Холистическая медицина: устранение блоков при движении жизненной энергии. Среда обитания (Дизайн Человека) Цвет – кухни


Каждый человек неповторим, и каждый случай болезни уникален. В давние времена врачи рассматривали организм как целостную систему, придавая большое значение душевным свойствам, окружающей обстановке и внутренним силам человека. Многие известные врачи прославились своим оригинальным подходом, о чём свидетельствуют притчи, дошедшие до наших времён.

Современная медицина, похоже, выбрала путь вымирания. Повсеместное применение стандартов, а также коммерческий подход заставляют меркнуть индивидуальность пациента. Поэтому достичь хорошего эффекта в лечении становится всё труднее.

Например, терапевту в поликлинике на осмотр каждого пациента даётся лишь 12 минут, из которых 6 минут пациент должен потратить на раздевание и одевание. Разве можно успеть получить какое-то представление о проблемах пациента за эти мгновенья? Наверное, если бы древние эскулапы увидели современного замотанного врача, им бы стало не по себе. Но не будем всё сваливать на врачей, которые также являются жертвами системы и тенденций развития общества.

Великие врачи прошлого обладали проницательным умом, и рассматривали каждый случай заболевания с учётом конкретных обстоятельств. Их методы могут показаться странными, но они действительно приносили эффект. Вот две забавные притчи по этому поводу.

Эта корова слишком худая!

Согласно легенде, эти слова принадлежат знаменитому врачу, философу и мудрецу Средней Азии Абу Али Ибн Сине, также известному под именем Авиценна. Однажды Авиценну пригласили к крупному чиновнику, который, судя по всему, страдал одержимостью нечистым духом. Без тени смущения чиновник заявлял, что он корова, которую надо зарезать на мясо. Он отказывался от еды, и его организм сильно ослабел. Он находился на грани смерти.


Узнав от посланников суть проблемы, Авиценна не стал использовать лечебные средства, а попросил передать вельможе, что тот может не волноваться, так как скоро к нему придёт мясник. Услышав благие вести, пациент просто прыгал от радости. В назначенный день пришёл Авиценна. В руке он нёс огромный нож. Подходя к покоям пациента, он закричал, что было сил: «Где эта корова? Сейчас я пущу её на мясо!»

Чиновник радостно замычал и бросился навстречу. Авиценна приказал связать «животное», чтобы оно не дёргалось. С большим размахом он занёс нож, но вдруг смутился. Пощупав бока вельможи, он пренебрежительно сказал: «О, нет. Эта скотина на мясо не пойдёт. Она тощая, как засохший куст. Для начала её надо хорошенько раскормить. Когда наберёт нужный вес, тогда и зовите меня!»

Чиновнику ничего не оставалось, как начать есть. Он быстро набрал свой вес. Через некоторое время он смог поправиться, благодаря дальнейшей заботе Авиценны.

Слезы радости

Львиная доля заболеваний имеет глубокие причины, которые скрываются в психических особенностях человека. Чтобы достичь коренного излечения, измениться нужно самому человеку. Поэтому древние врачи при лечении не всегда использовали лекарственные средства.

Например, Хуа То. Подобно Гиппократу на Западе, образ врача Хуа То является легендарным на Востоке. Его ещё называют «удивительным целителем». Когда какой-то врач добивается выдающихся успехов в лечении, его называют «вторым Хуа То».

Есть легенда о том, как во времена «Трёх Царств» один бедный учёный по имени Чжан Цуан неожиданно получил в наследство огромный дом. Он так обрадовался, что стал постоянно неудержимо смеяться. Долгое время никто был не в состоянии помочь ему, пока в один прекрасный день он вместе с отцом не пришёл к Хуа То.

Хуа То, узнав суть дела, прослушал пульс пациента. С мрачным лицом он покачал головой: «Это случай слишком тяжёлый. Вряд ли я смогу чем-то помочь вам». Слова Хуа То были, как удар молота для отца и сына. Они упали на колени и стали молить о помощи.

Тогда Хуа То сказал: «Можно попробовать обратиться к моему ученику Ву Пу. Скорее всего, у него есть средство. Правда, времени не так уж много, а живёт он в Сюйчжоу. Если бы вы смогли добраться туда за 10 дней, то у вас был бы шанс выжить». Он написал письмо ученику, но строго наказал не открывать его до прибытия Сюйчжоу. Чжан Цуан был так напуган, что через восемь дней они с отцом были у Ву Пу.

Распечатав письмо, Ву Пу стал громко смеяться. В письме Хуа То сказал: «Пациент страдает неудержимым смехом, он не выдержал вести об огромном богатстве. Лекарствами делу не поможешь. Я специально сказал ему, что его болезнь смертельная, чтобы заставить его испугаться. Скорее всего, день его прибытия в Сюйчжоу станет днём его выздоровления». В этот момент Чжан Цуан понял, что выздоровел.

Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/59781/7/

Холистический подход к здоровью и к жизни в целом – это основа молодости, красоты и долголетия!

Холистический подход к жизни — это обретение человеком собственной силы и самоконтроля, активация собственных скрытых возможностей, заложенных Природой.

Первое упоминание о холистическом подходе к здоровью обнаруживается в Китае почти 4 тыс. лет назад, во времена царствования династии Желтого императора Хуань-Ти. Система оздоровления организма была ориентирована на лечение и профилактику болезней и использовала целебную силу трав, психофизическую систему дыхательных и физических упражнений, питания натуральными природными продуктами, а также во главу угла ставилась дисциплина и самоконтроль.

Болезнь рассматривалась как следствие потери внутренней гармонии и духовного равновесия.

Сейчас происходит возврат к холистическому подходу к здоровью, когда основной фокус силы человека находится “Здесь и Сейчас”, в настоящем моменте. Не важно, когда пришла болезнь, когда испортились отношения с окружающими людьми, закончились финансы или бизнес потерпел крах. До сего момента в нашей жизни господствовали мысли и чувства, а так же слова, которые и сформировали наше сегодняшнее положение. Осознавая данный факт, принимая ответственность за свои мысли, чувства и поступки, мы делаем первые шаги к своему исцелению.

В настоящее время, с наступлением Эры Водолея, на Землю поступают Новые Энергии, которые несут человеку новые инструменты для исцеления сложных жизненных ситуаций и болезней физического тела.

Сегодня нам доступны методики , которые позволяют активировать клеточное знание нашей телесной организации . Эти дремлющие способности включают в себя ясность сознания, глубокую умиротворенность, отличное здоровье и омоложение . Очень важно определить, какие аспекты нашей жизни усиливают нашу жизненную силу, а какие мешают, противостоят естественным процессам.

Основная ответственность за состояние психического, физического и духовного здоровья человека ложится на него самого, ведь источник исцеления находится внутри нашей клеточной биологии!

В настоящее время во всем мире получило развитие вибрационно-энергетическое целительство , совершенствуются методики, и все больше появляется компетентных, грамотных целителей, понимающих, что человек – многомерное создание, сложно устроенное, требующее синтетического подхода к процессу исцеления, профилактики заболеваний, сохранению здоровья на основе открывающихся людям новых знаний Новой Эпохи. Но, прежде чем познакомиться с методами вибрационного целительства, необходимо иметь представление о том, с какими структурами человеческого организма они работают. И здесь наука помогает нам синтезировать в единое целое представление о здоровье, находить оптимальные для каждого человека пути, методы коррекции нарушенного баланса, познакомимся с некоторыми ключевыми понятиями , которые позволят расширить наши представления о человеке, его телесной и духовной организации и о неразрывной связи со всем Сущим на планете Земля.

ДНК И ЕЕ СВЯЗЬ С МАГНИТНОЙ РЕШЕТКОЙ ЗЕМЛИ

Сейчас наука стоит на пороге окончательного завершения исследований генома человека. Ученых интересует выявление четкой структуры ДНК и расшифровка последовательности отдельных элементов, составляющих гены. Но кто заложил в нас этот ключ жизни и что руководит ДНК в выполнении ее сложнейшей роли в организме? Исследования многих ученых, показывают, что ДНК – это матрица, заложенная в нас Творцом, содержащая в себе всю информацию, необходимую для исцеления каждого человека и всей человеческой расы в целом. Научно подтверждено – мы – Божественные Существа и нам от природы присуща способность к самоисцелению .

Наша биологическая ДНК имеет две спирали, видимые в микроскоп. Но, существует еще десять спиралей, функции которых были утрачены и сегодня могут быть активированы. Всего существует 12 спиралей ДНК, расположенных слоями, которые “обернуты” кристаллической структурой – памятью, хранящей в себе все знания о нашей жизни, в том числе и о прошлых воплощениях.

Таким образом, между 12 нитями ДНК и 12-сегментной кристаллической памятью происходит постоянный обмен, но в настоящее время он затруднен. Именно поэтому человек не может вспомнить о том, как эффективно регенерировать ткани, как защититься от многих болезней и инфекций, так как большая часть биологии “не помнит”, как защититься от них, как жить дольше на этой планете, так как некоторые части биологии перестают со временем функционировать или химически подавляются.

С 12-сегментной кристаллической структурой, окружающей код человеческой ДНК сообщается система магнитных решеток Земли , которые приобрели новую ориентацию к 2002 году, и в настоящее время стала возможна активация кодов ДНК!

