Как выбрать барабанные палочки. Как выбрать барабанные палочки — модели, длина, вес Барабанные палочки с длинным плечом

Вопрос актуальный и останется актуальным т.к. желающие заняться ударными инструментами всегда найдутся. В этой статье мы собрали много полезной информации. Приступим.

Среди большого количества брендов барабанных палочек на рынке просто необходимо понимать как выбрать наиболее подходящие палочки для вашего стиля игры. Будет ли метал барабанщик использовать палочки для джаза? Ваши палочки могут поломаться очень быстро или не будут давать нужного звучания. Поэтому нужно понимать какими палочками вы играете и подходят ли они для вас.

Начнем с дерева

Для того, чтобы выбрать для себя подходящие барабанные палочки, нужно начать с основы - дерева. Есть 3 основных типа дерева, используемых для изготовления барабанных палочек. Первый вариант - это клен, который наиболее легкий и имеет отличную гибкость. Клен хорош для энергичной игры, т.к. хорошо абсорбирует энергию ударов. С ним вы будете меньше чувствовать удары руками. Следующий вид дерева - орех, который наиболее часто используется как материал для изготовления палочек и дает приличный уровень поглощения энергии и гибкости. И, наконец, дуб. Дубовые барабанные палочки редко ломаются, но при этом вы будете чувствовать вибрацию намного больше благодаря плохой способности дуба поглощать энергию. Если на палочке не указано из какого дерева она изготовлена, то оставьте эту палочку. Обычно это означает, что она изготовлена из непонятного дерева без соблюдения стандартов.

Выбор кончика

Теперь, когда вы выбрали дерево, время выбрать подходящий кончик. Существует два основных типа кончика: нейлон и дерево. Чаще встречается дерево. Дерево - это хороший выбор для многих видов игры. Единственный минус деревянного кончика - это их быстрый износ при частой эксплуатации. Нейлоновые кончики служат дольше и полезны при игре по тарелкам, когда нужно получить яркий звук тарелок и хороший отскок. Проблема с нейлоновыми наконечниками может быть в случае, если они в процессе выступления отлетят от палочки Если вы играете на электронных барабанах, то рекомендуется использовать барабанные палочки с нейлоновыми наконечниками. Деревянные палочки могут разломиться и отколотой палочкой вы сможете серьезно повредить сетку на педе.

Выбор размера

Когда вы уже определились с деревом и наконечником, вам нужно выбрать правильный размер барабанной палочки. Разные производители кодируют свои барабанные палочки немного по разному, поэтому вы заметите отличие между Vic Firth 5a в сравнении с Zildjian 5a. Однако тем не менее они достаточно похожи. Есть 3 основных категорий барабанных палочек.

7a. Это самые тонкие и легкие барабанные палочки для мягкого звука ваших барабанов. Они отлично подходят для джазовой музыки и молодых барабанщиков.

5a. Это самые распространенные палочки. Средние по толщине и позволяют играть как громно так и тихо. Отлично подходят для рок музыки.

2b/5b. Они толще, чем предыдущие и позволяют извлекать громкий звук из барабанов и идеальны для метала и тяжелого рока.

Оригинальные барабанные палочки

На магазинных полках скорее всего вы видели необычные барабанные палочки разных цветов и форм. Они разработаны, чтобы вам было удобнее их держать или для того, чтобы увеличить продолжительность игры. Резиновые барабанные палочки становятся все более популярными и обещают быть «никогда не ломающимися». проблема в том, что эти барабанные палочки достаточно дорогие и стоят около $50 за пару. Более того вы увидеть, что они будут быстро разрезаться об тарелки и ими неудобно играть рим шот по малому барабану. Цветные палочки со временем оставляют следы на тарелках и по этой причине не очень практичны.

Запомните, если вы постоянно ломаете свои барабанные палочки, проверьте свою технику прежде чем менять палочки на более тяжелые. При правильной технике барабанные палочки должны ломаться очень редко.

Зная всю изложенную информацию вы не должны иметь проблем при выборе подходящих барабанных палочек для себя. Помните что выбор палочек - это всегда персональное занятие, поэтому пробуйте и экспериментируйте с разными размерами и стилями.

На видео показывают разные барабанные палочки.

