Рассмотрение надзорной жалобы по административному делу. Жалоба в верховный суд по административному делу

Обжалование и пересмотр вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении,
решений по результатам рассмотрения жалоб на постановление
Надзорная жалоба по делу об административном правонарушении
Составить надзорную жалобу на постановление по делу об административном правонарушении

Надзорная жалоба должна содержать :

1) наименование суда или председателю суда, в который она адресуется;

2) наименование и сведения о лице, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения, и процессуальное положение в деле /для лица, привлеченного к административной ответственности — необязательно/;

3) наименования и сведения о других лицах, участвующих в деле, если таковые имеются, их место жительства или место нахождения; /необязательный элемент/;

4) указание на суды, рассмотревшие дело по первой, апелляционной (имеется в виду инстанция, рассмотревшая жалобу на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении), если таковая была пройдена, и первой надзорной инстанции, когда жалоба адресуется в Верховный Суд РФ, их решения и содержание принятых ими решений;

5) доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы; указание на то, в чем заключается допущенные судами существенные нарушения закона; указание на нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; указание на наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, если таковые имеются; обоснование недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Формулируйте доводы и указывайте на существенные нарушения процессуальных и материальных норм закона со стороны судебных инстанций, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение.

Обратите внимание, что надзорную инстанцию не будут интересовать Ваши доводы по существу вменяемого правонарушения, если указанные доводы не были предметом рассмотрения в нижестоящих судах, или если Ваши доводы не основаны на новых доказательствах, которые нельзя было по объективным причинам получить в предыдущих судебных инстанциях или представить в суд, при этом объективность и "уважительность" причин, естественно, придется обосновать должным образом.

Также надзорную инстанцию вряд ли заинтересуют Ваши доводы по нарушениям со стороны ИДПС, если допущенные нарушения прямо не связаны с законностью получения доказательств Вашей вины, не влияют на правильность оценки события и состава вменяемого правонарушения, на соблюдение закона при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Формулируйте доводы именно так, чтобы у судьи не оставалось сомнений в существенности нарушений процессуальных и материальных норм КоАП со стороны нижестоящих судов, что, в свою очередь, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и доказать обстоятельства, на основании которых вынесены постановление и решение. Доводы по существу правонарушения приводите в качестве иллюстрации невыясненных, неисследованных и неразрешенных вопросов и обстоятельств, имеющих существенное правовое значение для правильного разрешения дела на основе закона.

Следует также указать, какие права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебными постановлениями и мотивировать, в чем состоит нарушение единства судебной практики с соответствующим обоснованием этого нарушения ссылками на постановления Верховного Суда РФ и решения Конституционного Суда. Повторные подача жалоб в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, не допускаются. Следует иметь в виду, что жалоба, принятая к рассмотрению в порядке надзора, проверяется, исходя из доводов, изложенных в жалобе;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, перечень прилагаемых к жалобе новых доказательств.

Надзорная жалоба: срок подачи, срок рассмотрения

Ссылка лица, подающего жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суды предыдущих инстанций, допускается только в случае обоснования в жалобе, что эти доказательства невозможно было получить и представить в суды первых инстанций*. Нецелесообразно прилагать к жалобе доказательства, имеющиеся в материалах дела. Для того, чтобы обратить внимание суда на эти доказательства необходимо четко сформулировать соответствующие доводы, чтобы у суда возникла потребность истребовать материалы дела;

7) просьба лица, подающего жалобу;

8) надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его защитником. К жалобе, поданной защитником, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия защитника;

9) к надзорной жалобе прилагаются заверенные надлежащим образом (чтобы исключить возможность возвращения жалобы по основанию сомнения в соответствии копий оригиналам) копии судебных постановлений и решений, принятых по делу (прилагаемые к жалобе копии судебных актов должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и скреплены гербовой печатью; копия постановления по делу об административном правонарушении, копии решений по результатам рассмотрения жалоб, если такие решени КоАП РФ, статьи я вынесены; в случае подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ — обязательно копия или оригинал постановления по надзорной жалобе суда первой надзорной инстанции), копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами, копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Срок подачи надзорной жалобы по делу об административном правонарушении не ограничен.

В порядке надзора жалоба подается приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

Жалоба подается в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в порядке надзора жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы судья выносит определение.

Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Обновленная, дополненная и исправленная версия

По вопросам составления надзорной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, с учетом индивидуальных нюансов обстоятельств события и производства по делу в судах нижестоящих инстанций, по вопросам особенностей производства в суде надзорной инстанции, и прочим вопросам, связанным с обжалованием постановления по делу об административном правонарушении, просьба обращаться по контактной информации, приведенной на страничке "Обратная связь".

В процессе подготовки защиты в суде рекомендуем ознакомиться со сведениями, изложенными на страничках: "Основные ошибки, недостатки и недочеты, допускаемые в процессе подготовки к защите и при защите в суде", "Триединая задача защиты прав в суде. Задачи и организация защиты прав в судах".

В случае возникновения вопросов Вы можете получить полноценную и профессиональную консультацию, воспользовавшись контактными данными на страничке "Обратная связь".

КАС РФ Статья 320. Содержание кассационных жалобы, представления

4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

Срок подачи жалобы в порядке надзора

К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Кассационное представление должно быть подписано прокурором, указанным в части 6 статьи 318 настоящего Кодекса.

Ст. 320 КАС РФ. Содержание кассационных жалобы, представления

Вернуться назад на Административное дело 2017

Каждый гражданин РФ может специально или неосознанно нарушить закон. Даже просто превышая скорость или нарушая правила дорожного движения, россияне пренебрегают установленными законодательными нормами. За это их ждет административная ответственность по КоАП. Размер и характер взыскания устанавливается во время судебного слушания. Если постановление судьи не устроит кого-то из участников процесса, он вправе подать образец жалобы в вышестоящие инстанции.

Кассационная жалоба по административному делу - это второй этап обжалования принятых судебных решений. К данному инструменту можно прибегнуть, если истец уже обращался в апелляционный суд, но его определение также не удовлетворило заявителя. Что собой представляет кассация по делу об административном правонарушении, в какие сроки и куда она подается, каково ее значение в современной правовой и судебной системе, знают не все. Самостоятельно разобраться в представленной отрасли будет непросто, поэтому важно вовремя обратиться за помощью к опытному юристу.

Для того чтобы сегодня заручиться профессиональной правовой поддержкой, не обязательно тратить свое время и средства на обращение к платному адвокату. Получить эффективные правовые рекомендации можно, не выходя из собственного дома, имея выход в интернет.

Подготовка и оформление кассационной жалобы по делу об административном правонарушении

Чтобы добиться отмены постановления судебных органов о наказании по административному правонарушению, необходимо максимально продуманно и аргументированно оформить образец жалобы в кассационный суд. Документ имеет четкую структуру, которой следует придерживаться при подготовке заявления.

Жалоба должна содержать обязательные реквизиты, такие как:

Наименование судебной инстанции, куда подается образец жалобы;

Частные сведения о заявителе;

Информация об остальных участниках производства;

Номер и краткое содержание дела;

Основания и обстоятельства, позволяющие ходатайствовать об отмене постановления;

Требования истца;

Дата и подпись.

Образец кассации следует подкрепить всеми имеющимися по делу документами, аргументами и доказательствами. Лучше всего составлять кассационное заявление в двух экземплярах. Одна копия будет передана в суд. Сегодня существует два варианта передачи жалобы - почтой и при личном посещении. Второй экземпляр следует оставить у себя, при этом должностное лицо обязано поставить отметку о том, что документы приняты и проверены.

Если в заявлении об отмене постановления по административному правонарушению будут допущены грамматические ошибки или правовые неточности, его откажутся принять, рассмотреть и удовлетворит. Чтобы избежать данных последствий, необходимо своевременно обратиться за помощью и практичными рекомендациями к компетентному юристу. Специалист подскажет, на каике аспекты обратить внимание, чтобы добиться успеха по своему иску. Также можно заранее скачать пример кассации, и составить свой вариант по аналогии, что существенно сэкономит ваши силы, нервы и время.

Правила и порядок подачи кассационной жалобы по административному делу

Готовя образец кассации, важно понимать, что до этого дело должно быть рассмотрено апелляционным судом. Когда судебное решение вступит в силу, у граждан появится право в течение полугода оспорить определение в кассационном порядке через суд третьей инстанции.

Занимаясь оформлением заявления, следует знать, что кассация не будет рассматривать дело по существу с нуля. Основной функцией кассационного производства в деле об административном правонарушении является проверка судебного определения на законность, обоснованность и соответствие материальным, а также процессуальным нормам права.