В 12 нитях ДНК содержатся наборы команд, позволяющие человеческому телу жить до 950 лет. В настоящее время большая часть этой кодировки не действует, так как она не получает от ядра памяти информацию. Именно в ядре (в кристаллической структуре) памяти содержится информация, которая поможет химической составляющей ДНК “вспомнить”, как работают эти механизмы. Основа, связывающая клеточный уровень биологии человека с Магнитной Решеткой Земли – магнетизм . Каждая клетка тела человека обладает способностью к самодиагностике. Сегодня происходит пробуждение и воссоединение (через магнитную составляющую) ядра памяти и системы кодов.

В настоящее время существуют различные методики , позволяющие активировать коды ДНК. Чистое намерение человеческого существа запускает механизмы активации тонкоматериальных структур и способствует исцелению на многих уровнях его организации . Эти методики позволяют черпать из резервуара космической энергии (Магнитной Решетки Земли) столько, сколько необходимо человеку на данном этапе его развития в соответствии с его природной Мудростью.

Для того чтобы разобраться в том, как работают некоторые методические системы, необходимо понять, какие органы человеческого тела участвуют в приеме и передаче информации, в переводе одной формы энергии в другую, какие физиологические процессы при этом происходят. Сначала важно отметить, что наши мысли порождают нашу реальность, формируют наш жизненный опыт .

ЗАКРЫТОЕ МЫШЛЕНИЕ

Человеческий мозг способен воспринимать каждую частоту мысли Единого Божественного Разума, совокупного внутреннего Знания. Но сегодня он воспринимает только те частоты, которые позволяет себе принимать . Большинство людей настроены принимать мысли, соответствующие уровню частот общественного сознания , доминирующие в ограниченном мышлении, когда большая часть мозга не активна. Человек отвергает те мысли, которые не принимает общественное сознание, тем самым отказывается проникнуть за его пределы, ограничивая возможности развития своего мозга, принятия мыслей высоких частот. Гипофиз активизирует только те части мозга, которые принимают низкочастотные мысли. Единственной причиной того, что какой-то человек проявляет гениальность , является открытость его мышления для созерцания дерзновенных мыслей, блестящих, выходящих за пределы ограниченного мышления человека. Он позволил себе иметь такие мысли и занять ими свое мышление. Большинство людей не может принимать мысли высоких частот потому, что ему еще только предстоит активизировать те части мозга, которые дадут возможность перенастроить процесс мышления.

В настоящее время великие мысли безграничного понимания, проливающиеся на человечество, отскакивают от “принимающего устройства” световой структуры и через духовную составляющую человеческого существа отправляются обратно в реку мысли Божественного Разума. Иметь закрытое сознание – значит не допускать возможности существования того, чего нельзя ощутить органами чувств нашего тела. И все же это не так. Все, что продумано, все, о чем мечтается и воображается, уже существует в сфере существования, ибо именно так возникло все сотворенное на этой планете, и именно это станет нашим опытом. Так человек формирует свою реальность, в которой, в силу закрытости мышления, не может разобраться, справиться с недугами, неудачами в различных сферах жизненного опыта.

Каждый человек, будучи еще ребенком и находясь под влиянием общественного сознания, принял на себя программу, по которой он должен вырасти, состариться и умереть . Именно поэтому, поскольку человек принял эту мысль, он начал ослаблять жизненную силу внутри своего тела, потому что мысль о старости посылает каждой клеточной структуре электрическую искру низкой частоты. Чем ниже скорость, тем быстрее тело теряет гибкость, потому что понижается способность тела омолаживаться и восстанавливаться.

Человеческий мозг является приемником электрической частоты мысли, он состоит из разных отделов, где принимаются, размещаются и усиливаются разные частоты мысли.

В противоположность общепринятому мнению, мозг человека не порождает мысль . Этот орган принимает и размещает мысль , проходящую через Дух человеческого существа, превращает ее в электрический ток, усиливает и посылает через центральную нервную систему во все части тела, каждой клетке для осознания и понимания .

Чем выше частоты мысли человека, тем активнее все тело получает питание и способность к восстановлению и регенерации, тем активнее и дольше живет человек. Таким образом, наши мысли формируют наш жизненный опыт, удлиняют или укорачивают нашу жизнь.

Среда обитания

Каждому человеку известно, что в одном месте – будь то квартира, улица, открытое пространство – он чувствует себя безопасно, в другом – будто наполняется энергией движения, а в третьем может ощущать полное опустошение.

При помощи Дизайна Человека вы можете узнать, какая среда наиболее подходит для конкретного человека. В корректной среде обитания мы встретим наименьшее сопротивление. Наши дела будут течь наиболее продуктивно, к нам придут правильные люди, в отношениях с которыми мы сможем проявить максимальную эффективность.

Получив информацию о своей среде, не пытайтесь искусственно оказаться в таком месте. Если вы будете следовать стратегии своего Типа и слушать свой Внутренний Авторитет – жизнь приведет вас нужное именно вам место, где ваши возможности и способности буквально расцветут. Искусственная подгонка снова приведет вас в некорректное место, даже если внешне оно будет соответствовать описанию.

В отношении среды рецепт тот же, что и в остальном: станьте пассажиром. Поместите свой ум на заднее сиденье автомобиля. Сдайтесь Жизни, она действительно лучше вас знает, что нужно вам и для чего нужны вы.

Цвет вашей среды определяется положением Лунных Узлов Дизайна.

Если под Цветом вы видите 1, 2 или 3 тона – это Левая, естественная среда, которая побудит вас к физической активности. Это означает, что вам нужны не просто прогулки или неспешная езда на велосипеде. Ваше тело для поддержания хорошего самочувствия нуждается в сознательных физических нагрузках.

Если под Цветом вы видите 4, 5 или 6 тона – это Правая, искусственная среда, в которой вам комфортно гулять пешком, на велосипеде или совершать конные прогулки. Плавать для собственного удовольствия, кататься на лыжах в приятном для вас темпе. Ваше тело для поддержания хорошего самочувствия не нуждается в увеличенных физических нагрузках. Вам нужно созерцание, пассивный отдых.

1 ЦВЕТ – ПЕЩЕРЫ

Когда-то люди искали защиты от угроз окружающего мира в пещерах. Современный человек, имеющий этот цвет в Среде обитания, несет в себе мощную генетическую программу памяти предков.

Дети с этим цветом – любители строить или играть в шалашах, устраивать дом под столом, накрыв его скатертью, прятаться в шкафу, чтобы пережить моральные сложности и страхи.

Для людей с 1 Цветом важно чувство защищенности со спины. Поэтому им нужна комната или рабочий кабинет с одним входом, который они могут контролировать. В моменты внутреннего дискомфорта им требуются объятия сзади, со спины, в том числе и во время сна.

Аналогом пещеры служит автомобиль. Хоть там и 4 двери, но все они находятся под контролем, пространство ограниченное, спинка сиденья поддерживает спину.

Помимо создания чувства безопасности среда должна способствовать развитию, поэтому людям с 1 цветом нравится окружать себя различными источниками информации и размещать рабочее место так, чтобы можно было периодически смотреть в окно.

2 ЦВЕТ – РЫНКИ

В условиях современного мира рынки – это любая деловая среда: офисные здания, крупные торговые центры, аэропорты и вокзалы – места, где есть большое скопление людей и происходит постоянный обмен (вещами, информацией, денежными средствами и т.д.). Таким образом, люди 2 Цвета – это жители города. Они могут периодически выезжать на отдых в малонаселенные места и получать большое удовольствие от возможности уединения, но если поместить такого человека на постоянное место жительства, к примеру, в деревню, он будет ощущать дискомфорт и желание погрузиться в городскую суету. Потоки машин, мигание светофоров, даже пробки на дорогах – показатель для него, что жизнь движется, и он имеет отношение к этому движению.

Если человек 2 Цвета вынужден работать дома, ему необходимо оборудовать для себя комнату, которая будет полноценным офисом. Такому человеку можно работать при помощи интернета при условии, что периодически в его домашнем офисе тоже появляются люди, связанные с его работой.

3 ЦВЕТ – КУХНИ

Кухня – это место, где что-то варится, где части превращаются в целое или что-то иное. Люди с 3 Цветом, особенно женщины, могут выбрать кухню в качестве места, обустроенного, в том числе, и под домашний офис. Именно люди с 3 Цветом больше других любят принимать гостей на кухне, а не в комнате. Для мужчин с 3 Цветом желательно прямо в доме иметь оборудованную мастерскую.

Если смотреть шире, таким людям в качестве среды обитания подходят заводы, фабрики, столовые, кафе и рестораны (деловые встречи и даже процесс самообучения можно проводить именно там). Для них важно не столько участие в большом процессе, сколько возможность наблюдать, как жизнь вращается вокруг них и в это время одно превращается в другое (к примеру, отдельные продукты – в целое блюдо). Это люди с большой ориентированностью на материальный процесс работы.

4 ЦВЕТ – ГОРЫ

Название вовсе не означает, что людям с 4 Цветом нужно жить в горах, хотя даже периодические выезды в горы для них целебны.

Если человек 4 Цвета живет в городской среде, ему лучше выбирать квартиру или офис на высоком этаже. Так он будет смотреть на мир с высоты и чувствовать себя причастным к миру и в то же время находящимся на отдалении, на возвышении. Недоступным для посягательств, но имеющим возможность по желанию влиться в мир «внизу». Оказывающим влияние сверху.

Дети с 4 Цветом обожают лазить по деревьям, устраивать в их кронах домики, сидеть на подоконниках и забираться на крыши, спать наверху двухярусной кровати или на второй полке в купе поезда. Смотреть в окно в самолете.

Горы – это разреженный воздух, поэтому часто эти люди ведут образ жизни, связанный с кислородным голоданием. К примеру, начинают курить и получают от этого кайф, занимаются тренировкой задержки дыхания. Могут заниматься глубоководным погружением (как бы горы наоборот).

5 ЦВЕТ – ДОЛИНЫ

Ваша корректная среда – перекрестки дорог, на которых сходятся разные люди, информация, встречаются незнакомцы. Первые этажи, отдельно стоящий дом, низина с постоянной внешней активностью.

Вам подходят узкие улочки, заполненные разными вкусными запахами и звуками, на которые вы можете смотреть из окна, следя за постоянно меняющейся картиной, либо гулять по ним, периодически присаживаясь в каком-нибудь уличном кафе.

Деловой центр с его высотками – не ваша среда. Выбирайте для жизни или для офиса старые кварталы или уютный частный сектор.

6 ЦВЕТ – БЕРЕГА

Берега – это некое пограничное место, место перехода от одного к другому. Для таких людей корректно жить на границе – суши и воды, города и сельской местности, равнины и гор.

В правильной для вас среде к вам будут притягиваться люди, которым нужен психологический «перевозчик» из одного состояния в другое. Вам не нужно даже быть каким-то специалистом в этой сфере, просто вы являетесь ролевой моделью. Несколько ваших фраз, сказанных будто невзначай, могут дать человеку подсказку, как ему двигаться в дальнейшем. Но вы находитесь на «берегу» не для этого. Вы просто проживаете себя.

Жилище не должен привязывать человека 6 Цвета к одному месту. Скорее, его дом – это весь мир. Поэтому, если это – ваш Цвет, всегда имейте под рукой собранный для путешествия набор вещей.

Холистическое здоровье (holistic health)

X. з. (целостное здоровье) адресуется к целостному чел. Первое упоминание о холистическом подходе к здоровью обнаруживается в Китае, в царствование Желтого императора Хуань-Ти, почти 4 тыс. лет назад. Эта система медицины, ориентированная на лечение и профилактику болезней, была основана на использовании трав, акупунктуре и массаже. Основным элементом подхода была Чи Кунь - психофизическая система дыхательных и физ. упражнений, диетических предписаний и дисциплины духа. Главной целью Чи Кунь было укрепление здоровья, болезнь считалась несчастным случаем вследствие потери внутренней гармонии и равновесия духа.

На Западе два наиболее влиятельных подхода к здоровью были систематизированы в Древней Греции. Гиппократ (ок. 460- 377 гг. до н. э.) считается многими отцом медицины. Метод Гиппократа был поразительно похож на китайский в том, что врач направлял чел. к признанию естественного состояния здоровья, сопутствующего жизни в гармонии с самим собой и природой.

Корни психосоматической медицины и X. з., практикуемые в совр. зап. культуре, восходят к школе Гиппократа, рассматривавшей личность в целом во взаимодействии с окружающим миром.

Гален (ок. 129-199) предложил альтернативную форму лечения. Сохраняя взгляд на необходимость лечения чел. в целом, Гален утверждал, что патология яв-ся рез-том нарушения в отдельных органах и что главным в медицине яв-ся диагноз и лечение расстройств, специфичных для данного органа.

Подавляющее влияние христианской церкви привело к вытеснению взглядов Галена в пользу концепции Гиппократа. Труды Гиппократа рассматривались в качестве подтверждения церковного представления о болезни как каре божьей. Лишь с приходом эпохи Возрождения дух любознательности позволил исследователям усомниться в методе Гиппократа и вернуться к подходу Галена. Научный метод, сформировавшийся на основе этого духа любознательности, привел к более глубокому пониманию организма чел. и его функций.

Эмпирические исслед. Гарвея вполне соответствовали философским взглядам его совр. Рене Декарта, создав установку на явления природы, к-рая привела к открытию бактерий, антител и к большинству совр. познаний мед. науки. Целью этой мед. традиции являлось свести лечение к наименьшему общему знаменателю, лечить пораженный орган и ожидать, что организм чел. вернется к своему нормальному функционированию.

Такой подход получил огромный успех. После открытия Пастером и Кохом того, что микроорганизмы вызывают заболевания, казалось, что традиция Гиппократа вытеснена физикалистской медициной.

