Океанский лайнер «Британик» - последний из серии «Олимпик. "британик" - последний из серии непотопляемых лайнеров-титанов

«Британник» (HMHS Britannic - госпитальное судно Его Величества «Британник»), строившийся первоначально, как пассажирский лайнер «Гигантик», был последним из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», заказанных компанией «White Star Line (Уайт Стар Лайн)» судостроительной компании «Харланд энд Вольф». Изначально он задумывался как замена погибшему «Титанику». 26 февраля 1914 года лайнер был спущен на воду, 23 декабря 1915 года введен в эксплуатацию.
"Британник" обладал рядом усовершенствований - например, водонепроницаемые переборки проходили и через палубы с каютами первого класса. Так же "Британник" нес 44 спасательные шлюпки (на восьми парах шлюпбалок-кранов, которые были способны держать по 6 шлюпок каждая, как вариант трансатлантического лайнера, и на пяти парах шлюпбалок-кранов и по 7 шлюпок вдоль шлюпочной палубы как вариант госпитального судна).

"Британник" на стапеле


Один из котлов "Британника"


Паровая труба лайнера


Усовершенствованные шлюпбалки


"Британник" в ливрее "Уайт Стар Лайн"

Однако ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой он строился. Вместо этого лайнер сразу же был реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переоборудовать его в госпитальное судно. В этом качестве «Британник» мог принять на борт более 3000 пациентов. В ноябре 1915 года он был зачислен в состав флота и отправлен на Средиземное море. Пароход совершил пять успешных рейсов в восточное Средиземноморье и вывез оттуда в общей сложности 15 000 солдат-британцев и военнослужаших иных национальностей Британской империи.


Открытка времен Первой мировой войны. "Британник", переоборудованный под плавучий госпиталь


Переоборудованный лайнер


Больничная койка на лайнере


Медсестры на борту "Британника"


На прогулочной палубе

12 ноября 1916 года Британник покинул Саутгемптон и отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт раненых британских солдат. Утром 17 ноября Британник зашел в порт Неаполя. 21 ноября 1916 года в 8:12 утра Британник наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73, в Эгейском море. Лайнер начал получать дифферент на нос и крен на правый борт. До последнего капитан Барлетт надеялся посадить корабль на мель у острова Кеа, но корабль слишком быстро тонул. Решающим фактором в гибели лайнера были открытые иллюминаторы нижних палуб, через которые вода и попала в отсеки судна, и герметические двери переборок: одна дверь не закрылась, а вторая давала течь. В виду того, что корабль двигался, а эвакуация уже шла полным ходом, под оголившийся винт затянуло 2 шлюпки и погибли 30 человек. Через 55 минут Госпитальное Судно Его Величества Британник опрокинулось и затонуло,унеся с собой жизни 30 человек. Британник был одним из пяти лайнеров компании «Уайт Стар Лайн», потопленных во время войны.


Капитан "Британника" Чарльз Барлетт


Картина крушения "Британника"

К "Британику" было организовано несколько экспедиций. Первым на нем оказался Кусто в 1976 году. Это была первая экспедиция дайверов, использовавших автономное снаряжение и тримиксные смеси на таких глубинах, но экспедиция не принесла ни хороших подводных съемок, ни четкого описания объекта.

Значительно более продуктивно поработало в 1995 году исследовательское судно "Carolyn Chouest". Были отсняты на видео останки лайнера, и после этого появилась четкое представление о его положении на дне.

"Британик" лежит на правом борту с максимальной глубиной 90 метров. Огромное количество частей лайнера, в том числе и одна из его труб, находятся в непосредственной близости от останков некогда великого корабля...


"Британник" на дне Эгейского моря

...to be continued...

Английский лайнер «Британик» являлся представителем серии «Олимпик», состоящей из трех единиц, и первоначально носил имя «Гигантик». Для своего времени судно являлось крупнейшим в мире, и будучи последним в серии, серьезно отличалось от предшественников за счет введения многочисленных изменений по устранению недостатков, выявленных при эксплуатации ранее построенных судов серии. Вся серия состояла из пассажирских лайнеров «Олимпик» , « Титаник » и «Британик».

Размерения и технические характеристики

Закладка «Британика» состоялась 23-го ноября 1911-го года на верфи «Харланд и Вольф» в североирландском городе Белфаст. Для своего времени судно являлось настоящим гигантом. Имея длину между оконечностями в 269 метров при максимальной ширине корпуса в 28 метров 65 сантиметров.

Высота от ватерлинии до шлюпочной палубы равнялась 18,4 метра. Общее водоизмещение судна составляло 48158 регистровых тонн. При этом, осадка в полном грузу равнялась 10,54 метра. Общая высота судна от киля до верхушки дымовой трубы при этом составляла 52,4 метра.

Работы по строительству велись весьма интенсивно, но после гибели 14-го апреля 1912-го года однотипного лайнера «Титаник», на котором погибло около полутора тысяч человек, работы были временно приостановлены для внесения в проект изменений по повышению живучести. В частности была введена дополнительная продольная переборка в электрическом машинном отделении, что позволило довести количество отсеков до 17.

По проекту судно сохраняло плавучесть при затоплении шести из них. Существующие переборки прошли и через пассажирские помещения. Наиболее ответственные части борта в районе машинных и котельных отделений получили усиление в виде двойного дна.

Серьезные изменения произошли и в оснащении судна спасательными средствами. Оказалось существенно увеличено количество шлюпок (до 48 единиц), размещенных по 6 единиц на шлюпбалках. Применение подобного решения отрицательно сказалось на эстетике, но повысило общую эффективность средств спасения.

Силовая установка океанского лайнера представляла собой совокупность двух паровых машин и одной паровой турбины. При этом турбина вращала средний гребной винт, а паровые машины крайние. Общая мощность силовой установки составляла 50 тысяч лошадиных сил, в том числе 18 тысяч л.с. мощность паровой турбины. Производство необходимого количества пара обеспечивалась работой 29 котлов.

В результате «Британик» обладал крейсерской скоростью в 23 узла, а максимально мог ускоряться до 25 узлов. Управлением судном и обслуживанием механизмов занималось 860 членов экипажа.

Пассажировместимость

«Британик» был спущен на воду в конце 2012-го года, после чего началась его достройка на плаву, которая должна была сделать новый лайнер наиболее роскошным и комфортабельным в мире.

В общей сложности судно получило восемь палуб, предназначенных для пассажиров и членов экипажа и рассчитывалось на размещение двух с половиной тысяч пассажиров, с их разделением на три класса.

Лайнер позиционировался в качестве шедевра мирового судостроения, и получил соответствующее оснащение. Многочисленные салоны, залы, рестораны отличались богатством убранства внутреннего интерьера и вместительностью, но всему этому не суждено было сбыться, так как в начале августа 1914-го года началась Первая Мировая Война, которая полностью изменила судьбу океанского судна.

Британское адмиралтейство сразу оценило достоинство строящейся единицы, и реквизировало «Британик» с достройкой в качестве госпитального судна, при этом первоначально адмиралы не мешали достройке судна по первоначальному проекту. В состав военно-морского флота лайнер был зачислен 13-го ноября 1915-го года. При этом его внутренние помещения были переоборудованы для приема раненых и оказания медицинской помощи. В частности в палаты превратили все каюты верхних палуб, расположенных максимально близко к шлюпочной палубе. Все салоны, обеденные залы и места отдыха превратились в операционные и разного рода помещения для оказания помощи.

Медицинский персонал в количестве 489 врачей и медицинских сестер разместился на средних палубах. В общей сложности после переоборудования «Британик» мог одновременно принять на борт 3309 больных и раненых. В соответствии с международным законодательством судно получило белую окраску с красными крестами.

В самом конце 1915-го года госпитальное судно отправилось к месту службы на Средиземное море, где совершило несколько рейсов по доставке раненых военнослужащих для дальнейшего лечения на Британские острова.

Ближе к середине 1916-го года судно провело некоторое время в бездействии, после чего было снова отправлено в Средиземноморье. Основным портом приема раненых оказался порт Мудрос в Греции.

21-го ноября 1916-го года при проходе пролива Кеа, госпитальное судно «Британик» напоролось на немецкую мину, в результате чего получило крупную пробоину в носовой части. Затопленными оказались четыре отсека. В тоже время открытые иллюминаторы и не задраенные двери в переборках привели к дальнейшему распространению воды. В результате менее чем через час судно опрокинулось на борт и затонуло.