Готовить и подавать образец кассационной жалобы в данной правовой отрасли могут все участники по делу, чьи права и законные интересу ущемляет судебное решение. Чаще всего инициаторами кассационного производства по делу об административном правонарушении выступает изначальный истец или ответчик, потерпевший и обвиняемый, их законные представители и даже прокурор.

Важно уложиться в 6-месячный срок подачи кассации. Если временные рамки будут пропущены, необходимо попытаться восстановить свое право на обжалование. Для этого совместно с кассацией подается образец специального ходатайства.

Надзорная жалоба по административному делу в России 2018 году

Подавать жалобу по делу об административном правонарушении следует непосредственно в кассационный суд. В то время, как апелляция оформляется через судебную инстанцию, вынесшую первичное решение. На рассмотрение кассационной жалобы законодательство отводит срок в два месяца.

После изучения материалов по делу суд будет обязан принять свое решение. Он вправе отменить первичное постановление, назначить его частичное исполнение или оставить документ в силе. Кассационное постановление вступает в силу сразу после оглашения вердикта. Его обжалование осуществляется исключительно в порядке надзора.


Обжалование решения районного суда по административному делу

Решение районного суда может быть обжаловано в вышестоящей инстанции, посредством подачи специализированной жалобы. Обжалование решения районного суда по административному делу осуществляется в процессе апелляционного или же кассационного производства. Если решение суда первой инстанции уже приняло законную силу, подается кассационная жалоба, в которой непременно должна быть указана информация с просьбой о пересмотре решения суда. Если же решение еще не приобрело законной силы, то формируется апелляционная жалоба, в рамках которой производится процесс изучения всех особенностей принятия решений судом первой инстанции.

Как осуществляется процесс обжалования решения районного суда по административному делу?

  1. В обязательном порядке нужно получить решение суда, а также определить срок, в течение которого вы сможете подать на апелляцию;
  2. Определите вышестоящую инстанцию, куда можно будет подать свое заявление;
  3. Обратите внимание на то, что если законную силу решение еще не набрало, осуществляется процесс подачи апелляционной жалобы. Если же решение вступило в силу, осуществляется процесс подачи кассационной жалобы;
  4. Очень важно, чтобы жалоба была составлена правильно и имела обоснование. В принципе, вы можете воспользоваться резервами официальных сайтов судов, где есть раздел с образцами документов и ссылками на законодательство.

    Установлен ли КОАПом СРОК для подачи жалобы в порядке надзора?!

    В данном случае, вы сможете изучить законодательную базу и определить все важные моменты, которые касаются вопроса составления документа. А образцы станут для вас своеобразным примером. Более того, нужно сказать о наличии достаточно существенного количества интернет ресурсов, на страницах которых собрана максимальная информация по вопросу составления жалоб на пересмотр решения суда первой инстанции. Так что, в принципе, сегодня вы сможете без особых проблем оформить данное обращение в суд самостоятельно;

  5. Помните о том, что в своей жалобе, вы непременно должны дать ссылки на нормы законодательства, которые были нарушены первым решением суда, а также которые определяют возможность изучения дела в судебном порядке;
  6. Вам нужно собрать весь пакет документов, которые предоставлялись суду первой инстанции. Сразу же нужно сказать о том, что при пересмотре дела не может быть осуществлен процесс постановки иного вопроса по сути дела.

Как подать жалобу?

Сразу же нужно заметить, что законодательно предусматривается, что апелляционная жалоба подается исключительно через тот суд, который принимал первое решение. В данном случае, вы должны также осуществить передачу всех документов. Отметим, что если ваше обращение в суд будет составлено верно, то суд достаточно быстро откроет судопроизводство. Если обращение будет иметь в своем составе юридические ошибки, сформируется отказ от открытия судопроизводства и рассмотрения иска.

Ст. 320 КАС РФ

1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;

5) указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Кассационное представление должно быть подписано прокурором, указанным в части 6 статьи 318 настоящего Кодекса.

5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

6. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

7. К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

8. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судом кассационной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Судебная система, действующая сегодня в РФ, имеет несколько уровней. Результат судебного процесса может быть обжалован любым из его участников путём подачи апелляции, кассации или надзорной жалобы. Разумеется, у каждой из перечисленных инстанций есть свои преимущества и индивидуальные особенности.

