Микро обновление второго общего теста 9.18.

Общий тест WoT 0.9.18 стал доступен для обновления. Если у вас есть старый клиент теста просто запустите лаунчер и обновите его!

Если у вас его нет, в крайнем случае качайте его (полный) по данной ссылке: https://vk.cc/15nnLF

Полный вес с HD составляет: 973.62 MB

Когда выйдет обновление 9.18 World of Tanks

Мы продолжаем отслеживать разные источники, в том числе сливы с супертеста, и узнаем раньше всех когда выйдет обновление 9.18 World of Tanks. И как и предыдущие разы вы узнаете об этом за несколько недель до выхода обновления. Подписывайтесь на уведомления с сайта или присоединяйтесь к нашей уютной группе вконтакте https://vk.com/begewot .

Дата выхода обновления 9.18

  • Подготовка новости со стороны WG - 21 марта.
  • Официальный анонс WG на портале - 22 марта.
  • Анонс по ЛТ 20-24 марта.
  • Выход на ST - 23 марта.
  • Выход первого общего теста патча 9.18 - 29-30 марта.
  • Выход второго общего теста патча 9.18 - 6 апреля.
  • Выход на основу - 2 половина апреля 2017 года.

Балансировщик в обновлении 9.18

Улучшенный балансировщик в обновлении 9.18 призван исправить баланс команд в бою благодаря новой системе шаблонов и правил. В её основе лежит три типа боёв: бои с участием техники трёх, двух и одного уровня. Прочие правила улучшенного балансировщика смогут решить некоторые из наиболее частых проблем, которые постоянно озвучиваются в игровом сообществе.

  • Будут исключены досадные ситуации, когда количество машин внизу и в середине списка меньше, чем количество топовых машин (как в приведённом примере), а также исправлены ситуации с попаданием вниз списка на протяжении серии боёв.
  • Обеспечить равномерное распределение типов техники для обеих команд. Будет введено ограничение на три САУ для одной команды.
  • Повысится боевая эффективность взводов: их создание станет возможно только для одноуровневой техники.
  • Снизится частота повторения карт.

Новая система анализирует очередь игроков: (количество техники в очереди, типы техники, уровни и уровни боёв техники) и создаёт команды по принципу соотношения времени ожидания и оптимального состава команд. Другими словами, эта система старается создать бой так, чтобы игрок попал в сражение максимально быстро и с как можно более сбалансированным составом команд. Если же поиск оптимальных условий для игрока затянется, то система незначительно отойдёт от заданных правил, чтобы быстрее подобрать бой. Чем дольше время ожидания, тем больше система отступает от установленных «эталонных» правил «3/5/7» и «5/10». А теперь давайте подробно остановимся на каждом из трёх сценариев.

БОИ ТРЁХ УРОВНЕЙ

В случае если в очереди игроков имеется разнообразная техника и если игрок выходит в бой не на технике I–II уровня, он попадёт в самый вероятный состав: бой трёх уровней с диапазоном +/−2 уровня. Проведя анализ техники, которая ожидает выхода в бой, балансировщик применит шаблон 3/5/7 или одну из его версий для создания команды.

БОИ ДВУХ УРОВНЕЙ

  1. При текущей версии балансировщика вас наверняка забрасывало в бои двух уровней, с системой +/−1 уровень баланса. После введения улучшенного балансировщика в обновлении 9.18 мы доработали такие типы боёв и, что самое главное, ввели чёткие ограничения на ситуации, когда такие бои будут создаваться: Прежде всего двухуровневые бои будут использоваться для низкоуровневой техники (уровни I–II) - чтобы создать благоприятные условия для начинающих игроков.
  2. Также такие бои будут создаваться в ситуациях, когда состояние очереди не позволяет достаточно быстро создать бои для трёх уровней. В таких случаях балансировщик применит шаблон 5/10 или одну из его версий для создания команды. И, так же, как в случае с боями трёх уровней, чем дольше будет время ожидания, тем больше система будет отступать от установленного шаблона 5/10. Кроме того, больше не будет таких боёв, где техники в середине списка по количеству меньше, чем техники вверху списка.
БОИ ОДНОГО УРОВНЯ

Ситуации, когда в определённый момент в очереди собирается большое число техники одного уровня, могут привести к долгому ожиданию выхода в бой. Чтобы ускорить процесс, улучшенный балансировщик создаст бои техники одного уровня.

ДРУГИЕ МЕХАНИКИ ОБНОВЛЕНИЯ 9.18 WOT

Кроме перечисленных трёх вариантов боёв, в балансировщике также появятся несколько новых механик. Каждая из них поможет устранить проблемы, перечисленные игроками, и улучшить игровой процесс в обновлении 9.18:

Попадание в топ / середину / низ списка . Если игрок несколько боёв подряд попадал в низ списка, то в следующем бою он скорее всего попадёт в середину / топ, независимо от того, вышел ли он в бой на той же машине или выбрал другую в течение этой серии боёв.

Диапазон техники. Разница в количестве лёгких танков, САУ и ПТ-САУ в противоположенных командах может определить исход боя до его начала. Поэтому определение состава команд улучшенный балансировщик начнёт именно с этих трёх типов техники. Целью баланса станет ситуация, при которой в каждой команде будет одинаковое количество машин каждого из этих типов.. Однако есть одно «но»: состав команд зависит также от размера очереди ожидания и от того, сколько машин определённого типа находится в очереди в определённый момент. Таким образом, все пять типов техники не всегда будут представлены в обеих командах.

