его актов (визирование премьер-министром или министрами, несущими ответственность). В тоже время Конституция перечисляет акты президента, свободные от контрасигнации – назначение премьер-министра, вынесение вопроса на референдум, роспуск национального собрания, чрезвычайные меры, послание президента парламенту, обращение в конституционный совет, назначение части членов конституционного совета (трех из девяти).

Традиционными прерогативами президента:

Представительство в отношениях с зарубежными странами и международными организациями;

Аккредитование и прием послов;

Объявление войны с согласия парламента;

Ратификация международных договоров;

Право вето на законопроекты, если они не соответствуют конституции;

Может созвать чрезвычайную сессию парламента, причем послания президента обсуждению не подлежат;

В сложных критических ситуациях президент может взять всю полноту власти, консультируясь с премьер – министром, конституционным советом, председателями обеих палат, но их мнение его не связывает.

Парламент не может быть распущен , но он лишается возможности выразить недоверие правительству. Таким образом, в руках президента сконцентрирована огромная власть, его полномочия шире, чем права и полномочия президента США. Однако полнота его власти зависит от расстановки политических сил в парламенте.

Парламентская республика характеризуется провозглашением главенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра.

В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики.

Для парламентской республики характерен большой разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти:

Провозглашается верховенство парламента, фактически он работает под жестким контролем правительства;

Устанавливается ответственность правительства перед парламентом, фактически парламент всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие;

Президент наделен обширными полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством.

Парламентская форма правления действует в Германии, Италии, Ирландии, Швейцарии, Турции и др.

Парламентская форма правления в Германии.

Главой государства является федеральный президент, избираемый специально созываемым федеральным собранием сроком на 5 лет.

Для большинства актов президента нужна контрасигнация актов федеральным канцлером или соответствующим министром.

Но у президента достаточно полномочий,чтобы активно влиять на политику:

Участвовать в заседаниях парламента;

По предложению канцлера распустить нижнюю палату парламента (бундестаг);

По предложению правительства и согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости;

Президент не несет политической ответственности за свои действия.

Главное место в системе центральных органов занимает федеральное правительство, состоящее из канцлера и министров. Кандидатура канцлера предлагается президентом и избирается большинством голосов бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, причем их число не лимитировано конституцией.

Правительство ответственно только перед нижней палатой. По конституции бундестаг может выразить недоверие канцлеру лишь при условии, что большинством голосов ему изберут преемника. В то же время в качестве ответной меры правительство может обратиться к президенту с просьбой о досрочном роспуске Бундестага.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту с 4–летним сроком полномочий, избираемому по весьма сложной системе. В статье «Опасности президентства» американский политолог Х. Линц отмечает, что в современном мире подавляющее большинство устойчивых демократий представляют собой парламентские республики, в то время как среди президентских к этой категории относятся только США. В период 1979-1989 гг. в мире существовало 43 консолидированные демократии. Из них 34 были парламентарными, 2 - полупрезидентскими и только 5 - президентскими (плюс 2 «гибрида» - Швейцария и Финляндия). Х. Линц полагает, что это не случайно. Система правления, опирающаяся на большинство в высшем представительном органе страны, более пригодна для утверждения демократии, особенно в глубоко расколотых обществах с множеством партий. Система президентского правления придает занимающему должность Президента «церемониальные» функции главы государства наряду с функциями «действительного» главы правительства, создавая, таким образом, ауру, «имидж», порождающие в народе особые надежды. Таких векселей лишен даже самый популярный премьер-министр в парламентских республиках.

