Религиозный праздник 11 сентября. Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Опубликовано 11.09.18 00:14

Сегодня, 11 сентября 2018 года также отмечают День специалиста органов воспитательной работы, Всероссийский День Трезвости и другие события.

Какой сегодня праздник: 11 сентября 2018 отмечается православный церковный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи в 2018 году

11 сентября 2018 года отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи. Это великий недвунадесятый церковный праздник. Он посвящен памяти о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В народе этот день прозвали Головосеком.

В церквах совершается богослужение.

В этот день установлен строгий однодневный пост. Запрещается есть мясо, рыбу, молочные продукты. Также не разрешается употреблять в пищу любой красный продукт (гранат, арбуз) или напоминающий по форме интккихс голову (лимон, апельсин, яблоко, капустный кочан).

Нельзя брать в руки любой предмет, который напоминает по форме меч. Хлеб нарезают заранее, чтобы потом не ломать его руками.

Веселиться, танцевать и петь в этот праздник считается большим грехом.

Нельзя копать картошку, срывать яблоки и срезать мак.

Иоанн Предтеча неоднократно обвинял правителя Галилеи Ирода в греховных отношениях с супругой брата Иродиадой при живой жене. Император прощал его речи из-за боязни Божьего гнева.

По случаю Дня рождения правителя было устроено пиршество, на котором для именинника станцевала дочь любовницы - Саломия. Ирод был настолько очарован ею, что пообещал во всеуслышание выполнить любое ее желание. После совета с матерью девушка потребовала голову Иоанна Предтечи. Ирод выполнил просьбу дочери. Он приказал отрубить голову Крестителю Иисуса Христа.

В ту же зиму Саломия провалилась под лед. Она пыталась выбраться. Ее движения напоминали танец, который закончился в тот миг, когда острый лед отсек ей голову. Иродиада и Ирод также были наказаны. Их поглотило землетрясение в Испании.

По приметам, если журавли полетели в теплые края, то снег рано выпадет.

Если скворцы еще не улетели на юг - осенью будет мало дождей, а если прогремел гром, то осень будет теплой и долгой.

День специалиста органов воспитательной работы

День специалиста органов воспитательной работы отмечается в России ежегодно 11 сентября. Праздник учрежден приказом Минобороны РФ № 25 от 30 мая 2007 г. в связи с неоценимой важностью и значимостью труда данных сотрудников Вооруженных сил страны. В 2018 году его справляют 12-й раз.

Дата Дня специалиста органов воспитательной работы связана с Уставом Сухопутного шляхетского кадетского корпуса 1766 года, который положил начало профессии офицера-воспитателя в армии. За исключением военных учебных заведений, никакой организационно-воспитательной работы в современном понимании этого значения практически не велось. Все аналогичные функции были возложены на командиров различных уровней и рангов, которые параллельно с обучением должны были оказывать влияние на личный состав своей высокой организованностью и моральными качествами. Кроме того, с XVIII века к воспитательным процессам в армии часто привлекали церковь - в походы со стрелецкими полками всегда отправлялись священники.

Новый значимый этап в развитии органов воспитательной работы начинается в 1917 году. В августе было создано политическое управление военного министра, а в 1918 г. последовало упразднение института военных священников. Затем оно было заменено политическими органами РККА, которые с небольшими видоизменениями просуществовали до 1990 г. В этом же году они вошли в состав военного управления, а через год были упразднены. Созданный в конце 1991 г. Комитет Минобороны СССР по работе с личным составом в сентябре 1992 года был преобразован в ГУ по работе с личным составом Минобороны РФ, а затем в ГУ воспитательной работы ВС РФ.

Всероссийский День Трезвости

Всероссийский день трезвости отмечается ежегодно 11 сентября. Событие было утверждено решением Святейшего Синода в 1914 году.

История праздника начинается в 1913 году, когда представители Православной церкви предложили объявить День трезвости в честь Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи. По традиции в этот день верующие постятся по строгим правилам, исключающим в том числе употребление спиртного.

