Новый год по иудейскому календарю. Как накрыть стол на еврейский новый год

МОСКВА, 2 окт - РИА Новости. Еврейские общины России и всего мира встречают Рош ха-Шана — новый, 5777 год от сотворения мира по иудейскому летоисчислению.

Рош ха-Шана — один из самых ярких и красочных еврейских праздников. Его название переводится с иврита как "голова года". Он символизирует "шестой день творения", когда Бог создал первого человека — Адама. В 2016 григорианском году его празднуют 3 и 4 октября, но торжества традиционно начинаются с заходом солнца накануне, 2 октября.

Считается, что ежегодно Всевышний в Рош ха-Шана творит суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году. В этот день каждый человек должен внимательно разобрать свои поступки, понять, что сделал неправильно, и раскаяться. Рош ха-Шана — не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

"Нам Бог каждый год дает жизнь и здоровье. Поэтому нам нужно делать что-то большее. Этого я тоже желаю. Мы видим, как еврейская община процветает — с каждым годом открывается все больше и больше учреждений, разных программ. Наше пожелание: чтобы каждый еврей нашел внутри общины свое место, чтобы активно участвовал в разных программах, чувствовал себя комфортно и ценил то, что происходит в России", — сказал РИА Новости в преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар.

По его словам, российским евреям "дан уникальный шанс" жить "комфортно и правильно" среди других народов страны "в мире, дружбе и понимании". Раввин отметил, что каждый новый год дает каждому человеку больше возможностей.

Кульминацией Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар — специальный инструмент из бараньего рога. В него трубят в синагоге во время утренней молитвы 3 октября. Вечером этого же дня будет прочитана молитва Ташлих, причем делать это принято возле водоема, в котором обитают рыбы. Во время этой молитвы верующие символически вытряхивают карманы и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи.

Согласно иудейской традиции, десять дней от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) — время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому жить, а кому умереть. Это время называют "Страшными днями" или "Днями трепета". В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в "Книгу жизни", куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

Израиль — особенная страна, и не удивительно, что она живет по двум параллельным календарям, еврейскому и григорианскому. К еврейскому календарю привязаны только праздники, а все остальные даты определяется по григорианскому календарю, как и во всех странах мира.

Еврейская система летоисчисления, отличается от других календарных систем тем, что отсчитывается от самых первых дней мироздания. А, точнее, от Первого Человека, всем известного Адама.

Духовные корни праздника
Духовные корни праздника

Йом Кипур символизирует наше согласие пойти на ограничения своего эгоизма ради того, чтобы исполнить свое предназначение. Все евреи, как один, должны объединиться сначала между собой, а затем помочь прийти к полному единству всему миру. Все, что произошло с пророком Йона, напоминает нам, что мы должны позаботиться обо всем человечестве. Судный день является началом процесса исправления взаимоотношений между людьми. Это согласие с предназначением и готовность принять ограничения во имя того, чтобы в Пурим привести мир к конечному исправлению.

16 — 23 октября Суккот

Традиции

Суккот – праздник Кущей. Перед праздником на специальных базарах можно купить необходимые материалы для строительства сукки. Это особый , имеющий крышу из ветвей. Сюда семья «переезжает» на 7 дней, чтобы трапезничать и совершать молитвы. Важно быть гостеприимными. Сукка открыта для всех. Сооружение должно быть таким, чтобы, подняв глаза к небу, увидеть его через ветви сукки. Это праздник сбора урожая, принято ставить на стол плоды и блюда с нового урожая. Проводя время в сукке, евреи вспоминают о странствии по пустыне после выхода из Египта.

