Обзор игры h1z1. Обзор H1Z1: King of the Kill

Стоит отметить, что изначально разработчики создавали игру H1Z1 как невероятно амбициозный ААА-продукт, но со временем поняли, что небольшая команда просто не в состоянии добиться того эффекта, который необходим. Так что игру разбили на две части, одна из них называется H1Z1: King of the Kill и именно в нее я и поиграл. Да, игра вышла в свет в феврале 2016 года и тогда мы не обратили на нее внимание, так как был настоящий бум игр на выживание, королевских битв и прочих вещей, только вот игры все были жутко неоптимизированными и играть в них было невозможно. Так что обзор мы написали вот буквально неделю назад, а значит у вас будет свежее мнение о проекте в том виде, в котором он представлен на данный момент. И, игра мне полностью понравилась, увлекла и я не отрывался от нее несколько вечеров к ряду. Учитывая, что сам жанр для меня не очень привлекателен, игра, видимо, имеет какой-то свой шарм и из-за этого играть куда приятнее и комфортнее. И, конечно, стабильная картинка без лагов и проседания FPS тоже добавили плюсов игрушке, ведь все конкуренты, включая PLAYERUNKNOWN"S BATTLEGROUNDS, имеют ужасную оптимизацию и играть на 30 кадрах мне лично не хочется. Здесь же все стабильно, а значит можно и попробовать свои силы.

Геймплей

В начале раунда вас отправляют на остров, выбраться с которого нельзя. Если у PLAYERUNKNOWN"S BATTLEGROUNDS вы летите на самолете и сами выбираете куда спрыгнуть, имея на руках карту и четкое движение иконки самолета, то здесь все совершенно иначе, более реалистично и хардкорно. Вас просто сбрасывают на парашюте и вы летите уже с ним на землю. Это не дает вам возможности выбрать определенную точку для высадки, что делает игру более разнообразной и вариативной. Далее, как только вы приземляетесь на землю, нужно сразу бежать на поиски оружия, портфеля, шлема и прочих вещей, которые помогут вам выжить в этом суровом мире. Стоит отметить, что если у Баттлграунда на карте отмечались вы иконкой, и можно было легко определить куда идти, то в этой игре карта более реалистичная - вам лишь показывают квадрат, в котором вы находитесь. Куда идти, в какую сторону вы смотрите - все это приходится понимать исходя из карты, быстро ориентироваться на местности и так далее. Остальное же стандартно - все вокруг враги, друзей здесь нет, всех нужно убивать или они убьют вас, а последний выживший считается победителем. Вроде все просто, но на деле - ничего подобного.

Экипировка

Игра порадовала большим набором экипировки самого разного типа - здесь вам и шлемы, и каски, и разного рода одежда, и рюкзаки, и расходные какие-то материалы. Все это вам необходимо - рюкзак увеличивает вес, который вы можете взять с собой, а значит можно носить несколько винтовок, много патронов и прочих вещей. Каска спасет от попрания в голову, а бронежилет понижает получаемый урон от выстрелов врага. Пренебрегать этими вещами точно не стоит, так как без того же рюкзака вам будет тяжело, без большого запаса патронов вы рискуете остаться против противника с голыми руками. Оружие здесь тоже имеет свою физику выстрелов, точность и прочие фишки, и мне очень понравилось как здесь все стреляет. Нет такого, что ты навскидку стреляешь по врагу и с пары пуль убиваешь с расстояние двести метров. Нужно целиться, перебегать за укрытия, стрелять по патрону, бросать гранаты и так далее. Оружия много, кстати, оно заставляет играть по разному, искать прицелы и прочие средства улучшения. В плане предметов игра меня тоже порадовала, хотя оружие еще же и покрасить можно, об этом позже.

