Местонахождение всех ключей в игре fable 3. Пещеры Ледяного Дыхания - FG.INFO

Прошу прощения мне было скучно



Ключи


Нью-Глушвиль.
Н.-Г.-Сити
1. Когда будете идти от порта, обратите внимание на первое заводское здание после него (по левой набережной). На втором этаже там ключ.
2. После того, как получите корону, вернитесь в тот цех, через который вы пробивались к пристани. Ключ в шахте лифта на 2-м этаже. Доп.: цех находится напротив того выхода из канализации, через который вы впервые попадаете в город. Вход в него во дворах, по дороге увидите лежащее на ящиках объявление Логана.
3. Канализация. Вход в доме Хорька (по квесту).
4. Канализация, вход с набережной около завода Ловкача. Как войдете - направо. Туда же посылают по квесту с пропавшим кольцом.
Н.-Г. Замок
На этой локации находится Золотая Дверь (в катакомбах под Замком).
5. Внутренний двор. За статуей короля (слева от катакомб).
6. Катакомбы. Перед первым мостом свернуть налево.
Старый квартал Н.-Г.
7. От ворот, ведущих к озеру, направо, вдоль стены.
8. "Дом вечерних теней", 2-й этаж. Дом находится на подъеме к крепостному мосту, справа от дороги.
Н.-Г. рынок
9. Если стоять спиной к выходу из Замка, то справа будет дом. Ключ за ним, на заднем дворе.
10. Набережная со стороны главных ворот (у воды).
11. Логово Хорька (вход под мостом). Доступ в него вы получите по квесту, который вам дадут уже после восхождения на престол.
Альбион.
Мельничное поле.
12. Если идти от Глушвиля и станции монорельса, то после одного из поворотов дороги вы окажетесь на холме, с которого хорошо видно озеро. Слева будет статуя. Запомните место, оно станет ориентиром. От него поверните налево, не доходя до домов увидите ключ.
13. Если от места со статуей повернуть направо, то увидите пруд. На его берегу еще один ключ.
14. Вернитесь на развилку со статуей и перепрыгните через ограду и поднимитесь на горку.
15. Станция монорельса.
16. Перечная пещера (вход напротив станции).
17. Особняк Ловкача, тайная спальня.
18 и 19. Промозглая пещера. Доступ к этим ключам вы получите только после квеста "Дружба с хоббами", который вам дадут после завершения сюжетки. Ключ № 18 на берегу подземного озера (придется поплавать по лабиринту из камней, чтобы добраться до него). № 19 - на утесе, который видно от входа в пещеру, найти его будет несложно.
Горелесье.
На этой локации находится Золотая Дверь (ищите в склепе).
20. Сразу после форта начинаются окопы. Осмотрите их, ключ за деревяшками, которые надо разбить.
21. Около поселения Зеленых, в руинах (ищите по дороге от кладбища).
22. Склеп. В одном из старых склепов справа от входа в локацию.
23. Склеп. После № 22 поднимитесь на лестницу до конца и идите налево до стены. Прыгайте вниз.
Дом Заходящего Солнца.
На этой локации находится Золотая Дверь (как пройдете ворота, поворачивайте направо и до упора).
24. Слева от демона.
25. После ворот налево, ищите в лесу.
Серебряные Сосны.
26. Перед входом в деревню сверните налево по тропе.
27. Внутри рудника.
Остров Сплавщиков.
28. В одноименной пещере (вход на среднем о-ве со стороны побережья).
29. Помните квест с хоббами? На самом левом острове (если стоять спиной ко входу в локацию) была их стоянка. Идите к ней и подойдите к левому краю холма. Ключ внизу. Доп. ориентир - рядом с этим местом разбитый каменный мост.
Золотой ключ. Чтобы достать его, вам нужно дождаться, пока локация станет обжитой. Тогда появится мост к синему шарику на скале. С его помощью вы активируете портал и попадете к золотому ключу.
Яснодол.
На этой локации находится Золотая Дверь (в Хранилище Академии).
30. Дом за городской стеной. Перед домом небольшой мостик, ключ под ним.
31. Дом, перед которым устраиваются куриные бега. Ключ между домом и городской стеной.
32. Около Академии, слева от входа.
33. Хранилище Академии. После того, как нырнете с моста, пройдите в комнату, из нее - в коридор. Там есть закрытая дверь, за ней и находится ключ.
34. Хранилище Академии. Комната с поднимающимися платформами. Ключ на самой верхней террасе, рядом с чьим-то гробом (попасть туда можно от другой стороны разрушенного моста).
Хмарская долина.
35. Левый берег озера, за бревнами.
36. Если стоять спиной к станции монорельса, то налево уходит горная гряда. Идите вдоль нее, пока не увидите тропинку. В конце ключ.
37. Пещеры Ледяного дыхания. Когда идете к демону по оврагу, то наверху виден мост. Вам нужно перейти этот мост и вы дойдете до одного из входов в пещеры (всего их 3). Ключ внутри, не пропустите.
38. Пещера с монорельсом. Недалеко от входа со стороны Хмарья есть закрытая дверь. Ключ от нее лежит в сундуке в этой же пещере. Когда откроете ее - идите вперед; развилок не будет, ключ не пропустите.
39. Пещера с монорельсом. С левой стороны за бочками, после закрытой двери (см. № 38).
Золотой ключ. Пройти насквозь нижнюю пещеру Ледяного Дыхания (та, которая с замерзшим озером).
Лагерь наемников.
40. Самое высокое место в лагере (вас туда высадят после битвы с атаманом). На нем стоит смотровая вышка, под ней - ключ.
Лагерь Вольных.
41. Рядом с троном Сабина.
Континент "Аврора".
Аврора
42.Если стоять спиной к демону, то виден алтарь у скалы напротив. От этого алтаря направо уходит пропинка. Идите по ней и попадете на крышу дома, а с него - на мостик между домами. Ключ там.
43. Если идти от города к пустыне (выход из локации), то справа будет тропинка. На ней ключ.
Зыбучие пески (пустыня)
44. От входа со стороны авроры прямо, потом налево. Ключ справа от дороги.
45. Если стоять спиной к храму, через который вы бежали после крушения, то чуть справа видны колонны. Ключ за ними.
46. Встаньте спиной к храму и идите направо вдоль края локации. Идти долго.
47. Дворец осыпавшихся песков. Недалеко от входа на левой стене дверь. Ключ за ней.
48. Дворец осыпавшихся песков. В комнате с алтарем, слева от него.
Золотой ключ. После окончания главной сюжетной линии в Авроре появится мужик, продающий "Ключ к еще большему ключу". После того, как купите его, идите в пустыню к храму. Встаньте к нему спиной и идите направо, упретесь в пещеру "Перекрестки". Ключ внутри.
Скрытая тропа.
49. Дойдите до конца локации и посмотрите направо.
50. В пещере "Загадка".
Золотой ключ. Находится в пещере "Загадка", в самом конце

Гномы


Аврора
Гномы - 2
1) Если спускаться в доки и повернуться лицом к городу, то вы увидите гнома сидящего высоко на дальнем левом доме. Он находится между этим домом и следующим справа, возле окна второго этажа.

2) Спускайтесь по тропе от демона-стража и держитесь левой стороны. Гном будет над аркой на одном из домов, просто ориентируйтесь по его крику.
Нью-Глушвилль Замок
Гномы - 2

1) С помощью карты телепортируйтесь в замок. Как окажетесь на месте, идите налево после большой лестницы, затем поверните направо и спускайтесь вниз на кухню. Гном на деревянной полке над большой бочкой.

2) Он стоит на птичьей купальне, в углу сада. Выйдите из замка через кухню, и ищите слева. Вот и гном.