День рождения граеёного стакана

11 сентября 2018 года отмечается День рождения граненого стакана. По самой распространенной версии, "создательницей" данного изделия является скульптор-монументалист Вера Мухина, которая заведовала мастерской художественного стекла в Ленинграде. Считается, что в 40-е гг. прошлого столетия она получила заказ на разработку посуды для общепита, а 11 сентября 1943 года на Гусь-Хрустальном стекольном заводе был выпущен первый советский стакан. Удобная форма сосуда позволяла мыть его в посудомоечной машине, а прочность изделия позволила использовать его не только в общественных столовых и ресторанах, но и на железной дороге, и в автоматах с газировкой.

С тех пор 11 сентября считается Днем рождения граненого стакана. Кстати, известное в СССР выражение «сообразить на троих» тоже связано с «мухинским» изобретением, вернее, с емкостью сосуда. В него помещается ровно треть пол-литровой бутылки, если наливать до ободка. Таким образом, на троих получается как раз одинаковое количество содержимого.

Праздник ласкового обращения

11 сентября - самый удачный повод подарить близкому человеку немного нежности и тепла «просто так». В этот день приветственные обращения и дружеская беседа могут стать началом для новых, более теплых отношений. Все дело в том, что 11 сентября считается праздником ласкового обращения. Поэтому в этот день можно смело использовать в разговоре ласковые и нежные словечки, не боясь обнаружить свою симпатию. Также нужно просто проявить чуть больше терпимости к окружающим и дорогим людям.

  • 1812 - основано первое поселение русских на Аляске - Форт Росс.
  • 1834 - на Дворцовой площади Петербурга установлена Александровская колонна.
  • 1961 - день рождения Всемирного фонда дикой природы.
  • 1973 - в результате военного переворота в Чили к власти пришла военная хунта во главе с генералом Пиночетом.
  • 2000 - одна из горных вершин Кавказа, названа Курском - в честь погибших членов экипажа подводной лодки Курск.
  • 2001 - в США соверен самый крупный в истории человечества террористический акт.
  • Джеймс Томсон 1700 - шотландский поэт.
  • Карл Фридрих Цейс 1816 - немецкий оптик-механик.
  • Анна Достоевская 1846 - русская мемуаристка.
  • О’Генри 1862 - американский писатель-прозаик.
  • Феликс Дзержинский 1877 - советский государственный деятель.
  • Александр Довженко 1894 - советский кинорежиссер.
  • Семен Лавочкин 1900 - советский авиационный конструктор.
  • Герман Титов 1935 -советский летчик-космонавт.
  • Иосиф Кобзон 1937 -российский эстрадный певец.
  • Башар Хафез аль-Асад 1965 - сирийский политический деятель.

11 сентября у православных христиан строгий пост. Это странный на первый взгляд праздник - день, нет, даже не казни, циничного убийства человека, которого сами его убийцы признавали святым, пророком, передающим людям волю Бога, в которого они верили. И не из мести или из принципа, а так, в пьяном кураже, из злобного каприза.

Иоанн Креститель самый чтимый в христианском мире святой после Девы Марии, в истории мученической кончины которого, рассказанной евангелистами Матфеем (Мф. 14, 1-12) и Марком (Мк. 6, 14-29), веками черпало вдохновение все европейское искусство.

Сын священника Захарии и праведной Елизаветы из Хеврона, по материнской линии родственник Иисуса Христа, он, много лет живя отшельником в пустыне, готовился к своему призванию, а потом, повинуясь ему, пошел готовить народ проповедью к принятию Христа и завершил свое пророческое служение крещением Спасителя.

А потом правитель Галилеи Ирод Антипа посадил его в тюрьму за слишком смелые обличения его пороков. Впрочем, причинять ему большого зла Ирод вовсе не хотел: боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался, боялся народа, который любил святого. И все-таки отдал приказ обезглавить Иоанна — просто неудобно стало перед гостями, на глазах у которых он поклялся исполнить любое желание понравившейся ему танцовщицы, а та пожелала голову Крестителя на блюде.

