Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Влияние природы на человека

Кафедра общественно-научных дисциплин

в учебном предмете географии.

г. Екатеринбург

2014 г.

«Природа Земли и человек»

Пояснительная записка

Пояснительная записка отражает основное содержание блока, его краткую характеристику, цели и задачи, планируемый результат, подготовку учащихся к государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ), проблемы, возникающие при сдаче экзамена и методические рекомендации по изучению тем данного блока «Природа Земли и человек».

Данный блок «Природа Земли и человек»по географии включает в себя несколько разделов, предметных тем и рекомендуемый перечень практических работ.

    Основное содержание

Блок. Природа Земли и человек (30 часов)

    Земля - планета Солнечной системы.

    Развитие географических знаний человека о Земле.

    Земная кора и литосфера.

    Рельеф Земли.

    Минеральные ресурсы литосферы.

    Гидросфера - водная оболочка Земли.

    Источники пресной воды на Земле.

    Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

    Биосфера Земли.

    Почва как особое природное образование.

    Географическая оболочка Земли.

Практические работы

1. Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе »; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний) »;

в) «Рельеф дна Мирового океана », «Строение атмосферы »; г) «Части реки »; д) «Различия гор и равнин по высоте » .

2. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность.).

3. Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.

4. Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала.

5. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников

лито-, гидро- и биосферы.

6. Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).

7. Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

2. Общая характеристика блока

Блок полностью реализует идеи стандарта, входит в рабочую программу и составлен с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание блока отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом. Такой подход позволяет рассматривать компоненты природы Земли в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования у учащихся целостной картины мира, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание данного блока чётко знакомит учащихся с основными оболочками Земли, значимостью их взаимодействия, что позволяет формировать у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

3. Цели изучения блока « Природа Земли и человек»

Изучение блока «Природа Земли и человек» в географии основной школы направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об элементах погоды, об оболочках Земли;

    владение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков » международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

    воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

    формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

4. Место блока «Природа Земли и человек» в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География » на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе - 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю.

5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

    познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

    сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

    ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

    соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

6. Планируемые результаты обучения.

Результаты изучения блока полностью соответствует стандарту. Требования направлены на:

    реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;

    освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

    овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    подготовка выпускника к государственной аттестации.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что практически весь материал курса географии 6 класса попадает в задания КИМов.

Для подготовки к государственной итоговой аттестации по географии в форме ОГЭ и ЕГЭ особенно тщательно повторить курс 6 класса, так как задания, проверяющие знания, основаны на материале данного блока.

В первой теме блока «Земля - планета Солнечной системы» необходимо уделить особое внимание понятиям «шарообразность» и «выпуклость», когда речь идёт о форме планеты Земля. Учащиеся забывают также расположение планет по удалённости от Солнца, деление планет на планеты земной группы и планеты–гиганты. Важными вопросами является в этой теме «Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях», которые трудны для усвоения в 6 классе и требуют неоднократного повторения. Можно использовать тренировочные задания из КИМов предыдущих лет на длину светового дня, что часто предполагает знания понятий географической широты и географической долготы.

Во второй теме «Развитие географических знаний человека о Земле» учащимся необходимо ориентироваться в хронологии географических исследований, что требует запоминания во время изучения.

В теме «Земная кора и литосфера» следует обратить внимание на повторение вопросов, связанных со строением земной коры, пород разного происхождения. Можно включить тренировочные задания по предсказанию и защите от опасных природных явлений.

Тема « Рельеф Земли» предполагает у учащихся знания основных форм рельефа и дна Мирового океана. Какими цветами обозначены формы рельефа на карте и определение высот различных объектов по шкале высот и глубин. В этих вопросах у выпускников тоже возникают проблемы на экзаменах.

Тема «Минеральные ресурсы литосферы» . В этой теме нужно уделить внимание видам полезных ископаемых, их названиям и обозначениям, используемых в картах, уметь их отмечать в контурных картах.

Тема «Гидросфера - водная оболочка Земли» . Тема предполагает знания у учащихся частей гидросферы (Мировой океан, ледники, воды суши), понятий, названий рек, океанов, течений в океанах, определение по карте глубин океанов.

