Оценка уровня физической подготовленности по отдельным тестам. Методика тестирования по определению уровня физической подготовленности учащихся

Физическая подготовленность - это комплексный результат физической подготовки.

Оценить уровень физической подготовки у занимающихся позволяет метод педагогического тестирования .

Термин тест в переводе с английского языка означает проба, испытание. Тест - это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека.

При проведении теста следует руководствоваться следующими требованиями:

1) условия проведения теста должны быть одинаковые для всех испытуемых;

2) доступность теста;

3) сравнительные исследования должны быть индифферентны (независимы);

4) данные теста должны выражаться в объективных величинах (времени, расстоянии и т.п.);

5) желательно, чтобы тесты отличались простотой процедуры измерения и оценки, наглядностью результата.

Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое значение - результатом тестирования (теста) (например, прыжок в длину с места - это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов - тестирование; длина прыжка - результат теста).

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания), такие тесты называются двигательными или моторными.

Классификация двигательных тестов по преимущественным их показаниям вытекает из систематизации физических (двигательных) способностей.

Различают кондиционные тесты (для оценки силы: максимальной, скоростной, силовой выносливости; для оценки выносливости; для оценки скоростных способностей; для оценки гибкости: активной и пассивной) и координационные тесты (для оценки специфических координационных способностей: способностей к равновесию, ориентированию в пространстве, реагированию, дифференцированию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, согласованию (связи), вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц).

Требования к тесту (критерии): надежность, стабильность, эквивалентность, объективность, информативность (валидность). Под надежностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Стабильность теста основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестирования на определение надежности называется ретестом . Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом.


Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов (например, когда надо выбрать, какой тест более адекватно отражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м).

Под объективностью (согласованностью) теста понимают степень согласованности ре-зультатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста: время тестирования, место, погодные условия; единое материальное и аппаратурное обеспечение; психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация); подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация).

Информативность теста - это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. Фактически, говоря об информативности, исследователь отвечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест и какова при этом степень точности измерения.

Разновидности тестов :

1) контрольное упражнение (задание испытуемому показать максимальный результат);

2) стандартные пробы (задание одинаковое для всех, но дозируется: либо величина выполняемой работы; либо величина физиологических сдвигов);

3) максимальные функциональные пробы (задание испытуемому показать максимальный результат, но при этом контролируются физиологические или биохимические сдвиги).

Для оценки уровня быстроты применяются следующие тесты:

Бег 20,30 ,50,100 см с высокого старта или низкого старта;

Бег на месте за 5-10 с;

Частота движений рук и ног (теппинг-тест);

Кистевая темпометрия и др.

Для оценки уровня гибкости:

Наклон туловища в положении лежа или сидя;

Поднимание рук вверх в положении лежа на животе;

- «мост» и т.д.

Для оценки уровня ловкости:

- челночный бег 3×10 м, 5× 10 м и т.п.

Метание мяча;

Прыжки в длину с места и т.д.

Для оценки уровня силы:

Подтягивание;

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

- тройной прыжок и т.д.

Для оценки уровня выносливости:

- 6-минутный бег;

12-минутный бег;

Бег на 600, 800 ,1000,2000,3000 м и др.

Для комплексной оценки физической подготовленности используются батареи тестов (Международный тест, Европейский тест и т.п.).

Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую - третью неделю сентября, а второе - за две недели до окончания учебного года.

УДК 796.8:796.015

ДОБРОТНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

В.Г. Никитушкин, Д.С. Алхасов

Представлены информативные и надёжные тесты для определения уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов по восточным видам единоборств, отобранные по результатам математической обработки.

Ключевые слова: многолетняя спортивная подготовка, восточные единоборства, добротные тесты.

Разработанная в стране система спортивного отбора включает в себя организацию отдельных мероприятий, тесно связанных с этапами многолетней спортивной подготовки. Единая система отбора предполагает разработку и опытную проверку эффективности различных моделей отбора в рамках рассматриваемых организационных мероприятий. В тренировке юных спортсменов на ведущее место в системе мероприятий спортивного отбора выходит педагогическое тестирование, показывающее развитие общих физических качеств и способностей, а также специальных двигательных способностей, присущих конкретному виду спорта .

При выборе тестов, специалисты ориентируются на адекватность тренирующего свойства и оценку результатов его выполнения. Также при выборе средств контроля учитывают положения математической теории тестов, предполагающей их предварительную проверку на соответствие критериям стандартизации. Результаты многочисленных исследований позволили сформулировать основные требования к контрольным тестам

1. Надёжность, предполагающая стабильность (воспроизводимость результатов испытаний при повторении их через определённые промежутки времени в одинаковых условиях) и согласованность (независимость результатов тестирования от личностных качеств, проводящего тестирование).

2. Стандартность, под которой понимается такая регламентация процедуры и условий тестирования, которая исключает влияющие на результаты различия в организации испытаний.

