Молитвы о красоте святой ирины. Вера православная - житие вмч ирины

18 мая мы празднуем память святой великомученицы Ирины Македонской. Как случилось, что юная славянская девушка стала не только последовательницей Христа, но и покровительницей миссионеров?

Родилась Пенелопа, так звали девочку, в первом столетии после Рождества Христова. Еще были живы тогда ученики и апостолы Сына Божия.

Жила и воспитывалась она в загородном дворце. Вдали от развлечений городской жизни, под руководством почтенной наставницы и старца Апелиана.

Отец Ирины, язычник, не знал, что ее учитель исповедует христианскую веру. А Пенелопа, не будучи христианкой, под влиянием Апелиана возрастала во всех добродетелях, свойственных истинным христианам. Так почва души ее была совершенно подготовлена для принятия благого просвещения. Пришла пора, и свет Христов просиял в ее душе, воспитанной под влиянием христианским.

Внешним поводом к просвещению девушки послужило чудесное событие, случившееся по устроению Божию.

Однажды, в комнату, где находилась Пенелопа со своей наставницей, влетел голубь и опустил на стол масличную ветку. Вслед за этим влетел орел, из клюва которого упал перед Пенелопой венок из цветов.

Вдруг в другое окно влетел ворон и выпустил на пол из клюва змею.

Пораженные необычным явлением, Пенелопа и ее наставница, когда пришел к ним учитель Апелиан, рассказали о случившемся.

Старец, после некоторого размышления, сказал, обращаясь к Пенелопе:

— Голубь означает кротость твою и чистоту. Масленичная ветвь выражает благодать Божию, которая сообщится тебе Святым Крещением.

Царственная птица — орел знаменует, что ты будешь царствовать над страстями своими и возвысишься стремлением твоим к Богу над всем земным. Венец из цветов означает воздаяние, которым увенчает Господь твои подвиги.

Ворон же со змеей изображает злую силу. Врага, который будет стараться отвратить тебя от добра, уязвляя и искушая скорбями и гонениями. Но ты мужайся! Знай, что Господь подкрепит тебя, и ты устоишь непоколебимо в скорбях за Христа, Царя Небесного.

Что должна была подумать и почувствовать совсем юная девушка после этих слов?

— Кто же этот Христос, Царь Небесный? — стала с любопытством расспрашивать старца родившаяся в язычестве Пенелопа. И по мере того, как Апелиан рассказывал ей впервые о Христе, сердце девушки воспламенялось любовью к Спасителю рода человеческого. И она ненасытно желала узнавать о Нем все больше и больше.

В это же время проповедовал Святое Евангелие в той местности, — Иллирике, апостол Тимофей, ученик святого апостола Павла.

Он преподал Крещение чудно познавшей Христа девушке. Дал ей имя Ирины, что значит — Мир. Наставил в учении христианском. Предрек ей страдания за имя Христово и воодушевил твердо стоять на спасительном пути, на котором восставил ее Господь.

Принявшая святую истину от апостола, Ирина сделалась верной последовательницей Божественного учения. Она распространила его в Сербии и других местах. Обратила ко Христу не только своих родителей, но и многие тысячи языческого народа.

Чем же была сильна ее проповедь? Мужеством во время страданий, которым ее неоднократно подвергали гонители веры Христовой, и которые сопровождались многочисленными знамениями и чудесами. Проповедью, с которой она обходила многие города фракийские, поучая жителей истинам Евангелия и силою Божией творя многие чудеса.

Когда она была в городе Ефесе, то почувствовала приближение смерти. Там же был и ее наставник Апелиан. Святая Ирина, взяв с собою его и еще нескольких благочестивых мужей, ушла с ними за город. Там она вошла в одну пещеру, попросив своих спутников заградить после своей кончины вход в нее камнем. В той пещере Ирина предала свою душу Богу. Это было в царствование императоров Домициана или Траяна (81-117гг.)

Ирина была призвана первой в сонме великомучениц.

В Византии, а потом и в России многим девочкам давали имя Ирины. В Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры, в Донском монастыре, в Богоявленском Соборе и других многих храмах есть большие иконы великомученицы Ирины.

Храм великомученицы Ирины расположен неподалеку от Елоховского Собора. Там теперь Патриаршее подворье, представительство Белорусского Экзархата.

Нас жизнь святой великомученицы Ирины учит тому, что христианские родители должны избирать благочестивого наставника для детей. Только благодаря благочестивому учителю — старцу Апелиану — душа Ирины была в совершенстве приготовлена для принятия веры Христовой.

Как мало заботятся в наше время, иные родители о том, чтобы найти для своих детей истинно благочестивых наставников! Большинство родителей совсем не думают о том, кому они вверяют своих детей. Позволяют учить их безбожию и нечестию.

Они вполне заслуживают выслушать те укоры, которыми некогда упрекал своих современников святой Иоанн Златоуст.

— Ныне, говорил он тогда, больше пекутся о конях (а теперь, мы видим, о машинах) нежели о детях. Потому что, избирая возницу (водителя), тщательно смотрят: не глуп ли он, не пьяница ли, не вор ли?

А когда нужен руководитель их детям, — принимают, кто встретится. И отнюдь не примечают: нет ли в нем безбожного воззрения. Не заразит ли он юную душу духовным пьянством. Не украдет ли у детей обеты, данные Богу при Святом Крещении и право на вечное блаженство?

Насколько бы родители сами ни были благочестивы, и как бы ни старались освятить сердца детей своих в их младенчестве; но если потом предоставят их руководству нечестивого учителя, — соблазн и погибель неминуемы.

Святая великомученица Ирина жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя города Мигдонии (Македония, или Фракия). Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе-Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям. Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы - голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы - смирение, кротость и целомудрие, - принес масличную ветвь - благодать Божию, получаемую в крещении; орел - знамение высоты духа, достигаемой через Богомыслие, - принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла крещение от руки апостола Тимофея , ученика святого апостола Павла , и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, то разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, схватил его за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов. Оставив управление городом, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель города, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан отвеил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Хриcта. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. 10 дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую на страшную пытку: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец, четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: "Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет". Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром, и полился сильный дождь. Видя такое знамение с Неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седели и изгнал его из города. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес всё в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение бездушным идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10 000 язычников. Из своего родного города Мигдонии святая перешла в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли святое крещение от апостола Тимофея . После этого святая Ирина посетила и другие города Фракии - Константину, Месемврию с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.

