Как вырастить из щенка кокер-спаниеля надежного друга. Русский спаниель — послушная, домашняя и легко обучаемая собака Английский кокер спаниель дрессировка с 4 месяцев

Многочисленные рассуждения собаководов о необыкновенной разумности их питомцев, к сожалению не более чем художественное преувеличение. Как бы ни была умна собака, она не в состоянии понять речь человека, осознать, чего от нее хотят. Именно поэтому, для адекватного введения четвероногого друга в человеческое общество, каждый ответственный хозяин обязан обучить пса самым необходимым навыкам – то есть пройти с ним курс дрессировки.

В зависимости от предназначения собаки, курс может быть различным: от первичного обучения азам послушания до специального целевого натаскивания на конкретные задачи. Направленность целевого обучения собаки зависит от того, какую функцию ей придется выполнять. Хорошо известны собаки-поводыри, розыскные собаки, собаки-охранники и еще многие области человеческой деятельности, где применяются способности наших четвероногих друзей.

Спаниели – охотничьи собаки. Это предназначение у них в крови. Трехмесячный кокер спаниель, никогда не видевший дичи, увлеченно идет по найденному следу и радостно приносит брошенный мячик. Однако превратить эти инстинктивные действия в отточенное мастерство серьезного охотничьего пса – задача специалиста по натаскиванию. Чаще всего спаниелей обучают охоте на боровую, луговую и озерную пернатую дичь, иногда – на зайца.

Как дрессировать спаниеля, чтобы он стал незаменимым помощником на охоте? Существуют отработанные многими поколениями охотников методики натаскивания собак, пересказать которые в небольшой статье просто невозможно. Самое надежное – обратиться за советом и помощью к специалистам. Это защитит вас и вашу собаку от неизбежных ошибок, свойственных новичкам. Однако несколько общих рекомендаций о том, как научить щенка спаниеля командам, я позволю себе высказать.

  1. Одна из первейших вопросов, стоящих перед владельцем маленького спаниеля – как приучить малыша к туалету? Лужицы и кучки в квартире не доставляют удовольствия ни одному хозяину, а щенок, прекрасно чувствуя недовольство, также получает отрицательные эмоции. Конечно, процесс приучения потребует от вас времени и терпения. Внимательно следите за малышом, особенно после еды. Как только он начинает искать место, чтобы справить нужду, крутиться на одном месте, как бы «притаптывая траву», немедленно вынесите его на улицу. После того, как туалет совершен, похвалите щенка. Очень скоро он начнет сам проситься на улицу при необходимости. Конечно, первое время случайные срывы неизбежны. Но вы же не ругаете маленького ребенка за испачканные пеленки, правда?
  2. Дрессировку стоит начинать примерно в четырехмесячном возрасте. Начните с общего курса послушания. Прежде, чем начать обучение малыша охотничьим премудростям, необходимо научить его отзываться на свое имя, выполнять простейшие команды («Ко мне!», «Лежать!», «Сидеть!», «Нельзя!»). Это – азбука собачьей школы дрессировки, без которой невозможно освоение поэзии высокого искусства охоты… За каждую правильно выполненную команду не забудьте поощрить ученика лакомством или похвалой.
  3. Старайтесь как можно больше времени уделять щенку. В этом возрасте молодая собака создает свою картину мироустройства, и человек, находящийся постоянно рядом с ней, становится для собаки центром ее Вселенной. Потратьте свое драгоценное время на маленькое существо, которое вы сами принесли в свой дом, и однажды вы поймете, как это просто – дрессировать кокер спаниеля. Потому что он сделает все, чтобы оправдать вашу любовь.

Спаниели, как и все подружейные собаки, требуют тщательного обучения, прежде чем с ними можно будет охотиться. Практика показывает, что неподготовленная собака будет стремиться охотиться самостоятельно, она будет просто искать и пытаться поймать дичь. В процессе подготовки, дрессировки и натаски собака приучается работать на охотника, образуется пара охотник-собака. Обучение позволяет охотнику управлять поведением собаки на охоте так, как это ему необходимо для успешной охоты, а собаке понимать, что она работает в паре с охотником.

В процессе выведения пород спаниелей, путем искусственного отбора в породах закреплялись свойства, необходимые для совместной охоты с человеком: уравновешенность нервной системы, хорошая дрессируемость, желание работать в контакте с владельцем, охотничья страсть, чутье, подача битой дичи, любовь к воде, экстерьер, позволяющий работать долго. У нас, в России - работать в угодьях разнообразных, и в основном крепких, на суше и воде.

Комплекс этих свойств и создает спаниеля как охотничью собаку, высоко ценимую охотниками.

Все эти качества спаниеля в большей или меньшей степени необходимо раскрыть правильной и планомерной подготовкой. Только после этого можно говорить о том, что собака подготовлена к охоте.

Хорошо подготовленный спаниель планомерно, страстно и быстро обыскивает угодья в полосе выстрела охотника, сообразуясь с рельефом местности и ветром, проверяя полосу плотно, без пропусков, работая чутьем, используя запах следа птицы, или запах самой птицы, находит ее, показывая охотнику своим поведением, что птица близко. Быстро подняв ее на крыло, под выстрел охотника, сама остается на месте. И, по команде, подает битую птицу или подранка с суши или воды с любого расстояния.

В процессе обучения спаниель должен пройти базовую подготовку, так же как служебные собаки проходят сначала общий курс дрессировки. Но первоначальная подготовка спаниеля отличается, от базовой подготовки служебных собак. В основу этой подготовки заложены другие принципы.

У базовой подготовки спаниеля три задачи. Главная, собака должна быть ориентирована на контакт с человеком. Нет другой породы собак, для которой контакт между охотником и собакой был бы так важен, как для охотничьего спаниеля. Ведь он должен работать постоянно в зоне ружейного выстрела, то есть непрерывно следить за ведущим, как бы ни волновали его запахи и близость дичи, и должен быть постоянно готов выполнить любую команду.

Вторая задача, быть послушной, удобной в повседневной жизни. Третья задача, подготовить собаку к обучению в поле. Без наличия базовой подготовки, выводить спаниеля в поле нельзя.

Если обучение начать вовремя, то в собаке 6удут развиты навыки, которые могут правильно раскрыть ее врожденные качества. После того, как со6ака твердо усвоит, что только совместная работа с человеком, приводит к желаемому результату, она будет смотреть на обучающего, как на вожака стаи, подчиняясь ему с желанием, внимательно следя за его командами и стараясь ему угодить.

