Молитвы преподобному савве освященному. Савва освященный

Святой Савва, озаривший палестинскую пустыню своим житием, подобным ангельскому, родился в небольшом городке Муталаска, в Каппадокии, в 439 году. Уже в восьмилетнем возрасте он, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь. Несмотря на все старания его семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.

Однажды, работая в саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и за всю жизнь не вкусил более яблок. В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.

Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. Под началом святого Феоктиста Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».

По смерти святого Феоктиста в 469 году, Савва получил позволение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там он проводил пять дней в неделю в непрестанной молитве, без всякой пищи, занимая руки плетением пальмовых листьев, по субботам же и воскресеньям приходил в монастырь для участия в литургии и совместной трапезе. С отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья преподобный Евфимий имел обыкновение брать его с собой в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.

Проведя в отшельничестве четыре года, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.

Каждому приходящему к нему послушнику святой устраивал отдельную келью в одной из многочисленных окрестных пещер и обучал новоначальных всем премудростям пустыннического жития. После того как число его учеников очень скоро достигло 70, по молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.

Число насельников основанной преподобным лавры непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение и принести дары и пожертвования, благодаря которым монахи могли снабжать себя всем необходимым, не отвлекаясь заботами суетного мира. Несмотря на смиренный отказ преподобного принять священство, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.

Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню. Во время одного такого пребывания в безлюдных местах преподобный обосновался на холме под названием Кастеллий, где обитали бесы. Очистив это место молитвами, он основал там новый общежительный монастырь для уже испытанных в подвижнической жизни иноков (492). Для тех же, кто только недавно ушел из мира, святой Савва устроил к северу от лавры третью обитель, чтобы они обучались аскетической жизни и чтению Псалтири наизусть (493).

Преподобный позволял подвизаться в уединении лишь опытным монахам, которые приобрели навык различения и хранения помыслов, сердечное смирение и совершенное отречение от собственной воли. Юных же иноков он отправлял сперва на послушание в обитель к святому Феодосию.

В то время, когда многочисленное палестинское монашество смущалось монофизитской ересью, противной решениям Халкидонского Собора, патриарх Иерусалимский Саллюстий назначил святого Феодосия и святого Савву архимандритами и экзархами всех монастырей, находившихся в юрисдикции святого града (494): Феодосию было вверено общежительное, а Савве – отшельническое монашество, а также иноки, жившие по кельям в лаврах.

Непримиримый враг служителей ада, святой Савва всегда был кроток и снисходителен по отношению к людям. Так, когда дважды, в 490 и 503 годах, часть его братии поднимала возмущение против настоятеля, он сам добровольно покидал свой пост, не пытаясь отстоять словами либо навязать силой свою власть, и лишь по настоянию патриарха снова принимал бразды правления. Узнав о том, что 60 монахов, ушедших из-под его власти в заброшенную обитель, так называемую Новую лавру (507), находятся в крайней нужде, преподобный испросил у патриарха некоторую сумму золотом, которую сам доставил к ним и даже помог ослушникам построить церковь и организовать новый монастырь со своим собственным игуменом.

Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния Богу в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призвал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом. Преподобный продолжал и дело насаждения новых обителей в безлюдной пустыне, так что, помимо должности главы отшельников, на нем лежали обязанности духовника семи монашеских общин. Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы.

В 512 году он вместе с другими монахами был направлен в Константинополь к императору Анастасию, благосклонно относившемуся к монофизитам, дабы поддержать православную веру, а также добиться некоторых налоговых льгот для Иерусалимской Церкви. Императорская стража не желала поначалу впускать во дворец бедного и смиренного пустынника в ветхом одеянии, приняв его за нищего. Преподобный Савва произвел столь сильное впечатление на императора, что тот во время долгого пребывания святого в столице охотно призывал его к себе, наслаждаясь мудростью речей святого.

По возвращении в Палестину Савва должен был вступить в упорную борьбу с еретическим патриархом Антиохийским Севиром. Сумев вновь завлечь императора в тенета ложных учений, Севир добился в 516 году смещения святого Илии с Иерусалимской кафедры. Тогда по призыву святых Саввы и Феодосия более 6 тысяч монахов собрались вместе, дабы побудить его преемника, патриарха Иоанна, продолжать защиту решений Халкидонского Собора. Услышав об этом, император уже был готов применить силу. Тогда святой Савва направил ему от имени всех монахов Святой Земли смелую петицию.

Однако в том же 518 году Анастасий умер, и новый властитель Юстин I по милости Божией подтвердил свою приверженность Православию и распорядился внести Халкидонский Собор в святые диптихи. Святой Савва был тогда же послан в Скифополь и Кесарию, чтобы сообщить верным радостную весть о победе.

В 531 году, во время кровавого восстания самаритян, святой Савва вновь отправился в Константинополь к благоверному императору Юстиниану, дабы заручиться его помощью и покровительством. Со своей стороны, он пророчески предсказал правителю предстоящее отвоевание Рима и Африки, а также будущую славную победу над монофизитством, несторианством и оригенизмом – события, которым суждено было прославить царствование Юстиниана.

С радостью встреченный в Иерусалиме, неутомимый служитель Господень основал там монастырь Иеремии, а затем окончательно удалился в Великую лавру. Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого Мелитона (Мелита).

Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в Венецию; вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года.

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак. За молитвенные подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар чудотворения.


В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Ефимия Великого. Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.


После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.


Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.


Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.


Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: в безводном ущелье чудесным образом забил источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами: «Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего». Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды. Вода из святого источника употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды.

