Правление Людовика XIV — Король Солнца. Мавританка из Морэ — чернокожая дочь Людовика XIV

Людовик XIV де Бурбон, получивший при рождении имя Луи-Дьёдонне («данный Богом», фр. Louis-Dieudonne), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик XIV Великий, (5 сентября 1638 (16380905), Сен-Жермен-ан-Ле — 1 сентября 1715, Версаль) — король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г.

Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой европейский монарх в истории. Людовик, в молодости переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему часто приписывают выражение «Государство — это я»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты.

Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как «великий век» . Вместе с тем постоянные войны, ведшиеся Людовиком и требовавшие высоких налогов, разоряли страну, а отмена веротерпимости привела к массовой эмиграции гугенотов из Франции.

Вступил на престол малолетним и управление государством перешло в руки его матери и кардинала Мазарини. Ещё до окончания войны с Испанией и Австрийским домом высшая аристократия, поддерживаемая Испанией и в союзе с парламентом, начала волнения, которые получили общее название Фронда и окончились лишь с подчинением принца де Конде и подписанием Пиренейского мира (7 ноября 1659).

В 1660 году Людовик женился на инфанте испанской Марии-Терезии Австрийской. В это время молодой король, выросший без правильного воспитания и образования, не возбуждал ещё больших ожиданий.

Однако, как только кардинал Мазарини умер (1661) Людовик приступил к самостоятельному управлению государством. Он обладал даром подбирать себе талантливых и способных сотрудников (например, Кольбер, Вобан, Летелье, Лионн, Лувуа). Людовик возвёл учение о королевских правах в полурелигиозный догмат.

Благодаря трудам гениального Кольбера многое было сделано для укрепления государственного единства, благосостояния трудящихся классов, поощрения торговли и промышленности. В то же самое время Лувуа привёл в порядок войско, объединил его организацию и увеличил боевую силу.

После смерти короля Филиппа IV Испанского он объявил притязания Франции на часть Испанских Нидерландов и удержал её за собой в так называемой деволюционной войне. Заключенный 2 мая 1668 года Аахенский мир отдал в его руки Французскую Фландрию и ряд пограничных местностей.

С этого времени Соединённые провинции имели страстного врага в лице Людовика. Контрасты во внешней политике, государственных воззрениях, торговых интересах, религии приводили оба государства к постоянным столкновениям. Людовик в 1668-71 гг. мастерски сумел изолировать республику.

Путем подкупов ему удалось отвлечь Англию и Швецию от Тройственного союза, привлечь на сторону Франции Кельн и Мюнстер. Доведя свое войско до 120 000 чел., Людовик в 1670 году занял владения союзника Генеральных штатов, герцога Карла IV Лотарингского, а в 1672 году перешёл через Рейн, в течение шести недель завоевал половину провинций и с триумфом вернулся в Париж.

Прорыв плотин, появление у власти Вильгельма III Оранского, вмешательство европейских держав остановили успех французского оружия.

Генеральные штаты вступили в союз с Испанией и Бранденбургом и Австрией; к ним присоединилась и империя после того, как французская армия напала на архиепископство Трир и заняла наполовину уже соединённые с Францией 10 имперских городов Эльзаса.

В 1674 году Людовик противопоставил своим неприятелям 3 больших армии: с одной из них он лично занял Франш-Конте; другая, под начальством Конде, сражалась в Нидерландах и победила при Сенефе; третья, во главе которой стоял Тюренн, опустошала Пфальц и успешно сражалась с войсками императора и великого курфюрста в Эльзасе.

После короткого перерыва вследствие смерти Тюренна и удаления Конде Людовик в начале 1676 года с новыми силами явился в Нидерландах и завоевал ряд городов, в то время как Люксембург опустошал Брейсгау. Вся страна между Сааром, Мозелем и Рейном по приказанию короля была превращена в пустыню.

В Средиземном море Дюкен одержал верх над Рейтером; силы Бранденбурга были отвлечены нападением шведов. Лишь вследствие неприязненных действий со стороны Англии Людовик в 1678 г. заключил Нимвегенский мир, давший ему большие приобретения со стороны Нидерландов и весь Франш-Конте от Испании. Императору он отдал Филиппсбург, но получил Фрейбург и удержал все завоевания в Эльзасе.

Этот мир знаменует апогей могущества Людовика. Его армия была самой многочисленной, лучше всего организованной и руководимой. Его дипломатия господствовала над всеми европейскими дворами.

Французская нация своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот. Версальский двор (Людовик перенёс королевскую резиденцию в Версаль) стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях.

При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток (Лавальер, Монтеспан, Фонтанж).

Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондерства или королевской опалы.

«Абсолютный без возражения, — по словам Сен-Симона, — Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением».

Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди все более оттеснялись куртизанами и интриганами, неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии.

Король все меньше и меньше сдерживал свои желания. В Меце, Брейзахе и Безансоне он учредил палаты воссоединения (chambres de reunions) для разыскания прав французской короны на те или другие местности (30 сентября 1681 г.).

Имперский город Страсбург в мирное время был внезапно занят французскими войсками. Точно так же поступал Людовик и по отношению к нидерландским границам.

В 1681 г. флот его бомбардировал Триполи, в 1684 г. — Алжир и Геную. Наконец, составился союз Голландии, Испании и императора, заставивший Людовика в 1684 г. заключить в Регенсбурге 20-летнее перемирие и отказаться от дальнейших «воссоединений».

Внутри государства новая фискальная система имела в виду лишь увеличение налогов и податей на возраставшие военные потребности, всей тяжестью ложившееся на плечи крестьянства и мелкой буржуазии. Особо непопулярной была подать на соль — габель, вызвавшая несколько волнений по всей стране.

Решение ввести в 1675 году налог на гербовую бумагу во время Голландской войны вызвало в тылу страны, на западе Франции, прежде всего в Бретани, мощное Восстание гербовой бумаги, отчасти поддержанное региональными парламентами Бордо и Ренна. На западе Бретани восстание переросло в антифеодальные крестьянские выступления, подавленные лишь к концу года.

При этом Людовик, как «первый дворянин» Франции, щадил материальные интересы потерявшего политическое значение дворянства и, как верный сын католической церкви, ничего не требовал от духовенства.

Политическую зависимость духовенства от папы он постарался уничтожить, добившись на национальном соборе 1682 г. решения в свою пользу против папы (см. Галликанизм); но в вопросах веры его духовники (иезуиты) сделали его послушным орудием самой ярой католической реакции, что сказалось в немилосердном преследовании всех индивидуалистических движений в среде церкви (см. Янсенизм).

Против гугенотов был предпринят ряд суровых мер; протестантская аристократия была принуждена обратиться в католицизм, чтобы не лишиться своих социальных преимуществ, а против протестантов из среды других сословий пущены были в ход стеснительные указы, завершившиеся драгонадами 1683 г. и отменой Нантского эдикта в 1685 г.

Эти меры, несмотря на строгие наказания за эмиграцию, заставили более 200 тыс. трудолюбивых и предприимчивых протестантов переселиться в Англию, Голландию и Германию. В Севеннах даже вспыхнуло восстание. Возрастающая набожность короля находила поддержку со стороны г-жи де Ментенон, которая после смерти королевы (1683) была соединена с ним тайным браком.

В 1688 г. вспыхнула новая война, поводом к которой послужили, между прочим, притязания на Пфальц, предъявленные Людовиком от имени своей невестки, Елизаветы-Шарлотты Орлеанской, состоявшей в родстве с умершим незадолго перед тем курфюрстом Карлом-Людвигом. Заключив союз с курфюрстом кельнским, Карлом-Эгоном Фюрстембергом, Людовик приказал своим войскам занять Бонн и напасть на Пфальц, Баден, Вюртемберг и Трир.

В начале 1689 г. французские войска ужаснейшим образом опустошили весь Нижний Пфальц. Против Франции составился союз из Англии (только что свергнувшей Стюартов), Нидерландов, Испании, Австрии и германских протестантских государств.

Люксембург разбил союзников 1 июля 1690 г. при Флёрюсе; Катина завоевал Савойю, Турвиль разбил британско-нидерландский флот на высоте Дьеппа, так что французы на короткое время имели перевес даже на море.

В 1692 г. французы осадили Намюр, Люксембург одержал верх в битве при Стенкеркене; зато 28 мая французскому флоту было нанесено поражение у мыса Ла-Хог.

В 1693-95 г перевес стал склоняться на сторону союзников; в 1695 г. умер Люксембург; в том же году понадобился громадный военный налог, и мир явился необходимостью для Людовика. Он состоялся в Рисвике, в 1697 г., причём в первый раз Людовику пришлось ограничиться status quo.

Франция была совершенно истощена, когда немногими годами позже смерть Карла II Испанского привела Людовика к войне с европейской коалицией. Война за испанское наследство, в которой Людовик хотел отвоевать всю испанскую монархию для своего внука Филиппа Анжуйского, нанесла неизлечимые раны могуществу Людовика.

Старый король, лично руководивший борьбой, держался в самых тяжелых обстоятельствах с изумительным достоинством и твердостью.

По миру, заключенному в Утрехте и Раштатте в 1713 и 1714 гг., он удержал за внуком собственно Испанию, но и итальянские и нидерландские её владения были потеряны, а Англия уничтожением франко-испанских флотов и завоеванием ряда колоний положила основание своему морскому владычеству.

Французской монархии уже не пришлось до самой революции оправиться от поражений при Гохштедте и Турине, Рамильи и Мальплаке. Она изнемогала под тяжестью долгов (до 2 миллиардов) и налогов, вызывавшей местные вспышки неудовольствия.

Таким образом, результатом всей системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции. Другим последствием был рост оппозиционной литературы, особенно развившейся при преемнике «великого» Людовика.

Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла печальную картину. 13 апреля 1711 года умер его сын, дофин Людовик (род. в 1661 году); в феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский.

4 марта 1714 года упал с лошади и убился до смерти младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, оставался лишь один наследник — четырёхлетний правнук короля, второй сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV).

Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан, герцога Мэнского и графа Тулузского, и дал им фамилию Бурбонов. Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие.

Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и всю начинавшую уже падать внешность своего «великого века». Он умер 1 сентября 1715 года.

В 1822 году ему была воздвигнута конная статуя (по модели Бозио) в Париже, на площади Побед.

— Браки и дети
* (с 9 июня 1660, Сен-Жан де Люц) Мария-Терезия (1638-1683), инфанта Испанская
* Людовик Великий Дофин (1661-1711)
* Анна-Елизавета (1662-1662)
* Мария-Анна (1664-1664)
* Мария-Тереза (1667-1672)
* Филипп (1668-1671)
* Луи-Франсуа (1672-1672)
* (с 12 июня 1684, Версаль) Франсуаза д’Обинье (1635-1719), маркиза де Ментенон
* Внебр. связь Луиза де Ла Бом Ле Блан (1644-1710), герцогиня де Лавальер
* Шарль де Ла Бом Ле Блан (1663-1665)
* Филипп де Ла Бом Ле Блан (1665-1666)
* Мария-Анна де Бурбон (1666-1739), Мадмуазель де Блуа
* Людовик де Бурбон (1667-1683), граф де Вермандуа
* Внебр. связь Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар (1641-1707), маркиза де Монтеспан
* Луиза-Франсуаза де Бурбон (1669-1672)
* N (1669 -)
* Луи-Огюст де Бурбон, Герцог Мэнский (1670-1736)
* Луи-Сезар де Бурбон (1672-1683)
* Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673-1743), Мадмуазель де Нант
* Луиза-Мария де Бурбон (1674-1681), Мадмуазель де Тур
* Франсуаза-Мария де Бурбон (1677-1749), Мадмуазель де Блуа
* Луи-Александр де Бурбон, Граф Тулузский (1678-1737)
* Внебр. связь (в 1679) Мария-Анжелика де Скорай де Руссиль (1661-1681), герцогиня де Фонтанж
* N (1679-1679)
* Внебр. связь Клод де Вен (ок.1638-1687), Мадмуазель Дезойе
* Луиза де Мезонбланш (ок.1676-1718)

Людовик XIV с 12-летнего возраста танцевал в так называемых «балетах театра Пале-Рояль». Эти мероприятия были вполне в духе времени, ибо проводились во время карнавала.

Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник, это — перевёрнутый мир. Король на несколько часов становился шутом, артистом, фигляром (как и шут вполне мог себе позволить предстать в роли короля). В этих балетах юному Людовику довелось сыграть роли Восходящего солнца (1653) и Аполлона — Солнечного бога (1654).

Позже устраивались придворные балеты. Роли в этих балетах распределял сам король или же его друг — де Сент-Эньян. В этих придворных балетах Людовик также танцует партии Солнца или Аполлона.

Для возникновения прозвища важно и другое культурное событие эпохи барокко — о так называемой Карусели. Это празднично-карнавальная кавалькада, нечто среднее между спортивным праздником и маскарадом. В те времена Карусель называли просто «конным балетом».

На Карусели 1662 года Людовик XIV предстал перед народом в роли римского императора с огромным щитом в форме Солнца. Это символизировало то, что Солнце защищает короля и вместе с ним и всю Францию.

Принцы крови были «вынуждены» изображать разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления.

У историка балета Ф. Боссана читаем: «Именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет».

Людовик XIV появляется в трилогии о мушкетёрах Александра Дюма. В последней книге трилогии «Виконт де Бражелон» в заговор вовлечён самозванец (якобы брат-близнец короля), которым пытаются заменить Людовика.

В 1929 году на экраны выходит фильм «Железная маска», основанный на «Виконте де Бражелон», где Людовика и его брата-близнеца сыграл Уильям Блэкуэлл. Луи Хэйвард играл близнецов в фильме 1939 года «Человек в Железной маске».

Ричард Чемберлен сыграл их в экранизации 1977 года, а Леонардо Ди Каприо — в ремейке этого фильма в 1999. Во французском фильме «Железная маска» 1962 года эту роль исполнил Жан-Франсуа Порон.

Людовик XIV также появляется в фильме «Ватель». В фильме Принц Конде приглашает его в свой замок Шантильи и пытается произвести на него впечатление, дабы занять пост главнокомандующего в войне с Нидерландами. Ответственный за развлечение королевской особы — дворецкий Ватель, которого блестяще сыграл Жерар Депардье.

В новелле Вонды МакЛинтр «Луна и Солнце» показан двор Людовика XIV в. конце XVII-го столетия. Сам король появляется в Барочном цикле трилогии Нила Стивенсона.

Людовик XIV является одним из главных персонажей в фильме Жерара Корбьё «Король Танцует».

Людовик XIV предстает в образе прекрасного соблазнителя в фильме «Анжелика и король», где его сыграл Жак Тожа (фр. Jacques Toja), также появляется в фильмах «Анжелика — маркиза Ангелов» и «Великолепная Анжелика».

Юный Луи является центральным персонажем фильма «Луи, король-дитя» Роже Планшона, в котором 12-летний король борется за власть с Фрондой, познаёт науку любви и начинает создавать знаменитый образ le roi soleil.

Впервые в современном российском кинематографе образ короля Людовика XIV исполнил артист Московского Нового драматического театра Дмитрий Шиляев, в фильме Олега Ряскова «Слуга государев».

Людовик XIV является одним из главных персонажей в сериале Nina Companeez 1996 года «L` Allee du roi» «Путь короля». Историческая драма по роману Франсуазы Шандернагор «Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д’Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции». В роли Франсуазы д’Обинье снялась Доминик Блан (Dominique Blanc), в роли Людовик XIV снялся Дидье Сандр (Didier Sandre).



Буккер Игорь 23.11.2013 в 17:07

Легкомысленная публика охотно верит в сказки о любвеобилии французского короля Людовика XIV. На фоне тогдашних нравов количество любовных побед "короля-солнца" просто блекнет. Робкий юноша, познавая женщин, не стал записным развратником. Луи были свойственны приступы великодушия по отношению к оставленным им дамам, которые продолжали пользоваться многими милостями, а их отпрыски получали титулы и поместья. Среди фавориток выделяется мадам де Монтеспан, дети которой от короля стали Бурбонами.

Брак Людовика XIV с Марией Терезией был браком политическим и французский король скучал со своей супругой. Дочь короля Испании была миловидной женщиной, но в ней напрочь отсутствовало обаяние (несмотря на то, что она была дочерью Елизаветы Французской, французского шарма в ней ни на гран) и не было веселости. Сначала Луи заглядывался на Генриетту Английскую, жену своего брата, которая испытывала отвращение к мужу, поклоннику однополой любви. На одном из придворных балов герцог Филипп Орлеанский, проявлявший на поле брани мужество и командирские качества, переоделся в женское платье и танцевал со своим красавцем-кавалером. Непривлекательная 16-летняя дылда с отвисшей нижней губой обладала двумя преимуществами - прелестным опаловым цветом лица и сговорчивостью.

Современный французский писатель Эрик Дешодт (Eric Deschodt) в написанной им биографии Людовика XIV свидетельствует: "Отношения Людовика и Генриетты не остаются незамеченными. Месье (титул Monsieur давался родному брату короля Франции, следующему за ним по старшинству - ред. ) жалуется матери. Анна Австрийская бранит Генриетту. Генриетта предлагает Людовику, чтобы отвести от себя подозрения, сделать вид, будто он ухаживает за одной из ее фрейлин. Они выбирают для этого Луизу де ла Бом ле Блан (Françoise Louise de La Baume Le Blanc), девицу Лавальер (La Vallière), семнадцатилетнюю уроженку Турени, восхитительную блондинку (в те времена, как и позже в Голливуде, мужчины предпочитают блондинок), - голос которой способен растрогать даже вола, а взгляд - смягчить тигра".