Духовные корни праздника

Суккот раскрывает нам смысл семи дней исправления человека. Духовного мира нет самого по себе, его нужно построить самостоятельно. Строительный материал для шалаша строится из отходов. Это неважные нашему эгоизму желания, которыми мы в нашей жизни пренебрегаем, такие как любовь к ближнему, тепло и забота друг о друге. В дни Суккот эти свойства возвеличиваются как навес, который создаёт тень и скрывает эгоизм. Под четырьмя символами Суккот подразумеваются четыре желания получать ради себя, которые требуют исправления через поэтапное их соединение воедино в правильном виде. Таким образом, осуществляется благословение «арба миним». Отдалившись от эгоистических желаний, оставшихся в тени, работа направляется на построение желания отдачи и любви. И тогда свет праздника Суккот освещает «шалаш» изнутри.

23 октября Ошана-Раба

Традиции

Праздник Ночь Ошана Раба — это 7-ой день праздника Суккот. Этот день выделяется из остальных дней этого праздника. Всю ночь перед Ошана Раба принято бодрствовать и читать сборник молитв и отрывков из Торы — Тикун. В эту ночь учат Книгу Дварим и завершают чтение Книги Псалмов. Обычно в Ошана Раба одеваются в праздничные белые одежды, как в Йом-Кипур, и зажигают остатки свечей, не догоревшие с Судного Дня. В этот день следует перед заходом солнца войти в сукку и что-нибудь там съесть, тем самым последний раз выполнить заповедь «в сукках живите».

Духовные корни праздника

На седьмой день завершается исправление, производимое в течение семи дней Суккот. Человек проверяет себя, какого уровня подобия Высшему он достиг. Какую силу сопротивления эгоизму он приобрел. И это называется проверкой тени.

23 — 24 октября Шмини-Ацерет и Симхат-Тора

Работа запрещена

Традиции

Шмини-Ацерет — это день, когда завершается годовое прочтение 54-х недельных глав Торы и чтение начинается сначала. Эта традиция соблюдается последние

2 000 лет. Симхат-Тора — это праздник окончания цикла и переводится как Радость Торы. В этот день Свитки Торы вынимают из , и с ними проводится шествие под радостные, веселые песни и танцы. Традиционно предписано возносить молитвы о дожде, начиная с Шмини Ацерет и в продолжение всех зимних месяцев.

Духовные корни праздника

Если в Суккот мы сокращаем свое эгоистическое желание самонаслаждаться, в Ошана Раба на 7-й день после начала Суккот мы проверяем себя, то в 8-й день начинается праздник Симхат Тора, что переводится как Радость Торы. Мы радуемся той духовной помогающей силе, которая вела нас по всем этапам. За семь дней в шалаше человек символически проходит исправления и подготавливает себя к контакту с Творцом, что и происходит на восьмой день. Свет Торы наполняет человека огромной радостью, отсюда и название праздника.

24 декабря — 1 января 2017 Ханука

Работа разрешена

Традиции

Ханука — это праздник света, свободы и чуда. произошло давным-давно, когда для освещения Храма использовали светильник, в котором количество масла должно было хватить лишь на один день, но горел он целых 8 дней. Празднование тоже длится 8 дней. Каждый вечер зажигаются свечи, выстроенные в ряд в специальном подсвечнике Ханукии.

Традиционно к праздничному столу подают пончики с различными сладкими начинками и оладьи из картофеля. Дни праздника Ханука являются рабочими, но у детей в школах — каникулы. Потому праздник считается детским.

Духовные корни праздника

Ханука переводится как «остановка». Символизирует отказ от эгоизма. И необходимо совершить выбор, в каком направлении продвигаться. Ханука – это время, когда в нас входит духовная сила, освещает и отдаляет от зла. Пробуждается желание слиться с этой высшей силой, с надеждой на чудо и возрождение Храма.

Поздравляю всех пришельцев с планеты Израиль, и всех евреев, которые живут в разных уголках Мира! Желаю всем счастья, мира и добра!

Такой натюрморт у меня на окне.

