Раздел «Политическая сфера. Обществознание

«Парламентские уроки в школе» - Система органов государственной власти в Российской Федерации. Валеев Разиль Исмагилович. Состав Государственного Совета. Кто такой депутат. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан. Д. А. Медведев. Парламентские уроки. Результаты социологического опроса. «Где рождаются законы». Республиканский форум учителей истории и обществознания.

«Сила и власть» - Власть. Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Объект власти. Обществознание. Презентация по теме: «Власть» Обществознание 6-9класс. Субъект власти. Компоненты власти. Ресурсы власти: Источники власти. 2. Конфликт в Южной Осетии. Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина. Авторитет. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор.

«Принцип разделения властей» - Доминирование исполнительной власти. Наличие сдержек и противовесов. Меньший размер правительства. Рисунок. Разделение властей. Общество может установить правило. Сравнение систем правления. Затраты на содержание правительства. Срок действия правительства. Парламентские системы. Подконтрольность ветвей власти.

«Обращение к власти» - Нематериальные ресурсы власти. Договоры. Отчеты. Приглашения. Документы. Формы работы с органами власти. Подготовительный этап. Выводы. Что это дает организации. Почему попечители приходят в организацию. Деловая игра. Благодарственные письма. Письма-обращения. Обращения «во власть», подготовка документации.

«Легитимность власти» - Политика. Методы политического властвования. Власть и ее носители. Президент Грузии. Харизматическое господство. Типы господства. Никколо Макиавелли. Идеологический тип легитимации. Легальность власти. Основные интерпретации власти. Властное могущество. Уровни легитимации власти. Легитимизация. Рациональное (легальное) господство.

С общественным разделением труда, формированием частной собственности, образованием классов появляется особая сфера общественной жизни - сфера политики.

Слово «политика » греческого происхождения и означает искусство управления государством. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т.е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации.

В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политическое сознание, политические отношения, политические институты и организации и политические действия.

Возникновение политической сферы, ее развитие и функционирование обусловливаются определенными причинами. Самые глубокие корни появления различных организаций связаны с материально-производственной деятельностью людей. Именно коллективная материально-предметная деятельность, общественный труд потребовали координации совместных усилий, развития начал управления.

Другим объективным фактором появления политических организаций в обществе является потребность регулирования отношений между социальными общностями и внутри них, поскольку этим общностям для реализации их интересов, защиты собственной целостности, налаживания отношений с другими общностями необходимы определенные общественные институты.

Следовательно, политическая сфера – одна из подсистем общества, обеспечивающая интеграцию всех элементов общества, его существование как целостного организма.

Остановимся на характеристике некоторых элементов этой сферы.

Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая характерна для всех этапов истории, выступая в разных формах и изменяя свое содержание, функции и.т.д.

В истории философской мысли существовали различные теории, объясняющие происхождение государства. Самыми первыми были теократические теории, согласно которым государство возникает в силу божественного установления. Эти теории получили особое развитие в эпоху феодализма.



Но уже в античности появились концепции государства, пытающиеся найти его естественную основу. Так, греческий философ Платон, отождествляя «общество» и «государство», рассматривал возникновение последнего как выражение присущих людям естественных потребностей. Появлением этих потребностей он объяснял возникновение сословий: работников, воинов-стражей и правителей-философов, высшая добродетель которых – мудрость.

Его последователь Аристотель, в большей степени различая понятия государство и общество, рассматривал государство как высшую форму общения между людьми, подлинной целью которого является всеобщий порядок.

Особенно популярной была теория «общественного договора», предложенная английским философом Т. Гоббсом и развитая французским просветителем Ж.Ж. Руссо. Согласно Т. Гоббсу, исходное естественное состояние общества – «война всех против всех» – сменяется рано или поздно в силу общественного договора гражданским обществом. Страх за свою жизнь в условиях, когда «человек человеку – волк», заставляет людей создать государственную власть и подчиниться ей.

Ж.Ж. Руссо выдвинул идею, что возникновение государства было вызвано появлением частной собственности на средства производства, а также имущественным и социальным неравенством. Государство явилось изобретением богатых, чтобы держать под контролем неимущих, в то время как, по мнению Руссо, оно должно служить порядку. Если же государство злоупотребляет властью, используя ее во вред народу, оно должно быть заменено другим государством, исправно выполняющим свои обязанности. Близких к этим взглядам придерживался Гегель, видя начало государства в насилии.

Согласно современным представлениям, государство – явление историческое. Предпосылки его возникновения можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на традициях, моральном авторитете старейшин, представляющих всеобщие интересы. Но разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни необходимо требовали создания особого органа, регулирующего различные функции общества.

