Последние обновление игры armored warfare.

Потому что разработчикам необходимо было перекроить игру так, чтобы решить накопившиеся в ней проблемы. Получилось ли это? Читайте нашу итоговую статью о масштабной перезагрузке «Проекта Армата»!

Изменения обновления 0.19

Как ни странно, все началось именно здесь, в патче 0.19. Он ознаменовал в Armored Warfare: Проект Армата начало работ над программой по улучшению всех игровых механик - «Баланс 2.0». Это первое обновление, выпущенное целиком и полностью силами Mail.ru, в то время как коллектив Obsidian Entertainment уже не участвовал в процессе разработки.

Изменений в этом обновлении вагон и маленькая тележка, затронуты все аспекты игры. Во-первых, переработана система классов техники и вооружения, проведен пересмотр оборудования боевых машин, изменена система прогрессии. Во-вторых, разработчики переработали PvE-режимы, а также убрали артиллерию из PvP, что в корне сражения между игроками.


Теперь, без «контрящей» все и вся «арты» танковые баталии в Armored Warfare стали более динамичными и во всех смыслах контактными. Также это позволило провести масштабный ребаланс всей без исключения техники. Его задача - это максимальное приближение к реальным прототипам и расширение спектра тактических возможностей игроков.
Еще одно важное изменение затронуло техническую составляющую. Девелоперы улучшили систему рендеринга изображения в игре, что позволило выполнить сразу 2 важные задачи. Во-первых, немного подросло качество графики. Во-вторых, игра стала более оптимизированной, благодаря чему повысилась ее производительность. Это очень важно для F2P-проектов, в которые играет самая широкая аудитория.

Список можно продолжать и дальше, но важно другое - проект действительно начали перекраивать по-новому, проект вновь ожил, и игроки это почувствовали. Для тех из них, кто не захотел продолжать игру на технике, добытой в прошлом, Mail.ru предусмотрели систему так называемого «мягкого» сброса прогрессии с компенсацией потраченных средств.


Таким образом, переход проекта на рельсы «Баланса 2.0» прошел безболезненно. Но что же с новым контентом? На него у девелоперов тоже большие планы. Например, появилась вторая карта для режима «Столкновение». А для PvP-формата была добавлена карта «Аламо».

Про любителей PvE разработчики тоже не забыли, добавив две новые миссии - «Гефест» и «Стена».

Обновление 0.20

Курс, взятый в патче 0.19, был продолжен в обновлении 0.20, однако теперь разработчики Mail.ru сконцентрировали свое внимание на улучшении визуальной составляющей и добавлении нового контента. Разумеется, никто не забыл и про правки баланса, их тоже было предостаточно, однако в этом плане программа «Баланс 2.0» показала себя очень даже жизнеспособно.

Итак, в обновлении 0.20 девелоперы представили новый интерфейс. Игроки часто жаловались, что GUI в Armored Warfare: Проект Армата перегружен элементами и поэтому труден для восприятия новичками. Создавая новый интерфейс, Mail.ru старались сделать его доступным, простым и понятным. При этом функционал остался тем же, поэтому опытные игроки тоже остались довольны.

Изменился также и один из главных экранов в игре - ангар. Он тоже раньше был изрядно перегружен деталями и больше напоминал солянку из иконок, кнопок и цифр. Теперь вся информация четко структурирована, элементы занимают ровно столько места на экране, сколько нужно, а задники перекрашены в хаки. Ну и последнее: душное, темное помещение сменилось открытой площадкой на военной базе.

Новая карта обновления 0.20 это «Порт-Антонио», созданная для формата PvP. Сражаться двум командам игроков предстоит в декорациях прибрежной деревушки. Карта характерна своей неустойчивой погодой, так что за время боя обстановка на поле может несколько раз поменяться. Та команда, которая первой адаптируется к постоянно меняющимся условиям, скорее всего и одержит верх!