Святая великомученица Ирина жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя города Мигдонии (Македония, или Фракия). Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе-Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям. Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы - голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы - смирение, кротость и целомудрие, - принес масличную ветвь - благодать Божию, получаемую в крещении; орел - знамение высоты духа, достигаемой через Богомыслие, - принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла крещение от руки , ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, то разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, схватил его за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов. Оставив управление городом, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель города, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан ответил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. 10 дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую на страшную пытку: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец, четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: "Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет". Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром, и полился сильный дождь. Видя такое знамение с Неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седекии и изгнал его из города. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес все в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение бездушным идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10 000 язычников. Из своего родного города Мигдонии святая перешла в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли святое крещение от апостола Тимофея. После этого святая Ирина посетила и другие города Фракии - Константину, Месемврию с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.

Свя-тая Ири-на, ро-дом сла-вян-ка, жи-ла во вто-рой по-ло-вине I ве-ка и бы-ла до-че-рью Ли-ки-ния, пра-ви-те-ля го-ро-да Ма-гед-до-на в Ма-ке-до-нии. Еще в юно-сти Ири-на по-ня-ла су-ет-ность язы-че-ства и уве-ро-ва-ла во Хри-ста. Со-глас-но пре-да-нию, ее кре-стил апо-стол Ти-мо-фей, уче-ник апо-сто-ла Пав-ла. Же-лая по-свя-тить свою жизнь Бо-гу, свя-тая Ири-на от-ка-за-лась от за-му-же-ства.

По-зна-вая все глуб-же хри-сти-ан-скую ве-ру, свя-тая Ири-на ста-ла убеж-дать и ро-ди-те-лей стать хри-сти-а-на-ми. Ли-ки-ний, отец Ири-ны, сна-ча-ла бла-го-склон-но вни-мав-ший ее сло-вам, по-том воз-не-го-до-вал на нее, и ко-гда она от-ка-за-лась по-кло-нить-ся идо-лам, бро-сил ее под но-ги ди-ким ло-ша-дям. Не кос-нув-шись му-че-ни-цы, ло-ша-ди бро-си-лись на Ли-ки-ния и за-да-ви-ли его до смер-ти. Ко-гда по мо-лит-ве свя-той он воз-вра-щен был к жиз-ни, то уве-ро-вал во Хри-ста сам и все его се-мей-ство, а с ним уве-ро-ва-ло 3 000 че-ло-век.

По-сле это-го свя-тая Ири-на ста-ла сме-ло про-по-ве-до-вать Хри-ста сре-ди жи-те-лей Ма-ке-до-нии, за что мно-го раз под-вер-га-лась уни-же-ни-ям и стра-да-ни-ям. По при-ка-за-нию пра-ви-те-ля Се-де-кии свя-тую Ири-ну то бро-са-ли в ров со зме-я-ми, то ста-ра-лись рас-пи-лить пи-лой, то при-вя-зы-ва-ли к мель-нич-но-му ко-ле-су. Му-че-ния Ири-ны со-про-вож-да-лись чу-дес-ны-ми зна-ме-ни-я-ми, при-вле-кав-ши-ми мно-гих к ве-ре во Хри-ста. Так, змеи не до-тра-ги-ва-лись до му-че-ни-цы, пи-лы не вре-ди-ли ее те-лу, ко-ле-со мель-нич-ное не вер-те-лось. Сам му-чи-тель Ва-во-дон уве-ро-вал во Хри-ста и кре-стил-ся. Все-го же Ири-ной об-ра-ще-но бы-ло бо-лее 10 000 языч-ни-ков. Ко-гда Гос-подь ука-зал Ирине день ее кон-чи-ны, она уда-ли-лась в од-ну гор-ную пе-ще-ру око-ло го-ро-да Ефе-са, вход ко-то-рой по ее прось-бе, был за-ва-лен кам-ня-ми. На чет-вер-тый день ее зна-ко-мые вер-ну-лись к пе-ще-ре и, от-крыв ее, не на-шли в ней те-ла свя-той Ири-ны. Все по-ня-ли, что она бы-ла взя-та Гос-по-дом на Небо.

Па-мять свя-той Ири-ны очень чти-лась в древ-ней Ви-зан-тии. В Ца-рь-гра-де в па-мять свя-той Ири-ны бы-ло по-стро-е-но несколь-ко ве-ли-ко-леп-ных хра-мов.