Обучаемость спаниелей может быть различной. В некоторых породах образовалось так называемое выставочное (шоу) направление разведения, при котором собаки отбираются в основном по экстерьерным качествам. На желательный тип поведения в быту и на охоте большого внимания не обращают. Поэтому среди собак шоу разведения часто встречаются собаки злобные, с упрямым характером, которые трудно поддаются обучению и быстро теряют наработанные навыки. Спаниели рабочего разведения, у которых в племенной работе большое внимание уделяется рабочим качествам и желательному типу поведения, легко обучаемы и контактны. Это касается в первую очередь базовой подготовки.

Обучение работе в поле, как и у других пород, требует осмысленной серьёзной работы. Надо учесть, что первоклассная охотничья собака - это не просто сочетание хороших врожденных качеств и тщательной подготовки. Ей необходим охотничий опыт. Но именно собаки, сочетающие в себе хорошие врожденные качества и тщательную подготовку, способны многому научиться самостоятельно, приобретая опыт охот.

В любом случае, первый сезон охоты должен быть посвящен правильной работе собаки на охоте, а не количеству добытой из-под нее дичи.

Главные ПРАВИЛА.

1. Невозможно сделать хорошего охотника из собаки, не имеющей соответствующих врожденных качеств.

Породность – это не просто наличие бумажки с печатями или соответствие экстерьеру, это комплекс психофизиологических качеств, который и определяет породу. Породная собака происходит от многих поколений рабочих собак, поэтому вероятность расщепления важных признаков минимальна. Полукровки иногда обладают рабочими качествами, но не передают их потомству.

За сотни лет охотники создали несколько пород спаниелей, отбирая их по свойствам характера, необходимым для охоты. Но эти же свойства (не только внешность, но и контактность и ум) сделали их популярными и в качестве компаньонов. А если разведение спаниелей проводится без учета необходимых на охоте качеств, то они размываются, причем характер - в первую очередь. Появляющийся сложный характер, выражающийся в самовольстве, упрямстве, порой в агрессии к человеку, сводит на нет все те качества, из-за которых эти собаки и стали столь популярны.

Можно привести много примеров, когда породы, изначально выведенные для охоты, превратились полностью или частично в собак-компаньонов или в шоу-собак, и были полностью потеряны для охоты. Эти домашние собаки лишены охотничьего инстинкта, и шансов сделать из них приличных помощников для тре6овательного охотника очень мало. Среди шоу-линий иногда появляются собаки с желательными качествами, но это больше исключение, чем правило.

Для нашей же породы выбор пока не очень труден, потому что русский охотничий спаниель используется в основной своей массе для охоты, и в разведение идут в основном показавшие себя в поле, а не только на выставке. Хотя тенденция к содержанию РОСов как компаньонов проявляется и у нас. Это приведет к использованию в разведении собак с минимально проверенными рабочими качествами, что не может не вызывать беспокойства о дальнейшей судьбе породы, создававшейся исключительно как охотничья.

Если щенок не имеет родословной, то он, скорее всего, нечистокровен (при наличии породных родителей получить родословную несложно). Если же он имеет родословную клубов, не занимающихся полевой работой, то происходит он от собак-компаньонов в нескольких поколениях, а это означает, что кроме огрехов внешности, он может нести в себе иные, чем у охотничьего спаниеля, психофизические качества. Вероятность вырастить собаку, не имеющую интереса к охоте, злобную и тупую, в этом случае достаточно высока. Лучше всего вы6рать щенка от предков, продемонстрировавших не просто хорошие, а отличные охотничьи данные. Такой щенок, скорее всего, хорошо поддается и первоначальному обучению, и полевой подготовке.

2. Даже если со6ака представляет из се6я отличный материал, подготовка должна быть хорошо спланирована и систематизирована, иначе хорошего результата не будет.

В идеальном случае обучение должно продвигаться последовательно 6ез больших перерывов. В начале, все может усваиваться с трудом, сложность заданий должна повышаться постепенно, что6ы собака всегда могла легко понять, чего от нее хотят.

Если обучение будет построено на твердом лидерстве, то вряд ли возникнет нужда в наказании. Вообще в наказании ничего противоестественного нет, щенков наказывает мать, наказывают старшие члены стаи. Наказание не обязательно означает что-то болезненное. Собаки по своей природе существа общественные, и осуждение со стороны старших – для них очень значимо. Когда обучающий хочет показать, что он недоволен, достаточно отчитать собаку или резко дернуть ее за загривок. Если вам покажется, что для о6учения собаки нео6ходимо применить более суровые методы, значит, или вы слишком нетерпеливый и неумелый учитель или ваш щенок недостаточно прилежен и требует специального подхода.

3. Учите собаку правильно вести себя с самого начала.

Например, если щенку всегда разрешали прыгать на диван и свободно носиться по квартире, то собаку будет намного труднее отучить от этого, чем в том случае, когда для нее сразу же устанавливаются определенные ограничения. Главное правило - никогда не разрешать щенку делать то, чего не должна делать взрослая собака.

Тогда он еще в раннем возрасте приобретет необходимые навыки поведения, и они сохранятся у него на всю жизнь, точно так же, как и при воспитании детей. Если щенка приучить к регулярному режиму, правильному поведению и вежливости, правильное поведение 6удет для него совершенно естественным.

Часто считается, что по этой же причине щенку нельзя разрешать гонять дичь (а также птичек, голубей и т.д.), ведь для спаниеля гоньба дичи – дисквалифицирующий недостаток. Не все охотники согласны с таким подходом, и некоторые считают, что со6аке можно сначала позволить погонять, «чтобы разжечь в ней страсть к охоте». Другие считают, что охотничья со6ака должна иметь охотничью страсть в крови, поэтому разжигать в ней ничего не надо. Как обычно, истина где-то посередине, и избираемый метод обучения очень сильно зависит от индивидуальных особенностей щенка и предпочтений владельца. Некоторые молодые собаки легко отучаются гонять, другие же, напротив, из-за ошибок владельца начинают гонять в зрелом возрасте.

Совершено точно, однако, можно сказать, что работа со щенком не терпит догм и шаблонов. Она сродни узкой тропинке в горах, оступившись один раз, в лучшем случае вы начнете подъем заново.

Если щенок послушный, мягкий, то и методы, применяемые в работе с ним, могут существенно отличаться от методов работы со щенком, демонстрирующим доминантные задатки. Если щенок по характеру и послушанию хорошо управляем, если его можно остановить после подъема птицы, то не следует считать ошибкой возможность давать такому щенку немного пробежать. С ним гораздо важнее отрабатывать остановочную команду вне работ по дичи. И по связанной подсадной птице, отрабатывать поиск с последующей подачей. При недостаточной отработке остановочной команды вне поля, одно единственное силовое действие, при остановке щенка после подъема, может привести к неуверенности и остановке перед подъемом дичи, что для спаниеля не допустимо.