Обновление 0.21

После прошлого обновления разработчики столкнулись с тем, что далеко не все игрокам комфортно играть с новым ангаром. Проблема решилась с появлением режима упрощенного ангара, при включении которого с соответствующего экрана убираются все декоративные изображения. Это повысило производительность игры на компьютерах с не самыми мощными комплектующими.

Но главной «изюминкой» патча 0.21 стала линейка новых польских танков:

  • ББМ BVP M2 Šakal;
  • KTO Rosomak;
  • KTO Rosomak M1;
  • Легкий танк WPB Anders;
  • Истребитель танков Wilk XC-8.

Как и водится, вся техника создана на основе реальных боевых машин и прототипов, причем не только внешне, но и по техническим характеристикам. Разработчики остались верны концепции «Баланса 2.0», так что новая техника обновления 0.21 отлично вписалась в текущий метагейм Armored Warfare: Проект Армата.


В игре появилась новая карта под названием «Панамский канал», созданная на основе одного из самых сложных инженерно-технических сооружений в мире. Она условно разделена на 4 зоны и имеет довольно разнообразную структуру: постройки-укрытия, мосты, джунгли и холмы. Карта идеальна позиционных боев, для внезапных налетов и жестких прямых столкновений.

После серии продолжительных тестов было решено переработать PvP-карты «Надым», «Кошице» и «Безмер» для режима «Столкновение». Возможно это связано с тем, что этот формат игры стал очень популярным. Игрокам пришлась по нраву идея гибридного режима, сочетающего в себе PvP и PvE. Также режим щеголяет любопытной динамической системой погодных явлений.

Обновление 0.22 - «Искусство войны»

Обновление получило название «Искусство войны» из-за акцента на кардинально переработанной системе командиров. Вместо условных уровней персонажи теперь имеют реальные звания, причем для получения 5 последних званий придется действительно попотеть, «раскачав» сразу нескольких нижестоящих командиров. Реализм? !

Древо навыков у персонажей изменило свою структуру, теперь оно представляет собой матрицу, в которой основной навык расположен в центре. Он улучшается по мере повышения звания, остальные же навыки оказывают постоянный эффект, не меняющийся со временем. И да, навыки у каждого бойца свои, так что при желании можно создать по-настоящему уникального командира.

В соответствии с «китайской» тематикой обновления был расширен парк техники: сразу 9 боевых машин китайского производства:

  • ОБТ Type 96;
  • Type 96A;
  • Type 99A;
  • Type 99A2;
  • ББМ ZBL-08;
  • ББМ ZBD-86;
  • САУ PLZ-89;
  • САУ PLZ-05;
  • Истребитель танков PTZ-89.

И еще 2 машины из Чехословакии и Словакии: ББМ OT–64 Cobra и ББМ OA-82 Jarmila 2.

Новая карта в обновлении одна - «Байсэ», зато она доступна и в PvP, и в PvE. Сражения будут проходить в горной долине, где достаточно места для масштабных танковых боев, а наличие возвышенностей и застройки позволяет вести огонь с дальней дистанции и эффективно проводить разведку. Карта отлично подходит для любых классов техники.

Карта «Панамский канал», которая была добавлена в прошлом патче, стала доступна и в режиме «Столкновение». Но на этом значимые изменения не заканчиваются: разработчики вновь взялись за переработку визуальной части игры. В этот раз Mail.ru освежили внешний вид техники: применили новые шейдеры, добавили множество деталей вроде царапин, сколов и слезшей краски.

Обновление 0.23 - «Карибский кризис»

На текущий момент это последний патч, установленный на сервер Armored Warfare: Проект Армата. Обновление вышло в конце декабря 2017 года и принесло в игру принципиально новый режим «Спецоперации» - серии заданий, связанные одной сюжетной линией. Как нетрудно догадаться, «Карибский кризис» это и есть название первой спецоперации.

Спецоперации проходят в формате PvE. Игроки объединяются в отряд из 4 человек, а затем выполняют боевые задачи, продвигаясь по сюжетной линии игры. Этот режим позволил разработчикам вывести сюжетную составляющую на новый уровень - рассказать о действующих в мире недалекого будущего группировках, а также представить игрокам действительно трудный PvE-контент.


Чтобы разнообразить игру, разработчики Mail.ru реализовали так называемые ночные бои. Они проходят на тех же картах, что и все остальные, но под покровом ночи, а игроки получают возможность использовать приборы ночного видения. Это меняет привычный ход сражений, позволяя игрокам устраивать засады и проводить молниеносные налеты на ничего не подозревающих противников.

Новая карта в обновлении - «Плетерница». Это довольно живописная локация для дневных и ночных боев в формате PvP, на которой игроки стараются взять под контроль небольшую деревню в предгорьях Балканского полуострова. На «Плетернице», как и на многих других картах в Armored Warfare, крайне важно удержание стратегических высот.

Вновь создатели игры занялись переработкой интерфейса. В этот раз они взялись за оформление «Личного дела» - профиля игрока. Теперь он разделен на несколько вкладок со всей информацией: основная статистика профиля, открытая техника, достижения, история боев и так далее. Кстати, там же можно увидеть ордена. Это новый вид уникальных наград, выдающихся за боевые подвиги.

Что дальше?

В 2017 году игра Armored Warfare: Проект Армата . Как и обещали разработчики, они переработали практически все аспекты игры, учитывая пожелания игроков, а также добавили большое количество нового контента - техники, карт и даже новых режимов. Баланс был полностью пересмотрен, и проект зажил новой жизнью, в него начали возвращаться игроки.

Что будет дальше? Сложно сказать наверняка, для этого нужно быть одним из разработчиков игры, но, судя по настойчивости Mail.ru, изменений впереди еще множество. Команда сайт будет тщательно следить за игрой и рассказывать о всех значимых изменениях.

Совсем недавно на лайв сервер накатили большое обновление под номером 0.21 . Патчноут достаточно обширен и заслуживает детального разбора. Получилось ли у разработчиков набрать высоту и лететь в направлении успеха?

Первое впечатление

Изменения коснулись всего: начиная с карт и заканчивая продолжающейся переработкой интерфейса. Добавили новые боевые машины, новую карту, много техники подпилили в большую или меньшую сторону, практически закончили работу над новым интерфейсом. И вроде не скажешь, что это обновление содержит что-то необычное или на редкость крутое. Но стабильный выход новшеств и исправлений для вещь ранее непостоянная, поэтому каждый патч игроки встречают как праздник, а уже потом смотрят, что же там нового и интересного.

С одной стороны, можно сказать, что обновление минорное, так как после тяжело назвать мажорным то, в чем список изменений насчитывает меньше 10 листов. С другой, это все же мажор с номером 0.21 . Патч, во-первых, внес много крайне важных балансных и технических правок, во-вторых, как-никак новые модели техники. С этого момента давайте поподробней.

Игровые карты, новые и не очень

Добавлена новая PvP карта – «Панамский канал» . Размер карты 1300 х 1300 метров позволяет играть более свободно в связи с меньшими затратами времени на движение от точки А в точку Б. Карта разделена на 2 части... Чем бы вы думали? Панамским каналом, разумеется. Помимо этого, есть небольшая речушка, которая тут скорее вредит, чем помогает, отъедая полезную площадь карты. Возможно, к релизу на основных серверах этот момент как-то поправят.

Для гибридного (PvP / PvE) режима Столкновение добавлены 2 карты из пула PvP: «Надым» и «Кашице» . Теперь самый бодрый режим будет играться еще веселее. Помимо добавления локаций, внесены изменения на картах «Ткварчелли» , «Суэцкий канал» и «Безмер» .

PvE не обошли стороной и провели массовую оптимизацию графики под разные вариации ПК, улучшив производительность на Низких и Средних настройках и добавив красивостей на высоких настройках графики без урона производительности, я надеюсь.

PvP карты тоже подшаманили на волне общей оптимизации графики. На картах «Аламо», «Батуми», «Безмер», «Гори», «Мостар», «Надым», «Панамский канал», «Ткварчели», «Умм-Каср» и «Уризар» хорошенько обработали напильником Низкие и Средние и исправили множество мелких косяков и недоработок по графике. Изменения кардинальными назвать тяжело, но они заметны.


Богатый список фиксов по графике означает, что разработчики научились работать c движком, и с каждым последующим патчем конские системные требования могут планомерно снижаться за счет общей оптимизации, что привлечет игроков, которые по состоянию своих компьютеров не имели возможности оценить .

Геймпей

В плане геймплейных особенностей тоже достаточно новых моментов. Изменили механику работы снарядов. Теперь БКС (Бронебойно-Кумулятивные Снаряды) будут наносить 25% дополнительного урона при пробитии брони. Бонусный урон тандемных БКС составит 30%; КОС - 35%. БФС тоже немного подправили, увеличив угол детонации с 80 до 85 градусов и исправили много моментов связанных с поведением снарядов при попадании по той или иной части танка.

Исправили момент с перманентным пожаром при попадании по внешним топливным бакам. Согласитесь, довольно досадное упущение, которое длительное время портило табуретки, стулья и кресла игроков . Теперь этого происходить не будет. ПТУР теперь начинает перезаряжаться сразу после выстрела, а не после попадания (или непопадания). На таких моментах и строится геймлей, а исправление подобных невнимательностей или ошибок благотворно отражается на самой игре и нервах игроков.

Интерфейс 2.0

В я пинал разработчиков за то, что обещали новый интерфейс, но мы получили только ангар и 1 менюшку с редизайном. В обновлении 0.21 оплошность исправили, теперь весь интерфейс переработан и выглядит по-новому. Вдобавок к переработанному интерфейсу изменили и интерфейс результатов матча . Он стал более информативным и приятным. Конечно же, без проблем на первых парах не обошлось, но разработчики собрались в кучу и свели все ошибки интерфейса на нет.

Вместе с доработкой интерфейса добавили интереснейший момент – «Минималистичный ангар» , который до безобразия прост и хорош. Знаете, как говорится – просто и со вкусом. Мини-ангар сразу очень полюбился игрокам и, скорее всего, именно он будет установлен на подавляющем количестве игровых клиентов. Он не поедает FPS, что в случае Арматы очень критично.

Танкостроение

Конвейер, запущенный , не перестает удивлять. Обновление исправило достаточно много ошибок и недоработок , которые относительно всей игры были незначительными, но в конкретных боях сильно печалили.

Внесены балансные правки и оптимизация для многих боевых машин. Список довольно большой, состоит примерно из 50 позиций , и с каждой новой итерацией теста список изменений все растет и растет.

Изменения касаются целых классов и конкретных машин. Для некоторых ББМ увеличили количество загружаемых ПТУР. ОБТ меняются по всем параметрам. Некоторым танкам увеличивают броню, некоторым улучшают орудие и, в общем, весь раздел изменений техники идет на улучшение. Среди внушительного списка изменений тяжело найти строку, в которой что-то ухудшили. Это странно, но приятно.

Помимо изменения уже существующих машин, привезли новые – прямиком из солнечной Польши. Мы получили четыре новые машины : ББМ шестого, седьмого, восьмого уровня, а также истребитель танков 10 уровня:

  • ББМ 6-го уровня BVP Šakal
  • ББМ 7-го уровня KTO Rosomak
  • ББМ 8-го уровня KTO Rosomak M1
  • ИТ 10-го уровня Wilk XC-8

Помимо польской бронетехники, в колонну затесался 1 китайский ОБТ 8 уровня – Type 99G .

Как по мне, выкатывать партию ББМ, когда в эти грузовички лишили многих уникальных особенностей, отдав часть фишек классу легких танков, довольно странно. Ведь ББМ сейчас находятся в прострации – вроде класс нужный, а вроде и без него достаточно неплохо играется. Плюсы, конечно, есть:

  • Новая техника – это всегда хорошо;
  • Еще один топ (10 уровень);
  • НАТОвская вариация советского БМП 1-2.
Как и в предыдущих патчах, Чан Фэн продолжает чахнуть с пустыми ветками. В игре откровенно не хватает необычный азиатской техники , которая на фоне стандартов Советской и западной школы танкостроения будет выглядеть как результат работы японских рекламщиков и китайских подвальных сборщиков.

Увы, на данный момент разработчики либо не могут найти информацию о подобных разработках, либо подобного плана техника не вписывается в текущий график разработки. Китайские клоны советских танков – это, конечно, здорово и реалистично, но уникальных машин в китайской ветке минимум.

Резюмируем

По результатам разбора обновления 0.21 можно сказать, что оно получилось удачным. Новые танки, пересмотр старых векторов, исправление проблем игры и недоработок – это все маленькие частички успеха той игры, к которой разработчики сейчас всех ведут.

Наконец-то закончили игровой интерфейс. Теперь он выглядит целостно и довольно симпатично. Новые карты не штампуют на конвейере, меняя только снег на песок или зелень. Карты делают самобытными, уникальными и, что немаловажно, с реалистичными погодными условиями, это довольно сильно влияет на восприятие игры. Да, пускай геймплей на некоторых из них достаточно странный, и какие-то классы бронетехники выпадают из них, пускай, зато картоделы получают фидбек от игроков, совершенствуясь и внося новые фишки.

Я также крайне рад, что программисты наконец-то начали познавать графический движок и шаг за шагом превращают Battle City с требованиями во что-то адекватное.

P.S. Изначально патчноут был довольно скромным, но с каждым днем и итерацией тестирования список изменений все рос, рос и рос. Теперь общий список изменений можно не совсем честно, но все же сравнивать с по объему проделанной работы. 0.19 делался полгода. 0.21 как минимум в 2 раза меньше. Мое почтение за такой объем проделанной работы.

Обновлению однозначно лайк. Жду ваше мнение в комментариях.

Разработчики онлайн-экшена Armored Warfare: Проект Армата представили патч, получивший название «Искусство войны », который принесет с собой значительное улучшение графики, массу нового контента и переработанную система командиров. Также вместе с анонсом был представлен тизер обновления.

В грядущем патче будет переработана графическая составляющая игры. Разработчики переделали большую часть представленной в онлайн-экшене техники с использованием новых шейдеров, сменили часть скинов и добавили атмосферных деталей – сколы, слезшую краску, царапины и другие следы былых сражений. Благодаря всему этому облик боевой техники в гараже изменится – машины будут выглядеть значительно эффектнее и реалистичнее.

С выходом патча в Armored Warfare: Проект Армата появится военная техника Китая: ОБТ Type 99A1 и Type 99A2, ББМ ZBL-08 и ZBD-86, САУ PLZ-89 и PLZ-05, истребитель танков PTZ-89. Более того, в «Искусстве войны » появится карта, созданная на основе округа Байсэ, расположенного на юго-востоке КНР. Карта будет доступна как для PvP-боев, так и в PvE-режиме в операции «Коготь тигра». Она представляет собой горную долину, разделенную рекой. На карте можно будет применить любые тактические возможности игрока: открытые пространства для прямых сражений, холмы и небольшие поселения для скрытой атаки и укрытия техники.

Игроки также смогут опробовать улучшенную систему командиров, которая позволит выбирать между различными персонажами с уникальными биографиями, характерами и характеристиками. Прогресс командира будет основан на полученном опыте, однако вместо привычных 5 уровней у него будет целых 15. При достижении очередного уровня командиры смогут изучать новые навыки: базовые, составляющие основу развития командира, и улучшенные, повышающие эффективность развития.

Вам также может быть интересно

Компания Snapshot Games опять и снова перенесла дату релиза стратегии Phoenix Point. В прошлый раз заявлялось, что выход игры состоится уже 3 сентября, однако теперь ждать проект стоит не раньше декабря 2019 года...