Полное житие великомученицы Ирины Македонской

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ири-на жи-ла в I ве-ке и до Кре-ще-ния но-си-ла имя Пе-не-ло-па. Она бы-ла до-че-рью языч-ни-ка Ли-ки-ния, пра-ви-те-ля об-ла-сти Ми-гдо-ния Ма-ке-до-ния. Ли-ки-ний по-стро-ил для до-че-ри от-дель-ный рос-кош-ный дво-рец, где она жи-ла со сво-ей вос-пи-та-тель-ни-цей Ка-ри-ей, окру-жен-ная сверст-ни-ца-ми и слу-га-ми. Еже-днев-но к Пе-не-ло-пе при-хо-дил на-став-ник по име-ни Апе-ли-ан, ко-то-рый обу-чал ее на-у-кам. Апе-ли-ан был хри-сти-а-ни-ном; во вре-мя уче-ния он го-во-рил де-ви-це о Хри-сте Спа-си-те-ле и на-ста-вил ее хри-сти-ан-ско-му уче-нию и хри-сти-ан-ским доб-ро-де-те-лям. Ко-гда Пе-не-ло-па под-рос-ла, ро-ди-те-ли ста-ли ду-мать о ее за-му-же-стве. В этот пе-ри-од жиз-ни Гос-подь вра-зу-мил ее чу-дес-ным об-ра-зом: к ней в ок-но при-ле-та-ли од-на за дру-гой три пти-цы - го-лубь с мас-лич-ной вет-кой, орел с вен-ком и во-рон со зме-ей. Учи-тель Пе-не-ло-пы Апе-ли-ан объ-яс-нил ей зна-че-ние это-го зна-ме-ния: го-лубь, озна-чав-ший доб-ро-де-те-ли де-ви-цы - сми-ре-ние, кро-тость и це-ло-муд-рие, при-нес мас-лич-ную ветвь - бла-го-дать Бо-жию, по-лу-ча-е-мую в Кре-ще-нии; орел - зна-ме-ние вы-со-ты ду-ха, до-сти-га-е-мой через бо-го-мыс-лие, - при-нес ве-нок за по-бе-ду над неви-ди-мым вра-гом как на-гра-ду от Гос-по-да; во-рон же при-нес змею в знак то-го, что диа-вол опол-чит-ся на нее и бу-дет до-став-лять пе-ча-ли, скор-би и го-не-ния. В кон-це бе-се-ды Апе-ли-ан ска-зал, что Гос-подь же-ла-ет об-ру-чить ее Се-бе и что Пе-не-ло-па пре-тер-пит мно-гие стра-да-ния за сво-е-го Небес-но-го Же-ни-ха. По-сле это-го Пе-не-ло-па от-ка-за-лась от за-му-же-ства, при-ня-ла Кре-ще-ние от ру-ки апо-сто-ла Ти-мо-фея, уче-ни-ка свя-то-го апо-сто-ла Пав-ла, и бы-ла на-ре-че-на Ири-ной. Она ста-ла убеж-дать и сво-их ро-ди-те-лей при-нять хри-сти-ан-скую ве-ру. Мать ра-до-ва-лась об-ра-ще-нию до-че-ри ко Хри-сту; отец вна-ча-ле не пре-пят-ство-вал до-че-ри, но за-тем стал тре-бо-вать от нее по-кло-не-ния язы-че-ским бо-же-ствам. Ко-гда же свя-тая Ири-на твер-до и ре-ши-тель-но от-ка-за-лась, раз-гне-ван-ный Ли-ки-ний ве-лел свя-зать свою дочь и бро-сить под ко-пы-та сви-ре-пых ко-ней. Но ко-ни оста-лись непо-движ-ны-ми, лишь один из них ото-рвал-ся от при-вя-зи, бро-сил-ся на Ли-ки-ния, ухва-тил зу-ба-ми его за пра-вую ру-ку, вы-рвал ее из пле-ча, а са-мо-го Ли-ки-ния сбил и на-чал топ-тать. То-гда свя-тую де-ву раз-вя-за-ли, и по ее мо-лит-ве Ли-ки-ний в при-сут-ствии оче-вид-цев встал невре-ди-мый, со здо-ро-вой ру-кой. Ви-дя та-кое чу-до, Ли-ки-ний с же-ной и мно-же-ством на-ро-да, чис-лом око-ло 3 000 че-ло-век, уве-ро-вал во Хри-ста и от-рек-ся от язы-че-ских бо-гов.

Оста-вив управ-ле-ние об-ла-стью, Ли-ки-ний по-се-лил-ся во двор-це сво-ей до-че-ри, на-ме-ре-ва-ясь по-свя-тить се-бя слу-же-нию Гос-по-ду Иису-су Хри-сту. Свя-тая же Ири-на на-ча-ла про-по-ве-до-вать уче-ние Хри-сто-во сре-ди языч-ни-ков и об-ра-ща-ла их на путь спа-се-ния. Она жи-ла в до-ме сво-е-го учи-те-ля Апе-ли-а-на. Узнав об этом, Се-де-кия, но-вый пра-ви-тель об-ла-сти, при-звал Апе-ли-а-на и спро-сил об об-ра-зе жиз-ни Ири-ны. Апе-ли-ан от-ве-тил, что Ири-на, как и дру-гие хри-сти-ане, жи-вет в стро-гом воз-дер-жа-нии, в непре-стан-ной мо-лит-ве и чте-нии бо-же-ствен-ных книг. Се-де-кия при-звал к се-бе свя-тую и на-чал убеж-дать ее пре-кра-тить про-по-ведь о Хри-сте и при-не-сти жерт-ву бо-гам. Свя-тая Ири-на бес-тре-пет-но ис-по-ве-да-ла свою ве-ру пе-ред пра-ви-те-лем, не устра-шив-шись его угроз и го-то-вясь до-стой-но пре-тер-петь стра-да-ния за Хри-ста. По при-ка-за-нию Се-де-кии она бы-ла бро-ше-на в ров, на-пол-нен-ный зме-я-ми и га-да-ми. Де-сять дней про-бы-ла во рву свя-тая и оста-лась невре-ди-ма, ибо Ан-гел Гос-по-день со-хра-нил ее и при-но-сил ей пи-щу. Се-де-кия при-пи-сал это чу-до вол-шеб-ству и пре-дал свя-тую страш-ным пыт-кам: при-ка-зал пе-ре-пи-лить ее же-лез-ной пи-лой. Но пи-лы ло-ма-лись од-на за дру-гой и не при-чи-ня-ли вре-да те-лу свя-той де-вы. На-ко-нец чет-вер-тая пи-ла обаг-ри-ла те-ло му-че-ни-цы кро-вью. Се-де-кия со сме-хом ска-зал му-че-ни-це: «Где же Бог твой? Ес-ли у Него есть си-ла, пусть Он те-бе по-мо-жет». Вне-зап-но под-нял-ся вихрь, блес-ну-ла осле-пи-тель-ная мол-ния, по-ра-зив-шая мно-гих му-чи-те-лей, раз-дал-ся гром и по-лил-ся силь-ный дождь. Ви-дя та-кое зна-ме-ние с неба, мно-гие уве-ро-ва-ли во Хри-ста Спа-си-те-ля. Се-де-кия не вра-зу-мил-ся яв-ным про-яв-ле-ни-ем си-лы Бо-жи-ей и пре-дал свя-тую но-вым пыт-кам, но Гос-подь со-хра-нил ее невре-ди-мой. На-ко-нец на-род воз-му-тил-ся, гля-дя на стра-да-ния невин-ной де-вы, вос-стал про-тив Се-де-кии и из-гнал его. Сме-нив-шие Се-де-кию пра-ви-те-ли так-же под-вер-га-ли свя-тую Ири-ну раз-ным же-сто-ким му-кам, во вре-мя ко-то-рых си-лой Бо-жи-ей она про-дол-жа-ла оста-вать-ся невре-ди-мой, а на-род под вли-я-ни-ем ее про-по-ве-ди и со-вер-шав-ших-ся чу-дес все в боль-шем чис-ле об-ра-щал-ся ко Хри-сту, остав-ляя по-кло-не-ние идо-лам. Все-го свя-той Ири-ной бы-ло об-ра-ще-но свы-ше 10 000 языч-ни-ков. Из сво-е-го род-но-го го-ро-да Ми-гдо-нии свя-тая пе-ре-шла в го-род Кал-ли-поль и там про-дол-жа-ла про-по-ве-до-вать о Хри-сте. Пра-ви-тель го-ро-да по име-ни Ва-ва-дон под-верг му-че-ни-цу но-вым каз-ням, но, уви-дев, что свя-тая оста-ет-ся невре-ди-мой, вра-зу-мил-ся и уве-ро-вал во Хри-ста. Вме-сте с ним уве-ро-ва-ло боль-шое чис-ло языч-ни-ков, ко-то-рые все при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние от апо-сто-ла Ти-мо-фея.