Преподобный Савва исцелял больных и бесноватых. Как богослов, святой Савва отличился в защите Православия против монофизитской ереси. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб (Типикон), так называемый «Иерусалимский», принятый всеми Палестинскими монастырями.

Святой Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь.

Множество чудес сотворил святой и после своей кончины. И могила Саввы считается чудотворной, а тело его не подвержено тлению.

Монастырь Саввы Освященного

На сегодняшний день в Иудейской пустыне археологами открыто и исследовано 73 монашеских поселения византийского периода – лавры и монастыри (киновии).

Слово «лавра» переводится с греческого как «дорожка». В палестинских лаврах кельи (обычно пещеры) находились на приличном расстоянии друг от друга, соединяясь горными тропинками. В лаврах монахи жили уединенно, собирались вместе только в субботу и воскресенье в центральной церкви.

В киновиях же монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали свои молитвы с ремеслом. В основном насельники плели корзины и циновки из пальм, или переписывали книги. Были у монахов и другие занятия: огородничество, ткачество, плотницкое или кузнечное дело.

Наиболее строгий образ жизни вели анахореты. Они полностью уединялись от мира, всячески истязали плоть. Кельи анахоретов можно увидеть и по сей день в ущельях вади Кельт и в вади Кедрон. По-французски такая келья называется «эрмитаж». Оказывается, Зимний дворец в Санкт-Петербурге называется Эрмитажем не случайно. Дворец строился как место уединения российских императоров для отдыха от государственных дел.

Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.

В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году.


В статье использованы материалы с сайте pravoslavie.ru.

Савва Освященный ( - ), преподобный .

Промысел вскоре свел его с преподобным Евфимием Великим , но тот направил святого Савву к авве Феоктисту , настоятелю близлежащего монастыря Мукеллик со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником 17 лет, до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Под конец жизни был послан Иерусалимским святителем Петром к императору Юстиниану , с тем чтобы царь воздвиг госпиталь и достроил Новую церковь в Иерусалиме. Император согласился и щедро одарил святого Савву средствами для благоустройства Лавры.

Составил "Богослужебный устав" (Типик), известный также под именем Иерусалимского .

Жизнь святого Саввы описана его современником Кириллом Скифопольским .

В году его нетленные

Самое подробное описание: молитва савве освященному о даровании детей - для наших читателей и подписчиков.

К святому Савве обращаются с молитвами за помощью при бесплодии, за дарованием детей и за помощью в других недугах.

Текст молитвы

О предивный и всехвальный угодниче Божий, преподобне отче Савво!

Днесь (во святем храме твоем) благоговейно предстояще пред святою иконою твоею и радостно совершающе пресветлую память твою, ублажаем тя заступника нашего.

Почитающе же твое велие дерзновение пред Господем, смиренно молим тя, преблаженне: приими милостивно от нас хвалебное пение сие, от любве и усердия тебе приносимое.

И, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, потщися богоприятным твоим ходатайством испросити у Царя царствующих и Господа господствующих,

яко да пробавит великия и богатыя милости Своя на нас грешных,

да подаст нам дух правыя веры, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да избавит от бед и напастей, да низпослет вся полезная ко спасению душ наших.

Всем же православным да ниспослет мир, тишину, безмятежие, усердие ко исполнению заповедей его, изобилие плодов земных, и да избавит всю русскую страну от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла.

Ей, угодниче Божий!

Не презри молений наших, но услыши нас молящихся тебе, и под кровом заступления твоего сохрани нас (и обитель твою) ненаветны от враг видимых и невидимых,

да сподобимся скончати житие наше в покаянии и восприимем вечная благая во Царствии Христа Бога нашего, идеже восхвалим с тобою и всеми святыми достопоклоняемое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

РУССКОЕ АФОНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Официальный сайт Региональной общественной организации «Русское афонское общество»

  • 18 декабря – День памяти преподобного Саввы Освященного

    Преподобный Савва – великий христианский подвижник и проповедник – родился в 439 г. в городке Муталаска в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию, восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг.

    Проведя в этом монастыре 10 лет Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Евфимием Великим Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известным своим строгим общежительным уставом. В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Феоктиста, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.

    Проведя в затворе 5 лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях монастыря преподобного Герасима Иорданского.

    Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 году ими была построена пещерная церковь, ставшая основой лавры Саввы Освященного. Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей киновенного типа.

    При иерусалимском патриархе Салюстии (486-494 годы) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий).

    Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских споров относительно решений Халкидонского собора. Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов.

    После смерти Анастасия при императоре Юстиниане I споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь.

    Под конец жизни был послан Иерусалимским святителем Петром к императору Юстиниану, с тем чтобы царь воздвиг госпиталь и достроил Новую церковь в Иерусалиме. Император согласился и щедро одарил святого Савву средствами для благоустройства Лавры, получившей в последствии имя святого.

    Составил "Богослужебный устав" (Типик), известный также под именем Иерусалимского.

    Преподобный Савва скончался 5 декабря (ст.ст.) 532 г. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским. В 1256 г. мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церквь Сан Антонио. 12 ноября 1965 г. мощи были возвращены в основанную им Лавру Саввы Освященного. Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл Скифопольский: «Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион». Нетленными мощи Саввы в начале XII в. видел русский паломник игумен Даниил.

    Молитва Преподобному Савве Освященному

    Православный календарь

    Наши партнёры

    Навигация по сайту

    Контактная информация

    • Наш адрес: 115184, Москва, Средний Овчинниковский пер., 12
    • Эл.почта:
    • Порядок пожертвования

    (c) 2005-2017 РУССКОЕ АФОНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    Символ Веры

    Молитвы при бесплодии. Чудодейственная помощь листьев пальмы св.Саввы Освященного

    Божья Матерь Помощница в родах. Молитвы перед образом помогают при родах даже при серьезных осложнениях, а также подается исцеление от бесплодия.