Нью Глушвилль Сити
Гномы - 3

1) Гном под мостом на пути ведущем на рынок. Он внутри маленькой арки в стене. Вам нужно будет спуститься под мост чтобы найти его.

2) Когда вы откроете доступ к фабрике пирогов во время квеста "Свободу животным", ищите его в клетке под входом на фабрику.

3) Идите к мосту ближайшему к докам. На западе от моста стоит большое кирпичное здание. Высоко на стене этого здания сидит мелкий паршивец.

Нью-Глушвилль Рынок
Гномы - 3

1) Недалеко от выхода в Нью-Глушвилль Сити есть лестница по которой можно подняться на городскую стену. Гном в аллее, в углу немного дальше лестницы.

2) Недалеко от выхода в Нью-Глушвилль Сити есть лестница по которой можно подняться на городскую стену. Когда подниметесь по ней, идите на юг в направлении тюрьмы. Вы увидите гнова вверху на стене.

3) Пройдите через дом расположенный слева от паба. Гном на заднем дворе, справа от двери.

Нью Глушвилль Старый квартал
Гномы – 2

1) Найдите дом пятен (лучше всего просто использовать вашу карту). После того как вы найдёте его, и поймёте, где вы находитесь, вы найдете гнома на правой часть этого дома.

2) Идите через главную площадь с магазинами в старом квартале. Поверните налево в конце этой дороги, и гном будет на стене одного из домов. Ищите небольшую лестницу, дом справа от неё (около городской стены).

Яснодол
Гномы (3)

1) Дом расположенный ниже Яичного Дома (за каменным мостом), там вы найдете гнома. Он на трубе примерно посередине дома.

2) Это легко. Он внутри дома Брайана, что справа от Академии. Зайдите внутрь, и вы увидите его высоко на стене.

3) Ищите дом «Грубость Шуршунчиков». Гном на камнях за ним.

Катакомбы
Гномы (1)

1) После революции, вернитесь в замок и войдите в катакомбы. Идите в Первый туннель, и вы найдете его справа (почти сразу).

Клоака
Гномы (1)

Вы можете найти клоаку в особняке Вуббла-Фаддлбака-Глимборга через дорогу от детского дома. Идите через туннели, пока не найдете второй тупик. Вы должны видеть гнома довольно высоко на стене этого тупика.

Пещеры замёрзшего дыхания
Гномы (2)

Пещеры замерзшего дыхания находятся в Хмарской Долине

1) Лучший способ найти их - пойти к двери Демона и обернуться назад. Идите назад как вы пришли, и направо в гору. Просто держитесь правой стороны. В конце концов вы пересечете мост и найдете пещеру слева от вас. Важно держаться правой стороны. Гном сразу после входа, на вершине сталактита.

2) Вы должны будете войти в пещеры со стороны монорельсовой станции (через озеро от форта). Как только будете на месте, ищите лед, чтобы увидеть гнома стоящего на вершине сталагмита.

Промозглая пещера
Гномы (2)

1) После захода внутрь пещеры, идите по пути к водопадам. Вы должны увидеть гнома на камнях у водопадов.

2) По пути через пещеру будет тропка, который идёт вокруг кучи камней. Это в юго-западном углу (если это поможет). Когда вы будете обходить вокруг этих камней, вы должны услышать его дразнящего вас. Ищите за камни на маленьком ответвлении в непосредственной близости от основной тропы, чтобы найти его.

Остров сплавщиков
Гномы (2)
Остров станет доступным только после завершения квеста "Реставрация" в Мельничных Полях

1) Ищите отдельно стоящий остров в самом дальнем от входа углу карты. Он на этом острове.

2) Вы найдете этого гнома на маленький домике в центре нескольких деревьев. Это возле небольшой группы домов известных как прибрежные Коммуны Робина (на полностью противоположной стороне карты от острова первого гнома). Вы увидите тропинку из этой общины. Просто следуйте по ней, чтобы найти его.

Лагерь вольных
Гномы (1)

1) Начните от выхода к Хмарской долине. Спуститесь вниз и по мосту, а затем идите направо вверх на холм. Следуйте по дорожке налево, и вы должны услышать как он орет на вас. Спускайтесь по направлению к вагончику и посмотрите налево, чтобы увидеть его на дальних камнях.

Дыра
Гномы (2)

1) Идите к обломкам вагона монорельса. Как только будете на месте, вы должны услышать его дразнящего вас. Посмотрите на фонарный столб, чтобы увидеть его висящего там (это до пересечения моста).

2) Повернитесь лицом ко входу на арену (как зайдёте в нее), чтобы найти его высоко слева.

Лагерь наемников
Гномы (1)

1) После квеста "Гномы - зло!", вернитесь в лагерь наемников. Идите к дальнему району от выхода к Хмарской долине, чтобы найти гнома стоящего на вершине водонапорной башни.

Мельничные поля
Гномы (3)

1) Лучший способ найти этого гнома это войти со стороны Глушвилльского рынка. Проходите мимо станции монорельса и добычи полезных ископаемых там держитесь правой стороны. Вы пройдёте мимо Перечной пещеры и найдете его на скалах с правой стороны.

2) После первого гнома, идите вверх по холму и направо. В конечном итоге вы перейдете мост. После этого моста поверните налево и вы услышите его кричащего на вас из руин справа. Он высоко в этих развалинах.

3) От входа в особняк Ловкача идите вниз по лестнице и сверните вправо. Вы увидите маленького ублюдка в углу справа.

Хмарская долина
Гномы (3)

1) Рядом с дверью Демона вы увидите нечто, что выглядит как замерзший водопад (это на самом деле двери). Он находится на вершине этой двери, не пропустите его.

2) Он рядом с серебряным ключом. Идите к монорельсовой станции и поднимайтесь в гору с правой стороны. Он находится на вершине этого холма.

3) Идите вниз от Двери Демона в место на карте, где стоит куча всякого инструмента и хлама (лопаты, ящики, столы и т.д.). Как только будете там, посмотрите с края скалы, чтобы увидеть его на камнях с правой стороны.

Горелесье
Гномы (2)

1) Идите от Форта до двух дорог сходящихся вместе. Вы заметите руины с арками. Этого гнома можно найти на обратной стороне этих руин (это до кладбища)

2) К двери Демона. Обернитесь. Теперь идите прямо через весь город до самых дальних канализационных туннелей. Гном на камнях Справа от этих канализационных туннелей.

Склеп
Гномы (1)

1) Там есть деревянный сундук в ряде из пяти гробниц. Гном находится там. Он между третьей и четвертой гробницами.

Хранилище
Гномы (2)
Дверь в хранилище находится в Яснодольской академии.

1) Идите через движущиеся платформы пока не увидите лестницу, ведущую вниз. Обратите внимание на колонну справа. Он за ней.

2) Нырните в воду и идите путём с большими колоннами. Вы можете найти гнома на стене справа от хранилища.

Дворец осыпающихся песков
Гномы (1)

Дворец можно найти в зыбучих песках. Идите направо от входа в город Аврора.

1) Во второй комнате оазисе, вы найдете его прячущегося высоко на стене. Можно попасть в него из-под мостика.

Стоки
Гномы (1)

Стоки находятся в Нью-Глушвилль Сити

1) Вы должны будете войти в стоки через вход под краном (самый простой способ сделать это, начать квест с поиском кольца). Поверните налево, как только сможете, и идите прямо. Через комнату с трещиной в стене. Там найдете гнома застрявшего в решетке.

Зыбучие пески
Гномы (3)

1) Телепортируйтесь в зыбучие пески, и он будет на колонне сразу слева от вас.

2) Сразу же после обнаружения первого гнома, прыгать вниз справа. Дорога к дворцу осыпающихся песков - это узкий каньон. Идите по нему и найдёте гнома на левой стороне стены, прямо перед входом в пещеру.

3) Идите по тропе, ведущей к большой каменной арке (от выхода из Авроры). Гном высоко на скале слева.

Серебрянные сосны
Гномы (2)

1) Снаружи рудника вы увидите кучу высоких деревянных подставок. Гном на верху одной из них.

2) Нужно идти на кладбище, чтобы найти этого Гнома. Он немного за склепом, на пути, который сворачивает направо. Посмотрите на деревянную башню, чтобы найти его.

Дом заходящего солнца
Гномы (1)

1) Найдите Дом заходящего солнца. Гном сидит на камнях справа от дома.

Скрытая тропа
Гномы (4)

1) Как только вы войдете на скрытую тропу, посмотрите направо. Он на камнях.

2) Это Гном находится довольно далеко после первого, опять же на камнях. Ниже входа в Загадку.

3) Как будете подниматься по лестнице после того как найдете второго гнома, на вас нападет несколько врагов. Посмотрите на каменной структуре, гном стоит на ее верхней части.

4) Этот гном находится внутри Загадки. После того как вы попадете в третью комнату, ищите его в нише напротив входа.

Как попасть в «Загадку»:

Дверь в Загадку ниже последней лестницы на скрытой тропе (справа)

Войдя внутрь, убедитесь, что для одели перчатку огненного шара.

В первой комнате, вы должны зажечь незажжённые факелы, чтобы открыть все двери. Каждый факел соответствует ближайшей к нему комнате (слева факел открывает левую дверь, и т. д.)

Перейдите во вторую комнату (прямо перед вами) и вы увидите три цветных платформы.

Нажмите их в следующем порядке: желтый, синий, желтый, красный, синий, красный, синий, красный.
P.S. После нахождения всех гномов вам дадут ружье

Редкие книги


Нью-Глушвиль-Сити.
Название: Знаменитые убийцы: Terrance Posture.
Пройдите к пивнушке Riveteer Rest и найдёте редкую книгу на столе возле пианино.

Название: Опасные вещи: Gunpowder.
Войдите в Cesspool и увидите книгу, лежащую на столе, левее одной из огромных бочек.

Нью-Глушвильский замок.
Название: Алхимия и бессмертие.
Быстро отправляйтесь к замку, поднимайтесь по лестнице, пока не попадёте к входу в тронный зал. Здесь держитесь левее и войдите в спальню. Книгу в найдёте на постели, которая находится в комнате справа.

Нью-Глушвиль-Сити (Старый квартал).
Название: Опасные вещи: заводское оборудование и станки.
От статуи рыцаря, сидящего на свинье, пройдите мимо всех торговцев и в конце дороги сверните налево. Пройдите к огороженной садовой зоне, где увидите статую человека с телескопом. Книга находится у пьедестала этой статуи.

Нью-Глушвильский рынок.
Название: Тирания тиранов.
Войдите в пивнушку Cock in the Crown. Книгу найдёте, поднявшись по лестнице и пройдя по балкону. Она лежит на столе возле окна.

Название: Всепоглощающая алчность королей и их лакеев.
Пройдите по мосту от пивнушки, выйдите из городских ворот, отыщите Dolhouse с правой стороны. Поднимитесь на второй этаж и книгу найдёте на постели.

Горелесье.
Название: Миббо-Спано теория Глаттона.
Пройдите в этот город и книгу найдёте на ящиках возле павильона, где делают татуировки.

Название: История знаменитых Королей: Старый король Освальд.
Эту книгу найдёте в Ossuary. Она лежит на карнизе балкона за золотой дверью.

Дом Заходящего Солнца.
Название: The Extraordinary Homunculus of Baron Von Orfen (Необычный гомонкулус банона Вон Орфен).
Пройдите к статуям и на скамейке справа найдёте книгу.

Мельничное поле.
Название: Приключенческий квест: Выберите книгу собственных стремлений.
Войдите на кладбище, где вы выполняли квест Смертельная Скука ("Bored to Death") и найдёте книгу в гробнице, из которой вас атаковал лидер Худых.

Название: Опасные вещи: молния.
Войдите в дом Reavers Mansion. Пройдите в комнату налево и книгу найдёте на столе слева, возле окна.

Название: Житель Тьмы.
Войдите в пещеру Dankwater, после того, как закончите квест "Hobnobbing with Hobbes". Ограды на этот раз не будет, так что можете спуститься к воде, воспользовавшись левой дорогой. Теперь войдите в воду и плывите налево. Когда минуете водопад, обнаружите небольшую пещеру, а в ней книга, лежащая на столе.

Серебряные Сосны.
Название: Очень опасная книга для мальчиков. Том 3.
Книгу найдёте на ящиках возле фермы Finkelhouse.

Город дрейфующих деревьев.
Название: Опасные вещи: Рассеянность вдали от дома.
Вам нужно закончить квест "Gift Wood for Driftwood", прежде, чем вы сможете найти эту книгу. После этого пройдите по дороге к самому западному островку, заберитесь в шахту и найдёте книгу на ящике слева.

Яснодол.
Название: Очень опасная книга для мальчиков. Том 2. Овны.
Пройдите к домику Two-Knock рядом с Академией, поднимитесь на второй этаж. Книгу найдёте на ограде.

Название: Атака убийцы Паффина.
Спуститесь к магазину мебели и пройдите в обход налево вокруг здания и найдёте книгу на подоконнике.

Название: История знаменитых кролей: Markus Ivy.
Пройдите на второй этаж пивнушки, войдите в комнату справа. Книгу найдёте на ночном столике.

Название: Как стать мастером сражения на мечах.
Вам нужно войти в гробницу для того, чтобы обнаружить две книги. Когда впервые войдёте в гробницу, тут же сверните в первый поворот направо и книгу найдёте на пьедестале.

Название: Знаменитые убийцы: Carl Tendency.
Вам надо в начале закончить квест Древний Ключ ("An Ancient Key"). Идите в библиотеку. Куда вы сопровождали Saul и книгу найдёте на пьедестали.

Хмарская долина.
Название: Как стать метким стрелком (Crack Shot).
Пройдите к монорельсовой станции и, войдя в здание, справа, возле кассового аппарата найдёте книгу.

Название: Знаменитые убийцы: Xavier Smedley.
От предыдущей книги пройдите в пещеру Chillbreath. Спускайтесь вниз до самого конца, где увидите замерзший водопад. Переберитесь справа по ледяным торосам к большим ящикам и спальному мешку. Книга лежит на ящиках.

Лагерь горожан.
Название: История знаменитых королей: Король Седрик.
Отыщите фургон Wimpet"s Sniffle на вашей карте, заберитесь внутрь и справа найдёте книгу.

Аврора.
Название: Изумительные исследования барона Barnaby Beadle.
Книгу найдёте на алтаре внутри замка.

Название: Очень опасная книга для мальчиков: Планирование на «ручных» крыльях. Том 1.
Из замка пройдите на улицу, сверните на самую правую дорожку, проследуйте по ней, пока не доберётесь до арки над этой дорогой. Книгу найдёте на часовне, справа на стене.