Карта

Игровой мир достаточно большой, так что противник не будет давить вас со всех сторон сразу, но и бегать налегке по пустырям не стоит - в любой момент могут дать пулю в спину и игра будет закончена. Благодаря громадному набору разного рода местности, играть интересно и весело - можно прятаться за камнями и выжидать противника, можно убегать от шквального огня по лесам, виляя между деревьями, можно забраться в какое-то здание и стрелять по врагам так, что они даже не заподозрят откуда по ним стреляют вообще. Мир действительно громадный, но на его изучение нам много времени не дают - через пять минут после высадки ядовитый дым заполоняет карту и лишь небольшая территория остается безопасной. Туда и сбегается весь народ, начинаются еще более ожесточенные перестрелки, битвы за каждый квадратный метр и, в итоге, остается лишь один выживший. Сама идея с дымом понравилась мне больше, чем у других разработчиков, так как она, опять же, выглядит более реалистично и правдоподобно. Благодаря таким вот особенностям геймплея и скорости развития событий, раунды продолжаются у неопытных игроков до 10 минут, не более, так что за час можно наиграться вдоволь.

Донат

Несмотря на то, что игра распространяется платно, за 12 долларов, внутри еще имеются встроенные покупки. Я спешу вас уверить в том, что они совершенно никак не влияют на игровой процесс и несут лишь косметический характер, но все же покупки есть. Вы покупаете ключи к сундукам и открываете их, получая какой-то скин или одежду уникальную. Это совершенно никак не влияет на то, как вы будете стрелять, бегать или с каким шансом в соседнем доме будет крутая пушка, но если вы играете долго и хотите купить себе крутой скин, то возможность у вас будет и стоит это все не так дорого, чтобы переживать. И, сам факт того, что встроенные покупки не влияют на игровой процесс, тоже радует, ведь игроки даже без копейки на счету имеют шанс на победу ровно такой же, как и те, кто вложил немалые суммы в этот проект.

Итог

Мне игра понравилась, без всякого сомнения. Разработчик сразу влюбил меня за счет оптимизации - на моем компе, который уже не топовый далеко, на высоких настройках графики в FullHD разрешении я получил от 90 до 110 кадров, при том вы можете понизить настройки до минимальных, но повысить дальность прорисовки объектов и получить те же кадры, но преимущество перед врагами появится - они вас еще не видят, а вы уже стреляете. Добавьте сюда более хардкорный способ высадки, ориентирования на карте, стрельбы, поиска предметов и тот факт, что на карте может быть больше 150 человек сразу! Это же невероятно круто, интересно и захватывающе. Из всех игр на выживание это лучшее, что я видел и если вы хотите играть с комфортом, со стабильным FPS и комфортными настройками графики, то эта игра вам точно понравится. осталось лишь научиться стрелять точнее, научиться воевать и выживать, а дальше все пойдет как по маслу, я вам гарантирую. Так что вы думайте, а я пошел убивать вражин. Или просто пытаться их убить, как получится.

Данный проект появился на волне популярности survival-игр. Его дата выхода в ранний доступ -15 января 2015 года. Изначально включал в себя два режима: непосредственно выживание в духе DayZ и королевскую битву как в PlayerUnknown"s Battlegrounds.

17 февраля 2016 года произошло разделение игры на две части. Режимы стали независимы друг от друга. Survival-игра стала называться Just Survive . Игра в жанре королевской битвы H1Z1, обзор на которую мы подготовили, лишилась приставки «King of the Kill» в августе 2017 года. Начнём обзор H1Z1.

Сюжет

По сценарной задумке во внутриигровом мире происходит глобальная катастрофа, вследствие которой люди стали превращаться в зомби. Опасный вирус под названием H1Z1 начал распространяться с острова Повелья, который находится рядом с итальянским городом Венеция. Виной ему стали эксперименты учёных компании Kurama Pharmaceuticals, пытавшихся разработать лекарство от некоторых серьёзных заболеваний. Работа специалистов вышла из под контроля, и человечество столкнулось с очень серьёзной проблемой. По сюжету после первых заражений прошло 15 лет.

Геймплей

Перейдем к геймплею в обзоре H1Z1. Игравшим в PlayerUnknown"s Battlegrounds игровой процесс будет до боли знакомым. Игроки высаживаются на парашютах на остров, с которого невозможно убежать. После приземления необходимо тут же броситься на поиски разбросанного по игровой карте различного добра для выживания: оружия, снаряжения и аптечек, так как столкновение с другими игроками, жаждущими выигрыша, неминуемо. Опасная зона здесь представлена не силовым полем как в PUBG, а газом, что намного реалистичнее. Вначале игроки предупреждаются о том, через какое время на карту будет запущен токсичный газ. На карте появляется зелёный круг - безопасная зона, куда игроки устремляются в итоге.

Следует отметить в обзоре H1Z1, что до обновления ориентироваться на игровой карте было сложно. В игре как не было, так и нет миникарты, а открыв обычную карту, мы могли видеть не своё точное местонахождение, а сектор в виде квадрата, в котором мы сейчас находимся. Немало игроков считают такой подход неплохим и добавляющим в игру ещё больше интереса и хардкорности. Тем не менее, разработчики всё-таки добавили на карту указатель точного местонахождения игрока и компас в игровой интерфейс.

Экипировка

Продолжим H1Z1 обзор. В игре можно найти много видов снаряжения. Экипировка здесь представлена шлемами, касками, разной одеждой, бронежилетами, рюкзаками, различными расходными материалами и прочим. Каждый элемент снаряжения выполняет свои функции. Рюкзак позволяет нести больше вещей: оружие, патроны и т. д. Надев каску, игрок становится более защищённым при попаданиях в голову. Если надеть бронежилет, понижается получаемый урон при попаданиях в торс.

Итог обзора H1Z1

В игре есть всё для весёлого и интересного времяпровождения: высадка на парашютах, усложнённое ориентирование на карте, поиск предметов, стрельба, условия для забавных моментов. Кроме того, одновременно в одной и той же сессии игры может находиться более 150 человек!

Следует отметить хорошую оптимизацию игры: она идёт плавно без тормозов на большинстве современных компьютеров. Системные требования не такие завышенные как могли быть. Графика в игре привлекательная и способствует более приятной игре. H1Z1 обзор закончен.

Официальный трейлер

Все мы знаем, что последнее время тренд на выпуск игр по программе раннего доступа набирает просто невероятную популярность. Если, раньше покупая игру до релиза ты, зачастую, экономил на её покупке, поддерживая разработчиков и получая при этом ранний доступ к коммерческому продукту, то теперь всё изменилось. Sony Online Entertainment (SOE ) пошли дальше и выпустили раннюю версию Free-To-Play игры за деньги! Да да, именно так. Те, кто захочет поиграть в игру до релиза - должны заплатить деньги за бета-тестирование. Терпеливые получат готовый продукт бесплатно. Давайте разбираться в нашем обзоре , а стоит ли оно того, чтобы покупать H1Z1 сейчас или стоит подождать релиза?

Прежде чем я начну делиться своими впечатлениями от увиденного - необходимо прояснить, что такое H1Z1 .

ОБ ИГРЕ H1Z1

H1Z1 - Массовая многопользовательская онлайн-игра на персональных компьютерах, релиз которой выйдет, также и на PlayStation 4 . По программе раннего доступа поиграть в неё можно только на ПК .

Игра была анонсирована 08 апреля 2014 года в пост апокалиптическом сеттинге, на территории США в антураже Зомби-апокалипсис триллера, где игроки вынуждены постоянно находится в поиске ресурсов для выживания, оружия и обустройстве своего жилища. Геймплей игры построен на конкуренции между игроками за оставшиеся ресурсы в постапокалиптическом мире, торговле и командному взаимодействию ради выживания. Именно симулятором выживания игра, по сути, и является. Элементы "песочницы" здесь пока развиты весьма слабо. Будем надеяться, что лишь пока.

После релиза H1Z1 будет распространяться по модели Free-to-play . Точных данных по релизу игры и нюансам монетизации игры пока нет, кроме заявления SOE о продажи предметов и услуг, не влияющих на геймплей, и не дающих преимуществ одних игроков над другими. Тут, правда, нужно сразу же сделать замечание, что уже с первым релизом игры они обманули игроков. Ящики с гуманитарной помощью, выпадающие по запросу, содержат оружие и боеприпасы. Получить эти ящики можно только за дополнительную оплату. Я ни в коем случае не обвиняю разработчиков, в таком решении, но обманывать - не хорошо. Нужно было сразу говорить правду и держать обещание.

Персонаж игрока в H1Z1 привязан к определенному серверу игры. Игра построена на движке Forgelight , который должен обеспечить уникальные световые эффекты, смену времени суток, погодных явлений. На Forgelight уже вышла игра PlanetSide 2 , анонсированы игры EverQuest Nex t и Landmark .

События в мире игры разворачиваются через 15 лет после глобальной катастрофы, случившейся благодаря вирусу H1Z1 , превращающему людей в зомби. Вирус начал свое распространение с острова Poveglia , находящегося недалеко от города Венеция в Италии , где компания Kurama Pharmaceuticals разрабатывала перспективный препарат в борьбе с некоторыми серьезными заболеваниями, в процессе этой работы был создан вирус H1Z1 , приведший к массовому превращению людей в зомби.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ИГРЫ

В H1Z1 игрок просыпается посреди леса. Оглядывается по сторонам и пытается понять где он и куда идти дальше. Спустя пару минут начинаешь понимать, что твой персонаж болен. Симптомы: гипертрофированный метаболизм. Шкалы мониторинга жизнедеятельности "тают" на глазах. Ещё час и ты сам превратишься в зомби, если тебя раньше не сожрут ходячие или не пристрелят выжившие.

Проходит немного времени и ты начинаешь понимать, что не всё так плохо и местные леса богаты ежевикой, которой можно пополнить свой неугомонный желудок..... Спустя ещё немного времени, ты понимаешь - всё хуже чем ты думал. Поедание ежевики или найденных припасов не спасает тебя, а лишь даёт отсрочку смерти. Что бы ты не съел - всё сгорает внутри твоего желудка за секунды. После осознания этого приходит понимание: отныне твоя жизнь - это бесконечный поиск еды. Не успел "угомонить прожорливого беса" - помер. Что это? Первые признаки заболевания вирусом, от которого почти всё население земли обратилось в зомби, или что-то другое?

Вы думаете я тут шутки шучу? Отнюдь нет. Я не знаю почему, но разработчики игры посчитали, что в современных играх про выживание в мире зомби не хватает "зомби-апокалипсис-тамагочи". Главная задача таких игры - накормить своего прожорливого персонажа. Всё остальное вторично. "Но ведь это же абсурд" - скажете вы. "Какой смысл в игре, если в ней нужно только думать о состоянии желудка?" Друзья мои, я тоже не могу найти ответ на этот вопрос, как и 60% тех людей, кому игра показалась унылой, и они написали негативные отзывы о ней в steam .

Но, не только поисками еды, всё-таки, вам придется заниматься в H1Z1 . В своих блужданиях по суровым просторам, почти безлюдного мира, вы при везении сможете найти оружие, бутылки с водой, консервы и прочие припасы. Вот, только патроны к оружию находить будет сложнее. Я так и не нашел. Может быть повезет вам? Как оказалось, позже, буквально с первых минут вы можете создать лук и стрелы. Это очень поможет вам в борьбе с зомби и агрессивными игроками, коих тут очень много, как впрочем, в любой подобной игре.

Известные пост апокалиптические зомби игры в открытом мире, задачами которых является выживание - имеют свои особенности, благодаря которым игроки дают им определенные прозвища:

DayZ - симулятор бега. Так как, вам большую часть времени, особенно на начальном этапе приходиться просто бегать.

Rust - симулятор дровосека. Первое время вы будете рубить, рубить и ещё раз рубить деревья, чтобы построить жилище.

Я считаю, что H1Z1 нужно прозвать симулятором лучника , потому, что большую часть времени именно этим оружием вы будете "любоваться" на своём экране.

В игре можно встретить много различных автомобилей. Подавляющее большинство из них не поддаются восстановлению, но иногда можно наткнуться на авто, где необходимо установить некоторые элементы, и она будет "на ходу". Правда, сделать это крайне затруднительно, особенно на многолюдных серверах. Очень часто варвары попросту уничтожают такие экземпляры и помешать вы этому можете только, находясь рядом. Уничтожить автомобиль легко - достаточно по нему просто попинать ногами:-)) А вот защитить..... Вот мы и подобрались к самому главному аспекту подобных игр - командной игре. Именно в ней залог успеха. Без команды верных друзей добиться чего-либо здесь - невозможно. Преданные вам товарищи не только будут наводить ужас на мародеров, но и помогут, в случае чего, посторожить автомобиль или другую точку, во время вашего отсутствия. Без союзников играть в H1Z1 почти бессмысленно, всё это будет сводиться к симулятору обжоры, не более того. И даже если вам удастся насобирать еды впрок, не факт, что шальная стрела не будет пущена вам в затылок.