По-сле это-го свя-тая Ири-на по-се-ти-ла и дру-гие го-ро-да - Кон-стан-ти-ну, Ме-сем-врию - с про-по-ве-дью о Хри-сте, тво-ря чу-де-са, ис-це-ляя боль-ных и пре-тер-пе-вая стра-да-ния за Хри-ста. В го-ро-де Ефе-се Гос-подь от-крыл ей, что при-бли-зи-лось вре-мя ее кон-чи-ны. То-гда свя-тая Ири-на в со-про-вож-де-нии сво-е-го учи-те-ля стар-ца Апе-ли-а-на и дру-гих хри-сти-ан уда-ли-лась за го-род к гор-ной пе-ще-ре и, осе-нив се-бя крест-ным зна-ме-ни-ем, во-шла в нее, ука-зав сво-им спут-ни-кам за-крыть вход в пе-ще-ру боль-шим кам-нем, что и бы-ло ис-пол-не-но. Ко-гда на чет-вер-тый день по-сле это-го хри-сти-ане по-се-ти-ли пе-ще-ру, то те-ла свя-той в ней не об-ре-ли. Так пре-ста-ви-лась свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ири-на.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученице Ирине Македонской

А́гница Твоя́, Иису́се, Ири́на,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Твоя, Иисус, Ирина, взывает громким голосом: «Тебя, Жених мой, люблю и в поиске Тебя терплю страдания, и распинаюсь с Тобой, и погребаюсь в Крещении Твоем, и мучаюсь ради Тебя, чтобы царствовать у Тебя, и умираю за Тебя, чтобы жить с Тобой, но, как непорочную , прими меня с любовью, пожертвовавшую себя Тебе». Ее молитвами, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак великомученице Ирине Македонской

Де́вства добро́тами преиспещре́нна, де́во,/ страда́льчеством была́ еси́ красне́йшая, Ири́но,/ кровьми́ твои́ми исте́кшими обагре́на,/ пре́лесть же низложи́вшая безбо́жия.// Сего́ ра́ди и прия́ла еси́ по́чести побе́ды руко́ю Созда́теля твоего́.

Перевод: Совершенством украшена, дева, в мученичестве ты была обагрена истекшей кровью твоей, Ирина, низложившая безбожия. Потому ты и приняла почести победы из рук Создателя твоего.

Молитва великомученице Ирине Македонской

О, многострада́льная и пресла́вная Ири́но, неве́сто Христо́ва всехва́льная, уго́днице Бо́жия! Ты предстои́ши у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы и наслажда́ешися неизрече́ннаго блаже́нства. При́зри у́бо ми́лостивно на нас, принося́щих ти хвале́бное пе́ние сие́, испроси́ нам ми́лость, отпуще́ние грехо́в у Преблага́го Го́спода, ве́мы бо, вои́стинну ве́мы, я́ко вся, ели́ко восхо́щеши, испроси́ти у Него́ мо́жеши. Те́мже у́бо смире́нно припа́даем к тебе́ и про́сим: уми́лостиви Влады́ку Не́ба и земли́, да пода́ст нам дух твоея́ ре́вности ко хране́нию святы́х Его́ за́поведей, я́ко да возмо́жем земно́е по́прище в доброде́тельном житии́ проводи́ти, ра́йских селе́ний унасле́довати и та́мо с тобо́ю и все́ми святы́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святой великомученице Ирине

Кондак 1

Избранной Богом от идолослужительнаго рода на просвещение языков, богомудрей и преславней невесте Христовой Ирине, благодарственное и хвалебное пение воспоем ти молитвенницы твои, святая и многострадальная великомученице Ирино. Ты же, имущи дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и скорбей свободи, да зовем ти: Радуйся, Ирино, невеста Христова преславная.

Икос 1

Ангельскую честную и вселюбезную чистоту, святая мученице Ирино непорочно сохранила еси, со Ангелы купно сподобилася еси Богу трисвятую песнь воспевати на небеси, услыши нас, тебе верно поющих на земли: Радуйся, отроковице, Богом Отцем предуставленная быти сообразна в страдании образу Сына Его; радуйся, Сыном Божиим из тьмы в благодатный свет призванная. Радуйся, яко приимше Духа Святаго в отрочестве идолослужение отринула еси; радуйся, земнаго обручника паче Небеснаго знати не восхотела еси. Радуйся, убелившая ризы твоя в крови Агнчей на земли; радуйся, в Небеснем Чертозе со Христом царствуеши на Небеси; Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 2

Видяще, святая мученице Ирино себе на величественнем столпе от Отца поставлену, помышляше себе, о Промысле Божием разумевая, о творчестем создании небеси и земли и бездушных идолех, умне восходяще от тьмы ко свету, от идолослужения к истинному Богу, Емуже вернии воспевают: Аллилуиа.

