О конструкторе ракетных двигателей а м исаеве. Конструктор ракетных двигателей алексей михайлович исаев

Алексей Михайлович Исаев, Главный конструктор химического машиностроения, Руководитель работ по созданию двигателей для авиационной и космической техники, Доктор технических наук, Профессор, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Лауреат Сталинской и
Государственной премий СССР.

Сайт, посвященный А. М. Исаеву: www.isaev-a-m.ru

Биография Алексея Михайловича Исаева

24.10.1908.
Родился в Санкт-Петербурге, в семье приват-доцента Петербургского университета Михаила Михайловича Исаева.

Образование получил в школе-интернате, организованной его отцом, в которой преподавали известные педагоги - физик Г.И. Фалеев, математик А.Н. Колмогоров, писательница В.Е. Беклемишева.

1918. Отец А. М. Исаева М. М. Исаев переезжает на работу в Москву.

1920. Семья Исаева переехала в подмосковную деревню Потылиху.

1923.
Семья Исаева переехала в Москву.

1925. Окончил школу и по настоянию отца поступил в Горную академию.

Исаев в 30-е

Июнь 1930. Решением обкома профсоюза горнорабочих Исаев исключен из членов союза и отчислен из академии за год до окончания.

Август 1930. А.М. Исаев предпринял поездку на строительство Магнитки под воздействием впечатлений от горной практики на шахтах Донбасса. Одним из гигантов был Магнитогорский металлургический комбинат. А.М. Исаев написал письмо на Магнитострой и получил согласие на работу.

12.09.1930.
Постановление Президиума ВЦК союза горнорабочих СССР, отменяющее решение Мособкома об исключении Исаева из членов союза и отчисление из академии.

Октябрь 1931.
Возвращается в Москву и продолжает учебу в горном институте.

Декабрь 1931. Окончил Московский горный институт. Работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате.

Март-сентябрь 1932. А. М. Исаев работает на строительстве комбината "Запорожсталь".

Сентябрь 1932-декабрь 1933.
Исаев - сотрудник института Гипрооргстрой.

Декабрь 1933-июнь 1934.
Участвует в строительстве Тагильского металлургического завода.

Октябрь 1934.
Принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В. Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, где занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С».

Апрель 1937. Перевод КБ Болховитинова на авиационный завод в Казань. Исаев назначен начальником группы.

Август 1938.
Перевод КБ Болховитинова на завод авиационный в Московскую область.

1939.
А. М. Исаев женится на Т. Н. Лодыжиной. Они прожили вместе до ее смерти в начале 1957.

Декабрь 1939. Назначен ведущим конструктором опытного самолёта «И».

1940. КБ Болховитипова выделилось в самостоятельное предприятие (завод).

23.02.1940.
У Исаева родился сын Петр.

Июль 1941. В правительство представлено предложение ОКБ завода и РНИИ о разработке истребителя-перехватчика с жидкостным ракетным двигателем (предложение подписали, в частности, В. Ф. Болховитинов, А. Я. Березняк, А. М. Исаев, Л. С. Душкин).

01.08.1941 Постановление ГКО о создании самолета БИ (истребителя-перехватчика с ЖРД) - первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем. КБ В. Ф. Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ-1».

Октябрь 1941. Эвакуация завода в г. Билимбай Свердловской области.

15.05.1942. На самолете БИ летчик Г.Я. Бахчиванджи совершил первый полёт с аэродрома Кольцово в посёлке Билимбай под Свердловском, куда в 1941 было эвакуировано конструкторское бюро под руководством В.Ф. Болховитинова.

А. М. Исаев сначала работал над доводкой существующего двигателя самолёта (предоставленного НИИ-3), позднее - над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолёта.

В проектировании самолёта с ракетным двигателем также участвовали такие создатели ракетной и авиационной техники, как Александр Яковлевич Березняк, Леонид Степанович Душкин, Арвид Владимирович Палло.

Самолёт БИ-1 вошёл в историю, и совершенно неожиданно изменил профессию А.М. Исаева. Проект, начатый двумя инженерами-мечтателями, стал общим делом большого КБ, во Главе которого стоял выдающийся авиаконструктор
Виктор Фёдорович Болховитинов.

Узким местом оказался двигатель, "горшок", как его тогда называли, маленький ЖРД. Двигатель плохо запускался, горел, взрывался. В.Ф. Болховитинов поручил А.М. Исаеву заняться двигателем, как он выразился "уж без кустарщины, всерьез и надолго".