С помощью слаженной команды вы можете даже построить небольшой лагерь. В нем можно хранить припасы и транспорт. Сделать это, пока, крайне сложно. Ещё сложнее - сохранить в безопасности. Над этим аспектом разработчикам ещё предстоит изрядно поработать. Именно организация и защита подобных поселений - лучший ключ к мотивации игроков, проводить время за игрой. Остальное быстро приедается.

ВЫВОДЫ

Что хотелось бы отметить в H1Z1 , так это хорошую оптимизацию. Игра вполне плавно работает на максимальных настройках, на современных ПК, в отличии от DayZ . C управлением разобраться гораздо легче. И с первых же дней в игре доступны транспортные средства, пока только автомобили. После первого провального для игры дня, сервера заработали стабильно и не вызывают нареканий. Можно поздравить SOE с удачным запуском первой версии своего амбициозного проекта. Удавалось такое далеко не всем, столь популярным проектам.

Нужно понимать, что в данный момент игра находиться в раннем доступе и ей предстоит ещё многое пережить до своего релиза. Пока, всё сводиться к очень быстро наскучивающим бессмысленным побегушкам. Играть без команды вообще не интересно.

Стоит ли покупать игру? Если у вас много друзей в сервисе steam и вам уже нечем заняться по вечерам - да. Несколько интересных дней вам обеспечены. Если друзей нет - ждите релиз и получите его бесплатно.
Я искренне надеюсь на то, что SOE игру доведут до ума. Нам очень нужен конкурент DayZ и всем подобным проектам. Уж очень они "неповоротливо" развиваются и возможно именно H1Z1 будет тем "чудесным пенделем" который позволит разработчикам перестать ковырять в носу, а работать пошустрее. А пока, я поставлю игре 7 баллов. Авансом. Потенциал у неё точно есть.

/
Платформа: PC, PS4
Язык: Английский

Минимальные:
OС: Windows 7 64 bit
Процессор: Intel i3 Dual-Core с поддержкой Hyper-Threading
ОЗУ: 4 GB RAM
Видеокарта: nVidia GeForce GTX 275 series или выше
DirectX: Версия 10
Жесткий диск:

Рекомендуемые:
OС: Windows 7 64 bit
Процессор: Intel i5 Quad Core или лучше / AMD Phenom II X6 или лучше
ОЗУ: 8 GB RAM
Видеокарта: nVidia GeForce GTX 560 series / AMD HD 6870
DirectX: Версия 10
Жесткий диск: 20 GB свободного пространства
Высокоскоростное сетевое подключение


Это не сон, ваше радио действительно ловит трансляцию… Но это не новости, сообщающие прогноз погоды и котировки валют, это тревожный вой сирен, отпевающих погибший мир.

Именно так будет начинаться жизнь в новой игре в жанре зомби апокалипсиса.
H1Z1 – это многопользовательская песочница с огромным открытым миром, в котором выжившие смогут строить себе приюты из обломков человеческих технологий. После 15 лет прошедших с момента массового заражения жителей США вирусом H1Z1 от прошлой жизни не осталось и следа. После распада государственности деятельность человека вновь вернулась к ранним эпохам и ограничивается примитивной торговлей и обороной от зараженных. Само таинство игры будет проходить в ставшей дикой сельской местности и в огромных городах, населенных новыми хозяевами.

В новом мире очень сурово. Независимо от того, будете ли вы взаимодействовать с другими игроками или враждовать с ними, обладать знанием ремесла или быть успешным купцом: зомби остаются самым страшным соперником. Чтобы остаться в живых, придётся до наступления темноты мчаться как на пожар, в поисках куска засохшего хлеба и горстки патронов. Пища и вода - это самое главное условие выживания и одновременно самая ценная валюта в игре. Сама пища будет разной, она будет иметь разные «характеристики». Одну целесообразнее будет оставить на торговлю, как например ежевику, молотый кофе и оленину. А вот кукурузные семена лучше посадить в своём уголке и питаться с урожая. Да-да, именно так, игра подразумевает почти бесконечный цикл, с годами и десятилетиями.