Совсем по-другому может произойти, если щенок с твердым характером, с доминантными задатками несколько раз прогонит птицу под одобрительные или не очень слова и команды своего владельца. Тогда гоньба впоследствии будет убираться долго и с большим трудом. Поэтому не следует выводить такого щенка в поле до тех пор, пока привычка подчиняться не укоренится в нем настолько, что хозяин будет полностью уверен, что сможет управлять со6акой. Вы только разовьете в собаке привычку к неправильному поведению при обнаружении дичи, и потом возникнут 6ольшие про6лемы при ее обучении. О6учающему сначала придется отучать собаку от неправильных привычек, а уже потом прививать ей правильные. Более того, эти неправильные привычки будут все время дремать в собаке и рано или поздно проснутся во время охоты в самый неподходящий момент.

Очень полезен опыт спаниелистов в Европе и Америке, использующих для обучения спаниеля работе по дичи, небольшие вольеры, внутри которых воссозданы условия обитания, птицы или кроликов в природе. Такие вольеры позволяют детально отработать все нюансы работы по дичи вплоть до отстрела и изначально ограничить зону работы собаки.

Приобретение щенка и воспитание подчинения.

Маленький щенок очень восприимчив к обучению с самого начала, как только он попадает в ваш дом, и важно не пропустить этот возраст, начиная с полутора-двух месяцев. В этом возрасте лучше его и приобретать.

Если знать, как использовать эту восприимчивость, то шансы воспитать хорошую охотничью собаку будут гораздо выше, чем в том случае, когда щенка не трогают, пока ему не исполнится, допустим, полгода.

Крайне важно понимать, что маленького щенка нельзя подвергать дрессировке в о6щепринятом смысле этого слова, со щенком надо выполнять маленькие упражнения, которые он будет воспринимать как нетрудные увлекательные игры.

Если щенок начнет показывать хотя 6ы малейшие признаки уклонения от обучения, признаки скуки или страха, занятия необходимо прервать на некоторое время. На этом этапе обучения наказывать щенка нельзя, необходимо организовать его так, что6ы малыш наверняка до6ивался успеха, и всегда щедро хвалить его, если он выполнит упражнение более или менее правильно, тогда щенок будет стремиться вам угодить и будет работать с радостью и желанием.

Даже маленькому щенку можно и нужно подавать команды - приказывать сесть или что-нибудь принести, точно так же ему можно очень рано что-то запрещать - не запрыгивать на постель, не заходить на кухню и т.д.

Даже если он должен 6удет содержаться в вольере, пока не вырастет, эти упражнения необходимо отра6атывать, тщательно и постоянно. Спаниель – собака «квартирная», но, в отличие от гладкошерстных пород, может жить круглогодично во дворе, в достаточно суровых природных условиях. Но первые три-четыре месяца жизни щенка - это период, когда между собакой и человеком устанавливается связь, его можно оставлять в вольере одного только время от времени и ненадолго. Если щенок не 6удет часто находиться в контакте с людьми, до6рыми к нему, но тре6овательными, он никогда не почувствует настоящей близости с человеком, и не осознает нео6ходимости подчиняться ему, а это значит, что будут отсутствовать основы для 6удущего послушания и желания ра6отать в контакте.

Но Вам никогда не стать вожаком стаи, если вы всегда 6удете до6рым, уступчивым и дающим подачки. Щенок 6удет считать вас сла6ым и заискивающим, он 6удет расти независимым и при случае может даже попытаться оспорить Ваше лидерство. Хвалить щенка, гладить и угощать надо только тогда, когда он сделает то, чего вы от него потре6уете. Самый лучший спосо6 быть воспринятым неоспоримым вожаком стаи - это быть строгим, но справедливым, всегда оставаться тем, кто решает, что щенок может делать, а что нет. Таким путем вы завоюете у собаки авторитет гораздо быстрее, нежели пытаясь заискивать, и вам будет гораздо легче заставить ее внимательно относиться к вашим командам.

Очень полезно приучить щенка к определенным сигналам, например, каждый раз подзывая его свистком, когда наступает время еды. Щенок поймет, что подчинение командам может дать хороший результат, и 6удет с радостью починяться и в других ситуациях. Одновременно можно приучить щенка садиться около своей миски и ждать. Разумеется, сами по себе такие упражнения не сделают щенка хорошим охотником, но все равно значение их огромно. Главное, что щенок с самого раннего возраста должен понять, что его воля будет всегда подчинена воле человека. Спустя короткое время он 6удет точно знать, чего от него хотят, 6удет радостно 6ежать по сигналу к еде и самостоятельно садиться, когда перед ним будут ставить миску с едой. Как раз в этой ситуации можно научить щенка ждать команды, по которой можно начинать есть. Через некоторое время он поймет, что должен всегда внимательно смотреть на хозяина, если хочет, чтобы его накормили, и одновременно будут заложены основы его внимания к командам и в других обстоятельствах.

Подчинение. Часто ставится знак равенства между методикой воспитания подчинения у служебных и охотничьих собак. Это абсолютно неверно. Как неверно и то, что охотничьей собаке воспитание послушания вредно, так как тормозит развитие охотничьей страсти, сковывает ее в работе. Послушная подружейная собака - гораздо лучший помощник, чем самостоятельная, потому что она предназначена для охоты с охотником, а не сама по себе. Воспитание послушания усиливает лидерство человека, укрепляет связь между ним и собакой, в результате чего создается настоящая команда единомышленников.

Команда «Сидеть!» Как уже отмечалось, простое воспитание послушания должно начинаться с самых первых дней пребывания щенка, в новом доме, например, путем подачи простых команд и усаживания малыша. Подавляющее большинство щенков автоматически садится перед миской с едой, вкусным кусочком или каким-то другим интересным предметом, если его держать перед щенком немного выше него. Если он 6удет пытаться подпрыгнуть, руку надо 6ыстро убирать. Если щенок сидит, ему спокойно дают то, что он хочет. Это упражнение повторяется, но уже с командой «сидеть». Как правило, щенок по этой команде будет немедленно садиться. Одновременно с подачей голосом этой команды полезно поднимать руку.

Осо6енно это важно при воспитании спаниеля, которому предстоит работать по птице, потому что он должен будут садиться при виде поднявшейся птицы. Как только щенок научится понимать команду «сидеть», подаваемую голосом и жестом, можно начинать приучать его к команде «сидеть!», подаваемой резким и коротким свистком.

Щенка можно научить садиться, если класть ему одну руку на грудь, а другой рукой дружески, но решительно надавливать на крестец, одновременно подавая команду «сидеть». Каков 6ы ни был метод, главное добиться того, чтобы щенок не вставал 6ез разрешения, не страшно, если в начале изучения этой команды щенок будет вставать сам, но постепенно надо приучать щенка сидеть столько, сколько захочет хозяин, т.е. воспитывать выдержку.

Необходимо также научить его садиться на расстоянии от хозяина. Начинайте с нескольких метров и не сердитесь, если сначала он будет срываться с места и садиться рядом с вами, постепенно щенок поймет, чего от него хотят.

Надо обязательно отрабатывать команду «Сидеть!» при каждом выходе на прогулку. Для этого надо усаживать собаку на крыльце и заставлять ждать разрешения выбежать на улицу. Это хороший способ показать, кто в доме хозяин, а также это ещё и забота о жизни вашего питомца – много несчастных случаев происходит во дворах, когда собака выскакивает из подъезда прямо под колеса.

Команда «Ко мне!» Каждая охотничья собака должна во время охоты следить за командами хозяина, пока она находится в пределах слышимости. Для собак, работающих по перу, это абсолютно необходимо. Обучение можно начинать очень рано, подзывая щенка или свистком, или серией коротких свистков. Если ему давать каждый раз вкусный кусочек, когда он будет быстро подходить, у щенка с самого начала выработается положительная реакция на команду, и он будет 6ез колебаний починяться ей. Если подзывать его, присев на корточки, то щенок будет подбегать еще более охотно. Очень полезно, подзывая щенка, разводить руки в стороны. Это общепринятый жест для данной команды, и через некоторое время щенок начнет радостно подбегать, увидев разведенные в стороны руки.

Практически каждый раз, когда щенок будет под6егать, его нужно немедленно отсылать, чтобы он не воспринимал команду подойти, как конец прогулки. Надо также стараться не подзывать щенка в ситуациях, когда нет уверенности, что он подчинится. Выработав в нем безусловное подчинение командам, вы заложите основы дальнейшего успешного обучения.

Использование подачки надо постепенно сокращать, а на очередном этапе надо приучить щенка подходить, когда он будет чем-то занят. Настанет время, когда от собаки нужно требовать обязательного выполнения команды, но необходимо быть совершенно уверенным, что она слышит сигнал и знает, что этот сигнал означает. В это время щенку должно 6ыть уже не меньше полугода. Если он не подходит немедленно, ему необходимо дать резкую команду "сидеть!", и он должен сесть и смотреть на хозяина, после этого надо повторить команду, может быть, с более близкого расстояния, чем в первый раз. Возможно, собака подбежит сразу же, и тогда, разумеется, ее следует ласково похвалить.

Команда «Рядом!» Хотя многие не видят ничего страшного в том, что охотничья собака тянет поводок, необходимо все-таки, чтобы собака дисциплинированно шла рядом. Дело не только в удо6стве, но и в безопасности. Если в одной руке у вас заряженное ружье, а в другой собака, которая, тянет, дергает и иногда прыгает вам под ноги, то эти действия очень опасны и для вас, и для собаки, и для окружающих, немногим лучше, если собака мечется на поводке при переходе улицы.

Нет никакой необходимости в том, чтобы нос охотничьей со6аки был точно у левого колена ведущего. Безупречное подчинение - это конечно, хорошо, но оно в большей степени необходимо служебным со6акам. Вполне достаточно, если охотничья собака будет находиться рядом с ведущим, не натягивая поводка.

Команду «рядом!» можно начинать отрабатывать, когда щенку будет три-четыре месяца. При этом должна быть твердо усвоена команда «сидеть!». Лучше всего посадить щенка рядом, взять его на легкий и мягкий поводок и сделать несколько шагов, пытаясь голосом и движением заставить щенка спокойно идти с левой стороны. Если дело пойдет плохо, то может помочь кусочек, но щенок должен получать его только после того, как остановится и сядет слева от вас. Здесь важно помнить две вещи: во-первых, не стоит сразу тре6овать, что6ы щенок 6езупречно шел рядом с вами, во-вторых, надо начитать с нескольких шагов, затем отпускать щенка побегать, но обязательно после команды «сидеть!». После успешного выполнения вознаградить его поглаживанием и, может быть, подачкой. На этом начальном этапе использование строгого ошейника исключено а6солютно. Такой ошейник используется только для коррекции поведения, при этом собака должна понимать, что делает что-то неправильно. В противном случае она начнет 6ояться, перестанет доверять хозяину, и о6учать ее станет просто невозможно.

Очень важно хвалить щенка каждый раз, когда он действует правильно, иначе он не 6удет понимать, какое именно поведение одобряет ведущий, и ничему не научится. Необходимо подавать команду «рядом!», одновременно подтягивая щенка к ноге слева от себя, а затем ласково хвалить его, когда он окажется на месте, и тогда он 6ыстро поймет, чего от него хотят. Иногда щенок начинает сразу понимать, что если одновременно с командой «рядом!» хозяин начинает идти, то надо идти с левой стороны от него.

Помните, что с маленьким щенком нельзя проводить регулярных уроков, достаточно пройти с ним раз или два раза в день несколько метров нужным образом, а, когда ему будет шесть месяцев, то метров 100, после этого щенка надо отпустить, и поиграть с ним, предварительно усадив и похвалив.

Правильное поощрение приведет к тому, что он скоро он начнет оживляться каждый раз, когда увидит, что предстоит тренировка с поводком, потому что будет знать, что после этого с ним поиграют. Когда со6ака станет достаточно взрослой, она уже будет понимать, чего от нее хотят, и закрепление команд пойдет быстрее и эффективнее. Если у собаки будет наблюдаться тенденция к неподчинению, то теперь уже можно будет воспользоваться строгим ошейником, стараясь при этом не переусердствовать. Если собака тянет поводок, ей надо немедленно скомандовать идти рядом, а секундой позже резко дернуть за поводок, чтобы она оказалась рядом, с левой стороны. Большой оши6кой будет сначала дернуть, а потом скомандовать, потому что собака тогда не поймет, что рывка можно избежать, если сразу подчиниться команде.

Команда «Нельзя!» Очень многие владельцы охотничьих собак не уделяют должного внимания этой команде. И делают большую ошибку. Ведь в повседневной жизни команда, отменяющая любое действие , очень нужна владельцу вне зависимости от породы собаки. Нужна она и в процессе подготовки собаки к охоте. Начальное обучение этой команде, происходит просто. Как уже говорилось выше: «Главное правило - никогда не разрешать щенку делать то, чего не должна делать взрослая собака».

Тогда он еще в раннем возрасте приобретет необходимые навыки поведения, и они сохранятся у него на всю жизнь, точно так же, как и при воспитании детей. Если щенка приучить к регулярному режиму, правильному поведению и вежливости, он правильное поведение 6удет для него совершенно естественным.

Для обучения команде «Нельзя», Вам прежде всего придется поработать над собой. Вам надо научиться никогда не повторять команду «Нельзя». За ней всегда должно следовать действие. Или активная похвала за выполнение или наказание за невыполнение.

Только стоит помнить, что для каждой собаки понятие наказания индивидуально. И оно должно быть пропорционально усвоению команды собакой. Очень помогает собаке правильно понять команду упражнение по отработке команды «Нельзя» во время еды. Дайте щенку, предварительно освоившему команду «Нельзя», съесть половину порции, и давайте команду. Помогите щенку выполнить ее, если это необходимо, придержав руками первые несколько раз. В дальнейшем добивайтесь выполнения команды, постепенно увеличивая расстояние, на котором собака выполняет команду, и различные отвлекающие факторы.

Подача.

Подача – важнейший элемент работы спаниеля. Без подачи спаниель – не спаниель. В то же время это элемент работы, при отработке которого, в отличие от других команд, нельзя применять наказание.

Иногда говорят, что безотказная подача – врожденное качество спаниеля, в том числе русского. Правильнее считать, что способность быстро обучаться подаче – породный признак русского спаниеля. Отрабатывать подачу надо всё же с каждой собакой. Не подающие собаки не смогут пройти обязательные испытания, и будут исключены из разведения, поэтому хозяину очень важно не сделать ошибок при отработке этого элемента. Есть предположение, что редко встречающиеся отказ от подачи и "тугая подача" – врожденные недостатки, но, как правило, это все же следствие ошибки при натаске.

Охотники часто яростно спорят по поводу того, как лучше научить охотничью собаку подавать дичь. Некоторые утверждают, что этому можно научить в процессе игры, другие говорят, что необходима продуманная система обучения, основанная на врожденной склонности собаки приносить хозяину разные предметы, есть и такие, которые считают, что со6аку можно заставить приносить дичь и силой.

Да, врожденная склонность очень важна, иначе любую собаку можно было бы научить чему угодно, и не было бы надобности в различных породах охотничьих собак. Разумеется, обучение подаче дичи не исключение. И хотя можно получить приличные результаты почти всегда, если подходить к делу обстоятельно, все-таки собака должна иметь к этому врожденную предрасположенность. В принципе можно научить любую охотничью собаку подавать, если подойти к делу терпеливо и до6рожелательно. На самом деле прирожденные подавальщики есть также среди такс, гончих, лаек и терьеров, многих комнатных и служебных со6ак тоже можно научить приносить предметы. Но способности к подаче 6ольше всего развиты у собак, работающих по птице, хотя легавые, спаниели и ретриверы тоже очень различаются. Некоторые породы и отдельные собаки настолько любят подавать, что готовы носить один и тот же предмет бесконечно, других надо уговаривать, даже если надо недолго пронести что-нибудь в зубах.

Но даже если ваша собака с удовольствием приносит вам игрушки, полагаться исключительно на природную склонность собаки приносить предметы рискованно. В поле нельзя удовольствоваться собакой, которая подаёт только когда захочет. Хороший спаниель должен всегда находить и приносить добытую дичь по команде. Что6ы получить такого надежно подающего спаниеля, необходимо добиваться абсолютного подчинения команде «подай!». Искусство состоит в том, чтобы при обучении собака всегда помнила о своих обязанностях, но при этом испытывала удовольствие от выполненной подачи.

Если рано начать играть в подачу предметов с маленьким щенком, то это поможет развить его природные способности и установить положительное отношение к такой ра6оте. С этой командой надо решительно избегать категорических тре6ований, потому что от такой учебы может получиться больше вреда, чем пользы. Будет еще время добиваться полного подчинения, а то если начать делать это слишком рано, малыш начнет избегать обучения и упрямиться.

Начинайте с теннисного мяча, покатав его по полу перед щенком, покидав из руки в руку, не давая щенку взять его. После этого протяните щенку мячик со словами «Возьми». Большинство щенков хватают в пасть мячик сразу, и некоторое время держат его. Не выпуская мячик из руки, скажите «Дай», одновременно осторожно чуть провернув мячик в пасти щенка. И бурно похвалите, когда щенок выпустит мяч из пасти. Щенок должен понять, что хозяину очень нравится, когда он отдает мячик владельцу. Можно повторить, если щенок проявляет явный интерес к мячику.

Если это упражнение не будет получаться, то надо его прекратить и попро6овать через несколько дней. Получилось? Щенок по Вашей просьбе «Дай» отдает мячик сам? Тогда, поиграв с ним мячиком, покатите его по полу. Чаще всего щенок подберет мяч и возвратится с ним. Некоторые щенки начинают это делать уже в возрасте восьми - десяти недель, а некоторые - намного позже. Можно помочь щенку, присев на корточки, когда он возьмет мячик. Так он охотней побежит к Вам. Необходимо набраться терпения и ждать, когда это упражнение получится. Не беда, если это будет не сразу, отложите его на неделю. Очень важно не ругать щенка, не пытаться принуждать его или 6ороться с ним.

Еще один принцип - никогда не давать щенку 6ежать за мячом сразу: удерживайте его несколько секунд после того, как мяч остановится, тогда он довольно 6ыстро научится подносить только по команде. Часто уже в возрасте трех-четырех месяцев щенок привыкает спокойно сидеть и ждать команду «Вперед!» Если приучить его к этому, то и став взрослой собакой, он не будет срываться и бежать за подачей.

Не стоит сразу добиваться идеальной подачи. Не страшно, если щенок будет выпускать мяч до того, как вы его возьмете. Придет время, и молодая со6ака научится правильной подаче. Если пытаться получить все сразу, можно испортить щенку удовольствие от игры и отвратить его от этого занятия. Когда вы удостоверитесь, что он неизменно возвращается с мячом назад, можно перейти в большую комнату или на улицу.

Собакам сложнее обращаться с более крупными, чем мячик, предметами, к этому её надо приучать. Подходящий подручный предмет для этого – литровая пластиковая бутылка, наполовину наполненная водой и закрытая крышкой. Упражнения надо делать более трудными, чтобы стимулировать собаку и усилить ее желание ра6отать, поэтому мяч и бутылку лучше заменить полотняным чучелом или муляжом птицы «дамми» (dummy ), купленными в магазине принадлежностей для собак или изготовленным самостоятельно.

Многие собаки любят играть с палочками, даже подавать их, чтобы хозяин их бросал. Но такая игра не заменяет занятий с предметами, предназначенными только для подачи.