САУ. Чтобы не позволить избытку САУ негативно влиять на игровой процесс, мы ввели ограничение на количество артиллерии на команду. Теперь в каждой команде может находиться максимум три САУ. Это ограничение как раз недавно было опробовано на «Песочнице»: оно положительно повлияло на игровой процесс, получило хорошие отзывы от участников тестирования и совсем скоро появится на основных серверах.

Взводы . Ещё один досадный вариант развития событий - когда участники взвода попадают в бои против техники, превосходящей их собственную более чем на 3 уровня. В текущей версии такое случается из-за того, что один взвод может состоять из техники разного уровня. Типичная ситуация: вы на технике V уровня создаёте взвод с другом на машине VIII уровня - и попадаете в бой против техники IX–X уровня. Согласитесь, в этом мало приятного. Улучшенный балансировщик позволит создавать взводы исключительно из техники одного уровня в случайных боях, что навсегда решит проблему.

Ротация карт. В настоящий момент мы получаем множество сообщений о слишком частом выпадении одних и тех же карт в течение одной игровой сессии. Улучшенный балансировщик поможет свести такие ситуации к минимуму. Он анализирует все карты, на которых игроки из двух создающихся команд провели последние десять боёв, а затем выбирает самую подходящую карту из возможных: ту, на которой игроки из обеих команд играли меньше всего, или ту, на которой они не играли вообще.

Лёгкие танки в обновлении 9.18

Изначально лёгкие танки использовались в качестве машин поддержки, сопровождающих другую технику, и не могли действовать как независимые боевые единицы. Такая концепция существует до сих пор: ограничение лёгких танков VIII уровнем очень часто приводит к тому, что эти машины попадают в бои против «десяток».

Чтобы исправить ситуацию в обновлении 9.18, мы продлеваем ветки лёгких танков до X уровня. Благодаря этому лёгкие танки, как и другие типы техники, смогут достойно показать себя в диапазоне +/−2 уровня. Они продолжат выполнять свою роль машин поддержки с упором на разведку, но теперь с повышенной огневой мощью.

Мы также выполним ребаланс всех лёгких танков, для того, чтобы эти машины соответствовали обновлённым условиям. Ведь теперь они будут попадать в бои против машин максимум на 2 уровня выше, тогда как раньше лёгкие танки настраивались с учётом возможного участия в боях против техники выше на три уровня. В результате игровой процесс для лёгких танков значительно изменится. Техника, которая на данный момент находится на VIII уровне, переместится на уровень выше - кроме техники из дерева исследования Китая: в него будет добавлен совершенно новый лёгкий танк IX уровня Type 62C.

В боях на X уровне игроки смогут познакомиться с пятью новыми лёгкими танками: XM551 Sheridan (США), T-100 (СССР), Spz. 57 (Германия), WZ-132-1 (Китай) и AMX 13 105 (Франция). Оцените этих красавцев.