В 30-е гг. XX в. холистическая медицина вновь появилась в виде «новой» психосоматической медицины. Отчасти это было вызвано феноменальным успехом физикалистской медицины. Многие заразные заболевания удалось эффективно контролировать в зап. мире; это привело к преобладанию новых расстройств. Хотя в то время это еще и не признавалось, новые расстройства были вызваны образом жизни. Сердечно-сосудистые, онкологические и др. заболевания яв-ся следствием подверженности человека длительному воздействию личностных факторов или факторов окружающей среды, а не микроорганизмов. Физикалистская традиция сформировала лишь один лечебный подход, соответствующий её парадигме - хирургию. Больницы стали крупнее, мед. дисциплины стали более профилированными. В 1970-е гг. лишь 0,5% национального бюджета США направлялась на цели профилактики и лишь 2,5% - на санитарное просвещение и пропаганду здорового образа жизни. В то же самое время свыше 50% случаев смертности в Соединенных Штатах было вызвано расстройствами, доступными профилактике.

Пока физикалистская медицина продолжала свои попытки лечения этих новых расстройств, возникли две большие проблемы: возрастание стоимости услуг здравоохранения и рост ятрогений. Стоимость расходов на здравоохранение поднялась с 4% валового национального продукта в 1950 г. до 7% в 1970 г.. Каждый пятый чел., поступавший в н.-и. клинику, приобретал ятрогенное заболевание. Это означало, что 20% лиц, получавших мед. обслуживание, приобретало расстройство, вызванное тем лечением, которое они получали. С нарастанием специализации медицины возрастала стоимость лечения и риск для больных.

Др. причиной обращения к холистической медицине было возрастающее осознание ведущими исследователями того, что здоровье невозможно поддерживать исключительно за счет физикалистского подхода. Наибольший вклад в это внес Ганс Селье, сформулировавший концепцию общей реакции на стресс, в к-рой акцентировалось взаимодействие индивидуума и окружающей среды. Концепция стресса была холистической, она объясняла нарушения в отдельных органах и возникновение очерченных расстройств генерализованной адаптационной реакцией всего организма на воздействия окружающей среды. Когда такие выдающиеся микробиологи, как Рене Дюбо, показали, что соц.-экономические факторы играют еще большую роль в деле здоровья, чем антибиотики, холистическая концепция здоровья получила дальнейшее признание.

Было также установлено, что факторами, обусловливающими состояние здоровья или болезни, яв-ся питание, курение, потребление алкоголя и наркотиков и наличие или отсутствие физ. упражнений. Эти «факторы образа жизни» яв-ся компонентами психопедагогического опыта, к-рый определяет собой долговременный стиль поведения.

Третий комплекс факторов, имеющих отношение к личности, близко соотносится с образом жизни. Одним из наиболее известных и широко признаваемых элементов этого измерения яв-ся А-тип личности. Два врача, Меир Фридман и Рэй Розенман, впервые идентифицировали и начали лечить заболевания у людей с А-типом личности.

Нужна была политическая и соц. обстановка 1960-х гг., чтобы концепция X. з. стала доминирующей силой в службах системы здравоохранения США. Люди стремились участвовать в поддержании своего здоровья. В 1970-е гг. стал популярным бег трусцой - все большее количество людей стремились «войти в форму». Появившаяся концепция «хорошего самочувствия» («wellness») привлекла к бурно развивающемуся бизнесу X. з. как мед. профессионалов, так и шарлатанов.

В 1980-е гг. X. з. стало более уважаемым. Эмпирические исслед. продемонстрировали эффективность этой концепции, много шарлатанов было изгнано и холистические практики были интегрированы в систему здравоохранения. Научная теория еще не охватила все последствия сдвига к подлинно холистической парадигме, да это и трудно сделать.

В практ. плоскости концепция X. з. вызвала революцию в системе здравоохранения. Это в значительной мере обусловлено финансовыми ограничениями, с к-рыми приходилось сталкиваться лечебным учреждениям и страховым компаниям вплоть до начала 1970-х гг. Лишь недавно профилактическая медицина стала экономически эффективной для отдельных секторов системы здравоохранения. Были разработаны программы «хорошего самочувствия», и страховые компании начали широко пропагандировать участие в программах поддержания здоровья для снижения расходов по лечению заболеваний.

По мере распространения этого процесса концепция здоровья в США подвергалась расширению и уточнению. Концепция X. з. имеет дело с физ., межличностными, психол., профессиональными и духовными измерениями каждого пользователя системы здравоохранения. Она яв-ся междисциплинарной - стоматологи, врачи, священнослужители, социологи, психологи, консультанты, педагоги и бизнесмены яв-ся одними из представителей многих профессий, к-рые работают вместе для создания условий, способствующих поддержанию здоровья.