В этот момент на борту не было раненых (только экипаж и медицинский персонал), что облегчило эвакуацию. Всего было спасено 1036 человек. Погибло только 30 человек, при этом 21 из них погиб в двух самовольно спущенных шлюпках, затянутых под работающие винты.

Эвакуация экипажа «Британика» до сих пор считается одной из самых успешных за всю историю мореплавания.

Судьба позволила лайнеру пробыть в списках действующего флота чуть больше времени, чем своему знаменитому систершипу. И если «Титаник» затонул во время своего первого рейса, то «Британик» проплавал меньше одного года.

МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Лайнер "Олимпик", один из трех суперлайнеров компании "Уайт Стар Лайн", завершил свой последний рейс 75 лет назад, 27 марта 1935 года.

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства.

Первые рейсы

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта. Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году.

"Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

Гибель "Титаника"

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить.

"Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Обломки погибшего лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Боллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд. С тех пор было поднято около 5 тысяч артефактов, обнаруженных среди обломков "Титаника". У останков корабля побывало множество подводных лодок, субмарины доставляли туда туристов.

О печально известном пароходе написаны десятки книг, сотни статей и очерков, поставлено несколько фильмов.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Первая мировая война

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Судьба "Британика"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британик". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британик" был спущен на воду.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

Однако пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. Когда началась война, его переоборудовали в судно-госпиталь, и уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года. 12 ноября 1916 года "Британик" подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции. Несмотря на то, что лайнер тонул всего 55 минут, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

"Олимпик" после войны

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Последние дни "Олимпика"

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером. Он занял почетное место в истории трансатлантического судоходства.

Военная служба

Война имела серьёзное воздействие на судостроительную промышленность. Верфям, имевшим контракты с Адмиралтейством, уделяли самое пристальное и первостепенное значение и также большую часть доступного сырья. Адмиралтейство ничего не заказывало «Харланд и Вольф», делая их способными продолжить их гражданские контракты, но, в значительно более медленном темпе. К сентябрю «Британник» был помещен в сухой док для установки винтов. Порт Саутгемптона был реквизирован вооруженными силами для использования его в качестве основной отправной точки для отправки войск во Францию. Уайт Стар Лайн была вынуждена переместить свой порт приписки обратно в Ливерпуль . Кроме того, многие из судов компании были реквизированы Адмиралтейством. «Океаник (III) », «Селтик», «Седрик» и «Teutonic » были переоборудованы в коммерческие крейсера , а «Мегантик» и «Лаурентик » служили как военный транспорт . Большие «Британник» и «Олимпик» были оба поставлены на прикол до возникновения необходимости. 3 ноября «Олимпик» прибыл в Белфаст , где он провел следующие десять месяцев вместе со своим младшим братом.

Настал 1915 год , 1 сентября «Олимпик» был реквизирован как военный транспорт, а «Британник» все ещё стоял незаконченный в Белфасте.

К этому времени война, которая должна была закончиться к Рождеству 1914 года, почти вышла из-под контроля. В Средиземноморье количество жертв увеличивалось, главным образом из-за Дарданелльской кампании . Кунардеры «Аквитания» и «Мавритания» уже служили госпитальными судами , но их требовалось больше, и 13 ноября 1915 года «Британник» был реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно.

Работы по преобразованию незаконченного лайнера шли полным ходом. Каюты на верхних палубах были превращены в палаты, поскольку пациенты должны были быть как можно ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату из-за их центральных местоположений. Хирурги, доктора и медсестры жили бы в каютах на палубе B, чтобы они были всё время близко к пациентам. Когда закончилось преобразование в госпитальное судно, на «Британнике» могли поместиться 3309 пациентов, только «Аквитания» могла вместить больше, 4182 человека.

Внешне не все пошло, как было запланировано. Не было времени, чтобы оснастить корабль шлюпбалками-кранами. Поэтому было установлено пять пар шлюпбалок-кранов и 6 стандартных пар, которые не могли держать больше 2 шлюпок, так что было установлено меньшее количество шлюпок.

Судно было окрашено в международные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса, прерываемая в трех местах на каждом борту красными крестами . Трубы были окрашены в горчичный цвет, похожие трубы были у «Уайт Стар Лайн», но не было черной верхушки. Эти цвета гарантировали судну статус неприкосновенного для всех военных судов согласно Женевскому Соглашению. 14 декабря 1915 года капитану Чарльзу Бартлетту дали под командование «Госпитальное Судно Его Величества Британник» под номером G618. К Рождеству он был готов к первому плаванию.