Микро-обновление второго общего теста 9.18 Уважаемые игроки! 7 апреля с 18:45 до 19:10 (МСК) серверы общего теста были недоступны в связи с выходом микро-обновления. Главные изменения Корректировка роли лёгких танков в бою Ряд правок в микропатче ко второму общему тесту должен скорректировать применение лёгких танков (ЛТ) в бою. ЛТ по-прежнему останутся отличными разведчиками с возможностью ведения огня по противнику. Именно в таком порядке: приоритетной задачей является разведка, а нанесение урона - второстепенная задача. Важная, но не ключевая.В конфигурации ЛТ для первого общего теста величина базового обзора была избыточна. Её по умолчанию было достаточно для ведения эффективной разведки, что позволяло «развивать» ЛТ в сторону нанесения урона - путём установки соответствующего оборудования и прокачки навыков и умений, повышающих огневую мощь. Подобные действия повышали эффективность нанесения урона у ЛТ и делали их конкурентными по отношению к средним танкам (СТ). Лёгкие танки «светили» лучше, чем средние, и почти так же хорошо наносили урон. В связи с этим было принято решение снизить их обзор. С пересмотренными характеристиками ЛТ базовая величина обзора будет не так эффективна, и её придётся улучшать установкой Просветлённой оптики/Стереотрубы и прокачкой навыков и умений экипажа, чтобы функция разведки выполнялась максимально результативно. Также будут скорректированы огневые параметры ЛТ: возможность наносить урон остаётся, но уже как второстепенная, не ключевая черта для машин этого класса. Главной задачей лёгких танков становится разведка.Ограничение игры во взводе для САУ Игроки активно просили убрать возможность игры во взводе в рамках переработки класса САУ. Ведь после введения нового балансировщика и возможности объединиться во взвод из трёх игроков может часто возникать ситуация, когда взвод из трёх САУ будет оказываться единственными машинами вверху списка. А три машины поддержки не могут быть самой сильной единицей на поле боя.Кроме того, проанализировав различные сценарии поведения взвода САУ в бою, мы пришли к выводу, что влияние взвода из нескольких САУ на одиночную цель слишком велико и крайне негативно воспринимается танком-«мишенью». В то же время одиночные САУ вследствие меньшего уровня взаимодействия между собой смогут лучше контролировать всё поле боя целиком, оказывая равномерную помощь союзникам на всех направлениях. Поэтому было принято решение отключить возможность создания взвода, как динамического, так и в Ангаре, с участием машин класса САУ. Так как САУ не смогут выходить в бой в составе взводов, личные боевые задачи для них также будут скорректированы: из условий убрана необходимость выходить в бой взводом.Обо всех изменениях в деталях Геймплей Включён запрет брать САУ для игры во взводе. Выбор САУ в окне взвода будет невозможен. Ограничение касается взводов, состоящих только из САУ, а также САУ и техники других классов. Игровые нации ГерманияSpähpanzer Ru 251: Время перезарядки орудия 90 mm Rheinmetall DM1 для башни Spähpanzer Ru 251 Drehturm 360° увеличено с 6 до 7 с.Дальность обзора башни Spähpanzer Ru 251 Drehturm 360° уменьшена с 420 до 410 м. Spähpanzer SP I C Дальность обзора башни Spähpanzer SP I C PT II Rh.-Nr. WK-G2 уменьшена с 400 до 390 м. Rheinmetall Panzerwagen Дальность обзора башни Rheinmetall Panzerwagen уменьшена с 430 до 420 м. Бронепробиваемость снаряда Exp. HE орудия 105 mm Kanone увеличена с 53 мм до 120 мм.Урон, наносимый снарядом Exp. APDS орудия 105 mm Kanone, уменьшен с 390 до 360 единиц. Урон, наносимый снарядом Exp. HE орудия 105 mm Kanone, уменьшен с 480 до 440 единиц. Урон, наносимый снарядом Exp. HEAT орудия 105 mm Kanone, уменьшен с 390 до 360 единиц.HWK 12 Время перезарядки орудия 90 mm Mecar N для башни HWK 12 увеличено с 7,9 до 8,2 с. Время перезарядки орудия 90 mm Mecar N для башни HWK 12 verbessert увеличено с 7,15 до 7,7 с. Китай59-16: Дальность обзора башни 131 уменьшена с 360 до 350 м. Дальность обзора башни 131-1 уменьшена с 380 до 360 м.WZ-131: Дальность обзора башни 132A уменьшена с 380 до 360 м.Дальность обзора башни 132B уменьшена с 390 до 370 м.WZ-132: Время перезарядки орудия 100 mm 60-100TA для башни WZ-132 увеличено с 7 до 7,8 с. Время перезарядки орудия 100 mm 59-100TA для башни WZ-131-1 увеличено с 8,1 до 8,5 с. Время перезарядки орудия 100 mm 59-100TA для башни WZ-132 увеличено с 7,5 до 8,2 с. Дальность обзора башни WZ-131-1 уменьшена с 380 до 370 м. Дальность обзора башни WZ-132 уменьшена с 390 до 380 м.WZ-132A: Время перезарядки орудия 100 mm 60-100TA для башни WZ-132A увеличено с 6,8 до 7,7 с. Время перезарядки орудия 100 mm 62-100TA для башни WZ-132A увеличено с 7,8 до 9,2 с. Дальность обзора башни WZ-132A уменьшена с 420 м до 390 м. WZ-132-1: Время перезарядки орудия 105 mm L7A3C для башни WZ-132-1 увеличено с 9,5 до 10,7 с.Дальность обзора башни WZ-132-1 уменьшена с 425 до 400 м. Боезапас орудия 105 mm L7A3C уменьшен с 40 до 32 выстрелов. СССР МТ-25: Дальность обзора башни МТ-25 уменьшена с 380 до 360 м. ЛТТБ: Время перезарядки орудия 85 мм Д-5Т-85БМУ для башни ЛТТБ увеличено с 5,2 до 5,5 с. Время перезарядки орудия 85 мм Д-10-85 для башни ЛТТБ увеличено с 5,1 до 5,4 с. Дальность обзора башни ЛТТБ уменьшена с 390 м до 380 м. Т-54 облегчённый: Время перезарядки орудия 100 мм Д-10ТМ обр. 1945 г. для башни Т-54 облегчённый вариант увеличено с 6,8 до 7,2 с.Время перезарядки орудия 100 мм Д-10ТМ для башни Т-54 облегчённый вариант увеличено с 7 до 7,5 с. Дальность обзора башни Т-54 облегчённый вариант уменьшена с 410 до 390 м. ЛТГ: Разброс орудия 85 мм Д-5Т-85БМУ для башни ЛТГ увеличен с 0,38 до 0,4 м. Дальность обзора башни ЛТГ уменьшена с 390 м до 360 м. Т-100 ЛТ: Разброс орудия 100 мм Т-100 для башни Т-100 ЛТ (Изделие 64992) увеличен с 0,44 м до 0,46 м. Дальность обзора башни Т-100 ЛТ (Изделие 64992) уменьшена с 410 до 390 м. Бронирование ВЛД изменено с 100 мм до 90 мм.Урон, наносимый снарядом 3ВББ орудия 100 мм Т-100, уменьшен с 320 до 300 единиц.Урон, наносимый снарядом 3ВБМ орудия 100 мм Т-100, уменьшен с 320 до 300 единиц.Урон, наносимый снарядом 3ВОФ орудия 100 мм Т-100, уменьшен с 420 до 360 единиц. Боезапас орудия 100 мм Т-100 уменьшен с 42 до 33 выстрелов. Т-50: Время перезарядки орудия 45 мм ВТ-43М увеличено с 2 до 2,3 с. Дальность обзора уменьшена с 360 до 350 м.СШАT49: Время перезарядки орудия 90 mm Gun T132E3 для башни T49 увеличено с 6,3 до 6,4 с. Время перезарядки орудия 90 mm Gun T132E3 для башни XM551 test bed увеличено с 5,65 до 6 с. Дальность обзора башни T49 уменьшена с 410 до 400 м.Дальность обзора башни XM551 test bed уменьшена с 420 м до 410 м. T71:Дальность обзора уменьшена с 400 до 390 м. XM551 Sheridan: Дальность обзора уменьшена с 430 до 420 м. Урон, наносимый снарядом Exp. APDS орудия 105 mm Lightweight Gun, уменьшен с 390 до 360 единиц.Урон, наносимый снарядом Exp. HE орудия 105 mm Lightweight Gun, уменьшен с 480 до 440 единиц.Урон, наносимый снарядом Exp. HEAT орудия 105 mm Lightweight Gun, уменьшен с 390 до 360 единиц.Боезапас орудия 105 mm Lightweight Gun уменьшен с 42 до 32 выстрелов.Боезапас орудия 152 mm Gun-Launcher XM81 (conventional) уменьшен с 30 до 25 выстрелов.M7:Дальность обзора башни M47 уменьшена с 380 до 360 м. M24 Chaffee: Дальность обзора башни M24 уменьшенас 370 до 360 м. T21: Дальность обзора уменьшена с 390 до 380 м.T37: Дальность обзора башни T37 уменьшена с 370 до 360 м. Дальность обзора башни T41 pilot number 1 уменьшена с 385 до 370 м. M41 Walker Bulldog: Время перезарядки орудия 76 mm Gun M32 для башни M41 увеличено с 4,6 до 5,3 с.Время перезарядки орудия 76 mm Gun T91E5 для башни M41 увеличено с 38 до 40 с.Время перезарядки орудия 76 mm Gun M32 для башни M41A1 увеличено с 4,6 до 5,3 с.Время перезарядки орудия 76 mm Gun M32 late для башни M41A1 увеличено с 4,3 до 5 с.Количество снарядов в барабане для орудия 76 mm Gun T91E5 для башни M41 уменьшено с 10 до 6 шт.Количество снарядов в барабане для орудия 76 mm Gun T91E5 для башни M41A1 уменьшено с 10 до 6 шт.Боезапас орудия 76 mm Gun T91E5 увеличен с 70 до 72 выстрелов. Франция AMX 12 t: Дальность обзора уменьшена с 380 до 360 м.AMX 13 75:Дальность обзора уменьшена с 390 до 370 м.AMX 13 90:Дальность обзора уменьшена с 400 до 380 м. Боезапас орудия 90 mm F3M уменьшен с 44 до 36 выстрелов. Bat.-Châtillon 12 t: Дальность обзора уменьшена с 390 до 380 м.AMX 13 105:Разброс орудия 105 mm D. 1504 увеличен с 0,4 до 0,42 м.Дальность обзора уменьшена с 415 до 390 м.Урон, наносимый снарядом OCC-105 D. 1504, уменьшен с 390 до 360 единиц.Урон, наносимый снарядом OE-105-Mle. 60 D. 1504, уменьшен с 480 до 440 единиц.Урон, наносимый снарядом OFL-105 D. 1504, уменьшен с 390 до 360 единиц.Боезапас орудия 105 mm D. 1504 уменьшен с 33 до 24 выстрелов.