С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе; такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, государство является органом, управляющим делами всего общества, оно возникает из объективной потребности регулировать общественные отношения в интересах всех социальных групп. Следовательно, возникновение государства обусловлено двумя основными причинами:

1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;

2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.

Иначе говоря, государство имеет двойственную природу, что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме.

Чтобы полнее раскрыть специфику государства как формационного и цивилизационного института, необходимо проанализировать его признаки и функции.

Можно выделить следующие основные признаки государства:

Наличие особого слоя людей, занятых управлением, т. е. аппарата чиновников, сбор налогов, издание законов;

Публичная власть, т. е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т. д.);

Территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

Эти признаки, взятые в единстве, дают возможность определить, является ли данное общественное образование государством.

Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям. Их социальной основой являются классы. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями.

Партии могут выражать интересы не всего класса в целом, а какой-то его части, но и для этих партий определение их сущности остается тем же.

Сопоставляя партии с государством, следует иметь в виду, что в государстве выражение интересов класса осуществляется в какой-то мере замаскировано, в партии выражение классового интереса носит более непосредственный характер. Поэтому в определенных условиях партия может выражать классовые интересы более глубоко и выступать как самый важный политический институт класса.

Однако в настоящее время классовые грани между партиями размыты, в них могут быть представлены различные социальные слои. Учитывая эти изменения, партию можно определить как организацию, объединяющую граждан на основе единых политических интересов и целей. Партии отличаются от других объединений тем, что их целью является завоевание власти и в них четко выражена определенная идеология.

Политическая система включает также общественные организации и движения, объединяющие представителей социальных групп и слоев на основе их интересов, которые в отличие от партий не ставят целью участие в деятельности органов государственной власти, а защиту индивидов, малых групп, меньшинств от центральной власти. Вместе с тем они поднимают важные вопросы (экологические, проблемы здравоохранения и др.) и этим ставят под контроль понятие государственных решений. Эти движения (рабочее, профсоюзное, экологическое и т. п.) является важной частью политической жизни современного общества, превращаясь, по мнению социологов, в решающую движущую силу его развития.

Остановимся на классификации государств как важнейшего элемента политической сферы.

Истории известно множество государств. Чтобы разобраться в этом многообразии и провести их классификацию, используются категории «тип» и «форма» государства.

Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит, а значит, в конечном счете, – экономическим базисом данного общества. Поэтому можно выделить три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах.

Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается:

Формой правления (указывает, кому принадлежит верховная власть в стране); существуют две разновидности формы правления: монархия и республика;

Формой государственного устройства: подразделяется на унитарные (единое государственное образование), федерацию (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований – штатов, земель и т. п.), конфедерацию (государственно-правовые объединения);

Политическим режимом, т. е. системой методов осуществления государственной власти, реальным состоянием демократических прав и свобод, отношением органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

С точки зрения политического режима государства могут представлять:

а) демократию;

б) диктатуру;

Дадим краткую характеристику этим видам режимов.

Демократия – это метод осуществления государственной власти, который основан на следующих принципах: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона, разделение властей, многопартийная система. Демократия – явление историческое. Нет демократии вообще, а есть конкретные ее формы, обусловленные спецификой социально-политической жизни общества (рабовладельческая, феодальная, буржуазная демократия). Итак, анализ показывает неоднозначность понятия «форма» государства. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями.

Политическая сфера (система)
Признаки:
Партия -добровльная
порганизация единомышленников,
предст. ннтересы части народы и
претенд. на гос. власть.
1. Наличие территории и населения
Нормативная политические принципы,
традиция, нормы морали,
процедуры
Политическая
система общества совокупность
политических
институтов, социал.
общностей и форм
взаимодействия между
ними, в которых
реализуется пол.
власть.
Политика
(искусство
управления)
деятельность в
политической
сфере обшества
направленная на
завоевание,
удержание и
реализацию
власти.
Подсистемы
Функциональная - формы
и направления политич.
деятельности и методы
осуществления власти
Культурноидеологическая политическая культура и
идеология
Радикальные,
центристы, правые и
левые
Консерват. и
протестные
Реформ., револ.
Антивоенные,
экологические
Политическая сфера
- отношение по
поводу власти
Государство - политическая организация данной
страны, осуществляющая управление
обществом, защиту его интересов.
Институциональная
- государство,
политические
партии,
общественно-пол.
Движения, СМИ,
избирательные
системы
Консервативные,
либеральные,
социалистические
Общ.-политическое движение объеденное общими целями и
воздейств. на власть.
2. Наличие аппарата управления
3. Суверенитет
4. Исключительное право на принятие общеобязательных
законов
5.Возможность применения мер принуждения
6. Взимание налогов
Политические
институты
Массовые, кадровые
(парламентские),
предвыборные
Коммуникативная - связи
и взаимодействия между
властью и обществом
Политическая идеология -форма
политического сознания,
систематические представление и
принципы защищающие интересы
определенной группы в сфере
политики.
Власть -это влияние
на поведение,
определение характера
поведения

