Обзор игры magicka 2. Воины, пришедшие в банных халатах

Все ваши базы принадлежат нам. Снова.

Отправить

Первая была очень веселой и оригинальной игрой, а ее изюминка таилась в кооперативной части: количество содома и угара, происходившего во время прохождения кампании, увеличивалось как минимум вдвое за каждого новоприбывшего участника группы. Игроки чаще умирали от неудачных действий друг друга, нежели от сложностей самой игры, но генерировала столько разнообразных игровых ситуаций на отрезок времени, что удивляться игрок не переставал практически до самого ее конца. Пользовавшиеся популярностью DLC показали, что вопрос о продолжении игры был лишь делом времени. Однако из-под крыла издателя Paradox Interactive ушла Arrowhead Gaming , студия-разработчик первой , а сиквел отдали в руки молодых Pieces Interactive , что явно сказалось на результатах. Давайте разберемся подробнее.

Наверное, самый большой минус и, что может показаться странным, одновременно немалый плюс заключается в минимальных отличиях от первой части. Немного изменилась механика построения заклинаний: каждый элемент отныне можно применять всего один раз, от этого количество возможных заклинаний прилично снизилось. Зато игрокам разрешили лечиться прямо на бегу и использовать горячие клавиши для применения «магик» - особо мощных заклинаний, для применения которых необходимо было запоминать комбинации элементов. Можно подумать, что игру «оказуалили», но это не так: если использовать «магику» горячей клавишей, она уйдет в перезагрузку, но в это время игрокам никто не запрещает вручную набрать необходимую комбинацию и применить заклинание еще раз, несмотря на «кулдаун». На самом деле это геймплейно-безобидная поблажка для новичков, у которых с непривычки опухнет голова от количества информации, а от того и большая часть «магик» не будет использована вовсе.


В игрепоявились экипируемые предметы, так называемые «артефакты» - способ поменять игру порой самыми невообразимыми способами. Помимо самых шаблонных «+3 к здоровью» и «+1 к скорости», есть артефакты и менее очевидные, проходить кампанию с которыми гораздо веселее. Например, с их помощью можно увеличить здоровье врагов, включить закадровый смех или каждый раз телепортировать игрока на место убитого противника. Не обошлось и без косметических изменений: графика выглядит приятнее, движок не одаривает игрока ежеминутными вылетами, несколько отзывчивей ощущается управление персонажем. На этом список нововведений заканчивается. Вывод из этого предельно прост: если первая часть игры заставила вас с друзьями провести в ней немало времени, то сделает это не менее успешно.


В целом можно сказать, что решение не трогать механику игры, а отточить баланс и техническую ее составляющую, было абсолютно верным. Отныне в больше нельзя играть одному, первый же мини-босс расскажет соло-игроку, как глубоко тот ошибался. На поле боя то и дело забрасывает группы врагов, невосприимчивых к урону от какой-либо из восьми стихий: видно, что разработчик очень хотел избавиться от бича первой части - сверхмощным и абсолютно несблансированным комбинациям «смерти» и «огня», с помощью которых практически вся игра проходилась без какой-либо сложности. Урезав возможность накладывать стихии друг на друга и добавив больше врагов с «резистами», Pieces Interactive отлично справились с этой задачей. и представить нельзя.

То, что вышло в итоге несколько расстроит игроков, ждавших от Magicka 2 настоящий взрыв мозга, каким являлась первая часть. Такого не произошло. Pieces Interactive немного обработала первую часть рубанком, подшлифовала наждачной бумагой и на этом свою работу закончила. Но им удалось сделать это так, что трогать получившееся изделие весьма приятно!

Зачем создают сиквелы? Оставив в стороне универсальное "чтобы загрести денег", имеем довольно мало причин: продолжить историю, показать новые геймплейни возможности, улучшить графику, увеличить масштабы и тому подобное. Что касается Magicka 2 , То единственная причина ее появления на свет (кроме заработка, конечно) - желание перенести ее на PS4.
Да, именно PS4 а не ПК является основной платформоюMagicka 2 и игра довольно убедительно дала мне это понять. Уже в первые минуты туториал игра требовала вылечиться, что по умолчанию выполняется щелчком колесика мыши (которое у меня уже несколько лет доклацалося). И здесь гоп! - Оказывается, переиначить управления с клавиатуры невозможно . Издательство Paradox, давний апологет ПК-ґеймингу, выпускает на персональщика игру, где в настройках нет возможности изменить раскладку. Парадоксально, не так ли?