Сетевой экшен про сражения на современных танках, в котором можно как биться с другими игроками, так и вместе проходить PvE-задания.

«Armored Warfare: Проект Армата » разработана знаменитой американской студией Obsidian Entertaiment, известной по таким играм, как и . В России игра была запущена 13 сентября 2015 года, а во всем мире - 8 октября 2015 года. C 20 февраля 2018 года игра доступна и на Sony PlayStation 4. «Armored Warfare: Проект Армата» распространяется по условно бесплатной модели.

События «Armored Warfare: Проект Армата» разворачиваются в недалеком будущем, после того, как человечество пережило масштабную войну. Теперь интересы власть имущих по всему миру отстаивают частные военные корпорации, а игрок - боец одной из них. Из-за причиненного войной ущерба, в ход идет любая техника, так что в Armored Warfare придется повоевать как на боевых машинах шестидесятых годов прошлого века, так и на самых современных танках, вроде последних модификаций «Абрамса» и «Леопарда», а также российского Т-14 «Армата».

Разработчики постоянно расширяют штат военной техники, добавляя машины не только ведущих военных держав, но и менее известных в этом деле государств, вроде Бразилии или Южно-Африканской Республики. Вся техника покупается у трех поставщиков, а для получения самых современных машин придется потратить определенное время на прокачку. Кроме того, качается и экипаж - у бойцов около сотни перков, выбор которых влияет на стиль игры.

Парк техники не ограничивается одними только танками - в нем полно и других машин. Боевые бронированные машины хороши для разведки, но при этом могут и неслабо огрызнуться, если среди вооружения есть управляемые ракеты. Истребители танков идеальны для действий из засады: они быстро меняют позицию, вооружены мощным оружием, но слабо защищены. Наконец, в PvE можно сыграть и за артиллерию. Кстати, техника бывает как гусеничная, так и колесная - у этих двух типов совершенно разные показатели скорости, маневренности и проходимости.

Современная техника накладывает свой отпечаток на геймплей Armored Warfare. Во-первых, даже самые тяжелые танки здесь очень подвижны - поэтому бои часто ведутся на огромных скоростях. Во-вторых, в игре, особенно на высоких уровнях прокачки, очень много высокотехнологичных штук - есть управляемые ракеты, комплексы постановки помех и уничтожения летящих в танк снарядов, да и просто система постановки дымовой завесы. Если всем этим пользоваться - то шансы победить заметно вырастают.

PvP в Armored Warfare представлено сразу несколькими наборами правил. Базовая идея проста - надо уничтожить все танки врага или захватить его базу. Но есть и варианты: например, на карте могут быть объекты, захват которых поможет команде - вроде артиллерийской поддержки или беспилотника, показывающего противников в определенном квадрате. Наконец, есть режим «Столкновение» - он проводится на огромной карте, игроки сражаются за контрольные точки, а условия постоянно могут меняться. Например, позиции, которые надо удерживать, меняются на каждом этапе, плюс может пойти песчаная буря - и тогда видимость упадет в разы.

Поклонники PvE могут попробовать силы в прохождении кооперативных заданий на пять человек. Изначально это были отдельные миссии, но затем разработчики перешли к выпуску спецопераций - мини-кампаний из нескольких миссий. Задания объединены общим сюжетом, а сами спецоперации постепенно раскрывают подробности мира Armored Warfare и событий, которые происходят в нем.

Armored Warfare выполнена на одной из последних версий CryEngine, что позволило разработчикам сделать впечатляющую картинку. Танки смоделированы до мелких деталей, плюс отличные спецэффекты, да и системные требования не очень высокие.

Победа в Armored Warfare во многом зависит от того, насколько хорошо вы знаете свой танк и технику противника. Поэтому, если решите сыграть, то заглядывайте в раздел на нашем сайте - в нем есть руководства по всем популярным танкам, а также море другой полезной информации.