Игра про богов smite. Smite

Ознакомившись с материалами, расположенными на этой странице, вы узнаете о базовых принципах игры, о которых следует знать всем новичкам, которые желают побеждать или, по крайней мере, не слышать в свой адрес негативных отзывов со стороны других игроков.

Линии

Рассмотрим карту одного из главных игровых режимов Conquest , который представляет собой аналог знаменитой Dota. На этой карте есть три основные линии: соло (solo), дуо (duo) и мид (mid), а также лабиринт дорожек в Джунглях (Джунгли еще называют Лесом).


Соло линия боковая линия, имеющая наименьшую длину, а также наименьшее расстояние между вражеской и союзной башней. Линия примечательна тем, что на ней довольно легко увернуться от атак противника, а также заманить его под огонь союзной башни. Чаще всего на этой дорожке можно встретить такие классы как Воин и Маг.


Дуо линия еще одна боковая линия, отличается наибольшим расстоянием между башнями. Обычно на этой линии встречаются игроки класса Охотник, вместе с саппортом-защитником или магом. Саппорт должен регулярно расставлять варды, так как эту линию легко заганкать.


Мид центральная линия, на которой, практически всегда, можно встретить мага (другие классы очень редко выбирают эту дорогу). Будьте готовы к тому, что эту линию будут штурмовать чаще всего, ибо маг, как правило, легкая добыча. Чаще всего на мид ставят игрока имеющего богатый игровой опыт и мастерство.


Джунгли небольшие дорожки, проложенные через растительность и деревья. Обычно по ним курсируют игроки класса Убийца, которые большую часть времени посвящают фарму, а также поддержке других игроков.

Классы

Все игровые персонажи Smite делятся на пять классов: Маг (Mage), Убийца (Assassin), Охотник (Hunter), Воин (Warrior), Защитник (Guardian).

Mage

Маг наиболее универсальный класс, имеющий слабую авто-атаку и относительно слабую защиту (в начале игры). Чаще всего маги действуют из-за спин толстокожих союзников, на которых приходится большая часть урона.


Наиболее эффективными являются их магические способности, а вот в ближнем бою они крайне слабы. Практически все боги этого класса являются керри, но некоторые могут выполнять и роль саппорта, позволяя союзному керри фармить и получать опыт.

Assassin

Убийца (Лесник, ассассин) класс, предназначенный для фарма и для оказания поддержки другим классам. Чаще всего в игре встречается только один ассассин, а потому если видите, что кто-то уже выбрал его, то лучше возьмите другого героя, чтобы не получить шквал критики в свой адрес.


Убийца наносит хороший физический урон и крайне эффективен в ближнем бою. Весь его потенциал раскрывается в середине матча, после покупки 2-3 артефактов, повышающих скорость атаки и урон. А при правильной прокачке может в одиночку затащить исход партии.

Hunter

Охотник (также встречается название ADC) слаб в начале матча, но невероятно могуч в середине и конце партии, естественно, при условии правильной прокачки. В начале партии рекомендуется координировать свои действия с саппортом, чтобы тот поглощал лишний урон, помогал сражаться с противником или же подлечивал охотника. В середине и в конце матча, а также после покупки необходимых предметов, превращается в машину смерти и может действовать самостоятельно. Класс обладает дистанционной атакой и наносит физический урон.

Warrior

Воин нечто среднее между классами Ассассин и Защитник, отлично подойдет начинающим игрокам, а также людям, которые не знают кого выбрать. Чаще всего Воин действует в одиночку, но может работать и в тандеме с другими игроками. Имеет неплохие показатели защиты и атаки, но весьма слаб в начале игры, особенно против магов. В конце встречи живучесть персонажа сильно возрастает, что позволяет ему не только выдерживать повреждения от противников, но еще и самому их наносить, эдакий танк.

Guardian

Защитник это класс поддержки и классический танк, имеющий хорошую защиту, но относительно слабый урон. Обладает широким спектром возможностей для получения контроля над противниками, что позволит союзникам легко их уничтожать. Стоит понимать, что это чистейший класс поддержки, а потому не стоит гнаться за фрагами. За вас это сделают ваши союзники, ваша задача им в этом помочь, принимая урон на себя или замедляя противников.