Magicka 2.0
В остальном мы получили ту же игру, или скорее почти то же. От одного до четырех волшебников блуждают картой Мидґарду и истребляют бесчисленные стаи врагов, сочетая в причудливые заклятие восемь базовых элементов: Воду, Жизнь, Щит, Холод, Молнию, Смерть, Землю и Огонь.
Элементарщину : Да, именно 8 а не 10 как раньше - пара (смесь воды и огня) и лед (вода + холод) хоть и присутствуют в игре, однако уже не имеют собственных значков. А значит можно забыть о смешении этих элементов и убойный луч "пара + пара + пара + молния + смерть".
Система колдовства до сих пор остается самой приманкой Magicka 2. Невероятная вариативность комбинаций, физически корректное взаимодействие элементов (намокнув, даже не смейте применять холод или молнию) и различные способы колдовства дают вам сверхмощный инструмент уничтожения всего, что движется. Враг, мирный НИП или ваш товарищ - все одинаково хорошо подрываются на созданной вами огненной мини и так же радуются целебному лучевые. А в разгаре драки часто творится истерия - все гудит, гремит, взрывается, и ты банально не видишь, у кого целишься. " Ай, к жопы то все, ставлю мины "- Думаешь какой-то момент. а потом выслушиваешь проклятия от партнера.

К большому счастью, Pieces Interactive , Которой поручили создание сиквела, не стала ломать того, что и так работало, а просто исправила несколько мелких болячек. Особенно крутые маґикы (заранее заготовленные комбинации) очень долго набирать во время боя? Вот вам панель быстрого набора для удобства. Невозможно разглядеть, под которым вы сейчас эффектом? Держите анимированную рамочку, которая покажет, когда мокрые, в огне или эм, мертвы. В предыдущей игре не было необходимости применить меч? Готовьтесь к врагам, высвободиться из лап которых вам поможет только махание мечом. Уже прошли кампанию, а дополнений ждать еще долго? Вам уже заготовили различные сложности и модификаторы, которые вам выдают за исследования уровней: понижение силы определенных элементов, быстрая регенерация жизни врагов, стилизация изображения под древние мониторы или цветной фильтр а-ля шведский флаг.
Так же с течением игры вам открываются новые мантии, посохи и мечи. Естественное желание испытать новые орудия, дознайты модификаторы и проверить "режим ситкома", который включает закадровый смех и аплодисменты после каждой смерти игрока - хороший стимул для повторного прохождения кампании, которого так не хватало первой части.
Дисбаланс - это круто!
Несмотря на незначительные улучшения, вроде отражения лучей от льда и поглощающих щитов, которые не просто дают иммунитет к определенному элементу, но и исцеляют под его влиянием, в целом магическая система сделала несколько лет назад. Метать во врагов камни уже неэффективно - длинный время зарядки и слишком малая скорость полета; единственное стоящее применения Земли - сейсмоудары по площади, которые сбивают врагов с ног, давая вам возможность всадить в них что-то жарко или просто убежать.
Ко всему, интенсивность элементов теперь почти не играет никакой роли. Количество набранных зарядов еще может повлиять на размеры валуна или ледяной глыбы, но вот лучи, водо-, огне- и холодометы действуют почти одинаково, неважно один там заряд элемента ли 5. Даже каменная броня (ED на себя), которая когда-то имела аж 4 вариации, каждая со своим видом, запасом брони и замедлением движения, теперь существует в уникальном экземпляре.

