Реагирует ли новорожденный на звуки. Как определить, что у ребенка имеются нарушения слуха: рекомендации родителям

  • Уход
  • Подгузники
  • Пеленание
  • Новорожденный ребенок может спать даже в сильном шуме, и это нисколько ему не мешает. Но родители при этом задаются вопросом, а слышит ли вообще ребенок. В данной статье рассмотрим особенности слуха новорожденных, а также методики его определения в домашних условиях.

    Формирование слуховой функции

    Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери . Органы слуха формируются рано - еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.

    Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.

    Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель . Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося - плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.

    Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.

    Рождается малыш слышащим. Если зрение у новорожденного весьма несовершенно, и воспринимает кроха лишь размытые нечеткие пятна, то со слухом у него все отлично.

    Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.

    Скрининг после рождения

    В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование - проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

    Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.

    А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

    В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии . Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

    В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.

    Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

    Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

    В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

    Как проверить в домашних условиях?

    Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки . Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.

    Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет . Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.

    Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.

    Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый .

    Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом - со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка - высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.

    Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:

    • он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
    • он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
    • малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
    • у крохи меняется частота и глубина дыхания.

    Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб , если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.

    В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.

    Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом . Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь - горох. Между сменой банок делают перерыв на пару минут.

    Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках . Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.

    Настал радостный день, вы с малышом приехали домой. Теперь у вас нет помощи врачей, и вы, конечно, беспокоитесь за здоровье маленького родного человечка. Вас волнует его общее состояние, реакция на окружающий мир двигательная активность, зрение и слух. Вы наверняка разговаривали с ребеночком находясь в положении и совершенно правильно делали, новорожденный начинает слышать во время беременности, на 25-27 неделе .

    Отметим, новорожденным ребенок считается в первый месяц своей жизни. Он уже вас точно слышит.

    Органы слуха у плода начинают развиваться еще в самом начале беременности, с 5 недели. К 16 неделе в утробе малыш начинает воспринимать на слух звуки. К 20 недели полностью формируется внутреннее ухо, и плод воспринимает высоту звука. На 26 неделе беременности малыш вдобавок реагирует на услышанное. Доказано экспериментально: после рождения у ребенка наблюдалась реакция «узнавания» на стихи, прочитанные еще в утробе – он начинал активно двигать ручками и ножками.

    Множество разнообразных звуков окружает кроху в материнском чреве, еще не родившись он тренерует свой слух. В животе у мамы слышно много интересного. Шипение крови. урчание желудка, стук сердца. Звуки естественны для малыша, но кроме них он отчетливо слышит мамин голос. Новорожденный способен отличать звук человеческого голоса от любого другого.

    Как дети реагируют на звуки

    К моменту рождения младенец достаточно хорошо слышит и различает интонацию, темп речи, тембр голоса и другие звуки.

    Почти все новорожденные дети реагируют на них вздрагиванием и плачем, иногда проявляются судорожные движения. Реакция нормальна; она связана с неразвитым избирательным вниманием, примерно до шести месяцев у грудных детей весь шум окружающего мира сливается в сумасшедшую какофонию и шокирует их, не стоит часто появляться с младенцем в шумных местах.

    Уши детей восприимчивы к ритму и мелодии, им больше нравятся продолжительные, низкие звуки, нежели прерывистые и высокие, старайтесь разговаривать с малышом спокойно и ровно. И помните:

    • темп речи убыстряется – ребенок начинает беспокоиться, и движения ускоряются;
    • речь становится размеренной и спокойной – малыш успокаивается, движения делаются плавными и ритмичными.

    Слышит малютка лучше высокие тона, ему полезна и интересна детская и классическая музыка.

    С двухмесячного возраста малыш начнет более спокойно и упорядоченно реагировать на происходящее вокруг – исчезнут судорожные движения, он начнет искать источник шума глазами, поворачивать голову в его сторону. Допустима увлеченность игрой, отсутствие реакции на мамин голос или посторонний шум. Все дети не похожи друг на друга, врачи отмечают, с какого возраста и как новорожденный будет реагировать на звук, предугадать достаточно сложно.

    Реакция проявляется по-разному: от легкого изменения в мимике и напряжении в мышцах, до полного поворота головы в сторону шума. Не стоит беспокоиться раньше времени отсутствию реакции на на посторонние раздражители. Возможно, вам просто досталось немного более послушное и спокойное чадо.

    Проверьте сами

    Беспокоит слух ребенка? Проверьте самостоятельно. Подойдите незаметно, покашляйте, негромко похлопайте и посмотрите на реакцию карапуза. Слух лучше проверять с помощью незнакомых предметов. Проконсультируйтесь с врачом в следующих ситуациях:

    • ребенок в 2-3 недели не вздрагивает от громких звуков;
    • в 1 месяц не поворачивает голову на шум;
    • его не успокаивает мамин голос в 3 месяца;
    • нет звукоподражания в 2-4 месяца.

    Подобные возрастные рамки на реакцию и слух — весьма условны и зависят от множества факторов.