Зыбучие Пески.
Название: Лестницы.
Войдите во дворец Sandfall Palace, перейдите по мосту к первой комнате и сверните направо. Книгу найдёте на ограде
P.S. Фуууух неужели все

Во время путешествия Героя по Альбиону в Fable 3 можно найти множество различных предметов, среди которых своей полезностью выделяются серебряные и золотые ключи. Первые служат для открытия серебряных сундуков, вторые - золотых дверей. Недостатка в серебряных ключах на протяжении игры не будет, а вот серебряные сундуки встречаются редко. Еще реже встречается все золотое. Спрятаны они, как и положено, в малоприметных и труднодоступных местах. Дополнительные трудности при поиске ключей доставляют локации, открывающиеся постепенно после прохождения основного сюжета или выполнения второстепенных заданий. Такое ограничение не дает сразу заполучить искомое, заставляя в холостую тратить время на нахождение верного пути, поэтому сначала нужно выполнить по возможности все задания и лишь потом начинать коллекционирование. При открытии сундуков серебряные ключи не затрачиваются, проверяется только их количество. Если условия выполнены, доступ к содержимому автоматически открывается. Золотые ключи можно использовать только единожды. Имея в наличии, например, 20 серебряных ключей, все сундуки с лимитом ниже 20 будут доступны для взаимодействия. Требуемое количество ключей для открытия того или иного сундука указано на крышке.

За нахождение 50 серебряных и 4 золотых ключей в Fable 3 вручается несколько наград: Печати Гильдии, достижение «Хранитель ключей», уникальное оружие - Меч Всеобщей Любви, меч «Очень Острые Ножницы», меч «Плач Эйво», пистолет «Убийственная красавица», дробовик Симмонса, кремневая винтовка Аркрайта, а также 2.225.000 золотых. Задание не ограничено по времени, оно доступно как в ходе основного сюжета, так и после него. Данные о количестве ключей можно узнать при наведении лупы на город на глобальной карте (клавиша [M]).

Местоположение ключей в Нью-глушвилльском замке в Fable 3:

  1. В саду за статуей недалеко от беседки, по левую сторону от входа в катакомбы, через которые в начале сюжета совершается побег.
  2. В руинах на повороте на первый мост в катакомбах под замком, через которые в начале сюжета совершается побег.

Местоположение ключей в Яснодоле в Fable 3:

  1. Под маленьким каменным мостиком рядом с двухэтажным домиком в лесном тупике, если после входа в локацию из Хмарской долины идти прямо по главной дороге, не сворачивая к главным городским воротам и не проходя через мост над обрывом.
  2. В комнате за запертой дверью на нижнем уровне хранилища, после прыжка в воду с верхнего яруса и до выхода в пещеры, под Академией Яснодола, куда по сюжету отправляет Сабин за сокровищами отца. Для открытия двери нужно зажечь 5 корзин-факелов в коридоре перед дверью с помощью огненных перчаток (клавиша 2)
  3. На площадке с белым саркофагом в зале с тремя сундуками и подъемным полом на среднем уровне хранилища, до прыжка в воду и до выхода в пещеры, под Академией Яснодола, куда по сюжету отправляет Сабин за сокровищами отца. Чтобы поднять дополнительный мостик к площадке, где находится ключ, нужно после прыжка в воду в следующем коридоре свернуть направо и подняться к площадке с рычагом.
  4. У городской стены за домом на куриной ферме, где позже будут проводиться куриные бега, если выполнить второстепенное задание.
  5. В саду среди каменных валунов, по левую сторону от входа в Академию Яснодола.

Местоположение ключей в Лагере наемников в Fable 3:

  1. Под ступеньками сторожевой вышки, напротив клеток с волками, на верхнем ярусе лагеря наемников.

Местоположение ключей в Хмарской долине в Fable 3:

  1. За полкой с бочками на перекрестке с запертой железной дверью в туннелях монорельса.
  2. На площадке над ареной при выходе из туннелей монорельса. Нужно после битвы на арене перед самым выходом в Горелесье перейти через деревянный мост, свернуть на левую тропинку и из сундука достать ключ техника, затем вернуться в начало туннеля к перекрестку с железной дверью, открыть ее и дойти до балкончика с ключом.
  3. На краю обрыва, если от входа на станцию монорельсовой дороги пойти направо, и подняться по тропинке на холм.
  4. За штабелями бревен на холме рядом с озером, к западу от перехода в Лагерь наемников.
  5. На площадке в конце верхнего яруса в пещере Ледяного дыхания. Нужно дойти до перекрестка с переходом к Яснодолу, пройти вниз по дороге, а затем у первой круглой каменной глыбы свернуть налево, перейти мост и дойти до входа в пещеру у подножия горы.
  6. За станцией монорельса в промышленной зоне Мельничного Поля, если от входа в локацию все время держаться левой стороны и у билетной будки войти в проход под вывеской. Этого ключа нет в Хмарской долине.

Местоположение ключей в Серебряных соснах в Fable 3:

  1. В руднике посреди деревни.
  2. На холме по левую сторону от главного входа в деревню.

Местоположение ключей в Горелесье в Fable 3:

  1. Среди развалин за домиком «Хиппи под кайфом».
  2. Под деревянным навесом среди окопов, по правую сторону от мортиры Везунчика, установленной на стене форта.
  3. В четвертом склепе после спуска во двор некрополя во время поисков Макса по просьбе Сэма в задании «Никто не забыт», которое появляется после доставки книги Норманомикона в задании «Скука смертная».
  4. На второй площадке у стены после подъема по лестнице к Максу во внутреннем дворе некрополя. После того, как Макс сбежит с пикника, сбросит четыре бочки и призовет на помощь пустотелых, нужно подняться на третий этаж, пробежать в противоположную от беглеца сторону, к стене, подойти к краю площадки с разрушенными перилами и спрыгнуть вниз (задание «Никто не забыт»).

Местоположение ключей в Нью-Глушвилль-Сити в Fable 3:

  1. За струями пара на втором этаже завода, расположенного на главной набережной рядом с первым мостом через канал, по пути к Повстанцам Пейдж из канализации.
  2. В потайной комнате в канализации в логове Хорька, после прыжка в воду (деревянная загородка разбивается оружием). Задание «Похищение» появляется возле детского приюта после беседы по сюжету с главой Повстанцев Пейдж, когда нужно будет завоевать доверие жителей города, собрав 100 Печатей Гильдии за выполнение побочных заданий.
  3. В конце правого тупика на входе в канализацию, расположенную под заводом, где Ловкач по сюжету расправляется с рабочим. Задание «Поиски Кольца» появляется после посещения по сюжету особняка Ловкача вместе с руководителем Повстанцев Пейдж.
  4. В лифте на втором этаже завода, через который по сюжету проходили герои из убежища Повстанцев к кораблю для отплытия на Аврору. Позже к заводу могут быть пристроены водоочистительные сооружения, в зависимости от выбора, сделанного в ходе финальной части Fable 3.

Местоположение ключей в Мельничном поле в Fable 3:

  1. В конце Перечной пещеры в промышленной зоне, если в скале, напротив входа на станцию монорельса, расчистить путь от деревянных досок ударом оружия и войти внутрь.
  2. В водоеме сбоку от статуи Теодора Коэна с подзорной трубой на вершине «перевала», разделяющего промышленную и жилую зоны.
  3. На холмике у дороги рядом с кладбищем, где похоронена мать Сэма и Макса из Горелесья (задание «Скука смертная»), по левую сторону от статуи Теодора Коэна с подзорной трубой на вершине «перевала».
  4. В сломанном лифте фабрики на вершине холма, если перепрыгнуть деревянную ограду, расположенную по левую сторону от статуи Теодора Коэна с подзорной трубой, и подняться по дорожке вверх. Ограда находится как раз на «перевале» из промышленной зоны в жилую, где расположены коттеджи и озеро с беседкой.
  5. За кроватью в потайной комнате в особняке Ловкача, куда отправляет безумная фанатка Бенджамина с Нью-глушвилльского рынка за подштанниками своего кумира в задании «Нижнее белье Ловкача».
  6. На площадке в конце Промозглой пещеры, если выполнить просьбу ученого Пляскаса Мерти в задании «Дружба с хоббами», которое появляется в Мельничном Поле после прохождения основного сюжета, а затем через какое-то время вновь навестить его, тогда все завалы на пути будут расчищены. Вход в Промозглую пещеру находится напротив водоема за статуей Теодора Коэна с подзорной трубой на вершине «перевала».
  7. На берегу в дальней части Промозглой пещеры. Нужно дойти до спуска в воду и все время держаться правой стороны, чтобы попасть в первый узкий проход между камнями, торчащими из воды, а потом доплыть до берега с ключом. Проход легко пропустить.

