Христианские святыни сирии. Сирийские христиане отказались от аполитичности

На днях обстрелян православный монастырь. Ситуация в Сирии осложняется с каждым днем. О происходящем ПРАВМИРу рассказала Анхар Кочнева, руководитель “Иорданского клуба”, находящаяся в данный момент в Сирии.

– Анхар, расскажите о монастыре, куда бросили гранату. Вы там были?

Это не гранату бросили – это прицельно обстреляли из гранатомета с соседнего холма. В монастыре возмущены – за все века его существования монастырь впервые подвергся нападению.

Называют само происшествие святотатством и в то же время, считают чудом то, что никто не погиб и разрушения были минимальными. Вылетело 2 снаряда, первый пробил стену, второй упал в комнате, не разорвавшись. Если бы разорвался – могли бы погибнуть две девочки, которые сидели у окна в соседней комнате и видели, как летели снаряды. Могли бы обрушиться стены.

Этот монастырь нередко называют одним из самых древних на Ближнем востоке: он основан примерно в 550 году императором Юстинианом на том месте, где императору явилась Дева Мария. Первой настоятельницей монастыря стала сестра самого императора. Главной реликвией монастыря является икона, написанная св. Лукой. Именно она, по мнению монахинь, спасла монастырь от больших разрушений.

– Вы встречались с Патриархом Игнатием. О чем говорит сейчас Патриарх? Что волнует его? Каково его видение событий?

– Огромная боль за всё происходящее. Безусловное признание того, что в Сирии очень хорошо относятся к христианам. Сейчас во всех церквях каждый день совершаются молебны во спасение Сирии.

– Анхар, что сейчас происходит в Сирии?

Попытки раскачать ситуацию в Сирии предпринимаются уже более года. Тут не прошел “египетско-тунисский” сценарий – средний класс и образованная часть общества не пошли бороться за мифическую свободу.

4 февраля исполнился год несостоявшемуся в Сирии “Дню Гнева”, к которому активно призывали иностранные агенты влияния в Фейсбуке. На улицы сирийских городов никто не вышел. Понадобилось еще полтора месяца и провокация в городе Дераа, чтобы пролить кровь и раскачать маховик взаимных претензий. Но даже это не приносило тех результатов, которые были нужны тем, кто вознамерился уничтожить Сирию.

И тогда начался откровенный бандитизм: убийства военных и полицейских, похищение ради выкупа гражданских лиц, диверсии. Причем, усилено пытаются создать мнение за рубежом о том, что тут существуют какие-то расстрелы мирных безоружных демонстрантов из танков. Сначала убивают людей, провоцируя армию и полицию на принятие мер, а потом, когда армия приходит навести порядок, орут, что армия нарушает их права.

Бандиты убивают сразу 120 полицейских в Джиср Шугуре, а потом пытаются выдать их за жертв армии. Убивают военного с тремя детьми, потом режут тела на куски и складывают в коробки. А спустя несколько месяцев вешают фотографии убитых ими же детей на баннер с надписью “жертвы режима”. Я сама лично приезжала фотографировать места двух терактов в Дамаске. Ходила среди кусков тел. А потом читала, что, оказывается, это военные сами себя подорвали.

Но в целом в большинстве районов страны совершенно обычная мирная жизнь. Об этом тоже молчит западная пресса. Зато врет про бои, которые в Дамаске идут чуть ли не в 300 метрах от того места, где я живу, о том, что якобы захвачен дезертирами аэропорт и теперь не работает… Зачем это вранье? Чтобы после того, как неделю всем врали, что в Дамаске на улице идут бои, мир с легкостью поверил в то, что на днях семья президента попыталась бежать из страны. Простите: но тут не происходит ничего такого, от чего можно было бы тайно бежать. Ситуация под контролем в большинстве районов страны, в Дамаске никаких боев не было и нет и армия совершенно не расколота.

– Мы знаем, что архимандрит Александр (Елисов) обеспокоен ситуацией – что беспокоит сегодня православных в Сирии? Каковы в целом настроения?