  • Всегда имейте при себе несколько пар барабанных палочек. Фирмы, которые производят барабанные палочки, также выпускают удобные резервуары для их хранения. Положите несколько таких комплектов в вашу сумку, чтобы ваши палочки всегда были от вас на расстоянии вытянутой руки.
  • Если вам интересно, как джазовые барабанщики получают такой шелестящий звук на малом барабане, вам стоит купить пару щеточек. Щетки имеют выдвижные тонкие металлические прутики, которые в основном используются для обеспечения тихого фонового ритма, таким образом, звук полностью отличается от удара палочками.
  • Во время игры акустического концерта, вы можете использовать руты, которые делаются из отёсанной берёзовой или бамбуковой щепы. По сравнению со щетками они звучат более приглушенно. Хотя руты бывают разной толщины, не стоит бить ими слишком сильно, иначе от них могут отламываться кусочки и они станут непригодными для игры.
  • Время от времени пробуйте различные инновации. К примеру, производитель Zildjian выпускает резиновые тренировочные пэды.
  • Во время игры на барабанах надевайте беруши. Источник громкого звука (то есть барабаны) находится довольно близко к вашим ушам. Вы ведь хотите слушать музыку и вести разговоры, когда вам будет 80? Многие барабанщики отмечают потерю слуха уже к 50 годам, и только тогда начинают пользоваться берушами. Не дайте подобному случиться с вами.
  • Есть вероятность, что вам придется перепробовать множество палочек. Если вы не знаете, какие именно хотите, попробуйте несколько вариантов. В конечном итоге вы остановитесь на том, что подходит именно вам.
  • Если вы играете металл, вам подойдут палочки формата 5В.
  • Так же, можно начать с довольно толстых палочек формата 2А и более, чтобы натренировать запястье, а после перейти на палочки легче. И, в конечном итоге, прекратить играть тяжелыми палочками вообще.
  • Если вы хотите добиться эпического, оркестрового звука, обмотайте кончики палочек изолентой. Это придаст тарелкам менее резкое звучание, а также поможет добиться эффекта крещендо. Чем больше ленты намотаете на палочки, тем сильнее эффект.
  • Вы можете использовать различные виды палочек для разных стилей игры.
  • Будьте осторожны, вовремя игры тяжелой музыки, вы можете натереть волдыри и мозоли. Купите у выбранного производителя специальные ленты, которые уменьшат вибрацию – это сократит количество возможных травм.
  • Если бы собираетесь играть в группе или уже играете, спросите совета у руководителя группы какие палочки вам лучше выбрать.
  • Если вы знаете, какие именно палочки хотите, покупайте сразу большую упаковку, они действительно окупят себя.
  • Не ограничивайтесь игрой только деревянными палочками. Если ваши палочки часто ломаются, попробуйте графитовые палочки, но они будут отличаться звучанием.

Строение барабанной палочки

Комель – область баланса палочки.

Тело – наибольшая часть палочки, служащая местом хвата и ударной частью при ударах римшот

Плечо - область палочки, часто используемая для удара по крэшу. Чередование ударов концом палочки и плечом по по хай-хэту создает основу ведения ритма. Длина и толщина утоньшения влияет на гибкость, чувствительность и звучание палки. Палки с коротким, толстым утоньшением ощущаются более негнущимися, обеспечивают большую долговечность и производят более сильный звук, чем палки с длинным и узким утоньшением, которые имеют тенденцию быть более хрупкими и гибкими, но звучать более деликатно.

Шейка играет роль перехода палочки с плеча в наконечник и позволяет идентифицировать точку начала наконечника и конца плеча палочки. Таким образом она служит связующим звеном наконечника и плеча. Форма шейки предопределяется формами плеча и наконечника.

Наконечники барабанных палочек бывают различной формы и размеров. От размера головки зависит интенсивность, громкость и продолжительность получаемого звука. Форм наконечников настолько много, что порой точно сгруппировать палочки по типу наконечников оказывается далеко не лёгкой задачей. Помимо вариаций формы наконечники могут разниться в длине, размере, обработке, материале.

Насчитывают 8 основных типов наконечников:

Остроконечный наконечник (pointed or triangle-tipped)

Стиль, область применения: jazz, funk, fusion, blues, groove, swing и пр.

Имеет бо?льшую площадь контакта с пластиком, чем круглый, что щадит пластик и как бы «притупляет» ошибки звукоизвлечения. Создаёт звук среднего наполнения с более широким фокусом. В сравнении с круглым наконечником производит менее яркий и акцентированный звук тарелок. Рекомендован для игры начинающим барабанщикам.

Круглый наконечник (ball tip)

Стиль, область применения: Прекрасен для студийной работы, игры в симфоническом оркестре, а также для игры лёгкого джаза, как симметричным захватом палочек, так и традиционным.

Фокусирует звучание (что отчётливо слышно при игре на тарелках) и значительно снижает изменение звука при ударах под разным углом наклона палки. Применим для яркой игры и чёткого звукоизвлечения. Маленький круглый наконечник производит, сильно сфокусированный звук и особенно деликатен с тарелками. Палочки же с большим размером закруглённой части такого наконечника производят более наполненный звук. Такой наконечник «не терпит» ошибок в звукоизвлечении и целесообразен для использования барабанщиками с правильно поставленным ударом.

Наконечник в форме бочонка (barrel tip)

Стиль, область применения: лёгкий рок, jazz, funk, fusion, blues, groove и пр.

Имеет большую площадь контакта с пластиком, чем круглый, что щадит пластик и как бы «притупляет» ошибки звукоизвлечения. Создаёт звук среднего наполнения с более широким фокусом. В сравнении с круглым наконечником производит менее яркий и акцентированный звук тарелок. Рекомендован начинающим барабанщикам.

Наконечник цилиндрической формы (cylindrical tip)

Стиль, область применения: прекрасный выбор для барабанщиков, играющих разные стили – от рока и металла до джаза и поп-музыки. Часто используются для таких стилей как: rock, rock’n’roll, hard rock smooth jazz, swing, ambient, easy listening и пр.

В первую очередь, рассчитан для мощной, ритмичной и громкой игры. За счёт большой площади соприкосновения с пластиком издают тускловатый, приглушённый, открытый, рассеянный, не резкий звук. Также подходит и для мягкой спокойной игры. Производит тусклую среднюю атаку звука.

Наконечник в виде оливы (olive-shaped tip)

Стиль, область применения: trash metal, gothik metal, hard metal, rock, jazz, fusion, swing и пр. с большим количеством down-ударов на тарелках.