Баффы

Всего в игре Smite есть 4 основных баффа:


Синий . Позволяет восстанавливать магическую силу, а также пополняет запасы маны. Будет крайне полезен магам и классам, обладающим магическими способностями. Его можно обнаружить возле соло линии.


Красный . Увеличивает размер повреждений, нанесенных при помощи автоатаки, крайне полезен для воинов, убийц и охотников. Расположен между линиями дуо и мид.


Оранжевый . Увеличивает скорость передвижения героев, особенно полезен для класса Ассассин. Его можно найти между линиями соло и мид.


Фиолетовый . Увеличивает скорость атаки, а также увеличивает физическую и магическую атаку. Расположен возле линии дуо.

Как правильно начинать игру

Сразу после того, как система подберет достаточное количество игроков и откроется окно выбора персонажей, в чате следует написать, на какую линию вы планируете идти. Если вы новичок или же ваш вариант уже был занят, то вам следует изменить свой выбор или же попытаться убедить другого игрока поменять героя. Никогда не выбирайте героя, не сообщив о своем выборе в чат. Во-первых, это может серьезно сказаться на игровом процессе, так как командная тактика получит серьезный дисбаланс, а во-вторых, именно вас будут винить во всех проблемах и возможном поражении.


Также следите за выбором других игроков. Наличие в команде двух магов или двух Убийц, негативно повлияет на исход поединка, если только у противоположной команды не будет аналогичных проблем.

Монстры

Золотая Фурия

При убийстве Фурии все члены команды получают по 300 золотых. Фурия обычно имеет много HP и довольно сильная, но при должной сноровке ее может убить даже один игрок (обычно это под силу классам Убийца и Охотник). В одиночку сражаться с Золотой Фурией рекомендуется после достижения 15 уровня, а также при наличии 4 предметов.

Огненный гигант

Смерть Огненного гиганта позволяет команде получить особый бафф, дающий регенерацию здоровья и маны, а также повышает физическую и магическую атаку. При этом, для получения баффа необязательно наносить урон, достаточно просто остаться в живых. Огненный гигант убивается исключительно командой, поскольку наносит гораздо более сильный урон, чем Фурия. К тому же, способности гиганта позволяют ему производить атаки как одной цели, так и по области.

Тактика игры за разные классы

Маг

Если вы играете магом, то вам следует отправиться на центральную линию (мид) или же на соло.


Если вы пошли на мид, то, как можно раньше, следует подобрать красный бафф, который находится между дуо-линией и мидом. Все это время старайтесь координировать свои действия с игроками класса Защитник и (или) Охотник, так как маг довольно слаб на начальных этапах игры. После того, как бафф будет подобран, возвращаемся на мид.


Вашей основной задачей является попытка продавить свою линию, после чего идти помогать союзникам. Но, при этом забывать о миде не стоит, так как враг, скорее всего, будет пытаться восстановить баланс. Более того, мид чаще всего будет становиться объектом для атаки, а потому рекомендуем вам расставлять варды с обеих сторон леса.


Во время командных замесов старайтесь нейтрализовать вражеских магов и керри, при этом не нужно геройствовать и лезть на рожон. Помните, что хороший маг живой маг, а потому не стоит сильно увлекаться и терять голову, в погоне за очередным фрагом. Погибнув, вы не только дарите противнику опыт и золото, но и оставляете свою линию без защиты.


Если же вы решили отправиться на соло линию, то вашей первоочередной задачей является оказание помощи Леснику подобрать оранжевый бафф. Если все пройдет успешно, то в благодарность за это, он поможет вам получить синий бафф. После этого, тактика игры будет примерно той же, что и на миде. Продавливаем свою линию, после чего помогаем союзникам, периодически возвращаясь на соло для защиты и отражения атаки.