Рош ха-Шана — день, начинающий отсчет еврейского нового года. Это праздник для всех иудеев, который отмечается ими в честь сотворения мира и приходится на 1-2 день месяца тишрей. Считается, что в этот день предопределяются судьбы и события всего следующего года. Это время, когда Всевышний вершит суд над людьми. В синагогах обязательно несколько раз трубят в шофар (полый бараний рог), таким образом призывая к переосмыслению своих поступков, покаянию, доброте помыслов. Это обращение не только к слуху, но и к сердцу каждого. Само слово шофар происходит от слов «исправление, улучшение». Традиционно празднование связано с поздравлениями родных, пожеланиями добра, молитвами о благополучии, подарками, богатыми семейными застольями. В эти дни принято носить белые одежды, символизирующие настоящую душевную чистоту.

Внимание! Т. к. даты в еврейском календаре сменяются с заходом солнца, то все праздники наступают вечером накануне дня праздника.
Рош ха-Шана. С еврейским Новым годом
Я поздравляю вас от всей души, друзья.
Пусть будет до краев наполнена жизнь медом,
Да так, чтоб он стекал через края!

Желаю счастья вам, здоровья и удачи,
Желаю долгих лет, везенья и любви,
Шана това! Не будет пусть иначе,
Пусть будет всё прекрасно впереди!

Пусть будет жизнь послаще меда
И ароматнее цветов,
Пусть будет солнечной погода,
И пусть цветет в душе любовь.

Пусть в Книгу жизни вас запишут,
Пусть вера в вас всегда живет,
Молитвы ваши пусть услышат,
И вечно пусть душа поет.

Поздравляю! Пусть праздник Рош ха-Шана принесёт невероятный жизненный успех, верную удачу и любовь, большое счастье и благополучие. Пусть будут услышаны молитвы и послано всё то, о чём мечталось, пусть жизнь сопровождается милосердием, добротой души и справедливостью, пусть вкусной будет хала и медовые яблоки.

_____________________________________________________

Итак, наступил сегодня Новый год,

пусть всем он счастье принесёт,

пусть будет дом - полная чаша,

всем мёд и яблоки в награду,

пусть сладким будет Новый год,

ко всем успех, удача вмиг придёт,

и да благословит всех Господь!



Еврейский новый год 2016: какого числа отмечается этот праздник? Честно говоря, вопрос является актуальным. Потому что, еврейский Новый год является праздником религиозного календаря и, как многие даты христианских праздников, имеется переходящие даты. Итак, в этом году еврейский новый год будет отмечаться с 3 на 4 октября. Но данная информация актуальна только для текущего года, потому что, все зависит от положения небесных светил.

Очень часто в современной литературе и даже просто в статьях в сети можно услышать мнение о том, что Израиль является не просто страной, но колыбелью сразу трех культур. Тут уживаются не только христиане и мусульмане, но также, конечно, иудеи.

Одной особенностью Израиля является то, что даты праздников, в том числе, Нового года, устанавливаются в зависимости от Торы. То есть, календарь государственный и религиозный, еврейский, основывается на вычислениях, которые каждый год проводятся в соответствии с тем, что написано в Торе. Итак, начало каждого месяца в Израиле в обязательно порядке совпадает с новолунием. Это значит, что продолжительность месяца всего 29 или 30 суток и наступление нового года, соответсвенно, каждый год приходится на разные даты.

О еврейском Новом годе

Еврейский новый год 2016: какого числа и какой год наступает в Израиле точно знают, а вот евреям других стран придется над этой темой подумать. Потому что, интересный факт - это наличие четырех новых годов в этой стране, а не одного, как принято у нас. Причем, ни один из этих праздников уж точно не отмечается первого января.

Итак, еще до расселения еврейского народа в течение года было четыре годичных цикла. От чего они зависели? Тут были определенные даты, которые и сейчас являются актуальными. Но основным новым годом считается Рош а-Шана.