Если решение суда ещё не вступило в законную силу, то для его обжалования одна из сторон вправе подать апелляцию. Что касается уже реализованных вердиктов, то они подлежат обжалованию в суде третье инстанции путём подачи кассационной жалобы. Проверкой обоснованности принятых решений, а также их соответствие действующему законодательству, занимается Верховный Суд, куда и следует направлять надзорную жалобу.

Ранее, в законодательных актах не было ограничений, касающихся срока подачи надзорной жалобы. Сейчас ситуация изменилась. Граждане, желающие подать жалобу в Верховный Суд, могут сделать это в течение 90 дней.

Гражданам, не знающим все особенности действующего законодательства, будет крайне сложно самостоятельно разобраться во всех его нюансах и грамотно составить данный документ. Учитывая серьёзность ситуации, а также значимость самой инстанции, эксперты настоятельно рекомендуют обратиться за помощью к опытному юристу.

Квалифицированный специалист обладает нужными теоретическими и практическими знаниями. Он поможет составить сам документ, подробно расскажет обо всех сложностях, с которыми может столкнуться гражданин, процессе рассмотрения дела Верховным Судом.

На сегодняшний день россияне могут воспользоваться услугами платных юридических фирм. Однако у них есть и более привлекательная альтернатива – дистанционная консультация специалиста. Её основное преимущество оперативность. Пообщаться с юристом в онлайн-режиме может любой россиянин. Что касается второго преимущества, то им является финансовая доступность. Дистанционный способ консультации избавляет граждан от незапланированных материальных затрат, оставаясь при этом максимально эффективным.

Автором надзорной жалобы может стать любой гражданин, интересы которого затрагивает вынесенное решение. Одним из обязательных условий, которые придётся соблюсти неукоснительно, является предварительная подача апелляции и кассации. Основанием для составления и подачи надзорной жалобы могут стать следующие ситуации:

  • Доказательства, представленные в ходе процесса, были оценены не в полной мере;
  • Реализация решения была выполнена не полноценно, то есть не соответствует действующему законодательству;
  • Виновность лица осталась под вопросом;
  • В деле присутствуют сомнительные факты и противоречия;
  • Представленные доказательства были признаны фальсифицированными;
  • Имело место нарушение требований к оформлению одного из сопутствующих документов (ходатайство, жалоба и прочее).

Достичь желаемого результата можно только в том случае, если надзорная жалоба будет оформлена в полном соответствии со всеми требованиями и стандартами. Особое значение придаётся доказательствам, имеющим отношение к делу. Для получения соответствующих аргументов, заявитель обязан на протяжении всей процедуры рассмотрения изучать имеющиеся материалы, собирать копии документов и следить за соблюдением законов.

В соответствии с действующим законодательством срок рассмотрения образца надзорной жалобы составляет 2 месяца. В некоторых случаях данный период может быть продлён.

В действующих нормативно-правовых актах нет строгого шаблона, которому должна соответствовать надзорная жалоба. Однако отсутствие строгого формата не подразумевает отсутствие ряда требований, которым должен соответствовать данный документ. В частности, речь идёт о соблюдении правил деловой переписки, судебного этикета и критериев процессуального кодекса.

Текст должен быть максимально лаконичным, но содержать всю полезную информацию. Нельзя использовать сокращения, грубые и эмоциональные фразы, а также допускать ошибки и неточности. При несоблюдении хотя бы одного из этих пунктов жалобу не станут рассматривать.

В документе также необходимо указать следующую информацию:

  • Название судебной инстанции, в которую направляется надзорная жалоба;
  • Персональные данные автора документа и его контакты;
  • Сведения обо всех лицах, принимающих участие в процессе;
  • Перечень имеющихся постановлений и краткое содержание каждого из них;
  • Причина подачи жалобы;
  • Требования автора документа;
  • Дата подачи документа и личная подпись заявителя.

К надзорной жалобе также необходимо приложить копии всех имеющихся документов, включая вердикты, ходатайства и уведомления. Жалоба составляется в двух экземплярах. Один из них подаётся для рассмотрения, а на втором ставится отметка о принятии, и он хранится у заявителя. После получения жалобы Президиум Верховного Суда обязан уведомить всех участников процесса.

При отправке документа важным нюансом является его получение адресатом. Одним из наиболее востребованных способов, активно используемых сегодня, является отправление жалобы через почтовое отделение с уведомлением. Преимуществом данного метода является гарантированное получение уведомления о том, что документ был передан адресату.

Альтернативный вариант – подача жалобы через официальный портал соответствующей судебной инстанции. Он наиболее приемлем для тех граждан, которые имеют постоянный доступ к сети интернет. Рассмотрение электронных обращений также производится в сроки, установленные законом. После вынесения решения заявителя уведомят, используя контактные данные, указанные им в заявке.

Гражданам, сомневающимся в собственных силах, или не имеющим опыта в написании и подаче подобных жалоб, рекомендуется заранее заручиться поддержкой опытного специалиста. Для того чтобы адвокат мог законно представлять интересы своего клиента, ему потребуется доверенность, заверенная нотариально.

Участие в процессе квалифицированного специалиста станет гарантией того, что жалоба будет рассмотрена, и желаемый результат достигнут.

Обжалование судебных решений

Post Views: 5

Судебные акты могут быть пересмотрены, в том числе в порядке надзора, если решения нижестоящих судебный инстанций не устраивает заявителя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для этого необходимо подать надзорную жалобу. По сути, после рассмотрения надзорной жалобы обращаться уже будет некуда, и изменить или отменить решение уже не получится.

Общие моменты

Нарушения, допущенные при вынесении постановления по административному делу, позволяют обжаловать его, обратившись в соответствующие судебные инстанции.

Если подача апелляционной и кассационной жалобы не смогла повлиять на решение, то есть еще один способ защиты нарушенных прав и интересов — подача надзорной жалобы.

Подать такое обращение законодательство позволяет любому участнику дела, который настаивает на том, что постановление или другие судебные акты в ходе разбирательства были вынесены с нарушением действующих нормативно-правовых актов.

Также правом подачи надзорной жалобы обладает и любое лицо, чьи права и интересы оказались нарушены в результате решения.

После надзорной жалобы решение будет окончательным, обжаловать его будет просто некуда.

Обращение в международные организации обычно невозможно или крайне затруднено, а результат, который оно может принести, в большинстве случаев, стремится к нулю.

Соответственно уделить составлению заявления нужно особое внимание. Обычно оно гораздо шире и объемней, чем при подаче кассационной жалобы.

По возможности составлять надзорную жалобу должен профессиональный юрист, имеющий опыт участия в судебных разбирательствах.

Каждое дело имеет свои индивидуальные особенности, и их следует обязательно учитывать при подготовке заявления, иначе результат будет отрицательным и последняя возможность защитить нарушенные права и интересы окажется упущенной.

Важно! Надзорная жалоба подается только на уже вступившие в законную силу постановления или другие судебные акты.

Законодательная база

Возможность подать надзорную жалобу по административному делу прямо прописана в КАС РФ, в этом же нормативно-правовом акте описывается порядок ее подачи, а также основные требования, предъявляемые к документу и другие важные моменты.

Дополнительно следует изучить нормы ФКЗ «О Верховном суде» и прочие нормативно-правовые акты, которые имеют отношение к конкретной ситуации.

Важно! Законодательство допускает повторную жалобу по тому же делу, но только при условии, что она имеет другие основания.

Такое ограничение позволяет если не избежать злоупотребления правом, то хотя бы ограничить его до разумных пределов.

В каких случаях подают

Надзорная жалоба должна быть обоснованной, иначе она не будет рассматриваться, да и просто иметь смысла.

Рассмотрим, в каких случаях имеет смысл писать и подавать надзорную жалобу по административному делу:

Были рассмотрены не все доказательства по делу например, суд неправомочно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании документов
Суд не стал изучать некоторые из обстоятельств дела
В ходе судебного разбирательства и при принятии решения были нарушены нормы действующего законодательства
При принятии решения оно было основано на доказательствах которые оказались ложными или ошибочными
Показания свидетелей, на которые опирался суд при вынесении решения были ложными. Этот момент должен быть доказан
Постановление было вынесено, исходя только из позиции должностных лиц т.е. суд считал виновность бесспорной

Возможны и другие ситуации, когда надзорная жалоба будет обоснована и после изучения обстоятельств, инстанция примет решение рассмотреть ее в установленном порядке.

Видео: обжалование судебных решений

Образец надзорной жалобы по административному делу

Образец надзорной жалобы по делу об административном правонарушении можно скачать .