3. Наличие систем оценок.

Обработка экспериментальных данных традиционно осуществляется математико-статистическими методами, основными из которых являются: метод максимального корреляционного пути и разновидности факторного анализа, позволяющие моделировать структуру подготовленности

испытуемых. Несмотря на то, что абсолютные данные, полученные в результате тестирования, зависят от исходных характеристик, преимуществом этих методов является возможность определения направленности сдвигов в структуре подготовленности .

Анализ литературных источников, посвящённых организации тренировочного процесса в восточных единоборствах позволил предложить следующие показатели общей и специальной физической подготовленности в восточных видах единоборств .

Показатели, характеризующие преимущественно двигательно-координационные способности: «челночный бег» 3*10 м.; точность нанесения ударов по неподвижной цели из 10 попыток (прямой удар рукой в голову, боковой удар ногой в туловище); фиксация прямых ударов ногами в средний уровень и боковых ударов ногами в верхний уровень.

Показатели, характеризующие преимущественно быстроту: быстрота двигательной реакции (педагогическая оценка); скоростной бег 30 м с высокого старта; частота (темп) элементарных движений.

Показатели, характеризующие преимущественно скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину; прыжок вверх; метание набивного мяча одной рукой от груди; бросок набивного мяча двумя руками из-за головы; поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с; лазание по канату (5 м) на время.

Показатели, характеризующие преимущественно собственно силовые способности: приседание с партнёром на плечах: вес партнёра равен весу испытуемого; жим штанги лёжа: вес штанги - 70-80 % от веса испытуемого (юноши); кистевая динамометрия.

Показатели, характеризующие преимущественно силовую выносливость: подтягивание на перекладине; сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.

Показатели, характеризующие преимущественно скоростную выносливость: максимальное количество боковых ударов одной ногой по мешку в средний уровень на время; максимальное количество ударов руками по мешку на время.

Показатели, характеризующие преимущественно общую выносливость: бег 1000 м, бег 2000 м, тест Купера.

Показатели, характеризующие преимущественно гибкость: мост из положения стоя; наклон вперёд из положения сидя; шпагат поперечный.

Все показатели, которые были получены в процессе тестирования спортсменов-единоборцев, были подвергнуты двум математическим процедурам: определению стабильности с помощью расчётов коэффициентов между показателями 1еБ1;-ге1ев1 и структуризации полученных данных методом факторного анализа с вращением ортогональных плоскостей по варимакс-критерию по значениям: 0,95-0,99 -отличная надёжность; 0,90-0,94 - хорошая; 0,80-0,89 - приемлемая;

0,70-0,79 - плохая; 0,60-0,69 - тест пригоден лишь для характеристики одной группы испытуемых. Для диагностики рекомендуется информативность не менее 0,6. В исследованиях были исключены тесты, имеющие стабильность не ниже 0,80 и информативность не ниже 0,60.

В соответствии с этапностью многолетней спортивной подготовки, испытуемые были разделены на группы; также учитывались возрастно-половые и квалификационные характеристики. В группу «А» вошли спортсмены 13-14 лет (п=25); в группу «Б» - 15-16 лет (п=25); в группу «С» - 17-18 лет (п=20).

Спортсмены группы «А» 13-14 лет продемонстрировали высокий коэффициент надёжности - выше 0,9 балла в «прыжке в длину с места» -0,912 и в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа» - 0,910 и «поперечный шпагат» - 0,926; минимальный же коэффициент был обнаружен в тесте «мост из положения стоя» - 0,830.

В группе «Б», спортсменов 15-16 лет, коэффициент надёжности выше 0,9 баллов отмечается в «прыжке в длину с места» - 0,914 в «сгибании и разгибании рук в упоре лёжа» - 0,931, «поднимании туловища из положения лёжа на спине» - 0,904, в «беге на 1000 м» - 0,916.

В группе спортсменов «С», 17-18-летнего возраста высокие показатели надёжности отмечаются в упражнениях: «прыжок в длину с места» - 0,923, «поднимание туловища из положения лёжа» - 0,912, «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа» - 0,944, «бег 3000м» - 0,910, «бросок набивного мяча одной рукой от плеча» - 0,911 и «быстрота двигательной реакции» - 0,903.36.

В таблице показаны добротные тесты, отобранные по результатам математической обработки.

Добротные тесты для педагогического контроля спортсменов

в восточных единоборствах

Показатели Стабиль- Информа-

ность тивность

Челночный бег 3*10 м (с) 0,843 0,634

Скоростной бег 30 м с высокого старта (с) 0,885 0,607

Прыжок в длину с места (см) 0,912 0,647

Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с (раз) 0,882 0,657

Приседание с партнёром на плечах (раз) 0,820 0,614

Подтягивание на перекладине (раз) 0,868 0,684

Сгибание - разгибание рук в упоре лёжа за 15 с (раз) 0,910 0,591

Бег 1000 м (с) 0,894 0,631

Мост из положения стоя (балл) 0,830 0,614

Наклон вперёд из положения сидя (см) 0,859 0,629

Окончание табл.