Что касается системы крафта , то она в игре очень глубока. Из подручных предметов можно создавать простые приспособления, утилизировать их в более ценные материалы и вновь создавать вещи, уже более сложные. Способность обрабатывать материалы является главным умением, которое вам поможет выжить. Начав собирать мусор и прочие расходные материалы, присовокупив к ним, например травы, вы получите аптечки, бинты и невкусную синтетическую еду. После получения элементарных средств выживания, можете замахнуться на вещи, которые помогут осуществлять экспансию. Искать и комбинировать найденное оружие, изготавливать взрывчатые вещества или создавать причудливые конструкции, которые послужат вам домом. А можете строить печи и переплавлять в них металлолом, или построить ткацкий станок или циркулярку для обработки древесины. И внимание! В игре реализована возможность создания самогонного аппарата и торговли самодельными спиртными напитками.

Игровой мир состоит из множества биомов, в числе которых саванны, болота, пустыни, редколесья, густые леса и многие другие. Главной жемчужиной игры являются города. Самые желанные и опасные места в стране. В городах много полезных вещей и оружия, но еще больше там зомби. Эти создания по-разному ведут себя в разное время суток и года. Днем они медлительны и не представляют особой опасности, но попробуйте задержаться в городе до поздна! Смена погоды в игре также динамичная, и она влияет на поведение зараженных. Во время знойного периода они предпочитают отсиживаться в подвалах, а во время урагана бродят по улицам, возбужденные донельзя.

Банда – Клан – Гильдия – Фракция – Армия. Примерно в такой последовательности в H1Z1 заложена система взаимодействия между игроками. Пандемию остановить не получиться, поэтому командная работа является основой всех углов. Совместная работа позволит сделать гораздо больше полезного, нежели одиночке. Единоличник никогда не соберет и не создаст столько ресурсов, позволяющих, например, очистить определенную территорию от зомби и обезопасить ее от людей. Кроме того, никто не отменял право сильного, дающего возможность собрать команду вооруженных игроков и диктовать свои правила всем остальным.

Продолжать можно до бесконечности: игровой мир просто огромен и содержит огромное количество вещей и приспособлений для выживания. В свою очередь, это изобилие рожает огромное количество игровых ситуаций. Сможет ли H1Z1 стать конкурентом другим играм подобного жанра?
И да, вновь ранний доступ и много обещаний...

H1 Z1 - Массовая многопользовательская онлайн-игра , анонсированная Sony Online Entertainment со сроком релиза в конце 2014 года на персональных компьютерах (MS Windows) и игровой приставке PlayStation 4.
Игра была анонсирована 9 апреля 2014 года в постапокалиптическом сеттинге, на территории США в cюжете Зомби-апокалипсиса, где игроки будут вынуждены постоянно находится в поиске ресурсов для выживания, оружия, еды, медикаментов и обустройстве своего жилища.

В ходе игры нам предстоит собирать ресурсы, заниматься земледелием и торговать или обмениваться ими. Ресурсы же будет необходимо тратить на создание различных объектов: от вооружения до собственной базы, где игрок и будет прятаться.

Что касается размера игрового мира, то известно, что он будет огромен.В первое время будет 10 серверов с 64 слотами для игроков. Некоторым людям такая виртуальная жизнь намного интересней настоящей.

Релиз H1Z1 должен, по плану, состояться осенью этого года на PC и PlayStation 4 (free to play), однако, без доната будет туго.

H1 Z1 - название вируса, который уничтожает людей, превращая их в зомби. После первого заражения прошло около 15 лет. Оставшимся людям приходится отчаянно бороться за существование, искать еду и воду, противостоять диким животным, зараженным и другим выжившим.

Дата выпуска:

На сегодняшний день, нет никаких подтверждений на точную дату выхода игры, либо о раннем доступе. Когда дата будет известна вы точно не сможете это пропустить.

Ранний доступ:

Команда разработчиков оказывает очень быстрые итерации по игре, добавляя очень быстро много новых возможностей. Ранний доступ в Steame начнется примерно через четыре недели, на данный момент это будет стоить $ 19.99 в рублях 700 р. Полная игра будет бесплатной, естественно с донатом.