Концепция X. з. ориентируется как на пропаганду здорового образа жизни, так и на лечение и профилактику заболеваний. Эмпирические данные черпаются из феноменологически спланированных исслед. Ист. религиозные учения используются как источники материала для дальнейшей разработки таких стратегий здоровья, как йога, медитация, лечение травами и акупунктура.

X. з. яв-ся феноменологическим в том отношении, что оно основано на предпосылке, что лечение окажется оптимальным, если проводится в обстановке естественного проживания чел. Лучше всего помогают службы, к-рые позволяют людям оставаться в своем доме, семье, общине. Мед. обслуживание наиболее эффективно, когда оно осуществляется с уважением к представлениям людей о здоровье, без навязывания им системы представлений, принятой в службах системы здравоохранения.

X. з. основано на сотрудничестве. Авторитарность и контроль уменьшаются по мере того, как обеспечивающие обслуживание переходят от модели врача, больного и предписаний к модели консультанта, клиента и контракта. Ответственность чел. за свое здоровье становится главным элементом любой службы здоровья. Ответственность за себя предполагает желание и способность индивидуума осуществлять и поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья. Часто это означает необходимость отказа от стиля поведения, к-рый яв-ся дисфункциональным (напр., курение сигарет).

Этот процесс требует сильного чувства собственной ответственности. Исслед. готовности больных следовать мед. режиму свидетельствуют о том, сколь трудным яв-ся этот процесс. Во мн. работах показано, что количество больных, не следующих предписаниям врача, доходит до 60%. В 20-50% случаев больные отказываются от назначенного посещения врача.

Соблюдение пациентами требованиям в программах модификации образа жизни яв-ся еще более низким. В исслед. эффективности программ контролирования веса показано, что 90- 95% пациентов не удается достичь желаемого веса. Из тех, кто бросает курить, до 75% снова начинают курить в пределах шести месяцев.

Отсутствие готовности соблюдать требования и рекомендации специалистов - серьезная проблема для физикалистской медицины - становится еще более серьезной для холистического подхода к здоровью. Обслуживаемый контингент должен быть мотивирован к осуществлению и поддержанию положительного поведенческого образа жизни, что лучше всего достигается путем повышения чувства собственной ответственности и самоконтроля.

Если холистический подход к здоровью преуспеет в повышении у людей чувства собственной силы и самоконтроля, он сможет обеспечить высокий уровень профилактики заболеваний, добровольного соблюдения требований специалистов и укрепления здоровья.

Службы системы здравоохранения, использующие авторитарность и контроль для обеспечения соблюдения пациентами мед. предписаний, могут добиться кратковременного следования терапевтическому режиму, но не в состоянии выполнить задачу долгосрочного поддержания положительного образа жизни.

Движение X. з. к повышению интернального локуса контроля поэтому дает всей системе здравоохранения возможность обратиться к многомерной природе ответственности чел. перед собой и ее влиянию на образ жизни. Есть надежда, что чувство собственной силы распространится и на др. аспекты жизни чел. - межличностные отношения, производительность труда и семейные отношения.

Вызвать самоподдерживающие произвольные изменения, двигаться от образа жизни, ориентированного на кратковременные поощрения, к долговременному вознаграждению и к деинституционализации некоторых мед. служб - это масштабные задачи. Знание о том, что лучше для здоровья, и практикование здорового образа жизни часто не совпадают.

Ноулз предполагает, что неспособность поддерживать здоровый образ жизни может определяться пятью факторами: отрицанием смерти и болезни при сильной ориентировке на кратковременное вознаграждение; представлением о том, что природа, смерть и болезнь будут покорены наукой; нежеланием жить при определенных соц.-экономических или межличностных ограничениях; депрессией и отсутствием интереса к следованию предписаниям врача. На эти факторы должно быть обращено внимание для того, чтобы концепция X. з. могла добиться ощутимых успехов в американском здравоохранении.

За последнее время в системе здравоохранения США произошли большие изменения. Службы, к-рые диагностируют и лечат болезни, остаются важными; в то же время все большее значение для здравоохранения принимает поддержание, укрепление здоровья и мотивация.

Прогресс в совр. физикалистской медицине не следует игнорировать, но главное значение имеет профилактика. Жизнь в гармонии с природой становится основной задачей положительного здоровья.

См. также А-тип личности, Контроль веса, Общий адаптационный синдром, Поведенческая медицина, Службы системы здравоохранения

Каким образом можно охарактеризовать холистический научный метод? Греческое слово "холон" переводится как "цельность" или "целостность". Соответственно, холизм как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного . Это теория о нераздельной взаимосвязи всего, что нас окружает, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи в их неразрывном торжестве всеединства . Сегодня это учение пустило корни и в философии, и в психологии, и в медицине. Так или иначе, доктрина холизма продолжает оставаться актуальной для человечества даже спустя много сотен лет.