Быстрота двигательной реакции (мс) 0,846 0,640

Шпагат поперечный (балл) 0,826 0,658

Тесты по общей физической подготовке

Челночный бег 3*10 м (с) 0,840 0,628

Скоростной бег 30 м с высокого старта (с) 0,873 0,612

Прыжок в длину с места (см) 0,914 0,652

Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с (раз) 0,904 0,680

Подтягивание на перекладине (раз) 0,821 0,618

Сгибание- разгибание рук в упоре лёжа за 15 с (раз) 0,931 0,610

Бег 1000 м (с) 0,916 0,637

Наклон вперёд из положения сидя (см) 0,835 0,603

Тесты по специальной физической подготовке

Точность нанесения ударов по неподвижной цели из 10 попыток: 0,819 0,612

Бросок набивного мяча одной рукой от плеча (см) 0,847 0,619

Быстрота двигательной реакции (мс) 0,881 0,673

Тесты по общей физической подготовке

Челночный бег 3*10 м (с) 0,868 0,632

Скоростной бег 30 м с высокого старта (с) 0,889 0,620

Прыжок в длину с места (см) 0,923 0,657

Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с (раз) 0,912 0,664

Подтягивание на перекладине (раз) 0,826 0,620

Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа за 15 с (раз) 0,944 0,627

Бег 1000 м (с) 0,910 0,631

Наклон вперёд из положения сидя 0,844 0,612

Тесты по специальной физической подготовке

Точность нанесения ударов по неподвижной цели из 10 попыток: 0,824 0,614

прямой удар рукой в голову (раз)

Точность нанесения ударов по неподвижной цели из 10 попыток: 0,810 0,607

боковой удар ногой в туловище (раз)

Бросок набивного мяча одной рукой от плеча (см) 0,911 0,628

Быстрота двигательной реакции (мс) 0,903 0,681

Из 29 тестов, по которым проводились измерения в группе 13-14-летних спортсменов, было отобрано 12, остальные же имели коэффициент надёжности ниже 0,8: общая физическая подготовка (10 тестов) и специальная физическая подготовка (2 теста).

В группе спортсменов 15-16 лет были отобраны 12 тестов. При этом, по сравнению с тестированием спортсменов 13-14 лет, не отобран тест «мост из положения стоя» и «шпагат поперечный». Вместе с тем, были отобраны тесты «бросок набивного мяча одной рукой от плеча», «точность

нанесения прямого удара рукой» и «точность нанесения бокового удара ногой», которые характеризуют специальную физическую подготовку (СФП). Таким образом, для спортсменов 15-16 лет были отобраны 12 тестов, 8 из которых отражают общую физическую подготовку (ОФП), а 4 теста - специальную физическую подготовку.

В группе спортсменов 17-18 лет были отобраны 12, из которых 4 теста характеризуют СФП, а 8 - ОФП, также как и в группе 15-16-летних спортсменов. При этом по сравнению с тестированием спортсменов 15-16 лет, не был отобраны тест «приседание с партнёром на плечах».

Анализируя полученные результаты можно констатировать, что по мере становления спортивного мастерства, количество отобранных тесов по ОФП снижается от 10 в группе «А» до 8 в группе «В», а количество тестов по СФП увеличивается от 2 в группе «А», до 4 в группе «В и С». Это свидетельствует о постепенной специализации спортсменов, переходе тренировочного процесса от фундаментальной подготовки к узконаправленной.

Выявлено, что некоторые тесты, отражающие ОФП и являющиеся информативными для юных спортсменов: «приседание с партнёром на плечах», «мост, из положения стоя» становятся не информативными для квалифицированных спортсменов. В целом, по мере повышения квалификации спортсменов, показанная ими стабильность повышается.

Также следует отметить достаточно большое количество «сквозных» тестов: «челночный бег», «скоростной бег 30 м», «прыжок в длину с места», «подтягивание на перекладине», «поднимание туловища из положения лёжа», «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа», «бег 1000 м», «наклон вперёд из положения сидя», «быстрота двигательной реакции». Это свидетельствует о том что, несмотря на различие этапов, в течение всей многолетней подготовки сохраняется направленность на достижение и сохранение специфики ОФП и СФП в восточных единоборствах: скоростно-силовая подготовка, быстрота, гибкость и выносливость.

Список литературы

1. Алхасов Д.С., Филюшкин А.Г. Стилевое каратэ. Программа подготовки спортивного резерва. М.: Физическая культура, 2012. 135 с.

2. Бондаревский Е.А. Надёжность тестов, используемых для характеристики моторики человека // Теория и практика физической культуры. 1970. № 5. С. 15-18.