23 декабря «Британник», отправился в первое плавание, направляясь в порт Мудрос на греческом острове Лемнос . Пять дней спустя он достиг Неаполя , единственный порт для взятия угля и воды перед Мудросом. Достигнув Мудрос в Канун Нового года , он начал прием жертв на борт, что заняло 4 дня. 9 января «Британник» прибыл в Саутгемптон и начал высаживать пациентов. Было сделано еще два рейса, но к весне 1916 года ситуация в Средиземноморье успокоилась и госпитальные суда более пока не требовались. «Британник» был поставлен на прикол в Саутгемптоне он был на пути в.

В 8:12 утра судно внезапно сотряслось от взрыва в носу с правого борта. Майор Гарольд Пристлай немедленно принял командование и приказал медсестрам продолжать завтрак, так как капитан не давал приказа покинуть судно. Немногие думали, что ситуация была очень серьёзна, и некоторые шутили, что протаранили подлодку. Тем временем капитан Бартлетт думал, как спасти судно, ведь оно уже кренилось на правый борт и погружалось носом в воду. Он приказал задраить переборки и начать рассылать сигналы SOS . Взрыв разрушил переборку у форпика , и, кроме того, пожарный туннель был также поврежден, таким образом, вода могла проникнуть в котельные. С затопленными четырьмя передними отсеками «Британник» все еще мог оставаться на плаву. Но ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, позволяя воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для проветривания кают - теперь через них заливало палубу.

Зная это, капитан Бартлетт принял решение попробовать выбросить судно на мель у близлежащего острова Kea. Он быстро отказался от этой идеи, так как в движущееся судно вода попадала быстрее. Первостепенным вопросом была эвакуация . Помощь была в пути, сигналы бедствия были приняты несколькими судами. Британский корабль «Scourge», вспомогательный крейсер «Heroic» и британский корабль «Foxhound» были одними из кораблей, принявших сигнал бедствия.

На борту «Британника» продолжалась эвакуация. Было несколько случаев паники; один из них, когда группа пожарных взяла шлюпку без спроса. Немногие шлюпки были спущены, но, так как судно все еще двигалось, команда отказалась спустить лодки, пока судно не остановится. Несмотря на эту предосторожность, произошёл несчастный случай - две лодки были спущены на воду и затянуты все еще вращающимся гребным винтом. Под винтом погиб 21 человек. Плюс еще 9 человек погибли на судне.

В 9:07 утра судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды. К 10:00 «Scourge» достиг места гибели и начал подбирать оставшихся в живых.

Всего спаслись 1036 человек.

История после

Было большое число вопросов, которые остались без ответа. Прежде всего: как мог «Британник», который был безопаснее, чем «Титаник», тонувший почти 3 часа, уйти на дно всего за 55 минут? Были и дебаты о том, вез ли корабль оружие, но Адмиралтейство это отрицало. И действительно ли это была мина или торпеда? Первым человеком, который искал ответы, был Жак Ив Кусто , который, в сотрудничестве с Историческим Музеем Титаника, 3 декабря Интересные факты

  • На борту «Британника» была медсестра Вайолетт Джессоп - одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что В. Джессоп была стюардессой на «Олимпике » (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «

После завоевавшего 11 «Оскаров» фильма Д. Кэмерона в мире началась «титаникомания». Но не многим известно, что у легендарного суперлайнера было два брата-близнеца — «Олимпик», спущенный на воду приблизительно за год до «Титаника», и «Британик», сошедший со стапелей уже после его трагической гибели, но не избежавший такой же страшной участи.

Вслед за «Титаником»

Сооружение «Британика» было уже начато, когда новость о гибели «Титаника» достигла Хартленда. Чтобы избежать подобной трагедии, создатели корабля внесли ряд изменений в его чертежи: высота водонепроницаемых переборок была увеличена, двойное днище корабля сделано толще, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено на отсеки. Кроме всего, были сооружены гигантские шлюпбалки — лебедки для спуска шлюпок, которых так не хватало на «Титанике».

Компания, которой принадлежал лайнер, объявила, что корабль начнет службу на маршруте Саутгемптон — Нью-Йорк, том же, что и «Титаник», в 1915 г. Но в связи с Первой мировой войной британские военно-морские силы реквизировали «Британик» и сделали его госпитальным кораблем.