Для Мадам - титул Madame давался жене родного брата короля Франции, следующего за ним по старшинству и имевшего титул "Месье" - результат оказался плачевным. Нельзя сказать, чтобы не глядя, но Луи променял сомнительные прелести Генриетты на белокурую красотку. От Марии Терезии, которая в 1661 году разродилась Великим дофином (старшим сыном короля), Людовик таил свой роман в величайшей тайне. "Вопреки всякой видимости и легендам, с 1661 по 1683 год Людовик XIV всегда старается держать свои любовные связи в большом секрете, - пишет французский историк Франсуа Блюш (François Bluche). - Он это делает в первую очередь, чтобы пощадить королеву". Окружение пылкой католички Анны Австрийской пребывало в отчаянии. Лавальер от "короля-солнце" родит четверых детей, но в живых останутся только двое. Людовик их признает.

Прощальным подарком любовнице будет герцогство Вожур, затем она удалится в парижский монастырь кармелиток, но какое-то время она стоически переносила издевательства новой фаворитки Франсуазы Атенаис де Рошешуар де Мортемар (Françoise Athénaïs de Rochechouart de Mortemart) или маркизы де Монтеспан (marquise de Montespan). Историкам трудно установить точный список и хронологию любовных связей Луи, тем более что он, как отмечают, нередко возвращался к своим прежним пассиям.

Остроумные соотечественники еще тогда отмечали, что Лавальер любила монарха, как любовница, Ментенон - как гувернантка, а Монтеспан - как госпожа. Благодаря маркизе де Монтеспан 18 июля 1668 года состоялся "грандиозный королевский праздник в Версале", были построены Банные апартаменты, фарфоровый Трианон, созданы Версальские боскеты, сооружен удивительный замок ("дворец Армиды") в Кланьи. И современники, и нынешние историки твердят нам, что привязанность короля к мадам де Монтеспан (где духовная близость играла не меньшую роль, чем чувственность) продолжалась и после прекращения их любовной связи.

В 23 года мадмуазель де Тонне-Шарант (Mademoiselle de Tonnay-Charente) выдали замуж за маркиза де Монтеспана из дома Пардайянов (Pardaillan). Супруг постоянно опасался ареста за долги, что крайне раздражало Атенаис. Она ответила на зов короля, который уже стал менее робким и застенчивым, чем во время амуров с Луизой де Лавальер. Маркиз мог бы увести жену в провинцию, но почему-то этого не сделал. Узнав, про измену маркизы, в рогоносце проснулась гасконская кровь и однажды он прочитал нотацию монарху и заказал панихиду по своей жене.

Людовик не был самодуром и, хотя гасконец ему прилично поднадоел, не только не посадил его в тюрьму, но и всячески продвигал по службе законного сына маркиза и маркизы де Монтеспан. Сначала он сделал его генерал-лейтенантом, затем генеральным директором строительных работ и, наконец, пожаловал ему титулы герцога и пэра. Мадам де Монтеспан, удостоенная звания maîtresse royale en titre - "официальной любовницы короля, родила Людовику восьмерых детей. Четверо из них достигли зрелого возраста и были узаконены и сделаны Бурбонами. Трое из них вступили в брак с особами королевской крови. После рождения седьмого бастарда, графа Тулузского, Людовик избегает близости с Монтеспан.

Даже не на горизонте, а почти в королевских покоях появляется прибывшая из Оверни Мария Анжелика де Скорай де Русий (Marie Angélique de Scorraille de Roussille), девица Фонтанж (Fontanges). Стареющий король влюбляется в 18-летнюю красавицу, по мнению современников, "какой уже давно не видели в Версале". Их чувства взаимны. С Монтеспан девицу Фонтанж роднит высокомерие, проявляемое по отношению к прежним и позабытым Луи фавориткам. Пожалуй, не хватало ей лишь язвительности и острого язычка де Монтеспан.

Мадам де Монтеспан упорно не желала за здорово живешь отдавать свое место, а король по складу характера не был склонен идти на открытый разрыв с матерью своих детей. Людовик позволил ей и дальше жить в своих роскошных апартаментах и даже время от времени посещал свою прежнюю любовницу, наотрез отказавшись от интима с располневшей фавориткой.

"Мария Анжелика задает тон, - пишет Эрик Дешодт. - Если во время охоты в Фонтенбло она подвязывает лентой выбившуюся прядь волос, то на следующий день этто делает весь двор и весь Париж. Прическа "а-ля Фонтанж" до сих пор упоминается в словарях. Но счастье той, что ее придумала, оказалась не столь уж продолжительным. Год спустя Людовик уже скучает. Красотке находится замена. Похоже, она была глупа, но вряд ли это было единственной причиной опалы". Герцогине де Фонтанж король назначил пенсию в 20 тысяч ливров. Год спустя после потери преждевременно родившегося сына, она скоропостижно скончалась.

Подданные прощали своему монарху его любовные похождения, чего не скажешь о господах историках. "Царствование" маркизы де Монтеспан и ее "отставку" историографы связали с неблаговидными делами, такими, как "дело об отравлениях" (L"affaire des Poisons). "На следствии очень скоро заговорили о выкидышах, о сглазах, о колдовстве, о порчах, черных мессах и о всякой другой чертовщине, а вначале речь шла только об отравлениях, как явствует из его названия, под которым он фигурирует до сегодняшнего дня", - уточняет историк Франсуа Блюш.

В марте 1679 года полиция арестовала некую Катрин Деэй (Catherine Deshayes), мамашу Монвуазен, которую называли просто Вуазен (la Voisin), подозреваемую в колдовстве. Спустя пять дней был арестован Адам Кере или Кобре, он же Дюбюиссон, он же "аббат Лесаж" (abbé Lesage). Их допрос выявил или позволил вообразить, что в руки правосудия угодили ведьмы и колдуны. Этими, по выражению Сен-Симона "модными преступлениями", занимался, учрежденный Людовиком XIV, особый суд, прозванный Chambre ardente - "Огненная палата". В эту комиссию входили высокопоставленные чиновники под председательством Луи Бушра, будущего канцлера.

Буккер Игорь 23.11.2013 в 17:07

Легкомысленная публика охотно верит в сказки о любвеобилии французского короля Людовика XIV. На фоне тогдашних нравов количество любовных побед "короля-солнца" просто блекнет. Робкий юноша, познавая женщин, не стал записным развратником. Луи были свойственны приступы великодушия по отношению к оставленным им дамам, которые продолжали пользоваться многими милостями, а их отпрыски получали титулы и поместья. Среди фавориток выделяется мадам де Монтеспан, дети которой от короля стали Бурбонами.