В одном мгновенье видеть вечность

С точки зрения холизма, человек и Вселенная представляют собой единое целое. Будучи по своей природе микрокосмом, Вселенной в миниатюре, человек воплощает в собственном существовании элементы макрокосмического масштаба. "Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды ", — писал в древности философ Ориген. Разве не удивительно, что строение солнечной системы в точности повторяет строение атома? Возможно, это свидетельствует о глубинном сродстве всего окружающего нас бытия — начиная от микроорганизмов, и заканчивая планетами. Так или иначе, концепция целостности всего сущего — это ключевая концепция холизма .

В средневековье и в Возрождение холистический подход к науке стал одним из главных философских принципов того времени . И Гален, и Парацельс следовали в своих изысканиях теориям холистической медицины. Позднее, поборники эмпирического метода заклеймили холизм как антинаучное направление. Когда главенствующее место в науке занял эксперимент, холизм, не могущий доказать на экспериментальном уровне тезис о взаимосвязи человека и окружающего мира, на несколько столетий утратил свою связь с наукой.

Лишь в начале XX века холизм был возрожден из пепла . Основоположником современного холизма стал южноафриканский ученый Ян Смэтс, в своей книге "Холизм и эволюция" утвердивший целостность как высшее философское понятие . По Смэтсу, носителем всех физических качеств того или иного материального объекта является нематериальное тонкое психоэнергетическое поле. Поля, порождаемые разными объектами, соприкасаются и взаимодействуют друг с другом, тесно кооперируются между собой. Электроны встраиваются в атомы, атомы образуют органические соединения, из которых рождаются растения и животные. Таким образом, вся эволюция живой природы основана на неотъемлемой нераздельности многообразия видов и форм, которые нас окружают .

Яну Смэтсу удалось восстановить в правах холизм как научное направление. Не отвергая материализм, Смэтс сумел примирить извечное противоборство физического и духовного, временного и вечного . Дальнейшее развитие холистический подход получил в связи с появлением направления нью-эйдж, когда вновь оказались востребованы знания, на протяжении долгого времени бывшие в забвении.

Примирение с самим собой

Сегодня холистическая медицина становится все более популярной. В первую очередь, по причине ее безопасности для здоровья. Парадоксально, но факт: в США существует статистика, по которой бездумное и бесконтрольное лечение препаратами традиционной медицины входит в тройку главных причин, приводящих к смерти больных. Холистическая медицина же абсолютно безвредна для организма: она апеллирует к практикам тысячелетней давности, базовым принципом которых является принцип "не навреди".

На сегодняшний день холистическая медицина представлена широким спектром течений. На данный момент это и акупунктура , и гомеопатия , и фитотерапия, и ароматерапия , и аюрведа , и остеопатия , и цигун . Последователи холистической медицины считают, что нельзя изолированно исследовать заболевания одного органа. Нужно смотреть на недуг шире, стоит отслеживать не только физиологическую подоплеку болезни, но и то, каким образом болезнь может быть связана с текущим душевным и духовным состоянием человека.

Вообще, в холистической медицине много внимания уделяется предшествующему травматическому опыту пациента и его ментальным установкам. Позитивный настрой может сам по себе активизировать иммунологический резерв организма , в то время как негативные мысли, депрессия могут спровоцировать падение иммунитета и в дальнейшем привести к торможению процессов выздоровления.

Две стороны одной медали

По мнению представителей холистической терапии, внутри человека постоянно происходит борьба — "хочу" и "надо", долга и желания, внутреннего родителя и внутреннего ребенка. Эта проблема раздвоенности часто чревата неврозами. Довольно часто многие из нас сталкивались с жутким ощущением разорванности, расколотости души. Холистическая психология ставит своей целью устранить эту раздробленность и снять противоречие между теми дуальными началами, для которых душа человека является бойцовской площадкой. Цель холистической психологии — примирить между собой эти начала и предложить им сотрудничество как альтернативу борьбе.

Холистическая психология и психотерапия ставят во главу угла интеграцию противоречащих друг другу чувств и переживаний . Лишь обретя гармонию с самим собой, человек может созреть для того, чтобы осознать единство с окружающим миром и понять, какую миссию здесь и сейчас он выполняет на Земле.

Великий древнегреческий ученый Гераклит как-то писал: "Из одного — все, из всего — одно ". Лишь воспринимая священную взаимосвязь всего, что нас окружает, мы можем ощутить себя одним из звеньев невидимой цепочки, которая пронизывает все бытие — начиная от муравья, и заканчивая целой Вселенной.