Его вполне можно использовать в качестве своеобразного шаблона. Это позволит избежать досадных мелких ошибок и неточностей, из-за чего могут отказать в рассмотрении.

Это не означает, что достаточно только внести свои данные в шаблон и можно уже направлять заявление.

Надо уделить должное внимание подготовке документа, подробно и точно изложить суть обращения и описать конкретно свои требования. Иначе результата от подачи надзорной жалобы добиться не получится.

Лучше обращаться к профессиональным юристам, ведь от правильности применения тех или иных законодательных норм при составлении жалобы может зависеть, какую позицию займет в итоге надзорная инстанция при ее рассмотрении и принятии решения.

В Верховный суд

Подается первоначально надзорная жалоба по административному делу в областной суд.

Если разбирательство не привело к желаемым результатам, то следующее обращение должно быть направлено уже в Верховный.

Нужно понимать, что с каждой инстанцией шансы на пересмотр решения уменьшаются. Очень редко ошибки допускаются не только на первом этапе разбирательства по делу, но и при рассмотрении жалоб.

Однако возможность подачи жалобы в Верховный суд закреплена законодательно и принять составленное по всем правилам заявление обязаны.

Но нужно потратить не мало сил, чтобы правильно составить жалобу и привести все необходимые основания.

Если в собственных силах есть сомнения, то стоит обратиться за консультацией к юристу. Только после полного анализа ситуации профессионалом по ней имеет смысл готовить заявление.

Как составить

Регламентированных форм для подачи надзорных жалоб законодательством не установлено.

Это значит, что составлять ее можно в свободной форме, однако закон, достаточно четко описывает, какая информация должна содержаться в надзорной жалобе. Отсутствие ее приведет к отказу в рассмотрении.

Надо обязательно указать в надзорной жалобе:

Используя шаблон можно существенно сократить возможные неточности и ошибки технического характера при самостоятельной подготовке претензии.

Сроки подачи

По административным делам нет ограничений в сроках подачи надзорной жалобы.

Это означает, что подать ее можно в любой момент после вступления в законную силу соответствующего постановления, при условии установленного законодательством порядка обращения.

Но желательно не откладывать подачу жалобы в долгий ящик, чем раньше будет подано обращение, тем быстрее будут устранены допущенные нарушения прав и интересов.

Время рассмотрения

Законодательство дает право судье, принявшему жалобу к рассмотрению, истребовать и проверить все дело об административном правонарушении на соответствие соблюдения норм законодательства. Но он не обязан это делать.

В зависимости от того, истребовалось или нет дело при рассмотрении жалобы, будет зависеть установленный законом срок для ее рассмотрения.

Приведем эту информацию в следующей таблице:

Правила для обращения

Нужно обязательно соблюдать очередность подачи надзорной жалобы, т.е. предварительно надо пройти процедуры рассмотрения апелляционной и кассационной жалоб и лишь затем, подавать надзорную.

Существуют также некоторые правила, которых обязательно надо придерживаться при подготовке обращения:

Обязательно указывайте свои данные и подписывайте жалобу Отсутствие Ф.И.О или адреса заявителя, а также подписи нередко становится причиной для отказа в рассмотрении
Четкое описание оснований В жалобе не должно содержаться лишних эмоций, а все основания должны быть изложены в логической последовательности, позволяющей четко и быстро понять суть претензий заявителя к решениям предыдущих инстанций
Конкретизируйте требования Всегда ставьте конкретное требование в просительной части обращения – отменить или изменить решение и т. д.
По возможности указывайте ссылки на нарушенные нормы законодательства Это не обязательно, но существенно упрощает проверку оснований
Подтверждайте документами все обстоятельства и факт Исходя из доказательств, в виде документов, суду будет проще принять решение по конкретной жалобе

Какие документы нужно приложить

Если гражданина не устраивает решение нижестоящей судебной инстанции, судебный акт могут пересмотреть. С этой целью подается надзорная жалоба.

Основания для подачи надзорной жалобы

Надзорная жалоба по административному делу должна быть обоснованной, иначе ее не будут рассматривать. Основания для ее предъявления следующие:

  • была рассмотрена не вся доказательная база по делу - к примеру, суд отклонил ходатайство об истребовании справок;
  • судья не учел все обстоятельства;
  • в процессе разбирательства и во время принятия заключения были нарушены законодательные нормы;
  • свидетели предоставили ложные показания - этот факт придется доказывать;
  • постановление выносилось, исходя из позиции должностных лиц.