группы, индивида проводить свою
волю в политике и правовых
нормах
Традиционная В.- опирается на
традиции
Харизматическая В. основывается на особой
притягательной силе лидера
Легальная В. - основывается
на правовых нормах и
рациональных процедурах
Консерватизм
Либерализм
Социализм
Молодежные,
женские,
национальные,
рабочие
1. Право использовать силу в
пределах страны
2. Существование единого
центра принятяи пол. решений
3. Действует на основе права
от лица всего общества

Власть

Источник властинеравенство людей
Легальность
(законность)
Верховенство
Публичность
(обращена ко всем)
Власть - способность
влиять на поведение людей в
определенных целях
Политическая власть способность данного класса,
группы, индивида проводить
свою волю в управлении и в
правовых нормах
Государственная
Экономическая
Социальная
Духовная
Информационная
Универсальность
Функции политической
власти, политической
системы и государство
во многом совпадают
формирование политической системы;
организация политической жизни и политических отношений;
управление делами общества и государства;
руководство политическими процессами;
создание определенного типа правления.

Политика и власть

Н. Макиавелли
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОЛИТИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВЛАСТИ
Взаимодействие
людей по поводу
власти
Способность, право и
возможность
проводить свою
волю, распоряжаться
и управлять кем-либо
Аристотель
Сфера общества,
отвечающая за
сохранение его
целостности
(порядок, защита), и
развитие
Способность и умение
практически реализовать
функцию общественного
управления
Либеральная
Свободное обсуждение
и выработка
принципиально новых
возможностей
достижения целей и
организации общества
«Язык» общения,
который понятен всем
сторонам общественного
отношения к власти

Легальность политической власти

Политическая власть
Легальность – соответствие ее
формирование существующим
законам
Легитимность – основания
доверия, поддержки народом власти
(правителя)
Традиционная – на авторитете
прошлого, стабильности
устоев и нравов
Харизматическая – авторитет
личного дара, личная
преданность и доверие
Рациональная – на основе
легальности и прозрачности
процедуры избрания
Вожди племен, наследственные
правители
Религиозные лидеры (Иисус,
Мухаммед и т.д.), вожди революций
Современные выборы президентов, депутатов,
назначение чиновников

Теории происхождения государства

Теории происхождения
государства
Теологическая (власть от
Бога)
Патриархальная – власть
правителя произошла от
власти отца в семье
Договорная – результат
договора между народом и
правителем
Теория насилия – в
результат завоевания одним
народом другого
Марксистская – продукт
классовых противоречий,
орудия угнетения одного
класса другим

Государство – основной политический институт

Политическая сфера
Государство – основной политический институт
Государство - политическая форма
организации жизни общества, которая
складывается как результат возникновения
и деятельности публичной власти - особой
управляющей системы, руководящей
основными сферами общественной жизни и
опирающейся в случае необходимости на
силу принуждения.
Внешние функции государства
Функция обороны
Дипломатическая
Поддержка мирового правопорядка
(внешнеполитическая функция)
Внешнеэкономическая связана с развитием
взаимовыгодного экономического
сотрудничества государств
К внутренним функциям государства относятся:
Правовая - обеспечение правопорядка
Политическая- обеспечение политической
стабильности, выработка программно-стратегических
целей и задач развития общества.
Организаторская - упорядочивание всей властной
деятельности, координация деятельности всех
субъектов политической системы.
Экономическая- организация, координация и
регулирование экономических процессов с помощью
налоговой и кредитно-денежной политики
Социальная - обеспечение солидарных отношений в
обществе, сотрудничества различных слоёв общества,
реализации принципа социальной справедливости,
защита интересов тех категорий граждан, которые в
силу объективных причин не могут самостоятельно
обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды,
пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного
строительства, здравоохранения, системы
общественного транспорта.
Экологическая - гарантирование человеку здоровой
среды обитания, установление режима
природопользования.
Гуманитарная - создание условий для удовлетворения
культурных и образовательных запросов людей,
формирования высокой духовности.