Конечно, все живущие в Сирии обеспокоены происходящим. Много слухов, часть которых распускается специально, с целью запугать население. Эти слухи обсуждаются, обрастают новыми “подробностями”.

Насколько я знаю, среди прихожан отца Александра много русских женщин, вышедших замуж за сирийцев. Некоторые из них не знают арабского языка в достаточной мере, это затрудняет понимание происходящего, делает его еще более пугающим. Им легко поверить в то, что где-то происходят ужасы, которых на самом деле нет. Сирийцы, кстати, в этом плане более спокойны – они просто более информированы. Насколько я знаю, отец Александр многим говорит, чтобы они уезжали. Не уверена, что это правильно, при всём к нему уважении: в Москве куда опаснее.

Как только отсюда начнут уезжать русские, да еще, не дай Бог, массово, сирийцы потеряют столь необходимую для них надежду. А это прямой путь к поражению.

– Много ли сегодня христиан в Сирии, много ли православных? Если ли святыни и есть ли паломничества в Сирию? Как живут православные среди исламского окружения?

В своей речи в день похорон своего убитого бандитами младшего сына муфтий Сирии сказал, что в Сирии 23 миллиона мусульман и 23 миллиона христиан. Христиане в Сирии не притесняются, есть министры и чиновники высшего звена – христиане. В тот же обстрелянный монастырь в Саеднае приезжают не только христиане, но и мусульмане: они также считают святым это место. В Омейядской мечети в Дамаске, по преданию, хранится голова Иоанна Крестителя. В стране множество церквей и монастырей, в одном из них – монастыре св. Георгия – хранится охранная грамота, выданная монастырю сподвижниками пророка Мухаммеда.

Вообще, Сирия – это земля, где переплелись христианство и ислам. Именно тут – в Дамаске – был крещен Савл, ставший апостолом Павлом. При дворе мусульманского халифа служил в ранге практически премьер-министра Иоанн Дамаскин. Тут и христианские, и мусульманские праздники являются общегосударственными. Тут всегда было принято поздравлять соседей иной конфессии с их праздниками.

Сирия приютила множество беженцев, бежавших от геноцида армян. Приняла массу беженцев из Палестины и Ирака, часть которых была христианами.

Среди сирийцев всеми силами пытаются посеять рознь. Но они – молодцы. Они держатся.

– Насколько ситуация безопасна для христиан? Вы прогнозируете повторение египетского сценария, где революция привела к усилению исламских партий в политике?

В Сирии не может произойти то, что произошло в Египте. Тут противоборствующая сторона это не политические оппоненты, а бандиты. Бандитам нужна возможность заниматься бандитизмом, а не места в парламенте. В принципе, я не считаю и не вижу, что сирийские христиане подвергаются какой-то более сильной опасности, чем сирийские мусульмане. Все в одной лодке.

Более того: весной и в начале лета одним из лозунгов бандитов было “Христиан – в Бейрут” (что не так уж и плохо, в принципе – Бейрут город хороший – это я пробую так пошутить), “алавитов (одно и течений в исламе) В МОГИЛУ”. Так что сами судите, кем в данном случае быть опаснее: христианином или мусульманином- алавитом.

– Как складываются отношения России и Сирии? Что сирийцы знают о России?

Знают пока не очень много. Но хотят знать больше. По неофициальным данным, в Сирии живет около 50 000 семей, в составе которых имеются граждане России. Еще больше людей, получивших в России и СССР высшее образование и говорящих по-русски. В стране и раньше очень хорошо относились к русским и к России. А сейчас царит настоящая русофилия. На демонстрациях бывает много людей с российскими флагами. Многие знают слово “спасибо” и стремятся сказать его каждому встреченному ими русскому.

Конечно, речь о нормальных людях, а не о бандитах, которые отлично понимают, что Россия – та сила, которая до сих пор поддерживала Сирию и не давала принять в ООН резолюции, открывающие путь к уничтожению этой уникальной страны.