Это основные причины, допускаются и иные ситуации.

Важно! Подать документ имеет право любое лицо, которое принимало участие в заседании суда, и права которого были нарушены.

В вышестоящий орган

Куда подавать жалобу (верховный суд, областной и др. - как выбрать, в какой именно)? Изначально подают документ в областной суд. Если после этого не последовало результатов, обращаются в Верховный.

Сроки подачи надзорной жалобы по административному делу

Подавать НЖ необходимо до того, как истечет 3 месяца с момента приобретения заключения законной силы. Этот срок указывается в самом документе.

Пропущенный срок подачи общих административных жалоб может быть восстановлен по заявлению обратившегося. Но в том случае, если обстоятельства пропуска случились в период 1 года с даты вступления обжалуемого постановления в силу. Причина пропуска должна быть уважительной - тяжелое заболевание, продолжительная командировка и прочее.

Обратите внимание! Указанный срок заканчивается в день последнего месяца. Он не считается пропущенным, если заявитель успел подать жалобное письмо до полуночи последних суток.

Как подать жалобу, правила

Прежде чем подавать надзорную жалобу, необходимо пройти процедуру рассмотрения апелляции и кассации. Подготавливая обращение, следует придерживаться таких правил составления:

  • обязательно указывать собственные данные и подпись - отсутствие информации о заявителе или его подписи становятся причиной отказа в принятии документа;
  • основания должны быть четкими - лишние эмоции недопустимы, изложение оснований должно быть последовательны, суть претензии должна быть понятна;
  • требования должны быть конкретными - просительная часть должна указывать на требование «отменить» или «изменить» решение;
  • если есть возможность, сделать ссылку на законодательные акты - это не обязательно, но упростит процесс рассмотрения;
  • обстоятельства необходимо подтверждать документами.

НЖ должны сопровождать справки - копия жалобы и судебного решения (заверенная). Если заявитель действует через представителя, предъявляется доверенность.

Обратите внимание! Надзорная жалоба подается лишь на постановления, которые вступили в силу.

Госпошлина за рассмотрение жалобы в ВС РФ по административным правонарушениям не предусмотрена.

Образец надзорной жалобы по административному делу

Регламентированной формы бланка не разработано. Составляется в свободном виде, но в законодательстве установлено, какая информация должна указываться в жалобе. В соответствии с 308.2 статьей АПК надзорная жалоба должна содержать следующие сведения:

  • полное название суда и личные данные главного судьи;
  • личные и контактные данные обратившегося, а также всех, кто участвует в разбирательстве;
  • название судов, которые рассматривали дело;
  • их решения;
  • предмет спорной ситуации;
  • основания для пересмотра;
  • комментарии заявителя;
  • список прилагаемой документации.

Жалоба в Верховный суд по административному делу, образец которой можно посмотреть по ссылке , подписывается лично заявителем либо его представителем. Во втором случае потребуется доверенность на предоставление интересов.

Трудностей в подготовке АЖ не должно возникнуть - это наиболее простой и менее затратный способ защиты прав и интересов человека. Если же сложности возникают, рекомендуется обратиться к профессиональным юристам, которые правильно определят подведомственность и составят жалобу так, чтобы ее приняли и одобрили.

Что должно содержать в себе ходатайство

Срок рассмотрения надзорной жалобы по административному делу

Период рассмотрения НЖ регламентируется законом. Если материалы по делу не запрашиваются, жалобу должны изучить в продолжение 1 месяца с момента передачи в суд. Если же материалы запрашиваются, срок увеличивается до двух месяцев. Время запрашивания дела и его доставка в суд в учет не берутся. Также срок может быть увеличен, если случай сложный.

Результаты рассмотрения

Порядок анализирования ходатайства предусмотрен Гражданско-процессуальным кодексом России. Представитель закона анализирует заявление и прилагаемую документацию, выносит заключение.

По результатам рассмотрения обращения суд имеет право принять одно из решений:

  • не рассматривать жалобу, оставить судебное постановление в неизменном виде;
  • полностью либо частично отменить решение, снова отправить его на изучение;
  • отменить акт суда и остановить деловое производство;
  • внести изменения в один или несколько актов.

