Как сделать разбор предложения. Синтаксический разбор предложения онлайн

Порядок синтаксического разбора простого предложения

1. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).

2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

3. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

4. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

5. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.


Образцы разбора

1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Грамматическая основа - костер светит мой , выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане , выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в .

Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка.

2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

Грамматическая основа - сады пахнут . Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые , выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января , выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в , и обстоятельство образа действия хорошо , выраженное наречием.

Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.

Способы подчеркивания членов предложения

При разборе предложения по членам используются стандартные подчеркивания: одна черта для подлежащего, две черты для сказуемого, пунктирная линия для дополнения, волнистая линия для определения, чередование точек и тире для обстоятельства.

В некоторых школах главный член односоставного предложения подчеркивают тремя чертами, однако более распространенным является такое подчеркивание, при котором главный член назывного предложения отмечается как подлежащее, а главные члены других односоставных предложений - как сказуемые.

При подчеркивании второстепенных членов предложения целесообразно руководствоваться следующими принципами.

Обособленный член предложения подчеркивается как единый член.

Соответственно необособленные члены должны быть подчеркнуты максимально дробно в соответствии с задаваемыми к ним вопросами.

Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения

Как известно из морфологии, служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бывают связаны определенные проблемы.

Союзы не являются членами предложения и при соединении однородных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения.

Во-первы х, это сравнительные союзы в составе сравнительных оборотов, например: Гладь залива была как зеркало .

Во-вторых , это союзы в составе обособленных членов предложения, например: Останавливаясь часто и надолго , мы добрались до места только на третьи сутки .

Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены предложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определенное значение.

Поэтому принято подчеркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится. При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разделены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата . В этом случае ошибкой будет подчеркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчеркивание должно быть следующим: вместо старшего брата .

Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчеркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позвонит !

Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчеркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь.

Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых частиц.

Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их кружком, а предлоги - треугольником. Такое выделение не является общепринятым.

Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчеркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчеркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».

Описание осложняющих членов предложения

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение, поскольку и прямая речь, и вставное предложение имеет собственную цель высказывания и интонацию, которая может не совпадать с целью высказывания и интонацией самого предложения.

Так, например , предложение Он с возмущением спросил: «Долго вы еще будете копаться?!» следует разбирать следующим образом: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено прямой речью. Прямая речь представляет собой предложение вопросительное, восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.

Причастный оборот осложняет предложение только в том случае, если он обособлен. При этом в описании следует указывать на осложнение не причастным оборотом, а обособленным определением; в скобках возможно, но не обязательно указание на то, что оно выражено причастным оборотом.

Сравнительный оборот может быть любым членом предложения - сказуемым (Этот парк как лес ), обстоятельством (Дождь лил как из ведра ), дополнением (Петя рисует лучше, чем Антон ), определением (Он почти такой же, как его брат ). При этом сравнительный оборот может быть как обособленным, так и необособленным. Осложнение вызывает только обособленный сравнительный оборот, причем, как и в случае с причастным оборотом, необходимо указывать на осложнение обособленным обстоятельством, дополнением или определением.

Как осложняющие структуру предложения описываются также однородные члены, вводные слова и предложения, обращения.

Некоторую сложность представляют предложения с однородными сказуемыми. В школьной и довузовской практике считается, что двусоставное предложение, в котором подлежащее употреблено с несколькими сказуемыми, является простым предложением, осложненным однородными сказуемыми. В односоставном же предложении столько частей, сколько в нем сказуемых, за исключением случаев, когда в структуре сказуемого представлены однородные части.

Например: Я обиделся и не захотел ему отвечать - простое двусоставное предложение с однородными сказуемыми.

Мне стало обидно и не захотелось ему отвечать - сложное предложение.

Мне стало грустно и одиноко - простое односоставное (безличное) предложение с однородными частями сказуемого.

Односоставные предложения

При разборе односоставных предложений учащиеся часто допускают различные ошибки.

Первый тип ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений.

Как уже было сказано, определенно-личное предложение мы диагностируем по форме главного члена: сказуемое в нем выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы :

Иду, иду, а до леса никак не дойду.

Особенность глагольных форм с морфологическим признаком 1 и 2 лица заключается в том, что каждая из этих форм может «обслуживать» одно-единственное подлежащее: форма с окончанием -у (ид-у ) - местоимение я, форма с окончание -ешь/-ишь (ид-ешь ) - местоимение ты, форма с -ем/-им (ид-ем ) - местоимение мы, форма с -ете/-ите (ид-ете ) - местоимение вы. Формы 1 и 2 лица повелительного наклонения также однозначно указывают на лицо, являющееся производителем действия.