Сервера:

Персонажи будут помещены на одном сервере. Вы не сможете сразу сменить сервер, чтобы перейти на другой сервер вам придется создать нового персонажа. Ничего не будет перенесено, вы начинаете все с нуля.
Сброс сервера: В качестве MMO компании, мы придерживаемся подальше от сброса характеристики и достижений персонажей.
Выход с сервера: При нажатии клавиши «Выход» появляется 30 секундный таймер, любое событие в игре сбрасывает этот таймер(полученный выстрел, удар и т. д.) обратно до 30 секунд.
- Вы говорили об уходе потока-снайперов?
-
Да, но это трудная задача для решения … Разработчики работают над этим, чтобы найти способ, чтобы избежать этого, но мы не даем никаких обещаний.

Anti-Hacking система:

Anti-Hacking система будет позаимствована у Planetside 2.

Классы и навыки:

В игре не будет никаких классов.
Там также нет навыков игрока, и нет прибыли к репутации.

Настройки игрока:

Женский персонаж будет включен в игру. Тем не менее разработчики не добавили женского персонажа в настоящее время.
Настройки персонажа будет похож на Planetside 2. Вы сможете выбрать пол и расу.

В H1Z1 будет свободный взгляд\альт-взгляд\ поворот головы.
В игре будут бесплатные и платные смайлики.
Будут представлены различные анимации, зомби, животных и т.д. Когда вы будете в них стрелять или будете их бить, то они не будет повторяться анимация.
Над системой усталости и выносливости разработчики H1Z1 еще трудятся.
Голосовой чат встроен в игру, вы можете услышать людей, говорящих на обычном расстоянии, вы должны оставаться на близком расстоянии, чтобы общаться с напарником\другом. Вы будете находится в чате даже когда мертвы.
Тяжесть оружия влияет на бег и ходьбу, то есть, если ваше оружие тяжелое персонаж замедляется. При подъеме в гору или возвышенность персонаж тоже замедляется.

Мир в игре H1Z1 будет огромный. Он будет состоять из:крупных городов, малых городов деревень и военных баз.
При падении дерева на игрока или моба, оба могут умереть или потерять здоровье. Нет плавающего индикатора здоровья, цифры ущерба и т. п. Имена других игроков будут показаны только при близком расстоянии. В будущем вы сможете увидеть оружия вашего персонажа на нем, но это еще не реализовано.

Карта:

В игре не будет Safezones. В данное время вы сможете ориентироваться по местности, только по дорожным знакам, потому что в игре нет мини-карты. Мини-карта находится на стадии разработки.

Погода:

Погода в H1Z1 играет очень важную часть игры.

  • Дождь
  • Туманность
  • Ясность
  • Солнечный день
  • Температура: Ночью будет холодать и чтобы выжить вам нужно будет найти укрытие или разжечь огонь.

Так же в игре будут землетрясения, чтоб избавиться от ненужных лачуг\зданий и т.п.

Зомби:

Зомби используют новый Emergent систему искусственного интеллекта, SOE, который также будет в Everquest Next. Это означает, что находясь в мире, они могут свободно ходить и делать, что хотят, пока не умрут. Это может означать, что зомби могут уходить от одной половины карты к другой.
Если вы умрете со своим лутом и никто не подберет его с вас, то вы превратитесь в зомби с вашим лутом и блуждать, как и любой другой зомби. Зомби не так уж будет и легко убить, но если попасть в голову ружья, то хватит одного патрона. Зомби будут владеть различными движениями.(Ползать, скакать, бегать.) Разработчики обещают сделать так, чтоб зомби могли залезать в дома через окна и небольшие препятствия.
Зомби дети были подтверждены Mat Брумоном - «Я могу сказать это, я буду моделирования малышей зомби;)»

Группы:

Клан / Гильдия / Банда все это будет в игре, только не в раннем доступе.

Постройки сделанные игроками:

Вы также можете создавать свои собственные лагеря или базы. Будут добавлены замки на двери и сейфы, так что не бойтесь за сохранение своих вещей.