Благодаря округлой форме прекрасно показывает себя при быстрой игре в стиле speed metal. Такой наконечник рекомендован для обучения первичной постановке рук. Прекрасно подходит для чередующейся быстрой игры up-down и замедленной с применением концентрированных (направленных) ударов как по тарелкам, так и по барабанам для мягкого, сфокусированного звукоизвлечения. Благодаря «выпуклости» позволяет контролировать звучание и площадь соприкосновения с поверхностью инструментов в очень широком спектре в зависимости от угла наклона палочки к поверхности инструмента. Такой наконечник производит полный низкий звук, распространяет энергию над более широкой областью (по сравнению с круглым или треугольным наконечником), таким образом, увеличивая срок жизни пластиков. Хороший выбор для тех кто играет жестко. При игре на тарелках даёт объемный звук.

Наконечники в форме овала (oval tip)

Стиль, область применения: rock, metal, pops, маршевая музыка и пр.

Подходит для громкой, сильно акцентированной игры с мощной атакой звука. Рекомендован для маршевых барабанов и для выступлений на больших сценах, на стадионах.

Наконечники в форме капли (teardrop tip)

Стиль, область применения: swing, jazz, blues, fusion, и пр. Зачастую выбор джазовых барабанщиков. Лёгкие и быстрые палочки с таким наконечником – идеальный выбор для игры в оркестре и джазовом ансамбле.

Производит наполненный высокий звук, распространяет энергию над более узкой областью; производит богатый звук тарелок, даёт сфокусированную атаку звука. Рекомендован для тускло звучащих акцентов при игре в медленном и среднем темпе. Имеет хороший отскок, предназначен для чётких и резких ударов. Прекрасно подходят для мягкого, акцентного звукоизвлечения особенно при симметричном захвате. Идеален для выделения акцентов по райду up-down-ударами, например, при ведении свингового ритма головкой палочки. Также рекомендованы и для исполнения тяжелого speed-metal и особенно для тренировочных упражнений.

Наконечники в форме жёлудя (acorn tip)

Стиль, область применения: rock, metal, pops, funk, swing, jungle, blues и пр.

Производит довольно яркий, мощный звук при малой атаке. Показывает хорошую степень ясности и артикуляции при ударах по райду. Хорош при резких переходах с мощной громкой игры на тихую ритмичную пульсацию. Хорош при игре традиционным и симметричным захватами.

Выбор палочек:

От того, какую музыку вы будете играть, зависит выбор палочек. Но выбор материала, размера, формы и наконечника - это, в основном, личные предпочтения.

Палочка должна комфортно ощущаться в руке и подходить для извлечения звука, который Вы хотите достичь. К примеру, палки 7А могут быть хороши для концерта на небольшой площадке, но совершенно не подходить для уличного барабанного оркестра.

Выбирайте палки, которые удобны для Ваших рук и подходят для Вашего стиля игры. Почувствуйте палочки. Подержите их в руках.

Размер палочки должен соответствовать вашей руке, как по диаметру, так и по длине (часто длина подходящей палочки определяется расстоянием от внутренней точки сгиба локтя до кончика безымянного пальца). Если палочки комфортно "сидят" в ладони, тогда Вы сможете извлечь из барабана именно тот звук, который захотите.

Пробуйте несколько различных моделей палочек для сравнения, прежде чем решите купить что-то определенное. Когда у вас накопится уже достаточно опыта, вероятно, подберете для себя определенную марку и идеальную модель, которая лучше всего подойдет именно вам.

Факторы, необходимые при выборе палочек:

Порода древесины. От правильного выбора древесины будет зависеть звук и долговечность палочек. Фактура дерева не должна быть ярко выражена, иначе такие палочки быстро сломаются.

Структура древесины (плотная, мягкая); от неё зависит износ палочек.

Твёрдость древесины - сопротивление древесины изменению формы (деформированию), либо разрушению в поверхностном слое при силовых воздействиях. Твёрдая древесина даёт более яркий тон, большую атаку и распространение, что многим нравится.

Плотность - отношение массы древесины (количества древесинного вещества) к её объему. Плотность является самым важным индикатором прочности: чем тяжелее дерево, тем бо?льшей плотностью и прочностью оно обладает.

Никакие два дерева не одинаковы, следовательно, плотность дерева отличается от бревна к бревну и даже в пределах самого бревна. Это объясняет, почему некоторые палки чувствуются твёрдыми и мощными, в то время как другие, как будто полые, несмотря на то, что это – одна и та же марка и модель. Плотность древесины зависит и от её влажности.

Обработка . По финишной обработке существуют палочки:

Отшлифованные , без всякого покрытия. В процессе шлифования удаляются значительные неровности с поверхности палочек абразивными материалами, обычно наждаками. При этом сохраняется естественная шершавость фактуры дерева, что способствует лучшей сцепке между рукой и палочкой, а также поглощению излишней влаги. Но при этом такие палочки подвержены больше разрушению в отличие от покрытых лаком.

Лакированные . Лаковые прозрачные покрытия защищают древесину от воздействия влаги и пыли, придают поверхности красивый интенсивный ровный блеск, а текстуре – контрастность. Покрытие палочек лаком делает их поверхность более прочной. Лакированные палочки выглядят несколько хуже полированных.