3. Иванов А.В., Корзинкин Г.А. Каратэ. Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских клубов физической подготовки. М., 2007. 93 с.

4. Моисеев С.Е. Учебная программа по контактному каратэ для спортивных школ, клубов, секций. М., 1991. 10 с.

5. Начинская С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 240 с.

6. Никитушкин В.Г. Управление подготовкой юных спортсменов // Актуальные проблемы подготовки спортивного резерва: матер. ХУП Всерос. науч.-практ. конф. М.: ВНИИФК, 2011. С. 84-85.

7. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.

8. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.

9. Подольский Е.Б. Тесты для отбора в спортивных единоборствах // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1983. С. 47-49.

10. Прокудин К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки: дис. ...канд. пед. наук. Коломна, 2000. 186 с.

11. Рузиев А. А. Научно-методические основы многолетней подготовки высококвалифицированных юных борцов: дис. .д-ра пед. наук. М., 1999. 270 с.

Никитушкин Виктор Григорьевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Алхасов Дмитрий Сергеевич, канд. пед. наук, руководитель, [email protected], Россия, Московская область, Ногинск, Ногинский филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московского государственного областного университета

Q-FACTOR TEST FOR DETERMINING THE LEVEL OF PHYSICKAL FITNESS ATHLETES

V.G. Nikitushkin, D.S. Alkhasov

The informative and reliable tests for determination of level of the general and special physical fitness of athletes by east types of single combats selected by results of mathematical processing are submitted.

Key words: long-term sports training, martial arts, sturdy tests.

Nikitushkin Victor Grigoryevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, chair, vnikitushkin@,mail.ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Alkhasov Dmitry Sergeyevich, candidate of pedagogical Sciences, head of physical education, 6 7ads@ mail. ru, Russia, Moscow region, Noginsk, Noginsk branch of the State educational institutions of higher education Moscow State Regional University

Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков. Сущность контроля - сравнение запланированного и реально достигнутого физического состояния.

Методы проверки и оценки физической подготовленности

Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить.

В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ - жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятий, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Наблюдая в ходе занятия за занимающимися, наблюдатель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движении, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения - это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в тоже время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели. Это позволит определить состояние мышц и суставов, сердечно-сосудистой системы, а также выяснить, какие отделы и системы организма развиты слабее других.

Для оценки уровня развития физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют различные упражнения - тесты: прыжок в длину с места и разбега, метание набивного мяча, шестиминутный бег, наклон вперед стоя на скамейке и сидя на полу, бег на различные дистанции, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание-разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине, челночный бег и т.д. Существуют множество тестов и для определения координации, равновесия, гибкости, выносливости, ловкости, силы отдельных мышечных групп и других физических способностей.

Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий гарантирует повышение уровня функциональных возможностей организма и физической подготовленности, повышенные темпы развития двигательных способностей. Применение стандартных упражнений и стандартных нагрузок переводит организм в стадию устойчивой адаптации. При выполнении упражнения будут совершенствоваться различные качества, но при подборе средств и методов нужно выделять их преимущественную направленность на развитие ведущего качества (силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость и прочие).

Тестовые задания представлены физическими упражнениями, которые сгруппированы по признаку основных физических качеств. Тестирование рекомендуется проводить с помощью соревновательного метода, причем тестируемые должны не только продемонстрировать выполнение нормативов требований, но и выполнить нормативные упражнения, которые отражают разносторонность их подготовленности по каждой конкретной группе физических способностей (силовых, скоростных, к выносливости и координации). Критерием характеристики уровня физической подготовленности выше среднего будут выполнение основных нормативов требований и (с учетом индивидуального физического развития) выполнение нормативов в соответствующих физических упражнениях. Для характеристики уровня физической подготовленности среднего уровня -- соответственно выполнение только основных нормативов требований и частичное (до Ѕ) выполнение нормативов в физических упражнениях. Для характеристики уровня физической подготовленности ниже среднего - соответственно выполнение только основных нормативов требований.

Критерии уровня физической подготовленности определяются по специальным таблицам, разработанные учеными, а также по таблицам из комплексной программы физического воспитания школьников, студентов, спортсменов, военнослужащих и т.д.

Оценка состояния здоровья, динамики положительных и отрицательных изменений не будет объективной, если она не будет дополнена данными самоконтроля. Самоконтроль - самостоятельные наблюдения за результатами влияния физических нагрузок на свой организм.

При самостоятельных занятиях физическими упражнениями очень важным для оценки оздоровительного эффекта является систематический контроль. Контроль в процессе тренировки позволяет определить текущий уровень физической подготовленности для планирования оптимальных нагрузок, выявить "отстающие" двигательные качества и оценить величину их прироста. Самоконтроль сводится к определению величины физической нагрузки на основе ответных реакций организма.

Регулярно анализируя состояние своего здоровья, данные тестирования и проведения различных проб, можно получить возможность корректировать объемы труда и отдыха, время для восстановления, выбирать средства повышения физической и умственной работоспособности, вносить необходимые изменения в собственный стиль и, возможно, образ жизни. Основное требование: проведение проб и тестирования должно осуществляться в одни и те же часы суток, за 1,5-2 часа до и после приема пищи.

Все показатели самоконтроля можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным относятся самочувствие, настроение, сон, аппетит и болевые ощущения. Информативными показателями интенсивности нагрузки являются субъективные ощущения. Физическая нагрузка считается достаточной, если самочувствие удовлетворительное (не ухудшается), сон и аппетит нормальные, пульс через 10 минут после тренировки менее 90 ударов в минуту. Физическая нагрузка считается чрезмерной, если самочувствие неудовлетворительное (ухудшается, появляются слабость, боль в области сердца, головная боль), сон и аппетит ухудшаются (отсутствуют), пульс через 10 минут после тренировки более 90 ударов в минуту.

Самочувствие классифицируется как хорошее (чувство бодрости, хорошая работоспособность), удовлетворительное (небольшая вялость) и плохое (слабость, вялость, низкая работоспособность). Самочувствие - довольно информативный критерий правильности дозировок физических нагрузок. Если они соответствуют функциональным возможностям организма, то самочувствие обычно хорошее. При чрезмерных же физических нагрузках наблюдается его ухудшение.

К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдения за частотой сердечного сокращения (ЧСС), артериальным давлением, дыханием, массой тела, мышечной силой и спортивными результатами.

Многие специалисты признают ЧСС надежным индикатором состояния системы кровообращения. Она может быть самостоятельно определена по частоте пульса. Когда человек в покое, ее лучше замерять на лучевой артерии, у основания большого пальца руки. Для этого на тыльную сторону запястья руки, где измеряется пульс, положить кисть другой руки и подушечками второго, третьего и четвертого пальцев отыскать лучевую артерию, слегка нажимая на нее. Частота пульса определяется по движению секундной стрелки часов за 10 или 15 с, полученное число умножается на 6 или 4. Таким образом, вычисляется частота пульса за минуту.

Контроль за физической подготовленностью выступает как оперативное управление, которое обеспечивает функционирование системы в соответствии с намеченными планами. Оно заключается в периодическом и непрерывном сравнении полученных результатов с намеченными планами и последующей коррекцией процесса подготовки, и самих планов.

11 тестов для самоконтроля физической подготовленности


При помощи этих тестов Вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий.
При определении физической подготовленности используют калькулятор, при составлении индивидуальной программы занятий – сумматор и дозатор.
Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно–сосудистой системы и физической подготовленности по балльной системе КОНТРЭКС–2 (контроль–экспресс).
Система КОНТРЭКС-2 разработана отечественными учеными С.А. Душаниным, Е.А. Пироговой и Л.Я. Иващенко (1984), ими созданы несколько диагностических систем для первичного (КОНТРЭКС-3), текущего (КОНТРЭКС-2) и самоконтроля (КОНТРЭКС-1).
Показатели для определения уровня физического состояния по системе «КОНТРЭКС-2» приведены ниже.
КОНТРЭКС–2 включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст. Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 50 лет начисляется 50 баллов и т.д.

2. Масса тела. Нормальная масса оценивается в 30 баллов. За каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по следующим формулам, вычитается 5 баллов:

мужчины: 50 + (рост – 150)x0,75 + (возраст – 21)/4
женщины: 50 + (рост – 150)x0,32 + (возраст – 21)/5

Например, мужчина 50 лет ростом 180 см имеет массу тела 85 кг, а нормальная масса тела составит:

50 + (180 – 150) x 0,75 + (50 – 21)/4 = 80 кг.

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5 = 25 баллов.

3. Артериальное давление. Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин, определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:

мужчины: АДсист. = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;
АДдиаст. = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;
женщины: АДсист. = 102 + 0,7 x возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.


Например, у мужчины 50 лет с массой тела 85 кг артериальное давление 150/90 мм рт. ст.
Возрастная норма систолического давления составляет:

109 + 0,5 x 50 + 0,1 x 85 = 142,5 мм рт. ст.

Норма диастолического давления:

74 + 0,1 x 50 + 0,15 x 85 = 92 мм рт. ст.

За превышение нормы систолического давления на 7 мм рт. ст. из общей суммы вычитается 5 баллов.

4. Пульс в покое. За каждый удар менее 90 начисляется один балл. Например, пульс 70 в минуту дает 20 баллов. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются.

5. Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму, приведенную для мужчин и для женщин в табл. 1, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд, и засчитывается лучший результат.
Например, мужчина 50 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 8 см ниже нулевой отметки. Согласно табл. 1, норматив для мужчины 50 лет составляет 6 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.