Когда собаке будет около года, и она будет полностью приучена подчиняться, упражнение можно будет усложнить, при этом уже обязательно надо тре6овать подчинения. Развлекательная подача, подача-игра, которой вы занимались с со6акой до этого, должна быть заменена на обязательную подачу. Подачу по команде, которую необходимо выполнять беспрекословно. Иначе собака будет подавать только тогда, когда захочет. Занятия надо снова перенести в помещение. Сядьте рядом с со6акой, подержите чучело у ее носа и дайте команду принести. Многие со6аки хватают чучело еще до подачи команды, вы можете разрешить сделать это раз или два, но затем всегда надо настаивать на том, чтобы она дожидалась команды. Некоторые со6аки начинают хватать чучело по команде сразу, а некоторые словно не понимают, чего от них добиваются, хотя во время игры приносили предметы сотни раз. Вы должны вести себя спокойно и до6рожелательно: дайте собаке взять чучело зубами, говоря «Возьми!», затем заберите у нее чучело со словами «Дай!», и похвалите еще сильнее, собака быстро поймет, что чучело надо брать по команде, но с такой собакой надо действовать осторожно, чтобы она не утратила энтузиазма. Затем начинайте добиваться того, чтобы собака держала чучело некоторое время в зубах. Не спешите, постепенно увеличивая время, по команде «Дай!», она должна немедленно отдать чучело. Занимайтесь этим упражнением несколько дней, но никогда не продолжайте упражнение больше нескольких минут. Если собака выпустит чучело, его надо немедленно отдать ей обратно, сопроводив жест командой «держать!». Очень важно хвалить собаку, особенно вначале, когда она 6удет передавать чучело вам в руки. Хвалить надо только после того, как возьмете чучело, иначе собака может на радостях выпустить ее.

Теперь собака знает команду «держать!», которая иногда может быть полезной, если вам покажется, что собака готова выпустить то, что она подносит. Когда собака хорошо научится сидеть с чучелом в зубах, вы можете отойти от нее на несколько шагов, подозвать ее, посадить и скомандовать «дай!». Можно и научить ее идти рядом, с чучелом в зубах.

Таким способом вы не только научите со6аку правильно подавать, это также важное упражнение на общее послушание. Необходимо подчеркнуть, что во время описанных упражнений никогда нельзя выражать нетерпения, гнева или жестоко о6ращаться с собакой. Воспринимайте все трудности спокойно, решайте проблемы в атмосфере дружеского поощрения и настойчивости.

Когда со6ака начнет хорошо выполнять команду «подай!», держать предмет столько, сколько потребуется, и выпускать его по команде «дай!», можно будет начать сочетать поноску с бросанием предметов. Собака будет приносить предметы быстро и радостно, но в то же время и дисциплинированно.

Отношение к выстрелу.

Очень важно научить собаку правильно относиться к выстрелам еще до того, как она впервые пойдет на охоту. Особенно важно это для спаниелей, которые находятся во время охоты в центре событий, и выстрел производится всегда рядом с ними. Если со6ака боится выстрела, на охоте она 6удет бесполезна. Хотя предрасположенность к боязни выстрела у русских охотничьих спаниелей встречается крайне редко, собаку все же можно испортить, если она не будет подготовлена к тому, чтобы услышать первые выстрелы. Испуг от неожиданного выстрела выражается в том, что собака становится нервной, демонстрирует нежелание работать и стремится отбежать или жмется к ногам. Это почти так же плохо, как и врожденная боязнь выстрела, но такую реакцию можно и нужно предупреждать, приучая щенка к выстрелам постепенно. Можно также напугать собаку фейерверками – держите щенка подальше от них.

Начинайте тренировку со стартового пистолета. Многие щенки никак не реагируют, если рядом с ними стрелять из пистолета, но на всякий случай стрелять надо начинать на расстоянии не меньше пятидесяти метров, при этом должен присутствовать второй человек, чтобы играть со щенком в то время, когда раздается выстрел. Щёнок должен продолжать играть, не обращая на выстрел внимания. Если щенок не будет демонстрировать отрицательной реакции, второй выстрел следует произвести на таком же расстоянии. Если повторять упражнение и постепенно сокращать расстояние, то очень скоро вы обнаружите что щенок не о6ращает никакого внимания, если стрелять рядом с ним, когда он, например, ест. После этого можно переходить к ружью, действуя точно так же. Стрель6у в непосредственной близости от собаки необходимо отложить до того времени, когда начнется ее обучение со6ственно охоте.

Приучение к автомобилю.

Любая охотничья собака должна хорошо переносить путешествия в автомобиле, поэтому надо обязательно приучать маленького щенка к недолгим автомобильным поездкам. Большинство людей предпочитает сажать собак в заднюю часть своей машины, но это самое неподходящее место, если окажется, что щенка укачивает. Чем дальше от центра тяжести автомобиля, тем сильнее ощущаются повороты, поэтому лучше всего посадить щенка на пол рядом с водителем, поближе к центру тяжести.

Разумеется, во время первой поездки в машине должно быть два человека, что6ы водитель мог сосредоточиться на дороге, иначе надо будет зафиксировать его специальной шлейкой. Если щенку не разрешать запрыгивать на сиденье, он скоро привыкнет оставаться на полу. Постепенно он научится оставаться на месте даже при кратковременных остановках автомобиля (частая причина несчастных случаев – собака выскакивает на дорогу за вышедшим хозяином). Погода должна быть не слишком теплой, потому что в машине с закрытыми окнами бывает порой слишком уж жарко.

Когда щенок привыкнет ездить и будет охотно запрыгивать в автомобиль, его можно начинать возить и сзади.

Приучение к контейнеру.

Когда-то допускалась перевозка собак даже в салоне самолета, сейчас процедура гораздо сложнее. Собак можно везти только багажом, в контейнере. Если вы собираетесь куда-либо ездить, то следует озаботиться его приобретением и приучением собаки к нему. Пока собака ещё молода, её даже лучше приучить сидеть днём в контейнере – у вас будет меньше проблем с разгрызенными вещами, если такое случается. Многим собакам даже нравится иметь своё спальное место, и они сами с готовностью уходят в контейнер, перед тем как хозяева уходят на работу.

Заключение.

Когда ваш щенок будет безотказно садиться на любом расстоянии от вас и сидеть до разрешения бежать дальше, когда он будет безотказно бросать всё и бежать к вам по команде «Ко мне!», когда он будет по команде подавать вам брошенные игрушки – тогда он готов к занятиям в поле.

Кокер-спаниели являются добродушными, жизнерадостными и игривыми собаками, которые представляют из себя замечательных питомцев. К счастью, кокер-спаниели очень легко дрессируются, особенно в щенячьем возрасте. Дрессировка кокер-спаниеля потребует от вас многократных повторов, терпения и применения позитивных видов поощрений. Со временем ваша собака станет хорошо обученным и достойно себя ведущим питомцем.