Для христианской истории Сирия является одним из ключевых эпизодов. По дороге в Дамаск гонитель христиан Савл пережил Божественное вмешательство, которое сделало его Павлом, апостолом, который и создал Церковь в привычном нам понимании. Не менее важно то, что в построении христианской общины этого города принимал участие апостол Петр, на камне которого основана Римско-католическая церковь.

Христиане в Сирии сегодня разделены на несколько Церквей, ранее они составляли 10% населения 22-миллионной Сирии (на начало XX века - 30%). Основная из них - Антиохийский православный патриархат, имеющий в стране шесть епархий, столько же в Ливане и остальные 10 за пределами этих государств, насчитывал более 500 православных сирийцев. Упомянем дохалкидонскую Сиро-Яковитскую церковь (менее 90 тысяч прихожан), признающую лишь три первых Вселенских соборов, древнейшие Армянскую апостольскую церковь (110 - 160 тысяч, главный центр - Алеппо) и Маронитскую католическую церковь (28 - 60 тысяч). Следом за ними идут униаты в лице Мелькитской католической церкви (118 - 240 тысяч) или Греко-католической церкви Антиохии, сами католики (как Римско-католической церкви, так и Армянского католического патриархата), а также распределенные между католиками и униатами ассирийцы (около 46 тысяч). И немногочисленные протестанты.

Когда в стране вспыхнули беспорядки в марте 2011 года, многие христиане были насторожены и пытались не встать на позиции какой-либо из сторон. Тем не менее, по мере того как оппозиция брала в руки оружие, они постепенно втягивались в конфликт. В итоге сотни тысяч христиан, по разным оценкам - от 700 тысяч до 1 миллиона человек, были вынуждены покинуть страну. После того, как к гражданскому конфликту добавился религиозный фактор, особенно с появлением на сцене боевиков «Исламского государства» (ИГ - структура, запрещенная в России), убийств и захвата христиан, уничтожения храмов и культового наследия, многих поддержали президента Сирии Башара Асада, известного лояльностью к религиозным меньшинствам. Сирийские христиане также держали в уме печальный пример Ирака, в котором после вторжения США в 2003 году были разгромлены общины их единоверцев, и «арабской весны», приведшей к власти в Египте и Тунисе исламистские партии. Вместе с тем, некоторые решили помогать оппозиции, например, Сирийскому национальному совету, лидер которого, ветеран коммунистического движения в Сирии Джордж Сабра, родом из христианской семьи.

Как указывает в своих работах монахиня ордена францисканцев Тереза Канакри, все же непримиримых оппозиционеров среди сирийских христиан мало. Большинство выступает против внешнего вмешательства во внутренние дела Сирии. Если кто-то из них встал в ряды оппозиции, то оппозиции, готовой к диалогу с властью и совместному с ней реформированию страны. Сирия - страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Она внесла огромный вклад в культуру человечества, всегда была примером межконфессионального единства. Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой христианских общин, христиане считают себя коренными жителями этой страны, и чувствуют себя в полной безопасности.

Но если система власти в стране рухнет из-за массовых беспорядков, первыми жертвами безвластия в Сирии станут христиане, а если Асад под давлением Запада и США уйдет в отставку, то это приведет к нападению исламских радикалов на христиан, которые станут беззащитны перед экстремистами, как христиане в Иране. Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Если христиане исчезнут с Ближнего Востока, христианские святыни там превратятся в «диснейленд». Христиане в Сирии сейчас находятся в трудном положении. Если они поддержат оппозицию, они станут мишенью для правительственных войск, если же они поддержат Асада, а его режим падет, они могут превратиться в противников нового исламистского режима.