Икос 2

Божией Премудрости вместилище ты была еси, непорочная отроковице, измлада от любви к миру и вся, яже в мире, отвергшаяся. Всею душею Твоею Христа Жениха возлюбила еси, Емуже равноапостольно послужила еси, среди неверных проповедуя им Истиннаго Бога. Сего ради таковому твоему разуму дивяся, глаголем: Радуйся, премудрая Евангельская Дево, правой веры и дел благих исполненная; радуйся, паче мудрецов мира сего разумнейшая. Радуйся, о проповедании веры благоглаголивыя уста апостольския; радуйся, христианских дев украшение. Радуйся, оружием Креста Христова демоны отгоняющая; радуйся, верная ко Господу о нашем спасении молитвеннице. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 3

Сила Божия дадеся тебе, святая великомученице Ирино, во святем Крещении, егда пресвитер Тимофей, просветив тя, даде тебе послание святых апостолов, сим призывая тя на великое апостольское служение. Ты же, исполнившись Духа Премудрости, пред лицем царя, отца твоего Ликиния, все златые идолы безбоязненно сокрушила еси и яко раба Господня едину православную веру в Бога Отца и Сына и Святаго Духа исповедала еси, зовуще Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи, святая Ирино, свыше данную тебе премудрость и силу, егда многажды понукаема от Ликиния, отца твоего, поклонитися идолом, именуя тя Пенелопиею, но ты рекла ему: «Не извращай моего имене, Ирина аз есмь, нареченная Ангелом в видении, и тако наименовася во святем Крещении. Не поклонюся бесам, имже вы поклоняетесь, аз Единому Богу, Создателю моему, поклоняюся и яко Жениха моего люблю». За такое убо дерзновение приими от нас похвалу сию: Радуйся, столпе веры, утверждение Христианскаго жития; радуйся, детище, Богом просвещенное во святем Крещении. Радуйся, орлице Царя Небеснаго, Богом дарованная на просвящение языков; радуйся, в стране царствования Отца Твоего идольскаго служения искоренительнице. Радуйся, яко подвиг твой многострадальный предвозвестили голубь, кокош и вран, принесши ти маслину, венец и змия; радуйся, яко предрек тебе Апелиан учитель: маслина — твое добронравие, венец — венец славы, а змии — враг, гласит страдания. Радуйся, Ирино, невесто Христова, преславная.

Кондак 4

Бури тяжких искушений воздвигл на тя враг души спасения, егда отец казнить приказал тя, поврещи свирепым коням на глумление и удов раздробление. Но егда ты помолишася, свирепейший конь, отрешившись, оторваша Ликинию руку и топташа его. Тебя же человеческим гласом славною мученицею нарекл есть. Ты же была невредима, воскресила отца своего во имя Христа Сына Божия. Он же со множеством народа уверовавше, восхвалил Бога: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав от тебе злочестивый царь Седекия словеса разумна о вере Христовой, распылашася на тя злобою; паче же егда рекла ему: «Не сяду с сонмом суетным и с законопреступниками не вниду, готова аз на всякия пытки и не пощажу плоти моея за Христа, Господа моего». И вверже тя в глубину рва, идеже гады ядовиты. И тамо пребыша десять дний невредимо со Ангелом, хранящим тя. Видящи вси сия тобою чудодеемая, взываше: Радуйся, младая страстотерпице, за мужественное исповедание веры много пострадавшая; радуйся, агнице кроткая, идольския суетныя лести обличительнице. Радуйся, яко тобою посрамися лукавый враг, видя себе побежденным; радуйся, о тебе бо радуется вся небесныя силы, видя побеждающу лютых мучителей. Радуйся, твоими подвигами многи богохульники правители к Богу приведшая; радуйся, многострадальная дщи немилостиваго царя Ликиния. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 5

Богосветлой звезде подобна была еси, великомученице Ирино, множество племен и языков ко спасению приведшая. Три идолоязыческия страны со епархами и клевретами просветила еси. Тяжкия страдания от мучителей Седекия и Саваха претерпела еси, трижды железною пилою перепиливаема и на мельничном колесе была раздробляема. О великомученице! Твоих страданий небесная стихия, гром и молния, не стерпеша и нечестивыя поразиша. Люди же увероваше, со трепетом Бога прославляя и поя Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше царь Савах, яко сила Божия, в тебе чудодействуемая, поборяет и посрамляет его безумныя веления, ополчив сто тысящь воинов на Магеддон, град, идеже ты молилася Господу о поражении слепотою грядущих и по ослеплении их паки умолила Всевышняго даровати им зрение. Сия радости мы исполненны, глаголем тебе сице: Радуйся, святая Ирино, тобою бо свет Христов возсия в странах языческих; радуйся, богопротивных царей и воинов дивное вразумление. Радуйся, града Магеддона преславное защищение; радуйся, веры православныя исповедание и света Евангельскаго сияние. Радуйся, закона Божия верная хранительнице; радуйся, многострадальная Богоневесто, от лютаго Седекия многажды палимая. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 6

Проповедником Богоносным апостолом поревновала еси, пред мучителеми безбоязненно Христа Бога проповедовала еси, Егоже ради тяжкия раны, узы и темницу претерпела еси; во огни на костре в медных пещех палима была еси, но сохранил тя Ангел Господень во славу Божию, и мы взываем Богу Всемогущему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял есть в сердцы твоем свет богоразумия, свет Господа Иисуса Христа. Той, яко Жених твой возлюбленный, укрепляше тя страдающу сопричастницу Его страданий, егда вонзили тебе в пяты острые гвозди и обуздавши яко осля, пять поприщ насильно ведоша тя, ты же в страшнем страдании своем моляся Богу, тысящи народа просветила, беззаконных же мучителей разверзшаяся земля поглотила есть, мы же вопием ти: Радуйся, Ирино, рабе Господня и молитвеннице наша; радуйся, голубице кроткая, язвы ради Господа носившая. Радуйся, от гвоздичных, кровию истекающих ран, Ангелом исцеленная; радуйся, яко тебе Господь даровал силу и мудрость побеждати противостоящих истине. Радуйся, яко тобою от многих ран и болезней кающийся исцеляются; радуйся, яко твоею молитвою бесы прогоняются и прокаженнии очищаются. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 7

Восхотев безумный мучитель тя, святая Ирино, ко идолослужению преклонити, увещевая тя пожрети идолом жертву, ты же, Крестом оградившись, воскликнула: «Аз приношу жертву Богу Всевышнему, Иже обладает жизнию и смертию всех людий. Вразумись же, царю, прельщенный сатаною!» Осверепевший мучитель, скрежеща зубами, приказал в медных пещех трикраты палити тя, но Ангел Господень, пламень остудив, сохранил тя невредно на славу славящим Бога песнью: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа ярость безчеловечия злобный Вавадон, егда тебя, святая мученице Ирино, повелев, железными цепями привязану к раскаленней решотце, поливать на тя масло и смолу. Ты же, Божия страдалице, бе в пламени горяща, со Ангелом отрешившим от решотцы и охлаждающим тя, Бога славила. Изумившись мучитель таковому чуду, пал к стопам твоим, прося прощения и святых молитв за всю страну, обратившуюся ко Господу. Мы же с любовию взываем к тебе: Радуйся, многострадальная мученице, за Христову Церковь много претерпевшая; радуйся, святая девице, Христа ради в пещех и на кострех палимая. Радуйся, за спасение людей на раскаленней решотце жегомая; радуйся, великая страстотерпице, Христа ради тяжко мучимая. Радуйся, яко твоими страданиями мног народ к признанию Бога истиннаго привела еси; радуйся, врагов Церкви победительнице и в бедах наших скорая помощнице. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 8

Странные и страшные страдания святой мученицы видевше, вернии удивишася, како младая отроковица, суще в юном телеси, мужественно за Христа муки претерпевает, да и мы исполнишеся умиления, благодарно возопиим Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь сладчайший Иисус сладость тебе бысть, мученице Ирино, ты же горькия муки и тяжкия истязания за Христа и спасение людий от седми мучителий претерпела еси, и яко агница от нечестиваго Савария мечем усечена и погребена была еси, и после же из мертвых возстала с райскою ветвию в руках, и в Месемврии к царю явилася на вразумление и посрамление богохульников. Со страхом к твоим ногам пал царь-убийца, взывая: «Велик Бог Христианский» Просвети и нас, святая Ирино, да зовем ти: Радуйся, святая равноапостольная Ирино, просветительница стран языческих; радуйся, реко исполненая благодати Божией. Радуйся, боговозлюбленная ластовице, из небожителей возванная на спасение богохульных и отверженных; радуйся, преславная мученице, многая богопротивныя просветившая. Радуйся, яко силою Божиею демонстии коварства упразднила еси; радуйся, блаженная страстотерпице, райскую ветвь от Христа приимшая. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 9

Вся небесныя силы возрадовася, восхваляя Бога, даровавшаго тебе таковое мужество и непоколебимую твердость побеждати во брани душепагубных аспидов. Ты бо, укрепляемая силою Божиею, в тысящах языки просвещая, радовалася воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании риторскими своими языки не возмогут изрещи твоих болезненных страданий и мученических подвигов, яже за Христа претерпела еси. Кто может исчести твоя безчисленная страдания, кия содрагают нас, поющих тебе: Радуйся, чудодейственное зрелище Ангелом, и человеком; радуйся, яко твоим терпением мучителей удивила еси. Радуйся, кровь свою за Христа Жениха твоего источила еси; радуйся, учеников похвало и верных радование. Радуйся, лозо плодовитая сада Иисусова; радуйся, доброплодная ветвь винограда Христова. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 10

Спасти восхотевши души, во тьме идолослужения погибающия, боголюбивая мученице Ирино, ты, ревнуя о Господе, якоже Илиа, силою Божиею идолы сокрушала, бесы прогоняла, мучителей обличала и посрамляла. Богу же победную песнь непрестанно воспевала: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепка и непоколебима во исповедании православныя веры пребыла еси; не пощадила ты сладкоцветущей юности твоея, презрела еси вся царская достояния отца своего. Возжелала чрез мученическую смерть уневеститися Христу и с Ним быти в Ангельстем ликостоянии. Мы же, поминающе твоя подвиги и страдания, ублажаем тя сице: Радуйся, течение мученическаго пути добре скончавшая; радуйся, житием твоим равноапостольстим Господу послужившая. Радуйся, силою свыше на брань с сопротивными препоясанная; радуйся, верным христианом крепкое заступление. Радуйся, безпомощным заступнице, сирот покровительнице; радуйся, мучеников радование, девственников славо. Радуйся, Ирино, невеста Христова преславная.

Кондак 11

Пение наше хвалебное по достоянию воспевати недоумевает ум наш, святая мученице Ирино, ты бо подражала еси распятому Агнцу — Христу. Положила еси душу свою за други своя, ибо больше сия любве никтоже имать. Обаче мы, вси благодарни суще, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный светильник истиннаго света сущим на земли ты являешися, богоизбранная отроковице, просвещаеши сердца верных, исцеляеши недужных и прокаженных, притекающих к тебе с любовию, разслабленным и слепорожденным здравие подаеши, благодарящим тя тако: Радуйся, о спасении грешных сильная ходатаице; радуйся, обидимых заступнице, злочестивых поборающая. Радуйся, сосуде благ небесных; радуйся, златая кадильнице, фимиам молитвы о нас Богу приносящая. Радуйся, сокровище даров Божиих неиждиваемое; радуйся, яко тебе Господь Царство свое даровал есть. Радуйся, Ирино, невеста Христова преславная.