    Исцеление от бесплодия

    У меня с будущим мужем закончилась помолвка, которая длилась 2 года. За это время Бог помог разрешить много вопросов, очистил и приготовил сердца для совместной жизни в Господе. Бог показал, что Он благословляет наш союз.

    Молитва от бесплодия Богу

    Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на нас, рабов Твоих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на нас милость Твоя, да будем плодовиты и да увидим мы сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь.

    Молитва Иоакиму и Анне – родителям Пресвятой Богородицы, Девы Марии

    Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

    Неусыпаемая псалтирь

    Молитва святым – пророку Захария и праведной Елизавете

    Молебен о здравии

    Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

    Молитва Ксении Петербуржской

    Молитва о здравии

    О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и святыми и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: примии прошения наша и принеси яко Престолу Милосерднаго Отца Небесного, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстан и святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святого Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца м Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва святому – преподобному Александру Свирскому

    Свеча о здравии

    О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнагожо миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

    Молитва Матроне Московской

    Сорокоуст о здравии

    О блаженная подвижнице Христова, мати наша Матроно! Припадаем ныне и прибегаем к твоему предстательству, и смиренно просим тя: многая скорби и болезни в жизни своей претерпевшая, призри и на наша скорби и болезни, крепость бо наша оскуде в нас, не можем ни подвиги творити, ни молитися усердно. Воздохни за ны ко Господу и умоли Его, да помилует нас и исцелит наша болезни неисцельныя, жизнь нашу да сохранит в мире и тишине, и за молитвы твоя и теплая ходатайства соберет нас во Царствии Своем со всеми святыми славити Бога во веки веков. Аминь.

    Молитва священномученику Ипатию, епископу Гангрскому

    Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Бессмертных Небесных и Животворяхцих Христовых Тайн, и с молитвомаслием беспрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    Неусыпаемая псалтирь

    Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

    Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

    Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

    Молитва Преподобному Давиду Гареджийскому

    Сорокоуст о здравии

    О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы валящееее совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Чудодейственная помощь листьев и плодов пальмы бездетным супругам

    Лавра прп. Саввы Освещенного

    Правила пользования листьями от пальмы св. Саввы:

    Монастырь Святого Саввы.

    Чудотворная финиковая пальма святого Саввы (от бесплодия)

    Заказ треб на Святой Земле

    Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.

    Молитва савве освященному о даровании детей

    Молитвы о зачатии ребенка

    И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;

    стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает,

    и ищущий находит, и стучащему отворят. (Лук.11:9-10)

    Батюшки в храмах советуют своим прихожанам никогда не опускать руки,

    ведь Всевышний слышит любые молитвы и приходит просящим на помощь.

    Молитвы, если они искренние, идут от души и сердца, помогают во многом. Еще для наших предков бездетность представлялась великим горем и наказанием за грехи. Зато чадородие почиталось как Божье благословение для счастливой семьи.

    Молитва о зачатии ребенка – вот к чему нередко приходят женщины, желающие иметь настоящую полноценную семью. Многие бездетные родители, обратившиеся к Господу с искренней просьбой о даровании им малыша, получают в ответ долгожданную беременность.

    В какие дни нельзя заниматься сексом и зачинать ребенка?

    В посты и накануне крупных, двунадесятых праздников; так же накануне постных дней (среда, пятница), накануне, значит после 16.00 часов текущего дня (вторника и четверга), так как постный день начинается накануне, а именно в 16.00 предыдущего, не рекомендуется для этого воскресенье, праздники, в том числе день венчания: освящение брака Богом – великое таинство, и его не надо осквернять зацикленностью на плотской стороне).

    Как молятся о рождении ребенка?

    Служители церкви утверждают, что молящиеся о рождении ребенка супруги должны быть готовы принять волю Божию в свою жизнь. Поэтому молитва о зачатии ребенка – акт смирения и повиновения. Во многих подобных молитвах звучит: «Да будет воля Твоя». Не помешает перед такой молитвой исповедаться в прегрешениях. Ведь некоторые супружеские пары теряют способность иметь детей вследствие беспорядочной половой жизни, которую они бездумно вели в юности.

    Не исключено, что в некоторых случаях Господь не дарует ребенка, подавая своеобразный знак, что бездетные супруги могут стать приемными родителями брошенного малыша. Имеют место нередки случаи, когда после усыновления ребенка в семье рождался собственный карапуз. Недаром Церковь утверждает, что если просить Бога от всего сердца, то молитва о зачатии ребенка будет услышана.

    Молитва супругов о даровании детей

    Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на нас, рабов Твоих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на нас милость Твоя, да будем плодовиты и да увидим мы сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь

    Молитва супругов к Пресвятой Деве

    О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, скоропослушная заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на меня непотребную, припадающую к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешной и принеси ю к Сыну Своем; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественный благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся соделанная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице! Ты благоизволила еси нарещися во образе Своем Грузинской, повелевающи всем притекати к Тебе с верою, не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Славлю и Благодарю Господа, что послал мне счастие супружеского состояния. Молю Тебя, Матерь Господа и Бога и Спасителя моего, да Твоими Матерними молитвами пошлет мне и супругу моему возлюбленному чадо. Да дарует Он мне плод чрево моего. Да устроится он волею Его, во славу Его. Перемени скорби души моей на радость зачатия во чреве моем. Да славлю и благодарю Тебя Матерь Господа моего во вся дни жизни моей. Аминь

    Молитва для быстрого зачатия ребенка, читается перед чудотворной иконой

    Пресвятой Богородицы, именуемой "Целительница "

    Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, печальный сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей и прислушающей моления наша и подающей с верою просящим. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцелявши, от бесных бесы прогонявши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженных очищавши и малых детей милуеши, еще же Госпоже Владычице Богородице, от уз и темницы свобождаеши и всякия многоразличный страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему Христу Богу нашему.