Местоположение ключей на Острове Сплавщиков в Fable 3:

  1. В пещере на центральном острове. Чтобы попасть в локацию, нужно выполнить задание «Восстановление» по ремонту разрушенного моста в Мельничном поле.
  2. На площадке, сбоку от тропинки, ведущей на холм с недостроенным мостом (потом его починят сплавщики, если помочь найти плотника), который находится на дальнем острове, к западу от входа в локацию.

Местоположение ключей в Лагере Вольных в Fable 3:

  1. За фургоном на вершине холма, где по сюжета после побега из замка была встреча с предводителем общины Сабином и его телохранителем Кремнем.

Местоположение ключей на Нью-глушвилльском рынке в Fable 3:

  1. В тюремной камере на нижнем уровне второго убежища Хорька, куда по сюжету отправляет Пейдж в задании «Преступление и наказание».
  2. Во внутреннем дворе дома «Отвилльские высоты», в северной части локации, рядом с переходом в Нью-глушвилльский замок.
  3. За ящиками с рыбой рядом с торговыми палатками под центральным мостом, в южной части локации.

Местоположение ключей в Доме Заходящего Солнца в Fable 3:

  1. В чаще леса слева от входа в локацию, не доходя до демона-стража (говорящей головы).
  2. В чаще леса по правую сторону от дома-призрака на холме.

Местоположение ключей в Старом квартале Нью-Глушвилля в Fable 3:

  1. У городской стены по левую сторону от главных ворот, ведущих от пристани в город (смотреть со стороны пристани).
  2. На втором этаже Дома вечерних теней, на повороте к парку со статуей.

Местоположение ключей в Авроре в Fable 3:

  1. В тупике сбоку от главных ворот Авроры.
  2. На крыше дома, если от главных ворот города спуститься вниз и держаться все время левой стороны домов и скал, пробежать мимо алтаря на холме, где растет цветок, а затем начать спуск по крышам домов, нажимая для прыжка клавишу [E].

Местоположение ключей в Зыбучих Песках в Fable 3:

  1. У скалы среди дюн, если от входа в локацию спуститься по ступенькам и войти в центральное ущелье, обойти холм, пройти над подземным входом и повернуть налево.
  2. За каменной полукруглой глыбой, торчащей из песка в пустыне, по правую сторону от балкончика, где по сюжету Герой оставляет ослепшего Уолтера во время спасения от Хозяина Теней после выхода из пещер.
  3. В запертой потайной комнате за треугольной дверью, до спуска к залу с водоемом, по пути к алмазу «Звезда пустыни» во дворце Осыпающихся Песков, куда по сюжету отправляет казначей Хобсон из Нью-глушвилльского замка. Чтобы открыть треугольную дверь, нужно достать пистолет и выстрелить в сферу под потолком три раза, чтобы она залетела в круглую замочную скважину на стене.
  4. В зале с алмазом «Звезда пустыни» во дворце Осыпающихся Песков, куда по сюжету отправляет казначей Хобсон из Нью-глушвилльского замка.
  5. Рядом с площадкой у подножия гигантской каменной «арки» посреди пустыни, если от входа в локацию спуститься по ступенькам, войти в центральное ущелье, обойти холм, а затем подняться к площадке по боковой тропинке. Под «аркой» может появиться форт, в зависимости от выбора, сделанного в ходе финальной части Fable 3.

Местоположение ключей на Скрытой Тропе в Fable 3:

  1. У огромных дверей в конце главной дороги в Скрытой тропе, недалеко от шатра пророка-отшельника.
  2. В зале с тремя разноцветными дисками за третьей треугольной дверью с загадкой в каньоне в Скрытой тропе. Чтобы решить загадку, нужно сначала стрельнуть из оружия в круглую сферу над первой дверью, а потом поджечь корзину у второй двери.

Местоположение серебряных сундуков в Fable 3:

  • Яснодол (1 ключ): на пьедестале в левом сквозном проходе на входе в хранилище с книгами под Академией, куда по сюжету отправляет Героя Сабин за сокровищами отца.
  • Хмарская долина (5 ключей): на вершине горы, если от входа в локацию со стороны Лагеря Вольных спуститься до первого перекрестка и повернуть направо, не продолжая спуска в долину.
  • Яснодол (10 ключей): напротив торговых палаток на рынке перед Академией.
  • Горелесье (10 ключей): на холме напротив спуска с моста, по пути к форту (подъем по боковой тропинке после моста).
  • Нью-Глушвилль-Сити (10 ключей): во дворике между заводами напротив входа в канализацию с логовом Повстанцев Пейдж, если двигаться со стороны входа в локацию и не переходить через мост к трактиру «Отдых заклепщика».
  • Зыбучие пески (10 ключей): на площадке у подножия гигантской каменной арки посреди пустыни.
  • Хмарская долина (15 ключей): в верхней части пещеры Ледяного дыхания, куда отправляет Самюэль из академии Яснодола после доставки любых шести книг.
  • Нью-глушвилльский рынок (15 ключей): во дворике между портной лавкой «Глушь-ткани» и трактиром «Петух в короне».
  • Аврора (20 ключей): у скалы слева от входа в храм.
  • Мельничное Поле (25 ключей): на холме рядом со статуей, по левую сторону от демона-стража (говорящей головы).
  • Нью-глушвилльский замок (50 ключей): у стены в дальней части сада, справа от входа в катакомбы, через которые в начале сюжета совершается побег.

Местоположение золотых ключей в Fable 3:

  1. Остров Сплавщиков. На холмике справа от входа в локацию. Чтобы взять золотой ключ, нужно восстановить мост в Мельничном Поле, затем помочь общине очистить территорию от хоббов. Перед посещением дворца (ближе к концу игры) второй раз помочь общине, найдя для нее плотника в Нью-Глушвилль-Сити, а когда мосты между островками будут проложены, подойти к голубой сфере, установленной на каменной глыбе в конце главного острова общины с многочисленными фургончиками, и ударить по ней мечом или молотом, применяя умения и оружие докатить сферу до вершины холма и телепортироваться к золотому ключу.
  2. Скрытая тропа. В последнем зале пещеры, которая находится в каньоне за третьей треугольной дверью. Чтобы решить первую загадку, нужно стрельнуть из оружия в круглую сферу над первой дверью, а потом поджечь корзину у второй двери. Чтобы решить вторую загадку, нужно встать на разноцветные диски в следующей последовательности (по цвету горящих светильников): желтый, синий, желтый, красный, синий, красный, синий, красный.
  3. Зыбучие пески. В центральной комнате в гробнице, которая находится в низине, по левую сторону от балкончика, где по сюжету Герой оставляет ослепшего Уолтера во время спасения от Хозяина Теней после выхода из пещер. Ключ можно купить за 4000 золотых на рынке Авроры у Валло в задании «Ключ к большему ключу», которое появляется после прохождения основного сюжета.
  4. Хмарская долина. На площадке после выхода из пещеры Ледяного дыхания, куда отправляет Самюэль из академии Яснодола после доставки любых шести книг.
  5. Под потолком в сокровищнице Убежища (клавиша ), чтобы взять ключ, нужно скопить около 5.500.000 золотых.