До войны христиане в Сирии непропорционально обширно присутствовали в сирийской элите. Христианином был основатель правящей партии БААС, которая правит с 1963 года. Концепция «светского арабского национализма» нынешнего политического режима в Сирии разработана христианами, которые всегда участвовали в формировании арабо-исламской цивилизации и внесли большой вклад в развитие культуры и науки. Сирийские христиане более урбанизированы, чем мусульмане. Многие из них жили в Дамаске, Алеппо, Хаме или Латакии. Образование, которое получали христиане, отличалось от мусульманского, так как своих детей они отдавали в иностранные или частные школы, ориентируемые на Запад. Много сирийских христиан можно было встретить среди топ-менеджеров, они занимали посты в парламенте и правительстве, а также в Вооруженных силах Сирии. При этом христиане предпочитали служить рядом с мусульманами, а не формировать собственные монорелигиозные бригады, в том числе во время боевых действий против израильской армии. В прошлой жизни сирийские христиане имели свои суды, которым были подотчетны такие вопросы как брак и развод, наследство, при этом дела рассматривались на основе учения Библии. Сирийские христианские церкви не обращали в свою мусульманам и не принимали новообращенных от ислама. И кому это все мешало?

Традиции христианства в Сирии имеют древние корни. В Дамаске проповедовал еще апостол Павел, и лишь через несколько столетий после этого здесь начал распространяться ислам. Сегодня христиане составляют около 10% населения Сирии (почти столько же, сколько и алавиты, к числу которых принадлежит действующий президент САР Башар Асад). Но о роли сирийских христиан в вооруженном конфликте многие даже не догадываются.

Христианское движение Ближнего Востока далеко не монолитно и представлено разными конфессиями. До начала войны численность прихожан Антиохийской православной церкви в Сирии составляла 1 миллион человек (минимум половина христианского населения страны). От 500 до 600 тысяч сирийцев называли себя яковитами, то есть приверженцами Сиро-яковитской православной церкви. Православные и яковиты являются наиболее многочисленными христианскими группами в Сирии, но далеко не единственными. На территории государства функционируют Сирийская католическая, Армянская католическая, Протестантская и некоторые другие церкви.

Трудно сказать, как христиане относились к политике Башара Асада до начала войны. Единого мнения у них не было. К примеру, в статье , опубликованной в 2012 году, политолог Салам Кавакиби утверждает, что христиане никогда не поддерживали Асада и даже принимали участие в антиправительственных демонстрациях:

«Кроме того, многие до сих пор ведут активную деятельность в Сирии и подпитывают восстание с помощью социальных сетей. Другими словами, как считает Салам Кавакиби, изменение политического настроя сирийских христиан - от молчаливого до открытого противостояния Асаду - "очень возможно"».

Но в той же статье противоположное мнение высказывает эксперт по Ближнему Востоку Фабрис Баланш: большинство христиан, скорее, поддерживают Асада, хотя некоторые из них все же выступили против режима. Оба эксперта согласны с тем, что христиане к тому моменту оружие в руки не брали. Но это было летом 2012 года. С тех пор ситуация изменилась.

Свое отношение к христианству боевики «Исламского государства» и «Фронта ан-Нусра» не скрывают. В прессе регулярно появляются новости о похищенных и убитых прихожанах, уничтоженных церквях, украденных христианских артефактах, которые продают на черном рынке в Турции и Ливане. Речь идет не просто о варварстве (хотя именно варварами, чуждыми любым проявлениям культуры, и являются террористы), а об угрозе для существования самой христианской общины Сирии. Понимая бедственность положения, греко-католический архиепископ Алеппо в прошлом году заявил , что христианство в Сирии медленно умирает.

В такой ситуации первым союзником сирийских христиан всех конфессий становится Башар Асад. Даже тем, кто не согласен с действиями режима, президент отчетливо видится "меньшим из двух зол", о чем говорит христианин из Хомса. В самом деле, "диктатура" Асада в самых страшных своих проявлениях ограничивалась тюремным сроком за "политические преступления" – куда более гуманное наказание, чем отрезание голов или поедание внутренних органов убитого. А тот же греко-католический епископ Жан-Клемент Жонбарт подчеркивает , что до войны христиане жили в мире с мусульманами: «У нас была дружеская атмосфера. Были терпимость и мир. Но сегодня все кардинально изменилось».