Поскольку морфологический признак лица представлен у глагола только в указанных формах, предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения считаются двусоставными неполными, например:

Шел, шел, но до леса так и не дошел.

В этом предложении форма сказуемого никак не указывает на производителя действия.

Даже если из предыдущего контекста ясно, что производителем действия является говорящий (говорящие) или слушающий (слушающие), предложения или части сложного предложения без подлежащего со сказуемым в прошедшем времени или в условном наклонении должны быть охарактеризованы как двусоставные неполные, поскольку информация о производителе действия извлекается не из самого предложения, а из предшествующего контекста, что, собственно говоря, и является показателем неполноты предложения или его части; смотрите, например , вторую часть сложного предложения:

Я бы тебе помог, если бы знал как.

В неопределённо-личных предложениях, как уже было сказано, главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:

Тебе звонят / звонили / пусть звонят / звонили бы.

Не являются неопределенно-личными такие предложения без подлежащего со сказуемым в указанных формах, в котором производитель действия известен из предыдущего контекста; смотрите, например , второе предложение в следующем контексте:

Мы вышли из лесу и попытались сориентироваться на местности. Потом пошли по тропинке вправо.

Такие предложения также являются двусоставными неполными.

Таким образом, при характеризации предложения как односоставного определенно-личного необходимо помнить об ограничениях на форму сказуемого, при диагностировании предложения как неопределенно-личного необходимо учитывать также и значение - указание на то, что производитель действия неизвестен.

К обобщенно-личным односоставным предложения относят не все односоставные предложения, сообщающие о действии, которое может быть приписано всем и каждому, а только те из них, в которых сказуемое выражено формой 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или формой 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:

Лес рубят - щепки летят.

Однако в обобщенно-личном значении могут употребляться и определенно-личные предложения с главным членом в форме 1 лица и безличные предложения: Что имеем - не храним, потерявши - плачем; Волков бояться - в лес не ходить . Тем не менее такие предложения не принято характеризовать как обобщенно-личные.

Наибольшие сложности связаны с разбором безличного предложения.

Значительную сложность представляет определение состава главных членов в предложениях типа Нам было очень весело кататься с этой горки , т. е. в предложениях, имеющих в своем составе связку, именную часть и инфинитив. Есть две традиции в разборе таких предложений.

Существует мнение, что при характеристике таких предложений как безличных или как двусоставных важна не последовательность компонентов (инфинитив в начале предложения или после связки и именной части), а значение именной части сказуемого.

Так, если в именной части употреблено наречие со значением состояния, которое испытывает производитель действия (весело, грустно, жарко, холодно и др.), то это односоставное безличное предложение:

Было весело кататься с этой горки.
Кататься с этой горки было весело.

Если же в именной части употреблено слово со значением положительной или отрицательной оценки (хорошо, плохо, вредно, полезно и др.), то перед нами двусоставное предложение с подлежащим, выраженным инфинитивом:

Ему было вредно курить.
Курить ему было вредно.

Согласно другой лингвистической традиции, характеристика предложения такого типа зависит от порядка слов в нем, а не от значения слова в именной части. Если инфинитив стоит до связки и именной части, то он, при относительно свободном порядке слов в русском языке, обозначает предмет сообщения и является подлежащим:

Курить ему было вредно.

Если же инфинитив следует за связкой и именной частью, то перед нами безличное предложение:

Ему было вредно курить.

В отношении безличных предложений необходимо также отметить следующее: не безличными, а двусоставными неполными принято считать части сложного предложения, позиция подлежащего в которых замещена придаточным изъяснительным или прямой речью, например :

Было слышно, как скрипнула калитк а (сравните: Это было слышно ).

«Я пропал», - пронеслось у меня в голове (сравните: Это пронеслось у меня в голове ).

Такие предложения без придаточной части или прямой речи теряют всякий смысл, не употребляются, что и является критерием неполноты предложения. Так, предложения *Было слышно или *Пронеслось у меня в голове не могут быть поняты и не употребляются.

Как сделать синтаксический разбор грамотно

Разбор предложения и составление схемы входят в базовый комплекс знаний школьной программы. Поэтому такие задания даются ученикам уже в начальной школе, где они учатся делать синтаксический анализ простой конструкции текста.

В 5–8 и 9–11 классах задача усложняется: появляются новые термины и дополнительные характеристики. Полный набор признаков дается уже в 7–8–м классах. Чтобы правильно составлять схему, надо понять суть анализа и запомнить несколько правил.

Что такое синтаксический разбор предложения

Ответ кроется в самом термине. Синтаксис – это система правил соединения между собой разных единиц. Соответственно, цель синтаксического анализа конструкции текста – показать связи между его компонентами.

Обратите внимание

Для разбора текст или нужная его часть выписывается в тетрадь через строчку, чтобы осталось место для подчеркиваний и помет над словами.

Как сделать синтаксический анализ предложения правильно? Ответить на этот вопрос поможет иллюстрированный примерами план.

Алгоритм анализа и характеристика

Существует четкий порядок синтаксического разбора. Если его придерживаться, проблем не возникнет.

Простое предложение – единица системы синтаксиса, обладающая только одной предикативной частью. Это значит, что в нем может быть выделена только одна грамматическая основа (двусоставное) или только один главный член (односоставное). Порядок его разбора таков:

1. В двусоставном найти и подчеркнуть подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое (то, что говорится); в односоставном – главный член:

2. Определить тип по содержанию задачи говорящего, или по цели высказывания:

  • Повествовательное: Дремлет взрытая дорога. (С. Есенин)
  • Вопросительное: Что делать нам в деревне? (А. Пушкин)
  • Побудительное: Поедем в Царское Село! (О. Мандельштам)

3. Синтаксический разбор предложения не обходится без нескольких характеристик:

3.1. По составу:

Двусоставное – присутствуют и подлежащее, и сказуемое:

Односоставное отличается тем, что субъект (то, о чем говорится) и предикат (то, что говорится) выражены одним членом. Его не называют «подлежащим» или «сказуемым», как в двусоставном, потому что его значение не сводится ни к одному из этих компонентов. Для обозначения этой единицы используют термин «главный член односоставного предложения» (ГЧОП).

Также нужно указать тип односоставного:

  • Определенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 1-го и 2-го лица ед. ч. Наиболее близко к двусоставному: неназванный субъект действия восстанавливается слушающим по форме глагола.
    Примеры:
    Люблю песчаный косогор (А. Пушкин)
    Что делаешь, милая? (А. Островский)
    Уходи, пожалуйста, от них, уходи скорее. (Ю. Домбровский)
  • Неопределенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 3-го лица множ. ч. При синтаксическом разборе предложения важно понимать связь формы и смысла: здесь такой глагол используется, потому что субъект действия не так важен или выражен коллективно.
    Примеры:
    «Не везём мы автоматов! нет у нас оружия!» – кричат со стороны грузовиков. (В. Маканин).
    Кирпичные, бетонные поверхности стен отделывают штукатуркой (Ландшафтный дизайн. 2003. No2)
  • Обобщенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 2-го лица ед. ч. (реже – формой 1-го лица ед. и множ. ч.). Значение – обобщение личного или коллективного опыта.
    Примеры:
    Что-то для его-то делаешь, бьешься, как муха в паутине… (А. Волков)
    Без беды друга не узнаешь (посл.)
    В чужой монастырь со своим уставом не ходят (посл.)
  • Безличное – выражает проявление процессов или состояний, протекающих или существующих независимо от активного деятеля. Независимость действия от субъекта, невозможность изменить ход событий – ключевая особенность этого типа. В ходе синтаксического разбора предложений к безличным относят такие единицы, ГЧОП которых выражен категорией состояния, наречием или инфинитивом.
    Примеры:
    Мне стало страшно – так и быть….
    С Татьяной нам не ворожить. (А. Пушкин)
    Еще с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. (А. Солженицын)
  • Номинативное (назывное) – обозначает предмет в пространстве, указывает, дает оценку. Чаще всего ГЧОП выражается именем существительным, которое стоит в именительном падеже.
    Примеры:
    Ветра теплого порывы,
    Дальний гром и дождь порой… (Ф. Тютчев)

3.2. По распространенности

  • нераспространенное – есть только главные члены: Уезжали. (Р. Рождественский)
  • распространенное – есть и главные, и второстепенные: Отговорила роща золотая // Березовым, веселым языком. (С. Есенин)

3.3. По полноте

  • полное – самодостаточно по смыслу: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев)
  • неполное – смысл непонятен вне контекста: Ты любишь шахматы? – Не очень. (С. Довлатов). Понять смысл ответа вне контекста вопроса невозможно.

4. Следующий этап синтаксического разбора предложения – выделение случаев осложнения:

Однородными членами:

Я блуждал в игрушечной чаще // И открыл лазоревый грот… (О. Мандельштам) – осложнение однородными сказуемыми.

Обособленными членами:

  • Причастным оборотом: Прадеда Красовых, прозванного на дворне Цыганом, затравил борзыми барин Дурново. (И. Бунин)
  • Деепричастным оборотом: … глядя на него, как не вспомнить лошадку? (А. Голяндин)
  • Обособленным приложением: Я позвонил еще одному своему другу, очень крупному фермеру из Аргентины … (А. Тарасов)
  • Обращением: Тётя Вася, меня оставили задание переделывать, а Таня меня дожидалась… (Л. Улицкая)
  • Вводными конструкциями:
    Ты сам сказал, что ты мой друг. (А. Вампилов)
    А бывает же, вот так утром побреешься, умоешься, оденешься – заглянешь в зеркало – останешься довольным… (Е. Гришковец)
  • Вставными конструкциями:
    Неужели – даже если ты не хочешь – ты не мог бы сделать это для меня?

5. Выделить члены предложения – то есть установить синтаксическую функцию компонентов и сделать соответствующее подчеркивание. Это самый большой по объему раздел. На этом этапе нужно быть особенно внимательным, потому что одна неловкая ошибка в начале может привести к неправильным синтаксическим построению и оценке простой конструкции.

Новичкам стоит делать анализ на основе этой статьи или учебника. Материал для анализа можно подбирать самому или брать заданные на дом упражнения. Опытные ученики могут подсматривать в теорию только там, где нужно. Для закрепления навыка надо сделать несколько разборов самостоятельно и потом проверить их. Для сверки лучше обратиться к учителю, а при отсутствии такой возможности – сделать синтаксический анализ предложения по составу онлайн.

После грамматической основы надо найти члены предложения группы подлежащего (то есть те, к которым задается вопрос от подлежащего) и группы сказуемого. Каждый член подчеркивается по-своему:

Над словами подписывают тип члена и часть речи, которой он выражен. Пример: с ожесточением – обстоятельство образа действия, выражено сущ. с предлогом в твор. падеже.

Синтаксический разбор сложного предложения будет нетрудно освоить после изучения предыдущего материала. План такой:

  1. Выделить все грамматические основы, посчитать их и определить, сколько простых частей составляют сложное. Сколько основ, столько и частей.
    Папа сел на лошадь, и мы поехали. (Л. Толстой). В этом сложной единице две простых.
  2. Найти союзы и союзные слова.
    Мне жалко, что теперь зима (О. Мандельштам) – подчинительный союз “что”.
    Когда Черубина разоблачила себя, Маковский приехал к ней с визитом (М. Волошин) – подчинительный союз “когда”.
    Бессонные ночи и полусонные дни летели чередой, но не было помощи ниоткуда. (Н. Помяловский) – противительный союз “но”.
    В отличие от союзов, союзные слова всегда будут полноправными членами предложения, на них может падать логическое ударение.
    Россия сходится с Западом, который до того времени был совершенно чужд ей. (А. Хомяков)
    При затруднениях в анализе можно обратиться к поисковику и бесплатно разобрать предложение в интернете. Но если есть возможность поговорить с учителем, лучше решить проблему таким способом. В русском синтаксисе много трудных мест, разобраться в которых можно только в разговоре с преподавателем.
  3. Указать значение союзов и, соответственно, обозначить характер связи частей между собой. Они бывают трех типов:
    Сочинительные состоят из двух и более равноправных компонентов: Она подала ему свою руку, и оба отправились по дороге в ее усадьбу. (И. Тургенев)
    В подчинительных выделяют главную и зависимую части, при этом от первой ко второй задают вопрос и по нему определяют тип зависимого (придаточного) компонента: Через полтора часа я просыпаюсь, потому что солнце начинает мне жечь щеку (М. Волошин). Задаем вопрос: просыпаюсь почему, по какой причине? Тип зависимой части – придаточное причины.
    Суть бессоюзных ясна из самого термина. В таких единицах отсутствуют какие-либо лексические средства связи: Кольцов не есть только народный поэт: нет, он стоит выше. (В. Белинский)
  4. Этот этап синтаксического разбора сложного предложения актуален только для сложноподчиненных конструкций. Его содержание – определение значения придаточных частей.
    Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег (М. Лермонтов) – придаточное времени.
    Сейчас прибегала к жене соседка, сказывала, что старики собрались у мечети и хотят остановить тебя (Л. Толстой) – придаточное изъяснительное.
    К нему тоже шло названье Моргача, хотя он глазами не моргал более других людей (И. Тургенев) – придаточное уступки.
    Дальнейшего князь не услышал, потому что камердинер начал шептать. (Ф. Достоевский) – придаточное причины.
  5. Разбор каждого простого компонента в составе сложного.

Что такое схема предложения

Финальный аккорд анализа – чертеж схемы. Это графическое отображение основной информации: количества частей, их взаимоотношений, средств связи и типов зависимых частей.

Рисунок – это абстракция синтаксических отношений, отграниченная от конкретного лексического наполнения. Правильно составленный чертеж показывает высокое понимание раздела «Синтаксис и пунктуация» и грамотное освоение синтаксического разбора предложения.


Границы единицы обозначаются квадратными скобками; после закрывающей скобки ставится точка. Однородные члены в схеме обводят кружками, а деепричастный оборот берется в круглые скобки.

В схеме сложного, соответственно, выделяется две и более частей. В самом тексте их разделяют скобками, чтобы перенести это отображение в схему, и нумеруют по порядку. В схему переносится только основа. Поскольку рисовать придется много, для ровности чертежа используют трафарет и остро отточенный карандаш.

В бессоюзном и сложносочиненном используют только квадратные скобки, чтобы показать равноправность частей:

Для синтаксического анализа предложений с главной и зависимой (зависимыми) частями, то есть сложноподчиненных конструкций, существует два вида схемы – горизонтальная и вертикальная:

Синтаксический разбор простых и сложных предложений в интернете

Очевидно, что такой анализ занимает много времени и сил, требует определенных знаний и навыков. Поэтому многие ученики предпочитают делать анализ синтаксической конструкции по составу онлайн. Это хорошее средство для самопроверки, но только в том случае, если качество сервиса заслуживает уважения.

Сделать разбор можно на сайте Главред (glvrd.ru). Анализ синтаксиса здесь не соответствует школьному, но подскажет названия частей речи и определит некоторые члены предложения. Для использования:

  1. Вставить текст в окно на главной странице.
  2. Выбрать вкладку “Синтаксис” над верхней левой частью окна.
  3. Навести на подсвеченное слово и получить информацию в белом поле справа от окна.

Еще один ресурс – Школьный помощник (school-assistant.ru). Его преимущество – краткость в изложении материала. Путь к информации по анализу таков:

  1. В левом меню кликнуть “Русский”.
  2. Выбрать нужный класс (5, 6, 7).
  3. Выбрать интересующий раздел.

На странице появится краткая теоретическая справка и задания, которые после выполнения пройдут автоматическую проверку. Чтобы сохранять результаты, надо зарегистрироваться в личном кабинете.

Составить схему онлайн

Сопоставление результатов с разных сайтов со своим анализом поможет проверить работу электронного интеллекта и выбрать лучший среди них. Обращаться к интернет-помощнику лучше после самостоятельного разбора и выполнения чертежа, чтобы сторонняя информация не помешала тренироваться.

Разобраться в структуре можно также через форумы лингвистов, где опытные специалисты помогут решить спорные вопросы. К ним тоже лучше обращаться после того, как какая-то часть задания уже сделана, чтобы был предмет для обсуждения.

Большую поддержку окажут также таблицы и схемы, в большом количестве размещенные в интернете. Все указанные ресурсы и материалы помогут составить синтаксический разбор (схему) предложения и бесплатно разобрать его по составу онлайн. Залог успеха – понимание теории и регулярная практика.

Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.

Единицы синтаксиса

Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.

Зачем нужен синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.

Члены предложения

Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое . Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое , более одной - сложное .

Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное . Если же присутствуют оба главных члена - двусоставное .

Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым . В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.

если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.

Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.

Характеристика предложения

Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать

  • по цели высказывания;
  • по интонации;
  • по количеству грамматических основ и так далее.

Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.

По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

По интонации: восклицательное или невосклицательное.

Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.

По количеству грамматических основ: простое или сложное.

По количеству главных членов в грамматической основе : односоставное или двусоставное.

Если предложение односоставное, надо определить его вид : назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.

По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.

Осложнённое предложение

Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.

Например , предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».

Если предложение сложное

Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.

В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.

Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:

шерстяная юбка - прилагательное;

юбка из шерсти - существительное;

юбка отглаженная - причастие;

привычка побеждать - инфинитив…

Пример синтаксического разбора предложения

Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город» .

Подчеркнем грамматические основы . Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал - сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены :

Переехала откуда? из деревни - обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.

Теперь дадим характеристику . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.

Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.

По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.

Что мы узнали?

Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 84.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения: