План урока по обществознанию бытие. Проблемы бытия человека

Категория «бытие» применяется для отражения четырёх актов проявле­ния всего сущего. Учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах представлено в философском знании. Бытием обладают не только явления природы, но и человек, сфера его деятельно­сти, сознания. Мир мыслящих существ и всего сотворённого ими входит в сферу бытия.

Во всех проявлениях своей жизни человек предстаёт в сво­ей биосоциальной сущности. Это ведёт к абсолютизированию двух указанных сущностей человека.

Биологизаторский подход ограничен, так как акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человече­ской природы. Социологизаторский подход объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов, и приво­дит к представлению о человеке как социальном функционе­ре, винтике государственной машины, использовать который можно без оглядки «на какие-то гены». Здесь человек предста­ёт как податливый слепок социокультурной среды, он лишь продукт обстоятельств, в которые попадает и в которых вы­нужден существовать.

Современные учёные пытаются отказаться от схемы со- циологизированного человека и доказать, что человека нельзя рассматривать как чистую доску (как это утверждал в своё вре­мя Дж. Локк), на которой общество пишет нужные слова. Не следует недооценивать природно-биологические задатки ин­дивида.

В связи с этим выделяются четыре основные формы бытия.

В качестве первой формы выступает бытие процессов приро­ды, а также вещей, произведённых человеком, т. е. естествен­ная, и «вторая природа» - очеловеченная. Природа является исторически первичной предпосылкой возникновения чело­века и человеческой деятельности. Она существовала «до», су­ществует «вне» и «независимо» от сознания человека. Вторая форма охватывает собой бытие человека. Третья форма - бы­тие духовное: внутренний духовный мир самого человека, его сознание, а также плоды его духовной деятельности (книги, картины, научные идеи и проч.). Четвёртая форма - социаль­ное бытие. Оно состоит из бытия человека в природе, истории, обществе. Итак, природа, человек, духовность и социальность есть основные формы бытия.

Когда мы говорим об индивидуальном аспекте человеческого бытия, то предполагаем рассмотрение жизни человека, имею­щей продолжительность от рождения до смерти. В этих грани­цах его бытие зависимо как от его природных данных, так и от общественно-исторических условий существования.

В качестве первичной предпосылки бытия человека вы­ступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и ги­бели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных стра­нах признание фундаментальных прав человека на удовлетво­рение его первичных потребностей, прав, связанных с сохра­нением жизни, закреплено юридически.

Включённость человека в культуру раскрывает личностный аспект бытия человека . Индивид становится личностью, ос­ваивая достижения человеческой культуры. Считается, что индивидуальное бытие - основание для бытия личности.

Многие мыслители искали связь между телом человека и его духовным миром, отмечая, что связь бытия человека с его внутренним духовным миром уникальна. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями окультуренного су­щества, личности. Человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулиро­вать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответ­ствии с естеством, но руководствуясь исторически возникши­ми нормами и идеалами.

Социальное бытие понимается как жизнь общества, свя­занная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Социальное бытие может быть выражено и в более широком смысле как бытие общественное. По структуре общественное бытие представле­но реалиями повседневности, предметно-практической де­ятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Об­щественное бытие (отношения людей к природе и друг к другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального со­знания каждого индивида, который застаёт его как «сумму условий и обстоятельств» своего конкретно-исторического су­ществования. Общественное бытие - это объективная обще­ственная реальность, она первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

В центре социального бытия находится такая субстанция, как труд. Все корни человеческого существования концентри­руются вокруг организации, осуществления и последствий труда. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.

Общественное бытие имеет конкретно-исторический ха­рактер и пронизано животрепещущими проблемами совре­менности. Оно отражает необратимый исторический процесс. Общество не могло бы развиваться и функционировать, не осознавая своего бытия. Особенностью общественного бытия является его осознанное развёртывание в социальном про­странстве и историческом времени той или иной эпохи. Именно поэтому социальное бытие есть не только результат жизнедеятельности индивидов, но и проявление в нём конк­ретно-исторического цивилизационного процесса развития.

    Проблема человека в истории философии.

    Социально-природная сущность бытия человека.

    Смысл жизни как функция человеческого бытия.

Темы докладов и рефератов.

    13.1. Человек и его бытие как проблема философии.

    13.2. Проблема возникновения человека.

    13.3. Биосоциальная сущность человека.

