Герои библии. Библейские персонажи

Героя или героиню нельзя просто приравнивать к персонажу рассказа, так как персонажи могут быть и второстепенными, а не обязательно главными действующими лицами. Кроме того, не все действующие лица герои. Герои и героини отличаются, по крайней мере, пятью характерными чертами:

1) это типичные представители своей культурной среды;

2) их испытания и борения понятны в условиях данной культуры и тем самым сопереживаются в ней;

3) они олицетворяют ценности и добродетели, которые эта культура стремится утвердить;

4) хотя они и не нуждаются в абсолютной идеализации, тем не менее в основном являют собой примеры, достойные подражания;

5) они привлекают к себе широкое внимание. Соответственно, они выполняют в своей культуре, прежде всего, две функции – вдохновляют людей и утверждают культурные и духовные ценности.

Образ героя или героини создается воображением на основании фактов реальной жизни. Сама жизнь предоставляет материалы, из которых люди создают своих героев, но в реальной жизни герои никогда не существуют в чистом виде. Литературный герой представляет собой квинтэссенцию имеющегося материала, и процесс выделения образа требует отбора и придания ему весомости. Создание героев и героинь – один из важнейших продуктов жизнедеятельности общества, отчасти потому, что это служит средством, с помощью которого общество передает свои ценности и нравственные категории.

Основным литературным жанром, посвященным героическим делам, является героический рассказ, и Библия представляет собой антологию таких рассказов. Героические образы встречаются также в таких жанрах, как лирическая поэзия, притчи и пророчества. Кроме того, хотя основанием для придания статуса героя могут служить героические черты, чаще всего в Библии (как и в литературе в целом) положение героя определяется его ролью, с которой часто бывают связаны добродетели человека. Предлагаемый ниже обзор библейских героев и героинь основывается на привычных образах героев в их обычном понимании.

Высокопоставленные герои . Древний мир восторгался силой и властью, которой обладали правители. Основным литературным источником выражения этого героического образа служат дворцовые летописи, в которых записывались главные общественные (а порой и личные) события в жизни царей и цариц, а также эпические поэмы, посвященные прославлению дел народа, в том числе путем превознесения роли правящего класса. Эту тему в полной мере мы видим в Ветхом Завете (в Новом Завете она едва обозначена). Над всеми возвышается фигура Давида, царя, чаще всего представляемого образцом для оценки дел его преемников, а в более широком плане в дворцовых летописях выражается убеждение, что цари и правители – наиболее значительные лица в обществе и должны внушать трепет перед властью, которую они олицетворяют. В Древнем мире считалось, что судьба народа полностью определяется правителем, который данный народ представлял, и в Ветхом Завете это убеждение подкрепляется предпосылкой, что царь есть тот человек, через которого завет либо соблюдается, либо нет, с вытекающими из этого благословениями или несчастьями. Разумеется, царь мог быть не только героем, но и злодеем, и примечательная черта ветхозаветных дворцовых летописей заключается в том, что многие цари представлены в них отнюдь не героями, а нечестивцами.

Цари и царицы часто становились кандидатами на роль литературных героев благодаря имевшейся в их руках власти. Этот принцип распространялся и на другие влиятельные фигуры на общественной сцене, и особенно он заметен в Ветхом Завете. К одной из таких групп принадлежали главы родов, в частности, патриархи. В Бытии показана триада героев, состоящая из Авраама, Исаака и Иакова. (Лютер назвал их «следующими по значимости за Христом и Иоанном Крестителем... самыми выдающимися героями, которых когда-либо знал этот мир».) Только на шаг от них отстают сыновья Иакова, ставшие основателями колен Израиля. Моисей и Иисус Навин – героические вожди исхода и завоевания земли. В Книге Судей до положения героя поднимается фигура судьи. Но чтобы стать подлинными героями, от всех этих библейских персонажей требовалось соответствие определенным нравственным и духовным качествам. К ним относятся рассудительность, твердое руководство, приверженность истинной вкупе с неприятием идолопоклонства, благочестием и послушанием заповедям Божьего завета. Но определяющее место среди этих качеств занимает соответствие роли лидера.