Таблица 1. Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Воз­раст, лет Гиб­кость, см Быстро­та, см Динами­ческая сила, см Скоростная вынос­ливость Скоростно-силовая вынос­ливость Общая выносливость
10–минут­ный бег, м 2000 м, мин.
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
19 9 10 13 15 57 41 18 15 23 21 3000 2065 7,00 8,43
20 9 10 13 15 56 40 18 15 22 20 2900 2010 7,10 8,56
21 9 10 14 16 55 39 17 14 22 20 2800 1960 7,20 9,10
22 9 10 14 16 53 38 17 14 21 19 2750 1920 7,30 9,23
23 8 9 14 16 52 37 17 14 21 19 2700 1875 7,40 9,36
24 8 9 15 17 51 37 16 13 20 18 2650 1840 7,50 9,48
25 8 9 15 17 50 36 16 13 20 18 2600 1800 8,00 10,00
26 8 9 15 18 49 35 16 13 20 18 2550 1765 8,10 10,12
27 8 9 16 18 48 35 15 12 19 17 2500 1730 8,20 10,24
28 8 8 16 18 47 34 15 12 19 17 2450 1700 8,27 10,35
29 7 8 16 18 46 33 15 12 19 17 2400 1670 8,37 10,47
30 7 8 16 19 46 33 15 12 18 16 2370 1640 8,46 10,58
31 7 8 17 19 45 32 14 12 18 16 2350 1620 8,55 11,08
32 7 8 17 19 44 32 14 11 18 16 2300 1590 9,04 11,20
33 7 8 17 20 43 31 14 11 17 16 2250 1565 9,12 11,30
34 7 8 17 20 43 31 14 11 17 15 2220 1545 9,20 11,40
35 7 8 18 20 42 30 14 11 17 15 2200 1520 9,28 11,50
36 7 7 16 20 42 30 13 11 17 15 2200 1500 9,36 12,00
37 7 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1475 9,47 12,12
38 6 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1460 9,52 12,20
39 6 7 19 21 40 29 13 10 16 14 2000 1445 10,00 12,30
40 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1420 10,08 12,40
41 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1405 10,14 12,48
42 6 7 19 22 39 28 12 10 15 14 2000 1390 10,22 12,58
43 6 7 20 22 38 27 12 10 15 14 2000 1370 10,30 13,07
44 6 7 20 23 38 27 12 10 15 14 1950 1355 10,37 13,16
45 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1950 1340 10,44 13,25
46 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1900 1325 10,52 13,34
47 6 7 20 23 36 26 12 9 15 13 1900 1310 10,58 13,43
48 6 6 21 24 36 26 12 9 14 13 1900 1300 11,05 13,52
49 6 6 21 24 36 26 11 9 14 13 1850 1285 11,12 14,00
50 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1850 1273 11,19 14,08
51 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1800 1260 11,25 14,17
52 6 6 22 25 35 25 11 9 14 12 1800 1250 11,34 14,25
53 5 6 22 25 34 25 11 9 14 12 1800 1235 11,40 14,34
54 5 6 22 25 34 24 10 9 14 12 1750 1225 11,46 14,42
55 5 6 22 25 34 24 10 9 13 12 1750 1215 11,54 14,50
56 5 6 22 25 33 24 10 9 13 12 1750 1200 12,00 14,58
57 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1190 12,05 15,06
58 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1180 12,11 15,14
59 5 6 23 26 33 23 10 8 13 12 1700 1170 12,17 15,20
60 5 6 23 26 32 23 10 8 13 12 1650 1160 12,24 15,30


6. Быстрота. Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.

Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 50–сантиметровую линейку и устанавливает ее вертикально (цифра «ноль» обращена к полу). При этом ваша рука находится примерно на 10 см ниже окончания линейки.
После команды «внимание» ассистент в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее большим и указательным пальцами схватить линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки. Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.
Например, у мужчины 50 лет результат тестирования составил 17 см, что лучше возрастного норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4х2=8 баллов. Общая сумма – 10 баллов.

7. Динамическая сила (проба Абалакова). Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в табл. 1, начисляется 2 балла.
Выполнение теста: испытуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается три попытки, засчитывается лучшая.
Например, у мужчины 50 лет результат равен 40 см. Это превышает возрастную норму на 5 см (см. табл. 1). За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение – 5x2 = 10 баллов. Общая сумма составляет 10+2 = 12 баллов.

8. Скоростная выносливость. Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание, равное и превышающее нормативное значение, начисляется 3 балла.
Например, у мужчины 50 лет результат выполнения теста составил 15 подниманий, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4x3 = 12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.
Например, при тестировании мужчины 50 лет частота сгибания рук в упоре за 30 с составила 18 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4x4 = 16 баллов, плюс 4 балла за выполнение нормативной величины. Общая сумма составляет 20 баллов.