    13.4. Ценности человеческого бытия.

    13.5. Бессмертие человека: проблемы и решения.

    13.6. Коллективность как условие бытия человека.

    13.7. Человек и фауна: гармонизация отношений.

    13.8. Онтогенез и клонирование.

    13.9. Человек и космос.

    13.10. Мир человеческого общения и его особенности в сфере экономики

(инженерной деятельности, турбизнесе).

Литература

Введение в философию.– К., 2008. – Тема 14, с. 118-122.

Основи філософії. – Д., 2009. – Тема14, с. 140-150.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М., 2009. – Раздел 12.

Петрушенко В.Л. Філософія. – Львів, 2009. – Тема13, с. 300-329.

Причепій Є.М., Черній А.М., Чекаль Л.А.Філософія. - К., 2008, с. 342-368.

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2009. – гл. 6.

Філософія. – К., 2009. – Тема 19, с. 615-634.

Золотухина – Аболина Е.В. Философская антропология – М.-Ростов н/д, 2006.

Марков Б.В.Философская антропология. – СПб., 2008.

Новая философская энциклопедия. – М., 2000-2001. – Ст.: «Человек», «Антропология христианская».

Філософія: Хрестоматія (від витоків до сьогодення) – К., 2009-Розділ 8.

Занятие 1 4 .

Личность и общество

      Понятие «личность». Взаимоотношение личности и общества.

      Соотношение свободы, необходимости и ответственности в деятельности личности. Волюнтаризм и фатализм.

      Изменение роли личности в ходе истории.

Темы докладов и рефератов.

    14.1. Личность как субъект и объект социальной жизни.

    14.2 . Свобода личности как выражение человеческой сущности.

Свобода и ответственность.

    14.3 . Творчество как способ самореализации личности в экономике

(инженерной деятельности , турбизнесе и др.).

    14.4. Соотношение личных и общественных интересов в деятельности экономиста (инженера, финансиста, аудитора).

    14.5. Личность и ее свобода в зеркале философии и религии.

    14.6. Профессиональная деятельность и образ жизни личности.

    14. 7 . Социальные условия и свобода личности.

    14.8. Формы проявления волюнтаризма и фатализма в истории

человечества.

    14.9. Роль народных масс в истории.

    14 .10. Роль и сторическ ой (выдающ ейся ) личност и в историческом

процессе.

Литература

Введение в философию. – К., 2008. – Тема 15, с. 123-129.

Основи філософії. – Д., 2009. – Тема 15, с. 150-159.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М., 2009. – Раздел 13.

Петрушенко В.Л. Філософія. – Львів, 2009. – Тема 14 , с. 329-349.

Причепій Є.М., Черній А.М., Чекаль Л.А. Філософія.- К., 2008, с. 342-368.

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.- СПб., 2009. С. 172-191.

Философия. – М., 2008. – гл. 21, с. 567-595.

Філософія. – К., 2009. – Тема 19, 20.

Новая философская энциклопедия.– М., 2000-2001. – Ст.: «Личность»,

«Свобода», «Ответственность», «Воля», «Фатализм».

Філософія: Хрестоматія (від витоків до сьогодення) – К., 2009.

Слайд 1

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 2

АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс исторического развития человека, того вида, к которому принадлежим все мы. Иногда антропогенезом называют и отрасль науки о человеке - антропологии, изучающую эволюцию человека.
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле

Слайд 3

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы.

Слайд 4

Слайд 5

В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Слайд 6

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ
ИНДИВИД - отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек с момента рождения - индивид, индивид - это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность.
ЛИЧНОСТЬ – это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни:
- отличается самостоятельностью в поступках; - способна нести ответственность и решать проблемы; - контролирует поведение, обладает силой воли; - способна изменяться с течением времени.
Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.

Слайд 7

ИНДИВИД

Слайд 8

ЛИЧНОСТЬ

Слайд 9

Слайд 10

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее, считается, что индивидуальное бытие - основание для бытия личности. Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.
первичные потребности
вторичные потребности

Слайд 11

Один великий, сказал, что свобода – это осознанная необходимость. И в этом выражении есть доля правды. Каждый уважающий себя человек стремится обрести свободу и знает свои права в современном мире. Но, к сожалению, многие не понимает, что за свободой стоит такой немаловажный фактор как ответственность за свои поступки, помыслы и деяния. Насколько взаимосвязаны эти два понятия, и с какими проблемами сегодня сталкивается человек, в борьбе за свою свободу?
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Слайд 12

СВОБОДА - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. Свобода есть там, где есть выбор, но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.
ЯДРО СВОБОДЫ - это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Слайд 13

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Слайд 14

Тело плюс душа дают Бытие Джеймс Дин

Человеческое бытие как философская проблема

Проблема определения бытия человека. Бытие как дар, раскрытие присутствия человека в мире. Человек в бытии мира раскрывает многокачественность, многоуровневость и многомерность своего бытия. Человек на перекрестке природы, истории, культуры - созидатель, свидетель и слагатель.