Средства транспорта:

  • Остальные виды транспортного средства будут добавлены в будущем, но в начале раннего доступа будет только джип. (Вам придется найти его и затем починить, прежде чем воспользоваться им)
    Топливо также надо найти в мире, оно будет в газовых баллонах, также топливо можно будет скрафтить.
    Ни одно воздушное судно не находится в разработке, насколько мы знаем.
    Велосипед в настоящее время рассматривается, как транспортное средство.

Предметы:

Вся одежда будет иметь уровень защиты, то есть прочность.
Вы сможете отвлекать зомби с помощью камушка или бутылки, потому что зомби реагируют на звук.
Бинты в настоящее время лечит вас в течение долгого времени.
Лут появятся по всему миру, но в некоторых районах лута будет гораздо больше.

Продукты питания:

  • Кофе с сахаром
  • Оленина/ Волчье мясо/ Медвежий стейк
  • Кукуруза и пшеница от земледелия
  • Самогон

Строения:

  • Сарай
  • Дверь для сарая
  • Контейнеры для хранения
  • Стена
  • Металлическая стена
  • Металлические ворота
  • Металлическая будка, лачуга
  • Колючая проволока
  • Запирающиеся ворота
  • Баррикады

Питомцы:

  • Лошадь
  • Собака

Фермерство:

В раннем доступе будет доступно фермерство. В раннем доступе вы сможете выращивать кукурузу, гонять самогон и эталон(для автомобиля). Будет еще много вещей, которые вы сможете выращивать и т. п. Разработчики говорят, что игроки смогут жать «жизнью фермера», если они этого пожелают.

Охота и дикая природа:

H1Z1 имеет полнофункциональную экосистему жизни (и смерти). Волки будут охотиться на оленей, а зомби будут охотиться на волков и оленей. Животных можно будет ловить с помощью ловушек и капканов. Будет доступна ловля рыбы с помощью копья (Подводная рыбалка), и вы сможете охотиться на птиц, которые летают в небе. В игре есть кусты с которых вы сможете собирать ягоды. Так же можно рубить деревья, при их падении на землю, если под ним стоял игрок или моб, то они теряют здоровье или умирают.

  • Олени
  • Волки
  • Медведи
  • Кролики
  • Вороны
  • Радужная форель
  • Курицы

Оружия в H1Z1:

  • Кулаки - самое лучшие твое оружие
  • Топор
  • Мачете
  • Боевой нож
  • Факел
  • Лук со стрелами (огненные стрелы)
  • Арбалет
  • Медвежья ловушка
  • Ловушка из кольев
  • Посох\Палка
  • Охотничья винтовка
  • Копье, которое можно бросать
  • Ружье
  • Фугас
  • Коктейль Молотова
  • M1911A
  • M16A4
  • M1911A1
  • AR-15 (полуавтоматический)
  • 12-20GA
  • Гранаты

Разрушаемые объекты, которые могут повредить игроков или зомби:

  • Газовые Бочки
  • Заборы. (Ломаются при ударе автомобилем)
  • Окна. (Бьются при ударах или выстрелах)
  • Деревья могут быть вырублены, и вы увидите, как они падают. Если на игрока, зомби или моба упадет дерево, они будут ранены или убиты
  • Здания смогут быть уничтожены, но об этом еще мало известно.

Системные требования:

H1Z1 будет менее требовательна к ЦПУ чем PLANETSIDE 2, значит, если у вас запустилась без всяких проблем PLANETSIDE 2, то и H1Z1 запуститься без всяких проблем.
ПРИМЕЧАНИЕ: ЭТИ СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ PlanetSide 2!

  • Минимальные системные требования

ОС - Windows XP
Процессор - Intel Core 2 Duo E6850 или выше / AMD Phenom II X2 и выше
Память - 4 Гб оперативной памяти

Видео память - 256 Мб оперативной памяти
Видеокарта - NVIDIA GeForce 8600 серии и выше / AMD или ATI 4850 серии и выше
Звуковая карта - DirectX

  • Рекомендуемые требования

ОС - Windows 7
Процессор - Intel i5 и выше / AMD Phenom II X6 и выше
Память - 8 Гб оперативной памятии
Жесткий диск - 15 Гб свободного
Видео память - 1024 Мб оперативной памяти
Видеокарта - NVIDIA GeForce GTX 560 серии и выше / AMD HD 6870 и выше
Звуковая карта - DirectX