Когда выйдет обновление World of Tanks 9.18

Следующее обновление в World of Tanks стоит ожидать во второй половине апреля 2017 года. Данный патч будет весьма объемный и большой включающий в себя новые лёгкие танки 10 уровня. Так же, уже совсем скоро можно ждать обновление 9.19.

Дата выхода обновления 9.18 World of Tanks

Общий тест обновления 9.18

Как и в прошлом , перед выходом на основные сервера обновление 9.18 будет тестироваться всеми желающими и первый общий тест патча 9.18 ожидаем 30 марта.

Обзор обновления 9.18

С обновлением 9. 18 в игру будут внесены концептуальные изменения. Разработчики явно пошли навстречу танкистам, реализовав в масштабном патче самые смелые желания. В частности, сильно изменится механика игры, что сделает геймплей более насыщенным и разнообразным. Рассмотрим ключевые нововведения.

Балансировщик


С явным дисбалансом в игре сталкивались многие, например, когда на технике 5-го уровня закидывало к восьмёркам и даже девяткам. Естественно, что повлиять на исход боя низкоуровневая техника неспособна, поэтому разработчики решили проблему кардинальным образом. Команды будут формироваться по единому шаблону: 1-3 топовых танка, 5-7 машин в середине и 7-13 внизу списка. Диапазон техники плюс/минус два уровня. Соответственно попасть вниз списка и оказаться в окружении стальных монстров невозможно: в бою будут присутствовать минимум 7 одноклассников. Кроме этого, исчезнут ситуации, когда игрок постоянно оказывается «на дне» команды. Сервер будет запоминать положение техники и в следующих боях забрасывать машину в середину или в топ.

Кроме этого, появится возможность создавать одноуровневые или двухуровневые бои. В первом случае, будет участвовать техника одного уровня, во втором – применяется шаблон 1-5/10-14 по количеству топов и машин ниже уровнем соответственно.

Работа балансировщика будет заключаться и в формировании команд по типу техники, соответственно исключается явное преимущество одного из противников.

Арта САУ WoT

Большие изменения коснутся артиллерии. В частности, количество арты в одной команде не будет превышать 3-х единиц. Был полностью переработан режим прицеливания. Теперь популярный мод BATTLE ASSISTANT будет «вшит» в базовый игровой клиент. Артиллерия будет сводиться не сверху, а по диагонали, что упростит стрельбу в городе и позволит наносить урон, если противник находится в труднодоступном месте. Привычный режим прицеливания также остаётся, переключение выполняется клавишей G. Кроме этого, артоводы могут помечать маркером место сведения, чтобы союзники успели покинуть опасный квадрат. Стоит отметить, что артиллерия перестанет ваншотить технику: отменяются ББ, у ОФ будет уменьшен разовый урон. При этом арта будет быстрее заряжаться и сводиться, увеличится сплэш.