Система категорий познания бытия мира в "человеческом измерении": природа (выделяет естественную порожденность человека, его родство со всем сущим); сущность (подчеркивает отличие человека от всего иного сущего);

Человек и мир: проблема места человека в космосе, природе, социуме, культуре как система отношений "человек-космос", "человек-природа", "человек-социум", "человек-культура".

Космизм человеческого бытия

Фундаментальная конституция человека как бытие-в-мире. Мир - уникальное единство предметных, социальных и языковых отношений, образующих культурную среду индивида. Четыре стадии формирования мира индивида: генетическиродовая, игровая, внутренне нормативная, жизненная.

Мир как нетотализируемая тотальность всего, что есть. Мир как природа и мир как история. Бытие в природе как тождество. Бытие в истории как негативность, различие.

Формы бытия человека в мире: объект ("вещь среди вещей")-субъект, телесно-духовное, род-индивид, социальное-индивидное.

Происхождение человека

Две концепции происхождения человека: религиозная и научная.

В религиозной концепции утверждается, что человека создал, сотворил Бог. Причиной появления человека представляется надприродная, сверхъестественная сила, в роли которой выступает Бог.

В научной концепции возникновение человека рассматривается как продукт эволюционного развития природы. В Рамках научной концепции можно выделить три гипотезы появления человека на Земле.

Во-первых, это гипотеза, которую высказал Ч. Дарвин и в которой в качестве предка человека рассматривается обезьяна.

Во-вторых, это версия, согласно которой человек произошел от животного, но остается неясным, от какого именно животного.

В-третьих, это космическая гипотеза происхождения человека, согласно которой человек родился не на Земле, он является пришельцем с другой планеты.

Принципиальная неадаптированность человека к природе. Человек "несчастное животное". Жизнь человека и история человечества как процесс постоянного рождения. Миф, ритуал, игра, искусство - важнейшие моменты становления человека.

Основания человеческого бытия

Природные, социальные и личностные (экзистенциальные) основания бытия человека. Единство многогранной сущности человека. Трактовка человека Зигмундом Фрейдом как существа биологического (инстинкты как главный движитель человеческой жизни), Карлом Ясперсом - как существа исторического (в силу этого человек не может быть познан полностью как бытие), Карлом Марксом - как существа биосоциального.

Природное основание бытия человека

Человек является частью природы, ибо он подчинен ей физически и биологически. Природа в этом смысле является той единственной реальной основой, на которой рождается и существует человек. Понятие "природа человека" в этом смысле обозначает биологические (природные) основания его бытия. Природа человека - совокупность стойких, неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному независимо от биологической эволюции и исторического процесса. К их числу относятся внешний облик, физическая конституция тела, генетический код, группа крови, цвет глаз, прямохождение, нервная система, высокоразвитый мозг, инстинкты и условные рефлексы, темперамент, психика, специфика органов чувств.

Человеку присуща природная недостаточность. В морфологическом отношении человек определяется недостатком, который следует интерпретировать в точном биологическом смысле как неадаптированность, примитивизм, то есть неразвитость, неспециализированность. У человека отсутствует волосяной покров, а значит, естественная защита от холода; отсутствуют естественные органы нападения и телесные приспособления для бегства; человек уступает большинству животных в остроте чувств; у него нет настоящих инстинктов, что смертельно опасно для жизни; наконец, он нуждается в защите в течение всего периода вскармливания и детства, которое несравненно продолжительнее, чем у других живых существ. Именно потому, что человек рождается как несовершенное и незавершенное существо, ему необходимо постоянно прибегать к практике самозащиты, самоопределения и самопреодоления.