Полированные . Высшим классом отделки палочек является полировка - разравнивание ранее нанесённых на поверхность слоёв лака и придание древесине отчетливо видимой текстуры. При полировке поверхность палочек становится прочной, зеркально ровной и блестящей путем нанесения на неё тончайших слоев политуры - спиртового раствора смолы растительного происхождения.

Некоторые барабанщики не любят лакированные и полированные палочки, так как они могут выскальзывать из вспотевших рук при игре.

Влажность древесины - процентное содержание влаги в древесине.

Как правило, только что срубленное дерево содержит до 50% - 60% влаги, потом оно само по себе усушивается на 12 - 16%, после чего влажность древесины стабилизируется раз и навсегда. Именно поэтому чрезвычайно важно до того, как древесина будет пущена в обработку, подвергнуть её искусственной сушке до оптимального уровня влажности. Обычно древесину для производства палочек высушивают в пределах до 6 - 14% влажности. В среднем на весь процесс сушки уходит две недели. Но точное время выдержки и сушки нигде не предписывается, и это является секретом каждого производителя, который сам определяет, какая степень влажности древесины ему необходима, для того, чтобы её обработать на станках и получить нужное качество палочек.

На выходе из производства для палочек необходима низкая влажность, так как дерево «дышит», и количество влаги в нём постоянно будет меняется в зависимости от влажности воздуха окружающей среды. Таким образом, палочки будут съёживаться и разбухать вслед за изменениями климата и влажности, но в какой степени, как раз и зависит от того, как была высушена древесина перед их производством. Плохо высушенная древесина перед обработкой будет в последствие облезать, коробиться, садиться, пересыхать, трескаться, искривляться и деформироваться.

Длина палочки . Палки большей длины имеют больший рычаг и преимущество лучшей досягаемости барабанов, но они труднее контролируются. Если Вы хотите большую мощность при том же диаметре, выбор более длинной палки - хорошее решение.

Диаметр . Больший диаметр обладает большей массой, которая развивает большую проекцию звука и громкость.

Вес палочки . Вес влияет на звук, силу, и вашу способность контролировать палки. В основном тяжелые палки звучат более «толсто» и громко. Если палочки легче, то они издают «тонкий» и мягкий звук.

Тяжелые палки обладают большей инерцией, поэтому их траектории более последовательны и они «прощают» большинство ошибок, что позволяет ими легче управлять для начинающих. К тому же, игра с более тяжелыми палками развивает выносливость барабанщика независимо от его природных способностей. Так что неплохой идеей будет иметь в арсенале дополнительно более тяжелые палки для расширения своих звуковых возможностей. Вы заметите, что когда Вы переключаетесь на более легкие палки, ими труднее управлять.

Ровность - важный показатель, способствующий равномерному ощущению баланса палочек. В начальных стадиях производства палочек важнейшим является контроль процесса сушки заготовок. Но так как дерево – живой «дышащий» материал, впитывающий влагу, то форма и размеры палочек всегда будут зависимы от внешних условий. Поэтому две палочки никогда не будут идеально ровными.

Поглощение отдачи зависит от формы палочки и вида древесины. Чем больше барабанная палочка поглощает отдачу, тем меньше напряжения в кисти и суставах, а значит легче играть. Чувство "баланса" (центра тяжести) и комфортного хвата зависит от вида дерева, его сушки, формы палочки и строения кисти барабанщика.

Маркировка

Традиционная нумерация моделей, такая как 3S, 2B, 5B, 5A, и 7A была самой первой общепринятой нумерацией барабанных палочек, где цифра и буква обозначали размер палочки и ее назначение. Точная спецификация каждой модели немного отличались от производителя к производителю, особенно в местах сужения палочки и её наконечнике.

Цифра образно обозначает диаметр (точнее толщину) палки. В основном, меньшая цифра означает больший диаметр, а большая цифра - меньший диаметр. Для примера, палка 7А меньше в диаметре, чем 5А, которая, в свою очередь, тоньше, чем 2В. Исключение - только 3S, которая больше в диаметре, чем 2В, несмотря на номер.

Буквенные обозначения «S», «B» и «A» раньше указывали на область применения той или иной модели, но сегодня почти полностью утратили свой смысл.

«S » означало «Street». Изначально эта модель палок была предназначена для использования на улице: для игры в маршевых оркестрах или барабанных оркестрах, где предполагается большая мощность ударов и громкость исполнения; соответственно палки этой группы имеют самый большой размер.

«B » - означало «Band». Изначально предназначались для использования в духовых и симфонических оркестрах. Имеют больший размер плеча и головки (для более громкой игры), чем модель «А». Обычно применяется в тяжелой, шумовой музыке. Они легче контролируются и рекомендуются начинающим барабанщикам. Модель 2В особенно рекомендуется преподавателями ударных как идеальные палочки для старта.

«A » происходит от слова «Оrchestra». Из соображений легендарного барабанщика и создателя ударных музыкальных инструментов Уильяма Людвига вместо буквы «О» была использована буква «А», которая при печати, на его взгляд, лучше выглядела, чем «О». Модели «A» изначально предусматривались для биг-бэндов; бэндов, игравших танцевальную музыку.

Обычно эти палочки тоньше моделей «B», имеют более тонкие шейки и небольшие головки, что даёт возможность извлекать тихий и мягкий звук. Обычно, палки этой модели используются в лёгкой музыке, например, в джазе, блюзе, pops и т. д.

Модели «А» - самые популярные среди барабанщиков.