Расходники . В игру вводятся бесконечные аптечки и ремкомплекты, что сделает геймплей более насыщенным и динамичным. Это нововведение является тестовым, поэтому если не найдёт поддержки игроков будет удалено.

Концепция формирования взводов .


Теперь в рандоме перестанут попадаться «брелки», которых тащат в бой высокоуровневые совзводнные. Взвод будет состоять из техники одного уровня, что полностью исключает просадку огневой мощности одной из команд.

Выбор карт . Указанный выше балансировщик будет запоминать игровые локации, чтобы сессия не проходила на одной и той же местности.

Лёгкие танки . В обновлении появится продолжение ветки лёгких танков, до 10-го уровня. Раньше, ЛТ попадали только в высокоуровневые бои, чтобы подсвечивать сокомандникам. Разумеется, решающего голоса у лёгких машин не было, и затащить бой в одиночку на этой технике было довольно сложно. Теперь ЛТ становятся полноценными участниками танковых баталий и могут оказывать большее влияние на исход сражения.


— французский лёгкий танк 10 уровня

— немецкий лёгкий танк 10 уровня

— американский лёгкий танк 10 уровня

— советский лёгкий танк 10 уровня

— китайский лёгкий танк 10 уровня

Список изменений в обновлении 9.18 World of Tanks

1. Шаблонный матчмейкер - новый матчмейкер для случайных боёв, формирующий команды по заранее заданным шаблонам. Шаблон - это совокупность характеристик команды, включающая количество машин в топе, середине и внизу списка, число взводов, количество лёгких, средних и тяжёлых танков, САУ и ПТ-САУ. Распределение техники всегда происходит по следующему правилу: количество машин внизу списка не должно быть меньше количества танков вверху или в середине списка. Приоритетные шаблоны для трёхуровневого боя - 3-5-7, для двухуровневого - 5-10. Допускается создание боёв с техникой одного уровня, если текущий состав очереди не позволяет применить другие шаблоны.

Особенности нового матчмейкера:

— Допускаются только одноуровневые взводы.
— Не больше трёх САУ на команду.
— Команды балансируются по лёгким танкам и ПТ-САУ.
— Разница между количеством взводов не должна превышать один полный взвод (3 игрока).
— Приоритетная отправка игрока в середину или топ списка, если до этого игрок провёл несколько игр внизу списка.
— Улучшен механизм ротации карт, который снизит вероятность выпадения одной и той же карты в течение игровой сессии.

2. Практически полностью переработаны САУ.

Механика «Оглушение экипажа»:

— Механика предоставляет возможность игрокам на САУ временно ухудшать ТТХ техники противника в радиусе разлёта осколков ОФ-снарядов, а также получать опыт и кредиты за то, что оглушённой технике нанесён урон другими игроками.
— У оглушённой машины снижается огневая мощь и мобильность.
— Оставшееся время оглушения отображается для всех игроков, которые видят оглушённую машину.
— Оглушение можно снять Аптечкой, даже если никто из экипажа не ранен.
— Урон по оглушённому танку приносит артиллерии доход по аналогии с механизмом урона по разведданным.
— Понижен прямой урон артиллерии.
— Повышена точность и комфортность стрельбы.
— Несколько улучшено время перезарядки.
— Повышен радиус разлёта осколков.
— Системно скорректирован радиус обзора САУ.
— У всей артиллерии убраны все снаряды без разлёта осколков (то есть ББ, КС и БП).

Для артиллерии добавлены:

//content-wg.gcdn.co/locdoc/wot_articles/9_18_video/new_angle.mp4

— Альтернативный артиллерийский прицел «вид от траектории», переключение по умолчанию - кнопкой G. В таком виде прицеливания камера игрока находится на траектории полёта снаряда, под острым углом к земле, что позволяет ему целиться аналогично использованию обычного снайперского прицела.

— Возможность поставить маркер прицеливания на площадь, показывая союзникам, что игрок на артиллерии держит эту часть карты под пристальным вниманием (по умолчанию - кнопка T). Игроки на САУ в любом режиме прицела по нажатию на определённую клавишу могут сообщать союзникам о расположении своего прицела, выбранной цели и готовности к выстрелу. Это отобразится одновременно в 3D-сцене, на мини-карте и в боевом чате.

3.Общие изменения веток техники.

В игру вводятся новые лёгкие танки - теперь ветки ЛТ, как и все остальные ветки, идут до X уровня. В некоторых случаях новые танки просто добавлены, в других ветки были «растянуты», с переносом существующих машин на более высокие уровни.

Немецкие машины:

— Spähpanzer Ru 251 перемещён с VIII уровня на IX.
— Вместо него на VIII уровне находится новый танк HWK 12.
— На X уровне появился новый танк Rheinmetall Panzerwagen.
— Также были затронуты ТТХ VK 16.02 Leopard, VK 28.01 и Spähpanzer SP I C.

Китайские машины:

— На IX уровень добавлен новый танк WZ-132A.
— На X уровень добавлен новый танк WZ-132-1.
— Также были затронуты ТТХ 59-16, WZ-131 и WZ-132.

Советские машины:

— Т-50 перемещён с IV уровня на V.
— ЛТТБ перемещён с VII уровня на VIII.
— Т-54 облегчённый перемещён с VIII уровня на IX.
— На VII уровень вместо ЛТТБ добавлен новый танк ЛТГ.
— На X уровень добавлен новый танк Т-100 ЛТ.
— Также были затронуты ТТХ МТ-25.