Мантия с иммунитетом к намокания открывается довольно рано и является лучшим нарядом до конца игры.
С боевой эффективностью тоже почти ничего не изменилось. В подавляющем большинстве столкновений первой игры залогом успеха была комбинация Смерть + Огонь (с возможными примесями пару или электричества). Сиквел действует грубыми методами: вместе с более или менее опорными к какой стихии существами, нам подбрасывают врагов, которые имеют к ней полный иммунитет. Но даже это раскалывается довольно просто: в до сих пор актуальном дуэте Смерть + Огонь мы просто заменяем второй элемент и продолжаем нести лучи добра в массы!
Соло на клавиатуре (или геймпаде)
Прочность кооперативных игр, несмотря на распространенное мнение, испытывается раз при одинокой игре - совместная игра с друзьями является безусловным источником веселья, однако если игра не может развлечь вас друга, стоит вместе поиграть во что-то другое.
Первая Magicka была довольно жестокой к одиночным колдунов и заставляла пробуждать внутреннего пианиста. Беспощадной, но честной: после нескольких смертей моглось раскусить ту или иную схватку, создать план действий - лишь быстро и умело набивать заклятие. К тому же, сложность нарастала постепенно, а если и хотелось выть волком, то только в финальных главах.
А вот Magicka 2 подобных вещей не знает: финальный бой здесь вообще выглядит фарсом сравнению с многочисленными рядовыми схватками, где разработчики замыкают тебя на одном экране с большим толпой врагов, полностью устраняя возможность для маневрирования. Причем в первой половине игры такие несбалансированные "ловушки" случаются значительно чаще, чем в дальнейшем. Благо, сетевой код существенно починили и можно смело призвать друзей на помощь.
Влад, то что "ноль вампир"
О сюжетную приключение сказать особо нечего: опять вся эта катавасия со спасением мира от зла служит прежде всего для того, чтобы насытить декабря аллюзиями. Джон Фрост и метровая ледяная стена, крикливый Йовакиин в рогатом шлеме, лавкрафтивськи Древние, орнитолог, который спрашивает "Who watches the birdwatchers?" Только успевай загибать пальцы. Казалось, разработчиков так и распирает желание похвастаться своей осведомленностью в поп-культуре. Выжать из нас улыбку они еще как-то могут, а вот заставить смеяться - нет, уже никак. Об избытке и беспардонное повторения шуток о Владе, который вовсе не вампир, я вообще молчу. Это даже к концу первой игры перестало работать, а здесь вообще вызывает жесты капитана Пикарда.

Кстати, о ачивки: хотя мы почти никогда не касаемся этого в обзорах, здешние достижения откровенно скучные - сплошной кумулятив и назбирування. О изобретательность задач по первой игры и названий этих ачивок здешним игрокам можно только мечтать.
Magicka 2 - Это скорее причесанная и пошлифована версия оригинала, а не полноценный сиквел. Знакомый геймплей, знакомая стилистика, знакомые происшествия. Безусловно, как и предшественница, Magicka 2 со временем получит хорошую горсть DLC, и даже сейчас игра дает нам основания задержаться у нее несколько дольше. Ветераны серии по исправлены баги поплатятся определенными слабостью механики, а вот новички получат довольно удачное и удобное знакомство с геймплейом лучшего чаросимулятора галактики.
Итог
Весьма неплохо
Примечательно, если Вы:


  • только знакомитесь с геймплейом Magicka
  • хотите убить друзей в кооперативной игре
  • до сих пор верите, что власть - не вампир
Не стоит внимания, если Вы:

  • придумали 499 путей убийства в Magicka (1)
  • хотели полноценного сиквела
  • до сих пор не прошли всех дополнений к первой части

Платформа: PC, PS4
Язык: Русский текст

Минимальные:
ОС: Windows 7 или Windows 8
Процессор: CPU: 3GHz Dual Core (Intel Pentium G3220 или выше / AMD A4-4000 или выше)
ОЗУ: 2 GB RAM
Видеокарты: Nvidia GeForce 550 или лучше / ATI Radeon HD 5850 или лучше
Жесткий диск: 3 ГБ свободного места

Рекомендуемые:
ОС: Windows 7 или Windows 8
Процессор: 2.8GHz Quad Core (Intel Core i5-2300 или выше / AMD A8-3850 или выше)
ОЗУ: 4 GB RAM
Видеокарта: Nvidia GeForce 640 или лучше / ATI Radeon HD 6670 или лучше
Жесткий диск: 3 ГБ свободного места


– это аркадный экшен с видом сверху, где вы играете за волшебника, который может оперировать ошеломляющим количеством разных заклинаний, комбинируя несколько основных стихий. Возьмите огонь и землю, бросьте их как снаряд, и вы получите огненный шар. Возьмите лед и тайную магию, и вы получите лучи, замораживающие всё вокруг. Возьмите огонь и по ошибке бросьте их в своих товарищей – да, это очень веселая игра с великолепным кооперативом.

Такие ошибки во время игры будут, мало того, их ожидают и требуют. После первой части игры фанаты просили добавить им больше маны и еще больше веселья. Поэтому дружественный огонь в игре всегда включен, в тоже время врагов становится все больше, и они всё более сильные. По этой причине одной из главных задач в становится импровизация правильных заклинаний в определенной ситуации. И крепко задуматься вам придется, ведь каждое заклинание может включать в себя пять из восьми элементов, да еще и накладываться друг на друга в разных комбинациях.

Сама сюжетная история начинается с момента концовки первой части . Разрушенный Мидгард больше не является пристанищем доброго и светлого. Темное зло захватывает всё больше территорий и порождает злых магов, которые тоже не лыком шитом, имеют на вооружении темные заклинания и армию всевозможных монстров. И для того чтобы вернуть Мидгарду покой, вам с тремя друзьями придется вновь учиться заклинаниям и уничтожать зло.

Кооператив в первой части игры собрал большое количество положительных отзывов. Он был веселым, с большим количеством скандинавского юмора и был настоящим рецептом веселых приключений. В новой части кооператив остался на прежнем высоком уровне, с новой системой горячего подключения к игровой сессии, контрольно-пропускных пунктов, с досками лидеров и графикой, при взгляде на которую ваш глаз будет отдыхать.

продолжает традицию первой части, главным достоинством которой был отличный кооперативный режим на 4 человек и большая доза магии, смешанная с веселым и смешным геймплеем.


Информация о сетевых режимах:

Ссылки:

Другие статьи:

Во многих отношениях эта игра получилась достаточно средней, но ее харизмы и оригинальности хватило на целый поток дополнений и ответвлений на манер МОВА и планшетной поделки . Долго ли, коротко ли, но дело плавно подошло к полноценному сиквелу. Правда, после знакомства с оным о полноценности говорить не приходится.

Кастись оно к черту.

Давным-давно неведомое зло проникло в ряды колдователей, что привело к началу легендарной Войны Волшебников. Ряды кудесников, как это ни странно, поредели, а немногие оставшиеся в живых в ходе бесконечных смертей и воскрешений совсем съехали с катушек. У обычных людей праздник, ведь испокон веков протагонисты были антигероями, не дающими простым смертным спокойной жизни. Но не все так просто: бородатый мужик в очках предсказывает рождение эльфа, которому суждено перевернуть с ног на голову мир магик. Но вслед за новорожденным идет и злая-злая тень.

«Learn to spell again» is a lie. Сюжет подается скомкано и сумбурно. Виной тому не глоссолалия вместо озвучки, ведь то же самое мы видели в первой части. Беда в том, что всю историю при желании можно пробежать часа за три, а то и быстрее. Конечно, Pieces Interactive как могут пытаются растянуть повествование, плодя простые до примитивности сцены, но в конечном итоге всю сюжетную часть игры можно пересказать в одном предложении, не используя при этом не то, что деепричастные обороты, но даже прилагательные.

Ну и бог с ним, с сюжетом. Ведь Magicka – это игра отсылок, каламбуров, харизматичных персонажей и юмористических реплик? Так оно раньше и было. Но теперь весь ассортимент шуток – это попытки поглумиться над Игрой Престолов. Местами эти попытки даже забавны, но в большинстве случаев улыбка на лице игрока будет появляться лишь в качестве одолжения, а не уважения авторам. Даже не-вампир Влад скукожился до пресного NPC, не имеющего за пазухой ни одной приятной фразы для немых героев. И да, промотать сюжетную часть спасительным пробелом хочется уже на первом прохождении, а понимание того, что второго прохождения не будет, порой накатывает, как цунами.