Местоположение золотых дверей в Fable 3:

  1. Нью-глушвилльский замок. Рядом с дорогой в катакомбах при побеге из замка в начале сюжета.
  2. Горелесье. На третьем этаже во внутренней части некрополя, где окажется Макс после побега с пикника в задании «Никто не забыт».
  3. Дом Заходящего Солнца. В чаще леса по правую сторону от дома-призрака.
  4. Яснодол. Под ареной на входе в хранилище Академии. Чтобы добраться до двери, нужно выполнить второстепенное задание «Особый груз» по доставке ключа из Лагеря Вольных в Академию Яснодола, после чего через какое-то время появится задание по сопровождению библиотекаря к хранилищу, в котором будет найдена ранее неизведанная комната. В ней над книжными полками находится сфера, выстрел из пистолета и удары оружием доставят ее на нужное место и активируют лестницу к золотой двери.

Самые лучшие сокровища в Fable 3 хранятся в серебряных сундуках и за золотыми дверьми. Открывают их ключи соответственно серебряного и золотого цветов. Серебрянные ключи действуют следующим образом – чем больше их количество, тем более крутые сундуки вы сможете открыть. То есть если вы собрали пятнадцать ключей – то можете открыть сундук, требующий такое количество, при этом сами ключи никуда расходоваться не будут. Дальше собирайте дополнительные ключи, чтобы, например, открыть сундук, требующий 20 ключей.


А вот с дверьми другая ситуация – при их открытии ключи расходуются.
Ниже мы расскажем, где находятся ключи в разных игровых локациях:


Где находятся серебрянные ключи


Нью-глушвилльский замок


Слева от входа в катакомбы, где начинается игра, сразу за статуей. Дополнительный ориентир – беседка.


В самих катакомбах, развалины возле поворота на первый мост.


Яснодол


Переходим в Яснодол из Хмарской долины, идем по главной дороге никуда не сворачивая, не проходя мост через обрыв, добираемся до небольшого тупика, там будет двухэтажный домик. Рядом с ним мост – под ним ключ.


Куриная ферма возле городской стены. Ищите за домом.


Сад, левее входа в Академию Яснодола, ищите среди крупных камней.


В хранилище, нижний уровень, до выхода в пещеры (нас сюда должен отправить Сабин за сокровищами отца). Ищите комнату, дверь которой заперта – открывается зажжением пяти корзин.


На среднем уровне того же хранилища, ищите площадку с саркофагом белого цвета. Мост к площадке открывается чуть ранее – доходим до места, где прыгаем в воду, затем в коридоре сворачиваем налево и идем к рычагу.


Лагерь наемников


Верхний ярус, вышка напротив клеток с волками. Ищите под лестницей.


Хмарская долина


Туннели монорельса, перекресток с запертой дверью, полка, на которой стоят бочки.


Арена на выходе из туннелей. Сражаемся, а затем у прохода в Горелесье проходим по мосту из дерева, сворачиваем налево, достаем специальный ключ из сундука. Затем возвращаемся в туннели на уже знакомый перекресток, открываем дверь, проходим и берем ключ.


Не доходя до входа в станцию монорельса сворачиваем направо, поднимаемся на холм, ключ будет у обрыва.


Чуть западнее перехода в Лагерь наемников будет озеро, рядом холм – поднимаемся наверх, ищем за бревнами.


Пещера Ледяного дыхания, верхний этаж, самый конец. Доходим до перекрестка с дорогой на Яснодол, оттуда идем вниз (не в Яснодол), у камня налево, через мост ко входу в пещеру.


В Промышленной зоне Мельничного поля сразу за станцией монорельса. Войдите в проход возле кассы.


Серебряные сосны


Доходим до главного входа в деревню, затем левее и до вершины холма.


В самой деревне ищем рудник, там еще один ключ.


Горелесье


Домик с забавным названием «Хиппи под кайфом». За ним будут развалины, ищем там.


Возле форта, в окопах. Ориентируемся на мортиру Везунчика, нам нужно правее.
Выполняем задание Норманомикона «Скука смертная», затем берем у Сэма задание «Никто не забыт». Задание приведет нас в некрополь, там спускаемся во двор, ключ в четвертом по счету склепе.


Внутренний двор некрополя, подъем по лестнице (все то же задание Сэма), там находим Макса. Когда он сбежит, позвав на помощь – поднимаемся на третий этаж, после чего направляемся в противоположную от Макса сторону. Подходим к площадке с разрушенным ограждением, там прыгаем вниз.


Нью-Глушвилль


Завод на главной набережной, возле моста. Поднимаемся на второй этаж, ищем среди струящегося пара.


Берем задание «Похищение» возле приюта, после того, как встретимся с Пейдж по сюжету. Нас отправят в логово Хорька, там ищем потайную комнату.


Приходим в дом Ловкача, проходим сюжет до момента, пока Ловкач не разберется с рабочим на заводе. Затем ищем под заводом канализацию, нас интересует правый тупик на входе в нее.


Завод, через который будут бежать на корабль обитатели убежища повстанцев. Поднимаемся на второй этаж, ключ в лифте.


Мельничное поле


Перечная пещера в промышленной зоне. Напротив входа в станцию монорельса нужно разбить несколько досок, ключ в самом конце пещеры.


Возле статуи Теодора Коэна. Ключ в пруду рядом.


Все та же статуя Теодора Коэна, левее будет изгородь – перебираемся через нее, поднимаемся по дороге выше. Наверху будет фабрика, ключ внутри в сломанном лифте.


Кладбище, где покоится мать Сэма и Макса – туда мы попадем по заданию «Скука смертная». Рядом с кладбищем будет дорога, там поблизости – холм, на нем ключ.
Особняк Ловкача, потайная комната. Попасть в особняк можно взяв задание у фанатки этого персонажа на Нью-глушвильском рынке – задание называется «Нижнее белье Ловкача».


Проходим основной сюжет, возвращаемся к Пляскасу Мерти, берем у него задание «Дружба с хоббитами». Выполняем, затем возвращаемся в локацию через некоторое время, идем в Промозглую пещеру (вход возле все той же статуи), ключ – на площадке в самом ее конце.


Все та же самая Промозглая пещера, ближе к концу будет поток воды. Доходим почти до самой воды, держась правой стороны, проходим в еле заметный лаз между двумя камнями. Переплываем поток, на берегу будет ключ.


Остров сплавщиков


Выполняем задание «Восстановление», отремонтировав мост в Мельничном поле. Затем сможем попасть на центральный остров, там ищем пещеру, ключ в ней.
Дальний остров, западнее от места, где мы попадаем в локацию – идем на холм с незаконченным мостом, рядом с тропинкой будет небольшая площадка, ключ на ней.


Лагерь Вольных


В этой локации по сюжету мы должны встретиться с предводителем Сабином. Встреча проходит на холме – поищите на нем же фургон, за которым и будет ключ.


Нью-глушвилльский рынок


Сюжетное задание «Преступление и наказание» приведет нас в убежище Хорька. Опускаемся на самый последний этаж, находим там тюремную камеру, в которой и будет ключ.


На севере локации ищем дом «Отвилльские высоты» - ключ на территории внутреннего дворика.


Юг локации, рынок под центральным мостом, ключ за ящиками с рыбой.


Дом Заходящего Солнца


Входим в локацию, идем к говорящей голове, чуть перед ней слева будет лес – ищем ключ там.


Доходим до дома-призрака на холме, ключ правее в лесу.


Нью-Глушвилль, Старый квартал


Со стороны пристани проходим в ворота, ведущие в город. Ключ будет у городской стены, которая уходит налево.


На повороте к парку будет Дом вечерних теней, ключ на втором этаже.


Аврора


Тупик рядом с главными воротами.