Голову пророка потом в глиняном сосуде погребла на Елеонской горе жена Иродова домоправителя, а ученики похоронили его тело в Севастии, где совершилось злодеяние.

И отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали они же — его ученики. А в 362 году, когда по приказу императора Юлиана Отступника его могилу вскрыли и останки сожгли, христианам удалось приобрести часть обгоревших костей и переправить их в Александрию, где они хранятся по сей день.

В Севастии было воздвигнуто два храма во имя Иоанна Предтечи: один на холме, возле дворца Ирода Антипы, был построен в VI веке на месте темницы, где его казнили, другой — на месте его погребения. А в середине XII века крестоносцы построили там большую базилику, превращенную Салах-ад-Дином в мечеть. Существующая ныне мечеть конца ХIХ века Наби-Яхья (Пророк Иоанн) занимает лишь часть прежнего храма.

Но почему же все-таки день убийства стал праздником? Митрополит Антоний Сурожский объяснял это так:

"Слово "праздновать" мы привыкли понимать как радость, но оно же значит "оставаться без дела", а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник…

В этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: "Верь до конца, и будь верен до конца!"

Ночь Хиджры — мусульманский Новый год

Ночь Хиджры — один из величайших мусульманских праздников. Он установлен в память переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину на 13-й год его проповеди.

В то время приверженцев ислама в Мекке сильно притесняли, и сами верующие попросили пророка перебраться в другие места, где можно свободно жить, молиться и проповедовать. Он был не против и указал на город Ясриб (нынешний город пророка — Медина), где жили вечно воюющие между собой евреи и арабы, которые очень надеялись, что появление рядом с ними пророка положит конец их распрям, и наступит долгожданный мир.

Переезд первых мусульман был тайным, в путь они отправлялись ночью, взяв с собой лишь самое необходимое. В Мекке остались лишь сам Мухаммед, его тесть Абу Бакр, первый халиф и несколько человек, которым переход был не по силам. Четыре месяца они ждали, пока в Медине создавались община мусульман и братство мухаджиров — переселенцев.

А тем временем враги пророка в Мекке составили заговор. Они хотели его убить. Но, по преданию, Аллах открыл Мухаммеду их злой умысел и повелел той же ночью совершить хиджру. Враги бросились в погоню, и пророку пришлось три дня прятаться от них в одной из пещер неподалеку от Мекки. Не найдя беглеца, преследователи вернулись в город и объявили награду за его поимку, на которую польстился охотник Сурака. Но когда он почти уже настиг пророка, его лошадь вдруг стала тонуть в песке, как в воде. Охотник взмолился о пощаде и по молитве Мухаммеда был освобожден из песчаного плена и, потрясенный этим чудом, уверовал в Аллаха.

А пророк и Абу Бакр добрались до Медины, где их встретили обрадованные единоверцы. С того времени ислам стал распространяться по всему Аравийскому полуострову, и ночь выхода Мухаммеда из Мекки (в 1-й день священного месяца мухаррам) положила начало новому летоисчислению — лунному мусульманскому календарю, по которому и сейчас живет мусульманский мир.

1 мухаррама в большинстве мусульманских стран не отмечают как светский Новый год. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка из Мекки в Медину, и считается, что вечер накануне лучше провести в молитвах, прося Аллаха о благодати на следующий год, а наибольшая награда от Всевышнего дается тому, кто накануне постился.

Первые 10 дней нового года почитают в мусульманском мире благословенными для всех хороших начинаний. В это время принято играть свадьбы, приступать к строительству домов и строить планы на будущее.

А сам месяц мухаррам — наряду с месяцами раджаб, зуль каада и зуль хиджа — каждый мусульманин должен постараться провести в служении Всевышнему, который запретил на это время конфликты, кровную месть и войны.