04.02.1943.
в КБ Болховитинова создано небольшое подразделение с задачей доводки ЖРД (КБ-Д). Исаева назначили руководителем подразделения (заместителем технического руководителя КБ-Д). Штат КБ-Д - 5 человек.

27.03.1943. Гибель Г. Я. Бахчиванджи (7-й полет самолета БИ).

25.05.1943. Возвращение завода в подмосковные Химки из эвакуации.

21.06.1943. Приказом В.Ф. Болховитинова ов структуре завода создан отдел двигателей, начальником которого назначен Исаев. Штат отдела - 27 человек.

С тех пор новая для Исаева работа - конструирование, изготовление, испытания жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок- стала его основной деятельностью.

21.06.1943.
Образовано подразделение на авиационном заводе № 293 (руководитель В.Ф. Болховитинов), выросшее впоследствии в коллектив, главным предназначением которого стало создание ЖРД, из которого впоследствии сформировалось Конструкторское бюро химического машиностроения.

Декабрь 1943.
Начало работы над двигателем РД-1.

18.02.1944. В соответствии с Постановлением Государственного комитета обороны, завод № 293 вошёл в качестве филиала в состав НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

30.05.1944.
Приказ народного комиссара авиационной промышленности СССР, поручающий (во исполнение постановления ГКО) конструкторам Глушко, Исаеву и Душкину "построить и предъявить на государственные испытания" двигатели для самолетов.

13.07.1944.
Приказом по институту Исаев назначен начальником отдела, который, как и все подразделения бывшего завода, вошел в состав филиала института.

1944. Исаев назначен главным конструктором КБ.

Октябрь 1944.
Государственные испытания двигателя РД-1.

Конец 1944.
Начало работы над двигателем РД-1М.

24.01-09.03.1945. Летные испытания седьмого экземпляра самолета БИ с двигателем РД-1 (последний этап работы над самолетом БИ).

Начало 1945.
Отдел приступил к созданию двигателя У-1250.

Июнь 1945 - по 1946 . Работники института командированы в Германию.

03.07-08.09 1945. Исаев находился в Германии в составе специалистов межведомственной комиссии особого назначения, изучавших немецкую ракетную технику. В комиссию вошли С.П. Королёв, Н.А. Пилюгин, В.П. Мишин, Л.А. Воскресенский, М.С. Рязанский, Б.Е. Черток, А.М. Исаев, В.И. Кузнецов, В.П. Глушко и т.д.

16.09.1945. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников института орденами и медалями за образцовое выполнение заданий правительства. Исаев награжден орденом Ленина.

Конец 1945.
Начало работы над стартовым ускорителем (СУ-1500) для самолетов.

Май-июнь 1946. Заводские испытания двигателя РД-1М.

1946. П
о идее А.М. Исаева в его КБ была испытана цельносварная камера сгорания ЖРД, обеспечившая значительно более надёжную работу двигателя, чем применявшееся ранее камеры.

Июнь 1946 . Из института выделен филиал и на его базе образован завод. Директором и главным конструктором завода назначен М. Р. Бисноват.

Июль-сентябрь 1946.
Заводские испытания двигателя У-1250.

Август-сентябрь 1946. Начало работы над двигателем У-400-10 для экспериментального беспилотного сверхзвукового самолета ("модели") главного конструктора Бисновата.

23.10.1946. Филиал № 1 ликвидировали, а подразделение А.М. Исаева возвратили в НИИ-1.

Конец 1946. Исаеву поручают разработку восьмитонного двигателя на азотной кислоте и керосине для зенитной ракеты. Начало работы над этим двигателем.

1947. Исаев принимает важнейшее для себя и своего коллектива решение о переходе в головной научно-исследовательский институт.

В НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике.

В этот период ОКБ Исаева отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море». Алексей Михайлович Исаев начал прорабатывать идею замкнутого ЖРД с турбонасосным агрегатом.

Август 1947. Испытания (полеты) экспериментального беспилотного сверхзвукового самолета ("модели") с двигателем У-400-10.

30.08.1947. Приказ министра авиационной промышленности СССР о назначении Л. С. Душкина, М. М. Бондарюка и А. М. Исаева главными конструкторами по РД с сохранением обязанностей начальников отделов, а также о присвоении конструкторских степеней и установлении персональных окладов.