Брак Людовика XIV с Марией Терезией был браком политическим и французский король скучал со своей супругой. Дочь короля Испании была миловидной женщиной, но в ней напрочь отсутствовало обаяние (несмотря на то, что она была дочерью Елизаветы Французской, французского шарма в ней ни на гран) и не было веселости. Сначала Луи заглядывался на Генриетту Английскую, жену своего брата, которая испытывала отвращение к мужу, поклоннику однополой любви. На одном из придворных балов герцог Филипп Орлеанский, проявлявший на поле брани мужество и командирские качества, переоделся в женское платье и танцевал со своим красавцем-кавалером. Непривлекательная 16-летняя дылда с отвисшей нижней губой обладала двумя преимуществами - прелестным опаловым цветом лица и сговорчивостью.

Современный французский писатель Эрик Дешодт (Eric Deschodt) в написанной им биографии Людовика XIV свидетельствует: "Отношения Людовика и Генриетты не остаются незамеченными. Месье (титул Monsieur давался родному брату короля Франции, следующему за ним по старшинству - ред. ) жалуется матери. Анна Австрийская бранит Генриетту. Генриетта предлагает Людовику, чтобы отвести от себя подозрения, сделать вид, будто он ухаживает за одной из ее фрейлин. Они выбирают для этого Луизу де ла Бом ле Блан (Françoise Louise de La Baume Le Blanc), девицу Лавальер (La Vallière), семнадцатилетнюю уроженку Турени, восхитительную блондинку (в те времена, как и позже в Голливуде, мужчины предпочитают блондинок), - голос которой способен растрогать даже вола, а взгляд - смягчить тигра".

Для Мадам - титул Madame давался жене родного брата короля Франции, следующего за ним по старшинству и имевшего титул "Месье" - результат оказался плачевным. Нельзя сказать, чтобы не глядя, но Луи променял сомнительные прелести Генриетты на белокурую красотку. От Марии Терезии, которая в 1661 году разродилась Великим дофином (старшим сыном короля), Людовик таил свой роман в величайшей тайне. "Вопреки всякой видимости и легендам, с 1661 по 1683 год Людовик XIV всегда старается держать свои любовные связи в большом секрете, - пишет французский историк Франсуа Блюш (François Bluche). - Он это делает в первую очередь, чтобы пощадить королеву". Окружение пылкой католички Анны Австрийской пребывало в отчаянии. Лавальер от "короля-солнце" родит четверых детей, но в живых останутся только двое. Людовик их признает.

Прощальным подарком любовнице будет герцогство Вожур, затем она удалится в парижский монастырь кармелиток, но какое-то время она стоически переносила издевательства новой фаворитки Франсуазы Атенаис де Рошешуар де Мортемар (Françoise Athénaïs de Rochechouart de Mortemart) или маркизы де Монтеспан (marquise de Montespan). Историкам трудно установить точный список и хронологию любовных связей Луи, тем более что он, как отмечают, нередко возвращался к своим прежним пассиям.

Остроумные соотечественники еще тогда отмечали, что Лавальер любила монарха, как любовница, Ментенон - как гувернантка, а Монтеспан - как госпожа. Благодаря маркизе де Монтеспан 18 июля 1668 года состоялся "грандиозный королевский праздник в Версале", были построены Банные апартаменты, фарфоровый Трианон, созданы Версальские боскеты, сооружен удивительный замок ("дворец Армиды") в Кланьи. И современники, и нынешние историки твердят нам, что привязанность короля к мадам де Монтеспан (где духовная близость играла не меньшую роль, чем чувственность) продолжалась и после прекращения их любовной связи.

В 23 года мадмуазель де Тонне-Шарант (Mademoiselle de Tonnay-Charente) выдали замуж за маркиза де Монтеспана из дома Пардайянов (Pardaillan). Супруг постоянно опасался ареста за долги, что крайне раздражало Атенаис. Она ответила на зов короля, который уже стал менее робким и застенчивым, чем во время амуров с Луизой де Лавальер. Маркиз мог бы увести жену в провинцию, но почему-то этого не сделал. Узнав, про измену маркизы, в рогоносце проснулась гасконская кровь и однажды он прочитал нотацию монарху и заказал панихиду по своей жене.

Людовик не был самодуром и, хотя гасконец ему прилично поднадоел, не только не посадил его в тюрьму, но и всячески продвигал по службе законного сына маркиза и маркизы де Монтеспан. Сначала он сделал его генерал-лейтенантом, затем генеральным директором строительных работ и, наконец, пожаловал ему титулы герцога и пэра. Мадам де Монтеспан, удостоенная звания maîtresse royale en titre - "официальной любовницы короля, родила Людовику восьмерых детей. Четверо из них достигли зрелого возраста и были узаконены и сделаны Бурбонами. Трое из них вступили в брак с особами королевской крови. После рождения седьмого бастарда, графа Тулузского, Людовик избегает близости с Монтеспан.

Даже не на горизонте, а почти в королевских покоях появляется прибывшая из Оверни Мария Анжелика де Скорай де Русий (Marie Angélique de Scorraille de Roussille), девица Фонтанж (Fontanges). Стареющий король влюбляется в 18-летнюю красавицу, по мнению современников, "какой уже давно не видели в Версале". Их чувства взаимны. С Монтеспан девицу Фонтанж роднит высокомерие, проявляемое по отношению к прежним и позабытым Луи фавориткам. Пожалуй, не хватало ей лишь язвительности и острого язычка де Монтеспан.

Мадам де Монтеспан упорно не желала за здорово живешь отдавать свое место, а король по складу характера не был склонен идти на открытый разрыв с матерью своих детей. Людовик позволил ей и дальше жить в своих роскошных апартаментах и даже время от времени посещал свою прежнюю любовницу, наотрез отказавшись от интима с располневшей фавориткой.