10. Общая выносливость.
1) Лица, не занимающиеся ранее физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель, могут пользоваться следующим непрямым способом.
Пятикратное выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) в течение 15 минут при частоте пульса не менее 170 в минуту минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст) – дает 30 баллов, 4 раза в неделю – 25 баллов, 3 раза в неделю – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов, 1 раз – 5 баллов, ни одного раза и при несоблюдении описанных выше правил, касающихся пульса и тренировочных средств – 0 баллов.
За выполнение утренней гимнастики баллы не начисляются.
2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель общая выносливость оценивается по результату 10–минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в табл. 2, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.
3) При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин. Контролем служит нормативное время, приведенное в табл. 1. За выполнение нормативного требования начисляется 30 баллов и за каждые 10 секунд меньше этой величины – 15 баллов. За каждые 10 секунд больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов по тесту составляет 0.
Например, у мужчины 50 лет результат 10–минутного бега составит 1170 м, что меньше возрастного норматива на 103 м. Следовательно, сумма баллов по этому тесту составит 30–10=20 баллов.

11. Восстанавливаемость пульса.
1) Для незанимающихся физическими упражнениями после 5 минут отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов – 20 баллов, на 15 – 10 баллов, на 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.
2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель восстанавливаемость пульса оценивается через 10 минут после окончания 10–минутного бега или бега на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин путем сравнения пульса после бега с исходной величиной. Совпадение их дает 30 баллов, превышение до 10 ударов – 20 баллов, 15 – 10 баллов, 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.
Например, у мужчины 50 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10–минутного бега – 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

Результаты.
После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается как:

– низкое – менее 50 баллов;
– ниже среднего – 51–90 баллов;
– среднее – 91–160 баллов;
– выше среднего – 160–250 баллов;
– высокое – более 250 баллов.


Методика проведения диагностического тестирования физической подготовленности занимающихся.

Реализация образовательной программы по ОФП предусматривает диагноститческое тестирование физической подготовленности занимающихся.

Два раза в год, в октябре и апреле педагог проводит тестирование физической подготовленности занимающихся детей и заносит его результаты в таблицу.

Данные таблицы отражают индивидуальную динамику физической подготовленности в течение учебного года и дают возможность педагогу корректировать свою деятельность, дифференцированно работать над повышением уровня физической подготовленности каждого занимающихся.

При записи результатов используют трехцветную гамму чернил. Результаты, соответствующие низкому уровню физической подготовленности, вносят синим цветом, среднему - зеленым, высокому - красным. Протоколы тестов используются для информации и анализа на педагогических советах и родительских собраниях. Результаты тестирования помогают при разработке содержания домашних заданий, а также рекомендаций для дополнительных занятий (учащимся с высоким уровнем физической подготовленности - в спортивных секциях; со средним или низким уровнем - в оздоровительных группах, например по плаванию).

Для определения физической подготовленности учащихся, таких как: бег 30 м, челночный бег 3 х 10 м, прыжки в длину, 6-и минутный бег, наклон в перед из положения сидя, подтягивания на перекладине из положения виса (мальчики) или отжимания (мальчики и девочки) за 30 сек, подъем туловища за 30 сек.

Комплекс тестов показателей уровня физической подготовленности взяты из «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11классов общеобразовательной школы» (1992 г.).

Тесты по возможности проводятся всегда в одно и то же время. Занимающиеся предварительно обучаются правильной технике выполнения контрольных тестов.

Тест - диагностирующий один из показателей физического развития.

Частота сердечных сокращений (пульс).

Методика выполнения

Определяется пальпаторно до и после нагрузки (20 приседаний). Пульс прослушивают в нижней части предплечья (в углублении на лучевой кости) тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) в течение 15с. Чтобы определить пульс за 1 мин, надо полученную цифру умножить на 4.

Перед тем как приступить к тестированию занимающихся, необходимо провести разминку. Это предупредит возможные травмы (растяжение) мышц, излишняя усталость, вследствие неподготовленности мышечно-связочного аппарата и улучшит показатели, где результат очень зависит от проявления гибкости, скорости, силы и прыгучести.

Разминка включает в себя упражнения, близкие по структуре к упражнениям теста.

Бег. В течение 30 с. бег на носках в спокойном темпе.

Наклоны. В течение 30 с. наклоны вперед, к правой и левой ноге.

Приседания. В течение 30 с. пружинящие приседания с полной амплитудой.

Растяжка. В течение 30с, стоя в глубоком выпаде в сторону, выполнять растяжку, поочередно пружиня на правой и левой ноге.

Прыжки. В течение 30 с. прыжки на месте: на правой, на левой, на обеих ногах.

Повороты. В течение 30 с. повороты направо и налево.

Тестирование физической подготовленности

Предварительно подготовиться к проведению тестовых заданий.