«N » означает «Nylon» и является относительно новым обозначением. Она дописывается в конце маркировки (например, «5A N») и указывает на наличие у палочки нейлонового наконечника.

Материал барабанных палочек

Все показатели физико-механических свойств древесины определяются при влажности 12%.

Американский орех (Hickory) - идеальное дерево для барабанных палочек. Прочное, твёрдое, хорошо поглощает отдачу при ударе, эффективно гасит вибрации, передаваемые от ударов рукам. Имеет средний вес, мало подвержено к сгибанию.

Плотность 815 кг/куб.м,
Твёрдость по шкале Янка - 1820

Бук Европейский (European Beech) имеет прямо волокнистую структуру древесины, гибкий. Твердость и плотность древесина имеет разную, в зависимости от места произрастания деревьев. Древесина бука похожа на дубовую по своим основным механическим свойствам. После сушки большинство показателей древесины улучшаются, и бук становится прочнее дуба на изгиб, превосходя его в жесткости и сопротивлении на сдвиг приблизительно на четверть и ещё значительнее в прочности при ударных нагрузках.

Бук быстро и сильно реагирует на изменения влажности, из-за чего его можно называть «капризным» или «чувствительным».

Плотность от 660 до 700 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка - 1300

Клён (Maple) - самое лёгкое и гибкое дерево, имеющее мягкую структуру. Хотя клён не такой твердый и прочный, как американский орех или дуб, палки из него - идеальный выбор, если Вы предпочитаете легкие ощущения и быстрый отклик. Палочки из клёна считаются «послушными палочками» с великолепным поглощением отдачи, отличаются гибкостью и хорошим отскоком, используются преимущественно для не громкой или быстрой игры для получения лёгкого «воздушного» звука – особенно при игре на тарелках.

Плотность клена 620 - 675 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка - 1450

Дуб (Oak) - очень прочное дерево, весит больше, чем клён и орех, и обладает гораздо большей прочностью. Палочки из дуба самые тяжёлые, плотные, прочные и имеют ощутимую отдачу. Дуб нечасто применяется для изготовления палочек. Очень влагоустойчивое дерево.

Плотность от 675 до 970 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка – 1360

Граб (Hornbeam) имеет среднюю по плотности структуру, хорошее поглощение отдачи (среднее между орехом и клёном), довольно высокую износостойкость. Вес древесины колеблется от очень лёгких до средне тяжёлых. Гибкость граба несколько хуже, чем у бука и дуба. Палочки из него стойки к ударным нагрузкам. Как и бук боится влаги.

Плотность - 750 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка – 1860

Pao Rosa (Rosewood) (Палисандр) - очень прочное, твердое, но достаточно хрупое дерево. Палочки из него предпочтительны из-за их замечательного тонального оттенка и ощущения, но они не пригодны для игры по тарелкам.

Плотность от 709 до 780 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка – 2720

Помимо дерева палочки изготавливаются из полиуретана, углепластика (Carbon) или алюминия. Все эти палочки отличаются повышенной долговечностью.

Которые подходят вашему стилю игры. Почему это так важно? Неправильные приспособления могут довольно быстро сломаться, а извлекаемый при их помощи звук будет отличаться от желаемого. На музыкальном рынке представлен огромный ассортимент барабанных палочек. Они предназначены для игры в определенных музыкальных стилях, например, маршевые, джазовые, роковые. Также они отличаются материалом, формой, весом, покрытием, брендом, поэтому новичку очень важно суметь сориентироваться во всем этом многообразии. Итак, начнем по порядку.

Строение барабанных палочек

  • Комель (butt) – это балансная часть (толстый кончик). Для увеличения силы удара и громкости комель можно использовать как ударный наконечник.
  • Тело (body) –это основная и сама большая часть, которая служит местом хвата, а также ударной частью при игре по римшоту.
  • Плечо (shoulder) – это область палки, расположенная сразу за наконечником, которую многие барабанщики используют для удара по тарелке крэш, римшота и обратных ударов. Чередование ударов концом и плечом по хай-хэту создает основу ведения ритма.
  • Шейка (neck) – это часть палки, которая играет роль перехода плеча в наконечник.
  • Наконечник (tip) барабанных палочек имеет различную форму и размеры, от которых зависит интенсивность, громкость и продолжительность получаемого звука.

Материал для изготовления барабанных палочек

Материалом для изготовления барабанных палочек обычно служит дерево. Чаще всего используют американский орех, клён или дуб. Многие барабанщики играют палочками из других пород дерева. Например, из розового дерева или бубинга. Рассмотрим свойства наиболее популярных пород.

  • Американский орех (Hickory) – это самый популярный материал. Прочное и твёрдое дерево хорошо поглощает отдачу при ударе, эффективно гасит вибрации, передаваемые от ударов. Имеет средний вес, мало подвержено к сгибанию.Обладает большей прочностью, весом, плотностью, чем клён.

  • Клён (Maple) – самое лёгкое и гибкое дерево с мягкой структурой. Хотя клён не такой твердый и прочный, как американский орех или дуб, палки из него – это идеальный выбор для получения быстрого отклика. Палочки из клёна считают «послушными» с великолепным поглощением отдачи. Благодаря гибкости и хорошему отскоку их используют преимущественно для негромкой или быстрой игры, получения лёгкого «воздушного» звука, особенно при игре на тарелках. Клен хорош для энергичной игры, так как хорошо поглощает энергию ударов. С ним вы будете меньше чувствовать удары руками. Но клён достаточно неплотный и мягкий материал, палочки из него быстро изнашиваются или ломаются.