"Мария Анжелика задает тон, - пишет Эрик Дешодт. - Если во время охоты в Фонтенбло она подвязывает лентой выбившуюся прядь волос, то на следующий день этто делает весь двор и весь Париж. Прическа "а-ля Фонтанж" до сих пор упоминается в словарях. Но счастье той, что ее придумала, оказалась не столь уж продолжительным. Год спустя Людовик уже скучает. Красотке находится замена. Похоже, она была глупа, но вряд ли это было единственной причиной опалы". Герцогине де Фонтанж король назначил пенсию в 20 тысяч ливров. Год спустя после потери преждевременно родившегося сына, она скоропостижно скончалась.

Подданные прощали своему монарху его любовные похождения, чего не скажешь о господах историках. "Царствование" маркизы де Монтеспан и ее "отставку" историографы связали с неблаговидными делами, такими, как "дело об отравлениях" (L"affaire des Poisons). "На следствии очень скоро заговорили о выкидышах, о сглазах, о колдовстве, о порчах, черных мессах и о всякой другой чертовщине, а вначале речь шла только об отравлениях, как явствует из его названия, под которым он фигурирует до сегодняшнего дня", - уточняет историк Франсуа Блюш.

В марте 1679 года полиция арестовала некую Катрин Деэй (Catherine Deshayes), мамашу Монвуазен, которую называли просто Вуазен (la Voisin), подозреваемую в колдовстве. Спустя пять дней был арестован Адам Кере или Кобре, он же Дюбюиссон, он же "аббат Лесаж" (abbé Lesage). Их допрос выявил или позволил вообразить, что в руки правосудия угодили ведьмы и колдуны. Этими, по выражению Сен-Симона "модными преступлениями", занимался, учрежденный Людовиком XIV, особый суд, прозванный Chambre ardente - "Огненная палата". В эту комиссию входили высокопоставленные чиновники под председательством Луи Бушра, будущего канцлера.

Вряд ли кто-нибудь будет спорить с утверждением, что Людовик XIV - самый знаменитый и самый блистательный из всей плеяды французских монархов. Среди его предков и потомков были короли, которые превосходили его по части величия, страсти к роскоши, любвеобилия и воинственности. Однако Людовик соединил в себе все эти черты, в результате чего остался в памяти народной как «король-солнце».

Государь, ставший воплощением абсолютной монархии.

Государь, построивший Версаль, сделавший французский двор самым великолепным из королевских дворов в Европе.

Государь, умевший так любить своих фавориток, что его любовные похождения волнуют воображение писателей до сих пор. Равно как и интриги, происходившие при его дворе.

Можно сказать, что Людовик XIV стал кормильцем и поильцем авторов знаменитейших любовных и приключенческих романов: Александр Дюма, Анн и Серж Голон, Жюльетта Бенцони - это только самые громкие и самые популярные в России имена писателей, строивших свои произведения на былой славе и величии Франции эпохи «короля-солнце». И конечно же, русскому читателю особенно интересно, что правда, а что вымысел в книгах, которыми они упивались в детстве и юности.

В своей книге мы пытаемся разобраться с основными «вопросами истории и литературы». В отличие от других авторов, бравшихся за биографию Людовика XIV, мы мало уделяем внимания политике: настолько мало, насколько это возможно, когда рассказываешь биографию правителя. Нас интересует личная жизнь короля. И не только его отношения с фаворитками, книг на эту тему тоже было много. Главная тема этой книги - Людовик XIV и его семья. Отношения с матерью, королевой Анной Австрийской, и с кардиналом Мазарини, который заменил королю отца. Отношения с братом, Филиппом Орлеанским, который был очень неординарным человеком и которого писатели так часто выбирают на роль главного придворного злодея той эпохи… Отношения с женой, невестками, детьми и внуками.

Конечно, вовсе исключить любовные истории мы не можем, ведь любовницы, как и друзья, тоже неотъемлемая часть личной жизни человека, а уж если человек был так любвеобилен, как «король-солнце», и умел так страстно, отчаянно, безумно влюбляться, - тогда фаворитки и вовсе иной раз затмевают для него семью и весь окружающий мир. Ненадолго, правда. Но достаточно, чтобы именно эта часть жизни Людовика XIV стала наиболее интересной для авторов художественных произведений. Поэтому мы разберемся, что правда, а что вымысел в истории взаимоотношений короля с племянницами кардинала, Марией и Олимпией Манчини, с принцессой Генриеттой Английской и «прелестной хромоножкой» Луизой де Лавальер, с «чернокнижницей» герцогиней де Монтеспан и юной красавицей Анжеликой де Фонтанж, и наконец - с главной женщиной в его жизни: Франсуазой де Ментенон, которая начинала отношения с королем как его друг, продолжила - как возлюбленная, а закончила - как тайная супруга.

Итак, любезный читатель, вам предстоит вместе с нами побывать в детской короля, в его кабинете, в его супружеской спальне, в альковах, где он предавался любовным утехам, в покоях его родственников, и наконец - у его смертного одра. Вам предстоит познакомиться со всеми людьми и событиями, оказавшими влияние на личную жизнь Людовика XIV. И понять, почему, именно этот король стал для своих современников «солнцем».

Чудо милости господней

Появление на свет Людовика XIV было самым настоящим чудом. В течение двадцати двух лет супружеской жизни у короля и королевы Франции не было детей. Время неумолимо уходило, предвещая в скором будущем трагические потрясения. Что будет, если Людовик XIII умрет бездетным и на престол взойдет его брат, не особенно умный, вздорный интриган Гастон Орлеанский? Франция опустится на колени перед Испанией? Будет новая гражданская война? Рухнет все, что было достигнуто мудрой политикой и ценой огромных усилий? Франция еще не успела оправиться после смены династий, она устала от перемен и только начинала вкушать плоды хотя бы какой-то стабильности. Поэтому Франция истово молилась о ниспослании королю сына и наследника. Надежды на это было мало, оставалось только ждать чуда…

И чуда действительно ждали, в него верили. Преподобная мать Жанна де Матель с уверенностью предсказывала рождение дофина. Отшельник-августинец Фьякр узрел истину еще более ясно: ему открылось пророчество о рождении не только короля, по и его брата. А юной экзальтированной кармелитке Маргарите Ариго явился сам Иисус в образе младенца и сообщил о том, что королева вскоре родит сына. Спустя два года после этого, в середине декабря 1637 года, младенец-Иисус явился девушке снова, порадовав ее известием, что королева уже беременна. Что интересно, Маргарита Ариго узнала эту новость даже раньше будущей матери.