Такое самоосуществление происходит не спонтанно, а в результате непрестанного усилия научения, размышления и свободной воли. Природа человека как незавершенная возможность, проявляющаяся в бесконечных вариациях существования. Проблема открытости человека как эволюционного существа. Предположения о целенаправленной и предопределенной эволюции человека и вселенной. Человек конструирует свою собственную природу: внутренняя нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения. Эти биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок создания социального.

Человек - часть природы, неотрывный от космоса, и вместе с тем огромный космос, во многом автономный от мира. Однако человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать их в единстве; человек - активный природный фактор, определенная функция биосферы и определенная часть ее строения. Этот факт предполагает наличие другого неоспоримого факта: независимости человека от окружающей среды. Человек открыт всему бытию.

Социальные основания бытия человека

Создание человеком самого себя есть предприятие социальное. Необходимость в социальном основании возникает из биологической природы человека. Социальные основания бытия человека определяют реальность как мир, в котором человеческое было бы предъявлено и понято. Это значит, что реальность, которую мы застаем, насквозь пронизана человеческими соразмерностями, выстроенными нами. Сложность этого мира зависит не от него самого, а от тех типов соразмерностей, которые выстраивало предшествующее нам человечество, и которые нам уже достались.

Понятие "сущность человека" выражает социальные основания бытия человека. Природа человека формируется и опосредована обществом. Социальность - следствие открытости человека миру.

Одиночество - отрицательная разновидность социальности, тоска по социальности.

Единство и противоречивость социальных обстоятельств и индивидуальной жизнедеятельности человека. Чувство неприкаянности в этом мире - человек, странствующий там и сям, везде чудовищно неуместен.

Личностные основания бытия человека

Личностные основания бытия человека определяются его способностью определить свою размерность не в физическом смысле, а в отношении с самим собой. Философия как инструмент организации человеческого помогает человеку выстроить такую соразмерность. Внутренний мир человека - это вполне самостоятельный, отдельный мир его образов, мыслеформ, чувств, переживаний и ощущений; мир, составляющий индивидуальную часть сущности данного человека.

Человек как Я-субъект - единственное существо, способное увидеть самого себя как "Я", а мир - как "не-Я". Мое собственное "Я" составляет центр моего мира, и только исходя из него я вижу все остальное и реализую себя в практической деятельности. Свобода и творчество - способ преодоления изначальной амбивалентности человека: личности и индивида. Только освобождение человека от себя ("трансцендирование") приводит человека к себе. Самотрансцендирование включает в себя не только способность наблюдения за собой, но и изменение самого себя в своей деятельности. Человек единственное существо, которое не хочет быть тем, что оно есть.

Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, даже безвыходном положении. Историчность - исключительное свойство человека.

Человек - символическое существо. Мы имеем в виду способность человека выражать многие реальности в символической форме. Человек живет не только в физическом мире, как животное, но и в мире символическом. Он осознает самого себя посредством символов. Животное использует некоторые знаки, но у них нет символов. Знак - часть физического мира, символ - часть мира человеческого. Назначение знака - инструментальное, символа - обозначающее.

Границы человеческого бытия

Человеческое бытие выступает мерой социокультурного бытия. Пределы человеческого бытия определяются двумя фундаментальными категориями - смерти как конца животного существования и безумия как конца существования разумного.

Проблема неравнозначности двух границ человеческого бытия: смерть - это граница, с которой человек сталкивается как животное, безумие - это предел, где человек лишается собственно человеческого (сталкивается с пределами своего вида, своей самоидентичности, своего места в общем космическом, историческом строе).

Осознание человеком своей физической и интеллектуальной неполноты. Самосовершенствование человека как задача преодоления пределов (несовершенства) своего бытия.

Бытие и безумие

Представление о ценности безумия в античной философии: рассудок человека несводим к бытию, это лишь схема бытия. В Традиции существует парадоксальное определение разума - "мудрость идиотов", "ученое невежество". Безумие ставится выше разума, выше рациональной деятельности, нагружается положительным онтологическим значением. Безумие - это полное; рассудок частичное; безумие - это все во всем, рассудок - это часть, оторванная от всего. Безумие - это не просто отсутствие рассудка, это именно преодоление рассудка, выход за его пределы - есть выход за пределы схемы рассудка, прорыв в чистое бытие. Безумие - это нахождение внутри бытия.

Православие, исходя из ценности сверхрационального созерцания, ставит его выше рассудочного богословствования (католичества).

Католичество, напротив, всегда тяготело к тому, чтобы максимально подвести догматы церкви под формальную логику.