    Бег на 30 м

Методика выполнения. В забеге принимают участие не менее двух человек.. Бег выполняют из положения высокого старта. По команде «На старт!» участники забега подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Затем судья подает команду «Марш!» и резко опускает флажок вниз. Судьи на финише по первому движению флажка пускают секундомеры. Время определяется с точностью до 0,1 с.

    Прыжок в длину с места.

Методика выполнения. Провести на полу линию и перпендикулярно к ней положить сантиметровую ленту, закрепив ее с обоих концов. Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, слегка сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, прыгает вперед. Расстояние измеряется от начальной отметки до пяток. Даются три попытки.

    6-и минутный бег (м).

Тест предназначен для определения выносливости.

Методика выполнения. Проводится в спортзале, на стадионе или ровной местности по грунтовой дорожке размеченным через каждые 10 м. Фиксируется расстояние (в метрах) которое ученик преодолел за 6 минут. В забеге участвуют 6-8 человек. Перед забегом проводится разминка. Все участники должны до тестирования хотя бы один раз пройти эту дистанцию, чтобы правильно пробежать ее на результат. Особенно это необходимо для детей младшего возраста. В процессе бега допускается переход на шаг.

    Челночный бег 3 х 10 м

Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения.

Методика выполнения. В зале на расстоянии 10 м друг от друга чертятся две параллельные линии. В забеге участвуют не менее 2-ух человек. На 1-й линии у каждого лежат 2 кубика размером 70х70 мм По команде «Марш!» участник стартует от 1-й линии, взяв кубик, добегает до 2-й, положив за нее кубик, возвращается к 1-й за 2-ым кубиком, чтобы быстрее принести его на 2-ую линию (финиш). Во время движения не допускаются остановки и смена направления; время засекается с точностью до 0,1 с. в момент пересечения линии финиша Все участники должны быть в одинаковой обуви.

    Подтягивание на перекладине (мальчики)

Методика выполнения. В висе на перекладине (руки прямые) выполнить возможно большее число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, затем полностью разгибаются, подбородок выше перекладины, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения выполняются без рывков и махов. Подтягивания, выполненные с неполным сгибанием рук, не засчитываются.

    Отжимания (девочки)

Тест позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса.

Методика выполнения. Используя скамью, занять исходное положение: упор лежа о скамью, руки прямые на расстоянии ширины плеч, туловище не сгибается в тазобедренном суставе, отжимания считаются выполненными правильно, когда руки сгибаются до 90 градусов, затем полностью разгибаются. Оценивается максимально возможное количество за 30 с. Отжимания, выполненные со сгибанием туловища в тазобедренном суставе, не засчитываются.

    Подъем туловища за 30 с.

Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.

Методика выполнения. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки скрестно на груди (пальцы касаются лопаток). Партнер прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш!» энергично согнуться до касания локтями бедер; обратным движением вернуться в И.п. Засчитывается количество сгибаний за 30 с.

    Наклон вперед из положения сидя.

Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

Методика выполнения. И.п. - сидя на полу (без обуви), ноги вытянуты, стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см, руки вытянуты вперед (ладонями вниз). Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, протянутую между стопами вдоль внутренней поверхности ног. Отсчет ведут от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Выполняются сначала три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке или ленте), затем четвертый наклон - основной. Это положение испытуемый д 2 с. Результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1,0 см. Он записывается со знаком плюс (+), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой, и со знаком минус (-), если пальцы не достали до нее.

Очки выставляются из расчета 5-баллов.


Статистическая система оформления результатов тестирования.

1. Результаты каждого тестирования заносятся в сводные электронные протоколы. В протоколах указывается результат и уровень физической подготовленности учащихся (высокий, средний, низкий) исходя из сопоставления результатов тестирования с показателями сводной таблицы нормативных оценок таблицы.Результаты, соответствующие низкому уровню физической подготовленности, вносят - синим цветом, среднему - зеленым, высокому - красным.

2. На основании данных об уровне физической подготовленности учащихся, полученных в начале учебного года (октябрь), педагог корректирует процесс физического воспитания в каждом классе или параллели классов. Разрабатывают специальные двигательные режимы и методические приемы для коррекции или профилактики отклонений, характеризующих низкий или средний уровень физической подготовленности. Процесс реализации образовательной программы подлежит корректировке, если в группах выявлено свыше 15% учащихся с низким уровнем развития одного или нескольких физических качеств. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно-тренировочные модели по их дальнейшему развитию.

Результаты тестирования подвергаются анализу. Что позволяет корректировать не только сам процесс обучения но и выявление перспектив и направленности в спортивной деятельности.

В конце учебного года (апрель) педагог проводит повторное тестирование. Показатели физической подготовленности занимающихся также заносятся в листок физической подготовленности.

На основании итоговых данных тестирования педагог оценивает физическую подготовленность учащихся, разрабатывает для них рекомендации по индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности в летний период и составляет планы дополнительной физкультурно-оздоровительной работы на новый учебный год.