«Госпитальное Судно Его Величества Британик» Фото: Commons.wikimedia.org

Уцелеть в трех катастрофах

Корабль-госпиталь пересекал Эгейское море, имея на борту 1 134 человека.

Сразу после окончания утренней мессы 21 ноября 1916 г. молодая ирландская горничная Вайолет Джессоп услышала глухой рев. Добавим, что к этому времени она уже пережила аварию на «Олимпике» в 1911 г. и чудом спаслась в 1912 г. при крушении «Титаника». Именно эта женщина стала прототипом Роуз, героини киноэпопеи Д. Кэмерона. «Как будто необъяснимый взрыв прокатился по судну, — вспоминает Джессоп, — он вызвал продолжительную вибрацию по всей длине корабля».

Тонущий Британик. Фото: Commons.wikimedia.org

Капитан, пытаясь вывести судно в более мелкие воды, приказал машинам работать на полную мощность и идти самым полным вперед. Он не знал, что вращающиеся с огромной скоростью винты корабля затягивали шлюпки в водоворот и перемалывали пассажиров.

Выжившие после крушения Британика. Фото: Commons.wikimedia.org / Royal Navy

Джессоп выпрыгнула из шлюпки, чтобы избежать смертоносных винтов. И уже через некоторое время наблюдала, как уходил под воду еще один великий корабль. «Белая гордость океанского медицинского мира сначала слегка опустил нос, а потом стал погружаться все глубже и глубже», — написала Джессоп в своих мемуарах «Выжившая на «Титанике», опубликованных в 1997 году.

Загадки на дне

Вскоре после трагедии британское правительство выдвинуло две официальные гипотезы: судно было или торпедировано, или подорвалось на немецкой мине.

В 1976 г. Жак Кусто в 64 километрах южнее Афин открыл точное местонахождение останков «Британика». Судно (около 270 метров в длину и водоизмещением 48000 тонн) лежит на боку на глубине 119 метров практически целое. Хорошо виден разлом, вызванный ударом о дно.

Погружение Кусто к месту крушения Британика. Фото: Commons.wikimedia.org / U. S. Navy Кусто обнаружил, что корабль находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством в 1916 г. По словам Саймона Миллза, оператора и морского историка-любителя , купившего обломки за 25 000 долл. в 1996 г. у другого коллекционера останков кораблекрушений Марка Бамфорда, это несовпадение породило несколько теорий. Дошло до того, что некоторые исследователи даже предположили, что британское правительство само потопило корабль в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну Соединенных Штатов.

Нет непотопляемых кораблей

Но остаются другие вопросы: почему «Британик», безопасность которого была значительно усилена после трагедии «Титаника», затонул за 57 мин. — в три раза быстрее, чем «Титаник»?

Орган на борту Британика. Фото: Commons.wikimedia.org

Начальник одной из пяти экспедиций Ник Хоуп заверил, что он не нашел следов от взрывов немецких мин. Один из членов команды Хоупа проник в кочегарный тоннель, чтобы удостовериться, были ли задраены герметичные люки в переборках судна. Он обнаружил, что один люк был открыт. «Еще по одной версии, — говорит Хоуп, — иллюминаторы около ватерлинии были открыты...»

Ник Хоуп заявил: «Мы провели около обломков 1600 мин. — рекордное время подводного наблюдения, включающего в себя фото и киносъемку». И это поможет, как надеется Саймон Миллз, найти ключ к тайне, равной загадке убийства Джона Ф. Кеннеди .

Роберт Баллард, морской исследователь , нашедший обломки «Титаника» в Северной Атлантике, также обследовал в 1995 г. место гибели «Британика». Им были обнаружены несколько отверстий в корпусе судна.

Баллард хотел бы превратить «Британик» в своего рода подводный музей с кинокамерами на борту, которые передавали бы изображение на берег. Сейчас к нему обращаются многие с предложением поднять «Британик». Но желание Балларда — оставить корабль там, где он есть, как еще одно окутанное тайной напоминание о том, что не бывает непотопляемых кораблей.


  • © www.globallookpress.com

  • © www.globallookpress.com

  • © Commons.wikimedia.org

  • © кадр из youtube

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org
  • © Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Public Domain

  • ©