Кондак 12

Благодать тебе дана, яко апостолом, слово Божие грешному миру вещати, омраченныя от идолослужения отвращати и всем в подвизех земных помогати. О достославная раба Господня, много потрудившаяся за род христианский, молися за нас ко Всемилостивому Богу, Спасителю нашему, да сподобит и нас в сем и в будущем веце Бога в Троице прославляти: Аллилуиа.

Икос 12

Воспеваем твоя славная подвиги, почитаем страдания твоя, хвалим долготерпение, ублажаем святую твою кончину, славим твое в немощнем теле непобедимое мужество, имже попрала еси вся мудрования мира сего. В память твоих подвигов и страданий приими от нас хвалебное пение: Радуйся, от девственных ликов в чертог небесный введенная; радуйся, от мученических полков под венец славы во гласе радования провождаемая. Радуйся, от небожителей досточудное о Господе приемшая целование; радуйся, яко награда твоя радость вечная во светлости святых. Радуйся, яко тобою от нечаянныя смерти уповаем сохранитися; радуйся, твоим заступлением Царствия Божия чаем сподобитися. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 13

О преславная и всехвальная святая великомученице Ирино! Приими от нас сие малое хвалебное пение и не престани молитися о нас ко Господу Богу, да избавит нас от враг видимых и невидимых и твоим заступлением сподобит нас вечнаго Царствия, идеже вкупе с тобою и всеми святыми чаем воспевати Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва великомученице Ирине

О многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Канон великомученице Ирине

Песнь 1

Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, яко извел еси люди из работы египетския, покрыл же еси колесницы фараоновы и силу.

Венец сый страстоносицы, сея, Христе, молитвами мир миру и славу неувядаему поющим Тя даруй.

Зарею сияющи девства, украшена добротою твоего мучения, Ирино великоименитая, твоему Жениху предстоиши.

Милостиву быти Церквам твоего моли Жениха, Ирино Богомудрая, согрешений же оставление подати чтущим тя.

Богородичен: Плоть бывши Бога Слова и сущаго, яко мы, Святая Дево, неизреченно родила еси, паче слова и разума.

Песнь 3

Ирмос: Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою, сего ради утвердися в Господе сердце мое.

Мира излиявшагося чувствующи и вселенную облагоухавшаго благодатию приимши, восперися к желанию сего, славная.

Имела еси Бога помощника во твоих подвизех и защищающа, всемудрая, сего ради венчавшися, мучителя победила еси.

Столп добродетелей непреклонен, и благочестия жилище бысть, и мужества, и целомудрия приятелище, всехвальная.

Богородичен: Текши до Тебе, смерть ста, приразившися из Тебе рожденному, Всенепорочная, сего ради безсмертия начаток Тя именуем.

Седален

Мир тебе мног прибысть, мученице, разрешшися плоти по болезнех многих: радуяся бо, Жених на Небесех тя горе прият, всепросвещену, и страданием облистающу, и в чертог Божественный введе радующуся.

Песнь 4

Ирмос: Твоего на земли явления, Христе Боже, проповедуя пророк пришествие, с веселием вопияше: слава силе Твоей, Господи.

Иже мир тебе подаваяй, мироименитая, мира ради пособствующу тя видя, мужеподобным разумом, мученице, и крепостию исполни.

Крепким усердием превозшедши женскую немощь, преблаженная, твердо изобличила еси, мученице, лести служащия.

Божественное терпение показавши, мучителей дерзости низложила еси, твоему Жениху зовущи: слава силе Твоей, Господи.

Песнословием немолчным и мольбами Владыку, Богомудрая, песнословила еси, и, к Нему востекши, славу зриши неизреченную.

Богородичен: Радостно Тебе, веселящеся, гласы, Пречистая, Тебе ради спасшиися, взываем: радуйся, Дево Всечестная, радуйся, Богородице Всепетая.

Песнь 5

Ирмос: Просвещение Твое, Господи, низпосли нам, и от мглы прегрешений разреши ны, Блаже, Твой мир даруяй.

Мужеским, славная, разумом Христа, Бога всех ясно исповедала еси, словом же твердым сопротивоборца, страстотерпице, посрамила еси.

Последовати возжелела еси страсти Христове и подобием тепле последовала еси, подвижно страждущи по Владыце, пребогатая.

Полки мученик, славная, привела еси Христу твоею мудростию и Богословием, сия истинно тайноучащи словом веры.

Богородичен: Научившеся тайны зачатия Твоего и неизреченнаго и Божественнаго Твоего рождества, Дево, ныне всеблагочестно песнословим Тя, Богородице Всепетая.

Песнь 6

Ирмос: Возопи, прообразуя погребение тридневное, пророк Иона, в ките моляся: от тли избави мя, Иисусе, Царю сил.

Исправила еси праматере Евы падение, страстотерпице, врага низложивши силу и победивши онаго шатание Божественною благодатию.

Крепость стяжавши, Ирино, разума, мучителем супротивилася еси души доблестию и венцем победным от Христа Бога венчалася еси.

Кровию страдания, мученице, светлейшу соделала еси естественную доброту, чистая, доблественныя подвиги подъемши твердо, добрая дево.

Богородичен: Прояви тайну Твоего рождества Боговидец, горящу купину видев, и неопаляему, Богородице Чистая Приснодево.

Кондак, глас 4

Девства добротами преиспещренна, дево, страдальчеством была еси краснейшая, Ирино, кровьми твоими истекшими обагрена, прелесть же низложившая безбожия. Сего ради и прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.

Песнь 7

Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отец наших Боже, благословен еси.

Венценосно, мученице, предстоящи престолу твоего Владыки, соблюди верою зовущия: отец наших Боже, благословен еси.

В Небесных селениих ликовати, мученице, сподобилася еси, досточудная Ирино, зовущи: отец наших Боже, благословен еси.