It’s a magick!

Механика колдовства осталось той же: восемь стихий комбинируются между собой, рождая атакующие и оборонительные заклинания. При желании колдун может обдать пассивным эффектом свое холодное оружие, дабы разить врагов наповал огненным или электрическим мечом. Отдельные комбинации заклинаний превращаются в мощные магики, которые вынесены теперь в цифровые слоты. Этот прием был отрепетирован на многопользовательской Wizard Wars , где очень неплохо прижился. Порой комбинация воскрешающего электрошока невозможна из-за дождика, а тут на, пожалуйста: жмешь кнопку, напарник восстает из могилы. Удобно.


Боже упаси запускать Magicka 2 в гордом одиночестве. Конечно, авторами любезно выдана возможность однократного воскрешения, но даже двойная смерть в горячей потасовке – дело десяти секунд. Только с компаньонами, только командой. Даром, что огонь по своим традиционно включен и убрать его невозможно – зато камрад в случае чего сумеет достать из могилы. Учитывая, что активную магику цифрового слота можно сменить, командное выступление превращается в совсем уж неистовство. Друг поливает врагов дождем, вы бьете молнией, а кто-то пытается накинуть сверху метеоритов – ничего удивительного, если замес обернется четырьмя трупами игроков. Квартет, конечно, собирать не обязательно – Magicka 2 вполне себе раскрывается и в парном выступлении.

Just another DLC. Картинка стала намного приятнее. Причина тут не в том, что Magicka 2 обалдеть, какая красивая, а в том, что оригинальная Magicka выглядела совсем печально. Кастомизация никуда не делась – балахоны раскрашиваются, посохи и мечи меняются на самые замысловатые объекты, дарующие бонусы и штрафы к стихиям. Приятный момент – количество секретов поистине огромное, тайный скипетр лежит чуть ли не за каждым углом. Другой момент, что практического смысла в этих палках маловато.


В целом Magicka 2 воспринимается как очередное дополнение к первой части, немного подкрутившее картинку и... все. Цифра «2» в названии прямо указывает на сорт продукта – не обязательно к приобретению, но если совсем уж нечем заняться с друзьями, то почему бы и нет? Небрежный в вопросе повествования, сиквел натужно старается шутить, и порой ему это даже удается. Немного жаль, что это «даже» нивелирует все прочие потуги сценаристов сделать «ха-ха». Впрочем, даже не меть авторы в юмористическую лигу, у них бы вышел насквозь вторичный проект – с вялой историей, никакой продолжительностью, неплохой картинкой и не изменившимся ни на йоту геймплеем.

Другие названия игры Magicka 2 : Магикка 2.

Тип игры : Клиентская

Статус : Игра запущена

Модель распространения : Разовая покупка, Buy-to-Play (B2P)

Наличие русского языка в игре : Да, в игре присутствует русский язык

Геймеры Steam в игре : примерно 75 геймеров прямо сейчас играют в Magicka 2 через Steam!

Популярные метки в Steam : магия, кооператив, приключение, юмор, для нескольких игроков, экшен, смешная

Узнайте больше подробностей про приключенческий проект Magicka 2, на этой странице представлен обзор этой онлайн игры, а также скриншоты (12 скриншотов), видеоматериалы, трейлеры, видео геймплея, анонсы (9 видео), дата релиза, рейтинг игры, системные требования, даты ОБТ, ЗБТ и другие полезные и интересные материалы по игровому проекту Magicka 2 собраны в одном месте.

Клиентская онлайн игра Magicka 2 - это смесь из жанров Приключения, Экшен, разработкой занимается Pieces Interactive, игра доступна на русском языке, у данного проекта много особенностей, интересных игрокам, среди них кооператив, юмор, изометрия, открытый мир, на русском языке.

Что говорят игровые издания, критики и геймеры про Magicka 2:

  • на Metacritic критики и игровые издания оставили положительные отзывы об игре Magicka 2, в среднем оценка составляет 69 из 100 баллов, это достойный результат;
  • в основном игроки на Steam рекомендуют данную игру, более 4656 положительных отзывов;
  • в дополнение ко всему этому на OpenCritic также у Magicka 2 высокие оценки, 36 отзывов и средний рейтинг игры 69 баллов из из 100!

Всё это означает, что независимо от предпочтений данную игру лучше попробовать каждому геймеру.

За последний месяц по Magicka 2 в Стим вышло 1 новость, это значит, что разработчики не забросили игру и активно вносят исправления, новый контент и всячески поддерживают игру, среди новостей есть такие:

  • 2019.07.05, Logins fixed on Mac OS-X!

Системные требования Magicka 2

Ниже представлены минимальные системные требования по игре Magicka 2, если компьютер соответствует этим требованиям или лучше, значит игра должна запускаться с приемлемым уровнем кадров в секунду на низких настройках графики. Если компьютер незначительно уступает по характеристикам, тогда вполне стоит попробовать всё же запустить Magicka 2.

  • OS : Windows 7, 8 или 10
  • Процессор : CPU
  • Оперативная память : 2 Гб ОЗУ
  • Видеоадаптер : Nvidia GeForce 550 или лучше / ATI Radeon HD 5850 или лучше
  • Свободное место на диске : 3 Гб
  • Звуковая карта : DirectX Compatible Sound Card

Также ознакомьтесь с полными минимальными и рекомендуемыми системные требования по игре Magicka 2 , перед установкой узнайте сколько весит игра и будет занимать места на компьютере (ПК).

Сколько человек сейчас играет в Magicka 2?

В данную игру сейчас (2019.08.03 12:10) играет примерно 75 геймеров через Steam. Нужно только помнить, что количество игроков в онлайне часто очень сильно изменяется в течение дня, заходите сюда почаще, проверяйте сколько игроков в онлайне и играет в Magicka 2 прямо сейчас.

Обратите внимание, бывает, что выпущенные онлайн игры доступны не только через Стим, но и через сторонние игровые площадки, а также на других игровых платформах, Xbox, PlayStation, поэтому игроков в онлайне может быть ещё больше! И конечно же нельзя забывать, что чаще всего есть отдельные серверы для различных регионов.

Стримы по Magicka 2 прямо сейчас!

Прошедшие стримы:

Видео Magicka 2

Видео это один из удобных способов узнать о новостях игры и новых обновлениях Magicka 2, воочию увидеть что приготовили своим игрокам разработчики и локализаторы, свежий контент, разбор изменений, лучшие кейсы по прокачке, развитию, новые игровые события, а также нередко издатели и разработчики проводят различные конкурсны с подарками, а об условиях рассказывают в видеоновостях. Обо всём этом лучше узнать через раздел Видео .

Обзор кооперативного экшена Magicka 2

2015.06.01 83773 2167 46 71

Magicka - это уже почти культ. Целая школа садистского кооперативного экшена про то, как смешно убивать своих друзей. И ко второй части она ни капли не изменилась.

Скриншоты онлайн игры Magicka 2

Несколько скриншотов из игры для быстрой визуальной оценки, но не спешите с выводами, первое впечатление может быть обманчиво, всмотритесь, изучите детали интерфейса, откройте скриншоты на весь экран и попытайтесь почувствовать атмосферу игры Magicka 2. Не гонитесь за секундными впечатлениями, дьявол кроется в деталях, это особенно актуально для сложных онлайн игр и хардкорных жанров. Больше скриншотов можно найти в разделе Скриншоты .

Скачать на ПК и начать играть в Magicka 2 на русском

Сопоставили характеристики своего компьютера с системными требованиями игры Magicka 2? Проверили свободное место на компьютере и узнали сколько весит игра ? Ознакомились с материалами по игре? Не откладывайте и начните играть в Magicka 2 на русском языке прямо сейчас! Жмите кнопку Начать играть и погрузитесь в игровой мир Magicka 2.