Неудивительно, что на сегодняшний день в рядах правительственных войск Сирии воюют христиане. Трудно сказать, сколько именно (вероятно, никто и не пытался их подсчитать). Достаточно сказать, что в некоторых городах и провинциях христиане составляли большинство населения (например, в Хомсе, который стал ареной самых кровопролитных боев за всю историю конфликта). Учитывая, что армия Асада во многом усилена ополчением из числа местных жителей, христиане просто не могли остаться вне конфликта.

Очевидно, что сирийские христиане не горят желанием становиться беженцами: рассчитывать на поддержку со стороны соседних государств им не приходится. О притеснениях христиан в Турции известно давно, а приверженцы христианства в Ираке сами массово покидают страну. Поэтому христиане, которые взяли в руки оружие, воюют в Сирии, в прямом и метафорическом смысле, за свой дом.

Примечательно, что центры Антиохийской и Сиро-яковитской церквей находятся в Дамаске. И ни та, ни другая даже не заявляла о возможности переноса патриаршего престола в более спокойное место. Тем самым свою солидарность с Асадом демонстрируют не просто христиане, а высшее духовенство двух самых мощных религиозных центров.

Взаимодействие правительственных войск с ополченцами помогли Асаду стабилизировать ситуацию, когда многие эксперты уже предрекали ему скорое поражение. Христиане сыграли в этом немалую роль. Об их успехах рассказывали еще в феврале 2013 года: «Христиане своей поддержкой Башара Асада неожиданно стабилизировали противостояние под Дамаском, чаши весов опять пришли в равновесие». А вот что рассказывает об обороне христианского района Джарамана командир ополченцев Абу Есиф в том же материале: «Мы сами их (правительственные войска – ред.) просили не входить в наш район. Потому что это уже будет явная цель для боевиков. И наш район сильно пострадает. Мы взяли защиту городка на себя. Бандиты уже не лезут на нас штурмом, было несколько попыток, отбились. Но теперь они проводят теракты. Последний был на центральной площади 10 дней назад».

Но клубок религиозных, национальных и политических противоречий за последние годы запутался настолько, что сирийский конфликт все больше напоминает войну «всех против всех». Иногда трудно понять, какие цели преследуют те или иные вооруженные группировки. И христиане здесь не исключение. К примеру, вот что рассказывают Шерен Халел и Мэтью Викери об ассирийских ополченцах-христианах из МФС (Сирийского военного совета):

«Люди в казармах говорят, что их подтолкнуло к войне отношение ИГ к христианам. Когда "Исламское государство" захватывает христианскую деревню, оно взрывает церкви и разрушает дома. Населению остается выбирать между обращением, смертью и бегством. Однако МФС решил вместо этого дать отпор. Впрочем, его пули предназначены не только для суннитских экстремистов. По словам бойцов, они готовы стрелять и по правительственным силам».

А командир одного из отрядов Йохан Козар говорит следующее: «Мы сражаемся не просто для того, чтобы защитить свою веру - мы хотим, чтобы в новой Сирии, которую мы строим, ассирийцы смогли вернуть себе свою идентичность». То есть, веру защитить все-таки нужно: как без веры ассирийцы сохранят «свою идентичность»? Да и к войне их подтолкнуло, как мы помним, отношение ИГ к христианству. Но тот же командир в конце статьи подчеркивает: «Я человек не религиозный, и за религию никто из нас не сражается».

Деятельность МФС, впрочем, требует отдельного разговора.

За последнее столетие человечество много раз уничтожало себя в кровавых конфликтах, гражданских и международных войнах. Но, пожалуй, до сих пор нам еще не приходилось наблюдать военное противостояние, более всего напоминающее битву света и тьмы, которое многие люди – как осведомленные эксперты, так и простые обыватели – называют преддверием возможного апокалипсиса. Речь идет о Сирии – небольшой стране на Ближнем Востоке, которой Бог отвел очень большую роль в истории человечества.

