Отмена печати: что должен знать бухгалтер. Больше не будет круглой синей печати в отчётных документах

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС. Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

  • камеральные;
  • выездные.

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.

Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..

Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.

Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Попробовать

Что проверяет ФСС

С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.

Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.

Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.

ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.

Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.

На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.

Завершающий этап выездных проверок — составление акта.

Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:

  • ликвидации или реорганизации;
  • обращении страхователя за выделением средств;
  • жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.

На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:

  • табели;
  • листки нетрудоспособности;
  • зарплатные ведомости;
  • трудовые книжки;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • акты о производственных травмах и т.д.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Кто в зоне риска

У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:

  • расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
  • представление отчетности с опозданием;
  • необлагаемые выплаты;
  • применение пониженных тарифов;
  • несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • задолженность по взносам несколько периодов подряд;
  • постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.

Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды законодатель возложил:
- на Пенсионный фонд РФ и его территориальные отделения в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и
- Фонд социального страхования РФ и его территориальные отделения в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай , уплачиваемых в ФСС РФ
(п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). В связи с этим расширены и права указанных органов, в том числе и возможность проведения проверок в порядке, установленном законодательством РФ (пп. 2 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
Территориальные отделения ПФР и ФСС РФ вправе проводить камеральную и выездную проверки плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по своим направлениям. Целью как камеральной, так и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) указанных страховых взносов (п. п. 1 и 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
ПФР и ФСС РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов (п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). О том, что плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся ПФР и ФСС РФ только совместно, Минздравсоцразвития России напомнил в Письме от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748. При этом чиновники констатировали неправомерность проведения отдельных выездных проверок указанных плательщиков. Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки.
Порядок взаимодействия территориальных отделений ПФР и ФСС РФ при проведении совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов закреплен в Соглашении о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС РФ от 28.10.2009 N АД-30-33/10сог/02-43/07-2205П (Письмо ФСС РФ от 06.11.2009 N 02-10/07-11150).

Наставления руководства

В начале текущего года Правление ПФР выпустило Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (утв. Распоряжением от 03.02.2011 N 34р, далее - Методические рекомендации). В связи с этим признаны утратившими силу Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (введены были Распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р).
В Методических рекомендациях рассматриваются вопросы планирования и проведения выездных проверок территориальными отделениями ПФР только плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Их действие применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 г.
Напомним, что при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР одновременно проводится проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и предоставлением сведений застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Выбор проверяемых

Страхователь рискует попасть в план проверяемых (разд. II Методических рекомендаций), если:
- имеет задолженность по страховым взносам (свыше двух отчетных периодов подряд), нарушает сроки представления расчетов;
- по результатам камеральных проверок были выявлены следующие факты:
- уменьшение сумм начисленных страховых взносов (по сравнению с предыдущим периодом) при постоянном количестве работающих застрахованных лиц;
- наличие в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц;
- резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода;
- применяет пониженные тарифы страховых взносов (в том числе наряду с использованием общего тарифа);
- неоднократно вносил изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- от органов ФНС России поступила информация об участии организации в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Такая информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.02.2011 N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог (доведено Письмом ФНС России и ПФР от 22.02.2011 N ПА-4-2/2859@/ТМ-30-25/1769).
На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки, формируется ежегодный план-график их проведения. При этом страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.
Следовательно, по указанным критериям в IV квартале текущего года будут отобраны страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, для включения их в план-график проведения выездных проверок в 2012 г.
Выездная проверка страхователя в большинстве случаев проводится на его территории. Следовательно, плательщику страховых взносов надлежит предоставить пенсионщикам помещение для проведения выездной проверки. Если же у него отсутствует такая возможность, то выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР по месту нахождения организации (обособленного подразделения). Решение оформляется по форме 9-ПФР (Приложение N 14 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н) в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается для ознакомления организации (ее уполномоченному представителю) на территории (в помещении) проверяемого страхователя или в помещении территориального отделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае уполномоченные представители организаций вызываются путем направления уведомления о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н). Второй экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций).
Проверяющие при первом появлении обязаны предъявить свои служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) о проведении выездной проверки.
Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального отделения ПФР по месту нахождения обособленного подразделения, так и в рамках выездной проверки всей организации (п. п. 3 и 12 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием послужит решение о назначении проверки в первом случае - местным отделением фонда, во втором - отделением ПФР по месту нахождения головного подразделения.
При проверке организации, включая ее обособленные подразделения, акт по результатам проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки обособленных подразделений. В этом случае территориальным отделениям ПФР, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений, по месту их нахождения направляются копии акта выездной проверки плательщика-организации и решения, принятого по результатам рассмотрения материалов проверки.
В случае проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения организации по аналогии копии акта выездной проверки подразделения и принятого решения направляются в территориальное отделение ПФР по месту нахождения головной организации (п. 6.3 Методических рекомендаций).
Одновременно с ознакомлением плательщика взносов с решением о проведении проверки должностное лицо, ее проводящее, вручает требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки по форме 14 (Приложение N 21 к упомянутому Приказу N 957н, п. 3.7 Методических рекомендаций).
Представить документы страхователь должен в виде заверенных им копий. Истребование нотариальных копий не допускается. В случае необходимости проверяющие вправе ознакомиться и с подлинниками, но осуществить это они могут только на территории проверяемого лица (п. п. 2, 3, 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). На сбор указанных документов ему отводится 10 рабочих дней. Все представленные хозяйствующим субъектом документы проверяющим рекомендуется принимать по описи, заверяемой с обеих сторон (п. 4.6 Методических рекомендаций).
Страхователю предоставляется возможность отсрочить указанную в требовании дату представления запрашиваемых документов. Соответствующее письменное обращение с указанием причин задержки и срока, в течение которого требование может быть исполнено, ему необходимо направить пенсионщикам в течение дня после получения запроса (п. 4.9 Методических рекомендаций). Свой вердикт по этому поводу руководство отделения ПФР должно вынести в двухдневный срок с этого момента (п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Принятое решение оформляется по форме 15 (Приложение N 22 к Приказу N 957н) (п. 4.10 Методических рекомендаций).
Непредставление или несвоевременное представление документов является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Как видим, требование о представлении документов, необходимых для проверки, страхователю вручается одновременно с ознакомлением его с решением о назначении выездной ревизии. Следовательно, инспекторы Пенсионного фонда РФ тщательно готовятся к посещению страхователей, еще до начала проверки определяют, какие документы им понадобятся.
На это указывает и п. 7.1 Методических рекомендаций. Он предписывает проверяющим проанализировать перед выходом на проверку всю имеющуюся в отделении ПФР информацию о страхователе, сформировать по нему реестр платежей страховых взносов, запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты платежей во внебюджетные фонды.
Объем необходимых для проверки документов и информации о деятельности страхователя определяется инспекторами ПФР самостоятельно, в том числе исходя из состояния бухгалтерского учета проверяемого, степени вероятности обнаружения нарушений и пр. Отсюда вытекает неограниченность количества требований, выставляемых проверяющими в ходе выездной проверки (п. 4.2 Методических рекомендаций).