Шаги

Приучение кокер-спаниеля к клетке

    Подберите для своего кокер-спаниеля клетку. Важным аспектом дрессировки кокер-спаниеля служит его приучение к клетке. Если все будет сделано правильно, ваша собака начнет считать свою клетку личным убежищем и местом отдыха, а не местом для наказания. Продающиеся в зоомагазинах клетки бывают различных размеров и изготавливаются из различных материалов, например, из пластика, ткани и металла.

    Сделайте клетку комфортной для собаки. Чем более привлекательно выглядит для собаки клетка, тем больше ей захочется проводить время внутри нее. Поставьте клетку в оживленной комнате вашего дома, например, в зале и постелите внутрь удобную подстилку. Также в клетку можно положить некоторые собачьи игрушки и угощения.

    Кормите собаку в клетке. Когда наступит время кормления вашего кокер-спаниеля, поставьте его в миску с кормом в клетку. Располагайте миску у дальней стенки клетки, чтобы собака входила внутрь полностью, когда ей потребуется поесть. Если собаке неудобно полностью заходить в клетку, подвиньте миску чуть ближе к передней стороне клетки, где собаке будет более удобно.

    Увеличьте нахождение собаки в запертой клетке до 30 минут. После того, как ваш кокер-спанель начнет комфортно питаться в своей клетке, его необходимо приучить к тому, что более длительное нахождение в клетке (в течение 30 минут или более) также является для него комфортным. Для начала побуждайте собаку войти в клетку, указав на нее рукой и подав команду “в клетку”. Когда собака войдет внутрь, дайте ей угощение в качестве поощрения и закройте дверцу. Постойте рядом с клеткой в течение 5-10 минут, а затем уйдите в другую комнату, чтобы собака несколько минут не могла вас видеть. Когда вернетесь, снова побудьте рядом с клеткой некоторое время, а затем выпустите собаку.

    Когда покидаете дом, оставляйте собаку в клетке. Перед своим уходом из дома побудите собаку войти в клетку. Когда она окажется в клетке, поощрите ее угощением, закройте дверцу и тихо оставьте одну. Очень важно не затягивать свой уход и не делать его чрезмерно эмоциональным. Когда вернетесь домой, оставайтесь спокойными при приближении к клетке собаки, чтобы выпустить ее.

Приучение кокер-спаниеля ходить на поводке

    Подберите для своей собаки поводок и ошейник. Если у вас еще нет поводка и ошейника для кокер-спаниеля, вы можете приобрести их в ближайшем зоомагазине. Поводок должен быть длиной около 1,2-1,8 метра. Вам подойдет обычный ошейник с пряжкой для пристегивания поводка. Шлейки, удушающие и строгие ошейники не подходят для обучения кокер-спаниеля хождению на поводке.

    • Приобретаемый вами поводок должен быть неудлиняемым. Удлиняющиеся поводки на самом деле способствуют тому, чтобы собака продолжала тянуть поводок и не шла рядом с хозяином.
  1. Познакомьте кокер-спаниеля с его ошейником. Это важно, если у вас щенок спаниеля, который еще никогда ничего не носил на шее. Вероятно, это не обязательно для взрослой собаки. Наденьте ошейник на шею щенку тогда, когда он будет увлечен чем-то еще, например, во время кормления или игры. Оставьте ошейник на собаке, даже если она попытается его снять. Если вы снимете ошейник в тот момент, когда собака пытается от него избавиться самостоятельно, вы только подкрепите это неправильное поведение.

Социализация Щенка

Этап социализации щенка – это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на возрастной период от 2 до 3 мес. В этом возрасте щенки спаниелей очень подвижны и любопытны: малыши с упорством исследуют и испытывают на прочность все предметы новой обстановки в хозяйском доме. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов, телефонные звонки и др.
Ваш питомец в этот период знакомится со множеством новых явлений и вещей: мебель в квартире, цветы и деревья на улице, птицы за окном, возможно, какие-то животные, которые есть в вашем доме (кошки, хомячки).
Обычно к другим живым существам щенки относятся с дружелюбным любопытством. Они обнюхивают своих новых знакомых, а громкое тявканье или лай малыша – всего лишь обычная реакция на незнакомый предмет.

Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время вам уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!», «Гуляй!» и «Ко мне!», а к началу 4-го мес жизни освоить уже более сложные команды. Теперь он может справиться с выполнением тех распоряжений и запретов хозяина, которые выражены командами «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!», «Нельзя!». Следует помнить, что до достижения малышом 2-месячного возраста начинать занятия с ним нецелесообразно и даже вредно, потому что при дрессировке психика собаки подвергается огромной нагрузке, что может привести к стрессу.

Щенки исследуют все новые предметы, они очень любопытны

В возрасте 2–3 мес щенки обладают повышенной возбудимостью и неустойчивой психикой. В этот период им просто необходимо внимательное, чуткое и бережное отношение хозяина.
Надо помнить, что стресс у щенка может вызвать не только переутомление, но и, например, проведение лечебно-профилактических манипуляций, вакцинация у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, захватите с собой какое-нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание вашего щенка от пугающих его процедур.

При воспитании собаки нужно соблюдать известное правило о том, что любые крайности вредны. Безграничная любовь хозяина, как и его чрезмерная строгость в общении со своим питомцем не помогут вырастить хорошую собаку.
Очень важно с первых дней общения с щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину, и этот навык старайтесь вырабатывать у него даже во время игры.

Очаровательная внешность спаниеля и его добродушный характер часто ведут к тому, что этих собак с детства слишком балуют. Наказание в этом случае не приносит щенку особого огорчения, и он может стать капризным и своевольным. Удачное сочетание таких качеств этой породы, как покладистость и сообразительность, способствует тому, что спаниели весьма редко вырастают «неудобными» для семьи собаками.
Следует помнить об агрессивности, которая иногда присутствует в поведении маленького щенка и которую часто не принимают всерьез, что совершенно неправильно.

Щенку спаниеля надо с самого начала решительно показать, что существует субординация в отношениях с человеком. Часто же бывает так, что хозяева только смеются, если щенок рычит или пытается укусить, например, в ответ на попытку поправить ему уши во время еды. Поэтому бывает невозможно у взрослой собаки отличить врожденную агрессивность от неправильного воспитания.
Основной отрицательной чертой спаниелей, присущей всем представителям этой породы, считают их пристрастие к еде, явно превосходящее потребности организма собаки. Поэтому самый тяжкий труд для хозяина – держать свою собаку в хорошей форме, не перекармливать ее, иначе питомец станет толстым, вялым и малоактивным.
Помните, что хорошая физическая форма – залог бодрости, жизнерадостности и долголетия вашей собаки.