09.02, 05.03, 29.03.1948. Испытания камер тягой 8 т на стенде КБ Исаева (на территории завода). При каждом испытании камеры разрушались со взрывом.

Апрель-май 1948 . Строительство временного стенда для испытания камеры тягой 8 т на территории головного института.

Май 1948. Подразделение Исаева передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро.

02.06.1948. Первое испытание камеры тягой 8 т на временном стенде.

01.06.1948. Перевод КБ Исаева в головной НИИ. Всего переведено 22 человека.

Еще до перевода было разрешено организовать производственную экспериментальную базу Исаева на территории НИИ-88. 1-м подразделением будущего КБ Исаева, созданным в НИИ-88, оказался цех 105. Затем началось сооружение стенда отдела № 9.

Одновременно создавалась испытательная станция отдела № 8, строительство которой было завершено в 1949.

1948. Исаев удостоен Сталинской премии 3-й степени.

03.06.1948. Постановление Совета Министров СССР о присуждении Государственных премий за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы за 1947 год. Исаеву, "главному конструктору по моторостроению за разработку конструкции нового двигателя для самолетов", присуждена премия третьей степени. Исаев был представлен к премии руководством НИИ за создание двигателя У-400-10.

1949. Завершено строительство испытательной станции в головном институте.

Май 1949.
Начало работы над четырехкамерным двигателем тягой 8 т.

1950. Исаев избран депутатом районного Совета депутатов трудящихся.

Июнь 1950. В результате реорганизации НИИ-88 отдел № 8 СКБ прекратил своё существование; работники и имущество последнего были переданы отделу № 9, в котором тогда работало 500 человек.

В этот период ОКБ Исаева отработало двигатель У-2000 для ракеты класса "земля-воздух" и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса "воздух-море".

При разработке двигателя тягой 8 тс для ракеты "205" С.А. Лавочкина разработчики столкнулись необъяснимыми тогда явлениями: ЖРД взрывался на стенде на первых секундах работы.

Гораздо позже выяснилось, что виной тому - высокочастотные колебания. А пока Исаев предложил двигатель-связку из четырех камер тягой по 2 тс.

В 1-й половине 1950-х проблему восьмитонника удалось решить установкой антипульсионных перегородок.

В дальнейшем такой метод подавления пульсаций широко применялся в практике двигателестроения.

15.08.1950. Первые испытания камеры с перегородками (тягой 8т).

Сентябрь 1950.
Успешные испытания камеры тягой 8 т.

01.12.1950.
Смерть М. М. Исаева - отца А. М. Исаева.

1951-1955. Разработка в головном НИИ под руководством главного конструктора С. П. Королева первой советской баллистической ракеты длительного хранения. В ракете использованы разработанные КБ Исаева двигатель и жидкотопливный источник газа для вытеснения компонентов топлива из баков (ЖАД).

1950-1952.
Под руководством А.М. Исаева впервые в СССР были созданы газогенераторы, работавшие на двухкомпонентном ракетном топливе с большим избытком горючего или окислителя.

Газогенераторы такого типа нашли применение в вытеснительных системах подачи топлива (жидкостном аккумуляторе давления), для привода турбин ТНА и наддува топливных баков, а также в РД замкнутых схем, предложенных Исаевым.

Август 1951.
Исаев принят в члены ВКП(б).

Март 1952.
Из-за возникших трудностей в создании ЖРД тягой 8 тс в НИИ-88 создали для дублирования работ 2 ОКБ по ЖРД: ОКБ-2 на базе отдела № 9 (главный конструктор А.М. Исаев) и ОКБ-3 (главный конструктор Д.Д. Севрук).

Успехи Исаева вызвали заинтересованность С.П. Королёва, который применяет восьмитонный двигатель Исаева на высококипящих компонентах в своей ракете малой дальности Р-11 и её флотской модификации Р-11ФМ. Это положило основу дальнейшего использования ЖРД КБ Исаева на флотских ракетах, даже после передачи этой тематики от Королёва в СКБ-385 В.П. Макеева.

1952-1958. Работы ОКБ-2 по созданию ЖРД продвигались успешно, необходимость в дублировании работ по созданию ЖРД отпала, и в декабре 1958 по приказу Госкомитета по оборонной технике ОКБ-2 и ОКБ-3
были объединены в одно подразделение во главе с A.M. Исаевым. Оно сохранило наименование ОКБ-2.
Численность работающих составляла около 2500 человек.