    Уход за детскими ушами

    Родившийся человечек уязвим перед большим миром, проявите внимание к каждой частичке хрупкого тельца. Неосторожное действие способно повредить барабанную перепонку и навредить слуху, запомните несколько простых правил ухода за ушками маленьких детей.

    1. Очищайте ушные раковины раз в неделю. После купания;
    2. Не используйте ватные палочки, они вредят;
    3. Убирая серу, заложите ушки малыша небольшими ватными шариками во время купания, выньте ребенка и протрите ухо салфеткой;
    4. Уделите особое внимание складочкам за ушными раковинами. Смазывайте их детскими кремами или маслами, дабы избежать появления трещинок или сухости.

    Вы узнали немного больше о слухе наших любимых деток. Новорожденный знакомится и приспосабливается к нашему миру, но в силах взрослых сотворить комфорт ему и радость.

    Доброго времени суток вам, друзья! Не так давно мы с вами разобрались, . Сегодня я решил написать аналогичную статью только в области органов слуха. Ведь молодые мамы также интересуются, а слышит ли их новорожденная кроха, почему она так плохо реагирует на звуки и т.д.

    Слышит ли ребенок в утробе матери

    Довольно часто можно встретить родителей, которые разговаривают еще с не рожденными детьми. Вы, наверное, видели не только в реальной жизни, но и по телевизору, как папа становился напротив круглого животика мамы и говорил что-то своему малышу спокойным монотонным голосом.

    С первого взгляда это может показаться просто милой процедурой, но не более. Вы можете подумать, что в утробе матери находится лишь только развивающийся плод, который ничего не видит и не слышит, однако это не так. Функция слуха начинает активно формироваться с двадцатой недели после зачатия. В связи с этим все эти разговоры с плодом не так уж и бесполезны. Он вас слышит.

    Естественно, очень резкие и громкие звуки будут глушить околоплодные воды, но все равно лучше в период беременности на поздних сроках не слушать «тяжелый рок» и не кричать во все горло.

    Все это было доказано путем проведения экспериментов. Новорожденный малыш реагировал очень хорошо на звуки, которые ему доносились, когда он еще находился в утробе матери.

    Что и во сколько месяцев слышит малыш после рождения

    Все, с детьми в утробе матери разобрались, давайте теперь рассмотрим, как обстоят дела со слухом у малыша, который уже родился.

    Из одних источников можно узнать, что малыш не слышит ничего первые дни, и виной тому околоплодные воды, которые все еще ни как не покинут уши малыша) Другие пишут, что малыш прекрасно слышит сразу после рождения, только реагирует на звуки плохо.

    Скажу относительно своего ребенка. Сразу после рождения действительно было похоже, что он ничего не слышит. Можно было включать громко телевизор, говорить. Это все не означало, что с ребенком что-то не то, ведь сейчас спустя полгода он прекрасно реагирует любой на любой звук, мимо него нужно тихонько ходить, чтобы не дай бог не разбудить. Про телевизор и музыку я вообще молчу. Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо спал, то нужно слушать только монотонную музыку, причем тихо, а фильмы также выбирать «с умом», чтобы поменьше взрывов и спецэффектов. Функция слуха нормализовалась постепенно, мы просто не придавали этому особого значения.

    Так что первый месяц жизни малыша – не показатель , а дальше все зависит от самого ребенка. Вы уже в первую неделю жизни ребенка начнете замечать, что он реагирует на громкие звуки и оградите его от них, а спустя один месяц вообще перестанете разговаривать громко, когда ребенок спит. Хотя, если малыш вымотается и наиграется, то бывает, что его и «с пушки не разбудишь».

    В принципе ребенок «пугается» громких звуков только первые месяцы , а начиная с третьего просто может проснуться и все (что также не есть хорошо, тревожить сон ребенка).

    Реакция на звуки в первые месяцы жизни проявляется в виде вздрагиваний. Когда ребенок становится постарше, то он просто будет поворачивать голову в ту сторону, откуда доносится звук. В некоторых случаях поворот головы будет осуществляться резко.

    Как проверить, слышит ли новорожденный

    В первую очередь, определитесь, а нужно ли проверять вообще, либо вы сами заметите, как ребенок среагирует на очередной стук двери либо громкий голос родителей. Если ждать вообще невтерпеж, то возьмите самую громкую погремушку и погремите ей поочередно возле ушей новорожденного. Если погремушки нет, то можно просто попробовать пощёлкать пальцами возле уха.

    Кстати, проверка слуха прямо в роддоме в современном мире имеет место быть, поэтому, можно попросить это сделать и там. Если вы уже выписались из роддома, никто не запрещает вам обратится к педиатру в детской больнице с просьбой проверить слух.

    В принципе все, мы с вами разобрались с вопросом и выяснили, когда новорожденные малыши начинают слышать.

    Рождение нового члена семьи - это огромное счастье для молодых родителей. Очень часто мамы и папы задумываются над тем, когда новорождённый начинает слышать и видеть. Далеко не все родители знают об особенностях развития зрения и слуха у ребёнка после рождения, а это очень важно. Всё проявляется постепенно.