Проведение проверки

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Рассматриваемая проверка проводится отделением ПФР не чаще чем один раз в три года (п. п. 9, 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР (п. 2.2.4 Методических рекомендаций). Но она не может продолжаться более двух месяцев , если проводятся контрольные мероприятия организации, и одного месяца при проверке обособленных подразделений (п. п. 11, 13 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Данный срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения ПФР вправе приостановить проведение выездной проверки только по следующим основаниям (п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ):
- для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) отделения ПФР по формам 10 и 11 (Приложения N N 16 и 17 к Приказу N 957н).
На период действия срока приостановления проведения проверки (п. 6.1 Методических рекомендаций):
- страхователю возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки;
- проверяющие же приостанавливают свои действия на территории организации.

Документы для проверки

В Методических рекомендациях содержится конкретный перечень документов, подлежащих истребованию у страхователя для проведения выездной проверки . В него входят (п. 7.4 Методических рекомендаций):
- приказы об учетной политике;
- лицензии, допуски СРО, действующие в проверяемом периоде, и пр.;
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование;
- бухгалтерская отчетность (годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
- главные книги, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовые книги и пр.;
- аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84. Если в проверяемом периоде страхователь осуществлял выплаты в натуральной форме либо безвозмездную передачу материальных ценностей, то дополнительно затребуют регистры по счетам 41, 10, 43, 45, 91;
- карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов (рекомендуемая форма приведена в совместном Письме ПФР и ФСС РФ от 26.01.2010 N АД-30-24/691, от 14.01.2010 N 02-03-08-56П);
- организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к ним (приказы, коллективные и трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
- банковские и кассовые документы;
- первичные документы бухгалтерского учета, касающиеся выплат в пользу физических лиц (ведомости по начисленным доходам, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц). В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).
Кроме того, в ходе выездной проверки могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.
Проверка может проводиться сплошным либо выборочным методом. В первом случае изучению подвергаются все документы и сведения, относящиеся к начислению страховых взносов. Во втором - выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, которые позволяют сформировать общие выводы.
В ходе выездной проверки устанавливается:
- полнота и правильность определения:
- базы для начисления страховых взносов;
- сумм, не включаемых в базу для начисления страховых взносов;
- правильность применения тарифов страховых взносов и арифметических подсчетов, а также обоснованность применения пониженных тарифов;
- своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений;
- полнота и своевременность перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Вначале же проверяющим предложено проверить правильность оформления первичных учетных документов. Их будет интересовать, соответствует ли дата записи хозяйственной операции по начислению выплат в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для расчета страховых взносов, а также правильность подсчета соответствующих итогов в документах (п. 7.3 Методических рекомендаций).
Для оценки своевременности и полноты представления отчетности по страховым взносам и персонифицированному учету пенсионщики ревизуют расчеты РСВ-1 ПФР и формы индивидуальных сведений, поданные страхователем в отделение ПФР в проверяемый период, на предмет даты их представления.
Изучению и отражению в акте подлежат также сведения о представленных уточненных расчетах: за какой период, дата представления и сроки (до начала проверки, в процессе или по окончании). По уточненным расчетам, сданным страхователем до ознакомления с решением о назначении проверки, страхователь освобождается от ответственности за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов, предусмотренной ст. 47 Закона N 212-ФЗ, при условии, что им до представления уточненного расчета были уплачены недостающая сумма страховых взносов и соответствующие ей пени (пп. 1 п. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ).
При принятии решения по результатам проверки территориальным отделением ПФР учитываются также показатели уточненного расчета, представленного в ходе контрольного мероприятия. Однако в этом случае организация не освобождается от ответственности за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов, поскольку ею не выполнены приведенные выше требования, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 17 рассматриваемого Закона.
Методическими рекомендациями при проверке правильности определения объекта налогообложения и базы для начисления предписано:
- по объекту - сравнить виды выплат и иных вознаграждений, на которые страхователем фактически начислены страховые взносы, с видами выплат и иных вознаграждений, на которые они должны быть начислены в соответствии с действующим законодательством;
- по базе - исследовать, рассчитать и сравнить количественные и суммовые данные по выплатам физическим лицам, отраженные в расчетах по страховым взносам, с фактическими данными бухгалтерского учета по всем суммам, начисленным в пользу физических лиц.
В любом случае основным объектом для сравнения послужат обороты по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и строки 200, 210, 220, 221, 230 расчетов РСВ-1 ПФР. При проверке данных строк 200 и 300 инспекторам рекомендуется также посмотреть данные по счетам 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В большинстве случаев бухгалтерский учет ведется страхователями с применением программ подготовки отчетности. В таком случае Методическими рекомендациями предлагается проверяющим уделить особое внимание операциям, введенным "вручную", которые отражены в соответствующих регистрах бухучета и в других документах, так как среди них могут оказаться разовые выплаты или вознаграждения физическим лицам, по которым не исчислены и не уплачены страховые взносы.
Помимо проверки соответствия данных расчетов по страховым взносам тем, что содержатся в регистрах бухгалтерского учета, инспекторам предложено рассчитать и сравнить суммы, отраженные в главной книге по счетам бухгалтерского учета 70, 69, 50, 51, 55, 71, 84, с суммами, указанными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета. Суммовые данные регистров бухгалтерского учета необходимо сравнить с первичными документами, на основе которых они составлены.
Проверяющим рекомендуется обращать особое внимание на нетипичность корреспонденции счетов или ее несоответствие содержанию хозяйственной операции, связанной с определением базы по страховым взносам (п. 7.5.3 Методических рекомендаций).
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Найдя выплаты, на которые работодателем не были начислены страховые взносы, инспекторы вначале проверят обоснованность их отнесения к суммам, не подлежащим обложению платежами во внебюджетные фонды. После же проверки их соответствия критериям, установленным п. п. 1, 2 и 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, пенсионщикам предложено проследить документальное их подтверждение и размер выплаты.
Проверяющим надлежит отследить также и момент, когда размер базы для начисления страховых взносов превысит ее предельное значение: 415 000 руб. в 2010 г., 463 000 руб. в текущем (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933) (п. 7.5.4 Методических рекомендаций). С суммы превышения страховые взносы во внебюджетные фонды не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов осуществляется на основе индивидуальных карточек учета выплат в пользу физических лиц и страховых взносов.
Данные карточек инспекторы должны сопоставить с регистрами бухгалтерского учета по счету 69. При этом проверяются субсчета счета 69 "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии", "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии", "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ФФОМС", "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС".
На основе данных по указанным субсчетам счета 69 проверяется также достоверность сумм начислений страховых взносов в расчетах РСВ-1 ПФР по строкам 110 - 114, 241 - 244, 341 - 344, 391 - 394 и сумм перечисленных платежей по строкам 140 - 144, 520.
Кроме того, проверяющим предложено сравнить данные индивидуальных карточек учета со сведениями, отраженными в справках 2-НДФЛ о доходах соответствующих физических лиц. Если в последней доходы сотрудника окажутся больше, нежели выплаты в пользу его согласно индивидуальной карточке, то инспекторам предложено выяснить причины такого расхождения (п. п. 7.5.5.2 и 7.5.5.3 Методических рекомендаций).
При проверке правильности применения тарифов и арифметических подсчетов пенсионщиков прежде всего будут интересовать основания для применения страхователем пониженных тарифов страховых взносов. При этом в ряде случаев в этих целях инспекторы могут привлечь и налоговиков - либо в виде предоставления ими необходимой информации, либо непосредственно в форме участия в проведении проверки (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ) (п. 7.5.5.4 Методических рекомендаций).
Отдельный раздел (разд. VIII) Методических рекомендаций посвящен формам возможных выплат в пользу физических лиц:
- наличными денежными средствами через кассу организации;
- безналичным путем (путем списания денежных средств со счетов организации и перечисления их на лицевые счета работников (физических лиц));
- в виде натуральной оплаты.
По каждой из форм приводятся проводки по бухгалтерскому учету. При этом обращается внимание на те, которые, как правило, используются для "сокрытия объекта обложения страховыми взносами". В число таковых, к примеру, попали:
Дебет 41 (44, 86, 91, 96 и др.)
Кредит 50.
Особенности проведения выездной проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица приведены в п. 6.2 Методических рекомендаций.