Американские машины:

— M7 стал лёгким танком.
— M41 Walker Bulldog перемещён с VII уровня на VIII.
— T49 перемещён с VIII уровня на IX.
— На X уровень добавлен новый танк XM551 Sheridan.
— Также были затронуты ТТХ T71, T21 и T37.

Французские машины:

— AMX 13 90 перемещён с VIII уровня на IX.
— Вместо него на VIII уровень добавлен новый танк Bat.-Châtillon 12 t.
— На X уровень добавлен новый танк AMX 13 105.
— Также были затронуты ТТХ AMX ELC bis, AMX 12 t, AMX 13 75, AMX 13 57 и AMX 13 57 GF.

4. HD-модели . Изменена визуальная модель 20 танков. Улучшенные корпуса получили артиллерия и советские лёгкие танки.

Т92 HMC
Pz.Kpfw.I
T7 Combat Car
Pz.Kpfw.IV Ausf.A
T1E6
WZ-132
M40/M43
БТ-2
Sexton I
БТ-СВ
Ram II
Т-60
FV 3805
Т-70
AT 8
Т-50
D2
Т-54 облегчённый
Lorraine 155 mle. 50
А-44
Lorraine 155 mle. 51
СУ-101
NC-31
«Объект 430 Вариант II»
Renault Otsu
«Объект 261»

5. Снаряжение

— Всё активируемое снаряжение (аптечки, ремкомплекты, огнетушители), как за кредиты, так и за золото, теперь многоразовое:
— После использования снаряжения оно снова станет доступно через определённое время.
— Снаряжение за кредиты перезаряжается за 90 секунд, премиумное - за 60 секунд.
— Плата за снаряжение взимается по прежним правилам: после боя стоимость использованного снаряжение будет списана с аккаунта игрока, независимо от количества активаций использованного снаряжения.

Как видите, игру ожидают глобальные перемены, поэтому будем с нетерпением ждать выхода обновления 9. 18.

Harakternyk_Sirko (07 Апр 2017 - 19:29) писал: Очень приятно читать переполненные ненавистью, желчью, обидой и искренними страданиями от необратимости изменений комментарии артоводов. И дело отнюдь не в том, что я потомственный артохейтер, а в крайне интересной тенденции: 90% всего негативна звучит от игроков с не очень хорошей статистикой (а точнее - плохой). Игроки, которые понимают игровые механики, осознают рандомность АРТ-САУ, они воспринимают эти изменения спокойно.
Все слезы от того, что артиллерия никогда не игралась от скилла, ведь абсолютно не важно кто ты: оранжевый 46% игрок или 65% папка - конечная точность, разброс и КД заставляли играть тебя от случая. Гарантий результативной игры тут не наблюдалось при любых статистических показателях. Если раньше личный вклад артовода в победу заключался в умении выбирать позицию и вовремя переезжать, то теперь, кроме этих базовых вещей, будет необходимо правильно выбирать цель, сводиться, просчитывать траекторию движения соперника. Наши любимые оранжевые-желтенькие нагибаторы к этому не привыкли, а потому злятся. Теперь нельзя будет так просто уходить в ангар с одним удачным шотом - нужно будет принимать участие в игровом процессе от начала и до конца боя. Для игроков с руками из нужного места почти ничего не изменится - их дамаг будет таким же, но его концентрация будет несколько меньше ввиду того, что нельзя будет сделать с одного нажатия кнопки -2к по Е100, этот урон будет размазан по всей команде противника. Ну а игроки, которые не умеют играть в эту игру, будут вынуждены либо учиться (что положительно в целом для нас всех), либо страдать (и это справедливо, ибо они на дне пищевой цепочки).

Относительно стана, я надеюсь, что его будут еще балансить, но отказываться картошка от него не готова. На всем нам известном стриме, Вспышка задавал простой вопрос: какие механики, кроме стана, ВГ рассматривали как компенсацию урезаного урона? Ответа, как мы знаем, не прозвучало. Все очень просто: творческую импотенцию, отсутствие креативных идей и некомпетентность сотрудников у картошки принято прикрывать документами, запрещающими разглашать внутреннюю информацию о разработке. Потому мы либо уходим из игры, либо воспринимаем все так, как есть.

Прозвучало много однотипных мнений о том, что ЛТ-10 имбы. Это звучит смешно, ведь играть от обзора и маскировки - это то, что требует умелого использования игровых механик, знания карт. Не забывайте, пожалуйста, что игра на технике, которая не обладает хорошим уроном в минуту и броней - удел скиллованных игроков. ЦА в ЛТ-10 не сможет. Кстати, мысли о том, что СТ-10 станут кормом для ЛТ абсурдные, ибо преимущество они будут иметь только в маскировке, забудьте про обзор и огневую мощь: нормальный Бат-Шат высветит и убьет ПВП любую ЛТ-10 не поперхнувшись.

Уважаемые игроки!

7 апреля с 18:45 до 19:10 (МСК) серверы общего теста были недоступны в связи с выходом микро-обновления.

Главные изменения

Корректировка роли лёгких танков в бою

Ряд правок в микропатче ко второму общему тесту должен скорректировать применение лёгких танков (ЛТ) в бою. ЛТ по-прежнему останутся отличными разведчиками с возможностью ведения огня по противнику. Именно в таком порядке: приоритетной задачей является разведка, а нанесение урона — второстепенная задача. Важная, но не ключевая.