По мере секуляризации и десакрализации западноевропейского общества отношение к сумасшествию и сумасшедшим стало приравниваться к отношению к преступникам, грешникам, злодеям. Начиная с позднего Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в западном сознании постепенно складывается устойчивое отождествление безумия и глупости с корнем всех пороков. Безумие в современном мире, основанном на утверждении абсолютного значения рассудка, описывает не только расстройство человеческого сознания, но и подразумевает "исчезновение бытия", указывает на утрату бытия.

Гносеологические стратегии

в отношении проблемы безумия

В современной культуре сложились две гносеологические стратегии в отношении проблемы безумия. Первая (ее представители - Мирча Элиаде и Карл Юнг), обосновывает право на инаковость, право на иной цивилизационный и культурный уклад, настаивает на равнозначности современной и несовременной ментальности.

Вторая (ее представляют французский философ Рене Генон, итальянский философ Чезаре Эвола, радикальные революционеры) утверждает примат великого безумия над рассудком, поддерживает правоту этого безумия во всех случаях и проявлениях, настаивает на том, чтобы безумие воцарилось здесь и сейчас, что путь торжества рассудка есть неправомочная узурпация, зло, отчуждение.

Бытие - философская категория. "/Философия - это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всего существование, основанное на положении «я есть». При этом необходимо различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека. Идеальное бытие представляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, практического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия. у Наука выделяет четыре формы бытия: 1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества, j Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, созданные человеком. Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них - с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует подобно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования. Бытие человека - объективная реальность, независящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое - это существование человека как объекта природы, второе - как особи вида homo sapiens, третье - как социально-исторического существа. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание. Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов, - индивидуализированное духовное, и то, которое существует вне индивидов, - внеиндивидуальное, объективированное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориентируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокупность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стереотипов и т.д. Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рождением человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или передается другим людям в процессе общения. Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной системы человека. В то же время мысль, переживание, образ, созданный в сознании, - не материальные предметы. Они - идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать пространство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращаться в прошлое, а с помощью воображения - думать о будущем. Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бессознательного составляют бессознательная информация, бессознательные психические процессы, бессознательные поступки. Бессознательная информация - это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осознается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент. Бессознательные процессы - это интуиция, сновидения, эмоциональные переживания и реакции. В них может проявляться информация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в научном поиске, когда не хватает объективной информации. Бессознательные поступки представляют собой импульсивные Действия в состоянии аффекта (душевного волнения), прострации (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека. Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной целостности. В науке выделяются три уровня бессознательного. Первый уровень - это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворением наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуществляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессознательного - это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся неосознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли происходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой интуиции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта. Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бытием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, развивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это - ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Человек, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции. Результаты деятельности сознания конкретного человека могут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного. Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовного - это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в предметах и ведут самостоятельное существование (объективированное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он сначала обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность. Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры - это способ существования бытия духовного. Особую роль в духовном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовного. В первом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют внутренний мир человека, во втором случае - о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях. Как видно, бытие тесно связано с сознанием - свойством человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. В структуру сознания входят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека. Сознание неразрывно связано с языком. Язык - один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективированного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу инфор - мацию, последующие поколения получают знания от предыдущих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выражение. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, воспитания и т.д. Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, - это приобщение человека к миру «чистых» идей. Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружающий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное - это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует. Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уникально. Однако человек - существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание. Общественное сознание - это сложное явление. Оно подразделяется на общественную идеологию, которая отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне. В зависимости от сферы проявления выделяют различные формы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиозное, философское и др. Сознание человека - это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего сознания. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего существования. Первой формой самосознания (самочувствием) является элементарное осознание своего тела и включенности его в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень самосознания - это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосознание, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооценкой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, принятым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками. Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одежду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы видим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений. Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положению вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В результате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. Подобные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один человек может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея - тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений. Вопросы и задания 1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия? 2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их. 3. Какую роль играет сознание в жизни человека? 4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного? 5. Охарактеризуйте уровни бессознательного. 6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти вированное духовное? 7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взгля дов на этот вопрос идеалистов и материалистов? 8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное созна ние? 9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо сылки формирования самосознания? 10. Г егель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы - суть, они обладают для сознания авторите том, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особен ной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими... Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предме ты природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скры вают ее под образом случайности». Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализированного духовного и объективированного духовного. 2.3.