Французы молили небеса о чуде. Но сильнее всего о нем молил сам король, уже немолодой, слабый здоровьем и предчувствующий, что ему недолго осталось. 10 февраля 1638 года, вскоре после того, как он узнал о том, что его жена в очередной раз в тягости, Людовик XIII подписал грамоту о передаче Франции под покровительство Девы Марии, Богоматери «Пресвятой и Пречистой Девы», прося ее о ниспослании благодати. И, кто знает, может быть, именно благоволение Девы Марии сохранило долгожданного Сына Франции в чреве королевы, потому как сам король скажет позже посланнику Венеции, приподняв полог над колыбелькой новорожденного: «Вот чудо милости Господней, ибо только так и надо называть такое прекрасное дитя, родившееся после четырех несчастных выкидышей у моей супруги».

Беременность королевы протекала не вполне благополучно, что было ожидаемо, учитывая ее возраст и предыдущие неудачи. В первые месяцы Анну мучили головокружения и тошнота, и лейб-медики запрещали ей двигаться, даже вставать с постели. С начала беременности и до самых родов королева не покидала дворец Сен-Жермен. Ее переносили с кровати в кресло, носили из комнаты в комнату и потом возвращали обратно в постель. Королева любила плотно поесть и к моменту родов весьма располнела. Придворные отмечали, что у нее просто огромный живот, и всерьез опасались, сможет ли она благополучно родить. Анна Австрийская была уже немолода, ей было почти тридцать семь лет, - в те времена этот возраст считался довольно преклонным для рождения первенца. Более юные и более крепкие женщины часто умирали в родах, а детская смертность была просто катастрофически велика. Так что было о чем беспокоиться.

Тем не менее королева благополучно выносила дитя, и с конца августа Франция жила в предвкушении рождения своего будущего государя. Молебны о благополучном разрешении ее величества от бремени следовали один за другим.

Во дворце тоже шла волнующая подготовка. Согласно правилам этикета, о приближающихся родах следовало заранее известить самых знатных особ, которые должны будут присутствовать при этом знаменательном событии, - принцев и принцесс из дома Бурбонов. В первую очередь это брат короля Гастон Орлеанский, принцесса де Конде и графиня де Суассон. В качестве особого расположения король разрешил присутствовать при родах и герцогине Вандомской. Помимо них, радом с королевой должно было находиться еще некоторое количество совершенно бесполезных в родовспоможении людей: гувернантка будущего наследника мадам де Лансак, статс-дамы де Сенесей и де Флотт, две камер-юнгферы и готовая тотчас же приступить к исполнению обязанностей кормилица мадам Лажирудьер.

В комнате, смежной с той, где находилась королева, был специально устроен алтарь, перед которым епископы Льежский, Меосский и Бовеский должны были читать молитвы до тех пор, пока королева не родит.

В большом кабинете королевы, также смежном с комнатой, где ее величеству предстояло рожать, располагались принцесса Гимене, герцогини Тремуйль и де Буйон, г-жи Виль-о-Клерк, де Мортсмар, де Лианкур, герцоги Вандомский, Шеврез и Монбазон, г-да де Лианкур, де Виль-о-Клерк, де Брион, де Шавиньи, архиепископы Бургский, Шалонский, Манский и прочие старшие придворные чипы.

31.05.2011 - 16:48

Каждый человек, независимо от его пола, вероисповедания, социального положения мечтает о том, чтобы его любили. Исключений из этого правила нет - даже короли страдали от одиночества и искали родственную душу. Но, как известно, жениться по любви не может ни один король - политика намного важнее человеческих чувств. Правда, иногда судьба преподносит монархам в дар настоящую любовь…

Брак по расчету

Когда молодой король Людовик XIV венчался с испанской инфантой Марией Терезией, его сердце и мысли были заняты другой Марией - Манчини, племянницей кардинала Мазарини. Эта девушка вполне могла оказаться рядом с королем, но, увы, политика сильней любви…

Брак Людовика XIV с Марией Терезией был выгоден со всех точек зрения - и долгожданный мир с Испанией, и подкрепление нужных связей, и хорошее приданое…

А что даст Франции брак с Марией Манчини? Ничего, разве что укрепление власти кардинала Мазарини. Выбор матери короля Анны Австрийской однозначен - только испанская инфанта! И Мазарини пришлось вести переговоры с испанским двором о браке Людовика и Марии Терезии.

Молодой король уступил и отказался от брака со столь желанной племянницей кардинала. Марию вынудили уехать из Парижа. Но политика политикой, а любовь - любовью. Образ черноглазой красавицы с заплаканным лицом, ее нежные слова и прощальные поцелуи жили в сердце короля долгое время…

Несчастная хромоножка

После свадьбы с нелюбимой женой король бросился в омут любовных связей. Самые красивые женщины Франции готовы уступить желанию Людовика, а он встречает вторую настоящую любовь в своей жизни. Скромная, некрасивая, хромая Луиза де Лавальер вдруг покорила сердце короля.

Александр Дюма так описал милую сердцу Луи девушку: «Это была блондинка с карими выразительными глазами, с белыми широкими зубами; рот у нее был довольно большой; на лице ее оставались некоторые следы оспы; она не имела ни красивой груди, ни красивых плеч; руки ее были тонки, некрасивы; притом она немного прихрамывала вследствие вывиха, случившегося и плохо выправленного на седьмом или восьмом году, когда она соскочила на землю с кучи дров. Впрочем, говорили, что она была очень добра и чистосердечна; при дворе у нее не было ни одного обожателя, кроме молодого Гиша, который, однако, ни в чем не преуспел»…

Но король искренне полюбил некрасивую Луизу. Говорят, его любовь началась с того, что однажды король, как в сказке, подслушал разговоры нескольких придворных фрейлин, обсуждавших вчерашний бал и красоту присутствующих кавалеров. А Луиза вдруг произнесла: «Как же вы можете говорить о ком-то, если на празднике был сам король?!»…

