Обзор игры дивизион. Tom Clancy’s The Division - обзор игры

И совсем не слава богу отгремело недавнее «DLC по цене ААА» . Но игрок готов простить любимой компании любые огрехи, пусть только она даст ему очередной проект мечты. Таковым проектом мог бы стать, например, . Мог. Бы.

Помирать, так красиво!

Гении маркетинга начали за здравие: представленный в далеком 2013 году дебютный ролик игрового процесса не просто захватывал дух, но натурально сносил крышу. В хорошем смысле, разумеется. Но время затянувшейся разработки шло, а прогресс при этом не стоял на месте – следующее поколение игр плавно превратилось в текущее, челюсть при просмотре трейлеров The Division уже не падала на пол, да и назначенная дата релиза проекта прибавляла один год за другим. Три года минуло – тут уж даже самый заядлый фанат ждать устанет. Как бы то ни было, 8 марта 2016 года релиз состоялся. Разумеется, с горизонтом дополнений на ближайший обозримый год.

Если, конечно, в упомянутый ближайший год не случится пандемия смертельного вируса, а ведь именно такой исход пророчит The Division . Все произошло едва ли не в мгновение ока: вчера был первый инфицированный, сегодня – мир на грани апокалипсиса, где считанные агенты пытаются сохранить остатки человечества от вымирания. Всевозможной мрази на улице тоже хватает – каждый уцелевший подонок желает урвать свой кусок от загнивающего Манхэттена.

КООПОММОРПГ. Нью-Йорк впечатляет вниманием к деталям. И речь не о вездесущих игровых объектах вроде мешков, машин и прочего. Экосистема The Division живет своей жизнью: ворона охотится на мышь, собаки обнюхивают друг друга при встрече, немногочисленные жители занимаются различными делами. Подобные мелочи отлично оживляют картину. Атмосфера же в игре по-Ubisoft ’овски ванильная: несмотря на вымирание всего человечества, на безнадежность происходящего здесь нет и намека. У всех все весело, задорно, остроумно и очень ненатурально, хотя именно на натурализм и претендовала команда, пытаясь показать остовы бывшей жизни в виде пустых квартир и магазинов. Если кому-то и захочется мрачности, добро пожаловать в Темную Зону – место опасностей, PvP и хорошего лута. Темная эта зона тоже только на словах – здесь, как и во всем предапокалептическом Нью-Йорке, все ладно и светло.


Детали, опять детали. Снова.

Но кажущееся на первый взгляд разнообразие деталей очень скоро уходит, точно песок сквозь пальцы. Ворона снова и снова охотится на мышь, родители снова и снова успокаивают друг друга после смерти ребенка. Даже перестрелки повторяют себя точь-в-точь. Достаточно десятка часов игрового процесса, чтобы сполна почувствовать главную проблему The Division – вопиющую повторяемость. Одни и те же операции сопровождаются одними и теми же сообщениями по рации, одинаковые бандиты вновь и вновь кричат «Они убили Алекса». При этом диаметр колеса зацикливания очень мал – «Нас атакуют из мелкого калибра. Это мародеры!» звучит каждые десять минут.

Мир открытых коридоров. Открытый мир дискредитирует себя постоянными невидимыми заборами и рельсами. На поверку Нью-Йорк выходит набором коридоров, перемещение между которыми блокируется порой самым нелепым образом. Миссии пестрят однообразием – пресловутое «защищай, пока идет таймер» тут сплошь и рядом. Мародеры зачем-то постоянно набегают обстреливать гуманитарные грузы – это тоже придется пресекать на каждом шагу. И не беспокоило бы это однообразие никоим образом, будь механика стрельбы хоть сколько-нибудь интересной.


Tom Clancy"s The Division – это тактический шутер от третьего лица, включающий механику развития ММОРПГ-игр. Повышение уровней, классовые способности, деление карты на уровневые зоны, лут и данжены – все это воспринималось бы невероятно феерично, но сам огнестрельный процесс, святая святых шутера, не дарит игроку веселья. Всю игру агенту придется пробежать на карачках, прячась за укрытиями, участвуя в перестрелках средней и низкой динамики. Чуть лучше дела обстоят в местных подземельях – отдельных операциях, куда пускают лишь группы игроков (до 4-ех штук). Если разжиться единомышленниками, можно применить на практике различные тактические схемы, но со случайными коллегами по ремеслу игровое действо завсегда превращается в сумбурную кашу, некоторые члены которой постоянно бегут на амбразуру, не в силах свыкнуться с необходимостью отсиживаться в окопах. На более высоких уровнях такого, ясное дело, нет. Но и соло-игра на этих самых высоких уровнях практически невозможна.

Не адская кухня.

Бог с ними, с сумасбродными напарниками. Неумелых игроков в принципе больше, и нет ничего удивительного, что перестрелки на ранних этапах существования проекта не удовлетворяют всех своей нерасторопностью. Со временем все выровняется и утвердятся бесспорные тактические маневры, благо поле для оных имеется. Передвижения и расположения, техническое и тыловое обеспечение, засады и взятия в кольцо – все это вполне можно отработать при соблюдении ряда условий. Во-первых, сугубо конференция со своими друзьями. Во-вторых, сугубо в отдельных операциях (данженах). Путешествие по условно открытому миру – это скорее развлечение для себя любимого, поскольку искать запчасти и дневники пропавших агентов с командой не станешь.


У операций имеется ряд неприятных моментов по части организации. Разумеется, плотность их не так уж и велика, в поисках лучшего лута придется перепроходить задания снова и снова. Подбор случайной команды – дело далеко не самое оперативное, да еще при этом не умеющее протекать в фоне: запускаешь поиск напарников и сидишь смотришь в экран взглядом Аленушки пера Васнецова. Ну и в одиночку туда не пускают, а без полного квартета на высших уровнях очень быстро намыливают шею. Игнорировать операции, как это часто позволяет прогресс всевозможных ММО, не получится: за полученные в них ресурсы разрабатываются модули станции, открывающие доступ к новым навыкам.

Красиво. Скучно. Однообразно. Навыки, поделенные на три группы, могут комбинироваться любым способом, были бы слоты под их размещение. Наступательные, оборонительные, инженерные – совокупность активных и пассивных способностей делает каждого игрока уникальным. Все для лучшего снаряжения – святая святых РПГ. Но мало выбить достойный автомат из босса, отличающегося от обычных врагов лишь количеством здоровья. Оружие нужно еще и настроить под себя, установив различные апгрейды: прицел, обойму, приклад и так далее. Не то, чтобы эти элементы имели бы влияние на протекание игрового процесса. Просто в движении жизнь, а так хоть какой-никакой смысл во всем однообразии нарисовывается.

Возьмите , измените сеттинг на скучный модерновый реализм, уберите всякое веселье вроде динамичных перестрелок и байков, превратите открытый мир в сборник коридоров и вы получите The Division . ММО составляющие в соло/кооперативном шутере смотрятся просто отлично, но упираются в невыразительную механику стрельбы, которая рискует наскучить в самые короткие сроки. Когда играешь в The Division с друзьями, ее не хочется выключать. Но когда не играешь в The Division с друзьями – ее не хочется включать.

» представляет собой современную MMORPG/TPS игру, которая привлекает внимание геймеров с 2013 года, когда и состоялся ее анонс. За качество уникальной в своем роде разработки борется одновременно несколько студий: Ubisoft Red Storm из США, Ubisoft Reflections из Британии и Ubisoft Massive из Швеции. Стоит отметить, что приставка «Tom Clancy’s» автоматически прибавляет продукту определенный уровень популярности, ведь за ней закреплены и другие именитые проекты: Splinter Cell, Rainbow Six, Ghost Recon, которыми уже успели насладиться игроки по всему миру.

Новый подход к банальной концепции сюжета

Пожалуй, мировые заговоры и военные действия можно назвать основоположной тематикой всех шутеров и экшенов. Чтобы подобрать новый ключ к сердцам геймеров и интерпретировать такую историю на новый лад, нужно изрядно постараться и придумать что-то особенное, насытить сценарий своими изюминками.
В такая изюминка есть. Нью-Йорк накрывает волной эпидемии, которая была спровоцирована властями. Желая создать симуляцию апокалипсиса, правительство справилось на отлично и сумело превратить некогда крупнейший город в постапокалиптический сектор. Но для решения сложившейся ситуации не обращаются к спецслужбам или военным - доля города зависит от специальных «подразделений». Их главной задачей является искоренение любых преступных банд и мародеров со всей территории, пребывающей в изоляции. Агенты подразделений постепенно начинают понимать, что весь хаос на улицах не является случайностью. За фактическим уничтожением Нью-Йорка кто-то стоит, поэтому подразделения меняют вектор своих приоритетов на поиск виновных.

Упор на командную игру

The Division - это не Call of Duty, не Battlefield и не Far Cry. Здесь не выйдет геройствовать и самостоятельно уничтожать десятки противников. Новинка потребует от геймеров слаженной работы. Разработчики заставят игроков не просто вываливаться на противника, а действовать тактически, применяя разные стратегии. Более того, часть заданий будет ограничена временем, что также является посылом для улучшения навыков работы в команде. К слову, такой подход, в идеале, обязывает геймеров воспользоваться гарнитурой, чтобы действовать быстрее.

Это прекрасный подход к реализации такого проекта, ведь игра позволит возродить коллективный дух. В последнее время назревает тенденция все большего упора на самостоятельные действия, включая онлайн шутеры по типу Battlefield. Одной из основных задач студии является сплочение геймеров в команды, установка контакта между членами подразделения и наслаждение от геймплея с другими игроками.

Игровые локации и геймплей

Площадкой для борьбы подразделений и мародеров является Нью-Йорк. При этом большую часть времени игроки будут проводить на Манхэттене. Тем не менее, согласно словам разработчиков, у геймеров будет возможность посещать и другие места крупного мегаполиса. Но даже пребывание в одной местности не покажется скучным. Всему виной не только экшен при перестрелках, но и великолепная разрушаемость, приближающая геймплей еще на один шаг к реальности.

Сейчас есть все предпосылки к тому, что реализация столь хорошего уровня разрушаемости не случайна - она будет не только радовать глаз игроков, но и влиять на происходящие события. В частности, уничтожение стены может открыть подразделению новую дорогу, а за горящим автомобилем больше не удастся прятаться от противника. Думаете это мелочи? А как Вам ослепление отряда солнцем после того, как обрушится часть здания? Ведь не зря разработчики уверяют, что используют в инновационные технологии.

Графика и эффекты

Указывая на новые технологии, хочется также затронуть и тему визуального вида игры, ведь для многих геймеров именно эта составляющая является одной из ключевых. Использование нового движка позволило разработчикам представить современный мир в деталях с максимальным уровнем реалистичности. Несмотря на весьма обширное игровое пространство, количество деталей впечатляет. Пробегая по улицам города можно невольно забыть, что ты находишься в игре.
В игре присутствует динамика, что прекрасно показывает цикл смены времени суток. Новые технологии позволяют захватывать свет реалистично, отображая его реальное воздействие на окружающую среду. При этом, система работает как снаружи, так и внутри зданий. В то же время поверхность всех игровых элементов после выстрелов разрушается в точности так, как должна. Благодаря динамической системе частиц, влияющей на все факторы окружающей среды, разработчики смогли достичь еще большего уровня реализма, ведь даже цвет от фар автомобиля может изменить цвет дыма, как это происходит в действительности.

The Dividsion - это RPG

Визуально игра действительно напоминает шутер, однако разработчики утверждают, что это, в первую очередь, RPG. Концепция The Dividsion предполагает наличие развития персонажа снаряжением, сбор лута, наличие уровней и изучение умений. Благодаря кастомной настройке своего персонажа, каждый геймер сможет отыгрывать любую роль, развиваться так, как посчитает нужным.

К слову о системе развития - она будет довольно простой для освоения, ведь представляет собой стандартный путь прогресса: по мере прохождения игры, геймер сможет изучать новые таланты и перки, а также открывать новые модификации и снаряжение. Подавляющее большинство перков - это пассивные бонусы, применяющиеся автоматически. С талантами сложнее - они активируются при определенных условиях. Например, при попадании в голову противника с полным уровнем здоровья можно запустить один из талантов меткости.

Но и это не все. Активные умения в игре также будут присутствовать, а чтобы их получить, придется пройти определенные задания. Экипировка в The Division отображает навыки, поэтому игрок всегда может прикинуть, чего ожидать от противника в бою.

Интересные особенности

Разработчики предусмотрели наличие возможности PvP, но такие сражения будут проводится исключительно в специальных локациях - «Темных зонах». Вне этих территорий можно не беспокоиться о своем снаряжении.

Ожидается, что в игре будут различные трофеи, состоящие из вооружения, снаряжения и прочих вещей. При этом The Division порадует геймеров и возможностью кастомизации своего арсенала с помощью модификаций.

Проект Tom Clancy’s The Dividsion уже не раз откладывался, но исходя из того, что уже было представлено публике, можно с уверенностью говорить, что все задержки связаны с громадным уровнем работ, который возложен на плечи разработчиков. Создатели игры тщательно подходят к реализации всех особенностей и следят за каждой мелочью. Без преувеличений уже сейчас можно утверждать, что разработка станет одним из главных претендентов на игру года. Осталось лишь дождаться ее релиза и насладиться непередаваемой атмосферой постапокалиптического Манхэттена вместе со своими друзьями.

Вас ждет невероятная графика открытого мира The Division. Игра доступна на PS4 (протестировано), Xbox One и ПК.

По всем утверждениям, игра Tom Clancy’s: The Division прошла сквозь огонь и воду, прежде чем была представлена на E3 в 2013 году.

Первоначально дата релиза была назначена на 2014 год, потом она была перенесена на 2015, но впоследствии и вовсе перешла на 8 марта 2016 года.

За это время игровое сообщество и пресса критиковали компанию Ubisoft за проблемы в их играх (игра Watch Dogs имела визуальные уменьшения масштабов в объектах, а игра Assassin’s Creed: Unity имела больше дыр, чем головка свежего сыра Gouda).

Самые смелые игроки надеятся, что игра после выпуска будет соответствовать ее рекламе. После краткой доработки игры The Division, мы можем сообщить, что именно это и будет, хотя, есть некоторые предостережения по поводу потенциальных пользователей, о которых нельзя забывать.

Смертельно опасный вирус распространен на улицах Нью-Йорка

Первая хорошая новость: игра выглядит так же, как и было задумано для показа на E3. Визуализация не имеет несоответствий в масштабах и игровой среде.

Нью-Йорк сводится к заснеженному городу-призраку после эпидемии гриппа – все это неразрывно разработано и пронизано жуткой атмосферой, что является положительным качеством игры.

В доработке игры было создано три класса бойцов.

Игроки могут выбрать стандартные варианты классов в RPG: разрушитель, танк или поддержка, но разработчики утверждают, что классы больше подстроены в направлениях предложенного стиля игры, нежели строгих рамок.

Отстреливайте противников без всяких разбирательств

Например, если игрок выбирает персонажа, не связанного ни с одним из классов, то они могут снарядить своего аватара любым выбранным оружием.

Демо-версия разделена между двумя секциями и включает в общей сложности девять игроков (они разделены в группы по три человека). Для первой секции у всех команд была задача посетить Темную Зону, покинутую армией, которая находится в пределах Манхетана.

Как мне сказали, добыча находится здесь, но сама зона является опасным местом, так что награда стоит риска.

Внутри Темной Зоны незадолго до того, как игроки попадут в беду, в игре появляются различные преимущества для каждого класса.

Каждый игрок выполняет собственную роль

По своей сути, The Division – постапокалиптический шутер с некоторыми примочками Тома Клэнси вперемешку.

Класс поддержки может использовать целебный спрей, который минимизирует повреждения любых солдат, находящихся поблизости.

Танковый класс собирает боевые башни.

Разрушающий класс снаряжен взрывчаткой, реагирующей на тепло тела, которая называется поисковой миной.

Все войска в игре способны активировать взрывной радар, который кратко описывает местоположение укрывшихся врагов.

Игроки оснащены специальными линзами, формирующими дополнительную реальность

Первое столкновение в Темной Зоне было с группой бандитов, сбежавших с острова Рикерс. От них было достаточно легко избавиться, потому что Искусственный Интеллект, контролирующий врагов, не собирается выигрывать соревнования.

После этого командам пришлось бежать сломя голову к месту посадки вертолета. Здесь игра The Division показала один из самых интересных аспектов.

Как только три группы встретились в зоне подхвата, мне сказали, что они могли бы работать вместе, чтобы прикрывать совместный побег или могли бы стать бродягами и отстреливать игроков, приближаясь к добыче. Подсказка: в видео-играх игрокам выгодна идея сотрудничества по интересам, так что количество вооружения быстро растет.

Когда рушится мир, мы - его опора

Также в этом месте игра показала свою слабость – чувствительность оружия недостаточна.
Навести прицел на врага, который не контролируется Искусственным Интеллектом, будет достаточно сложно, но разрядить обойму и обнаружить его невредимым – вот, что по-настоящему раздражает.

Здания в этой игре просто потрясающие, но есть опасения, что игра The Division быстро может надоесть, как Destiny.

Как уже было сказано, компания Ubisoft рассказала очень мало о сюжете игры. Давайте просто надеяться, что они настроят оружие перед запуском. Стрелять замороженным горохом - это не очень смешная идея.

Видео-трейлер The Division

Tom Clancy’s The Division (Подразделение от Тома Клэнси) - новый онлайн шутер от Ubisoft.

В плане онлайн шутеров сейчас штиль. Особых конкурентов у Division нет — картонный Defiance , ржавый Firefall , пустой Planetside 2 … Так что неудивительно, что игру Division раскупили рекордным тиражом.

Геймплей Division сводится к двум режимам - story (гоняем миски в PvE) и Dark Zone (месимся в PvP с другими игроками).

Несмотря на то, что многие «обзорщики» называют игру глобальной MMOFPS , игроков на карте немного. Пати из 4 человек, ну а в PvP пара дюжин человек.
Story прямолинеен — от миссии к миссии; PvP напоминает Day Z — собираешь лут, грабишь других игроков, пытаешься выбраться из PvP зоны живым и с хабаром.

Плюсы Tom Clancy’s The Division

  • графика
  • атмосфера постапокалиптики
  • исследование Нью-Йорка


Минусы Tom Clancy’s The Division


Добавим к этом стоимость игры — 2000 рублей .

Станцуем лезгинку на капоте!

Главный косяк Division - в скучном геймплее, который сводится к гринду , от миссии к миссии. Игра вполне могла бы стать PvE-меккой, если бы там была нормальная система динамических ивентов (украли бы из Firefall , чего стесняться)… Но не судьба. Разработчики обещают ввести рейды, возможно это улучшит ситуацию.

В плане онлайновости тоже косяк — нет ММО-атмосферы, игра смотрится как кооп шутер, конкурент DayZ, а не того же Firefall.

Стоит ли игра 2к? Нет. Если бы это был ф2п-проект — многие минусы можно было скостить. Но сейчас это кооп-перделка на 2 недели за 2000 рублей.

На выходе имеем фест-фуд продакшн. Ubisoft нехило вложили денег в раскрутку игры и она принесет им барыш. Многие так и не поймут, что их развели на ничем не примечательный полуфабрикат. Блажен неведующий. Аминь.

Видео обзор Tom Clancy’s The Division

Среди игроснобов в последнее время принято отзываться об издательстве Ubisoft исключительно в негативном ключе - за жестокую эксплуатацию приносящих прибыль франшиз самым ленивым для создателей образом. Тем не менее, у Ubisoft хватило решительности выступить на одном поле с Activision и её Destiny , а самое главное - хватило творческих ресурсов и фантазии подопечных студий (шведской Massive Ubisoft , авторов World in Conflict , и Red Storm из Северной Каролины, работавших над Rainbow Six ) сделать это на высочайшем, недосягаемом для многих конкурентов уровне.

Последняя распродажа

Враги по ММО-шному выдерживают иногда по паре обойм с автомата, но при этом игра всё равно остаётся невероятно зрелищной

RPG-часть также предлагает весьма понятный и приземлённый набор действий. Игрок, естественно, растёт в уровнях, получает новые пассивные и активные умения, собирает материалы, крафтит новые элементы экипировки, улучшает центр операций, кооперируется с другими игроками и исследует всё более трудные и напичканные врагами зоны. Звучит довольно обыденно, если не сказать скучно, но в реальности всё это гораздо интереснее, чем на бумаге - разработчики очень чётко выверили ритм игры так, чтобы выполнение рутинных заданий не вылилось в тупой беспросветный фарм и гринд, который проявляется лишь на самых высоких уровнях прокачки.

Опасения многих насчёт количества контента в игре не оправдались - даже с учётом того, что Ubisoft пока зажали для нас Бруклин (который был в трейлерах и который гарантированно вернут в будущих DLC) содержимого The Division с головой хватит на две-три недели весьма активной игры. А уж если вы не привыкли играть запойно часами, то Tom Clancy’s The Division вообще должно хватить минимум на пару месяцев.

Что касается сетевой части, то первоначальные проблемы на старте довольно быстро исчезли - и матчмейкинг, и сами сервера работают сейчас достаточно стабильно, во всяком случае, на ПК-версии. Тоже самое касается и оптимизации - игра уверенно показывала от 45 до 60 кадров в секунду даже в самых жестоких заварушках.

***

Tom Clancy’s The Division - амбициозный MMOFPS, который смог объединить в себе механику отличного шутера и продуманной RPG, поместив эту смесь в декорации невероятно детализированного и правдоподобного Манхеттена. Да, здесь пока отсутствует полноценный PvP и слабое социальное взаимодействие между игроками, но если учесть бодрый старт и грядущие дополнения, думается, что судьба у проекта должна быть достаточно светлая.