Анализируя опыт перехода к демократии в Испании и странах Латинской Америки, Линц выделяет следующие недостатки президентской системы правления: - достаточно четко определенный срок президентских полномочий. Весь политический процесс при этом автоматически распадается на жестко разграниченные периоды, что практически не оставляет возможности для проведения преемственной политики тактических корректировок. Если Президент совершает грубые политические просчеты или теряет доверие народа, то нет формальных средств заставить такого Президента уйти в отставку, действуя в рамках Конституции. И то, что при парламентарной системе вылилось бы в очередной правительственный кризис, при президентской свободно может переродиться во всеобщий кризис режима;- мажоритарная избирательная система, при которой «победитель получает все». Обычно на весь период президентского мандата четко определяются победители и побежденные, что неизбежно ведет к обострению отношений в обществе и его дальнейшей поляризации. К тому же Президент не всегда представляет большинство избирателей. Бывают президенты, которые приходят к власти, получив столько же голосов, сколько иные премьеры правительств меньшинства (С. Альенде стал Президентом Чили в 1970 году, имея 36,2% голосов, а А. Суарес в Испании в 1971 году стал Премьер-министром, получив 35,1% голосов). При этом Премьер вынужден сотрудничать с другими партиями для обеспечения поддержки курса Правительства, а Президент в аналогичной ситуации может быть убежден в обладании независимой власти и поддержке народа;- в президентских республиках часто возникает проблема двойной демократической легитимности. Поскольку и Президент, и парламент получают власть в результате народного голосования, между ними возникает спор о том, кто же из них фактически является выразителем воли народа. Демократических способов разрешения подобных конфликтов не существует; создаются условия для поощрения аутсайдеров, т.е. избрания человека, далекого от политики. Законодательные механизмы этой системы могут в случае досрочного прекращения президентских полномочий вынести наверх человека, который при обычной избирательной процедуре никогда бы не стал главой государства;- президентская система побуждает кандидатов давать неисполнимые обещания и может даже породить у избирателей опасную склонность видеть в политическом лидере спасителя.По мнению М. Липсета, который придерживается несколько иной позиции, можно указать на крах демократического парламентаризма в период между двумя мировыми войнами в Испании, Португалии, Греции, Италии, Австрии, Германии и большей части Восточной Европы. И, наоборот, следует отметить такие примеры стабильного и демократического президентского правления, как Чили (до С. Альенде), Коста-Рика и Уругвай (в течение большей части ХХ столетия).Д. Горовиц опровергает тезис о том, что только президентские системы приводят к разделению общества на победителей и проигравших. Согласно его мнению, положение, при котором победитель получает все, является производным от типа избирательной системы, а не от абстрактного института президентства. И, наконец, злоупотребление властью вряд ли является президентской монополией. Парламентарные режимы в странах Азии и Африки предоставили более чем достаточную долю аналогичных случаев.Среди новых демократий уровень выживания президентского режима гораздо ниже, чем уровень выживания парламентарного. Однако, как считает С. Холмс, это нельзя считать доказательством врожденной порочности президентской системы правления. Страны, сталкивающиеся с жестоким экономическим кризисом, ищут в первую очередь сильного руководителя, в то время как страны, чьи проблемы решаются легче, обычно обращаются к парламентской власти. Так что не слишком благоприятный опыт президентского правления за пределами США может объясняться не самими по себе институциональными недостатками президентского режима в условиях разделения властей, а глубинными социальными проблемами.На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что споры о том, какая из систем республиканского правления - президентская или парламентарная - является лучшей, носят полемический характер, поскольку не существует универсальной системы правления. Сам тип республиканского правления, утвержденный в той или иной стране, равно как и национальная форма его воплощения зависят от особенностей исторического развития, культуры, геополитического положения и прочих факторов, формирующих политическое бытие общества. Каждой «чистой» системе присущи свои достоинства и недостатки.