Форма правления

Форма правления – структура
высших органов власти, порядок
их образования и распределения
компетенций
Парламентская –
правительство формируется
парламентским
большинством,
правительство ответственно
перед парламентом
Монархия – единоличная
власть переходящая как
правило по наследству
Республика - все высшие
органы государственной
власти либо избираются,
либо формируются
общенациональными
представительными
Абсолютная монархия
Дуалистическая
монархия - власть
монарха несколько
ограничена
конституцией
(в современном мире
редко встречается:
Марокко, Иордания)
учреждениями
Парламентская монархия
– власть монарха
значительно ограничена
по конституции
парламентом
Полупрезидентская –
правительство формируется
президентом и парламентом
Президентская – всеобщие
выборы президента,
ответственность
правительства перед
президентом

Государственное устройство

Форма государственного
устройства
Унитарное государство
Общие для всей страны высшие
органы власти;
Конфедерация – союз суверенных
государство, без общей армии,
налоговой системы и гражданства
Федерация – части федеративного
государства являются государственными
образованиями обладающими
юридически определённой политической
Одна конституция, единое
законодательная система, одно
гражданство
самостоятельностью
Части государство политической
самостоятельностью не
обладают
Состоит из отдельных субъектов
(земель, областей, республик)
Верховная законодательная власть
федерации, но субъекты также
обладают своими высшими
законодательными органами
Гражданство федерации и
гражданство субъекта
Как правило в парламенте есть палата
представляющая интересы субъектов
федерации

10. Политические режимы

Авторитарный
Демократический
Тоталитарный
Автократизм – сосредоточение
власти в руках политического
лидера или группы (партии).
Игнорирование разделения
властей.
Наличие рычагов регулирования
общественной жизни (но не в
полном объеме)
Экономические свободы при
строгой регламентации
политического поведения
Присутствие некоторых
элементов демократии (плохо
работающих)
Существование явной или не
явной цензуры
Тип поведения граждан –
конформизм, аполитичность
Политическая элита
формируется сверху
(преданность лидеру)
Децентрализация власти.
Реализация принципа
разделения властей.
Справедливая и эффективная
избирательная система.
Развитое гражданское общество.
Многопартийность.
Легальная оппозиция обладает
существенным влиянием в
обществе
Свобода СМИ от цензуры
Гарантии прав и свобод
Плюралистическая политическая
культура
Отсутствие официальной
идеологии
Политическая грамотность и
активность граждан
Политическая элита
формируется через конкуренцию
Монополизация власти
единственной массовой партией
во главе с вождем
Полный контроль политической,
экономической и культурной жизни
Наличие государственной
идеологии
Полный контроль над СМИ,
цензура
Ликвидация всех форм
собственности, кроме
государственной
Устранения возможности
возникновения оппозиции
Тоталитарный тип личности –
упрощенный подход к
общественным проблемам
(«одна партия», «один вождь»,
«поиск врага»), перенос
ответственности на вождей
Политическая элита как сверху,
так и сверху по принципу
идеологической преданности

11. Правовое и социальное государство

Правовое государство
Гарантирует:
Не препятствует
усилению
экономического
неравенства
безопасность граждан от
власти и друг от друга;
политические свободы,
индивидуальные права;
ограничивает
государственное
вмешательство в
общественную жизнь;
защищает от деспотии.
верховенство законов;
равенство перед законом;
разделение властей;
деэтатизм
справедливый, независимый суд;
децентрализация власти;
развитое гражданское общество.
Социальное государство
высокая социальная защищенность;
уравнение жизненных шансов
(бесплатное образование, медицина);
создание условий для личностной
самореализации каждому
Признаки
вмешательство государства в
распределении общественного
богатства;
этатизм
государственные инвестиции в
культуру, образование,
здравоохранение
сложные процедуры принятия
социально-значимых решений

12. Условия появления и развития демократии

Развитое гражданское общество,
возникновение партий и общественных
движений
Относительно высокий уровень
индустриального и экономического
развития в целом.
Развитая частная собственность
Относительно высокий уровень
благосостояния граждан и сглаживание
социального неравенства
Грамотность населения, довольно
высокий уровень образованности
Религиозный – установка на
индивидуальную свободу и
ответственность
«Люди время от времени
возвращались к такой форме
правления как демократия, которая
является самой трудной формой
правления»
У. Черчель

13. Принципы (ценности) демократии

1.Признание народа источником власти и носителем суверенитета.
2.Равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная возможность участия в
политической жизни.
3.Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и
защита со стороны государства.
4.Принцип большинства - именно большинство, а не меньшинство выражает через институты
демократии свою волю.
5.Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства).
6.Правовое государство - вид демократического государства, политический режим которого
опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные,
неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов.
7.Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно
независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры.
8.Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность
беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.
9.Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного
права при тайном голосовании.
10.Развитая система органов местного самоуправления.
11.Политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических
партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции.