В Древнем мире в ранг героев возводились не только правители и вожди, но и воины (см. БИТВЫ, БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ). Хотя в Ветхом Завете этой теме уделяется меньше внимания, чем в параллельной древней литературе, в нем тоже находит выражение такой образ героя. За исключением патриархов, ветхозаветные вожди были также воинами и полководцами; и некоторые из них известны нам больше своими воинскими подвигами, чем делами по управлению страной. В рассказах о битвах главное место занимают мужчины, но иногда их ряды пополняются женщинами, такими как Девора и Иаиль (). Герои отличаются такими чертами, как смелость, физическая сила и ловкость, а также превосходство в использовании тактических приемов. Следует также отметить, что в военной литературе считается аксиомой, что решающие события истории происходят на поле битвы. Кроме того, ветхозаветные авторы принимают за неоспоримую истину, что победа достигается не благодаря человеческим качествам самим по себе, а благодаря помощи Бога. В некоторых ветхозаветных рассказах об одержанных победах фактическим победителем изображается Бог (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ).

Религиозные герои . Статус героев люди могли получать и в силу выполнения ими своих религиозных обязанностей. В одних случаях они входили в состав элитной социальной группы, сравнимой с положением политических вождей общества, просто благодаря исполнению этих функций; в других же случаях их героические дела предопределялись выбором Бога для исполнения героической роли. В Библии мы видим четыре основные категории возвышения до положения религиозных героев. В первую группу признанной религиозной элиты общества входило ветхозаветное священство, основная обязанность которого заключалась в представительстве Божьего народа через систему жертвоприношений. В позднейшей ветхозаветной истории наиболее видными религиозными героями стали пророки, получившие известность своим мужеством в донесении Божьего слова суда до отступнических людей и народов. Новозаветная церковь возвела миссионера до положения пророка. Суть героического миссионерства заключается в евангелизационном рвении в сочетании с неутомимой энергией в разъездной благовестнической работе. В еще одну новозаветную группу входят ученики, которые в евангелиях выглядят порой несколько бестолковыми и невосприимчивыми и, тем не менее, в силу своего особого призвания Иисусом играют роль первых Его последователей и товарищей, а впоследствии провозглашают Благую Весть об Иисусе (и в некоторых случаях пишут о ней).

Обычные люди как герои . Несмотря на древнюю (или, быть может, вневременную) привычку воздавать почести видным общественным деятелям, положения героев могут достигать и люди, стоящие на более низких ступенях общественной лестницы. В литературе идеализируется, например, пасторальный образ пастуха. В библейском пасторальном предании первым стоит Авель, и патриархи тоже выглядят почти пасторальными фигурами. Но в нашем воображении героической пастырской личностью остается прежде всего Давид, особенно в связи с прославлением идеального Пастыря в . В литературе мудрости, несмотря на ее изысканную манеру, тоже воздается должное пастуху (). А апофеозом образа героического пастыря служит Иисус в повествовании о Добром Пастыре ().

В более широком смысле в Библии отмечается и земледелец («пахарь») как фигура, достойная почета и подражания (см. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ). Первыми примерами стали Адам и Ева , помещенные Богом «в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (). После поселения в Ханаане в Библии отражается аграрная атмосфера, и ее герои – это крестьянские семьи. Пахарем изображен даже царь Саул (), а пророк Елисей получил призвание, когда пахал поле с «двенадцатью парами волов» (). В притчах Иисуса трудолюбивый крестьянин изображается как фигура, достойная уважения.

В древней литературе не слишком часто встречается восхваление преданного слуги, и в целом эта роль не вызывает героических ассоциаций. В Библии же положение слуги возвеличивается, особенно в метафорическом смысле отношений верующего с Богом. Но образы героического слуги мы видим в Библии даже на человеческом уровне, например, в образах слуги Авраама, организовавшего заочное знакомство Ревекки и Исаака (), служанки Неемана, сыгравшей роль в его исцелении от проказы (), и верных слуг в притчах и высказываниях Иисуса.

Особое место в сердцах и воображении людей всегда занимали юные герои, и Библия в ряде случаев удовлетворяет такое пристрастие. Основным примером служит Давид – доморощенный победитель великана, совершивший свой подвиг с помощью пращи и камня. К той же категории относится юный Самуил, избранный Богом для донесения пророческого послания до своего хозяина, священника Илия. Иосии было всего восемь лет, когда он начал благочестивое управление Иудеей (). Дева Мария достигла героического положения благодаря согласию исполнить предназначенную для Нее роль в рассказе о Благовещении (). Мы видим в Библии еще целый ряд героических образов молодых персонажей, хотя рассказывается о них не совсем полно, – в не до конца раскрытых о них рассказах, например, Мариамь, когда ее брат – младенец Моисей был доверен водам Нила, или двенадцатилетний Иисус, удививший раввинов в храме ().

Изменение героических условностей . Человеческие условности в Библии часто меняются на свою противоположность, например, младший превозносится над старшим или заявляется, что сила в немощи. Этот ниспровергающий общепринятые понятия принцип относится и к некоторым образам героев (см. АНТИГЕРОЙ). В частности, в Библии идеализируются мученики, поскольку они олицетворяют высшую степень преданности Богу. Прототипом служит праведный Авель, убитый братом именно за то, что его дела были праведными (). С тех пор «кровь Авеля праведного» стала источником, из которого исходит «вся кровь праведная, пролитая на земле» (; ср. ). Перечень героев веры в включает волнующую картину мучеников, внимание к которым привлекается и в Откровении ().

С образом мученика тесно связан и Страдающий Раб – фигура, испытавшая незаслуженные страдания, сыгравшие искупительную роль в жизни других людей. В качестве примеров можно привести также Иосифа (пережившего бедствия, в результате которых спаслась его семья, а мир был избавлен от голода), Моисея (преследуемого вождя, ходатайствовавшего пред Богом за свой народ) и Иеремию (стенавшего пророка, подвергавшегося злобным нападкам за смелое донесение Божьего слова о суде). Первое послание Петра представляет собой небольшой трактат о высокой чести пострадать ради Христа. Апогея этот архетип достигает в четырех песнях Раба в Исаии и в искупительной жизни и смерти Христа.

Интеллектуальный героизм . В мировой героической литературе внимание уделяется, в основном, физическим достижениям. Альтернативой служат герой или героиня, отличающиеся, главным образом, умственными способностями. Древним аналогом современного детектива можно, по-видимому, считать истолкователя снов. Двумя библейскими персонажами, поднимающимися до героического уровня благодаря способности истолковывать сны, являются Иосиф и Даниил. Наиболее часто встречающийся в Библии тип интеллектуального героя – это мудрец, то есть человек с глубоким пониманием жизни. В роли мудреца часто выступает раввин или учитель – еще одна героическая фигура в Библии.

Разумеется, учителям нужны ученики, и Библия превозносит тех, кто учится и ценит преимущества знаний и наставлений, как о том свидетельствуют Книга Притчей и пример учеников Иисуса. Главное действующее лицо Книги Притчей – мудрец, или учитель, но в целом в литературе мудрости героем выступает человек, прислушивающийся к советам мудреца и следующий им в жизни, иными словами, ведущий себя мудро. «Кто – как мудрый?» – задает риторический вопрос автор Екклесиаста (). Или еще: «Мудрость лучше воинских орудий» (). Слава Соломона основывалась не только на его материальном процветании, но и на мудрости ().

Мы видим также примеры отношения к созерцателю как к герою – в псалмах, превозносящих способность к размышлениям; в рассказах об Иисусе, пребывавшем в одиночестве на горе или в пустыне; в повествованиях Марии, Матери Иисуса, слагавшей слова Иисуса в сердце Своем, и Марии, сестры Марфы, сидевшей у ног Иисуса.

Еще одним качеством, высоко ценившимся в древних культурах, было ораторское искусство, и мы вполне можем говорить о красноречивом герое. Когда молодого Давида рекомендовали Саулу, его охарактеризовали не только как «человека храброго и воинственного», но и «разумного в речах» (). Моисей опасался, что недостаток красноречия помешает ему стать лидером (), поэтому Бог дал ему в помощь Аарона, подтвердив тем самым, что способность выражаться членораздельно – необходимая черта лидера-героя. Одним из самых очевидных даров пророков в Ветхом Завете и Павла в Новом Завете было их ораторское искусство, и Иисус тоже был мастером публичных выступлений и остроумных ответов в диалогах и спорах.

Возлюбленные как герои . Героизм обычно связывается с действиями, но в литературной традиции героическое положение достигается порой через чувства. Эта тема встречается, в основном, в любовной литературе (см. ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ), но образ возлюбленного как героя занимает видное место и в литературной истории в целом. В Библии наиболее ярким примером служат возлюбленные в Песни песней, являющие собой образец привлекательности, высшее выражение романтической любви и поэтического значения романтических чувств. В повествовательных местах аналогами этих лирических героев предстают Адам и Ева, Иаков и Рахиль, Вооз и Руфь, Иосиф и Мария, которые все в какой-то мере идеализируются в роли возлюбленных.

В связи с этим стоит между прочим отметить, что, хотя в Библии излагаются нравственные и духовные понятия о героизме, в ней, вместе с тем, не игнорируется человеческая склонность превозносить внешне привлекательных людей. Действительно, хотя женская красота может быть обманчивой и суетной (), а Бог смотрит на сердце, а не на внешность человека (), мы, тем не менее, встречаем примеры героев, выделявшихся в том числе и своим впечатляющим видом. Сарра привлекала людей своей красотой (), Ревекка была «прекрасна видом» (), а Рахиль «красива станом и красива лицом» (). Авигея была «весьма умная и красивая лицом» (), а Есфирь стала претенденткой на роль царицы, поскольку отвечала требованиям быть «красивой» ().

То же самое относится и к некоторым героям Библии из числа мужчин. Иосиф был «красив станом и красив лицом» (). Когда Самуил по ошибке подумал, что Бог избрал царем сына Иессея Елиава, поскольку тот был представительным человеком, и получил указание не смотреть на внешность, мы, тем не менее, читаем, что младший сын Давид был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицом» ().

Домашние герои . До положения героев в Библии поднимаются жены и матери. В добродетельная жена показана образцом, к которому должна стремиться любая женщина, и в этой связи стоит отметить, что физическая привлекательность воспринимается как нечто подозрительное (). Портреты идеальной жены и матери мы видим в повествованиях о Марии, Матери Иисуса, и Анны, матери Самуила. У Давида были все основания жениться на Авигее сразу же после смерти ее неблагодарного мужа, так как она была достойна стать супругой любого мужчины ().

Образцовые личности как герои . В дополнение к отмеченным выше персонажам, выполняющим в обществе определенные функциональные обязанности, в Библии показано множество людей, обладающих героическими чертами и достойных подражания просто в силу своих личных качеств, которые проявляются обычно в делах по ходу рассказа (в соответствии с особенностями характера, которыми наделяет их автор). В Библии присутствует одна из самых распространенных литературных тем – представить типичный и образцовый человеческий опыт в форме рассказа о личностях, предпринимающих в конкретных жизненных ситуациях действия, в которых отражается понимание различия между добром и злом, между действительно ценным и никчемным. В определенном смысле любой библейский рассказ служит «примером», в соответствии с заявлением в , что исторические события в Библии «описаны в наставление нам». Библейский рассказ, как и любой другой, наставляет нас двумя взаимодополняющими путями: показывает положительные примеры поведения, достойного подражания, и отрицательные примеры, подражать которым не следует. В положительных примерах выражаются образы героизма. В некоторых случаях мы видим развернутые картины героического поведения, например, преданность Руфи, верность Илии своему пророческому призванию и его находчивость в минуту смертельной опасности, а также мужество, чистота и преданность Богу Даниила. Но Библия отличается особой литературной композицией, в которой персонажи периодически высвечиваются как бы со стороны вспышками доброты, нравственной или физической силы, преданности, упорства, веры, мудрости и многими другими героическими чертами. Библия демонстрирует последовательный реализм, перемежая героические дела проявлениями свойственной человеку слабости. (В Библии есть всего несколько совершенно идеализированных персонажей.) Но слабости героев и героинь лишь оттеняют их героические черты и дела и показывают читателю, что человеку не нужно быть совершенным, чтобы стать героем.

Предстающий на страницах Библии характерный образ героя – это святой, отличающийся, в первую очередь, верой в Бога и исполнением Божьих заповедей. Типичные черты героя или героини – подчинение Богу, молитвенная жизнь, благочестие, упование на Бога, Покаяние, смирение и вера. Этот образ во многих случаях вступает в противоречие с образом обычного литературного героя, характерными чертами которого являются гордость, самоуверенность, стремление к достижению власти, материальное благополучие, половая удовлетворенность и самоутверждение. Положение такого святого героя доступно каждому верующему, но в библейских рассказах возвышаются герои и героини, демонстрирующие эти качества с необычайным мужеством и смелостью в неблагоприятных или трудных обстоятельствах. Герои и героини, о которых идет речь в Библии, находят свое отражение в людях, подобных Иосифу, Илии и Павла или Руфи и Есфири в этом мире.

Героические истории. В характеристике «герой» и «героиня» отражается понятие об определенной личности, но в этих названиях не раскрывается до конца смысл жанра героических историй. Такие истории строятся вокруг типичного и образцового действующего лица, которое в определенном смысле служит воплощением жизненного опыта и идеалов своей культуры. Основным способом истолкования героической истории служит сопереживание происходящих в ней событий неким наблюдателем и попутчиком героя или героини. Сопутствующие сюжетные линии, почти всегда присутствующие в героической истории, связаны с Испытаниями, предоставляющими герою возможность продемонстрировать и утвердить свое подлинное «я». Кроме того, если свести героические истории в одно целое, можно выделить несколько типичных сцен, в том числе рассказ о рождении героя (см. ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ), о его Посвящении, Призвании и встрече с Богом (см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ). Многие героические истории заканчиваются рассказом о смерти героя.

Иисус как герой . Из вышеизложенного становится очевидным, что Иисус олицетворяет Собой практически все показанные в Библии героические образы. Его жизненный путь следовал обычному ходу событий, характерных для героических историй, включая чудесное рождение, призвание к исполнению особой роли в жизни, посвящение в эту жизнь, достижение цели и достопримечательную смерть. В случае с Иисусом имеются также дополнительные этапы – воскресение и вознесение на небо. Кроме того, жизнь Иисуса соответствует конкретным образам героя, таким как лидер, священник, пророк, пастырь, мученик, страдающий раб, мудрец, учитель, оратор, участвующий в дебатах, и поэт. В нравственном и духовном смысле Иисус тоже являет Собой образец нравственной добродетели, повиновения Отцу, самопожертвования и молитвенной жизни.

Заключение . В Библии показана целая галерея памятных героев и героинь. В ней представлены практически все существующие образы героев. В качестве наиболее выразительных примеров можно выделить два. В говорится преимущественно о героях веры и приводится их перечень, и наряду с этим мы видим в Библии множество героических тем. В жизни Христа тоже выражается библейский идеал героизма.

См. также: АВРААМ, АНТИГЕРОЙ, ДАВИД, ИИСУС ХРИСТОС, ИОСИФ, КНИГА ЕСФИРЬ, КНИГА РУФЬ, МАРИЯ, МОИСЕЙ, МОТИВ ИСПЫТАНИЯ, ОВЦА, ПОСВЯЩЕНИЕ, ПРОРОК, СВЯЩЕННИК, ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ, ЦАРИЦА, ЦАРЬ.

персонаж Библии

Альтернативные описания

Евангельский предатель

Имя Маккавея, понявшего восстание против сирийской династии Селевкидов

Кто из ближайших учеников Иисуса Христа взял на себя в решающую минуту большую ответственность

Синоним предатель, изменник

Согласно Евангелию - предавший Иисуса ученик

Продавец Христа

Апостол - предатель

Чей поцелуй стал символом предательства

Маккавей или Искариот

Один из апостолов

От этого мужского имени происходят фамилии Юдашкин и Юденич

Такое имя носил старший из сыновей Иакова, который согласно ветхозаветной традиции, считается родоначальником всех евреев

В Библии - четвертый сын Иакова и Лии, апостол, предатель, изменник

Как звали человека, который ведал общими расходами общины учеников Иисуса Христа, нося с собой «денежный ящик» для подаяний?

Кто из апостолов на Тайной вечере был отмечен так называемым «причастием соли», то есть ему Иисус собственноручно обмакнул кусок хлеба в соль?

Если Иешуа из Гамала, то кто родом из Кириафа?

Его поцелуй изображен на картине Джотто

Оратория немецкого композитора Г. Генделя «... Маккавей»

Предатель, прославившийся своим поцелуем

Какой апостол повесился на осине?

Искариот

Предатель спасителя

Мужское имя

Апостол, предатель, изменник

Пьеса французского драматурга Паньоля

Стихотворение русского поэта XIX века С. Надсона

Персонаж романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Кто продал совесть за 30 серебреников?

Апостол, предавший Христа за 30 серебрянников

Подходящее имя для предателя

Библейский предатель

Ученик, предавший Иисуса

Апостол-христопродавец

Ученик, предавший Христа

Предатель Христа

Получивший 30 серебреников

Изменник

Предал Иисуса Христа

Предал Иисуса

А еще апостол

Поцеловал и предал

От его имени фамилия Юдашкин

Предал Христа за тридцать сребреников

Получатель тридцати сребреников

Апостол, продавший совесть

Один из двенадцати апостолов

Апостол, предавший Христа за 30 сребреников

1 из 12 апостолов

Его поцелуй на картине Джотто

Апостол, предавший Христа

Один из учеников Христа

Предал Христа за 30 сребреников

Библейск. собрат Павлика Морозова

Один из двенадцати учеников Христа

Продался за 30 сребреников

Библейский собрат Павлика Морозова

Закончил жизнь под осиной

Продавшийся апостол

Гнусный апостол

Кто предал Христа за тридцать сребреников?

. «лауреат» тридцати сребреников

Подлый апостол

Худший из всех апостолов

Продажный апостол

Предатель, знаменитый поцелуем

От его имени фамилия Юденич

Апостол, рифмующийся с посудой

Ученик Христа

Продажный ученик Христа

Предатель из апостолов

Алчный апостол

Предатель, изменник

Тот самый Искариот

Проклятый апостол

Он предал Иисуса Христа

Символ предателя

Изменник против Христа

Предал Христа

Апастол-предатель

Иешуа из Гамала, а кто из Кириафа?

Апостол, предавший Иисуса Христа за 30 сребреников

В Библии один из апостолов Христа

Предатель, изменник [от имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому мифу, Иисуса Христа]

Персонаж романа М. Булгакова

. "Лауреат" тридцати сребреников

Искариот

Если Иешуа из Гамала, то кто родом из Кириафа

Иешуа из Гамала, а кто из Кириафа

Как звали человека, который ведал общими расходами общины учеников Иисуса Христа, нося с собой "денежный ящик" для подаяний

Какой апостол повесился на осине

Кто из апостолов на Тайной вечере был отмечен так называемым "причастием соли", то есть ему Иисус собственноручно обмакнул кусок хлеба в соль

Кто предал Христа за тридцать сребреников

Кто продал совесть за 30 серебреников

Обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдешь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без блюда! здесь имя только для красного склада

Оратория немецкого композитора Г. Генделя "... Маккавей"

Персонаж романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Предатель Спасителя

Предатель

Апостол-ренегат

Апостол-предатель

Один из двенадцати ученик. Христа

Мешанина из слова "Ауди"

Получатель 30-ти сребреников

Подходящ. имя для христопродавца

Мешанина из слова «Ауди»

Анаграмма к слову "Ауди"

Ученый из университета Пердью Лоуренс Микитюк специализирующийся на истории иудаизма доказал существование библейских персонажей.

Подтвердить историчность той или иной библейской личности возможно, только в случае, если три идентифицирующих признака - имя человека, его отчество и звание (сан или должность) - совпадают с вне библейскими историческими источниками, например, содержатся в древних письменных памятниках.

В качестве примера он привел личность Ахава, царя Израильского царства в 873-852 годах до н. э. Известно, что он был участником знаменитой битвы при Каркаре (853 г. до н. э.), о котором упоминают ассирийские летописи.

В результате кропотливого анализа источников в 2014 году Л. Микитюк заявил о существовании документальных подтверждений исторического существования более 50-ти ветхозаветных персонажей, существования которых подтверждается документально.

Упомянутые в Библии, были идентифицированы по археологическим записям», - отметил Л. Микитюк в своем докладе, который был опубликован в журнале Biblical Archaeology Review.

Список персоналий, составленный Л. Микитюком, включает египетских фараонов, царей стран, соседствующих с Израилем, государственных деятелей ассирийской, вавилонской и персидской империй, несколько известных израильских царей, включая Ахава, Ииуя, Давида, Езекию и Манассию. Также Иосифа правителя в Египте.

Если у вас есть имя человека, имя его или ее отчество, а также должность или титул, это еще не подтверждает, что они совершили определенные [описанные в Библии] вещи. Тем не менее, сохранились более пространные письменные источники, происходящие из стран, расположенных по соседству с древним Израилем. В них также упоминаются люди и события Ветхого Завета, просто они описываются с другой точки зрения.

«Эти данные свидетельствуют о том, что для того, чтобы понять и принять многое из того, о чем говорит Библия, не обязательно иметь религиозную веру, - приводит издание слова американского исследователя. - Это свидетельствует о том, что даже на основе небиблейских источников Писание обладает значительной степенью исторической достоверности».

Небиблейские источники


На территории современной Иордании была обнаружена каменная плита, так называемая Стела Меша, которая датируется 9 веком до нашей эры. На ней Моавитский царь Меша описывает свои подвиги и свое восстание против Израиля. Надпись на этой каменной плите не только тоже упоминает Давида, но также описывает других царей и события связанные с ними, которые во всех деталях соответствуют библейскому повествованию.

При раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии был обнаружена огромная клинописная библиотека. Среди тысяч книг обнаружены и такие, которые сообщали о потопе, в деталях поразительно совпадающих с Библейскими данными.

Например, Надпись на каменной плите, упоминающая Понтия Пилата. Это стало первой археологической находкой подтвердившей существование личности Понтия Пилата.

Апостол Павел (урождённый Саул; Савл; Шауль) - был совершенно реальным историческим персонажем. Об этом на сегодняшний день свидетельствует ряд археологических находок.