    Когда новорожденного забирают домой из родильного отделения, начинается самое интересное время, хотя зачастую и очень сложное. Молодая мама сталкивается с огромной ответственностью, ведь на неё возлагаются забота и уход за малышом. Родителей посещают смутные мысли, когда малыш не реагирует на голос или свет. Они переживают, что ребёнок ничего не слышит и не видит. Однако врачи не советуют тревожиться понапрасну.

    На самом деле малыш начинает слышать, находясь в животе у мамы, поэтому рекомендуется с ним разговаривать ещё до рождения. Появившись на свет, кроха уже знает голос мамы. В первый месяц жизни многие родители переживают, что у их ребёнка плохой слух, поскольку он может спокойно спать при включенном телевизоре, его не будят разговоры или громкая музыка. Из-за этого мамы и папы нередко интересуются у врачей, когда новорожденный начинает слышать и видеть.

    В природе настолько всё рассчитано, что порой происходят необъяснимые вещи. Маленький человечек, находясь в утробе, за 9 месяцев так привыкает к окружающей его среде, что если бы он после рождения слышал и видел всё наравне со взрослыми, у него случился бы стресс. Из-за этого всё происходит медленно: на протяжении первых недель жизни у малыша постепенно улучшаются слух и зрение.

    Видимую реакцию в первые дни после рождения малыш проявляет на громкие звуки. Если пошуметь рядом с ним погремушкой, он обязательно покажет свою заинтересованность .

    Всё это указывает на то, что с ребёнком всё в порядке, слышит он хорошо. Слух, как правило, проверяется в первые дни после рождения в родильном доме, поэтому молодые мамочки могут спать спокойно и не волноваться. Если новорожденный отреагировал на посторонний звук плачем, тоже не стоит впадать в панику. Скорее всего, он испугался, поскольку очень чувствителен к громким или резким звукам.

    Очень важно разговаривать с крохой и петь ему песенки. Не стоит оставлять его в комнате с включенным телевизором, так как постоянный шум вызывает переутомление у ребёнка. Разговаривать необходимо спокойным голосом и избегать криков вблизи малыша. Это очень важно, ведь когда грудничок начинает слышать и видеть, вокруг него должна быть спокойная и умиротворённая обстановка.

    «Полностью воспринимать сторонние звуки нормально малыш начинает в трехмесячном возрасте. Он осознанно поворачивает голову в сторону шума и внимательно следит за обстановкой, пытаясь уловить всё, что вокруг него происходит. На этом этапе грудничок полностью распознаёт голос своей мамы.»

    Мир глазами малыша

    Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, должны знать все мамы. Во время нахождения в роддоме врачи проверяют зрение у грудничка. Специальными приспособлениями у малыша определяют реакцию зрачка на яркий свет. Новорожденный не способен видеть этот огромный для него мир в ярких красках. В первый месяц своей жизни он видит всё в расплывчатых цветах и способен различить только светлое и тёмное.

    Крохе порой бывает тяжело открыть глазки, ведь рождение - это большой стресс для его организма. Яркие краски и свет для него непривычны и только постепенно он обретёт хорошее зрение. Это всё должна учитывать мать и не волноваться по поводу того, когда новорожденный начинает видеть нормально. В первый месяц своей жизни маленький человечек смотрит на этот мир особенно:

    • он не может осознанно задержать взгляд на чём-либо более 5 секунд;
    • грудничкам не под силу смотреть сразу двумя глазами, поэтому они часто косят, что является вполне нормальным;
    • только к концу первого месяца новорожденный начинает задерживать взгляд на предметах яркого цвета, в этот период рекомендуется подвешивать прикроватные погремушки на расстоянии 30 см.

    «Нет ничего интереснее, чем наблюдать за малышом. Ему необходима помощь взрослых, зрение его нужно развивать и делать это следует правильно.»

    Упражнения для развития зрения

    Контакт матери и ребёнка крайне важен с первых дней жизни. Доказанным является факт, что малыш, находясь в утробе, привыкает к голосу матери и после рождения без труда узнает его из тысячи других. Чтобы зрение у маленького члена семьи развивалось лучше, нужно выполнять несложные упражнения:

  • Когда слышит и видит
  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация - во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

    Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения - а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.

    Формирование слуха и зрения до рождения

    Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо - на 27 неделе.

    Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

    До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

    Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

    Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

    Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

    Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

    Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

    Особенности слуха после рождения

    Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

    Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша - пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

    Первое, что он улавливает - интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама - сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом - значения не имеет.

    К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

    Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

    Что видит ребенок?

    Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

    Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

    Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

    Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом - если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете - начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

    После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура - малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

    В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

    К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

    Как помочь малышу развить органы чувств?

    Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира - слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

    Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки - высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше - классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

    Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

    Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

    Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

    Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

    Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев - красные, с трех - красные и желтые, с полугода - всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

    С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

    Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

    Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, - внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

    Признаки патологий

    Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

    Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту - врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

    Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

    О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими