Как возник бог на земле. Как произошли греческие боги

Дон Батен

Этот вопрос не логичен

"Так кто же создал Бога?" Этот вопрос является одним из главных главным аргументов, выдвигаемым атеистами для оправдания своего неверия. Бертранд Рассел (1872–1970), известный британский философ, в своем очень влиятельном эссе под названием «Почему я не христианин » выдвинул этот вопрос в виде своего первого аргумента. Современные атеисты повторяют этот аргумент – в том числе и Ричард Докинз («Иллюзия Бога »), а также австралийский ученый Филип Адамс, который в 2010 году на Всемирном конгрессе атеистов в городе Мельбурн, Австралия, заявил:

«Самым большим аргументом в пользу существования Бога является то, что было некое Сотворение, начало… Но опровергнуть этот аргумент просто. Если Бог был в начале, то кто тогда дал начало Богу?»

Фото из коллекции ©StockPhoto.com/LuisPortugal

Если необходимо доказывать,что Создатель Бог был сотворен другим создателем, то нужен будет и еще один создатель, сотворивший создателя – и это порождает эффект бесконечно падающего домино.

У вселенной было начало, практически никто с этим не спорит, поскольку этого требуют законы термодинамики: вселенная истощается, но она не могла истощаться всегда, ведь в таком случае к настоящему времени она уже истощилась бы окончательно . Звезды не излучали бы свою энергию, и нас бы здесь не было.

Кое-кто высказывал предположения о том, что одна вселенная порождает другую, однако, опять же, не может быть бесконечной серии таких рождений и смертей, поскольку для каждого такого цикла должно оставаться все меньше доступной для работы энергии, а если бы это продолжалось вечно, смерть всего уже давно наступила бы.

Начало должно было быть

Одним из доказанных принципов логики/науки/реальности является принцип причинности: у всего, что имеет начало, должна быть надлежащая причина. Этот принцип не гласит, что «у всего есть причина». Бертранд Рассел неправильно его озвучил. Нет, принцип звучит так: «У всего, что имеет начало , должна быть надлежащая причина» . И всего минута размышлений подтвердит этот вывод – тому, у чего нет начала, не нужна причина. Более того, причина должна быть надлежащей или адекватной. Слова «Тебя нашли в капусте» не являются надлежащим объяснением вашего существования.

Этот принцип причинности настолько фундаментален, что если бы я сказал, что стул, на котором вы сидите, должно быть, имеет начало, но появился безо всякой причины, вы, наверное, подумали бы, что мне нужна помощь психиатра.

Современные атеисты, которые при описании своих убеждений любят использовать слова «рациональный», «оправданный» и «научный», считают, что величайшее из всех начал – начало вселенной – не имело никакой причины! Некоторые из них признают, что в этом заключается некоторая проблема, однако утверждают, что объяснение «ее создал Бог» ничего не объясняет, потому что нужно еще объяснить откуда взялся сам Бог. Однако насколько обоснован этот аргумент?

Какими могли быть причины возникновения вселенной?

Причина возникновения вселенной должна была быть нематериальной, поскольку если бы эта причина была материальной/естественной, она была бы подвержена разрушению, как и сама вселенная. Это значит, что начало должно было бы лежать в ней самой, и здесь перед вами появляется та же проблема, что и в теории с циклами рождений и гибелей вселенных. Итак, причина начала вселенной должна была быть сверхъестественной, т.е. нематериальной, духовной – причина, которая находится за границами пространства-материи-времени. Такая причина не должна подвергаться закону распада/тления , и поэтому у нее не должно быть начала. А значит, причина должна была бы быть вечной по духу.

Более того, причина возникновения вселенной должна была бы быть невероятно могущественной; об этом свидетельствуют огромные масштабы и энергия , которые мы наблюдаем во вселенной, и эта причина должна была быть надлежащей/достаточной .

Для меня все эти описания напоминают Библейского Бога. В Библии Бог Создатель вселенной описывается как:

  1. вечный
    Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты -- Бог. (Псалом 89:3)
  2. всемогущий
    Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. (1 Паралипоменон 29:11–12)
  3. духовный (нематериальный)
    Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоанна 4:24)

Обратите внимание, что в Библии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1) . Здесь Бог создал само время. Это мог создать только Тот, Кто находится за границами времени, Кто не подвластен времени или вечен.

А значит спрашивать, кто создал Бога или откуда взялся этот Вечный Бог, не имеющий начала – все равно, что спрашивать «На ком женат этот холостяк?». Этот вопрос иррационален. Библия соответствует реальности, и это не удивительно, если задуматься о том, что Библия дана нам Самим Создателем.

Два «великих начала» без причины!

Люди, отвергающие существование Создателя, не только вынуждены верить в то, что материя появилась безо всякой причины, но и в то, что сама жизнь возникла без адекватной причины. Даже самый простой одноклеточный организм невероятно сложен. В простой бактерии полно невероятно сложных нано-механизмов, которые нужны ей для поддержания жизни. Одной клетке необходимо более 400 различных белков для функционирования механизмов, абсолютно необходимых для ее жизни. Как могли эти механизмы, основанные на белках, возникнуть сами собой, даже при наличии всех необходимых составляющих (20 различных аминокислот, каждая из которых представлена в большом количестве)? Чтобы каждый белок функционировал, необходимо, чтобы аминокислоты, которых часто бывают тысячи, соединялись в собой в определенном правильном порядке.

Только задумайтесь об одном важнейшем механизме, копирующем фрагменты ДНК, чтобы создать каждый из белков. Возьмем всего лишь один белковый компонент этого механизма, составляющий менее 10%. Этот белок состоит из 329 аминокислот. Какова вероятность того, что этот белок появился случайно, даже если предположить, что в наличии были все необходимые и единственно правильные ингредиенты? Рассчитаем это таким образом: 1/20 x 1/20 x 1/20 … и умножить на 329!6 Вероятность составляет 1 из 10428 … это единица с 428 нулями! Даже если бы каждый атом во вселенной (1080 - это число с 80 нулями) представлял бы собой эксперимент для каждой возможной молекулярной вибрации (1012 в секунду) за предположительный эволюционный возраст вселенной (14 миллиардов лет =1018 секунд), это дало бы возможность «всего» для 10110 экспериментов – а это намного меньше, чем количество, необходимое для того, чтобы появился хоть маленький шанс на формирование этого одного единственного протеина – уже не говорят об остальных 400 необходимых для данного процесса белков.

Мы восхищаемся учеными, которые открывают нано-технологии в живых существах – и это действительно удивительная отрасль науки. Но что тогда нам следует сказать о Том, Кто все это создал? Насколько Он велик в Своем разуме?

Не удивительно, что Ричард Докинз признает, что ученые могут никогда и не узнать, как жизнь могла возникнуть в результате естественных процессов. Тем не менее, он отвергает теорию сотворения по ошибочной причине, о которой шла речь выше.

Какую же причину можно считать надлежащей для объяснения происхождения жизни? Эта причина должна быть невероятно разумной – намного превышающей наше понимание разума. Мы восхищаемся учеными, которые открывают нано-технологии в живых существах – и это действительно удивительная отрасль науки. Но что тогда нам следует сказать о Том, Кто все это создал? Насколько Он велик в своем разуме? И этот вопрос напоминает мне о еще одной характеристике Бога, о котором в Библии написано, что Он всезнающий. См. Псалом 138:2-6, Исаия 40:13-14.

Глядя на Божьи творения, мы достаточно знаем о Создателе, чтобы быть «безответными». В послании к Римлянам 1:18-22 сказано:

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели».

И здесь в Библии объясняется, почему люди решили верить в невозможные вещи – что сначала вселенная, а затем жизнь на ней возникли без какой-либо адекватной причины. Они решили безо всякой логики принять, что их два «великих начала» не имели веской причины, вместо того, чтобы признать и прославить своего Создателя».

Добавлено в закладки: 0

Вы живете в материальной вселенной, которая сотворена из энергий, вибрирующих в пределах определенного спектра. Ваши физические органы чувств способны воспринимать только самый низкий диапазон этого спектра, а именно, материальную, или физическую вселенную. Ваш сознательный разум, сознательное я обладает способностью настраиваться и ощущать более высокие уровни, чем те, которые могут быть восприняты органами чувств. Над этим физическим спектром находятся эмоциональные энергии, над ними – ментальные, и еще выше — уровень идентичности.

Выходя за пределы четырех уровней материальной вселенной, вы достигаете самого нижнего уровня духовного царства. В этом царстве пребывает множество духовных Существ. Некоторые из них являются теми Существами, которые создавали материальную вселенную, в том числе и планету Земля. Общее имя для них — Элохим, множественное число имени Бога, используемого в Ветхом Завете. Некоторые из духовных Существ принимали физическое воплощение, но ныне вознеслись обратно в духовное царство. Когда вы уравновесите всю карму, разрешите все ложные убеждения, облачаясь в разум Христа, и достигнете свой изначальной цели прихода на Землю, вы также сможете стать вознесенным Существом, или вознесенным владыкой.

После вознесения вы становитесь духовным, или бессмертным Существом, и это означает, что вы не должны больше возвращаться в воплощение на Землю. У вас тогда есть два варианта. Вы можете решить продолжить свой личный рост, проходя через различные уровни духовного царства, пока не достигнете высочайшего уровня сознания, обычно называемого Божественным сознанием. Иисус сказал: “Вы — Боги” (Иоанн 10:34), потому что у вас есть потенциал достичь полноты сознания Бога. Ваш второй вариант заключается в том, чтобы временно отложить свой собственный рост ради служения, помогая тем на Земле, кто еще не вознесся. Вы тогда становитесь духовным учителем для невознесенных существ. Иисус, Кришна и Будда — наиболее известные примеры таких учителей.

Проходя через уровни духовного царства, вы в конечном итоге достигаете самого высокого уровня мира формы. Свет Матери здесь имеет самую высокую вибрацию. Если вы подниметесь выше этого уровня, то достигнете Существа, которое создало мир формы. Большинство религий называет его всевышним Богом или Творцом.

Большинство религий учит, что нет ничего вне Творца. Однако, если это правда, тогда откуда появился сам Творец? В действительности есть уровень выше Творца, а именно, тот, что называют Абсолютом. Причина, по которой этот уровень неизвестен большинству людей, в том, что не существует слов, образов или даже концепций в материальном царстве, которые могли бы описать Абсолют. Фактически, пока вы находитесь на Земле, у вас нет возможности полностью постичь состояние сознания, которое существует в Абсолюте. Причина этого вскоре станет понятной.

В Абсолюте есть самосознательные, разумные Существа, но они не видят себя отделенными друг от друга или от Бога. Они знают, что они суть Бог, проявления Бога, поскольку в Абсолюте присутствует ясное понимание того, что все является проявлением Бога. В Абсолюте есть только один Бог и много проявлений Единого. Иллюзия, что кто-то или что-то может быть отделено от Бога, невозможна в Абсолюте. Существа в Абсолюте не могут сформировать чувство идентичности как отдельных Существ и не испытывали ничего, что отделено от Абсолюта - поскольку поистине ничто не может существовать вне всего сущего.

Существа в Абсолюте решили, что имело смысл создать мир, в котором было бы возможно разделение. Таким образом, человек мог начать с очень ограниченного чувства идентичности как отдельного существа. Затем он мог расти в самосознании, пока не достигал сознания Абсолюта. Это Существо могло тогда войти в Абсолют с пониманием того, на что это похоже ощущать себя отделенным от Него, что представляет бо льшую ценность для Абсолюта.
Существо, создавшее мир формы, в котором вы живете, было некогда одним из Существ в Абсолюте. Это Существо вызвалось временно отделиться от Него и создать – из своего собственного Бытия и сознания – мир, который кажется отделенным от Абсолюта. В этом мире могут существовать отдельные формы, которые не выглядят проявлениями Единого Бога. Кроме того, там могут жить отдельные существа, не имеющие сознательного ведения о том, что они являются проявлениями единого Бога.

Эти существа могут тогда начать с ограниченного чувства идентичности и самосознания, думая, что они отделены от своего истока, друг от друга и от мира, в котором они живут. Постепенно поднимаясь к более высоким уровням сознания, они, в конечном счете, обретут способность видеть единство всей жизни. Затем они могут либо войти в Абсолют в полноте Божественного сознания, либо стать Творцами других миров формы. Однако до тех пор, пока такое существо не достигнет уровня Божественного сознания, оно просто не в состоянии постичь Абсолют. Очевидно, что вы — одно из существ, которое было создано с ограниченным самосознанием, но с неограниченным потенциалом для его расширения. Это расширение самосознания является основной целью сотворения мира формы. Таким образом, это — всеобщая цель жизни.

Древнегреческие боги зачастую принимали человеческий вид и жили в обществе, подобно человеческому. Они были подвластны обычным эмоциям и слишком часто вмешивались в жизни людей для собственной выгоды. Существенное различие между богами и людьми было лишь в том, что первые были бессмертны. У каждого греческого города-государства был свой главный бог или пантеон богов, и, в зависимости от расположения города-государства, характеристики богов могли широко варьироваться.

Проследить сложно, поскольку существует несколько мифов о сотворении мира. Но, как правило, лавровую ветвь признания в этом вопросе принято отдавать греческому поэту Гесиоду, жившему в восьмом веке до нашей эры и написавшему Теогонию – генеалогический эпос «Рождение богов», объясняющий их происхождение.

Греческие боги как миф о сотворении мира

По Гесиоду процесс сотворения мира и возникновение богов был следующим: из неизведанного мироздания, невесть откуда явился бог Хаос (пустота), который стал основой всего – основой творения, рождения, творчества. Хаос был столь безгранично мощен, великолепен и плодотворен, что исторгнул из себя нескольких созданий – своих детей: Гею – ставшую богиней земли и основой всего сущего, Тартара – бога бездны и небытия, близнецов Эроса и Антэроса – бога любви и плотского желания и бога отрицания любви, Эребуса – бога тьмы и Никс – богиню ночи.

Гея была столь привлекательна и прекрасна, что коварный Эрос – единственный, кто не имел в высшем божественном пантеоне собственных детей, сделал все, чтобы пробудить желание у отца к собственной дочери.

Из союза Хаоса и Геи родился бог небес Уран, олицетворяющий мужское начало, а затем и целый сонм титанов: трое сторуких чудищ-великанов с пятьюдесятью головами и трое одноглазых чудищ-циклопов, их всех Уран навсегда сослал к своему дяде Тартару, и лишь следующие шестеро сыновей и столько же дочерей остались вместе с Геей: Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Хронос, Фея, Рея, Фемида, Мнемосина, Тефея и Феба.

Самым хитрым из них был Хронос (бог времени). Именно его мать-Гея уговорила отомстить за ввергнутых в небытие детей. Именно он свергнул с пьедестала своего отца и стал повелителем мира, а затем сам, женившись на своей сестре Рее, стал отцом множества детей, которых пожирал одного за другим.

Лишь одного из новорожденных безутешной Рее обманом удалось спасти – это был Зевс. И именно он и отомстил впоследствии своему отцу, освободив проглоченных Хроносом братьев и сестер, но развязав тем самым одну из первых и страшных войн в небесах и на земле – войну с титанами у горы Олимп. В этой войне небо обваливалось на землю и она дрожала и стонала от ужаса и горя, океан выходил из берегов и грозил все на своем пути, горы рушились, и даже Олимп чуть не разверзся и не опрокинулся в Тартар.

Эра богов-победителей

Именно дети Зевса стали ему спасителями, возлюбленными, врагами и утешителями. Они помогли ему победить титанов и установить власть на Олимпе, разделив сферы влияния между многочисленными родственниками: так брат Зевса Посейдон стал править морями, а Аид подземным миром (миром мертвых).

Поскольку и ранее дети Хаоса плодились и без устали, то, в конечном итоге, для каждого из них нашлось свое дело. У его детей Никс (тьма) и Эребуса (ночь) родилось множество детей, среди которых: Эфир (свет) и Гемера (день), Сомн (смерть) и Мор (сон, обреченность), Эрида () и Немезида (отмщение), Герас (старость), Харон (паромщик в царстве мертвых), три фурии - Алекто, Тисифона, Мегера, - и несколько нимф Гесперид.

Они, и многочисленные дети Зевса от трех жен, семи официальных любовниц, тьмы-тьмущих возлюбленных, и стали править миром. Поскольку их было много - то есть очень много, - и все они обладали мягко говоря непростым нравом, войны и раздоры между ними не стихали, обрушиваясь время от времени на смертных – людей. От которых, кстати, у богов также рождались дети – полубоги, совершавшие свои подвиги, наслаждающиеся жизнью, влюбляющиеся и воюющие за любовь, славу и просто потому, что не могли не воевать.

Создавая свои мифы, женя, разводя и отправляя в Аид наиболее страстных богов-героев, древние греки тем самым создали целостную божественную семью, где все были родственники и не терпели «чужаков» - но только на исконной земле эллинов. Завоевывая иные территории, к колониальных землях, греки охотно вводили на божественный пантеон новых – местных богов, соединяя их с

Вопрос абстрактный, и ответ будет таким-же. В смысле - "Любая физическая теория... является всего лишь гипотезой, которую нельзя доказать." Ст. Хокинг. Значит, вот вам моя теория, не всё, а только ответы на ваши вопросы. Бытие, как способ существования мира создать нельзя, как и Бога - они абсолютны, т.е. не зависимы ни от чего, являются вещью в себе. Наша Вселенная - другое дело, и её существование можно назвать рекурсией, т.е. это явление постоянно создаваемое, инициируемое как раз Богом. "Большой взрыв можно считать началом отсчёта времени, в том смысле, что более ранние времена просто... не определены." Ст. Хокинг. Я считаю, что Б.В. это просто условность, метафора очередного "создания" нашего мира. Как оно там на самом деле, мы никогда не узнаем. А наш мир создаётся каждый раз с определённой целью, "под разум", он обусловлен этим и другим быть не может, но это уже вопрос спорный. И вот из-за рекурсии наш мир не может иметь те сумасшедшие размеры, которые мы ему приписываем. Все чудеса дальнего космоса мы наблюдаем на границах нашего мира, в зоне формирования его материи. Ну а наблюдаемое надо же как то назвать и определить, отсюда все эти сказки о Чёрных дырах, сингулярностях и прочее.

"В финальном труде покойного физика-теоретика (Ст. Хокинга) говорится, что процесс расширения космического пространства явно остановился, и Мироздание достигло своих максимальных размеров. В последние годы жизни исследователь был убежден в существовании границы, за которой Вселенная заканчивается. И за этой границей, дескать, находится абсолютная пустота, в которой нет ни света, ни материи, ни пространства, ни даже времени." Здесь он ошибался, пустота не может быть абсолютной, за пределами нашей Вселенной АБСОЛЮТНОЕ Бытие (как хотите называйте, эфир, апейрон, от этого ничего не меняется. я называю это "первоматерией"). Вот Бог и является ФУНКЦИЕЙ этой абсолютной штуки, это не объект, не субъект, тем более не мыслящее существо. Это одно из СВОЙСТВ абсолюта. Которое и постоянно создаёт наш мир. Возможно, это необходимое условие абсолютности Мира, здесь можно фантазировать. "Увы, человеческий ум не способен всецело постичь концепцию такой пустоты, однако мы можем выдвигать предположения, чем она является и каким законам подчиняется."

"Ученый предположил, что Больших взрывов было великое множество, все они произошли одновременно, и каждый из них породил отдельный мир." - здесь Хокинг тоже ошибается, а конкретно в том, что бесконечность отдельных миров "произошли одновременно". Мы можем так думать, но, учитывая свойства абсолюта (гипотетические) - отсутствие времени, - для нас время между созданием вселенных может казаться мгновением, а может быть миллиардами лет, абсолюту всё-равно. В общем, моя теория изложена в книжке "Теория всего, чего нет", она есть в сетях, там всё это подробно. (Кстати, с её помощью можно объяснить практически все загадки нашего мира)...

Кто есть Бог-Отец, до сих пор является темой дискуссий богословов всего мира. Его считают Творцом мира и человека, Абсолютом и одновременно – триединым в Святой Троице. Эти догматы вместе с пониманием сути Вселенной заслуживают более детального внимания и анализа.

Бог Отец - кто он?

О существовании единого Бога-Отца люди знали задолго до Христова Рождества, примером тому – индийские «Упанишады», которые были созданы за полторы тысячи лет до н. э. Там говорится, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана. Народы Африки упоминают об Олоруне, превратившем водный Хаос в небо и землю, а на 5 день создавшем людей. Во многих древних культурах имеется образ «высший разум - Бог Отец», но в христианстве есть главное отличие – Бог – триедин. Чтобы вложить это понятие в умы поклонявшихся языческим божествам, появилось триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Бог-Отец в христианстве – это первейшая ипостась , Его почитают, как Творца мира и человека. Богословы Греции называли Бога-Отца основой целостности Троицы, который познается через Своего Сына. Намного позже философы назвали Его первоначальным определением высшей идеи, Бог-Отец Абсолют – первооснова мира и начало сущего. Среди имен Бога-Отца:

  1. Саваоф – Господь Воинств, упоминается в Ветхом Завете и в псалмах.
  2. Яхве. Описывается в истории о Моисее.

Как выглядит Бог-Отец?

Как выглядит Бог, Отец Иисуса? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. В Библии упоминается, что Бог говорил с людьми в виде горящего куста и столба огня, а увидеть Его воочию не может никто и никогда. Посылает вместо себя ангелов, потому что не может человек узреть Его и остаться в живых. Философы и теологи уверены: Бог-Отец существует вне времени, потому меняться не может.

Поскольку Бог-Отец никогда не показывался людям, Стоглавый собор в 1551 году наложил запрет на Его изображения. Единственным допустимым каноном стал образ Андрея Рублева «Троица». Но сегодня есть и «Бог-Отец» икона, созданная гораздо позже, где Господь изображен, как седой Старец. Ее можно увидеть во многих храмах: на самом верху иконостаса и на куполах.

Как появился Бог-Отец?

Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:

  1. Бог не мог появиться, потому что тогда не существовало понятия времени. Он его создал, вместе с пространством.
  2. Чтобы понять, откуда появился Бог, нужно мыслить за пределами Вселенной, вне времени и пространства. Человек на такое пока не способен.

Бог-Отец в православии

В Ветхом Завете нет обращения к Богу от людей «Отец», и не из-за того, что не слышали о Пресвятой Троице. Просто положение в отношении к Господу был другим, после согрешения Адама людей изгнали из рая, и они перешли в стан Божьих врагов. Бог-Отец в Ветхом Завете описывается, как грозная сила, наказывающая людей за непослушание. В Новом Завете Он уже – Отец всем, кто в Него верует. Единство двух текстов в том, что в обоих для спасения человечества говорит и совершает деяния один и тот же Бог.

Бог-Отец и Господь Иисус Христос

С появлением Нового Завета, Бог-Отец в христианстве упоминается уже в примирении с людьми через Сына Своего Иисуса Христа. Во этом Завете говорится, что Сын Божий был предвестником усыновления людей Господом. И теперь верующие получают благословение не от первой ипостаси Пресвятой Троицы, а от Бога-Отца, поскольку грехи человечества искупил на кресте Христос. В священных книгах написано, что Бог - Отец Иисуса Христа, который во время крещения Иисуса в водах Иордана явился в виде и повелел людям слушаться Своего Сына.

Пытаясь разъяснить суть веры в Пресвятую Троицу, теологи излагают такие постулаты:

  1. Все три Лица Бога имеют одинаковое Божеское достоинство, на равных. Так как Бог в Своем существе – един, то и свойства Божии присущи всем трем ипостасям.
  2. Различие только в том, что Бог-Отец ни от кого не исходит, а Сын Господа родился от Бога-Отца превечно, Дух Святой исходит от Бога-Отца.