  • Дуб (Oak) – очень прочное дерево, весит больше, чем клён и орех, обладает большей прочностью. Палочки из дуба самые тяжёлые, плотные, редко ломаются, но при игре вы будете чувствовать вибрацию намного больше благодаря низкой способности к поглощению энергии удара. Дуб очень влагоустойчивое дерево.

  • Бук Европейский (European Beech) имеет прямоволокнистую структуру древесины, гибкий. Твердость и плотность основы различаются, в зависимости от места произрастания деревьев. По механическим свойствам материал похож на дуб. Также бук быстро и сильно реагирует на изменение влажности.

  • Граб (Hornbeam) – дерево со средней по плотности структурой, хорошей поглощением отдачи, средним между орехом и клёном, высокой износостойкостью. Вес древесины колеблется от очень лёгкого до среднетяжёлого. Гибкость граба несколько ниже, чем у бука и дуба. Приспособления из него устойчивы к ударным нагрузкам, не переносят высокую влажность.

  • Палисандр (Rosewood) – это очень прочное и твердое дерево. Палочки из него предпочтительны из-за их замечательного тонального оттенка и ощущений, но они не подходят для игры по тарелкам и достаточно дороги.


  • Синтетические палки. Производители изделий из синтетических материалов используют различные методы обработки. Такие варианты обеспечивают большую прочность, чем деревянные и предлагают дополнительные возможности, которых нельзя достичь при использовании деревянных палок. Например, палки AHEAD имеют алюминиевое тело с полиуретановым покрытием, которое можно заменять по мере износа. Также они дополнительно оснащены навинчивающиеся наконечники, например, колотушки, для создания различных звуковых эффектов.

  • Сталь. Для тренировок можно использовать и стальные палочки, вес которых существенно превышает вес деревянных. Ими нельзя играть на ударной установке, зато в отработке техники они незаменимы.

Классификация наконечников

Наконечники барабанных палочек можно разбить на различные группы по форме и материалу.

По форме наконечники объединяют в четыре основных группы:

  • С круглым наконечником.

Маленький круглый наконечник производит яркий, сильно сфокусированный звук и особенно деликатен с тарелками.

Большой – производит более наполненный звук.

  • Наконечник в форме бочонка имеет большую площадь контакта, поэтому создает звук среднего наполнения с более широким фокусом.


  • Заостренный наконечник производит средне сфокусированный звук.



По материалу наконечники делятся на деревянные и нейлоновые.

  • Деревянные наконечники из твердых пород дерева обеспечивают более яркий звук, чем из мягких. Но со временем дерево изнашивается, становится рыхлым, и звук получается размытый и темный с меньшим фокусом.

  • Нейлоновые наконечники более прочные и твердые, поэтому производят более яркие оттенки звука с большей атакой и проекцией. Самое главное преимущество нейлоновых наконечников – это их долговечность, они не теряют своей плотности и не откалываются, как деревянные.

Маркировка и размер барабанных палочек

Посмотрев на любую барабанную палочку, вы обязательно увидите, что на ней проставлены цифра и буквы. Давайте разберемся, что же они обозначают.

Раньше буквенные обозначения указывали на область применения данной модели, но теперь почти полностью утратили свой смысл. У различных производителей одно буквенное обозначение трактуется по-разному.

  • Символ «A» ставят на палочках, которые имеют более тонкие шейки и сравнительно небольшие головки, что позволяет барабанщику извлекать более тихий и мягкий звук. Обычно, их используют в «легкой» музыке, например, в джазе или блюзе.
  • Символ «B». Палочки этой модели имеют больший (по сравнению с «А») размер плеча и головки для более громкой игры. Часто используются в тяжелой музыке. Их движения легко контролировать, поэтому они рекомендуются начинающим барабанщикам. Модель 2В особенно рекомендует преподаватели ударных, как идеальные палочки для старта.
  • Буква «S». Так маркируют изделия самого большого размера, использовались раньше в уличных и маршевых оркестрах. Сейчас их почти не применяют для игры на ударной установке.
  • Символ «N» означает Nylon. Данная буква дописывается в конце маркировки (например, «5A N») и указывает на наличие у палочки нейлонового наконечника.

Цифровые обозначения указывают на диаметр (толщину) палки, которая влияет на звук. Номера обозначают толщину: чем выше номер, тем уже палочка. Все бренды используют одну систему нумерации. Например, палка 2B толще, чем 5B.

Итак, существуют 3 основных категории барабанных палочек:

  • 7A – это самые тонкие и легкие для мягкого звука. Они придают барабанам более оркестровое звучание, однако их редко используют для игры рудиментов, так как для этого подойдут палочки потолще. Такой формат отлично подходит для джазовой музыки и молодых барабанщиков.
  • 5A – это самые распространенные средние по толщине. Позволяют играть громко или тихо. Универсальны и подходят для любого стиля, особенно рок-музыки.
  • 2B/5B – толще, чем предыдущие, извлекают громкий звук из барабанов. Они идеальны для игры металла и тяжелого рока.

Выбираем барабанные палочки правильно

Выбор палочек во много зависит от того, какую музыку вы будете играть, а вот материал, размер, форма и наконечник – от личных предпочтений.