От все тех же главных ворот спускаемся вниз, держась левой стороны. Мы пройдем мимо алтаря, после придется спускаться по крышам – на одной из них и будет ключ.


Зыбучие пески


Сразу в начале локации спускаемся по лестнице, проходим в центральное ущелье, минуем холм, минуем подземный проход, ищем скалу в дюнах.


Все по этому же маршруту после холма по тропинке можно будет подняться на площадку у каменной арки. Ключ на ней.


В ходе сюжетной миссии по спасению от Хозяина Теней мы оставляем Уолтера на балконе. Правее в пустыне ищем округлый камень, ключ будет за ним.


Дворец Осыпающихся Песков, в который нас отправит Хобсон из Нью-Глушвилльского замка. Перед спуском к водоему будет треугольная дверь, ключ за ней. Дверь открывается неординарным способом – достаем пистолет и стреляем в сферу под потолком, пока она не окажется в замочной скважине.
Все в том же дворце в зале с алмазом будет еще один ключ. Этот зал мы никак не можем пропустить – в нем выполняется сюжетная миссия.


Скрытая тропа



Когда делаем загадку в каньоне, там будет ключ за третьей треугольной дверью. Первая дверь открывается выстрелом в сферу, вторая – поджиганием корзины.


Где найти серебряные сундуки?


Яснодол, один ключ – на входе в хранилище книг под Академией, левый проход. Сюда нас по сюжету отправит Сабин за сокровищами.


Хмарская долина, пять ключей – от входа в локацию направляемся к Лагерю Вольных, на первом перекрестке направо, затем на вершину горы.


Яснодол, десять ключей – перед торговыми палатками, которые стоят у Академии.


Горелесье, десять ключей – после моста идем по боковой тропе к форту, сундук будет на холме.


Нью-Глушвилль-Сити, десять ключей – у входа в канализацию, где расположились повстанцы. Ищите двор между двумя соседними фабриками.


Зыбучие пески, десять ключей – в пустыне ищем огромную арку, сундук у ее подножия.


Хмарская долина, пятнадцать ключей – выполняем задание Самюэля по доставке шести книг, после нас отправят в пещеру Ледяного дыхания, там ищем наверху сундук.


Нью-глушвилльский рынок – между магазинчиком «Глушь-ткани» и забегаловкой «Петух в короне».


Аврора – слева от входа в храм, ориентируемся на скалу.


Мельничное поле – слева от говорящей головы, холм со статуей.


Нью-глушвилльский замок – ищем сад правее входа в катакомбы, в саду у дальней стены.


Местоположение золотых ключей


Остров сплавщиков – для начала в Мельничном поле помогаем отремонтировать мост, а затем вместе с общиной прогоняем хоббов. Чуть позже помогаем общине еще раз – находим плотника в Нью-Глушвилль-Сити. Как только он построит мост – идем к голубой сфере на самом дальнем острове, катим ее наверх холма, оттуда переносимся к ключу.


Скрытая тропа – проходим загадку с тремя треугольными дверьми. Сначала стреляем в сферу, затем поджигаем корзину (так пройдем первые две двери), затем встаем на разноцветные диски следующим образом: желтый, синий, желтый, красный, синий, красный, синий, красный. Ключ в самом последнем зале.


Зыбучие пески – левее балкона, на котором мы оставляем Уолтера при прохождении сюжета, будет низина с гробницей. Там в центральной комнате. Или покупаем на рынке Авроры у Валло за четыре тысячи золотых.


Хмарская долина – выполняем задание Самюэля по доставке шести книг, проходим пещеру Ледяного дыхания, ключ после выхода на площадке.


Сокровищница Убежища, искать под потолком.


Местоположение золотых дверей


Замок Нью-Глушивилля – вспоминаем самое начало сюжета, побег из замка. Дверь в катакомбах, возле дороги.


Горелесье – внутри некрополя, ищем на третьем этаже.


Дом Заходящего Солнца – в лесу правее дома-призрака.


Яснодол – выполняем задание «Особый груз», в котором нужно доставить ключ из Лагеря Вольных в Академию. Затем нам станет доступна миссия по освобождению библиотекаря, в ходе которой мы попадем в хранилище под Академией. В хранилище находим секретную комнату, затем с помощью сферы получаем доступ к лестнице, которая ведет к двери.

Заберет их. Ключи разбросаны по всему миру, так что придётся изрядно побегать, чтобы найти их все. Будучи собранными, они остаются у вас в инвентаре навсегда и позволяют открывать специальные сундуки, в которых лежат особые сокровища...

Примечание: вы также можете посмотреть видео нахождения всех серебряных ключей в Fable 3 (откроется в новой вкладке) . Также в статье ниже раскрывается путь получения всех золотых ключей .

1. Когда будете идти от порта, обратите внимание на первое заводское здание после него (по левой набережной). На втором этаже там ключ.
2. После того как получите корону, вернитесь в тот цех, через который вы пробивались к пристани. Ключ в шахте лифта на 2-м этаже. Цех находится напротив того выхода из канализации, через который вы впервые попадаете в город. Вход в него во дворах, по дороге увидите лежащее на ящиках объявление Логана .
3. Канализация. Вход в доме Хорька (по квесту).
4. Канализация, вход с набережной около завода Ловкача . Как войдете - направо. Туда же посылают по квесту с пропавшим кольцом.

В этой локации находится золотая дверь (в катакомбах под замком).
5. Внутренний двор. За статуей короля (слева от катакомб).
6. Катакомбы. Перед первым мостом свернуть налево.

7. От ворот, ведущих к озеру, направо, вдоль стены.
8. "Дом вечерних теней", 2-й этаж. Дом находится на подъеме к крепостному мосту, справа от дороги.

9. Если стоять спиной к выходу из замка , то справа будет дом. Ключ за ним, на заднем дворе.
10. Набережная со стороны главных ворот (у воды).
11. Логово Хорька (вход под мостом). Доступ в него вы получите по квесту, который вам дадут уже после восхождения на престол.

12. Если идти от Нью-Глушвилля и станции монорельса, то после одного из поворотов дороги вы окажетесь на холме, с которого хорошо видно озеро. Слева будет статуя. Запомните место, оно станет ориентиром. От него поверните налево, не доходя до домов увидите ключ.
13. Если от места со статуей повернуть направо, то увидите пруд. На его берегу еще один ключ.
14. Вернитесь на развилку со статуей и перепрыгните через ограду и поднимитесь на горку.
15. Станция монорельса.
16. Перечная пещера (вход напротив станции).
17. Особняк Ловкача, тайная спальня.
18 и 19. Промозглая пещера. Доступ к этим ключам вы получите только после квеста "Дружба с хоббами", который вам дадут после завершения сюжетки. Ключ № 18 на берегу подземного озера (придется поплавать по лабиринту из камней, чтобы добраться до него). № 19 - на утёсе, который видно от входа в пещеру, найти его будет несложно.

В этой локации находится золотая дверь (ищите в склепе).
20. Сразу после форта начинаются окопы. Осмотрите их, ключ за деревяшками, которые надо разбить.
21. Около поселения Зелёных, в руинах (ищите по дороге от кладбища).
22. Склеп. В одном из старых склепов справа от входа в локацию.
23. Склеп. После № 22 поднимитесь на лестницу до конца и идите налево до стены. Прыгайте вниз.

В этой локации находится золотая дверь (как пройдете ворота, поворачивайте направо и до упора).
24. Слева от демона.
25. После ворот направо, ищите в лесу, выше золотой двери.

26. Перед входом в деревню сверните налево по тропе.
27. Внутри рудника.