    О, Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе Присно деве Преславней и Непорочней, славящих и чтущих Тя и вопиющих во веки веков. Аминь.

    Эта молитва будет услышана тем скорее, чем чаще вы будете молиться.

    Икона Божией Матери "Целительница" с иконой "Утоли болезни"

    Святая блаженная Матрона Московская

    Молитва для зачатия ребенка святой блаженной Матроне Московской

    О, блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждующих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и

    помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигдеже не обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных, исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства дьявола страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потерять в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним, дабы помози нам по отшетствии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимого: Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь

    О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред престолом божиим предстоящи, телом же на земли почивающи,и данной ти с выше благодатию различные чудеса истоющи!

    Призри ныне милостивым твоим оком на ны, грешных, в скорбях, болезнях и бесовских искушениях дни свои иждивающих, утеши ны отчаянные, исцели недуги наши лютыя, от бога нам по грехом нашим попущаемые, избави нас от многих скорбей и обстояний и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам все наша согрешения, беззакония и грехопадения, яже мы от юности нашея даже до настоящего дне и часа согрешихом, да твоими же молитвами, получивше благодать и велию милость, прославим в троице единого Бога – Отца и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Молитва для зачатия ребенка святой блаженной Ксении Петербургской

    О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и святыми и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: примии прошения наша и принеси яко Престолу Милосерднаго Отца Небесного, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстан и святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святого Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца м Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Молитва о зачатии ребенка Богородице перед иконой "Нечаянная радость"

    О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!

    Приими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое: и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но нечаянную радость покаяния даровала еси, и усердным к Сыну Твоему ходатайством Сего ко прощению грешника преклонила еси тако и ныне не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением пред цельбоносным образом Твоим покланяющимся, по коегождо потребе нечаянную радость дарует: да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского, и сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва о зачатии ребенка Богородице "Скоропослушница" (она быстро слышит наши молитвы, и если они угодны Богу, просит Сына Своего об их исполнении – на самом деле очень, очень помогает (может, не моментально, но по прошествии некоторого времени – точно).

    Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим!

    Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити все, еже на пользу во утешение и спасение коемуждо устрояющи.

    Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоей, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши.

    Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий; и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва про беременность родителям Богородицы –

    Праведному Иоакиму и Анне

    О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!

    К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии.

    Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас.

    Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь

    Молитва о зачатии ребенка перед православной иконой

    "Зачатие Иоанна Предтечи"

    Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.

    Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов.

    Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе!

    Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

    Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому

    о даровании детей

    О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.

    Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбя-щим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

    Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.

    Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

    Чудодейственная помощь листьев пальмы бездетным супругам

    Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей.

    Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь.

    Чудотворная финиковая пальма святого Саввы

    Внутри стен монастыря растет финиковая пальма, посаженная самим святым, чьи листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия, их раздают вместе с пальмовыми листочками в монастыре св.Саввы Освященного. Пальма засохла в 1954 году, но на том же месте выросли две новых, имеющих такие же чудодейственные свойства.

    Правила пользования листьями от пальмы св. Саввы:

    Как только это будет возможно, листья следует отнести к православному священнику и попросить его положить их на сорок дней под престол в алтаре церкви, где часто совершаются Богослужения.

    Супружеская пара должна придерживаться следующих указаний в течение сорока дней, пока освящаются листья:

    В течение сорока дней пара должна строго поститься и воздерживаться от рыбного, мясного, молочного и яиц. По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям разрешается растительное масло и немного вина.

    Необходимо, чтобы на это время пара строго воздержалась от супружеской близости.

    Нужно, чтобы супруги исповедовались и причащались так часто, как на то благословляет их духовник. Каждый день следует читать тропарь св. Савве (глас 8):

    Слез твоих теченъми пустыни безплодное возделал ecи/ и иже из глубины воздыханъми во сто трудов уплодоносил ecи/ и был ecи светильник вселенней/ сияя чудесы, Савво, отче наш / моли Христа Бога спастися душам нашиим.

    Правила пользования листьями нельзя изменять, хотя мы понимаем, что могут быть препятствия для их соблюдения.

    По истечении сорока дней из листьев нужно сварить крепкий чай, который супруги должны вместе выпить, не оставив ни капли. Листья следует высушить, сжечь, и пепел зарыть в землю.

    Через два-три дня после того, как выпили чай, пусть супруги, с верой, любовью, молитвой и благодарением, вступят в супружеское общение и ожидают Божьего решения.

    Бог любви, радости и жизни бесконечной да будет с вами отныне и до века. С любовью во Христе.

    Архимандрит Евдоким, Монастырь Святого Саввы

    Чудотворная финиковая пальма

    "Благочестивые поклонники Святых Мест и нашей Святой Обители, Вы держите сейчас в своих руках, как великое благословение, несколько листочков от чудотворной финиковой пальмы, которую посадил в своей лавре сам св. Савва. Несколько десятилетий назад дерево засохло, но чудесным образом вновь дало ростки и продолжает быть источником многочисленных чудес, особенно, для благочестивых супругов, которые страдают бесплодием.