Глядя, как уже в течение двух лет сирийский народ самоотверженно защищает свою землю, а христианское меньшинство в стране – свою веру от жестоких зверей, которых язык не поворачивается назвать людьми, не перестаешь удивляться стойкости и мужеству этих защитников.
А наблюдая, как единодушно граждане многих стран – от сановных до простых – выступили в начале сентября нынешнего года против американского вторжения в Сирию, как ситуация, балансируя на самой последней грани между миром и глобальной войной, оказалась ближе к миру, прежде всего усилиями российских дипломатов и президента, невольно задумываешься о том, что произошло это не случайно. Нет сомнений, что в этом проявилась воля Божья, в том числе по молитвам служителей Христовых, которые на протяжении столетий во множестве рождались на этой земле и освятили ее своими подвигами.

И все же статистика неутешительна: около 60 христианских церквей разрушено в Сирии в результате военных действий,


Прежде всего в городах Хомс, Алеппо, Маалюля Сирию уже покинуло полмиллиона христиан, а совсем недавно около 50 тысяч христиан – врачей, инженеров, адвокатов, предпринимателей – обратились в МИД РФ за российским гражданством. При этом никто из них не хочет оставлять свои дома и уезжать из Сирии. «У нас есть все необходимое, мы не просим денег, – пишут они в обращении. – Мы не сомневаемся в сирийской армии и правительстве. Однако в нас вселяет страх заговор Запада и проникнутых ненавистью фанатиков,
которые ведут жестокую войну против нашей страны». Этот страх поразил такое большое число сирийских христиан впервые за две тысячи лет. И единственный способ противостоять ему – это уверенность в том, что Россия их не бросит.

Страна апостолов и святых

Сирия, несмотря на, казалось бы, небольшую территорию, занимает в истории христианства одно из важнейших мест. Как повествует книга Деяний апостолов, входящая в Новый Завет, именно по дороге в Дамаск – столицу Сирии – величайший из апостолов Павел перестал быть гонителем христиан ветхозаветным иудеем Савлом и принял, можно сказать, от самого Христа, который обратился к нему грозным голосом и ослепил его.
А позднее Павел поселился в сирийском городе Антиохия, который был в то время четвертым по величине городом Римской империи после Рима, Эфеса и Александрии. И, как сообщается в тех же Деяниях апостолов, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11, 26).

Позже этот город стал настоящей колыбелью христианского богословия, поскольку здесь была создана и успешно развивалась, наряду с другими, Антиохийская богословская школа. Одним из ее основателей явился величайший учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и совершал здесь свое пресвитерское служение до призвания на Константинопольскую кафедру. Именно в родном городе Антиохия он написал свои лучшие и главные богословские произведения. Кроме того, по некоторым указаниям, сохранившимся в трудах древних церковных писателей, в Антиохии родился и святой апостол Лука.

Поэтому не случайно именно в этом городе находился центр одной из четырех древнейших автокефальных Церквей – Антиохийской, которая после упадка Антиохии была перенесена в Дамаск. Исторически Антиохийская Поместная Православная Церковь занимает третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. По установившемуся церковному преданию, она была основана около 37 года апостолами Петром и Павлом. С 451 года Церковь обрела статус Патриархата. Из Антиохийской церкви вышли, кроме уже упомянутых последователей Христа, преподобный Иларион Великий, основатель монашества в Палестине, преподобные Симеон Столпник, Дорофей Газский, Иоанн Мосх, а также святые подвижники, чьи имена сохранили принадлежность к сирийской культуре: преподобные Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин и многие другие. Без этих величайших людей невозможно представить и понять историю и духовный опыт всей Православной Вселенской Церкви.

Дамаск – старейшая столица мира

Так что для каждого христианина сирийские города, и прежде всего самый сохранившийся и развитый из них Дамаск, – это места средоточия христианской истории, церковного духа. Интересно, что, по мнению некоторых ученых-историков, Дамаск является еще и древнейшей из существующих ныне столиц мира. Этот город был известен уже с XVI века до Рождества Христова, когда находился под властью египетских фараонов. В 940 году до Рождества Христова он являлся столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами, в состав которого входила Палестина (4 Цар. 8, 7–15).