Основной Запрет

Лучше всего начинать воспитывать щенка с момента первого кормления. Молодые собаки постоянно испытывают чувство голода. Их обоняние хорошо развито, что позволяет животным в точности определить, какие блюда подаются на стол хозяина. Тактика щенка достаточно проста. Он садится на пол в поле зрения хозяина и в течение нескольких минут внимательно наблюдает за тем, как тот ест. Обычно этого бывает достаточно. Человек, глядя на несчастного, голодного щенка, поддается чувству жалости и дает ему кусочек со стола.

Никогда этого не делайте! Хоть раз уступив собаке, в дальнейшем вы уже не сможете настоять на своем. Щенок так и будет попрошайничать, уверенный, что хозяин ему не откажет. Допустив подобное, вам будет не только сложно контролировать рацион питомца, но вы также ставите под сомнение качество его обучения.
Конечно, сложно спокойно сидеть за столом и есть вкусную пищу в то время, как собака сидит рядом и не сводит с вас просящего взгляда. Однако, если вы проявите необходимую твердость, животное скоро поймет тщетность своих усилий и вернется к собственной миске.

Чувство голода, которое постоянно испытывает спаниель, требует от вас особой внимательности и на прогулках. К сожалению, отучить его подбирать и разыскивать что-либо съедобное на улице – задача практически невыполнимая. Некоторые владельцы выходят из положения с помощью намордника. Спаниели быстро к нему привыкают, и при прогулках это им совершенно не мешает.

Что же может делать хозяин, желая наказать щенка за непослушание или излишнее упрямство? Бить его ни в коем случае нельзя: это приведет к негативным последствиям и отразится на дальнейшем формировании характера собаки.
Наиболее эффективными способами воздействия на щенков считаются следующие:
взять спаниеля за загривок и слегка прижать его к полу или, наоборот, приподнять вверх и встряхнуть;
шею щенка слегка сдавить одной рукой, а другую наложить на его морду сверху и сжать буквально на секунду. Это действие хозяина вызывает у щенка крайне неприятные и болезненные ощущения, а в сочетании с командой «Фу!» наказание оказывается для малыша весьма эффективным.

Собака должна признать лидерство хозяина

В период социализации питомца постарайтесь приучать его к установлению дружеских контактов с другими собаками, которых хозяева выгуливают в одно с вами время.
Получая удовольствие от общения с себе подобными, собака растет более уравновешенной, проблем при дрессировке возникает гораздо меньше.

Период Доминирования

Этот этап в жизни щенков приходится примерно на 3–4-й мес жизни, когда между собаками-сверстниками начинается борьба за лидерство. Главное, что должно произойти в этот период в психике щенка, – это признание своего хозяина доминирующей личностью, да и другие члены семьи также должны быть «выше по рангу». Иначе собака будет претендовать на роль вожака, а таковым должен всегда оставаться хозяин.
Взрослеющий спаниель при первой же возможности обязательно проверит, кто главный в семье. Играя, он может укусить хозяина, зарычать или залаять на него. Но, получая каждый раз достойный отпор, щенок начинает признавать доминирующую роль человека и учится подчиняться хозяину.

Практика показывает, что возможны три вида взаимоотношений между хозяином и собакой, которые формируются, когда щенок достигает 3–4-месячного возраста. В первом случае лидерство принадлежит человеку, во втором – спаниелю, в третьем же устанавливается определенное равноправие между ними.
Если вы хотите воспитать свою собаку по всем правилам, приемлемым вариантом для вас должно быть только ваше личное лидерство. Поэтому во время игр и прогулок всегда уделяйте особое внимание поведению собаки по отношению к вам. Сдерживайте любознательность и эмоциональность вашего питомца, не позволяя ему тянуть вас то в одну, то в другую сторону. Применяйте команды «Нельзя!» и «Фу!», слегка хлопая собаку по бедру; со временем она усвоит, что с вами недопустимо вести себя как вздумается. Правильно воспитанная собака никогда не будет лаять на хозяина, тем более скалить зубы и рычать на него во время игры.

Таким образом, на этапе доминирования устанавливается более тесный психологический контакт между собакой и ее хозяином. Трехмесячный спаниель при правильном воспитании полностью признает права своего хозяина.
Необходимо учесть, что к 4-месячному возрасту у спаниелей (особенно у кобелей) уже заканчивается формирование эмоционального восприятия окружающего мира, и потому определенные навыки и полученные от вас к этому времени установки останутся у вашей собаки на всю жизнь.
Спаниелю в период доминирования необходимы систематические тренировки, в ходе которых владелец отрабатывает с ним команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!». Физическая и психическая нагрузка в этом возрасте может постепенно возрастать.
Для 3-месячного спаниеля уже следует приобрести ошейник и выгуливать его на поводке. Есть несколько общепринятых правил, которые используют собаководы для приучения малыша к ошейнику и поводку.

Приучение щенка к ошейнику
Ошейник щенку надевают с 3-месячного возраста, предварительно дав собаке обнюхать новый предмет, чтобы она не испугалась этой процедуры.
Первый раз на щенка надевают ошейник за несколько минут до кормления, желательно в процессе игры, незаметно. Во время кормления щенок занят пищей и меньше реагирует на ошейник.
После кормления желательно вынести щенка на улицу на руках и отпустить побегать в подходящем для этого месте. Играть со щенком можно только после того, как он несколько раз помочится, так как малыши за один раз не могут освободиться от кала и мочи.
После возвращения домой следует снять ошейник и надеть вновь перед следующим кормлением.
После неоднократного повторения этой процедуры (обычно к 3,5 мес) ошейник будет ассоциироваться с кормлением и прогулками.

Приучение щенка к поводку
Выбирают длинный поводок, веревочный или из прочной тесьмы, дают щенку понюхать его и незаметно пристегивают к ошейнику.
Затем надо отбежать от щенка, чтобы он кинулся вдогонку с волочащимся поводком.
После продолжительной игры отстегивают поводок, а через некоторое время пристегивают вновь. Через несколько дней щенок привыкнет к поводку и не будет его бояться.

Щенка нужно приучать к ошейнику и поводку уже в 3 мес
Поводок постепенно укорачивают и, давая щенку лакомство, выгуливают питомца на поводке, не допуская, чтобы малыш кусал его или тянул.
Ни в коем случае нельзя использовать поводок для наказания щенка.

Даже дисциплинированные собаки могут проявить свой горячий нрав во время прогулки по улице, особенно это касается кобелей.
Надо отметить, что кобели уже к 4-месячному возрасту проявляют высокую половую активность и, играя, могут энергично наскакивать на своих сородичей или на ногу хозяина. Такие забавы говорят лишь о проявлении природного полового инстинкта собак, и вам не стоит поэтому слишком сурово относиться к подобному поведению питомца. Лучше займите вашего спаниеля активными играми на лужайке или в парке, чтобы он смог полностью переключить свое внимание на что-нибудь другое.