14. Гражданское общество

Гражданское общество - это сфера
самопроявления свободных граждан и
добровольно сформировавшихся
ассоциаций и организаций,
независимая от прямого
вмешательства и произвольной
регламентации со стороны
государственной власти.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
наличие в обществе свободных
владельцев средств
производства;
развитая демократия;
правовая защищённость граждан;
определённый уровень
гражданской культуры;
наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека;
самоуправление;
конкуренция образующих его
структур и различных групп
людей;
свободно формирующиеся
общественные мнения и
плюрализм.
Ш. Монтескье, французский философ:
Гражданское общество - это союз
индивидуальностей, коллектив, в котором все его
члены обретают высшие человеческие качества.
Государство превалирует над гражданским
обществом.
Т. Пейн, американский просветитель:
Гражданское общество - благо, а государство -
неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское
общество, тем менее оно нуждается в
регулировании со стороны государства.
Г. Гегель, немецкий философ:
Гражданское общество - сфера реализации
особенно частных целей и интересов отдельной
личности. Подлинной свободы в гражданском
обществе нет, так как в нем постоянно присутствует
противоречие между частными интересами и
властью, носящее всеобщий характер

15. Политическая элита

Политическая элита
Функции:
Причины существования элиты
Создание политических механизмов реализации
политических целей
1)Социальное, психологическое
неравенство, наличие желания
участвовать в политики
Субординация интересов различных социальных
групп
2) Разделение труда
Выработка политической идеологии (программ,
доктрин и т.д.)
3) Высокая значимость
управления
Создание и коррекция политической системы
4) Возможность использования
управленческой деятельности
для получения социальных
привилегий
Выдвижение политических лидеров
Назначение кадрового аппарата (органов
управления)
5) Политическая пассивность
основной массы населения,
интересы которых обычно
лежат вне политики
Антрепренерская система:
Открытость для представителей любых
групп
Система гильдий:
Закрытость, то есть отбирает сама система
Много формальных требований
Небольшое количество формальных
требования, главное лидерские качества
Узкий круг селектората, воспроизводство одного
типа лидерства
Высокая селективность и конкурентность
Появление новых лидеров затруднено

16. Политические партии

Признаки
Партия
Организованная
группа
единомышленников,
выражающая
интересы
определенных
социальных групп и
стремящаяся к
овладению власти.
1. Цель –
завоевание и
осуществление
власти.
2. Наличие
идеологии.
3.Наличие
программы.
4.Наличие
организации
(местные
отделения,
активисты)
5. Наличие газеты.
Функции
1. Борьба за власть и
влияние на политику гос-ва.
2. Участие в осуществлении
власти
3. Участие в формировании
власти
4. Создание общественного
мнения
5.Выражение и защита
интересов социальных групп
6.Политическое воспитание,
подготовка кадров

17. Политические партии

Организационная
форма (характер
членства)
Предвыборные
Политический
спектр
Крайне левые
Левые
Центристы
Правые
Кадровые
(парламентские)
Массовые
Крайне правые
Идеология
Коммунистические
Социалдемократические
Либеральные
Консервативные
Клерикальные
Националистические

18. Партийная система

Однопартийная
система
Одна правящая партия (
в тоталитарных и
авторитарных режимах)
Многопартийная
система
Конкурируют
множество партий, ни
одна из которых не
имеет преимущества
Двухпартийная
система
Две сильные партии,
которые периодически
сменяют друг друга
Вырождение политической
элиты
Застой в политики (нет
новых идей)
Сильная зависимость от
вождя партии, затруднение
при смене власти
Застой система
Политическая
нестабильность
Слабость партий
Эффективна только
для развитых
демократий
Инерционность
(негибкость)политическ
ой системы
Не отражает весь
спектр интересов
граждан

чрезвычайное положение)
Избирается В.П.Т.Г. на 6 лет
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ
в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность
Председателя Центрального банка РФ (и вопрос об освобождении);
д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и
освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных
министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Кон.
Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру
Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от
должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
м) назначает и отзывает палат дипломатических представителей РФ в иностранных
государствах и международных организациях.
Президент РФ
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном
федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными
посланиями о положении в стране, об основных направлениях
внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и
предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской
Федерации, присваивает почетные звания Российской
Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.