Первый Новый год отмечается в текущем году 9 апреля. Он начинается весной по той причине, что идет с этого момента отсчет правления царей в Израиле. На самом же деле Нисан - это еврейский месяц. Если заглядывать в священные книги евреев, там можно найти информацию о том, что все цари страны начинали свое правление именно за месяц до Ниссана. То есть, уже с первого числа начинался как бы второй год царствования царя. Особенностью этого нового года является подготовка к важной дате - празднику еврейской Пасхи.

Второй новый год у иудеев выпадает на 4 сентября в этом году, хотя, как правило, событие может отмечаться еще и в конце августа. В зависимости от того, как выпадут даты. Название этого месяца - Элул, и новый год посвящается важному событию. В этот период отделяется десятая часть скота, который был рожден в течение года, который сейчас идет.

Важно! Обратите внимание, что скот, рожденный в прошлом году, в число этой десятины не входит. Животное обязательно должно быть чистым, согласно иудейской традиции, это волы и овцы, козы и олени, буйволы, лань, зубр, антилопы и горный баран.




Еврейский новый год 2016: какого числа начинается и заканчивается - это с 3 октября на 4 октября в текущем году. Но это только четвертый новый год, а вот третий отмечается 25 января. Что происходит в этот период, так это отделение десятой части собранного урожая. Эту часть урожая нужно отдать в жертву - священникам, левитам и беднякам, а также всем нуждающимся людям. В Израиле на Новый год по этой традиции нужно посадить одно дерево, а на столе в праздничный день должно быть минимум семь плодов.

Четвертый Новый год текущего календарного периода приходится на 2 октября, это начало, а заканчивается праздник 4 октября. Это главный новый год в еврейском календаре. Он нужен для того, чтобы считать года от сотворения мира. Согласно еврейской религии, это день, когда Бог решает судьбы людей. Бог может проявить милость и милосердие, но только, если вовремя и правильно его попросить об этом. Нужно раскаяться и сделать верный шаг, тогда милости и сострадания Божьего не миновать! Все это евреи должны сделать в четвертый новый год.

Традиции празднования главного Нового года

Еврейский новый год 2016: какого числа он будет? Тут все зависит от того, о каком именно из четырех новых годов идет речь. Последний и самый важный Новый год в этом году приходится на период с 3 на 4 октября. Но, обратите внимание, что даты празднования являются подвижными.

По еде на каждый новый год у евреев имеются свои предпочтения и праздник конца года с 3 на 4 октября не является исключением. Что касается сравнения с нашим, славянским Новый годом, то тут все не так пышно, но свои особенности имеются. Люди этот праздник в Израиле тесно сочетают с религией и она, конечно, накладывает свои отпечатки на событие.

Евреи в Новый год обязательно посещают синологи, а время стараются проводиться в молитвах, покаянии и смирении. После этого принято собираться за большим праздничным столом, чтобы отметить праздник уже со всем размахом. В праздник еврейского нового года принять ходить друг к другу в гости, чтобы пробовать там самые вкусные блюда. Многие раздают еду на улицах, стараются давать милостыню, усердно просят у Бога прощения за возможные совершенные грехи.

У евреев Новый год является таким же духовным праздником, как у нас, христиан, Рождество. Так что, в этот период Бог, по версии евреев, устраивает суд над всеми людьми. Он старается увидеть грехи, а истинно верующие евреи должны просить прощения за совершенные уже грехи и пытаться их замолить.

Интересно! Еврейский Новый год отмечается в течение десяти дней, хотя в 2016 году основные празднования приходятся на 3-4 октября. В это время нужно постоянно молиться Богу и просить у него прощения.

Одной из важных традиций этого праздника является то, что нужно отправиться к водоему и бросить туда в воду кусочки хлеба. Считается, что вместе с одним утонувшим кусочком уходит также грех человека, Бог его просто списывает и так можно прожить целый год без бремени грехов.




Итак, еврейский новый год 2016: какого числа будет - это ночь с 3 на 4 октября. Хотя, тут не все так просто, как при праздновании нашего традиционного нового года. В частности, отмечать праздник в покаяние и спокойной обстановке евреи начинают только 2 октября, а заканчиваются на вторые сутки, то есть, 4 октября. Новый год - это не шумный и веселый праздник, а время покаяния и смирения, хотя, праздничный стол должен быть богатым и накрываться, конечно, по всем правилам.

в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому, каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

Источник информации:

  • ru.wikipedia.org — статья о еврейском календаре.

Более полную информамцию о еврейском календаре можно найти, перейдя по следующим ссылкам:

  • mjcc.ru — устройство еврейского календаря;
  • originweb.info — статья о еврейском календаре на научно-образовательном портале;
  • istok.ru — конвертер еврейских дат и калькулятор галахического времени.

Календарь еврейских праздников на 2011 (5771/5772) — 2015 (5775/5776) года с описанием сущности каждого из них и того, как их традиционно отмечают.

  • Ту би-Шват (Новый год деревьев)

Пятнадцатый день месяца шват. В этот день, называемый Новым годом деревьев, в Израиле обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Праздник отмечается посадкой деревьев, а праздничная трапеза состоит из фруктов и злаков, произрастающих на Земле Обетованной. Это — финики, оливы, виноград, гранаты и т.д. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же как и дерево, человек держится своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Истинная вера подобна корням: она интимна и никогда не выставляется напоказ. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети, плоть от плоти. Дерево естественно уподобить человеку, но его естественно уподобить и целому народу. Прекрасно древо еврейства. Вместе с иными деревьями оно образует сад человечества. Ту би-Шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

Пурим — праздник в память о чудесном спасении евреев от жестокого замысла Амана, советника персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Персидский царь, избрав красавицу Эстер (Есфирь) — племяницу еврея Мордехая, сделал ее царицей. Когда Мордехай узнал, что советник царя Аман задумал истребить евреев Персии, он велел Эстер заставить царя отменить указ. Эстер устроила пир в честь царя. Растроганный царь пообещал выполнить любую волю Эстер. Она рассказала царю про замысел его советника, и Аман был повешан. А царем был издан указ, разрешающий евреям давать отпор каждому, посягнувшему на их жизнь и имущество. Пурим приходится на 14 адара, а в Иерусалиме и других старинных городах он празднуется на день позже. На утренней службе в синагоге в этот день читается свиток Эстер, а вечером на улицах и площадях устраиваются карнавальные шествия и шуточные представления — пуримшпили. Одна из важнейших традиций Пурима — Мишлоах Манот, когда друзьям посылают подарки. На Пурим предписывается оказывать благотворительность всем: «Кто бы ни протянул руку за милостыней в Пурим, — ему необходимо подать». Пурим — праздник безудержного веселья и карнавала. В Пурим можно то, чего нельзя в другие дни. Это единственный день в году, когда еврею не просто разрешается, но даже и предписывается выпить сверх меры. Это предписание кажется довольно странным: ведь отношение к пьянству всегда было в еврейском мире традиционно отрицательным. Между тем в этот день надо выпить так, «чтобы не отличать благословение Мордехаю от проклятия Аману». А чтобы не отличить благословение от проклятия, Амана от Мордехая, — это надо постараться, и выпить для этого надо действительно много.

  • Пейсах (Песах)

Величайшим событием еврейской истории стал Исход из Египта. Повсеместно евреи отмечают его праздником Пейсах в месяце нисане. В эти дни евреи собираются за пасхальным столом и проводят сейдер (седер) — пасхальную церемонию, вспоминают историю, полную лишений, страданий, ибо сказано, что «в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как будто это он вышел из Египта», то есть пережить заново, обдумать и прочувствовать переход в состояние свободы. В этот день ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Пейсах должен соблюсти достойно каждый. Традиция предписывает помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья должна дать или получить помощь.

  • День памяти

День памяти — национальный день траура по 14 тысячам евреев, павших в войнах Израиля и отдавших жизнь за его существование. Отмечается 4 ияра.