Акт проверки

В последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР (Приложение N 18 к Приказу N 957н). В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка составляется в двух экземплярах, один из которых вручается организации.
В случае уклонения страхователя от получения справки она направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР (Приложение N 26 к Приказу N 957н). Требования к составлению акта выездной проверки изложены в Приложении N 28 к Приказу Минздравсоцразвития России N 957н.
В акте выездной проверки не должна отражаться неуплата текущих платежей. По таким платежам составляется справка о выявлении недоимки у организации по форме 3-ПФР (Приложение 5 к Приказу N 957н).
Акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов. В описательной части отражается информация по основным вопросам, подлежащим проверке, в том числе сведения о выявленных:
- занижении базы для начисления страховых взносов;
- сумме страховых взносов, не уплаченных в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
- неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
- непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, -
а также о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах.
В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.
В случае если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные вопросы и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений относительно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.
Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать:
- выводы о взыскании со страхователя суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за их неуплату (несвоевременную уплату);
- предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения по устранению выявленных нарушений;
- предложения о привлечении организации к ответственности с изложением оснований и состава правонарушений;
- указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки.
Кроме того, в акте отражаются результаты проверки своевременности и полноты представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими выездную проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
В течение пяти дней с даты подписания акт проверки должен быть вручен страхователю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При уклонении от получения акта проверки этот факт отражается в акте проверки. Акт в таком случае направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.
При несогласии с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих страхователь в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить пенсионщикам письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). При этом к письменным возражениям им могут быть приложены (или в согласованный срок переданы) документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений (п. 9.2 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия нарушений на это указывается в акте выездной проверки и в служебной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР, выносившего решение о проведении этой проверки. При этом решение по результатам выездной проверки не принимается (п. 9.3 Методических рекомендаций).