    Возлюбленные во Христе братья, не забывайте, что главным условием действия Благодати Божией является непоколебимая вера, страх Божий и благочестивое почитание Святого Саввы. Кроме этого от вас требуется пост – по силам и возможности каждого – в сочетании с воздержанием от телесного супружеского общения. Само собой разумеется. что при этом надо усилить как личную, так и совместную вашу супружескую молитву и часто приступать к Святым Таинствам исповеди и причастия.

    Когда духовный труд ваш (усиленная молитва и половое воздержание) кончится, сделайте из листьев отвар (листочки потом надо сжечь), выпейте его и после этого вновь – со страхом Божием, верой и любовью – вступайте в физическое общение.

    Подумайте, сколько бесплодных жен в Священном Писании благодаря своему терпению, совершенной любви и надежде на милость Божию стали счастливейшими матерями! Анна, мать пророка Самуила, Елизавета, мать Иоанна Предтечи, Св. Праматерь Божия Анна, мать Пресвятой Богородицы, и множество других святых Ветхого и Нового Завета, перечисляя имена которых пришлось бы написать целую книгу.

    Возлюбленные братья, да сотворит с нами Господь, как Он Сам знает. Будем благодарить Его всегда и за благословения Его и за благословенные Его отеческие воспитательные меры. Только одно надо понимать хорошо: Господь не хочет, чтобы мы давали Ему для того, чтобы что – то получить взамен. Но Он хочет, чтобы мы предались Ему всем сердцем и всем помышлением. Если Он удостоит вас когда-либо обрести детей, не думайте, что они безраздельно и окончательно принадлежат вам: все, чем мы владеем, – Его дары. Если же Он не даст детей, то и это по одной только любви. Научимся не ждать одних лишь даров от Бога, но искать Его Самого и Царствия Его, как Он Сам сказал (Матф. 6:33), и тогда все, что нам действительно нужно, Он дарует нам изобильно и богомудро.

    От всего сердца молимся, дабы Благодать Божия и благословение Преподобного Саввы Освященного пребыли с нами всегда и везде".

  • Святой Савва был воспитан в киновии, закален отшельничеством, однако в конечном итоге выбрал для себя и своих учеников промежуточный вид подвига - лавриотское житие. В лавры собирались монахи, живущие в некотором удалении друг от друга и соответственно - обособленно подвизающиеся. Объединяла их всех личность игумена, как правило, духовно опытного старца. И, можно сказать, что до преподобного Саввы это объединение было несколько условным, но именно этот подвижник ввел в лаврскую жизнь стержень, которого ей уже в тот момент сильно не хватало - достаточно подробно разработанный общий устав.

    МОЛИТВЕННИК И СТРОИТЕЛЬ

    Жизнь и труды преподобного Саввы Освященного относятся ко времени зрелого монашества Востока. Уже сложились основные формы монашеского бытия, определилось отношение общества и Церкви к монашеству как духовному явлению. Подвижникам оставалось только выбирать подходящий подвиг и трудиться. Но, чаще всего, это происходило спонтанно, то есть творческий Промысл Господа маскировался под ряд случайностей. Именно так было поначалу с преподобным Саввой.

    Неслучайные случайности

    На первый взгляд, кажется, что преподобный Савва, как и преподобный Павел Фивейский, стали иноками по воле случая - преподобного Павла принудил к уединенной жизни муж его сестры, а отрока, почти младенца, Савву - жена его дяди, которому поручил воспитание сына уехавший на военную службу отец мальчика. У дядиной супруги был злобный нрав, и отрок поначалу убежал к другому родственнику, а когда они все стали ссориться из-за прав на опеку над чадом, последнее удалило из дома предмет ссоры - то есть себя. И отправилось тайком в близлежащий монастырь святой Флавианы. Лет семь-восемь ребенку было. Случайно ли он набрел на это место, или уже теплились о нем в душе какие-то светлые впечатления - история умалчивает. Чисто ретроспективно автор его жития святой Кирилл Скифопольский справедливо полагает, что избран он был к иноческому подвигу от чрева матери. Но тогда это еще, возможно, не было столь очевидно; и, как юноше Павлу приходилось прилагать усилия, удаляясь в пустыню, чтобы его не нашли, так и отрок Савва очень старался угодить Богу - Хозяину монастыря, чтобы не оказаться за его стенами и не попасть снова в водоворот семейных ссор за родительское имение. Здесь мальчик честно зарабатывал свой кусок хлеба, которым его никто не попрекал. Похоже, братия ничего не знала о солидном имении и любила его просто так - по Заповеди Божией и потому что проголодавшийся серьезный малыш, растоптавший вожделенное яблоко в борьбе с похотью чревоугодия, конечно же, не мог не умилять ту часть иноков, которая нешуточно боролась со страстями. «После этого случая (с яблоком) он получил силу свыше, - замечает преподобный Кирилл, - и предался воздержанию; поскольку оно обуздывает злые мысли и прогоняет тяжесть сна. При воздержании он трудился и телесно».

    Его чистота и усердие не могли не привлечь благодать Божию, о чем свидетельствует событие, произошедшее с ним в отроческом возрасте: «Монастырский хлебник в зимнее время, когда не было солнца, разостлав мокрую одежду в теплой печи, чтобы она там высохла, забыл о ней. Чрез день некоторые из братьев, в числе которых был и юный Савва, по приказанию настоятеля, работали в хлебопекарне. Когда они затопили печь, тогда хлебник вспомнил об одеждах. Никто не смел войти в печь, поскольку она была велика и уже сильно разгоралась. Юный Савва, с глубокой верой перекрестившись, вскочил в печь, и взяв одежду, вышел из нее невредимым».

    К 17 годам преподобный Савва вполне определился с дальнейшими планами на жизнь - мир его абсолютно не привлекал, но монастырь он, видимо, уже рассматривал как переходную стадию к пустынножительству и надеялся, посетив Святой град Иерусалим, поселиться в близлежащей пустыне. Настоятель этого замысла не одобрил, и святой подчинился, однако в это время Господь счел нужным непосредственно вмешаться в судьбу юноши. Настоятелю было некое откровение, и он тайком от братий отпустил святого.

    В Иерусалиме его принял некий старец в монастырь святого Пассариона Великого.

    Под крылом святого Евфимия

    Вскоре юного инока заинтересовали подвиги преподобного Евфимия Великого, и по благословению настоятеля, он решился обратиться к нему и попросился в ученики. Святой Евфимий отказал ему, на первый взгляд, по чисто внешней причине - соискатель постнической жизни был молод и не завел бороды. Но, возможно дело было и в том, что молодой монах еще не имел той меры, которая нужна для пустынножительского труда, и Старец на 10 лет отправил его снова в общежитие - к своему другу Феоктисту. Едва ли у Саввы борода росла целое десятилетие! Но когда он стал настоятелем лавры, то ни под каким видом не принимал безбородых. Сам же он в зрелом возрасте бороды почти лишился (по другой версии жития - остался совсем безбородым, попав в горящую яму, возможно, вулканического происхождения).

    Через 10 лет после водворения в монастыре святого Феоктиста, где он трудился чрезвычайно усердно, ревностный подвижник попросил у настоятеля благословение подвизаться в пустыне. Настоятель обратился с этим к святому Евфимию, и тот препятствовать не стал. Следующее пятилетие начинающий отшельник проводил так: «в день воскресный к вечеру выходил он из киновии с таким количеством пальмовых ветвей, которое достаточно было для работы на неделю, оставался в пещере пять дней, не принимая никакой пищи, в субботу поутру возвращался в киновию и приносил с собою пятидневное рукоделие - пятьдесят отделанных корзин». Великий Евфимий вскоре после этого стал брать его с собой в большую пустыню. Сам святой Евфимий каждую Четыредесятницу уходил в отдаленные безлюдные места, чтобы усугубить свои отшельнические подвиги, которые и так были немалыми, и, конечно же, приглашал себе в спутники надежных, духовно и физически закаленных людей.

    Пустыня была безводной, Старец безмятежно шагал впереди, а тридцатипятилетний Савва выбился из сил от жажды, но не подавал виду, целеустремленно следуя за Аввой. В конце концов он потерял сознание. Преподобный Евфимий извел молитвой воду из земли, напоил ученика, а тот за терпение получил от Господа дар без ущерба переносить жажду.

    Нужно отметить, что биограф святого четко выстроил ряд его особых подвигов, каждый из которых возносил пустынного труженика на новую духовную ступень. Все это совершалось на пределе сил, а благодать Божия впоследствии выводила подвижника за пределы человеческих возможностей.

    От силы в силу

    Видимо, после кончины Евфимия Великого бесы воздвигли против святого Саввы сугубую брань, у него даже не было сил стоять, и он молился лежа. Они возникали перед его взором в виде змей и скорпионов, потом в виде огромного страшного льва. Последнему подвижник сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлишь? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога, ибо Он сам научил меня мужеству такими словами: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». После этого лев стал невидим, а духовный богатырь получил от Господа власть над дикими зверями. Через много лет он повстречал в пещере обычного, не инфернального льва, но тоже весьма устрашающего вида. Лев предпринял две попытки вытащить молитвенника из своего обиталища за край одежды. Это не произвело на святого никакого впечатления, ему тогда некуда было деваться, и он спокойно сказал жуткому зверю: «В пещере хватит места нам обоим, но поскольку я почтен Образом Божиим, то тебе лучше уступить ее мне». И лев ушел.

    В другой раз, когда на преподобного нападал грозный разбойник, вполне реальный, не мистический, - святой только молился, и не пытался защищаться физически, - и земля поглотила наглеца, а отшельник получил от Господа дар не бояться бандитов, то есть не просто храбрость, а храбрость, умноженную на совершенное упование на милость Божию. Кстати, разбойнички, которых он даже подымал в свою пещеру на веревке (настолько не боялся), видя его нестяжательность, каялись и меняли образ жизни.

    «В 473 году святой Савва оставил свою пещеру и киновию Феоктиста, так как образ жизни киновиатов переменился к худшему, и направился в ту часть иорданской пустыни, где сеял семена благочестия святой Герасим - житель и покровитель иорданской пустыни. Монастырь святого Герасима находился в таком же отношении к лавре Евфимия, как и киновия блаженного Феоктиста - подготавливая для нее келиотов.

    Имея под своим руководством 70 отшельников, святой Герасим устроил среди отшельнических келий киновию, сделав так, чтобы вступившие в его общину, жили сперва в киновии и в ней исполняли монашеские обязанности, а впоследствии, когда они привыкали к продолжительным трудам и достигали совершенства, он помещал их в так называемых келиях. Савва Освященный был принят святым Герасимом в число келиотов и, живя в пустыне, окружавшей монастырь, свободно упражнялся в разных аскетических подвигах. Кроме лавры святого Герасима, в Иорданской пустыне было много других монастырей и отшельнических келий, внешнее и внутреннее устройство которых преподобный Савва изучал в течение четырех лет».