C 1954. В КБ Исаева начата разработка первых двигателей с насосной подачей топлива, в том числе двигателя для зенитной ракеты. Разрабатываются новые ЖРД с ТНА для второй ступени ракет ЗРК С-75 и четырехкамерный ЖРД для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты "Буря".

1956. За создание баллистической ракеты длительного хранения А. М. Исаеву, как и С. П. Королеву, присвоено звание Героя Социалистического Труда.

23.03.1957.
А. М. Исаев женится на А. Д. Щербаковой.

1957.
Умерла мать А. М. Исаева - М. Б. Исаева.

Июль 1958. За создание зенитной ракеты Исаеву присуждена Ленинская премия.

Декабрь 1958.
ОКБ-2 А.М. Исаева и ОКБ-3 Д.Д. Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А.М. Исаева, которое в январе 1959 по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88.

ОКБ разрабатывает тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применяется и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».

Для последующих советских управляемых кораблей КБ Исаева разрабатывало уже КТДУ - корректирующие и тормозные двигательные установки, которые используются во всех космических кораблях серии «Союз». Кроме того, КТДУ КБ Исаева используются на всех советских и российских орбитальных станций серии «Салют», «Мир» и, частично, на МКС, в непилотируемых спутниках («Молния», «Космос») и межпланетных космических аппаратах «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд».

По программе Н1-Л3 для полета человека на Луну были разработаны КТДУ для лунного орбитального корабля (ЛОК) и первый в СССР кислородно-водородный ЖРД.

20.04.1956.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.04.1956 "За успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты" Алексею Михайловичу Исаеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

16.01.1959. ОКБ-2 было выделено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию.

10.02.1959.
Исаеву без защиты диссертации присуждена ученая степень доктора технических наук ("...учитывая сделанный А. М. Исаевым вклад в дело развития отечественного ракетного двигателестроения, позволивший поставить на вооружение СА ряд ракетных систем". Решение ученого совета института).

25.04.1959.
Высшая аттестационная комиссия утвердила решение НТС НИИ о присуждении Исаеву ученой степени доктора технических наук.

1959.
Начало работы над космическим комплексом с кораблем "Восток". В корабле "Восток" использована созданная в КБ Исаева тормозная двигательная установка. Корабль "Восток" был первым динамическим активным космическим аппаратом. В дальнейшем для таких аппаратов конструкторское бюро Исаева разработало большое число двигательных установок и двигателей.

24.10.1959.
У Исаевых родилась дочь Екатерина.

1959. Исаев избран членом пленума ГК КПСС. В дальнейшем избирался постоянно.

1959. Начало разработки двигательной установки для космических аппаратов "Луна", с помощью которой осуществлены коррекция траектории движения к Луне, перевод станции на орбиту спутника Луны, мягкая посадка на поверхность Луны.

1959. Начало разработки двигательной установки для аппарата "Марс". Задача: коррекция траектории.

1960. Начало разработки двигательной установки для аппаратов "Венера". Задача: коррекция траектории.

1961. Начало разработки двигательной установки для более сложных космических аппаратов "Марс", "Венера". Задача: коррекция траектории.

1961.
Начало разработки двигательной установки для космических аппаратов "Зонд", "Марс". Задача: коррекция орбиты, коррекция траектории.

17.06.1961.
Те, кто участвовал в создании космического комплекса с кораблем "Восток" и осуществлял первый полет человека в космос, создавал повые ракетные комплексы, награждены. За образцовое выполнение правительственных заданий предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. А. М. Исаев получил 3-й орден Ленина.

1962. Начало разработки двигательной установки для космических кораблей "Союз". Задача: коррекция траектории, сближение кораблей, перевод корабля с орбиты на траекторию снижения.

1962. Начало разработки двигателя для космического аппарата "Полет". Задача: изменение параметров орбиты.

1962. Начало разработки двигателя для второй ступени ракеты-носителя "Космос".

1962. Начало разработки двигательной установки для спутника-ретранслятора "Молния" системы "Орбита". Задача: коррекция орбиты.

1963.
Начало разработки двигательной установки для усовершенствованных космических аппаратов "Венера". Задача: коррекция траектории.