Решение по проверке

Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления организацией письменных возражений по акту . Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, например в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального отделения ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов по форме 18 (Приложение N 29 к Приказу N 957н). На основании этого решения выставляется требование о представлении документов по форме 14, которые впоследствии приобщаются к материалам выездной проверки.
Дату рассмотрения материалов проверки руководству территориальных отделений ПФР рекомендовано назначать не ранее шестого рабочего дня из установленного срока для принятия решения, поскольку организация вправе направить возражения по почте в последний день срока, предусмотренного для их подачи.
Руководитель (заместитель руководителя) отделения ПФР письменно извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Для этого в адрес страхователя может быть направлено уведомление о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н).
Организация может участвовать при рассмотрении материалов проверки. Однако неявка представителей страхователя не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие проверяемого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального отделения ПФР обязательным.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) отделения ПФР выносит:
- решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения по форме 19-ПФР либо
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения по форме 20-ПФР (Приложения N N 30, 32 к Приказу N 957н соответственно).
Дата решения о привлечении к ответственности либо решения об отказе в привлечении к ответственности должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также указываются размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней (п. п. 9 и 10 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности в течение пяти дней после дня его вынесения вручается страхователю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если названными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В решении отражаются:
- срок, в течение которого организация вправе обжаловать данное решение;
- порядок обжалования решения в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его страхователю. На основании вступившего в силу решения организации направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа (п. п. 11, 12, 13 и 14 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Материалы выездной проверки приобщаются к наблюдательному делу плательщика страховых взносов (п. 9.3 Методических рекомендаций).

В этом году плательщиков страховых взносов ожидают первые выездные проверки. Пенсионный фонд выпустил Методические рекомендации об их проведении. Документ оказался в распоряжении редакции. О том, как бухгалтерам подготовиться к встрече с проверяющими, — в теме номера.

Кто на новенького?

Новые рекомендации намного объемнее и содержательнее временной методички, которая была утверждена распоряжением Правления ПФ РФ от 11.05.2010 № 127р «Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов».

В частности, в документ включены критерии, на которые ориентируется Пенсионный фонд, отбирая компании для проверки. Посмотрим, у кого больше всего шансов попасть в план на проверку.

1. Крупнейшие плательщики.

2. Плательщики, проверку которых заказали правоохранительные или иные органы.

3. Организации, подлежащие ликвидации или реорганизации.

4. Плательщики, которых не проверяли более четырех лет подряд.

5. Плательщики, по информации налоговых органов участвующие в схемах минимизации взносов.

6. Плательщики, которых приглашали на «зарплатные» комиссии, но никаких действий по результатам встреч они не предприняли (зарплата не увеличена, уточненные расчеты с большей облагаемой базой не представлены).

7. Плательщики, у которых в сведениях персонифицированного учета были выявлены несоответствия (например, в части информации о начисленных, уплаченных страховых взносах на ОПС и страховом стаже лица за один и тот же период), но пояснения по ним ПФР так и не дождался.

8. Те, кто не представил отчетность по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) более чем за один прошедший отчетный период.

9. Те, кто не представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета более чем за один прошедший отчетный период.

10. Те, кто осуществляет деятельность в сфере, где масштабы ухода от обложения страховыми взносами значительны. Источником информации могут являться налоговые органы и МВД России.

11. Льготники, применяющие пониженные тарифы страховых взносов на ОПС и ОМС.

12. Те, кто выплачивает среднемесячную зарплату (в первую очередь убыточные предприятия) на одного работника ниже МРОТ либо ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

13. Организации, не выплачивающие заработную плату свыше трех месяцев подряд.

14. Плательщики, у которых снизился объем поступления платежей по сравнению с предыдущими отчетными периодами, то есть если численность работников осталась прежней, а выплаты им урезали. По сути, этот пункт относится к тем, кто выдает часть зарплаты в конвертах.

15. Плательщики, которые сдают нулевую отчетность на протяжении нескольких отчетных периодов.

16. Плательщики, у которых есть задолженности по взносам по актам камеральных проверок свыше двух отчетных периодов подряд.

17. Плательщики, которые мигрируют между налоговыми органами, то есть неоднократно меняют местонахождение.

Отметим, что ряд показателей аналогичен тем, которые используют налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Например, критерий 7 - несоответствие сведений, 12 - зарплата ниже МРОТ, 17 - частая смена местонахождения.

Помимо приведенных критериев поводом для проверки может стать неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие расходов, финансируемых за счет средств ФСС России, и др. Таким образом, перечень причин для проверки не является закрытым. Так что в каждую организацию ревизоры могут нагрянуть в любой момент.

Кто стучится в дверь ко мне…

После того как орган контроля вынесет решение о проверке, один экземпляр такого решения надо вручить плательщику. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) не регламентирует процедуру вручения решения о назначении проверки. Как это сделать, сказано в рекомендациях.

Документ передают проверяемому или его уполномоченному представителю на территории (в помещении) проверяемого или в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае следует вызвать представителя организации, направив ему уведомление по форме № 7, утвержденной приложением № 11 к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н (далее - приказ № 957н). Другой экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки.

...и что требуют проверяющие

Одновременно с ознакомлением плательщика с решением проверяющие должны вручить ему требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Форма требования утверждена приказом № 957н (приложение № 21).

Процедура истребования документов установлена ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Методичка уточняет некоторые положения указанной нормы. Так, в рекомендациях сказано, что количество требований в рамках одной проверки неограниченно. Причем первым требованием проверяющие вправе запросить подлинники. Такое право им предоставлено ч. 4 ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Ознакомиться с подлинниками можно только на территории плательщика. После их изучения чиновники составляют список документов, подлежащих проверке. И следующими требованиями запрашивают только копии. Обратите внимание: документы рекомендовано сдавать по описи, заверяемой обеими сторонами.

Остановимся еще на одном моменте. Если плательщик не может представить бумаги в течение десяти рабочих дней с даты вручения требования, он вправе ходатайствовать о продлении срока (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Орган контроля принимает одно из двух решений: либо дает дополнительное время, либо отказывает.