Поскольку христианская община была основана в Дамаске святыми апостолами Петром и Павлом, ее епископы имели большой авторитет в иерархии Антиохийской Православной Церкви. А в эпоху первых Вселенских соборов некоторые епископы Дамаска принимали участие в соборных заседаниях. В Дамаске до сих пор сохранились памятные места, связанные с историей христианской Церкви. Например, на месте, где стоял дом, в котором апостол Павел был исцелен от слепоты и крещен священномучеником Ананией, позднее был построен храм в честь святого апостола Анании. В настоящее время он расположен под землей, в старой части Дамаска.

В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого в городе был построен величественный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя, который стал кафедральным для местных епископов. По преданию, под алтарем храма была захоронена честная глава пророка. После завоевания Дамаска арабами храм поначалу использовался совместно и мусульманами, и христианами, которые молились в одном помещении: мусульмане – в западном крыле, а христиане – в восточном. Только через 70 лет храм был перестроен в Великую мечеть.
Согласно

В IV–VII столетиях в Дамаске построили множество храмов и часовен, большинство из которых не сохранились до нашего времени. Тогда же началось строительство христианских монастырей, которые, как правило, представляли собой скромные здания впреданию, обнаружив святую главу Иоанна Крестителя в одном из подземных склепов храма, арабские строители возвели для нее гробницу у восточной стены мечети, которая стала святыней для всех мусульман. Ведь для них Христов Предтеча – один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария.

один-два этажа. Сирийское монашество вело успешную миссионерскую проповедь среди язычников, активно занималось благотворительностью. Многие обители стали центрами образовательной, богословской, литературной и художественной деятельности.

Ефрем Сирин – певец покаяния

Невозможно сегодня представить жизнь Православной Церкви, особенно ее важнейший периодВеликий пост, без покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Один из великих учителей Церкви IV века, христианский богослов и поэт, как повествует его сирийское жизнеописание, родился в городе Низибии от родителей благочестивых. Сам он называл себя человеком «неученым и малосмысленным», но это сказано было лишь по глубокому смирению, ведь его учености «удивлялся», по выражению преподобного Феодорита, даже Василий Великий. Сочинения Ефрема Сирина, еще при его жизни переведенные на греческий язык, читались в церквях после Священного Писания. А само их число достигало тысячи, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших церковное учение и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ересей. Первое место среди сочинений Ефрема Сирина занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не полностью.
Также огромную популярность имели его проповеди и пророчества, особенно нравоучительные, в которых он высказывал свои мысли и чувства. Современники уважительно прозвали его «Сирийским пророком», и до сих пор, спустя 16 столетий, он говорит нам о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями, изображает смерть, Страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на общественную и государственную службу. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией, выставляя как тяжкий грех.

Исаак Сирин – созерцатель Божьих тайн

О земной жизни преподобного Исаака Сирина, христианского писателя-аскета, жившего в Сирии в VII веке, известно очень мало. Вместе со своим братом он поступил в монастырь Мар-Матфея около Ниневии, но, стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор и не желал возвращаться в обитель. Когда слава о его святой жизни распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии патриархом Георгием. Но, видя грубые нравы жителей этого города, преподобный Исаак чувствовал, что не в силах исправить их, и к тому же тосковал по отшельнической жизни. В результате, оставив епископство, он удалился в Скитскую пустыню (монастырь Раббан-Шабор), где жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства.

Хотя преподобный Исаак был аскетом и пустынником, его писания адресованы абсолютно всем людям, верующим во Христа. Он много говорил о последних ступенях духовного подвига, о пределах духовного пути, о созерцании, о конечной цели аскетических подвигов, об обожении человека, о стяжании Святого Духа. Но главное – он говорил о безграничной любви Бога к человеку, и эти напитанные благодатью слова на протяжении столетий привлекали к творениям преподобного Исаака простых христиан и великих подвижников, которые постоянно его цитировали, находя в его словах поддержку и обретая смысл духовной жизни.