28. В одноименной пещере (вход на среднем острове со стороны побережья).
29. Помните квест с хоббами? На самом левом острове (если стоять спиной ко входу в локацию) была их стоянка. Идите к ней и подойдите к левому краю холма. Ключ внизу. Доп. ориентир - рядом с этим местом разбитый каменный мост.
Золотой ключ . Чтобы достать его, вам нужно дождаться, пока локация станет обжитой. Тогда появится мост к синему шарику на скале. С его помощью вы активируете портал и попадете к золотому ключу.

В этой локации находится золотая дверь (в Хранилище Академии).
30. Дом за городской стеной. Перед домом небольшой мостик, ключ под ним.
31. Дом, перед которым устраиваются куриные бега. Ключ между домом и городской стеной.
32. Около Академии, слева от входа.
33. Хранилище Академии. После того, как нырнете с моста, пройдите в комнату, из нее - в коридор. Там есть закрытая дверь, за ней и находится ключ.
34. Хранилище Академии. Комната с поднимающимися платформами. Ключ на самой верхней террасе, рядом с чьим-то гробом (попасть туда можно от другой стороны разрушенного моста).

35. Левый берег озера, за бревнами.
36. Если стоять спиной к станции монорельса, то налево уходит горная гряда. Идите вдоль нее, пока не увидите тропинку. В конце ключ.
37. Пещеры Ледяного дыхания. Когда идете к демону по оврагу, то наверху виден мост. Вам нужно перейти этот мост и вы дойдете до одного из входов в пещеры (всего их 3). Ключ внутри, не пропустите.
38. Пещера с монорельсом. Недалеко от входа со стороны Хмарья есть закрытая дверь. Ключ от нее лежит в сундуке в этой же пещере. Когда откроете ее - идите вперед; развилок не будет, ключ не пропустите.
39. Пещера с монорельсом. С левой стороны за бочками, после закрытой двери (см. № 38).
Золотой ключ . Пройти насквозь нижнюю пещеру Ледяного Дыхания (та, которая с замерзшим озером).

40. Самое высокое место в лагере (вас туда высадят после битвы с атаманом). На нём стоит смотровая вышка, под ней - ключ.

44. От входа со стороны авроры прямо, потом налево. Ключ справа от дороги.
45. Если стоять спиной к храму, через который вы бежали после крушения, то чуть справа видны колонны. Ключ за ними.
46. Встаньте спиной к храму и идите направо вдоль края локации. Идти долго.
47. Дворец осыпавшихся песков. Недалеко от входа на левой стене дверь. Ключ за ней.
48. Дворец осыпавшихся песков. В комнате с алтарем, слева от него.
Золотой ключ . После окончания главной сюжетной линии в Авроре появится мужик, продающий "Ключ к еще большему ключу". После того, как купите его, идите в пустыню к храму. Встаньте к нему спиной и идите направо, упретесь в пещеру "Перекрестки". Ключ внутри.

49. Дойдите до конца локации и посмотрите направо.
50. В пещере "Загадка".
Золотой ключ . Находится в пещере "Загадка", в самом конце .

Компиляция материалов из разных источников. Отредактировал Torionel.

Квест на нахождение всех тридцати редких книг Вам даст Самюэль в Яснодольской Академии.
За каждую найденную книгу Вы получаете Печати Гильдии.
Книги разбросаны по всему игровому миру, но найти их не составит труда — если знать, где искать.

1. Яснодол:

— «Очень опасная книга для мальчиков. Том 2: печи»

На втором этаже дома, находящегося напротив Яснодольской Академии

— «Как стать мастером меча»

В Хранилище под Яснодольской Академией на пьедестале рядом с книжными стеллажами (с правой стороны от лестницы)

— «Знаменитые короли древности: Марк Х»

На втором этаже трактира Чудо В Перьях, на тумбочке у кровати

— «Атака тупиков-убийц»

За магазином мебели, на окне

2. Хмарская долина:

— «Как добиться успеха»

В кассе рядом с монорельсовой станцией

— «Знаменитые убийцы: Хавьер Смедли»

На самом нижнем уровне Пещеры Ледяного Дыхания, рядом с водопадом, на ящиках

3. Лагерь вольных:

— «Знаменитые короли древности: Король Седрик»

В фургоне, расположенном на расстоянии от всех остальных (на карте он на самом верху)

4. Горелесье:

— «Макаронни-Пузз: Теория чревоугодия»

В деревне, позади магазина Органических Чернил, на ящиках

— «Знаменитые короли древности: Старый король Освальд»

В Склепе, где выполняется квест с братьсями-призраками, напротив золотой двери, на ограде балкона

5. Дом Захоящего Солнца:

— «Невероятный гомункул барона фон Орфена»

На одной из скамеек рядом с беседкой, в которой стоит 4 статуи

6. Мельничное поле:

— «Задание для приключенца: выбери свою книгу»

В одном из склепов на маленьком кладбище, где выполнялся квест «Смертельная скука»

— «Мир опасностей: молния»

В Особняке Ловкача, в комнате слева на первом этаже от лестницы, на столе у окна

— «Печень Тьмы»

Можно найти только после прохождения квеста с исследователем в Промозглой Пещере. Книга находится слева от водопада, на маленьком участке суши со столиком (в той части пещеры, в которую нельзя попасть, пока хоббы не полакомятся вышеупомянутым исследователем)

7. Серебряные Сосны:

— «Очень опасная книга для мальчиков. Том 3: Бокс»

В деревне, за Фермой Финкеля на ящиках

8. Остров Сплавщиков:

— «Мир опасностей: Рассеянность в глуши»

После выполнения квеста с плотником из Себеряных Сосен, книгу можно найти внутри шахты, на ящиках, напротив кузни

9. Нью-Глушвилль-Сити

— «Знаменитые убийцы: Теренс Постовой»

В трактире Отдых Заклейщика, на столике рядом с фортепиано

— «Мир опасностей: Порох»

В локации Клоака, на столе рядом с бочками

10. Старый квартал Нью-Глушвилля:

— «Мир опасностей: Станки»

На статуе человека с телескопом

11. Нью-Глушвилльский рынок

— «Невероятная жадность королей и их лакеев»

В Кукольном Доме на втором этаже, на одной из кроватей

— «Тирания тиранов»

На втором этаже трактира «Петух В Короне», на одном из столов

12. Нью-Глушвилльский замок:

— «Алхимия и бессмертие»

В комнате с тремя детскими кроватками, на одной из них

13. Аврора:

— «Невероятные приключения барона Барнаби Бидля»

На алтаре в Храме

— «Очень опасная книга для мальчиков. Том 1: Дельтапланы»

Если идти от Храма по правой стороне, то книга будет на стене у мини-алтаря

14. Забучие Пески:

— «Мир опасностей: Лестницы»

Во Дворце Осыпающихся Песков, после моста, справа от входа в первую комнату, на ограде балкона

15. Книги, для которых дается специальный квест:

— «Книга тайн» (нужно найти 5 книг)

В Хмарской долине, в Пещере Ледяного Дыхания, на столе на деревянном балконе

— «Ритуалы вызова Наблюдателей» (нужно найти 10 книг)

В Старом Квартале Нью-Глушвиля, в потайной комнате (откроется при выполнении квеста), за стеллажами с книгами, которые откроются после активации «магического ключа»

— «Терзание рассвета» (нужно найти 17 книг)

На кладбище в Горелесье, в одной из могил (пес найдет тайник)

— «Ловкач о Ловкаче» (нужно найти 23 книги)

На локации «Зыбучие Пески», собака также поможет найти подземный тайник с этой книгой

— «Роковая книга» (нужно найти 29 книг)

В одной из закрытых комнат Хранилища под Яснодольской Академией (ключ даст Самюэль), на пьедестале в конце катакомб

Миссия выполнена, все книги собраны:)