Максимальных сроков на продление Закон № 212-ФЗ в этом случае не устанавливает. Как указано в рекомендациях, руководитель органа контроля самостоятельно решает, сколько времени дать плательщику. При этом проверяющие будут учитывать причины и сроки, оговоренные проверяемым лицом в ходатайстве (уведомлении). Таким образом, вероятность принятия положительного для компании решения зависит от того, насколько полно и убедительно будет обоснована необходимость продления срока представления документов.

После получения запрошенных данных специалисты ПФР изучат полноту комплекта, правильность оформления первички, в том числе подписи на ней (с точки зрения полномочий лиц, которые визировали документы) и наличие обязательных реквизитов.

ПФР: хочу все знать

В рекомендациях сказано, что проверка может быть сплошной или выборочной. В первом случае проверять будут все документы и информацию, относящуюся к начислению страховых взносов. Во втором предпочтение отдадут какой-либо конкретной статье отчетности или группе однотипных операций.

Какой вариант ожидает каждую конкретную организацию, решают непосредственно лица, проводящие проверку, с учетом объема данных, состояния бухучета плательщика и степени вероятности обнаружения нарушений.

Независимо от глубины ревизии она начнется с ознакомления с учредительными документами и учетной политикой. Первые нужны, чтобы сверить «адреса, явки, пароли», вторая - для анализа методов и способов ведения бухгалтерского и налогового учета, оформления первички и организационно-распорядительных документов.

Список документов на проверку согласно методичке, как мы уже говорили, обширный. Отметим интересный факт: во Временных рекомендациях список состоял из 16 пунктов, а нынешний - из 22 (табл. 1). Причем последними поименованы «иные документы», что дает моральное право проверяющим запрашивать любую информацию. Правда, вопросы, насколько это законно и не выйдут ли проверяющие за границы своих полномочий, в каждом конкретном случае будут решаться индивидуально. Не исключено, что в суде.

Наличие в списке некоторых документов, например трудовой книжки, вызывает недоумение. Непонятно, зачем они специалистам Пенсионного фонда. Суммы выплат, на которые начисляют страховые взносы, в таких документах не указывают. А проверка их оформления и соблюдения трудовых прав работников не входит в цели и задачи проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.

Документы и сведения, на которые ревизоры обязательно обратят внимание в ходе проверки отдельных операций, приведены в табл. 3.

справка

Ответственность за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки, влечет наложение штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ

Фонд идет на борьбу со схемами

При проведении выездной проверки специалисты Пенсионного фонда могут заподозрить фирму в применении способов минимизации страховых взносов. Для таких случаев в Методических рекомендациях раскрыта суть нескольких схем и приведен порядок действий проверяющих: на что обратить внимание и какие документы следует изучить. Приведем их в табл. 3.

справка

Включить компанию в план проверки чиновники могут в любой момент. Основанием для этого, в частности, может быть получение срочных заданий от вышестоящих органов ПФР, а также ФОМС и ФСС, прокуратуры и право­охранительных органов

Результат проверки - полезные дополнения

Методичка содержит указания по оформлению результатов проверки и процессуальным вопросам рассмотрения материалов. В основном они повторяют положения Закона № 212-ФЗ, но есть и некоторые уточнения.

В последний день проверки ревизоры должны составить справку по форме, утвержденной приказом № 957н, и вручить ее проверяемому лицу. В случае если плательщик уклоняется от получения справки, ее направят по почте заказным письмом. При таком варианте считается, что справка получена организацией по истечении шести дней с момента направления письма.

Далее в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть оформлен акт. Его форма и требования к содержанию также утверждены приказом № 957н. В течение пяти дней с даты подписания чиновники должны вручить акт представителю организации под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о его получении. Если плательщик взносов уклоняется от получения акта, порядок действий аналогичен изложенному выше (ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

В случае несогласия с актом у организации есть 15 дней с момента его получения, чтобы представить возражения (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что указание на это право плательщика должно найти отражение в акте (п. 7 Требований к составлению акта выездной проверки, утвержденных приказом № 957н).

Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение десяти дней с даты истечения срока для представления плательщиком письменных возражений по акту (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Специалисты ПФР конкретизировали отрезок времени, отведенный им для принятия решения, - 25 дней с момента вручения плательщику страховых взносов акта.

Закон № 212-ФЗ дает право органу контроля продлить этот срок, но не более чем на один месяц (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ), например, как сказано в методичке, когда нужно получить дополнительные доказательства для подтверждения факта нарушения законодательства о страховых взносах. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов.

Плательщики вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. Закона № 212-ФЗ). О времени и месте их должны известить. Причем в методичке сказано, что проинформировать нужно письменно, и даже рекомендована форма уведомления. Заметим, что в Законе № 212-ФЗ о письменной форме извещения ничего не говорится.

Кроме того, рекомендации содержат предостережение органу контроля при назначении даты рассмотрения материалов проверки. Надо учитывать вероятность направления плательщиком возражений по почте в последний день срока, предусмотренного для подачи возражений. Таким образом, есть шансы, что даты рассмотрения материалов проверки будут назначаться не ранее шестого рабочего дня из отведенных десяти для принятия решения.

И последнее. Требования Методических рекомендаций к оформлению, содержанию и вручению решения повторяют положения ст. 39 Закона № 212-ФЗ. Вызывает интерес только одно уточнение: дата решения должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки.