1965. Начало разработки двигателя для аппаратов "Луна". Задача: коррекция траектории, переход с траектории на орбиту спутника Луны, мягкая посадка на поверхность Луны.

1965. А.М. Исаеву присвоено звание Почётного гражданина города Калининград (ныне - Королёв), Московской области.

1966. Начало разработки двигательной установки для космических аппаратов "Зонд". Задача: коррекция орбиты (траектории), перевод аппарата с орбиты на траекторию снижения.

1967.
ОКБ-2 переименовано в "Конструкторское бюро химического машиностроения" (КБХМ).

1968. Начало разработки двигателя для более совершенных космических аппаратов "Луна", двигателя для возвращаемого на Землю аппарата.

1968. Завершено строительство производственно-лабораторного корпуса и корпуса № 301 филиала КБХМ (испытательная станция в поселке Фаустово, Московской области), а в марте 1971 - инженерного корпуса (КБ).

1968. А. М. Исаев удостоен Государственной премии СССР за создание нового ракетного комплекса и 4-го ордена Ленина.

1969. Начало разработки двигателя для космических аппаратов "Марс". Задача: коррекция траектории, перевод аппарата на орбиту спутника Марса, коррекция орбиты.

1970. Начало разработки двигательной установки для орбитальной станции "Салют". Задача: коррекция орбиты.

09.06. 1971
А. М. Исаев получил орден Октябрьской революции.

25.07.1971. А.М.Исаев скоропостижно скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (уч. 4, ряд 47, место 18).

1978. Именем Исаева названа одна из центральных серий "Луна", "Марс", "Венера", "Зонд", "Молния", "Полет", "Космос", орбитальных станций "Салют" и др.

А.М. Исаевым и его школой осуществлены следующие наиболее значимые научно-технические достижения и разработки:

  • создание плоских головок камер сгорания с шахматным
  • расположением однокомпонентных форсунок;
  • применение завесного охлаждения огневой стенки камеры сгорания
  • с помощью специального периферийного ряда форсунок;
  • создание камер сгорания со связанными оболочками;
  • применение антипульсационных перегородок ("креста") для
  • устранения высокочастотных колебаний;
  • разработка принципов и реализация конструкции цельносварного
  • неразборного ЖРД;
  • создание ЖРД, запускаемого под водой;
  • разработка идеи заводской заправки баков ракеты топливом (ампулизация);
  • разработка идей, принципов, конструкции и технологии ЖРД,
  • "утопленных" в компонентах топлива;
  • разработка химического жидкотопливного аккумулятора
  • давления для вытеснения топлива из ракетных баков;
  • внедрение в конструкцию камер сгорания двухкомпонентных
  • центробежных форсунок;
  • разработка и создание многократно включающихся жидкостных ракетных двигателей для космических аппаратов, космических кораблей и станций, работающих в условиях длительного пребывания в космическом пространстве
  • как на околоземной орбите, так и на межпланетных орбитах космических аппаратов;
  • разработка и создание небольших (тягой до 600 кгс) камер
  • сгорания с абляционным охлаждением;
  • разработка и внедрение метода огневых контрольно-технологических
  • испытаний ЖРД без переборки;
  • создание первого отечественного космического ракетного двигателя
  • на жидких кислороде и водороде;
  • разработка и внедрение в ЖРД возможности останова после
  • израсходования одного из компонентов топлива;
  • разработка и использование в составе двигательных установок
  • космических аппаратов ЖРД с камерами из тугоплавких металлов;
  • разработка и практическое применение двигательных средств
  • для минимизации времени неуправляемого полета ракеты в период
  • разделения ступеней ракеты;
  • разработка и практическое применение средств управления
  • вектором тяги ЖРД и ЖРДУ для верхних ступеней баллистических ракет,
  • запускаемых с подводных лодок (БРПЛ);
  • разработка и практическое применение насосной подачи в двигатель
  • при изменении расхода жидкости в 7-20 раз для обеспечения соответствующих режимов работы двигательной установки верхних ступеней БРПЛ;
  • разработка и практическое применение центробежных насосов
  • со сверхвысокой всасывающей способностью.
См. также :

По материалам: www.isaev-a-m.ru, space-memorial.narod.ru



Исаев Алексей Михайлович – советский инженер-конструктор, создатель жидкостных ракетных двигателей, главный конструктор ОКБ-2 НИИ-88 Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 11 (24) октября 1908 года в Санкт-Петербурге в семье приват-доцента Петербургского университета, впоследствии крупного советского специалиста по уголовному праву и члена Верховного Суда СССР. Русский. С 1918 года с семьёй жил в Москве, с 1920 года – в деревне Потылиха Московской губернии, с 1923 года – вновь в Москве.