26. Правительство РФ

Председатель (назначается
президентом с согласия ГД)
Заместители председателя
Федеральные министры
(назначаются президентом
по предложению
Председателя)
Постановления и распоряжения
Полупрезидентская республика
а) разрабатывает и представляет ГД федеральный
бюджет и обеспечивает (и отчитывается) его
исполнение; представляет Государственной Думе
отчет об исполнении федерального бюджета;
представляет ГД ежегодные отчеты о результатах
своей деятельности;
б) обеспечивает проведение в РФ единой
финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в РФ единой
государственной политики в области культуры,
науки, образования, здравоохранения, социального
обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной
собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны
страны, государственной безопасности, реализации
внешней политики РФ;
е) осуществляет меры по обеспечению законности,
прав и свобод граждан, охране собственности и
общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на
него Конституцией РФ, федеральными законами,
указами Президента РФ

27. Конституционный процесс

Обращение
Предврительное
рассмотрение
(секретари)
Предврительное
рассмотрение
(судьи)
Всего членов суда 19 (кворум ¾)

Федерации назначается на должность Советом
Федерации по представлению Президента Российской
Федерации сроком на шесть лет из числа судей
Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель Конституционного Суда Российской
Федерации имеет двух заместителей, которые
назначаются на должность Советом Федерации по
представлению Президента Российской Федерации
сроком на шесть лет из числа судей Конституционного
Суда Российской Федерации
(могут быть назначены на должность на новый срок).
Подготовка к
слушанию
Судебное
разбирательство
Итоговое решение
Постановление

Раздел «Политическая сфера»

С общественным разделением труда, формированием частной собственности, образованием классов появляется особая сфера общественной жизни - сфера политики. Слово «политика» греческого происхождения и означает искусство управления государством. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т. е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации .

В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политическое сознание, политические отношения, политические институты и организации и политические действия.

Возникновение политической сферы, ее развитие и функционирование обусловливаются определенными причинами. Самые глубокие корни появления различных организаций связаны с материально-производственной деятельностью людей. Именно коллективная материально-предметная деятельность, общественный труд потребовали координации совместных усилий, развития начал управления.

Другим объективным фактором появления политических организаций в обществе является потребность регулирования отношений между социальными общностями и внутри них, поскольку этим общностям для реализации их интересов, защиты собственной целостности, налаживания отношений с другими общностями необходимы определенные общественные институты.

Следовательно, политическая сфера - одна из подсистем общества, обеспечивающая интеграцию всех элементов общества, его существование как целостного организма.

Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая характерна для всех этапов истории, выступая в разных формах и изменяя свое содержание, функции и т. д.

В истории философской мысли существовали различные теории , объясняющие происхождение государства. Самыми первыми были теократические теории, согласно которым государство возникает в силу божественного установления. Эти теории получили особое развитие в эпоху феодализма. Но уже в античности появились концепции государства, пытающиеся найти его естественную основу. Так, греческий философ Платон, отождествляя «общество» и «государство», рассматривал возникновение последнего как выражение присущих людям естественных потребностей. Появлением этих потребностей он объяснял возникновение сословий: работников, воинов-стражей и правителей-философов, высшая добродетель которых - мудрость. Его последователь Аристотель, в большей степени различая понятия государство и общество, рассматривал государство как высшую форму общения между людьми, подлинной целью которого является всеобщий порядок.

Особенно популярной была теория «общественного договора», предложенная английским философом Т. Гоббсом и развитая французским просветителем Ж.-Ж. Руссо. Согласно Т. Гоббсу, исходное естественное состояние общества - «война всех против всех» - сменяется рано или поздно в силу общественного договора гражданским обществом. Страх за свою жизнь в условиях, когда «человек человеку - волк», заставляет людей создать государственную власть и подчиниться ей. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею, что возникновение государства было вызвано появлением частной собственности на средства производства, а также имущественным и социальным неравенством. Государство явилось изобретением богатых, чтобы держать под контролем неимущих, в то время как, по мнению Руссо, оно должно служить порядку. Если же государство злоупотребляет властью, используя ее во вред народу, оно должно быть заменено другим государством, исправно выполняющим свои обязанности. Близких к этим взглядов придерживался Гегель, видя начало государства в насилии.

Согласно современным представлениям, государство - явление историческое. Предпосылки его возникновения можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на традициях, моральном авторитете старейшин, представляющих всеобщие интересы. Но разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни требовали создания особого органа, регулирующего различные функции общества.

С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе; такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, государство является органом, управляющим делами всего общества, оно возникает из объективной потребности регулировать общественные отношения в интересах всех социальных групп.

Следовательно, возникновение государства обусловлено двумя основными причинами:

1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;

2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.

Следовательно, современная политическая система должна стать залогом правового государства . Его отличительные признаки : верховенстство закона во всех сферах общественной жизни, реальность и незыблемость прав, свобод и интересов личности, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей - законодательной, исполнительной, судебной. Правовая регуляция деятельности людей в таком государстве должна осуществляться по принципу: разрешено все, что не запрещено законом, при осуществлении эффективных форм народного контроля за осуществлением законов и других юридических актов. Все это требует повышения уровня политической культуры граждан, являющейся показателем политического состояния общества, степени его развитости и демократичности.

Политическая сфера - это совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе.

Основными подсистемами политической сферы являются:

государство, политические партии, общественные организации (профсоюзы и т. п.), политические отношения, в том числе международного характера, политическое сознание (политические программы, политические решения партий) и т. п.

Политика как искусство управления людьми не имела социально-групповой, классовой направленности; была потребность в организации совместных действий, в регулировании отношений между людьми и племенами. Она удовлетворялась выдвижением вождей, старейшин (или совета старейшин), имевших соответствующие полномочия. Однако со временем такая власть приняла форму государства: выделилось управленческое звено (публичная власть и ее аппарат), возникла потребность в армии, полиции, тюрьмах, разного рода принудительных учреждениях; произошло разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В структуру государства входили, особенно в эпоху средних веков, также и церковные организации; интересы церкви сливались нередко с интересами класса феодалов и государства, проводившего политику этой немногочисленной социальной группы.

К характерным признакам государства, кроме отмеченных структур (власти, армии, полиции или милиции, судебной системы и др.), относятся также наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, наличие определенного населения, наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством, наличие службы сбора налогов, необходимых для содержания властного органа, его подразделений, армии, судебных учреждений и т. п.

Структурное разделение власти на три подсистемы имеет в своей основе соответствующее разграничение функций: органы законодательной власти осуществляют функцию законодательства, разработку и принятие законов (парламент, законодательные органы на местах); исполнительная власть в центре и на местах имеет цель реализовать принятые законы (правительственные учреждения и исполнительные органы в регионах); судебная власть осуществляет функцию судопроизводства.

Кроме отмеченных трех функций, которые (как и другие) имеют задачей обеспечение нормального функционирования государственной системы, государство имеет также ряд других (регулирование экономических и социальных отношений, представление интересов страны в системе международных отношений). Если ряд функций государства достаточно емко выражает интересы господствующего социального слоя (или социальной группы), то при выполнении других функций, особенно при организации борьбы с последствиями стихийных бедствий, при развертывании борьбы с преступностью, при организации вооруженной защиты страны и т. п., оно может и обязано демонстрировать надклассовый, всеобщий свой характер в соответствии с изначальным пониманием этого центрального органа политической сферы.

Существует ряд форм государства, а основание их разграничения - формы правления (правовое положение и соотношение высших органов государственной власти), другое - формы государственного устройства. В одном и том же государстве сочетается одна форма правления с одной какой-либо формой государственного устройства.

В истории общества сложились две основные формы организации верховной государственной власти - монархия и республика.

Монархическая форма правления характеризуется наследственным принципом замещения главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяют такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и конституционная монархия. Причем если отличительным признаком абсолютизма служит практически нелегитимированная власть главы государства (ведущая нередко к полному произволу монарха), то конституционная монархия характеризуется ограничением его полномочий. В настоящее время около сорока государств мира являются монархиями, при этом большинство из них представляют собой парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др.).

Республика представляет такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным предста-вительным учреждением. Выделяются три основные разновидности республиканской формы правления - сильная президентская власть, избрание главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (например, США); парламентская республика - избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парламентским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.), полупарламентская республика - избрание президента или главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.).

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства. Возможны следующие формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная . Унитарное государство является единым государством. Оно чаще всего оказывается разделенным на административно-территориальные единицы в зависимости от географических, экономических и других факторов; политической самостоятельностью эти части государства не обладают. Федеративным является государство, которое имеет части (регионы) с собственной конституцией, в основном сориентированной на общегосударственную конституцию; отношения между частями федерации и центром регулируются на основе договоров, заключаемых между официальными представителями их

законодательных, исполнительных и судебных органов (Индия, Россия и др.). Конфедерация есть союз государств, действующий для достижения конкретных совместных целей; этот союз имеет договорные отношения со всеми частями (или между всеми государствами), входящими в конфедерацию; каждое из таких государств остается независимым.