Какие документы должны быть у компании (таблица 1)

№ п/п

Перечень документов

Примечание

Учредительные документы

Устав, учредительный договор, положение

Приказы об учетной политике

Лицензии

Расчет РСВ-1 ПФР

Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов

Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации

Договоры между организацией и страховой медицинской организацией (СМО) на обязательное медицинское страхование граждан, работающих на предприятии

Необходимо приложить список граждан, застрахованных на ОМС

Регистры бухгалтерского учета

Главная книга,

журналы-ордера, мемориалы-ордера,

оборотно-сальдовые ведомости,

аналитические карточки (карточки субконто и др.), своды по заработной плате,

разработочные таблицы - машинограммы

Формы первичной учетной документации

Необходимы не только бухгалтерские, но и кадровые документы, а именно:

  • Т-1. Приказ (распоряжение) о приеме на работу;
  • Т-2. Личная карточка;
  • Т-3. Штатное расписание;
  • Т-5. Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;
  • Т-5а. Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;
  • Т-6. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;
  • Т-6а. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;
  • Т-8. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении);
  • Т-8а. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);
  • Т-11. Приказ (распоряжение) о поощрении работника;
  • Т-12. Табель учета рабочего времени и расчеты по оплате труда;
  • Т-13. Табель учета использования рабочего времени;
  • Т-49. Расчетно-платежная ведомость;
  • Т-51. Расчетная ведомость;
  • Т-53. Платежная ведомость;
  • Т-54. Лицевой счет;
  • прочие документы.

Документы, используемые при проверке кассовых операций

Приказ о назначении кассира, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, кассовая книга, отчет кассира (второй лист кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера.

При наличии ККТ проверяются:

  • договор с центром технического обслуживания;
  • журнал кассира-операциониста;
  • справки-отчеты кассира-операциониста:
  • Х-отчеты;
  • Z-отчеты.

Банковские документы

Платежные документы (выписки банка, платежные поручения (требования) и проч.)

Расчетные документы

Счета и прочие документы

Трудовые договоры

Трудовые книжки работников

Договоры гражданско-правового характера

Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)

Документы по подотчетным суммам

Авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и проч.

Унифицированная форма государственного статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»

Этот документ представляется плательщиками страховых взносов, юридическими лицами - коммерческими и некоммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности в органы Росстата

Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда

Карточка налогоплательщика

При необходимости иные документы

Порядок проверки отдельных операций (таблица 3)

Наименование операции

Что проверят

Выплата денежных средств из кассы организации

Журнал-ордер, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовую книгу и регистры бухгалтерского учета.

Проведут сверку фактически выданных физическому лицу сумм по кассе с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета. В случае расхождений начислят страховые взносы

Выплата денежных средств безналичным путем

Журнал-ордер № 2 по счету 51, банковские выписки, платежные поручения, регистры бухгалтерского учета по счетам 50, субсчет «Денежные документы», 51, 52, 55.

Проверят полноту отражения в бухгалтерском учете всех операций по всем банковским счетам организации

Выплаты денежных средств по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами

Приказы, в соответствии с которыми определен круг подотчетных лиц, сроки возврата неизрасходованных сумм, данные аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», журнал-ордер № 7 по счету 71.

Проверят операции по дебету счета 71 в корреспонденции со счетами учета денежных средств (Дебет 71 Кредит 50, 51).

Авансовые отчеты и документы, которые к ним прилагаются: акт приемки выполненных работ и документ, подтверждающий факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость), служебные задания, командировочные удостоверения, журналы учета прибывших и выбывающих в командировки сотрудников, первичные документы, подтверждающие использование денежных средств по целевому назначению (проездные билеты, счета гостиниц, товарные чеки и др.), приказы руководителя об установлении повышенных норм командировочных расходов; сметы представительских расходов; гражданско-правовые договоры с лицами, выезжающими в служебные поездки за счет проверяемой организации

Выплаты в натуральной форме

Первичные документы (накладные на передачу материалов, товаров, услуг и т.п.)

Операции при реализации (безвозмездной передаче) материальных ценностей

Акт о ликвидации основных средств; накладную на отпуск со склада основных средств, узлов, комплектующих деталей и других основных средств, товарно-материальных ценностей; акт приема-передачи или безвозмездной передачи основных средств. Эти документы будут проверять с целью выявления операций по реализации в счет оплаты труда или иного вознаграждения.

Кроме того, проверят правильность отражения результатов реализации на счете 91 «Прочие доходы и расходы»

О каких схемах минимизации взносов знает ПФР (таблица 2)

Суть схемы

Как выявляют

Применение ЕНВД в 2010 г.

Выплаты работникам, занятым в деятельности на ЕНВД, облагаются по пониженным тарифам

Плательщики должны вести персональный раздельный учет выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД. Если однозначно можно установить, что выплата связана с «вмененной» деятельностью, то применяется пониженный тариф. В противном случае организацию ждут доначисления взносов исходя из общего тарифа, установленного ч. 1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ

Выплаты в пользу индивидуального предпринимателя в 2010 г.

С предпринимателем, применяющим УСН, заключен гражданско-правовой договор, выплаты по которому не облагаются взносами. Хотя фактически предприниматель является работником организации, а заключенный с ним договор имеет характер трудового

Во-первых, выплаты должны быть произведены предпринимателю за те виды деятельности, которые указаны в его свидетельстве о госрегистрации. Если в ходе проверки будет установлено, что деньги предпринимателю заплатили за ту работу (услугу), которой нет в его свидетельстве, эти суммы включат в облагаемую базу по взносам на ОПС и ОМС.

Во-вторых, гражданско-правовым договором с предпринимателем может быть прикрыт трудовой. Это выявляется при анализе условий соглашения. Если в нем есть такие условия, как подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работодателем определенных условий труда, ежемесячная оплата, не зависящая от результата работ или услуг (то есть фактически заработная плата), такой договор с большой долей вероятности будет расценен как трудовой с соответствующими последствиями. Подписание актов приема-сдачи работ в этом случае не будет безусловным доказательством, что отношения носят гражданско-правовой характер

Передача имущественных прав, входящих в состав интеллектуальной собственности, оформляется договором купли-продажи, выплаты по которому не облагаются взносами на основании ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ

Проверяющие определят, подпадает ли объект договора купли-продажи под объект интеллектуальной собственности (изобретения, ноу-хау, произведения науки, искусства и т.д.). Если да, то имущественные права на интеллектуальную собственность должны передаваться по договору об отчуждении исключительного права, а не по договору купли-продажи и соответственно облагаться страховыми взносами на основании ч. 1, 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ

Выплата зарплаты в конвертах

1. Компания проводит по бухгалтерии только часть заработной платы.