В 1925 году окончил школу и поступил в Московскую горную академию. В июне 1930 года он был отчислен с последнего курса академии, а в августе того же года уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината. В сентябре 1931 года решение об исключении А.М. Исаева было отменено, он вернулся в академию и продолжил учёбу, окончил академию в декабре 1931 года. В январе 1932 года А.М. Исаев вновь уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината, в марте того же года – на строительство комбината «Запорожсталь». С сентября 1932 года инженер института «Гипрооргстрой», работал на строительстве Тагильского металлургического завода.

Тогда в жизнь А.М. Исаева вошло увлечение авиацией. По его просьбе в октябре 1934 года принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В.Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А, ближнего бомбардировщика «С». С 1937 года работал начальником группы на заводе № 124 (Казань), с 1938 года - на заводе № 84 (Химки). С 1939 года он был уже ведущим конструктором опытного самолёта «И». С июля 1940 года на авиазаводе № 293 (Химки) КБ В.Ф. Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ» – первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), при этом А.М. Исаев работал над созданием двигателя.

В годы Великой Отечественной войны ОКБ с 1941 по 1943 годы работало в эвакуации в Билимбае Свердловской области. Несмотря на сверхсложные условия, самолёт был создан в рекордно короткий срок и 15 мая 1942 года лётчик-испытатель капитан Г.Я. Бахчиванджи поднял его в небо. С февраля 1943 года начальник группы по разработке нового ЖРД. С июня 1943 года начальник отдела двигателей в ОКБ В.Ф. Болховитинова (завод № 293). В декабре того же года он приступил к созданию своего первого самостоятельно разработанного двигателя РД-1, который уже в октябре 1944 года вышел на государственные испытания, а в январе 1945 года – на лётные испытания. В феврале 1944 года ОКБ В.Ф. Болховитинова вошло в состав Ракетного НИИ, за А.М. Исаевым сохранился пост начальника отдела.

С 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии в составе группы специалистов-ракетчиков, имея задачу ознакомиться с немецкой ракетной техникой. Продолжая напряжённую работу, отдел А.М. Исаева создал модернизированный ЖРД РД-1М, принципиально новый У-1250 с цельносварной камерой со связанными точечной сваркой оболочками из листовой стали.

В августе 1947 года в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности СССР было создано отдельное КБ, в котором А.М. Исаев был назначен главным конструктором. В мае 1948 года ОКБ А.М. Исаева передано в НИИ-88 (Калининград, Московская область), где было преобразовано в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. Там были разработаны двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух», двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море».

В 1952 году в НИИ-88 на базе отдела № 9 формируется ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева. Тогда удалось решить проблему ЖРД с тягой свыше 8 тонн, которые ранее взрывались при стендовых испытаниях: была найдена причина их разрушения – высокочастотные колебания и для их подавления в головку камеры были установлены антипульсионные перегородки («крест»). С того времени эта схема широко используется в мире. Успех коллектива ОКБ-2 вызвал интерес С.П. Королёва. Первая веха их знаменитого сотрудничества – ракета Р-11 дальностью 270 км с ЖРД А.М. Исаева тягой 8,3 тонны на высококипящих компонентах. На её основе для Военно-морского флота создана ракета Р-11ФМ. В 1954 году был разработан новый ЖРД с насосной подачей топлива для второй ступени зенитной ракеты В-75 и четырёхкамерный ЖРД С2.1100, а далее С2.1150 для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за создание системы противовоздушной обороны С-25 Исаеву Алексею Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В декабре 1958 года ОКБ-2 А.М. Исаева и ОКБ-3 Д.Д. Севрука были объединены в единое ОКБ-2 в составе НИИ-88, его главным конструктором остался А.М. Исаев. В январе следующего 1959 года его ОКБ было выделено из НИИ-88 и полностью сосредоточилось на создании ЖРД для ракетной и космической техники. Первым успешно выполненным заданием стала тормозная двигательная установка для космического корабля «Восток». Она безупречно отработала при первом космическом полёте Ю.А. Гагарина и впоследствии применялась десятки раз, включая полёты всех советских космонавтов на кораблях «Восток» и «Восход». Ею же оснащались и советские возвращаемые спутники. Впереди было создание корректирующих и тормозных двигательных установок (КТДУ), которые могли бы неоднократно включаться для коррекции орбит и траекторий полёта, стыковок, маневрирования в космосе, посадки аппаратов на Землю, Луну, Марс и Венеру. Ими оснащались пилотируемые корабли, автоматические межпланетные и лунные станции, спутники связи и разведки. В 1960-е годы под руководством А.М. Исаева один за другим создавались новые типы двигательных установок для космических аппаратов различного назначения, но все их объединяло главное качество – высочайшая надёжность в работе.

В 1967 году ОКБ-2 было переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ), А.М. Исаев оставался в нём главным конструктором до конца жизни.

Доктор технических наук (25.04.1959), профессор.

Член ВКП(б)/КПСС с 1951 года. Член Калининградского городского комитета КПСС (с 1959).

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 июня 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 4).

Награждён 4 орденами Ленина (16.09.1945, 20.04.1956, 17.06.1961, 23.10.1968), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1958), Сталинской премии 3-й степени (1948), Государственной премии СССР (1968).

Почётный гражданин города Калининград (ныне – Королёв) Московской области (1965).

В 1991 году Конструкторскому бюро химического машиностроения было присвоено имя А.М. Исаева. Имя А.М. Исаева носит одна из центральных улиц в городе Королёв. В Королёве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Родился в 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье приват-доцента Петербургского университета Михаила Михайловича Исаева.

В декабре 1931 года окончил Московский горный институт. Работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате.

С октября 1934 года принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В. Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, где занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С».

С 1939 года в роли ведущего конструктора опытного самолёта «И».

С июля 1940 года КБ В. Ф. Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ-1» - первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем, на котором 15 мая 1942 года летчик Г.Я. Бахчиванджи совершил первый полёт. А. М. Исаев сначала работал над доводкой существующего двигателя самолёта (предоставленного НИИ-3), позднее - над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолёта.

В 1944 году назначен главным конструктором КБ.

В период с 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии в составе группы специалистов, изучавших немецкую ракетную технику.

В 1946 году по идее А.М. Исаева в его КБ была испытана цельносварная камера сгорания ЖРД, обеспечившая значительно более надёжную работу двигателя, чем применявшееся ранее камеры.

В 1947 году в НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике. В мае 1948 года оно передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро.

В этот период ОКБ Исаева отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море». При разработке двигателя тягой 8 тс для ракеты «205» С.А. Лавочкина разработчики столкнулись необъяснимыми тогда явлениями: ЖРД взрывался на стенде на первых секундах работы. Гораздо позже выяснилось, что виной тому - высокочастотные колебания. А пока Исаев предложил двигатель-связку из четырех камер тягой по 2 тс. В дальнейшем, в первой половине 1950-х, проблему восьмитонника удалось решить установкой антипульсионных перегородок. В дальнейшем такой метод подавления пульсаций широко применялся в практике двигателестроения.

В 1952 году на базе отдела №9 образуется ОКБ-2 НИИ-88. Успехи Исаева вызвали заинтересованность С.П. Королёва , который применяет восьмитонный двигатель Исаева на высококипящих компонентах в своей ракете малой дальности Р-11 и её флотской модификации Р-11ФМ. Это положило основу дальнейшего использования ЖРД КБ Исаева на флотских ракетах, даже после передачи этой тематики от Королёва в СКБ-385 В.П. Макеева .

C 1954 года разрабатываются новые ЖРД с ТНА для второй ступени ракет ЗРК С-75 и четырехкамерный ЖРД для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

В декабре 1958 году ОКБ-2 А.М. Исаева и ОКБ-3 Д.Д. Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А.М. Исаева, которое в январе 1959 года по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88.

ОКБ разрабатывает тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применяется и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».

Для последующих советских управляемых кораблей КБ Исаева разрабатывало уже КТДУ - корректирующие и тормозные двигательные установки, которые используются во всех космических кораблях серии «Союз». Кроме того, КТДУ КБ Исаева используются на всех советских и российских орбитальных станций серии «Салют», «Мир» и, частично, на МКС, в непилотируемых спутниках («Молния», «Космос») и межпланетных космических аппаратах «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд».

По программе Н1-Л3 для полета человека на Луну были разработаны КТДУ для лунного орбитального корабля (ЛОК) и первый в СССР кислородно-водородный ЖРД.

С 1967 года ОКБ-2 переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ).

  • Был одним из консультантов фильма Даниила Храбровицкого «Укрощение огня».
  • Одна из любимых фраз Исаева - "Пуля в лоб!". В зависимости от обстановки восклицание "Пуля в лоб!" для Исаева было выражением крайнего разочарования, восторга, возмущения и гнева. Все определялось тональностью.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • Лауреат Сталинской премии 3-й степени - в 1948 году.
  • Лауреат Ленинской премии - в 1958 году.
  • Лауреат Государственной премии СССР - в 1968 году.
  • Орден Ленина (четырежды) - 16.09.1945, 20.04.1956, 17.06.1961, 1968.
  • Орден Октябрьской Революции - 9.06.1971 года.
  • Ряд медалей.
  • Доктор технических наук (25.04.1959), профессор.

Память

  • С 1965 года - почётный гражданин города Калининград (ныне

Алексе́й Миха́йлович Иса́ев ( - ) - советский инженер-двигателист. Соавтор самолета БИ-1 . Изобрел ЖРД закрытого цикла . Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

Биография

А. М. Исаев скоропостижно скончался 25 июня 1971 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

  • Был одним из консультантов фильма Даниила Храбровицкого «Укрощение огня ».

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (20 апреля 1956 года) - за успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты
  • Сталинская премия третьей степени (1948) - за разработку конструкции нового двигателя для самолётов.
  • четыре ордена Ленина (16.9.1945, 20.4.1956, 17.6.1961, 1968)
  • орден Октябрьской революции (9.6.1971)
  • медали

Память

  • С 1965 года - почётный гражданин города Калининград (ныне Королёв).
  • В 1978 году и 1988 году изданы художественные маркированные конверты .
  • Имя Исаева носит одна из центральных улиц Королёва .
  • Его именем назван кратер на Луне .
  • В 2002 году в Королёве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
  • Имя присвоено КБ химического машиностроения .

Фильм

  • . ЦСДФ (РЦСДФ). 1979. 20 минут.

Напишите отзыв о статье "Исаев, Алексей Михайлович"

Литература

  • Арлазоров М. С. Дорога на космодром. - М .: Политиздат , 1980. - 164 с.
  • Большая Российская энциклопедия. Т. 11. Излучение плазмы - Исламский фронт спасения / Отв. ред. С. Л. Кравец. - М .: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 712 с. - ISBN 978-5-85270-342-2 .
  • Исаев А. М. . - М .: Машиностроение, 1979. - 64 с.
  • Куприянов В. К. , Чернышёв В. В. И вечный старт…: Рассказ о Главном конструкторе ракетных двигателей Алексее Михайловиче Исаеве. - М .: Московский рабочий , 1988. - 224 с. - (Творцы науки и техники).
  • Берег Вселенной / Под редакцией Болтенко А. С. - Киев: Феникс, 2014. - ISBN 978-966-136-169-9

Ссылки

Отрывок, характеризующий Исаев, Алексей Михайлович

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.

1908 года в Санкт-Петербурге , в семье приват-доцента Петербургского университета М. М. Исаева .

C 1954 года разрабатывались новые ЖРД с ТНА для второй ступени ракет ЗРК С-75 и четырёхкамерный ЖРД для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» .

В декабре 1958 году ОКБ-2 А. М. Исаева и ОКБ-3 Д. Д. Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А. М. Исаева, которое в январе 1959 года по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88.

ОКБ разработало тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток» , которая в дальнейшем была применена и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2» .

…Никита Сергеевич , широко улыбаясь… говорил приятности, чокался. Королёв представил ему Исаева:

А это, - сказал Сергей Павлович, - тот самый человек, который тормозит всё наше дело…

Хрущёв понял, рассмеялся, снова благодарил.

Для последующих советских управляемых кораблей КБ Исаева разрабатывало уже КТДУ - корректирующе-тормозные двигательные установки, которые использовались во всех космических кораблях серии «Союз» . Кроме того, КТДУ КБ Исаева применялись на всех советских и российских орбитальных станций серии «Салют» , «Мир» и, частично, на МКС , в непилотируемых спутниках («Молния» , «Космос») и межпланетных космических аппаратах