В теме «Источники пресной воды на Земле» могут быть допущены ошибки, связанные с расположением пластов, происхождением грунтовых вод, зависимости уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Учащиеся должны уметь давать характеристику географического положения рек, оперировать понятиями речная система, питание и режим рек, русло, притоки, уметь находить их на карте.

В теме « Атмосфера - воздушная оболочка Земли есть вопросы, которые требует от учащегося не только запоминания элементов погоды, но и умения составлять графики, розу ветров, определять по графикам климат определённого объекта.

В теме « Биосфера Земли» учащиеся должны знать разнообразие растительного и животного мира Земли, особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане, границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Здесь можно предложить для подготовки учащихся к экзаменам проблемные задания, задания на соответствие.

В теме « Почва как особое природное образование» выпускники могут допустить ошибки в расположении слоёв почвенного профиля. Необходимо уделить больше внимания на изучение состава почв.

Ошибки, допускаемые в теме « Географическая оболочка Земли » выпускниками, частично связаны с незнанием расположения природных зон, широтной зональности и высотной поясности, поэтому для запоминания размещения природных зон необходимо поработать с физическими и контурными картами. Но выпускники не умеют применить навыки работы с ними для получения нужной информации. Например, при определении характеристики природной зоны по описанию.

Часть ошибок связана с тем, что при определении географических координат, абсолютной высоты точек по топографической карте выпускники затрудняются точно определить показатели, если точка находится не на обозначенной линии параллели, меридиана или горизонтали. При подготовке к итоговой аттестации необходимо использовать карты разных картографических проекций, чтобы отработать данное умение. Некоторые трудности возникают у выпускников при определении расстояний по карте. При формировании и закреплении данного умения следует использовать карты разных масштабов.

Также школьники испытывают затруднения в извлечении информации из статистически материалов: таблиц, графиков. Поэтому целесообразно уделить особое внимание развитию умения извлекать правильную информацию из графиков.

Кроме этого, с целью успешной подготовки к итоговой аттестации рекомендуем большее внимание уделить таким сложным темам содержания школьных курсов географии, как биосфера (обратив внимание на почвы), климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли.

Завершая, следует напомнить, что для успешного выполнения контрольно-измерительных материалов выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям, дочитывать задания до конца, а так же обращать внимание на запись ответов в нужной последовательности.

Блок 2. Природа Земли и человек

2.1. Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли. Соотношение суши и океана на Земле

Планетарные особенности Земли


Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия
Геоид — истинная форма Земли. Годовое движение Земли вокруг Солнца происходит по орбите. Земная ось постоянно наклонена к плоскости земной орбиты под углом 66,5°. Вследствие этого наклона каждая точка Земли встречает солнечные лучи под углами, которые изменяются в течение года, поэтому происходит смена времен года, а также продолжительность дня и ночи в различных уголках планеты неодинакова.
День зимнего солнцестояния (22 декабря) , в этот день Солнце в зените над Южным тропиком. В это время к северу от Северного полярного круга наблюдается полярная ночь, а к югу от Южного полярного круга — полярный день.
День летнего солнцестояния (22 июня) , в этот день Солнце в зените над Северным тропиком. В южном полушарии в это время самый короткий день, к северу от Северного полярного круга наблюдается полярный день, а к югу от Южного полярного круга — полярная ночь.
Дни равноденствия (21 марта — весеннее, 23 сентября — осеннее) , в эти дни Солнце находится в зените над экватором, продолжительность дня и ночи одинакова.

Земля — это планета Солнечной системы, имеет естественный спутник — Луну.
Полярные круги (Северный полярный круг и Южный полярный круг) — параллели соответственно северной и южной широты — 66,5°.
Суточное вращение Земли происходит вокруг воображаемой оси, против часовой стрелки. Его следствием является сжатие Земли у полюсов, а также отклонение направления движения ветров, морских течений и т. д.
Тропики — (Северный и Южный) — параллели соответственно северной и южной широты 23,5°. На всех широтах между тропиками Солнце бывает в зените два раза в год. На самих тропиках по одному разу — в день летнего (22 июня) и зимнего (22 декабря) солнцестояния соответственно. Северный тропик — тропик Рака. Южный тропик — тропик Козерога.