Он писал, что Бог никогда не перестает любить людей, «однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, добровольно сам себя лишает Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становятся источником мучения, так как они сознают себя непричастными ей. Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо

ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучения, которые сильнее всякого другого страдания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божьей. Любовь дается всем вообще, но любовь силою своей действует двояко: она мучает грешников и веселит собою тех, кто исполнил свой долг перед Богом. Геенна есть раскаяние».

Прозрения и откровения преподобного Исаака Сирина освещают дорогу тем, кто пытается идти трудным путем спасения своей души. Они помогают спасающемуся удержаться от соблазнов и опасностей, возникающих на этом пути, и особенно – пропасти гордыни. «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению» – эта глубочайшая мысль подвижника является одной из самых цитируемых на протяжении столетий.

Иоанн Дамаскин – учитель веры

Еще один известный на весь христианский мир сирийский подвижник – преподобный Иоанн Дамаскин – происходил из высшего сословия, обучался точным наукам и музыке, но сердце его с малолетства принадлежало Христу. Кстати, его родной брат Косьма, также посвятивший себя служению Христу, впоследствии стал епископом Маюмским. Около 706 года будущий преподобный Иоанн принял пострижение в монастыре святого Саввы Освященного близ Иерусалима и был рукоположен во священника.
В период иконоборчества он выступал в защиту почитания икон, написав «Три защитительных слова в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг анафеме преподобного Иоанна, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения. Как писатель он также прославился своей небольшой по объему, но очень емкой по содержанию книгой «Точное изложение православной веры», которая стала чуть ли не первым катехизисом, вобравшим в себя основные вероучительные понятия.

В жизни преподобного Иоанна был уникальный чудесный случай, который нашел воплощение в сюжете иконы Божией Матери «Троеручица». (18) Когда ему отсекли руку, чтобы он не писал иконы, сама Богородица вернула ему руку невредимой. Скончался преподобный около 753 года и был погребен в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами самого основателя. В правление императора Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.) его мощи были перенесены в Константинополь.

Маалюля – город, говорящий на языке Христа

Страшные события, которые происходят в Сирии последние два года, обнажают как звериную сущность захватчиков, так и уникальность этой небольшой страны, где на протяжении столетий хранятся многие христианские святыни. Недавно, после захвата боевиками небольшого, населенного преимущественно христианами городка Маалюля, расположенного в 60 километрах к северо-востоку от Дамаска, весь мир узнал, что местные жители говорят на одном из древнейших, почти исчезнувшем языке мира – арамейском, на котором в период своей земной жизни говорил сам Христос. Сложно поверить, как, несмотря на жестокие войны, этнические и религиозные столкновения, здесь сохранилась прочная связь с двухтысячелетней историей христианской Церкви. В этом многообразии – языковом, этническом, религиозном – проявилось одно из духовных богатств Сирии, которое пытаются уничтожить те, кто ведет войну с ее народом, навязывая свои черно-белые, мрачные, бесчеловечные представления о мире.

В Маалюле также находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь в честь святой Феклы. К сожалению, он был захвачен боевиками, которые, слава Богу, оставили в живых монахинь во главе с настоятельницей игуменьей Пелагеей, а также детей, которые воспитываются в монастырском приюте. Но общение с

головорезами требует огромной выдержки, терпения и мудрости, так что за насельниц этого монастыря и за матушку Пелагею, без сомнений, молятся все христиане, которые слышали об этой беде. Тем более что при захвате террористы попытались украсть старинные иконы и предметы церковного быта.

Церковные и светские власти, представители разных религий России, испытывая глубокую обеспокоенность тем, что вылазки террористов в Сирии затронули и символ христианского присутствия в этой стране – Маалюлю, призывают всех тех, кому небезразлична судьба населения этого города, сделать все возможное для недопущения расправы над ним и разрушения христианских святынь. Нет сомнений в том, что деяния и молитвы неравнодушных людей обязательно приведут к тому, что Сирия выстоит и вернется к мирной жизни.

Текст Светланы Высоцкой. Фото из открытых интернет-источников.