Как и любой инструмент, палочка должна комфортно ощущаться в руке и подходить для извлечения звука, которого вы хотите достичь, а размер соответствовать вашей руке, как по диаметру, так и по длине. Подходящую длину можно определить по расстоянию от внутренней точки сгиба локтя до кончика безымянного пальца.

Параметры, которые нужно учесть при выборе барабанных палочек:

  • Диаметр. Выбирайте толщину палок с учетом того, что они должны комфортно умещаться в ваших руках и подходить для вашего стиля игры. Палочки большего диаметра тяжелее и способны развить большую громкость.

  • Длина. Чем длиннее палочка, тем труднее ее контролировать, зато звук будет более мощным.
  • Вес. Вес влияет на звук, силу, и вашу способность ее контролировать. Обычно тяжелые палки звучат более громко, а легкие - мягче. Начинающий ударник оценит то, что толстыми палками управлять легче, поэтому они хорошо подходят для учебы. К тому же, игра более тяжелыми развивает выносливость барабанщика.
  • Плотность и прочность. Для деревянных палок плотность является индикатором прочности: чем тяжелее дерево, тем больше его плотность, а значит и прочность. Все породы дерева различаются по этим показателям, но и среди двух разных деревьев одной породы не найти полного сходства по плотности. Поэтому палки нудно подержать в руке и ощутить их вес собственной рукой. Экземпляры одного и того же производителя и с одинаковой маркировкой могут немного отличаться. Синтетические палки имеют хорошую плотность и прочность, но они стоят дороже и ощущаются иначе, чем деревянные того же размера.

  • Материал. Если на палочке не указано, из какого дерева она изготовлена, то оставьте ее в магазине, пусть лежит на витрине. О соблюдении стандартов качества в этом случае говорить не приходится.
  • Выбор наконечника. Существует два основных типа наконечников: нейлон и дерево. Деревянные наконечники встречаются чаще, подходят для многих видов игры. Основной минус деревянного наконечника – быстрый износ при частой эксплуатации. Нейлоновые наконечники служат дольше и незаменимы для получения яркого звука тарелок и хорошего отскока. К сожалению, бывает и так, что в процессе выступления нейлоновые наконечники отлетают. При игре на электронных барабанах, рекомендуется использовать барабанные палочки с нейлоновыми наконечниками, так как деревянные палочки могут сломаться и серьезно повредить сетку на пэде. С пластиковыми наконечниками тарелки звучат просто потрясающе. Они придают барабанам более выраженный звук. Деревянные наконечники (самые распространенные) предают барабанам более глубокое, традиционное звучание, в стиле джаза или олд-рока.


  • Выбор размера. О маркировке мы говорили выше. Следует учесть все параметры.
  • Покрытие. Палочки могут быть отполированными либо иметь лаковое покрытие. Лак защищает древесину от воздействия влаги и пыли, придает поверхности красивый интенсивный ровный блеск, а текстуре – контрастность. Поверхность становится более прочной. Полированные палочки выглядят гораздо лучше. Стоит отметить, что некоторые барабанщики не любят лакированные и полированные палочки, так как они могут выскальзывать из вспотевших рук при игре.
  • Бренд. Выбор бренда – это уже дело опыта. Если вы пока не можете похвастаться его наличием, то ориентируйтесь на советы друзей, профессионалов, рекламу.

  • Оригинальность. Сейчас в музыкальных магазинах можно встретить необычные барабанные палочки разных цветов и форм. Например, набирают популярность резиновые, обещая стать «вечными», правда они довольно дорогие, повреждаются о края тарелок, неудобны для игры римшота по малому барабану. Привлекают внимание цветные, но они не очень практичны, так как со временем оставляют следы на тарелках.

Вооружившись вышеизложенной информацией, можно смело идти в надежный музыкальный магазин выбирать барабанные палочки. Это очень личное занятие, почти ритуал. Выбирайте изделия, которые удобны именно для ваших рук и стиля игры, а не те, что посоветовал консультант. Возьмите палочку в руку, почувствуйте ее. Сравните несколько моделей. С опытом, вы уже подберете определенную марку. Поэтому не бойтесь экспериментировать с разными размерами и стилями.

Итак, вы решились учиться играть на барабанной установке. Первое, что понадобится, это барабанные палочки. Как выбрать подходящие расскажем в этой статье.
Первая пара прослужит несколько месяцев, если при покупке избежать брака и грамотно пользоваться — не загубить неправильной техникой. Но обольщаться не стоит: палочки это расходный материал.

Разновидности

Если заглянуть в ближайший магазин ударных инструментов, можно увидеть сотни моделей. Некоторые, на первый взгляд, идентичны, другие больше похожи на палочки для суши, а третьи и вовсе напоминают арматуру. Чтобы сориентироваться в этом многообразии, попробуем классифицировать палочки и разобраться с маркировкой.
Для разных ударных инструментов модели сильно отличаются: с пластиковым наконечником для ксилофона, с резиновым — для маримбы, с ниточной обмоткой для вибрафона и так далее. Такие приспособления редко используются в игре на ударной установке, а если используются, то для решения конкретных задач. В тех случаях, когда нужно извлечь мягкий и вкрадчивый звук, например, барабанщики расчехляют маллеты.

На ударной установке кроме палочек играют еще щетками и рутами. И те и другие имеют свою специфику.