  • День независимости Израиля

14 мая 1948 года (5 ияра) в 16:00 Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (государство Израиль). С тех пор 5 ияра отмечается День рождения еврейского государства — дома для всех евреев, где бы они ни находились. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами и военным парадом.

  • Шавуот

Шавуот — праздник Дарования Торы (празднуется 6 сивана). Великое событие на горе Синай, когда Бог дает израильтянам Десять заповедей, отмечается евреями во время праздника Шавуот (Пятидесятница). Каждый человек, достигший религиозного совершеннолетия, повторяет для себя принятие Завета. В Шавуот читают книгу Рут (Руфь), в которой наряду с жизнеописанием семьи Элимелеха, присутствуют эпизоды жатвы, что говорит о сельскохозяйственных признаках этого праздника, помимо социально-исторических. Начало праздника совпадает с периодом жатвы ячменя и сбора первых плодов. В это время синагоги украшены цветами.

  • 9 Ава

В этот день произошло много трагических событий. Помимо прочих бед, в этот день были разрушены Первый и Второй Храм. Именно поэтому 9 ава отмечают постом и трауром. Согласно традиции, корнем несчастий этого дня считается история, произошедшая в первый год странствований евреев по пустыне уже после заключения союза со Всевышнем на горе Синай. послал разведчиков в Страну Обетованную. Вернувшись, они рассказали об увиденном: о стране, текущей молоком и медом, о прекрасных плодах этой земли. Однако посланцы не были рады — они были подавлены. Они чувствовали себя ничтожными и бессильными по сравнению с людьми, заселявшими обещанную землю. Народ не решился войти в страну, предназначенную ему Всевышним. Это было как раз в ночь на девятое ава.

  • (буквально «голова года»)

Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. Праздник Рош ха-Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

  • рыбу — символ плодородия;
  • голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
  • морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
  • круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
  • овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
  • яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
    • (Судный день)

    Йом-Кипур — день суда, когда Бог, анализируя поступки людей, решает их судьбу (10 тишрея). В молитвах человек просит у Бога прощения за все свои грехи в делах и мыслях. Но в Йом-Кипур прощаются грехи только против Всевішнего. Грехи против людей «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа». Поэтому еврейская традиция предписывает начать покаяние задолго до праздника. Последняя трапеза перед праздником состоит из легкого обеда с куриным бульоном. В Судный день не едят и не пьют от заката солнца до вечера следующего дня. Служба в Йом-Кипур длится с утра до ночи с короткими перерывами. Талмуд считает Йом-Кипур счастливым днем, так как после него люди испытывают истинное духовное очищение. Сразу по окончании Йом-Кипура принято готовиться к празднику Суккот.

    • (Праздник кущей)

    В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней, …чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». И сегодня в городах Израиля строят импровизированные шалаши (сукки), разжигают костры. В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день плод этрога (цитрусового дерева), ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней». На седьмой день праздника синагогу обходят семь раз. Во время праздничного обхода синагоги каждый несет свой набор «арбаа миним» (четырех видов растений). Во время молитвы в синагоге произносятся благословения над этрогом, лулавом (пальмовая ветвь). Звучат слова благодарности Господу Богу за силы, здоровье, возможность трудиться на своей земле, создавая материальные условия для процветания. Но материальное не должно затмить духовное. Чтобы подчеркнуть тщетность накопления богатства, Тора велит еврею переселиться в сукку — шалаш, именно тогда, когда становится холодно и начинаются дожди. Суккот длится семь дней (15-21 тишрея). Шмини ацерес, непосредственно примыкающий к Суккоту, добавляет к празднику еще один день. В Шмини ацерес начинают молиться о дожде в Стране Израиля.

    Ханука — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 г. до н.э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней , начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

    Источники и дополнительная информация:

    • odra.ru — календарь еврейских праздников 2010-2012 гг.;