Государства характеризуются также политическими режимами , которые могут быть разными не только у разных государств, но также у одного и того же государства в разных периодах его существования. В истории человечества выделились в основном два типа политического режима: демократический и диктаторский (тоталитарный и авторитарный).

Слово «демократия» означает «власть народа». Она имела место и до образования первых государств и существует в деятельности множества различных объединений людей. С возникновением первых классовых обществ, с образованием городов-полисов такого рода непосредственная или прямая демократия существовала в тех местах, где как считают исследователи, было возможно собрать вместе население численностью не более 5-6 тысяч: именно при таком (или меньшем) количестве можно было достаточно точно учесть большинство и меньшинство, перепроверить (при необходимости) результаты подсчета голосов и принять бесконфликтное решение в качестве общего. Существует и поныне подобная демократия также и в качестве производственной демократии. Деятельность общественных организаций зачастую подчинена принципу непосредственного демократического управления . Демократия государственно-политического устройства связана в течение уже многих столетий не с непосредственным участием населения, а с его участием в делах государства опосредованным путем, например, через выборщиков (это так называемая представительная демократия). Государству, имеющему демократический характер, свойственны следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона. К этим признаваемым многими учеными-обществоведами признакам нередко добавляют другие: функционирование многопартийной системы, высокий уровень жизни населения и т. п. Следует к тому же иметь в виду, что проявление воли демократического большинства еще не есть гарантия справедливого государства. От демократии до охлократии (власти толпы) - один шаг. Сущность демократии не столько в выражении воли большинства (оно может быть и формальным), сколько в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ, при этом меньшинство должно при этом иметь право голоса и право быть услышанным большинством.

Характерными признаками тоталитарного политического режима являются: контроль и управление всеми сферами государственной и общественной жизни и жестокое подавление всех попыток высказать самостоятельное мнение со стороны как индивидов, так и социальных групп; интенсивное функционирование идеологии, претендующей на все-общность и непогрешимость, радикальное преобразование общества и человека, всего мира, насильственное претворение на практике различных утопий (националистических, социальных, религиозных); постоянная и непрерывная политизация всех членов общества с целью их унификации во имя выполнения поставленных целей; мобилизация всех членов общества для достижения безусловной лояльности и активного участия в заданном политическом процессе; постоянная борьба с внутренними и внешними врагами; широкое использование террора и тайной полиции в качестве важнейшего инструмента внедрения идеологии в повседневную жизнь каждого человека; ликвидация самостоятельных политических и общественных организаций, формирование, как правило, одной государственной политической партии, которая руководит массовыми организациями (профсоюзными, молодежными и др.); запрет основных прав, в особенности прав на собрания, демонстрации, свободу печати, свободное развитие науки, искусства и литературы; система централизованного бюрократизма , создание тоталитарной элиты, перед которой беспомощны и члены государственной партии; дуализм и противоречивость деятельности партийных и государственных органов, отсутствие четкого разделения компетенций, приводящее на практике к произволу. Тоталитарное господство, как правило, носит ярко выраженный харизматический характер, люди подчиняются одному политическому деятелю не только с верой в его непогрешимость и пророческие откровения, но и с любовью.

Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство, в котором самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна. Единый властный центр призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать, правосознание исходит от предпосылки: все непредписанное - запрещено, есть только государственный интерес , строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой. Однако такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти , на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре.

Политическая сфера - это одна из четырех известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на ее выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их традиционном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает до полутора столетий.

Партийно-политическая деятельность охватывает большое количество людей, имеет устойчивые формы, регулируется традициями, правовыми нормами и политическими принципами. Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в ее осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определенной социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). Это определение напоминает вам изученные в основной школе признаки партии: стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти; существование в исторически протяженном периоде времени; наличие четкой организационной структуры, закрепленной партийным уставом; стремление создать для себя массовую опору; общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе.

Существенным признаком любого социального института является комплекс правовых и иных социальных норм, регулирующих определенный вид деятельности. В Российской Федерации партийно-политическая деятельность регулируется Законом «О политических партиях» (2001). Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно Закону, являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политические партии отличаются от других политических институтов. По сравнению с общественно-политическими движениями они представляют собой большую идейную и организационную общность. Однако они менее организованны, чем государство.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности ее членов отражены в ее уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в ее структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Кроме государства и политических партий, существуют и другие политические институты, придающие политической деятельности устойчивые формы, организованность и упорядоченность, благодаря сложившимся структурам, традициям, нормам.