Лесник

В начале игры вам следует закупиться, для комфортного фарма в джунглях. В этом нам помогут предметы Bumba’s Mask, которые подойдут практически всем богам. Для персонажей Thanatos и Ne Zha следует прикупить Death’s Toll, поскольку они обладают пассивками, дающими неплохой отхилл, а вот дополнительный урон им не помешает. Также следует приобрести сапоги, для повышения мобильности героя, а также Hand of the Gods для быстрого убийства циклопов. На оставшиеся деньги покупаем зелья для восстановления HP.


После этого идем в Джунгли, со стороны соло линии и подбираем оранжевый бафф, совместно с воином или магом. После этого помогаем союзникам получить синий бафф. Далее атакуем оба лагеря фурий, расположенные на нашей половине карты, после чего помогаем товарищам по команде держать соло.


На третьей минуте в лесу должен появиться еще один лагерь фурий, который также следует атаковать. Если действие оранжевого баффа закончится, то следует подобрать красный. Если и тот перестанет действовать, то вновь берем оранжевый и т.д.


Достигнув пятого уровня, начинаем активно принимать участие в замесах. Параллельно зачищаем фурий, когда те появляются. На более поздних этапах, эффективность ваших атак значительно возрастет, а потому следует их активно применять, зарабатывая опыт и золото для команды.

Охотник

У Охотника в начале игры может наблюдаться частая нехватка маны, а потому эту проблему рекомендуется решить при помощи покупки Bluestone Pendant. После покупок выдвигаемся на дао линию, прихватив с собой Защитника или другого героя в роли саппорта.


Стоит помнить, что вся мощь Охотника раскрывается во второй половине поединка, а потому в начале игры нужно качаться, но не сильно активно идти в перед. Старайтесь действовать из-за спины Защитника или же под прикрытием других игроков. Также игрокам следует научиться метко стрелять и целиться, поскольку промахи непозволительная роскошь.

Воин

Сразу двигаемся на соло линию, попутно помогая Леснику завладеть оранжевым баффом, а он нам поможет получить синий. В начале встречи Воин также довольно слаб, особенно если против нас играет маг, а потому не нужно строить из себя героя и лезть на рожон. Просто добиваем крипов, помогаем союзникам и копим деньги для покупки нужных артефактов. Во время закупки необходимо, чтобы урон и защита были на примерно одинаковом уровне и тогда у вас есть шанс стать настоящим танком.

Защитник

Для Защитника в самом начале игры покупаем Hand of the Gods, необходимый для быстрого убийства циклопов и как результат, для получения фиолетового баффа. Также этот предмет позволяет эффективно фармиться, уничтожая крипов, снующих по линии. После этого идем на мид и помогаем товарищу по команде получить красный бафф. На линии активно ставим варды и помогаем нашему керри фармить, не давая ему погибать, да и сами стараемся выжить.


В середине игры Hand of the Gods можно прокачать до Wrath of the Gods, что бы было легче одолеть Золотую Фурию и Огненного Гиганта. Также ближе к концу игры мы станем более живучими, что позволит выдерживать большое число повреждений, не погибая при этом. На этом этапе варды рекомендуется ставить возле Золотой Фурии и Огненного Гиганта. Так мы сможем увидеть, когда вражеская команда направится их убивать. Благодаря этому, ваша команда может им в этом помешать или украсть Огненного Гиганта или Золотую Фурию, просто нанеся им смертельный урон.

Недостатка во free-to-play MOBA игроки сегодня не испытывают — вдохновившись прорывом и , разработчики бросились осваивать новую золотую жилу. Только вот заметного успеха мало кто добился, ведь в отличие от той же с , большинство подражателей слепо копируют механику именитых предков, не предлагая взамен ничего оригинального.

Трудности перевода

К сожалению, не обошлось и без новых проблем — переделав схему управления, разработчики так и не решились на более радикальные меры. Например, прицеливаться AoE-заклинаниями приходится по старинке, но с видом от третьего лица это стало куда сложнее — полупрозрачный контур на земле можно попросту не разглядеть в каше из спецэффектов.

Божественный арсенал тоже не блещет — каждый персонаж наделён лишь привычными четырьмя способностями (плюс одна пассивная), а подавляющее большинство вещей, приобретаемых в ходе матча, дарит исключительно бонусы к характеристикам. Активные же предметы поселились в отдельной закладке магазина, причём одновременно взять с собой можно не больше двух.

Некоторые замечания вызывает и баланс. В слишком много героев, чьи навыки могут надолго вывести противника из строя, да так, что до самой смерти уже и пальцем не пошевелить. Впрочем, подобные вопросы зачастую всё же зависят от слаженности коллектива, состава команд и знания игровых тонкостей.

Зато Unreal Engine выдаёт симпатичную картинку, да и покупать ничего не надо — пять разных богов доступны всегда, хотя ротация их нерегулярна. Чтобы получить кого-то из любимчиков, придётся «пофармить», но это стандартная модель для free-to-play MOBA. Кроме того, за $30 можно «открыть» всех небожителей разом — и текущих, и будущих.

В целом игра встретила релиз уверенно: персонажей много и они достаточно разнообразны, мелкие шероховатости досаждают несильно, а нововведений здесь ровно столько, сколько нужно, чтобы смело выделиться на фоне коллег по жанру. Так что если вас привлекает концепция MOBA, а или кажутся чересчур «хардкорными», то на стоит как минимум обратить внимание.

Smite — та же defense of the ancients только со своими «фишками».
Здесь присутствуют 2 команды, 3 линии, идущие друг на друга крипы и турельки, отбивающиеся от забредших под них Богов(да да! Именно Богов!). Smite это противостояние Богов! Стоишь ты ни о чём не подозревая за Афину, бьешь крипов, как тут с неба падает Тор, и Локи сзади начинает тебя нашинковывать своими кинжалами. Всё интересней?! Тогда я продолжу. В игре присутствуют всевозможные боги, от типичных Hades(Аид) и Zeus(Зевс), до таких как Chaac(бог дождя) и Guan Yu(бог войны в Китайской мифологии). Стилистика персонажей просто на высоте(а некоторые дополнительные костюмы для них заставляют смеяться).К боевой механике в Smite нужно привыкнуть. Прицел напрочь прибит к центру экрана, то есть мы можем стрелять только прямо. За то вверх, вниз мышкой можно изменять дальность некоторых умений(но максимум всё равно ограниченный). У персонажей существует 5 умений, пассивное, 3 активных, и ультимэйт(супер умение). Так же боги делятся на классы: ассасин, маг, танк, и боец дальнего боя рассчитывающий на физическую атаку.

В Smite присутствуют различные режимы игры. Классический- 2 команды по 5 человек, 2 базы, 3 линии и лес с нейтральными монстрами(называется Conquest). Единственное отличие только в том, что карта не квадратная, а продолговатая(дорога прямо, слева и справа). Есть карта поменьше(Joust), где всего лишь одна линия, которая рассчитана для быстрых боёв 3 на 3. Есть аналог «Воющей бездны» из League of Legends, который называется «Штурм» (Assault), - одна линия, нет джунглей, каждому игроку достается случайное божество. Даже арену сделали! Командный бой на небольшой карте напоминающей лимон. Если вы устали от серьёзной игры, то можете подурачиться в особом режиме(который меняется каждый день), где чаще всего встречаются вариации на тему «One for All», когда всем игрокам с обеих сторон достается один и тот же бог. Десять Торов на карте «Штурма» или десять Купидонов на «Арене» - зрелище незабываемое. Бывают и тематические матчи - например, сражение всех богов смерти. Иногда попадается совсем уж экзотика - например, игра в «доминирование» (захват контрольных точек) на специально предназначенной для этого карте. Так что скучно вам не будет! Из-за того что мы управляем самим персонажем, а не тыкаем мышкой куда ему идти на карте, динамика игры возрастает. Ты не можешь оценить на мини-карте, как дела у твоих товарищей и чтобы понять,что у них творится, ты просто приходишь к ним на линию, а там будь что будет(но мы потеряем время и деньги пока бежим до них)!

В игре нет монотонной прокачки, она сведена к минимуму. Деньги даются всем игрокам возле убитого моба, просто тот, кто нанес смертельный удар, получает больше.Даже игроки поддержки здесь имеют достаточно средств, чтобы купить хороших предметов. Закупаться предметами можно только в магазине на базе(хорошо хоть есть телепорт как в LOL). Магазин выглядит очень просто, всё разложено по полочкам, отсортировано по категориям, нет никаких сложных формул. Предметы увеличивающие характеристики не имеют активных умений, только пассивные. Но в игре есть 2 слота под активные предметы, которые ни к какому из параметров не прибавляют, а дают на небольшое время какой-то бонус.(сандали Гермеса увеличивают скорость бега на несколько секунд). На мой взгляд у Hi-Rez получилась хорошая игра про битвы богов. Ты вливаешься в эту атмосферу мифологий, а какая озвучка персонажей(просто бесподобная!)! Единственное, что не всегда удобный интерфейс, но к нему ты привыкаешь.

Здрасте! Меня кличут Ив и сейчас я кратенько и достаточно субъективно поведаю вам о каждом волшебнике в Smite.

Вот парни, честно, Агни достаточно крут кроме того в самых неумелых руках, поскольку его ульта не требует маны, накапливает 3 заряда, да и ещё он практически все скиллы на ходу юзает. Ух, Каналья! Это таковой персонаж, что нормально может застилить пара фрагов, а в то время, когда команда будет писать, что ты, мой друг, стиллер, можешь оправдываться тем, что это всё поджог и ты не виноват.

А вот данный юноша весьма обожает мёртвых, да так обожает, что я не удержался и придумал стишок:
«Некрофилы линии
Труп мой извлекли.
Не везёт мне в смерти,
Повезёт в любви.»
Я решил выяснить, что о нём и его поступках думают простые люди.
Баба Нюра: «Кто это? Аааааа…. Осознала, о ком вы.

Данный черть бегает тут по всей карте, трупами кидается, а мне это позже убирать! Ух подлец! Поганое колдуньё! Тьфу!»
Дотер которого убил Ах-Пуч: «Габен! Габен! Пофикси!

Габен! Ну Габен, пожалуйста!»
Этого нам хватило, выводы имеете возможность сделать сами.

О Анубисе возможно сообщить: Имба. Легко имба. 8К дамага с фулл прокаста.

Самый страшный и замечательный волшебник во всей игре. Так же я бы желал процитировать человека, слова которого идеально подходят….
«Габен! Габен! Пофикси!

Габен! Ну Габен, пожалуйста!»

Ао-Куанг либо легко Вова. Владеет неимоверной силой, и его роль это ассасин, но так он причиняет волшебный урон его запихнули к волшебникам. Бедняжка.

Если вы желаете поиздеваться над втором, то кличьте его в Smite 1vs1, пикайте Ао-Куанга, и просто понаблюдайте за его реакцией. Лучше, пускай это будет доброжелательный, хороший человек, в другом случае хочу вам удачи, потому что она вам понадобиться…

Афродита

Ну это легко же Tumblr Girl. Всякие селфи, цветные ногти, поцелуйчики, кактусы и большое количество чего ещё. А по большому счету храбрец хорошей, сам за него обожаю поиграть, предположительно по причине того, что я ежедневно целую кактус…. Не, не исходя из этого. Всё по причине того, что я обожаю саппортить.

Вот и всё. Оправдания…

Также достаточно неплохой саппорт, и предположительно я бы на этом закончил, если бы не одно «но»…. У неё имеется заяц, что за ней бегает и может делать роль курьера. Возьмите на заметку в случае если у вас имеется заяц либо же вы легко ветеринар.

Красивый волшебник, что способен руководить временем, и перемещаться в нём. Имеет ульту как у Вивера из доты, исходя из этого если вы тот дотер, которого всё время опускает Ах-Пуч, то себе Хроноса и наслаждайтесь игрой.

Сильная. Свободная. Баба. Ой, другими словами дама.