Тронутый до глубины души такой любовью и преданностью, Луи ответил девушке взаимностью и принялся осыпать ее подарками. Но фрейлине нужен был только сам Людовик и его любовь. Она вовсе не стремилась, подобно всем остальным, тянуть из Луи деньги и драгоценности. Луиза мечтала только об одном - стать законной супругой короля, рожать ему детей и быть рядом со своим любым мужчиной…

Короля до глубины души тронуло такое искреннее чувство. Однажды, когда молодой человек и его возлюбленная попали под дождь, Луи в течение двух часов прикрывал Луизу своей шляпой…. Для женщины такой поступок гораздо сильней доказывает любовь мужчины, чем все драгоценности и подарки. Но и на них не скупился Людовик. Луизе был куплен целый дворец, в котором фаворитка ждала своего короля…

Но Луи был связан семейными узами, долгом, соображениями государственной политики. Луиза рожала его детей, но малюток забирали у нее - зачем лишний раз компрометировать несчастную фрейлину… Сердце короля разрывалось от мучений бедняжки Луизы, но что он мог сделать? И Людовик начал вымещать свою злость на Луизе, а та лишь горько плакала в ответ…

Черная месса

Фрейлина королевы, умная и коварная Франсуаза Атенаис де Монтеспан, заметила, что не все ладно в отношениях короля с Луизой, и решила, что ее час настал. За сердце Людовика она собралась биться всерьез - в ход идут и обычные женские уловки, и коварные интриги.

Луиза терялась, рыдала, не знала, как вести себя при такой жестокой травле. Она становилась все более набожной и находила утешение лишь в религии… Королю все скучнее рядом с любовницей, а рядом лакомым кусочком маячила остроумная и живая Франсуаза…

Вскоре Людовик пал перед пылкими чарами красавицы, а Луизе ничего не оставалось, как удалиться в монастырь кармелиток, где она молилась за короля и его душу…

Но интриги против Луизы не приносят счастья маркизе. Она получает богатые дары короля, но счастье ее кажется таким непрочным. О любви Людовика к Франсуазе не рассказывали таких трогательных историй, как о чувстве короля к хромоножке Луизе. Нет, короля теперь постоянно окружали красавицы, а он оказывал знаки внимания каждой из них.

Монтеспан злилась и преисполнялась ненавистью ко всему миру. Но если Луиза де Лавальер искала утешение в боге, то маркиза обратилась за помощью к дьяволу… Весь Париж шепотом говорил об ее увлечении черной магией, о колдовских средствах, с помощью которых она отвадила от короля бедняжку Луизу, о страшных кровавых мессах с умерщвлениями младенцев…

Говорят, что на совести Франсуазы ни одно преступление, что это именно она отравила прекрасную рыжеволосую девицу Фонтаж, к которой был одно время неравнодушен король… Неизвестно, как все это было на самом деле, но Людовик постепенно отдаляется от Франсуазы де Монтеспан…

Мудрая женщина

…Когда возраст короля приблизился к 40 годам, Людовика перестают прельщать постоянные легкие связи, легкомысленные красавицы. Он устал от женских слез, интриг, обвинений, ссор между фаворитками и случайными любовницами…

Все чаще он повторяет свои знаменитые слова: «Мне было бы легче примирить всю Европу, чем нескольких женщин»…

Ему хотелось только одного - любви и покоя, надежной подруги, такой, что поможет ему и разделит с ним все трудности и сомнения. И такая женщина вскоре нашлась…

Просвещенная, умная, зрелая госпожа Франсуаза Скаррон, вдова знаменитого поэта Поля Скаррона, уже давно находится рядом с королем - но в качестве гувернантки его детей. Король очень любил своих отпрысков - и рожденных в законном браке и бастардов от фавориток. После того, как их воспитанием занялась Франсуаза Скаррон, он замечает, что дети становятся все более умными и образованными.

Луи заинтересовался их воспитательницей. Долгие часы разговоров показали ему, что перед ним женщина незаурядного ума. Разговоры по душам перерастали в настоящее чувство - последнюю любовь Людовика... Для упрочения положения в обществе своей новой фаворитки он пожаловал ей поместье Ментенон и титул маркизы.

Франсуаза выгодно отличается от легкомысленных кокеток, окружающих Луи. Госпожа де Ментенон выделяется высокой нравственностью, религиозностью и осуждает нравы двора. Она писала: «Я вижу страсти самые различные, измены, низость, безмерные амбиции, с одной стороны, с другой - страшную зависть людей, у которых бешенство в сердце и которые думают только о том, чтобы уничтожить всех. Женщины нашего времени для меня непереносимы, их одежда - нескромна, их табак, их вино, их грубость, их леность - все это я не могу переносить».

В 1683 году умирает законная супруга короля Мария Терезия. Король скажет после ее смерти: «Это единственное беспокойство в жизни, которое она мне причинила»...

Оказавшись вдовцом, Луи спустя некоторое время сочетается тайным браком с госпожой Ментенон, но провозгласить ее официально королевой все же боится. Но положение новой жены Людовика более чем выгодно - такого влияния на короля его дела не имела до нее ни одна женщина. Все историки отмечают, как изменились под влиянием госпожи де Ментонон и политика Франции, и жизнь двора, и сам король - постепенно он стал совсем другим человеком…

Луи начал читать религиозные книги, беседовать с проповедниками, задумываться о наказании за грехи и о Страшном суде… Но и на этом свете Бог посылает ему одно испытание за другим. Умер сын, затем внук и правнук… Династия Бурбонов под угрозой вымирания, а Людовик лишился самых дорогих ему людей…

Болезни начинают снедать короля, и Францией практически правит госпожа Ментенон. Ранним утром 1 сентября 1715 года Людовик XIV умер. Верная Франсуаза де Ментенон слышит последние его слова: «Почему вы плачете? Неужели вы думали, что я буду жить вечно?»… Неизвестно о чем думал король в свои последние минуты, вспоминал ли всех женщин, что чередой прошли через его жизнь - или же он видел только одну из них, роняющую слезы на лицо короля - свою последнюю любовь и привязанность, Франсуазу де Ментенон...

  • 26337 просмотров