Имя царицы Иезавели, жены израильского царя Ахава (875 – 853 гг. до Р.Х.), кроме Библии, нигде не встречается. Обнаружение официальной царской печати Иезавели вновь свидетельствует об исторической точности Библии.

Первое вещественное доказательство существования пророка Исайи. Доказательством существования пророка стал кусочек глины с оттиском печати, длиной всего 0,4 дюйма.

Глиняная табличка сломана и составляет около сантиметр в диаметре. На глиняной табличке древнееврейском написано Еша"а (у) то есть Исаия. Вслед за этим следуют три буквы Н.Ю., которые являются первыми тремя буквами еврейского слова для обозначения пророка.

Печать на иврите "принадлежащее Овди, рабу Ошеи" - на печати изображён мужчина, одетый в юбку из тростника. Ошия (Осия) был последним израильским царём (4 кн. Царств гл. 17).

Печать с надписью на иврите "принадлежащее Амосу" - 8 в. до н. э.

Булла "принадлежащее Ахазу (сыну) Иеотама, царя Иудеи". Ахаз это двеннадцатий царь Иудеи (732-716 г. до н. э.). Этот царь упоминается в 4 книге Царств гл. 16.

Печать Юхала, упомянутого в Библии (Книга Иеремии).

Печать, принадлежащая одному из министров библейского царя Седекии, найдена израильскими археологами (др. Eilat Mazar, найдена внутри царского дворца в Иерусалиме). Ценная находка была сделана во время археологических раскопок в Иерусалиме, в районе древнего города царя Давида.

Кольцо и печать с надписью на иврите «принадлежащее Йотаму» (758-743 г. до н. э.). Речь идёт о Йотаме, сыне Озии царе Иудеи (4 кн. Царств 15:32).

Печать 7 в. до н. э. с надписью на иврите «принадлежащее Иеохазу, сыну царя» (4 кн. Царств 13).

Археологи обнаружили сотни оттисков древних печатей, известных также как буллы. Некоторые из них содержат имена людей, упоминаемых в Библии. Например, археологи нашли оттиски, как считается, личных печатей двух иудейских царей. На одной булле написано: «Принадлежит Ахазу [сыну] Иотама [Иофама], царю Иудеи». На другой написано: «Принадлежит Езекии [сыну] Ахаза, царю Иудеи». Цари Ахаз и Езекия правили в VIII веке до н. э.

Ученые изучили и другие буллы, сделанные печатями, которые, по мнению некоторых, принадлежали людям, упомянутым в Библии.

Среди них те, о ком говорится в книге Иеремии: Варух (писарь Иеремии), Гемария («сын Шафана»), Иерахмеил («сын царя»), Юхал («сын Шелемии») и Сераия (брат Варуха).

Сколько персонажей в Ветхом Завете?

В целом в Ветхом Завете упоминается несколько сотен персонажей, которых можно причислить к действующим лицам Библии. Важнейших библейских персонажей Ветхого Завета - около сотни.

Это Адам и Ева, их сыновья Каин, Авель, Сиф и их потомки, допотопные патриархи еврейского народа и патриархи периода после Великого потопа, предводители двенадцати колен Изралиевых (Асир, Вениамин, Дан, Гад, Иссахар, Иосиф, Ефрем, Манассия, Иуда, Неффалим, Рувим, Симеон и Завулон), исторические личности периода от образования нации до создания царства (Есром, Аминадав, Наасон, Вооз, Овид, Иессей и др.), четыре так называемых больших библейских пророка (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и двенадцать малых пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия), библейские цари (Саул, Давид, Соломон и др.) и правители Северного и Южного царств (по двадцать персоналий в каждом случае).

Всего в Библии (в Ветхом и Новом Заветах) упоминается около 2800 имен. При этом не всех их можно считать именами библейских персонажей, многие из данных библейских имен просто упоминаются в связи с каким-либо событием.

Как ни странно, в Библии есть персонажи, представленные как праведные и добродетельные люди, некоторые поступки которых безнравственны и даже чудовищны.

Елисей

Елисей был пророком, жившим, по предположениям, в девятом веке до н. э. Елисей совершил немало чудес, например, вернул воду Иерихону и воскресил сына одной женщины, но есть одно «чудо», которое выделяется из ряда его поступков.

Однажды дети посмеялись над лысиной Елисея, за что пророк их проклял и призвал на их головы смертную кару. На зов прибежали два медведя и разорвали детей на куски. То есть, праведный пророк зверски убил 42 детей, просто потому что над ним смеялись. Сейчас Елисей почитается как святой.

Давид

Царь Давид, пожалуй, самый праведный человек в Библии, даже несмотря на то, что в одиночку убил и оскопил 200 мужчин по просьбе жены. Жестокость часто идет с праведностью рука об руку, и именно праведник начинает бойню.

Давид с армией вторгся в соседние земли и уничтожил всех мужчин и женщин в захваченных городах. В Библии не указана причина такого поступка, известно лишь, что это были «старые жители земли» - видимо, Давид уничтожал коренное население. Даже хрестоматийный эпизод убийства Давидом Голиафа заканчивается отрубанием головы поверженного врага, после чего она была пронесена вокруг лагеря.

Самсон

Самсону была дарована Богом сверхчеловеческая сила для борьбы с филистимлянами. Самсон действительно победил врагов, но затем начал убивать всё больше и больше людей. Он держал пари с 30 мужчинами, что ни один из них не сможет разгадать его загадку. Если же кому-то это удастся, он подарит им 30 шёлковых рубашек. Соперники обманом вынудили жену Самсона сказать им ответ. Воин, чтобы уклониться от уплаты долга, убил 30 других человек, снял с них одежду и отдал её своим противникам.

Илия

Илия - святой, который был пророком до Елисея, пока Бог не вознес его на небо. Когда Илия был пророком в Израиле, многие люди поклонялись языческому богу Ваалу. Пророк решил наказать израильтян и собрал 450 пророков Ваала, велел им убить быка, положить на алтарь и молиться, чтобы их бог заставил алтарь загореться. Естественно, ничего не вышло. Тогда Илия убил быка, возложил на алтарь и помолился Богу. Почти мгновенно заполыхал пожар. Пророки Ваала уверовали, но Илие этого показалось мало. Он отвёл их к реке и по одному всех казнил.

Илия действительно не раз доказывал свою святость. Например, царь приказал 50-ти воинам привести Илию, на что пророк ответил: «Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и сожжёт тебя и твоих 50 воинов». Так он убил их, а затем сделал то же самое со следующей сотней мужчин, которые за ним пришли.

Иеффай

Иеффай был одним из сынов города Галаада, богатым человеком, но мать его была блудницей, и Иеффай был изгнан из дома без наследства. Через несколько лет израильтяне отыскали Иеффая и попросили его вернуться в Галаад, чтобы повести армию против аммонитян. Царь Аммон попросил у Израиля просто позволить им жить в мире, на что израильтяне ответили: «Кого Господь Бог наш прогонит от нас, тем мы и овладеем».

Иеффай до боя заключил сделку с Богом: если израильтяне победят, Иеффай пожертвует первое, что встретит его дома по возвращению. Когда Иеффай с победой вернулся домой, ему навстречу выбежала его единственная дочь, которую воин и принёс в жертву.

Иегу

Иегу стал царем Израиля в результате свержения царя Иорама. Иегу выследил и убил всех членов королевской семьи Иорама - 70 человек - и свалил их отрубленные головы за городскими воротами. Затем он проехал по ещё живой матери Иорама на своей колеснице.

Нового царя помазал на царствование пророк Елисей. Чтобы опровергнуть слухи о том, что он поклонялся Ваалу, Иегу попросил всех служителей Ваала принести богатую жертву в его честь. Пришедшие со всех концов царства люди заполнили огромное капище Ваала, после чего армия Иегу перерезала всех собравшихся. Бог вознаградил царя, пообещав, что его потомки будут гарантированно занимать трон Израиля на протяжении четырёх поколений.

Иисус Навин

По легенде, Иисус сокрушил стены Иерихона с помощью трубного гласа. Как только стены пали, армия Иисуса Навина вошла в город и убила всех мужчин, женщин и детей. И это не единичный случай: города Ливна, Лахиса, Эглон, Хеврон и Давир также были разрушены, и каждый их житель нашёл свою смерть на остриях мечей армии Иисуса Навина.

Моисей

Моисей известен тем, что увёл израильтян из Египта. В книге Исхода рассказывается о десяти казнях, о том, как расступились воды Красного моря и о том, как были получены от Бога десять заповедей (в их числе была «не убий»). Израильский народ 40 лет скитался по пустыне, большую часть этого времени израильтяне провели, нападая на чужие города.

После победоносной битвы против мадианитян Моисей отдал приказ убить всех младенцев мужского пола и всех женщин, познавших мужа на ложе. Всех детей женского пола, не познавших мужа, оставить в живых для себя. То есть все маленькие девочки в городах мадианитян были изнасилованы по приказу святого.