    «Процвела пустыня, яко крин...»

    Наконец, Господь через Своего ангела указал подвижнику место, где следует создать лавру. Причем, предложено было ему населить пустыню, как город, то есть лавра замышлялась на Небесах явно не одна. И, похоже, у святого был выбор: «Если ты хочешь», - сказал посланник Божий. Труд-то предстоял немалый и достаточно чуждый его наклонностям - он любил покой и уединение и совсем не видел себя наставником монахов. Однако же послушником Савва был совершенным - сразу откликнулся на зов Господа и поселился в указанном месте. Пять лет он молился один, потом стали приходить братья-отшельники. «Савва каждому приходящему к нему давал приличное место, на котором находилась небольшая пещера и келья».

    О первых семидесяти лавриотах святой Кирилл Скифопольский восторженно пишет: «все были боговдохновенны, все христоносцы. Если кто назовет их ликом ангелов, или народом подвижников, или градом людей благочестивых, или новым ликом семидесяти апостолов, тот не ошибется в этом названии».

    Для этой чудесной братии преподобный и воду извел из земли, и построил им два храма по чудесному указанию свыше. Первые семьдесят отшельников подвизались уже до того в пустыни и были людьми духовно опытными. Все они или почти все впоследствии стали настоятелями монастырей или знаменитыми анахоретами. Но появились и новички. Вот им-то суровая жизнь лавры пришлась не по душе, монашеские ограничения вызвали протест, и они стали бунтовать против настоятеля. Пользуясь тем, что на иерусалимскую кафедру взошел новый патриарх, они решили просить другого настоятеля для лавры. Первый их демарш закончился рукоположением святого Саввы во пресвитера и подтверждением его власти патриаршим авторитетом. Чуть позже подвижник понял, что в лавре - чисто отшельническом монастыре - не стоит смешивать новоначальных послушников и зрелых борцов против духов злобы, поэтому первых он стал отсылать к своему другу по монастырю святого Феоктиста - преподобному Феодосию Великому. В первую очередь туда попадали безбородые ревнители постничества, но, судя по всему, не только они. «Великий авва Феодосий, принимая к себе брата, посланного Саввой, всемерно старался об усовершенствовании его из уважения к пославшему. Ибо Савва и Феодосий были единодушны и единомысленны, дышали более друг другом, нежели воздухом, так что Иерусалимские жители, видя их единомыслие и согласие в отношении к Богу, называли, их новой апостольской двоицей, подобной двоице Петра и Иоанна. Поэтому архиепископ Саллюстий незадолго пред своей кончиной во Христе, по прошению всего монашеского сословия, сделал их обоих архимандритами и начальниками монахов»

    «Как Савва, так и Феодосий стремились к той же цели, что и Евфимий: они желали сообщить правильный ход развитию жизни палестинского монашества; выработать для последнего такую форму жизни, которая бы более всего способствовала осуществлению подвижнических идеалов. Но деятельность каждого из них имеет свои особенности, смотря по тому, на какую сторону монашеской жизни они обратили внимание - келиотскую или киновиальную, и какая из них более соответствовала их личным наклонностям и стремлениям.

    Савва Освященный выступает в истории палестинского монашества, подобно своему наставнику Евфимию, устроителем и распространителем лавр и сторонником жизни келиотской, почему он и назначен был Иерусалимским патриархом начальником всех палестинских лавр и келий. Но было бы ошибочно заключить отсюда, что жизнь киновальная, с ее созданными еще Евфимием преимуществами, в лице святого Саввы не встретила сочувствия. Устроение киновий, раскрытие правильного взаимоотношения лавр и киновий занимали Савву Освященного не менее, чем устройство лавр, и если он не считается, подобно Феодосию, киновиархом, то потому, очевидно, что сам он управлял не киновией, а лаврой, в которой жил».

    Преподобный Савва только сам построил три лавры - великую, новую и гептастом - семиустную, а также четыре киновии - кастеллийскую, пещерную, заннову и схолариеву. Кроме того, и его учениками было возведено и обустроено немало монастырей.

    Святой чрезвычайно заботился не только о храмовом строительстве, - впоследствии были созданы кельи (возможно, для того, чтобы было где переночевать и уединенно помолиться в субботу и воскресенье, когда все отшельники собирались на Богослужение), хозяйственные постройки. Из-за немалого наплыва паломников возводились странноприимные дома. Отдельная башня была сложена для женщин, которые не допускались на территорию лавры. Особенно продвинулось материальное благоустроение, когда мать святого, София, уже вдова, поселилась рядом с монастырем и завещала свои деньги лавре.

    Новые труды подвижника, особенно по созданию Кастеллийской киновии вызвало следующую волну недовольства у всё тех же лиц, которые к тому времени обзавелись еще двумя десятками единомышленников. Авва пытался призвать их к порядку по-доброму - все его старания натыкались на стену озлобления. Когда он понял, что она неодолима, ушел от них подальше в пустыню (503 год). Злоумышленники не успокоились и доложили патриарху, что Савву съел лев, и нужен новый настоятель. Патриарх, сам ученик Евфимия Великого, им не поверил, дождался пока преподобный появится в Иерусалиме и возвратил его в лавру. Тут уж недовольные бежали сами, предварительно разрушив наиболее высокое строение в лавре - башню, которую с самого начала велел возвести святой Савва.

