Как доехать до чуфут кале из бахчисарая. Чуфут-Кале

(в переводе с крымско-татарского означает «еврейская крепость») - один из нескольких пещерных городов Горного , который расположен к востоку от Бахчисарая на скалистом плато прямо над Успенским монастырем. Чуфут-Кале напоминает полуостров, с трех сторон окруженный высокими обрывами (до 30 м), и зайти туда можно только с одной стороны - по лесной дороге из в гору мимо татарского кладбища (1,5 км).

Начало поселения историки традиционно датируют VI веком, когда здесь обосновались аланы - их могильники с характерными деформированными черепами археологи раскопали в 1946–1948 годах. Они как бы охраняли византийские города на побережье от кочевников. В XIII веке город был взят татарами после длительной осады и назван Кырк-Ор. В 1441–1501 годах именно Чуфут-Кале был резиденцией хана, потом она была перенесена в Салачик, то есть вниз, и только в 1532 году столицей уже стал расположенный в 3 км к западу Бахчисарай. Основная история Чуфут-Кале, однако, связана с эксклюзивным крымским этносом - караимами. Именно они дали городу название Чуфут-Кале и остались здесь жить после ухода татар вплоть до середины XIX века.

Входят в «еврейскую крепость» туристы через Малые ворота (начало XVI века). Их называли еще «потайными», так как они не видны, пока не подойдешь к ним вплотную. Кроме того, они являлись ловушкой для неприятеля: снаружи подступ к ним прикрывала оборонительная стена, а после ворот враги оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре, над которым располагались защитники крепости. Войдя в город, вы увидите пещеры, расположенные в три яруса. Слева от ворот - уникальный колодец Тик-Кую, обнаруженный в 2000 году. Это подземное гидротехническое сооружение не имеет аналогов в мире - известняковая галерея длиной 120 м ведет на глубину 25 м. Там можно ознакомиться с экспозицией археологических находок.

Центр Чуфут-Кале - это площадь, где можно видеть руины мечети, водосборный колодец и дюрбе Джаныке-ханым. Водосборный колодец - это вырубленный в скале резервуар, куда собирается дождевая и талая вода. Мечеть была построена в 1346 году в правление хана Джанибека, скорее всего на фундаменте раннего христианского храма. Чуть левее - мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым (1437 г.), дочери хана Тохтамыша и жены ногайского хана Едигея. Легенды гласят, что Джаныке погибла, отважно защищая крепость от врагов, и сам Тохтамыш приказал построить гробницу, другая - что она влюбилась в генуэзца, преследовалась отцом и бросилась в пропасть.

  • Потайные ворота
  • Колодец Тик-Кую
  • Мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым

Важно

  • Подъем на гору требует времени и выносливости, поэтому лучше заранее запастись достаточным количеством воды.
  • Перед Успенским пещерным монастырем продают оригинальный овсовый квас.

Информация

Адрес: Чуфут-Кале, 2,5 км к востоку от Бахчисарая, 37 км от Симферополя

Время работы: пн-вс 09.00-17.00

Цена: 190 руб. взрослый билет, 95 руб. детский

кафе «Чуфут-Кале» у конечной остановки

Как добраться: маршрутки перед подъемом на Чуфут-Кале и пещерный монастырь электричкой или автобусом до Бахчисарая (1,5 часа), далее марш. 2 от ж/д вокзала до конечной, затем пешком по дороге вверх через Успенский пещерный монастырь (3 км)

Чуфут-Кале - средневековый город-крепость в Крыму, расположен на территории Бахчисарайского района в 2,5 км к востоку от Бахчисарая .

Чуфут-Кале переводится с крымскотатарского языка как «еврейская крепость». Караимы называют город Джуфт-Кале (в переводе с караимского языка «двойная крепость». Ранее город был известен под названиями Кырк-Ер, Кырк-Ор, Гевхер-Кермен.


В эпоху Менгли Гирея I город получил своё нынешнее название. Как правило, это объясняется тем, что караимизм - религия населявшего крепость караимского народа, родственна в равной степени иудаизму, мусульманству и христианству, поскольку для всех четырёх авраамических религий свойственно признание Ветхого Завета священной книгой. Однако лишь для караимизма последний считается единственным источником веры. Стоит отметить, что кроме караимов, в крепости была и община крымчаков, исповедующих ортодоксальный иудаизм. Сами караимы именуют город Джуфт-Кале или просто Кале.


Город возник предположительно в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.


В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.


В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII-XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского Ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.


Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Гирея. После основания при Менгли I Гирее Бахчисарая ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского Ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.


###Страница 2

После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

Успенский монастырь


И в Первую, и во Вторую оборону там размещались военные госпитали. А где госпитали, там и кладбища…же на фото - кладбище XIX века (кресты в центре снимка). А белая постройка в скале над кладбищем - отнюдь не кельи, но всего лишь монастырский курятник.


Пещерные кельи)


Последствия Великой Отечественной…


Ущелье Марьям-дере чем-то напоминает большую оранжерею - много-много зелени и влажный воздух.


Табличка на воротах в пещерный город


###Страница 3

Фортификационные сооружения в Чуфут-Кале – совершенно необыкновенные. Штурмовать такую крепость из ущелья - занятие крайне затяжное и неблагодарное.





Древние улицы Чуфут-Кале


Центральные и Восточные ворота


Чуфут-Кале — один из известнейших и самых посещаемых «пещерных городов» Крыма. Он расположен на плато высотой 558 м над уровнем моря на окраине г. Бахчисарай. Общая площадь городища 46 га. Исследования последних лет позволяют предположить, что крепость была возведена в конце VI — VII вв. и принадлежала готоаланам - федератам Византийской империи. Некоторые ученые склонны к другой версии возникновения городища в более поздне время IX-X в. и X-XI в, и связывают его с поселением Фуллы.