В конфигурации ЛТ для первого общего теста величина базового обзора была избыточна. Её по умолчанию было достаточно для ведения эффективной разведки, что позволяло «развивать» ЛТ в сторону нанесения урона — путём установки соответствующего оборудования и прокачки навыков и умений, повышающих огневую мощь. Подобные действия повышали эффективность нанесения урона у ЛТ и делали их конкурентными по отношению к средним танкам (СТ). Лёгкие танки «светили» лучше, чем средние, и почти так же хорошо наносили урон. В связи с этим было принято решение снизить их обзор. С пересмотренными характеристиками ЛТ базовая величина обзора будет не так эффективна, и её придётся улучшать установкой Просветлённой оптики/Стереотрубы и прокачкой навыков и умений экипажа, чтобы функция разведки выполнялась максимально результативно.

Также будут скорректированы огневые параметры ЛТ: возможность наносить урон остаётся, но уже как второстепенная, не ключевая черта для машин этого класса. Главной задачей лёгких танков становится разведка.

Ограничение игры во взводе для САУ

Игроки активно просили убрать возможность игры во взводе в рамках переработки класса САУ. Ведь после введения нового балансировщика и возможности объединиться во взвод из трёх игроков может часто возникать ситуация, когда взвод из трёх САУ будет оказываться единственными машинами вверху списка. А три машины поддержки не могут быть самой сильной единицей на поле боя.

Кроме того, проанализировав различные сценарии поведения взвода САУ в бою, мы пришли к выводу, что влияние взвода из нескольких САУ на одиночную цель слишком велико и крайне негативно воспринимается танком-«мишенью». В то же время одиночные САУ вследствие меньшего уровня взаимодействия между собой смогут лучше контролировать всё поле боя целиком, оказывая равномерную помощь союзникам на всех направлениях. Поэтому было принято решение отключить возможность создания взвода, как динамического, так и в Ангаре, с участием машин класса САУ.

Так как САУ не смогут выходить в бой в составе взводов, личные боевые задачи для них также будут скорректированы: из условий убрана необходимость выходить в бой взводом.

Обо всех изменениях в деталях

Геймплей

Включён запрет брать САУ для игры во взводе. Выбор САУ в окне взвода будет невозможен. Ограничение касается взводов, состоящих только из САУ, а также САУ и техники других классов.

Игровые нации

Германия

Spähpanzer Ru 251:
  • Время перезарядки орудия 90 mm Rheinmetall DM1 для башни Spähpanzer Ru 251 Drehturm 360° увеличено с 6 до 7 с.
  • Дальность обзора башни Spähpanzer Ru 251 Drehturm 360° уменьшена с 420 до 410 м.
Spähpanzer SP I C
  • Дальность обзора башни Spähpanzer SP I C PT II Rh.-Nr. WK-G2 уменьшена с 400 до 390 м.
Rheinmetall Panzerwagen
  • Дальность обзора башни Rheinmetall Panzerwagen уменьшена с 430 до 420 м.
  • Бронепробиваемость снаряда Exp. HE орудия 105 mm Kanone увеличена с 53 мм до 120 мм.
  • Урон, наносимый снарядом Exp. APDS орудия 105 mm Kanone, уменьшен с 390 до 360 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом Exp. HE орудия 105 mm Kanone, уменьшен с 480 до 440 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом Exp. HEAT орудия 105 mm Kanone, уменьшен с 390 до 360 единиц.
HWK 12
  • Время перезарядки орудия 90 mm Mecar N для башни HWK 12 увеличено с 7,9 до 8,2 с.
  • Время перезарядки орудия 90 mm Mecar N для башни HWK 12 verbessert увеличено с 7,15 до 7,7 с.

Китай

59-16:
  • Дальность обзора башни 131 уменьшена с 360 до 350 м.
  • Дальность обзора башни 131-1 уменьшена с 380 до 360 м.
WZ-131:
  • Дальность обзора башни 132A уменьшена с 380 до 360 м.
  • Дальность обзора башни 132B уменьшена с 390 до 370 м.
WZ-132:
  • Время перезарядки орудия 100 mm 60-100TA для башни WZ-132 увеличено с 7 до 7,8 с.
  • Время перезарядки орудия 100 mm 59-100TA для башни WZ-131-1 увеличено с 8,1 до 8,5 с.
  • Время перезарядки орудия 100 mm 59-100TA для башни WZ-132 увеличено с 7,5 до 8,2 с.
  • Дальность обзора башни WZ-131-1 уменьшена с 380 до 370 м.
  • Дальность обзора башни WZ-132 уменьшена с 390 до 380 м.
WZ-132A:
  • Время перезарядки орудия 100 mm 60-100TA для башни WZ-132A увеличено с 6,8 до 7,7 с.
  • Время перезарядки орудия 100 mm 62-100TA для башни WZ-132A увеличено с 7,8 до 9,2 с.
  • Дальность обзора башни WZ-132A уменьшена с 420 м до 390 м.
WZ-132-1:
  • Время перезарядки орудия 105 mm L7A3C для башни WZ-132-1 увеличено с 9,5 до 10,7 с.
  • Дальность обзора башни WZ-132-1 уменьшена с 425 до 400 м.
  • Боезапас орудия 105 mm L7A3C уменьшен с 40 до 32 выстрелов.