2. Часть зарплаты работников начисляется в пользу одного работника (например, руководителя организации) и не облагается после достижении предельной базы в 415 000 руб. (за 2010 г.). Если бы зарплата начислялась в пользу тех работников, которым затем выплачивается, то она облагалась бы до превышения облагаемой базы в сумме 415 000 руб. при начислении выплаты в пользу каждого отдельно взятого работника

Признаки схемы:

  • жалобы физических лиц на бывших работодателей о сокрытии заработной платы или неполном отражении выплачиваемых сумм в учете (такие заявления поступают, как правило, от физических лиц при увольнении, болезни, оформлении пенсии по инвалидности или по старости);
  • наличие информации, поступающей из иных внешних источников.
  • размер зарплаты значительно ниже среднеотраслевой, регионального МРОТ или прожиточного минимума;
  • руководителю организации выплачивается максимальная зарплата в размере, превышающем 415 000 руб., а зарплата сотрудникам выдается из «фонда руководителя» без документального оформления.

Необходимо установить факт отсутствия первичных бухгалтерских документов по начислению заработной платы. При документальном подтверждении факта применения схемы организацию ожидают доначисления взносов по аналогии в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ

Аннуитет

Организация заключает со страховой компанией фиктивные договоры страхования работников от несчастных случаев и болезней.

Получение такой информации может стать основанием для проверки страхователей-организаций, на работников которых оформлены такие договоры

Пенсионный фонд вправе запросить информацию у налоговых органов о контрагентах страховых компаний. Налоговые органы, проверив выписки по расчетному счету подобной страховой компании, устанавливают факты ежемесячного на протяжении года или ряда лет перечисления денежных средств по договорам страхования работников от несчастных случаев и болезней с указанием основания платежа - «страховые случаи».

При этом на счет страховой компании ежемесячно перечисляются денежные средства в виде страховых взносов по указанным договорам, а на следующий день эти деньги уходят под видом страховых выплат (аннуитетов) на карточные счета сотрудников организаций-контрагентов в качестве заработной платы. Следовательно, произойдет доначисление страховых взносов

Проверка ПФР нацелена на контроль за уплатой страховых взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. В статье мы расскажем о сроках проведения таких проверок и составе проверяемых документов.

Камеральные и выездные проверки ПФР в 2017-2018 годах

С 2017 года законодательство о страховых взносах подверглось кардинальным изменениям. Подобно тому, как это было до 2010 года, администрирование страховых взносов ныне передано в руки налоговой инспекции.

Закон «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, регулировавший отношения в сфере взимания взносов, более не действует. Зато введена глава 34 НК РФ. Она-то и регулирует теперь указанные выше отношения, но в гораздо более узком виде, чем это делал 212-ФЗ. Так, например, в ней нет норм о контроле за уплатой страховых взносов (проверках).

Это означает, что проверки за расчетами и уплатой всех страховых взносов теперь регулируются нормами о налоговом контроле и проводятся налоговой инспекцией. Указанные нормы еще предстоит привести в соответствие с главой 34 НК РФ.

Несмотря на все изменения, как камеральные, так и выездные проверки ПФР в 2017-2018 годах все еще может проводить — за периоды, истекшие до 01.01.2017. При проведении проверок специалисты фонда по-прежнему руководствуются Методическими рекомендациями, утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р (далее — Методические рекомендации).

Сроки проведения проверок ПФР

В зависимости от вида проверок установлены следующие сроки:

Не знаете свои права?

  1. Камеральная проверка (по документам, имеющимся в распоряжении фонда) проводится в течение 3 месяцев с момента поступления отчетности. Проверяется только тот период, за который сдана отчетность.
  2. Проведение выездной проверки ограничено 2 месяцами, но в некоторых случаях мероприятие может продлеваться до 4 или 6 месяцев.

Месяц начала проведения выездной проверки обозначается в плане проведения проверок, утверждаемом в декабре на каждый следующий год. Там же указывается и проверяемый период (не далее чем 3 года до года проведения проверки, то есть в 2017 году инспекторы ПФР могут проверить 2014, 2015 и 2016 годы).

ВАЖНО! Согласно письму Минздрава РФ от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748 выездные плановые проверки могут осуществляться только совместно ПФР и ФСС, поэтому и план-график проверок разрабатывается этими органами вместе.

О начале проверки ПФР проверяемые узнают, получив на руки решение о ее проведении вместе с требованием о предоставлении документов. Срок для предоставления таковых — 10 рабочих дней. Он может быть увеличен по мотивированной письменной просьбе проверяемого.

Какие документы может требовать Пенсионный фонд при проверке?

Что проверяет Пенсионный фонд при выездной проверке? В самом общем видетакиепроверки сводятся к определению того, правильно ли рассчитывают и своевременно ли работодатели платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медстрахование.

Для этого у проверяемого субъекта посредством требования запрашиваются копии документов, которые:

  • выступают основанием для расчета и перечисления в фонд взносов;
  • подтверждают корректность произведенных расчетов и перечислений.

Перечень документов, которые могут требовать проверяющие, установлен в приложении № 1 к Методическим рекомендациям. К ним, к примеру, относятся:

  • учредительные документы и лицензии;
  • бухгалтерская отчетность;
  • расчеты по пенсионным страховым взносам и взносам на ОМС;
  • регистры бухгалтерского и налогового учета;
  • трудовые и коллективные договоры;
  • приказы;
  • гражданско-правовые договоры;
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, касающиеся выплат в пользу физлиц (ведомости, расходные ордера, платежные документы);
  • документы, касающиеся персонифицированного учета в системе пенсионного страхования.

Пенсионный фонд проверяет работодателей на предмет правильности расчета взносов. Проверки идут по старым правилам, но только за периоды до 2017 года. Начиная с 01.01.2017 контроль за страховыми взносами перешел к налоговой инспекции.