Как отмечает В. Чиркин, основным достоинством президентской республики, безусловно, является гарантированная стабильность исполнительной власти по сравнению с парламентарной, где нередко разражаются министерские кризисы, происходит частая смена правительств (Италия). Главным недостатком президентской системы, особенно в условиях неразвитости демократических институтов, является ее склонность к авторитаризму (страны Латинской Америки), тогда как в парламентарной такая возможность фактически исключена. В последнее время наибольшее распространение получила так называемая полупрезидентская система, которая стремится создать сильную, стабильную исполнительную власть, но в то же время политически ответственную перед законодательным собранием. Исходя из такой перспективы, исполнительная власть распределяется между двумя конституционными институтами - Президентом и правительством. Их соотношение структурируется таким образом, что, с одной стороны, Президент, будучи политически неответственным, через влияние на правительство (участие в формировании, работе, отставке), курирование ряда областей в сфере собственно исполнительной власти (внешняя политика, оборона, безопасность) и противодействие парламенту (законодательная инициатива, право вето, роспуск парламента) ограждает правительство как политически ответственного субъекта от исходящей от парламента нестабильности.С другой стороны, парламент, влияя на Президента и правительство (участие в формировании и отставке правительства, контроль за его деятельностью, законодательная политика, преодоление вето), не позволяет Президенту бесконтрольно руководить правительством, превращая его в свой административный аппарат. Такая конструкция государственной власти предполагает дистанцирование института президентства от исполнительной власти при сохранении определенного влияния на последнюю.Тенденция отделения Президента от исполнительной власти привела к формированию института президентской власти. Хотя формулировка об особой президентской власти еще нигде не получила в конституциях своего дословного выражения, но уже есть нормы, отражающие эту тенденцию. Конституция Франции 1958 года, откуда берет начало данная тенденция, установила, что Президент является арбитром над всеми ветвями власти, поскольку обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей.Эта формулировка оказала огромное влияние на постсоциалистические страны (в том числе на Беларусь, Казахстан, Россию), в большинстве из которых Президент призван в рамках своих задач объединять все ветви власти, способствовать их согласованному и эффективному функционированию. Выбор этими странами смешанной системы правления объясняется тем, что авторитарное прошлое вызывало страх перед возможностью превращения Президента в диктатора в условиях президентской республики, а отсутствие развитой многопартийной системы сводило на нет функционирование механизма при парламентарной республике. Конституции этих стран уходят от прямого закрепления юридической природы президентской власти с точки зрения разделения властей. Она не вписывается в классическую триаду властей и не включена каким-либо образом в структуру одной из них, а выделена в отдельную главу, с которой начинается изложение полномочий основных органов государственной власти. В этом заключается главная отличительная черта президентской власти, своеобразие концепции разделения властей, характерное для полупрезидентских республик.Президентские полномочия чрезвычайно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата. На этом основании в научной литературе получило определенное признание представление о президентской власти в контексте полупрезидентской республики как о новой, четвертой власти.Заметим, что идея о необходимости конституциирования четвертой ветви власти не нова. Ее родоначальником является французский политический деятель Б.Констан (1767-1830), который разработал учение о четырех властях с целью пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции сводится к тому, что три классические ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную) следует дополнить еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей. Четвертую власть он считал необходимым предоставить монарху для того, чтобы устранять конфликты и сглаживать столкновения между тремя другими властями. Поэтому он назвал ее умиряющей или уравнивающей властью.Нынешнее представление об институте президентства как о новой ветви власти - по сути, вариация констановского учения о четырех властях, модифицированная к республиканской форме правления. При этом происходит специфическая интерпретация разделения властей, т.е. вынесение института президентства за рамки привычной триады властей, придание ему вневластного статуса. Однако Президент стоит над ветвями власти, над институтами государства не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках властные полномочия других властей, а в качестве арбитра в отношениях с ними. Хотелось бы обратить внимание на то, что говорить об институциализации президентской власти в полной мере правомерно лишь в отношении постсоветских республик, поскольку именно в них она носит комплексный характер. Президент наделяется рядом полномочий других властей и оказывает фактически равнозначное влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти. Это достигается за счет следующих полномочий Президента: определение основных направлений внутренней и внешней политики (во Франции - Премьер-министр); формирование правительства; отставка правительства (во Франции невозможна); право законодательной инициативы (во Франции - правительство и депутаты); право вето; издание указов, имеющих силу закона; роспуск парламента (в Беларуси - обеих палат); назначение 6-ти судей Конституционного Суда - в Беларуси (в Казахстане – 2-х членов и председателя, во Франции - 3-х членов Конституционного Совета); вынесение вопросов на референдум (во Франции - только по предложению Премьера или членов парламента). Следовательно, во Франции Президент только дистанцирован от исполнительной власти, но его полномочия в области законодательства и исполнительной власти не столь значительны как в Казахстане, России.Для выяснения взаимоотношений между органами центральной власти в полупрезидентской республике весьма полезной является пространственная (двухмерная) модель, построенная американскими политологами М. Шугартом и Дж. Кэри. Шкала по вертикали отражает объем президентских полномочий по формированию правительства, руководству и контролю его деятельности. Чем больший объем полномочий имеет Президент, тем большее значение приписывается данной политической системе по шкале «власть Президента над правительством». Шкала по горизонтали показывает зависимость правительства от парламента, которая выражается в возможности вынесения парламентом вотума недоверия правительству. Чем меньше эта зависимость, тем большее значение приписывается данному режиму по шкале «раздельное выживание» правительства и парламента.Шугарт и Кэри провели анализ полномочий всех ветвей власти в большинстве стран мира, исходя из которого присвоили каждому значение от 1 до 8 по обеим шкалам, наложив их друг на друга. Согласно этой схеме президентская система характеризуется max значениями по обеим шкалам, парламентарной системе соответствует min значение по шкале «власть Президента над правительством» и среднее значение по шкале «раздельное выживание». Они также выделяют две смешанные системы политической власти: президентско-парламентская и премьерско-президентская. По нашему мнению, Казахстан не относятся к вышеназванным смешанным системам, поскольку, во-первых, Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность правительства, а во-вторых, правительство в своей деятельности больше зависит от Президента, чем от парламента. Выражение вотума недоверия правительству не приводит к его немедленной отставке, (как во Франции). Последнее слово остается за Президентом, который может просто распустить парламент. В Казахстане роспуск парламента осуществляется после консультаций Президента с председателями Палат Парламента и Премьер-министром; роспуск парламента осуществляется после выражения вотума недоверия правительству (в России - только после двукратного выражения вотума недоверия в течение трех месяцев). Такую систему правления можно охарактеризовать как президентскую смешанную систему, или как смешанную систему с сильным Президентом.Гарантийная функция. Президент - гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина. Во Франции Президент также является гарантом независимости судебных органов, а в Беларуси - экономической и политической стабильности. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпринимает все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Таким образом, полупрезидентская республика утверждает принцип верховенства президентской власти, который выражается в развитии и расширении президентских полномочий во всех сферах государственного управления и вынесении Президента за рамки привычной «триады». Концентрация значительных полномочий у главы государства в Казахстане обосновывается объективной необходимостью в условиях переходного периода и становления гражданского общества. С одной стороны, создается возможность для авторитарных тенденций президентской власти, поскольку в смешанных республиках содержится много общих положений, указывающих на функции, цели президентской деятельности, которые могут быть легко использованы для обоснования действий, выходящих за пределы непосредственно правового статуса главы государства. С другой стороны - возможность формирования стабильной и сильной власти, что особенно необходимо в переходные периоды.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что означает принцип системности в политике?

2. Из каких подсистем состоит политическая система общества?

3. Какие типологии политических систем вы знаете?

4. В чем специфика определения политического режима?

5. В чем отличие принципов правления тоталитарного и авторитарного режимов?

6. Основные признаки демократического государства.

7. Определение разновидности монархий в современном мире.

8. В чем различие между президентской и смешанной полупрезидентской республикой?

9. Определите основные черты парламентской республики.

10. Выделите черты сходства и различия между парламентской монархией и парламентской республикой.

11. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:

деспотия совокупность методов осуществления власти, характеризующие степень правового положения личности
политический режим неограниченная власть одного лица или группы
олигархия политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью общества и каждой личности
демократия власть небольшой группы богатых и привилегированных людей
тоталитаризм политический режим, при котором монополией на власть обладает какая-либо одна партия, группа, однако сохраняются в ограниченном виде некоторые гражданские права
политический режим гибридный режим, характеризующийся проведением либерализации без демократизации
авторитаризм политический режим, характеризующийся высокой степенью конкурентности элит и высоким уровнем политического участия
авторитаризм развития гибридный режим, характеризующийся проведением демократизации без либерализации
аристократия политический режим, обеспечивающий права и свободы человека
парламентская монархия политический режим, не имеющий ни экономических, ни социальных, ни политических, ни идеологических ограничений дискреционной власти
президентская республика форма правления, при которой монарх «царствует, но не правит»
тоталитаризм коммунистического толка форма правления, не предусматривающая принцип неответственности президента

12. Используя Конституцию Казахстана, назовите основные элементы политической системы Республики Казахстан.

13. Сравните политические режимы (тоталитаризм, демократия, авторитаризм) по следующим критериям:

Степень политической свободы;

Роль государства;

Степень принуждения и насилия;

Отношения между государством и обществом;

Зрелость гражданского общества;

Партийная система;

Наличие оппозиции, инакомыслия, степень идеологизированности.

14. Заполните таблицу:

15. Составить структуру (схему) политической власти в Казахстане:

Президент – правительство – парламент – акиматы – маслихаты – Верховный суд –Конституционный Совет.

16. Кто первым ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»? (Маркс, Сталин, Муссолини, Черчилль)

19. Какие идеи Нового времени оказали решающее влияние на современные представления о демократии? (теория «общей воли» Руссо, теория о влиянии климата на формы правления, концепция естественного права, свободы и автономии личности)

20. Какому типу политического режима соответствует следующая формулировка: «Неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах»? (авторитаризм, демократия, тоталитаризм)

21. Что из следующего является главным и необходимым условием для существования демократии (наличие многопартийности, ограниченный по времени мандат на пребывание у власти, выборность органов местного самоуправления, выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди кандидатов).

22. Укажите черту, общую для всех определений политической системы (адаптация к условиям окружающей среды, применение узаконенного принуждения в обществе, уравнительное распределение материальных благ, авторитарные методы правления).

23. Для какого политического режима характерно проникновение государства во все сферы общественной жизни? (правового, авторитарного, тоталитарного, теократического)

24. Какое юридическое лицо обладает правом контрасигнатуры? (монарх при парламентской монархии, премьер-министр при парламентской монархии, канцлер при парламентской республике, президент при президентской республике)

25. Выделите правильное суждение: «Для авторитаризма характерна… (намеренная деполитизация масс, высокая степень регламентации различных аспектов общественной жизни, партия является центром власти, систематический террор, граждане подвергаются репрессиям).

26. Для какого режима характерны господство единой идеологии, недопущение оппозиционных партий? (Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, военная диктатура, олигархический авторитаризм)

27. «Разрешено все, что не запрещено» является принципом какого политического режима? (демократии, авторитаризма, социализма, коммунизма)

28. Выделите черты, присущие парламентской республике (население избирает парламент, который назначает правительство и может его отозвать; в стране происходят отдельные выборы президента и парламента; парламент не имеет право распускать правительство; президент имеет право распустить парламент).

29. Господствующая роль вертикальных связей между институтами государства, особая роль армии, некоторая степень независимости личности характерны: (авторитаризму, тоталитаризму, султаническому режиму, демократии, клерикальным политическим режимам).

30. Какому политическому режиму соответствует принцип: «Разрешено все, кроме политики» (авторитаризм, демократия, тоталитаризм, фашизм).

31. Политическая идеология, построенная на идее исключительности и превосходстве этнической группы и опирающаяся на террор и агрессию (фашизм, расизм, суфражизм, национализм).

32. Что является основанием классификации политических режимов? (Наличие законодательства; наличие парламента; соотношение методов диктатуры и демократии; принцип разделения властей)

33. Главный недостаток президентско-парламентской республики: (опасность авторитаризма; принадлежность президента и премьера к различным партиям; частые правительственные кризисы; разделение властей).

34. Форма правления – это: (административно-территориальное деление; организация и устройство государственной власти; национально-территориальное устройство власти; государственный строй).