Педагогическая психология - Зимняя И. Зимняя И.А

Зимняя Ирина Алексеевна (17.03.1931) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ.

Пришла в психологию в середине 50-х годов. Она начала исследования в области психоакустики в тесном сотрудничестве с такими учеными, как Жинкин, Артемов, Чистович, Соколов, Срама-Козалу, Фалог и др. Введенный ею в психологию речи и психолингвистику термин «смысловое восприятие» речевого сообщения в настоящее время является одним из важных элементов теории этих наук. Известна психологической науке ее монография «Психология слушания и говорения» (1973). Она разрабатывает основные положения психологической теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъективных отношений, в изменении субъектных позиций. В психологии обучения иностранным языкам по-новому сформулированы практические задачи обучения развития речевой деятельности (во взаимодействии ее видов) на изучаемом языке.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований представлены в многочисленных публикациях (более 150), среди которых четыре монографии: «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке»; «Психология обучения иностранным языкам в школе»; «Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности» (в соавторстве).

Книги (5)

Ключевые компетентности

Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

В настоящее время делается много попыток включить компетентностную модель в существующую (например, подходы В.А. Болотова, В.В. Серикова), рассмотреть стандарты высшего профессионального образования в компетентностной модели специалиста (Ю.Г. Татур).

Эта ситуация требует все более широкого и заинтересованного обсуждения проблемы, что является задачей данной брошюры.

Лингвопсихология речевой деятельности

В работе представлена целостная концепция речевой деятельности в лингвопсихологической трактовке, включающей рассмотрение предмета, средств, способов и механизмов осуществления этой деятельности.

Впервые в этом контексте детально раскрывается речевой акустический сигнал в совокупности определяющих его параметров, текст как продукт речевой деятельности и особенности его восприятия и понимания.

Педагогическая психология

Освещены история, предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии. Рассмотрены основополагающие проблемы образования, педагога и учащегося как его субъектов, учебной и педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и общения.

С использованием широкого круга отечественных и зарубежных источников представлены исторически сложившиеся современные воззрения и исследовательские позиции в области педагогической психологии, показаны творческие возможности личностно-деятельностного подхода к обучению.

Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия) 3

ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 5
Глава 1. Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания 5
§ 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии 5
§ 2. История становления педагогической психологии 9
Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики 14
§ 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии 14
§ 2. Методы исследования в педагогической психологии 17

ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАНИЕ – ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 25
Глава 1. Образование в современном мире 25
§ 1. Образование как многоаспектный феномен 25
§ 2. Основные направления обучения в современном образовании 33
§ 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45
Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе 55
§ 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе 55
§ 2. Обучение и развитие 58
§ 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе 69

ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ - СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 74
Глава 1. Субъекты образовательного процесса 74
§ 1. Категория субъекта 74
§ 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса 77
Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности 78
§ 1. Педагог в мире профессиональной деятельности 78
§ 2. Субъектные свойства педагога 81
§ 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога 84
§ 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности 86
§ 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической 90
деятельности 90
Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности 99
§ 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности 99
§ 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности 103
§ 3. Студент как субъект учебной деятельности 108
§ 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности 110

ЧАСТЬ IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 114
Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности 114
§ 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности 114
§ 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности 115
§ 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности 116
Глава 2. Учебная мотивация 130
§ 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации 130
§ 2. Учебная мотивация 134
Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося 140
§ 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения 140
§ 2. Навык в процессе усвоения 144
Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности 149
§ 1. Общая характеристика самостоятельной работы 149
§ 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе 150

ЧАСТЬ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ 157
Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности 157
§ 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание 157
§ 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации 158
Глава 2. Педагогические функции и умения 162
§ 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения) 162
§ 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений 163
Глава 3. Стиль педагогической деятельности 167
§ 1. Общая характеристика стиля деятельности 167
§ 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности 168
Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога 172
§ 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога 172
§ 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ 175
§ 3. Схема психологического анализа урока 178

ЧАСТЬ VI. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 184
§ 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория 184
§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие 186
Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество 188
§ 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция 188
§ 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность 190
Глава 3. Общение в образовательном процессе 195
§ 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия 195
§ 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 200
Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности 209
§ 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения 209
§ 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии 210
ПРИЛОЖЕНИЕ 221
ЛИТЕРАТУРА 222

Учебник по педагогической психологии. 2000. —384 с.Для студентов педагогических и психологических специальностей.
Педагогическая психология: становление, современное состояние часть.
Образование - глобальный объект педагогической психологии часть.
Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса часть.
Учебная деятельность часть.
Педагогическая деятельность в разных образовательных системах часть.
Учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе.Содержание:
Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия).
Педагогическая психология: Становление, Современное состояние.
педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания.
Общенаучная характеристика педагогической психологии.
История становления педагогической психологии.
Педагогическая психология: основные характеристики.
Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
Методы исследования в педагогической психологии.
Образование - Глобальный объект педагогической психологии.
образование в современном мире.
Образование как многоаспектный феномен.
Основные направления обучения в современном образовании.
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.
Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе.
Обучение и развитие.
Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
Педагог и ученики - Субъекты образовательного процесса.
субъекты образовательного процесса.
Категория субъекта.
Специфические особенности субъектов образовательного процесса.
Педагог как субъект педагогической деятельности.
Педагог в мире профессиональной деятельности.
Субъектные свойства педагога.
Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога.
Способности в структуре субъекта педагогической деятельности.
Личностные качества в структуре субъекта педагогической.
деятельности.
Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности.
Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности.
Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности.
Студент как субъект учебной деятельности.
Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.
Учебная деятельность.
общая характеристика учебной деятельности.
Учебная деятельность - специфический вид деятельности.
Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности.
Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности.
Учебная мотивация.
Мотивация как психологическая категория.
Основные подходы к исследованию мотивации.
Учебная мотивация.
Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося.
Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения.
Навык в процессе усвоения.
Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности.
Общая характеристика самостоятельной работы.
Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе.
Педагогическая деятельность в разных образовательных системах.
общая характеристика педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации.
Педагогические функции и умения.
Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения).
Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений.
Стиль педагогической деятельности.
Общая характеристика стиля деятельности.
Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности.
Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога.
Психологический анализ урока в деятельности педагога.
Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ.
Схема психологического анализа урока.
Учебно-Педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе.
общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие.
Учебно-педагогическое сотрудничество.
Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция.
Влияние сотрудничества на учебную деятельность.
Общение в образовательном процессе.
Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия.
Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
"Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.
Определение и общая характеристика затрудненного общения.
Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Приложение.
Литература.