    После этого бесчинники нашли место для новой - своей - лавры. Естественно, подстрекаемые духами тьмы, они очень быстро переругались и стали нуждаться. Святой, зная об их трудностях, лично снабдил их продуктами, стройматериалами и всем необходимым для нормальной жизни. В конце концов, он поставил им настоятеля, который, не потакая их слабостям, сумел, по молитвам преподобного Саввы, найти с ними общий язык.

    Общественное служение

    Для своих обителей в 524 году великий устроитель создал устав, который получил название Иерусалимского или Палестинского.

    Позднее он был введён в общежительных монастырях всей Палестины, откуда распространился по Православному Востоку. Судя по «Преданию», напечатанному в виде предисловия к теперешнему Типикону, Устав был принят святым Саввой от преподобного Евфимия Великого († 473), его учителя.

    Но преподобный усовершенствовал свой устав некоторыми иноческими правилами Пахомия Великого и Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 г. когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров, однако остались копии.

    Устав преподобного Саввы в значительной степени регламентировал порядок Богослужений, хотя прописывал и монашеские традиции палестинских монастырей VI века, то есть в классическую эпоху их истории. Этот устав затрагивает не только бытовые стороны жизни лавры, но и проникнут духом древних преданий и наставлений святого Саввы.

    Преподобный был выдающимся аскетом своего времени, но аскетизм его в молодые годы был ограничен наставниками в монастыре, а в поздние подчинен откровению Духа. Это понимали те, кто с ним общался.

    «Савва был весьма воздержан, так что во все постные дни пребывал без пищи, и даже часто постился по целым неделям. Впрочем, если когда принимал кого-нибудь к себе для угощения, или если сам приходил к кому-нибудь на обед, то в один день ел два раза. И, хотя он принимал пищи более обыкновенного, у него никогда не болел желудок. Однажды он обедал с двумя архиереями. Первый, архиепископ, посадив его около себя, клал перед ним хлеб и другую еду, какая была; также и второй - Антоний, епископ Аскалонский, сидя с правой стороны от святого, побуждал его к принятию пищи. Божественный старец непритворно и с великим простодушием пробовал все, предлагаемое ему. Но пока два епископа, посадив его между собой, заботливо побуждали его к трапезе, он все же сказал: «Оставьте, оставьте меня, отцы, я буду есть, сколько мне нужно». При этом великий авва Феодосий в шутку заметил: «Савва очень голоден; трудно насытить его». - На что архиепископ ответил: «Послушайте, отцы, мы все не можем сносить ни поста, ни сытости; а этот человек Божий умеет жить и в скудости, умеет жить и в изобилии». Удивительные слова - действительно, в преподобном, руководимом Духом Божиим, действовала некая разумная мера, которая позволяла ему в любой ситуации находить безоговорочно верные решения и в частной и в общественной жизни. Поэтому к нему обращались не только для разрешения чисто монашеских проблем. Нравственный авторитет Аввы в то время был очень высок. С ним сносился патриарх Иерусалимский для совета в смутное время оригенистских споров среди монашествующих. И если с ненавидевшими его иноками святой Савва расходился мягко, то к оригенистам как к еретикам был беспощаден.

    Когда монофизитствующий император Анастасий сместил православного Иерусалимского Патриарха, и нависла угроза отпадения следующего иерарха в монофизитство, в дело вмешались святые Савва и Феодосий со своими монахами. Они пришли в Иерусалим и быстро навели порядок в Церкви. Императору же пришлось перед ними оправдываться письменно.

    Дважды преподобный ездил в Константинополь в составе правительственной делегации с деликатными дипломатическими поручениями. Императоры Анастасий и Юстиниан выделили его среди членов делегации, долго беседовали c ним лично и богато одарили при расставании. На эти деньги Авва развернул крупномасштабное строительство монастырей, храмов, странноприимных домов и прочих Богоугодных заведений.

    Уже при жизни преподобный творил немало чудес - исцелял, изгонял бесов, вымаливал дождь во время засухи. Этим чудесам посвящено много увлекательных строк в книге святого Кирилла Скифопольского.

    Почил преподобный 5 декабря 532 года на девяносто четвертом году жизни. Но, как справедливо сказал его жизнеописатель: «не умер сей святой, а спит, потому что он провел жизнь свою неукоризненно, и потому что Писание говорит: «Души праведных в руце Божией и не прикоснется к ним мука» (Прем. 3, 1) Подлинно тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении».

    В седьмом веке над нетленными мощами святого построили усыпальницу. В 1256 году мощи преподобного Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церкви Сан-Антонио. Как рассказывают монахи лавры, по особому троекратному явлению святого Аввы папе римскому в шестидесятых годах прошлого века, 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы.

    В Москве на Люблинском поле хранится частичка мощей святого в храме изумительной красоты, единственном в России, посвященном великому подвижнику.

    Использованная литература:

    1.Cвятой Кирилл Скифопольский «Житие преподобного отца нашего Саввы освященного» Палестинский патерик, выпуск 1 Издание ИППО. С-Петерубрг. 1895 г. // Публикация на официальном портале Иерусалимского отделения ИППО http://jerusalem-ippo.org/palomniku/sz/jd/sava/a/as/

    2.Преподобний Савва Освященний http://poliske.church.ua/?p=1133

    3.Иеромонах Феодосий Олтаржевский Палестинское монашество с IV до VI века. Савва Освященный Православный Палестинский сборник. 44-й выпуск. Т. XV. В. 2. Издание ИППО. С-Петербург. 1896 г. // Публикация на официальном портале Иерусалимского отделения ИППО http://jerusalem-ippo.org/palomniku/sz/jd/sava/a/as/

    4. Святитель Димитрий Ростовский Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного

    https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1074