Щетки используются для мягкого звучания или создания характерного шуршания. Такая техника применяется в джазовых и блюзовых балладах. Например, в Sophisticated Lady в исполнении Эллы Фицджеральд. Еще в начале 20-го века музыканты для этой цели использовали металлические мухобойки. Современные щетки выглядят так же, но отличаются друг от друга длиной, рукояткой, количеством прутьев и их формой. Конструкция некоторых моделей позволяет регулировать то, насколько сильно распушится “щетина”.

Руты представляют из себя от 12 до 20 деревянных или пластиковых прутьев, собранных в пучок. Такая конструкция позволяет играть на барабанной установке с любой силой без боязни заглушить другие инструменты. Правда, если переусердствовать, то прутья поломаются о тарелки и обода во время первой же песни. Отскок от барабанов у рут ощутимо меньше, чем у палочек, поэтому придется скорректировать технику исполнения.

А теперь поговорим о главном орудии труда барабанщика.

Материал

Палочки в основном делаются из дерева. Исключения составляют модели из полиуретана с алюминиевым сердечником и металлические. Последними легко проломить пластик барабана, поэтому они применяются только для тренировок на пэде. Полиуретановые же палочки дают специфический звук, поэтому используются преимущественно в тяжелых стилях музыки. Такими играют барабанщики групп Metallica, Bad Religion и Sum 41.

Из древесины в производстве используются клен, орех, граб, дуб и бук. Клен самый легкий, а бук — тяжелый. Но если производитель закупает старую пересушенную древесину, то вес может сильно отличаться от “правильного”. Например, палочки Stagg или Phil Pro, которые стоят на пару сотен рублей дешевле, чем у конкурентов, как раз из таких.
Тяжелые палочки используются, когда требуется играть быстро и одновременно громко. В такой ситуации играть легкими кленовыми палочками бессмысленно — звук будет тихий и, скорее всего, нечитаемый.

У некоторых моделей наконечник сделан не из древесины, а из нейлона. Это дает яркий звук и удлиняет жизнь палочки.

Форма и баланс

Палочка состоит из комеля, тела, плеча и головки. Когда производитель варьирует размеры этих частей меняется баланс палочки. А от баланса зависит техника исполнения.

Яркий пример таких вариаций это удлиненные модели. У них центр тяжести находится дальше от комеля, чем у стандартных. За счет этого палочка меньше отскакивает, зато каждый удар получается мощнее, а звук громче. Иногда, наоборот, утяжеляют комель, чтобы палочка сильнее отскакивала.

От головки зависят и техника, и звучание. Ее видов существует бесконечное количество, у каждого производителя — свои. Универсальной считается оливовидная головка.

Палочки с маленькой головкой пользуются успехом в джазе из-за того, что дают четкий звук на тарелках. Модели с большой круглой головкой востребованы в маршевых группах, т.к. дают контролируемый отскок. В любом случае, чтобы понять подойдет ли вам пробовать и делать выбор опираясь на собственные предпочтения.

Маркировка

Каждая модель палочек маркируется по-разному. Например, вот так: HR5AL. Или так: 7ANVG. Цифры в маркировке означают диаметр и длину. Но обозначение идет наоборот: чем больше цифра, тем короче и тоньше палочка. Модель с маркировкой “2” будет толще и длиннее “семерки”.

С буквами все гораздо запутаннее. Раньше они обозначали функции палочки. Одна буква говорила о том, что модель предназначена для игры в маршевом оркестре, другая — в клубах. Теперь же одни производители указывают назначение, другие просто сокращают название модели, третьи обозначают древесину или покрытие.

Общепринятыми остались только четыре буквы:
А — палочка подходит для игры в джазовом оркестре. Фактически так обозначают универсальную модель, которая подходит для большинства стилей музыки.
B — говорит нам, что модель предназначена для громкой игры в уличном духовом оркестре. В наше время такие модели часто используются в тяжелом роке.
N — головка из нейлона.
X — удлиненная модель.

Палочки для новичка

Если вы так и не решили, какие палочки выбрать, то есть два пути:

  1. Узнать, какие палочки чаще используются в том стиле музыки, который хотите играть, и выбрать похожие. Эта информация легко находится в интернете. В первую очередь обратите внимание на диаметр, длину и материал.
  2. Возьмите универсальную модель: 5A или 5B. Большинство барабанщиков так или иначе приходят к ним. В любом случае, перейти с такого усредненного варианта на что-то другое будет не сложно.

Как избежать брака?

Итак, вы пришли в магазин, зная, какую модель хотите купить. Как выбрать самую долговечную пару? Придется приглядеться к каждой палочке повнимательнее и убедиться, что:

  1. Нет сучков, трещин и сколов.
  2. Древесные волокна идут параллельно телу палочки по всей длине. Тогда раскола не случится через пару часов занятий.
  3. Ровная. Прокатите её ладонью по любой ровной поверхности. Если будет вихлять или сворачивать, то меняйте — она кривая.

Заключение

Музыка состоит из деталей. Палочки — одна из таких деталей. Несмотря на маленький размер относительно инструмента, они ощутимо влияют на звук и технику игры. Поэтому выбору палочек стоит уделять не меньшее внимание, чем выбору самого инструмента. Если после прочтения этого текста еще останутся вопросы, не стесняйтесь спрашивать у нас. Мы готовы ответить по почте или в социальных сетях.