Общие сведения о Земле

Показатель Величина
Расстояние от Земли до Солнца 149,5 млн. км
Расстояние от Земли до Луны 384 400 км
Период оборота Земли вокруг своей оси (звёздные сутки) 23 ч 56 мин 4,09 с
Период оборота Земли вокруг Солнца 365 суток 5 ч 48 мин 46 с
Средняя скорость движения Земли по орбите около 30 км/с
Афелий — самая удалённая точка орбиты (5 июля) 152 млн. км
Перигелий — ближайшая точка орбиты (3 января) 147 млн. км
Экваториальный радиус Земли 6378,1 км
Полярный радиус Земли 6356,8 км
Средний радиус Земли 6371 км
Длина экватора 40 000 км

Земля, как и другие планеты Солнечной системы одновременно участвует в нескольких видах движений. Главными, из которых являются - суточное вращение вокруг своей оси и годовое движение по орбите вокруг Солнца.

Осевое вращение Земли

Движение вокруг своей оси. Земля вращается с запада на восток, против часовой стрелки, при этом угловая скорость вращения, т.е. угол на который поворачивается любая точка на поверхности Земли, одинакова и составляет 15 градусов. Линейная скорость зависит от широты местности: на экваторе она максимальна и составляет 464 м/с, на полюсах скорость падает до нуля. Полный оборот вокруг своей оси наша планета производит за 23 часа 56 мин 4 сек. (сутки). За земную ось принимают воображаемую прямую линию, проходящую через полюса, вокруг которой вращается Земля. Перпендикулярно оси расположен экватор - это большой круг, образованный пересечением Земли, перпендикулярный оси вращения на расстоянии, равном от обоих полюсов. Если мысленно пересечь рядом параллельных экватору плоскостей, на земной поверхности появятся линии называемые параллелями. Они имеют направление запад-восток. Длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается, соответственно уменьшается и скорость вращения точек. Если пересечь Землю плоскостями, проходящими через ось вращения то на поверхности возникают линии, которые называются меридианами. Они имеют направление север-юг, линейная скорость вращения точек на меридианах различна и от экватора к полюсам уменьшается.

Следствия движения Земли вокруг своей оси:
1. При вращении Земли возникает центробежная сила, которая играет важную роль в формировании фигуры планеты и тем самым уменьшает силу притяжения.
2. Происходит смена дня и ночи.
3. Появляется отклонение тел от направления их движения, этот процесс был назван сила Кориолиса (в честь французского ученого, открывшего это явление в 1835 году). Все тела по инерции стремятся сохранить направление своего движения. Если движение происходит относительно перемещающейся поверхности происходит отклонение этого тела слегка в сторону. Все тела, движущиеся в северном полушарии отклоняются вправо, в южном полушарии - влево. Данная сила проявляется во многих процессах: она изменяет движение воздушных масс, морских течений. По этой причине происходит подмыв правых берегов в северном полушарии и левых берегов в южном полушарии.
4. С осевым движением связаны явления суточной ритмичности и биоритмы. Суточный ритм связан со световыми и температурными условиями. Биоритмы - это важный процесс в развитии и существовании жизни. Без них невозможны фотосинтез, жизнедеятельность дневных и ночных животных и растений и, конечно же, жизнь самого человека (люди совы, люди жаворонки).

Значение астрономического положения Земли для ее природы:
1. вследствие осевого и орбитального вращения Земли все природные процессы имеют свои ритмы.
2. температурный режим Земли благоприятный.
3. спутник Земли - Луна вызывает приливы и отливы.

С вращением Земли связана единственная единица измерения времени - сутки, а также смена дня и ночи. С этим процессом связано понятие о времени. Время бывает местным, поясным, декретным, летним и зимним. Местным временем принято называть время на одном меридиане. Различия между меридианами стоящими рядом составляет 4 минуты, следовательно, через один градус время меняется на 4 минуты. Наличие в различных пунктах, лежащих на разных меридианах, своего времени приводило к различным неудобствам, поэтому на Международном астрономическом конгрессе в 1884 году был принят поясной счет времени. Для этого всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса по 15 градусов каждый. За поясное время принято брать среднее время меридиана каждого пояса. Отсчет производится от Нулевого или Гринвичского меридиана, проходящего через обсерваторию города Гринвич, расположенного недалеко от Лондона. Время начального меридиана принято в качестве всемирного времени. Счет времени ведется с запада на восток. Границы часовых поясов на суше для удобства проведены не строго по меридианам, а по естественным рубежам (горам, рекам, административным границам). Меридиан 180 градус принят за международную линию перемены дат. Эта условная линия на поверхности земного шара, по обе стороны от которой часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Например, Новый год к западу от этой линии начинается 1 января, а к востоку 31 декабря. При пересечении границы дат с запада на восток в счете календарных дней возвращаются на одни сутки назад, а с востока на запад - одни сутки в счете пропускаются.

Движение Земли вокруг Солнца

Земля делает полный оборот по эллиптической орбите вокруг Солнца за 365,24 солнечных суток. В ходе этого движения Солнце проходит видимый путь по небосводу среди звезд через зодиакальные созвездия, совершая полный круг за год. Плоскость орбиты называется плоскостью эклиптики.
Земная ось наклонена к ней под углом 66,5° и перемещается в пространстве параллельно самой себе в течение года. Поэтому освещается то северная, то южная полярные области Земли, что приводит к смене времен года и неравенству дня и ночи в течение года на всех широтах, кроме экватора. Со сменой времен года связана сезонная ритмика природы. Мы можем наблюдать её в колебаниях температуры, влажности воздуха и других метеорологических элементов, в режиме выпадения осадков и колебаниях уровней водоемов. Все эти изменения приводят к переменам в жизни растений, животных и человека.
Началом астрономической весны и осени считаются дни весеннего и осеннего равноденствий (когда солнечные лучи под углом 90° падают на экватор и касаются полюсов - 21 марта и 23 сентября). А началом лета и зимы - дни соответствующих солнцестояний (когда высота Солнца над горизонтом в полдень наибольшая - 22 июня и 22 декабря).
В день летнего солнцестояния (положение 1, рис. 17) - 22 июня земная ось северным концом обращена к Солнцу - солнечные лучи в полдень отвесно падают на 23,5° параллель северной широты - так называемый северный тропик (тропик Рака). Все параллели севернее экватора до 66,5° с. ш. большую часть суток освещены, на этих широтах день длиннее ночи. Параллель 66,5° с. ш. является границей, с которой начинается полярный день - это северный полярный круг. В этот же день на всех параллелях южнее экватора до 66,5° ю. ш. день короче ночи. Южнее 66,5° ю. ш. - территория не освещена совсем - там полярная ночь. Параллель 66,5° ю. ш. - южный полярный круг.
В день зимнего солнцестояния (положение 3, рис. 17) - 22 декабря земная ось южным концом обращена к Солнцу, и солнечные лучи в полдень отвесно падают на 23,5° параллель южной широты - так называемый южный тропик (тропик Козерога). На всех параллелях южнее экватора до 66,5° ю. ш. день длиннее ночи. Начиная с южного полярного круга, Солнце не заходит за горизонт - устанавливается полярный день. За северным полярным кругом все погружено во мрак - господствует полярная ночь.
23 сентября (положение 2, рис. 17) и 21 марта (положение 4, рис. 17) - дни осеннего и весеннего равноденствия. Солнце одинаково освещает оба полушария Земли. День равен ночи и в Северном, и в Южном полушариях.



Рис. 17. Движение Земли вокруг солнца

Наклон оси вращения Земли к плоскости орбиты и её движение вокруг Солнца приводят к формированию на Земле пяти поясов освещения, которые являются основой зональной дифференциации географической оболочки. Они отличаются высотой полуденного стояния Солнца над горизонтом, продолжительностью дня и соответственно тепловыми условиями и ограниченны тропиками и полярными кругами.
Около 40 % поверхности Земли занимает лежащий между тропиками жаркий пояс. День и ночь здесь мало отличаются по продолжительности, а солнце бывает в зените дважды в году.
52 % территории Земного шара приходится на расположенные между тропиками и полярными кругами умеренные пояса, где солнце никогда не бывает в зените. Продолжительность дня и ночи зависит от широты и времени года. Около полярных кругов (с 60° до 66,5°) летом Солнце ненадолго и неглубоко уходит за горизонт, вечерняя и утренняя зори сливаются и наблюдаются, так называемые белые ночи.
Холодные пояса занимают всего 8 % земной поверхности к северу и югу от полярных кругов. Зимой здесь наблюдаются полярные ночи, когда Солнце не показывается из-за горизонта, а летом - полярные дни, когда Солнце не заходит за горизонт. Продолжительность их увеличивается от одних суток - на полярных кругах до полугода - на полюсах.

Формулы для решения задач

Высота полуденного Солнца в любой точке планеты определяется по формуле:
h = 90° - φ + δ , где:
h - высота Солнца над горизонтом в полдень,
φ - широта места наблюдения,
δ - солнечное склонение, астрономическая величина, измеряемая в градусах и равная той широте, где Солнце в данный момент находится.
Для дней равноденствия (Солнце в зените на экваторе) эта формула преобразуется так:
h = 90° - φ
Для дней солнцестояния формула становится следующей:
h = 90° - φ ± 23,5°
В дни равноденствия δ берется с положительным знаком, если искомый пункт находится в том же полушарии, что и широта, где Солнце стоит в зените, и с отрицательным знаком, если искомый пункт находится в противоположном полушарии.

Программа экзамена по географии
ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ; ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Географические модели. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).


ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Земля как планета; современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли. Соотношение суши и океана на Земле.

Земная кора и литосфера. Состав и строение. Рельеф земной поверхности. Тектоника литосферных плит.

Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология.

Гидросфера. Состав, строение гидросферы. Мировой океан и его части. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат.

Биосфера. Разнообразие растений и животных. Почвенный покров. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Природные и природно-антропогенные комплексы.

Особенности природы материков и океанов.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА

Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы.

География религий мира.

Динамика численности населения Земли. Концепция демографического перехода. Географические особенности воспроизводства населения мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика.

Половозрастной состав населения.

Городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Миграция. Основные направления и типы миграций в мире.

Уровень и качество жизни населения.

Структура занятости населения.

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции. Факторы размещения производства.

Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции.

Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Мировая торговля и туризм.

Интеграционные отраслевые и региональные союзы.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА

Многообразие стран мира. Основные типы стран.

Современная политическая карта мира.

Столицы и крупные города.

Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Особенности географического положения России

Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

Часовые пояса.

Административно-территориальное устройство России.


Природа России

Особенности геологического строения, распространение крупных форм рельефа России.

Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории России.

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв России

Природно-хозяйственные различия морей.

Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России

Численность, естественное движение населения.

Половой и возрастной составы населения.

Размещение. Основная полоса расселения.

Направление и типы миграции.

Народы и основные религии России.

Городское и сельское население. Города.
Хозяйство России

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

География отраслей промышленности.

География сельского хозяйства.

География важнейших видов транспорта.


Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России.

Особенности географического положения, природы, населения, хозяйства.

и история развития крупных географических регионов: Севера и Северо-Запада России, Центральной России, Поволжья, Юга Европейской части

страны, Урала, Сибири и Дальнего Востока.


Россия в современном мире

Человек появился на уникальной планете, где в достатке была чистая вода и чистый воздух — все то, что так необходимо для жизни. Проходили века, и людям казалось, что так будет всегда, что дары природы неиссякаемы. Но в последнее время мы все больше замечаем, что воздух стал совсем не такой, каким он был раньше,— им становится трудно дышать. А во что превратились наши водные источники — реки и озера? Обмелели, заросли тиной и стали настолько грязными, что даже «очищенную» воду приходится пить с опаской...

С чем мы вступили в XXI век? Что нас ждет?

Экологический прогноз, основанный на фактах, крайне неутешительный. Ученые считают, что человечество достигло такого уровня технического развития, при. котором его ничем не обузданная хозяйственная деятельность способна необратимо изменить природную среду на Земле, вследствие чего наступит экологический апокалипсис, то есть гибель всего живого на пашей пока еще голубой и зеленеющей планете.

Формально у нас, в России, да и в других странах предпринимаются меры но охране природной среды, проводятся международные симпозиумы, подписываются соглашения между странами. Так, например, в 1972 году были подписаны соглашения между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Но видимых улучшений не видно. Напротив, серьезность экологической проблемы с каждым годом возрастает: в атмосфере увеличивается содержание углекислого газа, а количество свободного кислорода уменьшается; на наших глазах уничтожаются тропические леса, исчезают редкие виды животных и растений, идут на убыль плодородные земли, сокращаются запасы чистой пресной воды. Словом, природа вырождается. А если ухудшается природа, людей начинают одолевать болезни...

Один из важнейших компонентов природной среды — атмосфера. Поданным исследователей, промышленные предприятия и тепловые электростанции ежегодно выбрасывают в земную атмосферу многие миллиарды тонн (!) вредных химических соединений, золы и пыли. В странах с высоким уровнем развития промышленности каждые 12 лет выброс загрязнений примерно удваивается. Свыше 40% всех загрязнений дает автомобильный транспорт.

Атмосферные загрязнения не имеют никаких границ. На сегодняшний день в пределах тропосферы воздух загрязнен уже на всей Земле. В сравнении с 1965 годом загрязнение возросло примерно в три раза. По подсчетам геохимиков, ежегодно от сжигания нефти, угля, газа и древесины в атмосферу поступает свыше 300 млрд т углекислого газа! С возрастанием количества углекислоты изменяется тепловой баланс планеты: Земля больше поглощает инфракрасной (тепловой) радиации, уменьшается отток тепла в космос и повышается средняя температура приземного слоя воздуха. Следовательно, «тепловое» загрязнение вызывает изменение климата в планетарном масштабе.

Некоторое потепление, которое наблюдается ныне, вызывает таяние льдов в Антарктиде и Гренландии, что неизбежно ведет к повышению уровня Мирового океана. Б дальнейшем этот процесс может стать необратимым, и тогда повышение океанического уровня на 5—6 м (за счет усиленного таяния континентальных оледенений) будет представлять серьезную угрозу для населения, живущего в низинных приморских районах Земли.

В городах загрязнения, как правило, и 5—10 раз больше, чем в сельской местности. Этому способствуют свалки промышленных и бытовых отходов, образующиеся вокруг городов. Такие свалки стали настоящим бедствием для окружающей природы и людей. Они являются источником загрязнения не только атмосферы, но и почвы, и водных бассейнов, и даже подземных вод.

В последнее время опасность стала исходить даже от сельских районов и связи с широким применением в земледелии так называемых пестицид он — высокотоксичных химических веществ, которые используются для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Воздушными потоками и водными путями эти вещества распространяются по всей Земле. Достаточно сказать, что даже в желудках антарктических пингвинов был обнаружен ДДТ.

Не менее серьезную опасность для человечества представляет загрязнение водных источников. Речь идет не только о чистоте наших рек, озер и водохранилищ, но также о чистоте соленой морской воды. Почему-то считается в порядке вещей выпускать отработанный мазут прямо за борт судна. Ежегодно его отходы со всех кораблей составляют десятки тысяч тони (это помимо 10 млн т нефти, вытекающей в Мировой океан в результате аварий нефтеналивных судов). Можно представить себе, к чему это приводит, если каждая тонна мазута или нефти растекается но водной поверхности тонкой пленкой на площади 12 км2, а ведь океан — основной поставщик кислорода! На космических снимках, сделанных с орбитальных станции, видно: многие тысячи квадратных километров прибрежной акватории Мирового океана и морей покрыты темной нефтяной пленкой...

Известный французский ученый-акванавт Жак Ив Кусто (1910—1997) был обеспокоен результатами своих исследований морских глубин: из-за постоянного загрязнения Мирового океана возникла реальная угроза полного уничтожения многих его обитателей. Только за последние 50 лет исчезло более тысячи видов морской фауны.

Если загрязняющие вещества имеются в атмосфере, иоде и почве, они неизбежно накапливаются в растениях и животных. Человек употребляет растительную и животную пищу. Следовательно, через пищу многие вредные вещества, такие как свинец и ртуть, попадают в организм человека.

В настоящее время очень трудно найти на Земле такое место, которое не подвергалось бы воздействию человека. Но, изменяя естественные природные условия, человек часто не учитывает, как это отразится на его же собственном здоровье. Стремясь получить сиюминутную экономическую выгоду, люди совсем не задумываются над тем, какой непоправимый вред причиняют они не только самим себе, но и будущим поколениям.

Таким образом, бездумная хозяйственная деятельность человека ведет к отрицательным изменениям всей окружающей среды и в конечном счете к полному опустошению природы. В свою очередь загрязненная среда — гибнущая природа — становится причиной массового заболевания людей хроническим бронхи том, раком легких, расстройством нервной и сердечно-сосудистой систем.

Все живые существа па Земле всегда подвергались воздействию ионизирующего излучения, источником которого являются естественные радиоактивные изотопы. Они создают естественный радиоактивный фон планеты, к которому человек приспособился достаточно хорошо.

Но в 1945 году в связи с первыми испытаниями ядерного оружия в атмосфере появились радиоактивные вещества, созданные самими людьми. И вместе с воздухом и водой человек стал их заглатывать. Особенно опасными для живого организма оказались радиоактивные изотопы стронция и урана. С годами они накапливаются в костной ткани человека, которая становится источником ионизирующего излучения, вызывающего белокровие — тяжелое неизлечимое заболевание.

Сейчас во всем мире на предприятиях ядерной энергетики работает около 500 ядерных энергоблоков. И если будут повторяться катастрофы, подобные чернобыльской 26 апреля 1986 года, то не исключена возможность загрязнения опаснейшим стронцием-90 всей Земли...

Как видим, проблема охраны природы приобрела в наши дни общепланетарное значение. Чтобы справиться с надвигающейся угрозой, люди всей Земли должны взглянуть на свою планету как на одно целое. Поэтому для успешного решения глобальной экологической проблемы без космического зондирования не обойтись. Для своевременного выявления очагов загрязнения, их локализации и обезвреживания нужны специальные патрульные наблюдения Земли из космоса. Такие наблюдения уже налаживаются.

Космические методы для оперативного контроля за состоянием природной среды весьма эффективны. И уже только благодаря этому дальнейшее развитие космических исследований следует признать безусловно необходимым делом. По для полного решения экологической проблемы потребуется повести наступление по «всему фронту».

Прежде всего необходимо принять срочные меры по уменьшению загрязнения природной среды. Перспективный путь — налаживание на промышленных предприятиях безотходного технологического процесса. Но даже если мы и создадим безотходную наземную индустрию, то она все равно не принесет желаемого результата: загрязнение планеты в какой-то мере будет продолжаться. Выход только один: перебазировать все паше промышленное производство в космос.

Некоторые сторонники экологического движения, так называемые «зеленые», считают, что космическая техника пагубно воздействует на окружающую природную среду: засоряет земную атмосферу вредными продуктами горения ракетного топлива и разрушает озоновый слой. Конечно, в какой-то мере это происходит. Но полный отказ от дальнейших космических исследований не спасет природу нашей планеты от гибели. Наиболее благоприятная стратегия развития должна исходить из разумного сочетания противоречивых требований: с одной стороны — сохранить земную природу, с другой — обеспечить не только выживание человека, по и его дальнейший прогресс.

Российский ученый-философ Аркадий Дмитриевич Урсул выдвинул гипотезу о разделении и будущем общественного производства па земное и космическое. Первое должно быть преимущественно аграрным, второе — промышленным. Если создать замкнутые технологические циклы полностью не удастся, то важно разработать такой вариант, чтобы отходы космического производства не засоряли ближний космос — околоземное космическое пространство, не влияли на атмосферу Земли и ее природу.

В настоящее время на пашей планете происходит интенсивное накапливание радиоактивных отходов, которые образуются на предприятиях ядерной энергетики. Эти отходы представляют смертельную угрозу для человека и земной биосферы. Захоронение контейнеров с радиоактивными изотопами в глубоких отработанных шахтах и на океанском дне — варианты не из лучших. Все это до поры до времени. Беда может нагрянуть в любое время и будет страшнее Чернобыля!

Давно напрашивается решение: место ядерной энергетики — космос! А пока она продолжает действовать па Земле, следует лучше подумать: куда девать радиоактивные отходы? Существуют проекты космического захоронения этих очень опасных отходов. Например, удаление с помощью ракет за пределы Солнечной системы — в межзвездное пространство. Но с экологической точки зрения наилучшим считается вариант сжигания радиоактивных отходов в плазменной оболочке Солнца.

Удаление промышленного производства за пределы Земли и создание в космосе орбитальных промышленных комплексов — это задача, к решению которой человечество должно приступить уже во второй половине XXI века. Только с позиций освоения космоса можно решить надвинувшуюся на нас экологическую катастрофу и спасти природу Земли. Другого пути нет.

«Все богатства от земли начинаются, а земля заботу любит»,— гласит русская народная пословица. Мудрый смысл этих слов понятен каждому: человек должен по-отечески беречь и охранять природу — наше бесценное богатство, источник всех наших земных благ.