Да. Она такая с клинком, всех такая бьёт, может, может скоро бить, может дальше бить, может взлететь и бить. Вот вам краткий обзор на храбреца.

Это великий и страшный всевышний жёлтой реки. Вы не смотрите, что лишь реки. Он занимает 8 строке по дамагу, а ещё достаточно несложен в освоении, так что парни, вот вам совет: «Если вы только что скачали Smite, купите Хи Бо».

Ты думаешь таковой: «Ха! Я играюсь соло мид против хилера! Изи!».

А позже проигрываешь со счётом 0-10-0. Как говориться наружность обманчива.

По большому счету Изиду частенько недооценивают, ну по большей части в пабликах само собой разумеется. Предположительно вследствие того что они считаюм, что её ульта лишь хилить. Чтожь, они ошибаются.

Да, Изида саппорт. Но она такой же саппорт как и дамагер, идеально сочетая дизейбл, замечательный урон по области и конечно же хилл, Изиду можно считать одним из самых различно профильных всевышних в Smite.

Янус считается одним из самых сложных в освоении всевышних в Smite. Этого вам достаточно. В то время, когда готовься морально играться им, вы уже станете все знать.

Кукулькан

Собственные рейтинговые игры я начинал этой наикрутейшей змеюкой. И пускай его ни при каких обстоятельствах не было в мете, а также больше не будет. Кукулькан и без всякой меты своим периодическим и бурст дамагом способен вынести одного, двух, трёх… По какое количество попадёт, столько вынесет.

Богиня Ночи, мрачная как ночь. Способна делается тенью союзника, а вдруг данный союзник невидимый, то и Нокс неприятелям не заметить. В общем каких храбрецов пикать вы осознали.

Аналог Зевса из доты. Вы думали вам удалось уйти на 30 ХП и думаете уже, что вас никто под башней не дотянется. Но лишь не Нюйва!

Она дотянется вас где угодно и в то время, когда угодно.

Посейдон

Ну что возможно сообщить о Посейдоне. Посейдон, Посейдон – он враждебный, он бьёт всех своим громадным-пребольшим жезлом, может создавать лужи, и приводить к чуду-кракена из недр низкого рейтинга.

Ра по большому счету по собственной петушинной сути способен не только пушить и хилить, но и скоро удирать. Его ультой достаточно тяжело попасть, исходя из этого не сохраняйте надежду, что Ра в вашей команде будет попадать ультой. Радуйтесь, что он хотя бы хилкой попадает.

Не забывайте, что я сказал про Ра и его петушиную сущность? Не забывайте? Так вот эта Девочка-Проказница и пушит стремительнее, и эскейп у неё имеется, и ультой сложно попасть.

Но, как ни необычно, на петуха она, для кого-то к сожалению, а для кого-то и нет, непохожа.

Соль она как Фрея. Такая же сильная, но не такая жёсткая. Возможно как нюкером, так и АДС.

Данный брутальный мужик с бородой, молотом и турелью способен и лайны пушить, и печеногов убивать и фурию на 10 уровне к стенке прижать. Кстати, у нас имеется подробный гайд по Вулкану.

Так как Анубис у нас на первом месте по урону, то зевс не так уж и очень сильно отстаёт от него и находится на почётном втором месте. Его пассивка разрешает проворачивать такие махинации с вражескими душонками, что кроме того товарищ Ах-Пуч питает зависть к таковой величественной силе.

Данный наимилейший толстячок, может, как и Агни применять способности на ходу, хоть и сложен в управлении. Так же его отличительная оссобенность это возможность собраться в танка при необходимости

Вот таковой вот оказался обзор волшебников в игре smite. Увидимся в следующем гайде.

  • Обзор-аналитика по Heroes of The Storm
  • Видео обзор онлайн игры Aion
  • Обзор декоративных питомцев в…
  • Обзор по Расам и Классам в Perfect…
  • Видео обзор Phantomers

5 ЛУЧШИХ ВОЛШЕБНИКОВ В СМАЙТЕ