Первоначальное название поселения неизвестно. Письменные источники XIII-XVI называют его Кырк-Ер или Кырк-Ор, что в переводе с тюркского означает «сорок укреплений». Другие источники разных времён сообщают нам и другие названия – Гевхер Кермен, Бутмай, Топра-кала. Название города Чуфут-Кале появилось тогда, здесь остались одни караимы.

В XV в. во время образования Крымского ханства Чуфут-Кале становится первой его столицей. Здесь устроили свою резиденцию первые крымские ханы - Хаджи-Герай и Менгли-Герай. В начале XVI в. строится Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. Здесь в основном жили караимская и до 1778 г. немногочисленная армянская общины.

Чуфут-Кале — «пещерный город» с наиболее хорошо сохранившимися памятниками археологии и архитектуры. Обыкновенно посетитель начинает знакомство с городом с Южных ворот. Дорога от них ведет к караимским кенасам.

Внутреннее устройство кенас во многом сходно с устройством синагог и своими корнями восходит к библейскому Иерусалимскому храму. Считается, что большая кенаса построена в XIV в., а малая - в XVIII вв. Здесь собирались старейшины караимского общества. В большом зале Шулхан (место для прихожан) молились все мужчины, женщинам разрешалось молиться на втором этаже.

Самый древний архитектурный памятник городища – Средняя оборонительная стена. Учитывая её архитектурные особенности, оборонительное сооружение можно предположительно датировать VI – VII вв. Близ Средней стены находится мавзолей Джаныке-ханым. Восьмигранное центрическое сооружение с черепичной крышей.

Надпись на мраморном надгробии гласит: «Эта гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана» (1637). Возле мавзолея находится мусульманское кладбище, о котором упоминали путешественники еще в начале XIX в.

Не далеко от ворот Средней оборонительной стены находится мечеть, которая была построена 1346 г., во время правления золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Герай, сделав соборной.

За Средней оборонительной стеной находился Новый город, который оканчивается ещё одной стеной - Восточной оборонительной. Территория Нового, как и Старого города, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы (с юга на север) - Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Улицы были проложены на самой поверхности скалы. По их краям устроены тротуары из камня для пешеходов. Дворы от постороннего взора были закрыты высоким каменным забором. Дома были каменными, большинство двухэтажными. Второй этаж был деревянным или глинобитный в сочетании с деревенным каркасом. Крыши покрывались черепицей. Примером такой застройки является усадьба известного караимского просветителя и собирателя древних рукописей - А.С. Фирковича.

Одно из самых крупных пещерных поселений – Чуфут-Кале - находится всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца. Предположительно этот средневековый город возник в V-VI веках как византийское укрепление. Близость к Бахчисараю делает его одним из самых посещаемых туристами местом на полуострове.

История Чуфут-Кале

Город расположен на небольшом плато Бурунчак и окружен глубокими ущельями. Природный ландшафт и крепостные стены обеспечивали безопасность поселению, добраться сюда было весьма непросто. Единственный путь – это горная тропа, которая связывала жителей с остальным миром.

Первыми обитателями пещер были аланы, могущественное сарматское племя и союзники Византии, которые осели в горном Крыму. Упоминания о поселении в этих местах встречаются в письменных источниках с XIII века. Крепость на неприступной горе была известна под турецким названием Кырк-Ор. В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров, вместе с другими городами разорению подвергся и Кырк-Ор. Татары задержались в городе на длительный период, разместив здесь военный отряд.

Новый этап в жизни города начался в XIV веке, когда с восточной стороны укреплений поселились караимы, которые возвели второй ряд крепостных стен. При них Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром. А с середины XV до начала XVI века Кырк-Ор становится первой резиденцией крымских ханов и называется Кырк-Йер.

После переноса столицы Крымского ханства в Бахчисарай, в крепости остались одни караимы, при них поселение разрослось, и его восточная часть стала называться Йаны-Кале, что значит «новая крепость», а древняя часть Эски-Кале, что значит «старая крепость». По одной из версий, весь город тогда стал именоваться Джуфт-Кале, что значит «Парная крепость», это название и трансформировалось в нынешнее Чуфут-Кале. Также есть версия, что Джуфт-Кале означало – иудейская крепость, поскольку караимы были иудейского вероисповедания.

К концу XIX века, после того, как караимы покинули эти места, Чуфут-Кале опустел.

До революции в крепости действовали храмы, отмечались праздники караимской общины, проходили молебны. Содержались в порядке дома, на родовом кладбище хоронили усопших. До 20-х годов XX века в городе жили смотритель, сторожа и несколько семей.

Крепость сегодня

Пещерный город Чуфут-Кале – один из самых интересных памятников на полуострове. Начиная с XX века многие писатели и художники посещали крепость, среди них был Иван Крамской. Художник видел в пустынной местности Чуфут-Кале пейзажи, напоминавшие ему Палестину. А Владимир Набоков, побывав в этих местах написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ... Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

До наших дней у Южных ворот города сохранились четырехъярусные боевые пещеры, соединенные внутренними ходами. Также обнаружены пещеры-подвалы, водопровод, остатки городских кварталов, оборонительных стен и храмов. Сохранились постройки разных периодов, среди них: мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша; остатки ханского дворца, мечети и монетного двора; богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы, жилая усадьба XIX века, принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.

Кроме памятника истории, Чуфут-Кале интересен и как уникальный природный объект, где архитектура слилась с нерукотворными пещерными лабиринтами. С плато, на которое ведет извилистая дорога, открывается потрясающий вид на природу Крымского полуострова.

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!