Желающи улучити Рачителя твоего доброты, мучения болезни претерпела еси, Ирино, зовущи: отец наших Боже, благословен еси.

Богородичен: Глаголом устен Твоих последующе, верою Тя, Богомати, ублажаем, вопиюще Рождеству Твоему: отец наших Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвигает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Пострадала еси, Ирино блаженная, добле и мучителя низложила еси, имущи пособие непобедимое, Владыки твоего силу, содействующую тебе, и, Господа пойте,—вопияла еси, — и превозносите Его во веки.

Юношескою любовию уязвена, во след твоего Жениха последовала еси, Сего страдания, мученице, и раны на теле твоем носящи и вопиющи: Господа пойте, дела, и превозносите Его во веки.

Твое, еже в муках, терпение, Ирино венценосице, посмеяся суетию и безбожию надеющимся, славная, верою же пояше: Господа воспевайте, дела, и превозносите Его во веки.

Богородичен: Мудрость Божия, всех Хитрец, во Твое чрево, Богомати, всельшися, храм созда, разумен же и одушевлен, Себе и спасе мир, зовущий: Господа воспевайте, дела, и превозносите Его во веки.

Песнь 9

Ирмос: Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть; Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения мирови благословение процвела еси. Тем Тя вси величаем.

Окрест твоего Рачителя ликующи в вышних, добрая дево, испроси миру мир, Ирино, и согрешений оставление верою творящим память твою светоносную и священную.

Внутрь тя чертога Христос яко мученицу и деву, всели идеже с девами радуешися и с мученическими воинствы, Ирино венценосице всехвальная, темже тя вси ублажаем.

Двери отверз Небесныя, прият душу твою всенепорочную Един, всеми царствуяй, и правды Строитель, Ирино, Божественнаго мира тезоименитая, Темже тя вси ублажаем.

Богородичен: Имущи к Твоему Сыну, Пренепорочная, дерзновение непостыдно, Сего умоли низпослати миру мирно устроение и всем Церквам единомышление, да Тя вси величаем.

Великомученица Ирина родилась в I веке нашей эры в семье язычников, до крещения носила имя Пенелопа. Её отец правил одним из городов Византии. Семья была знатного рода и богата. Ликиний, отец Пенелопы, даже построил для неё отдельный роскошный дворец, где девушка жила с воспитательницей. Навещал девушку Апелиан, который был её учителем, но помимо наук, училась у него Пенелопа и христианской вере.

Житие святой великомученицы Ирины

Когда Пенелопа выросла, родители задумались о замужестве дочери. Но Господь вернул её на праведный путь, послав её трех птиц. Первым был голубь, нёс он масличную ветку, как символ благодати и чистоты. Вторым прилетел орел с венком – это был знак силы духа, достигаемой через богослужение. Третья птица, черная ворона несущая змею, была знамением искушения и нечистых помыслов. Поэтому нередко изображают на иконах Ирину с тремя птицами. Толкования этих знаков Апелиан рассказал Пенелопе, что окончательно убедило девушку избрать путь служения Господу.

Пенелопу крестил апостол Тимофей, ученик одного из двенадцати апостолов, а именно Петра. После крещения девушка получила имя Ирина. Родители Ирины поначалу не препятствовали её убеждениям. Но вскоре, отец стал требовать от девушки поклонения языческим богам. За неповиновение, Ликиний заточил мученицу в яму со змеями на 10 дней. По истечению срока, Ирина была невредима, ангел-хранитель не оставлял девушку. Разгневанный отец велел казнить дочь, натравив на неё лошадей. В день казни ни один конь не сдвинулся с места по направлению к девушке, но один из коней ринулся на Ликиний, вырвав ему руку. Освободившись, Ирина стала молиться за отца, после чего он оказался целым и невредимым. Всё происходящие помогло родителям Ирины и ещё 3000 очевидцев уверовать в Господа.

Не единожды великомученица подвергалась пыткам и мучениям, но никогда Вседержитель не покидал Ирину в трудный час. Однажды святая была приговорена к распиливанию. Три пилы сломалось, так и не причинив её никакого вреда. Четвертая пила задела тело мученицы, тогда правитель, наблюдавший за казнью, воскликнул: «Где же твой Спаситель? Почему он не защитит тебя?» После этих слов разразился гром, полил сильный дождь. Наблюдавший за пытками народ от такого зрелища пришел в оцепенение, познав силу Господа. Правитель был изгнан из города.

Во многих городах жила Ирина, везде она несла веру в Господа и обращала в неё людей. За свою жизнь Ирина помогла обрести веру в Господа более чем 10000 людей. А прожила святая немало. Известно, что на 97 году жизни в Эфесе, мученица узнала от Бога о своей близкой кончине. Взяв с собой несколько верных учеников, Ирина ушла в горы. Там, она осталась одна в пещере, велев ученикам закрыть вход большим камнем. По прошествии четырех дней, ученики решили проведать Ирину, но открыв вход в пещеру увидели, что тела святой не было. Святая Великомученица Ирина заняла своё место рядом с Богом.

В чем помогает икона святой Ирины

Ирина была красивой и доброй, но обладала ещё и невероятной стойкостью духа и непоколебимостью веры. Её жизнь пришлась на самое зарождение христианства, когда гонения были жестокими и беспощадными, а языческая вера царила повсюду. Потому к иконе святой великомученицы Ирины обращаются для укрепления веры в себя и Господа. Помогает молитва к святой найти верный путь и принять важное решение.

Святая Ирина – покровительница, её именины отмечают 18 мая. Но не стоит думать, что обращаться к её иконе могут только те, кто назван Ириной. Святые помогают, оберегают и защищают всех. Так как святая пережила много мучений и страданий, не предназначенных для женской доли, всю жизнь посвятила служению Господу и продолжению его учений, обращаться к ней нужно смиренно и с чистыми помыслами. Икона великомученицы Ирины поможет обрести значимое – семейное счастье, благополучие и уверенность в себе. Просят святую избавить от напастей и конфликтов.

Молитва перед иконой святой Ирины

О многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.