Законодательством на проведение выездной проверки ФСС и ПФР отводится целых два месяца (не считая приостановлений). Если вас проинформировали о предстоящей проверке и уже плотно занялись подготовкой к ней, предлагаю тогда сразу перейти ко второй части статьи – практическим советам по прохождению выездной проверки ФСС и ПФР. А если уведомления пока не было, и вы хотите провести оценку вероятности проведения проверки, чтобы подготовиться к ней заранее, - тогда рекомендую читать по порядку.

Как определить вероятность проведения выездной проверки ФСС и ПФР

Как же понять, грозит ли вам в ближайшем времени выездная проверка ФСС и ПФР? Для этого нужно воспользоваться критериями отбора плательщиков страховых взносов для проведения выездных проверок, которые установлены в письме. В соответствии с письмом ФСС и ПФР, критерии отбора страхователей для проверок следующие:

  1. Количество расчетов за 9 месяцев предыдущего года, предоставленных в ПФР и ФСС, не совпадает.
  2. Страхователь производит затраты на обязательное социальное страхование за счет средств ФСС (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и т.д.).
  3. Несвоевременно предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета. Это касается периодов до 2014 года, так как, начиная, с 2014 года форма отчета РСВ-1 включает сведения переучета.
  4. Наличие у страхователя значительных сумм выплат в пользу работников, не облагаемых страховыми взносами, например, сумма компенсаций за использование личного имущества сотрудников в служебных целях, сумма материальной помощи в установленных законодательством пределах т. д.
  5. Применение пониженных тарифов страховых взносов.
  6. Есть ошибки и несоответствия по результатам проведения камеральных проверок.
  7. Наличие задолженности по страховым взносам в течение больше двух периодов подряд.
  8. Отнесение страхователя к числу крупных плательщиков, для которых характерны наибольшие суммы облагаемые базой, много застрахованных лиц или среднесписочная численность работников.
  9. Уменьшение суммы начисленных взносов по сравнению с предыдущими периодами без изменения численности работников.
  10. Есть информация от налоговой о проведении страхователем различных схем минимизации налогов и взносов.

Подобным способом, нежели большему числу критериев отвечает ваше предприятие или ИП, эта возможность проведения проверки больше.

Рекомендации по прохождению выездной проверки ФСС и ПФР

  • Применили пониженные тарифы по страховым;
  • Большие суммы возмещения расходов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством из ФСС в основном за счет отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • Наличие выплат сотрудникам, которые не входят в базу для начисления страховых взносов (компенсация за использование личного автотранспорта, материальная помощь при рождении ребенка).

Проверка проходила в январе 2016 года, естественно, проверялись периоды 2013, 2014 и 2015 годах. Примерно за 2 недели до начала проверки позвонили представители ПФР и предупредили, что компания значится в плане выездной проверки. И сообщили, когда начнется проверка, какие документы (в общем) нужно подготовить, сообщили свои координаты, а также озвучили состав комиссии: по одному представителю от ФСС, ПФР и из налоговой (так как применялись пониженные тарифы).

Лучше чтобы выездные проверки проходили на вашей территории, рассмотрим в таблице причины:

Причины Описание
Обеспечение сохранности документов Оригинальные документы, проверяющие, не имеют права изымать и выносить за пределы компании. Но если проходит проверка на территории, органов ФСС и ПФР, то могут запросить оригиналы документов для ознакомления, то есть часть документов придется отвезти, затем возвращать и контролировать постоянно, чтобы не потерялись документы и не испортились. Поэтому, когда проверка проходит на вашей территорией, вы будете уверены, что с вашими документами будет все в порядке.
Экономия времени и материальные ресурсы Если проверка происходит на вашей территории, то не нужно тратить время на поездки, все документы вы сможете показать проверяющим в оригиналах, то есть сэкономите время. Но иногда могут запросить и копии документов и составить опись.
Можно подробно узнать, что от вас требуется Производят запрос инспектор ФСС, которое будет подтверждать ваше соответствие, установленное в законе.
Личный контакт Инспекторы тоже люди, и если проверка проходит на вашей территории, у вас появляется возможность установить личный контакт в вашу пользу и нужно придержаться общим правилам.

Определенные правила, которыми нужно придерживаться

Общаться с проверяющими ФСС и ПФР необходимо придерживаться определенных правил, рассмотри эти правила:

  • Настроится психологически, и запомните всего лишь две вещи: 1. У Вас в компании все только «белое»;
  1. Вы грамотный специалист, знающий свое дело. Это важно, потому что некоторые проверяющие, со стажем, хорошие психологи, они сразу увидят, когда человек нервничает или пытается обмануть. Поэтому чтобы вам поверили, вы сами должны точно верить в свою правоту.
  • Создайте проверяющим комфортные условия. Хорошо, если они будут находиться в отдельном кабинете: и им спокойно и вам. Можно поставить у них в кабинете чайник, чай, и что-то к чаю, показать, где можно налить воды и т.д. Лучше потеснить своих сотрудников, но точно не проверяющих.
  • Соблюдайте дистанцию в общении с проверяющими. Когда будете предлагать чай или другие удобства, делайте это вежливо, из приличия, а не из желания подкупить.
  • Отстаивайте свое мнение. Если проверяющие указывают вам на ошибки, по мнению их, не пытайтесь согласиться и не пытайтесь все сходу объяснить. Лучше скажите, что вам необходимо время, чтобы подумать и подготовить ответ. За это время вы сможете собрать нужные аргументы и подтверждения своей правоты. Даже если вы понимаете, что нарушение имеют, место быть это не повод огорчатся, а наоборот, необходимо собраться и, во-первых, понять, чем это грозит, а во-вторых, попробовать все исправить.
  • Помните, что как бы ни повели себя проверяющие, у вас с ними разные интересы. Просто будьте максимально дипломатичны и держите ухо востро.