СССР

МТ-25:
  • Дальность обзора башни МТ-25 уменьшена с 380 до 360 м.
ЛТТБ:
  • Время перезарядки орудия 85 мм Д-5Т-85БМУ для башни ЛТТБ увеличено с 5,2 до 5,5 с.
  • Время перезарядки орудия 85 мм Д-10-85 для башни ЛТТБ увеличено с 5,1 до 5,4 с.
  • Дальность обзора башни ЛТТБ уменьшена с 390 м до 380 м.
Т-54 облегчённый:
  • Время перезарядки орудия 100 мм Д-10ТМ обр. 1945 г. для башни Т-54 облегчённый вариант увеличено с 6,8 до 7,2 с.
  • Время перезарядки орудия 100 мм Д-10ТМ для башни Т-54 облегчённый вариант увеличено с 7 до 7,5 с.
  • Дальность обзора башни Т-54 облегчённый вариант уменьшена с 410 до 390 м.
ЛТГ:
  • Разброс орудия 85 мм Д-5Т-85БМУ для башни ЛТГ увеличен с 0,38 до 0,4 м.
  • Дальность обзора башни ЛТГ уменьшена с 390 м до 360 м.
Т-100 ЛТ:
  • Разброс орудия 100 мм Т-100 для башни Т-100 ЛТ (Изделие 64992) увеличен с 0,44 м до 0,46 м.
  • Дальность обзора башни Т-100 ЛТ (Изделие 64992) уменьшена с 410 до 390 м.
  • Бронирование ВЛД изменено с 100 мм до 90 мм.
  • Урон, наносимый снарядом 3ВББ орудия 100 мм Т-100, уменьшен с 320 до 300 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом 3ВБМ орудия 100 мм Т-100, уменьшен с 320 до 300 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом 3ВОФ орудия 100 мм Т-100, уменьшен с 420 до 360 единиц.
  • Боезапас орудия 100 мм Т-100 уменьшен с 42 до 33 выстрелов.
Т-50:
  • Время перезарядки орудия 45 мм ВТ-43М увеличено с 2 до 2,3 с.
  • Дальность обзора уменьшена с 360 до 350 м.

США

T49:
  • Время перезарядки орудия 90 mm Gun T132E3 для башни T49 увеличено с 6,3 до 6,4 с.
  • Время перезарядки орудия 90 mm Gun T132E3 для башни XM551 test bed увеличено с 5,65 до 6 с.
  • Дальность обзора башни T49 уменьшена с 410 до 400 м.
  • Дальность обзора башни XM551 test bed уменьшена с 420 м до 410 м.
T71:
  • Дальность обзора уменьшена с 400 до 390 м.
XM551 Sheridan:
  • Дальность обзора уменьшена с 430 до 420 м.
  • Урон, наносимый снарядом Exp. APDS орудия 105 mm Lightweight Gun, уменьшен с 390 до 360 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом Exp. HE орудия 105 mm Lightweight Gun, уменьшен с 480 до 440 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом Exp. HEAT орудия 105 mm Lightweight Gun, уменьшен с 390 до 360 единиц.
  • Боезапас орудия 105 mm Lightweight Gun уменьшен с 42 до 32 выстрелов.
  • Боезапас орудия 152 mm Gun-Launcher XM81 (conventional) уменьшен с 30 до 25 выстрелов.
M7:
  • Дальность обзора башни M47 уменьшена с 380 до 360 м.
M24 Chaffee:
  • Дальность обзора башни M24 уменьшенас 370 до 360 м.
T21:
  • Дальность обзора уменьшенас 390 до 380 м.
T37:
  • Дальность обзора башни T37 уменьшена с 370 до 360 м.
  • Дальность обзора башни T41 pilot number 1 уменьшена с 385 до 370 м.
M41 Walker Bulldog:
  • Время перезарядки орудия 76 mm Gun M32 для башни M41 увеличено с 4,6 до 5,3 с.
  • Время перезарядки орудия 76 mm Gun T91E5 для башни M41 увеличено с 38 до 40 с.
  • Время перезарядки орудия 76 mm Gun M32 для башни M41A1 увеличено с 4,6 до 5,3 с.
  • Время перезарядки орудия 76 mm Gun M32 late для башни M41A1 увеличено с 4,3 до 5 с.
  • Количество снарядов в барабане для орудия 76 mm Gun T91E5 для башни M41 уменьшено с 10 до 6 шт.
  • Количество снарядов в барабане для орудия 76 mm Gun T91E5 для башни M41A1 уменьшено с 10 до 6 шт.
  • Боезапас орудия 76 mm Gun T91E5 увеличен с 70 до 72 выстрелов.

Франция

AMX 12 t:
  • Дальность обзора уменьшена с 380 до 360 м.
AMX 13 75:
  • Дальность обзора уменьшена с 390 до 370 м.
AMX 13 90:
  • Дальность обзора уменьшена с 400 до 380 м.
  • Боезапас орудия 90 mm F3M уменьшен с 44 до 36 выстрелов.
Bat.-Châtillon 12 t:
  • Дальность обзора уменьшена с 390 до 380 м.
AMX 13 105:
  • Разброс орудия 105 mm D. 1504 увеличен с 0,4 до 0,42 м.
  • Дальность обзора уменьшена с 415 до 390 м.
  • Урон, наносимый снарядом OCC-105 D. 1504, уменьшен с 390 до 360 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом OE-105-Mle. 60 D. 1504, уменьшен с 480 до 440 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом OFL-105 D. 1504, уменьшен с 390 до 360 единиц.
  • Боезапас орудия 105 mm D. 1504 уменьшен с 33 до 24 выстрелов.

Всю информацию о проводимых или запланированных технических работах вы можете найти на сайте