Статья 379 УПК Российской Федерации содержит список причин, по которым решение нижестоящего суда будет отменено:

  • нарушено уголовно-процессуальное законодательство;
  • статья, на которую ссылался представитель закона, истолкована неправильно;
  • вынесенное заключение несправедливо;
  • обстоятельства по факту не совпадают с выводами, изложенными в приговоре.

Служба надзора - завершающая стадия в вопросе оспаривания судебного решения. В дальнейшем его разрешается обжаловать лишь в международной службе или по новым обстоятельствам.

Порядок рассмотрения документа

Таким образом, обращение с жалобой в суд дает возможность отменить постановление и его последствия. Однако, примеры из практики показывают, что орган надзора редко принимает акт об отмене.

Как выглядит на практике презумпция невиновности, сформулированная в ст. 1.5 КоАП РФ при рассмотрении дел о правонарушениях в области дорожного движения? Если посмотреть на доказательства, которые «подтверждают виновность» лица, то ответ будет как минимум неоднозначным. Доказательная база может строиться на противоречивых документах, а устные пояснения представителей государственной службы редко ставятся под сомнения и принимаются за достоверные. При этом в Российском законодательстве последней инстанцией для защиты прав лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, должно являться обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде.

Верховный Суд Российской Федерации согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты .

Верховный Суд рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих судов субъектов Российской Федерации или их заместителями.

Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде осуществляется путем (с копиями для других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 КоАП РФ) и копиями постановления и решений по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу. Однако установлено правило, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Регламентировано, что решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Частью 4 ст. 30 .16 КоАП РФ установлено, что повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются .

В п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сформулировано, что рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалованного, опротестованного постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ указанные лица в интересах законности могут проверить дело в полном объеме .

То есть лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, при обжаловании постановления по КоАП РФ в Верховном Суде может получить в надзорной инстанции де-факто судебный акт, построенный исключительно на информации из постановления и решений, которые жалобщиком ставятся под сомнение.

Например, обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде происходит по следующим основаниям:

  • ненадлежащее оформление письменных доказательств по делу при составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами (нарушен порядок заполнения, оспариваются подписи, место составления);
  • противоречия в пояснениях лица, составившего протокол об административном правонарушении, отражённые в протоколе судебного заседания в мировом суде;
  • ненадлежащая трактовка пояснений свидетеля, отраженная в протоколе судебного заседания;
  • наличие письменных ходатайств в деле об административном правонарушении, которые направлены на истребование доказательств по делу (видеозаписи), которые суд первой инстанции не рассмотрел по существу;
  • противоречия свидетельских показаний от тех, сведений которые он подтвердил как понятой в Акте (разница во времени фиксации);
  • факт отсутствия в материалах дела об административном правонарушении исследованной в открытом судебном заседании видеозаписи обстоятельств, которые подлежат доказыванию.

При таких доводах жалобы логично исследовать материалы дела об административном правонарушении и исключить сомнения, которые к тому же подробно изложены в жалобе.

Однако судья Верховного Суда Российской Федерации 18 декабря 2014 года принимает жалобу к производству, а 24 декабря 2014 года выносит решение по жалобе без исследования материалов дела об административном правонарушении в полном объеме. При этом обжалуемые судебные акты также не содержали оценки пояснений лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оценки всех доказательств в совокупности с пояснениями свидетеля.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 года № 113-О «По жалобе гражданина Овчинникова Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 30.11 КоАП РФ» проверка в порядке надзора судебных актов по делу об административном правонарушении не может быть осуществлена в тех же пределах, что и на предыдущих стадиях. Суд надзорной инстанции может проверить только законность судебных актов, не вдаваясь при этом в вопросы факта, а потому на данной стадии процесса недопустимо применение по аналогии положений статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, регламентирующей порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: согласно пункту 8 ее части 2 законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании как имеющихся в деле, так и дополнительно представленных материалов, проверка же дела в полном объеме безотносительно к доводам жалобы (часть 3) на основании в том числе дополнительно представленных материалов придает такой процедуре (согласно части 3 статьи 30.9 она применяется и при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении) характер апелляционной процедуры, которая в надзорной стадии применена быть не может .

Таким образом обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде России на практике может являться проверкой законности вынесения судебных актов, без полного изучения материалов дела, независимо от доводов жалобы .