В России повелось отмечать большое количество праздников, что вынуждает многих людей внимательно следить за календарем праздничных дат, дабы не упустить из виду то или иное знаменательное событие.

Сегодняшний день, 11 сентября 2017 года, не является исключением из общих правил, потому что на него приходится сразу несколько праздников, о которых мы и расскажем в этом материале. В частности, в России отмечается День трезвости. В свою очередь народный календарь, который тесно перекликается с церковным, повествует нам о дне усекновения главы Иоанна Крестителя.

Алкогольная зависимость - одна из самых распространенных напастей современного мира. Она становится причиной разрушения семей и деградации личности со всеми вытекающими последствиями. Среди страдающих от данной зависимости все чаще и чаще встречаются подростки, молодые женщины и мужчины, которые попадают в эту кабалу из-за легкомысленного отношения к своему здоровью.

Среди больных алкоголизмом можно встретить различных людей. В число зависимых с той же степенью вероятности, что и представители рабочих профессий, попадают менеджеры среднего звена, высокообразованные бизнесмены, банковские служащие, учителя и даже врачи.

На борьбу с данным недугом ежегодно выделяется значительная часть бюджета, разрабатываются различные программы здоровья и выведения из запоя. С этой целью также был учрежден праздник - Всероссийский день трезвости. Он отмечается ежегодно 11 сентября. Событие было утверждено решением Святейшего Синода в 1914 году.

История праздника начинается в 1913 году, когда представители Православной церкви предложили объявить День трезвости в честь Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи. По традиции в этот день верующие постятся по строгим правилам, исключающим в том числе употребление спиртного.

Какой православный праздник сегодня, 11.09.2017: Иван Постный (День усекновения главы Иоанна Крестителя)

День посвящен памяти об усекновении главы Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса Христа, предсказателя, рассказавшего миру, что скоро придет Спаситель. Он также и крестил его в реке Иордане.

О гибели Иоанна Крестителя говорится в Евангелиях от Матфея и Марка. Когда скончался Ирод Великий, Палестина была поделена на четыре государства, каждому из которых от римлян был назначен правитель. Иоанн происходил из Галилеи, которая досталась в правление Ироду Антипе, имевшему, кроме жены, еще и любовницу, супругу родного брата - Иродиаду.

За указание на этот грех Иродиада возненавидела Иоанна. Коварной мести помогла ее дочь - прекрасная Саломея. Соблазняя Ирода искусным танцем, он пожелала в награду не драгоценности, не милости, но голову Иоанна. Отсеченная голова Предтечи, однако, не умолкла и вновь говорила о грехах правителя. Убийцы святого не прожили долго - правитель и его любовница пали в разверзшуюся землю, а Саломея лишилась головы от острой льдины.

На день Иоанна приходится особый пост, в который на стол не положено подавать блюда из овощей и фруктов, имеющих округлую форму. нельзя есть ничего, что имеет круглую форму - яблоки и клубни картофеля, щи из капусты, даже нельзя срезать маковые головки.

Принято этим днем вспоминать воинов, павших за Родину.

На полях уже пусто, но продолжаются хлопоты с приготовлением зимних запасов. Народ собирался на ярмарках да торгах, обычных для осени, и получалось все так, что на Иоаннов день - особенно много соблазнов, а нужно было держать себя в строгости, о чем говорили: "Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик".

Природа поворачивает от летней теплой неги к осенним утреннему холоду и близкой зиме, вот наши предки и говаривали: "Иван Постный пришел, лето красное увел", "Иван Постный - осени отец крестный", "С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает".

О стаях же перелетных пернатых говаривали так: "Иван Предтеча гонит птиц далече". Пернатые путешественники предсказывали, какой будет погода. Коли на Иоанна прощально курлыкали журавли, значит, ждать краткую осень и ранние снега. Коли еще задерживались скворушки, значит, еще постоит тепло. Коли полетели грачи вечерами - то еще постоят погожие деньки. В отличие от них, гуси пророчили дождь, а лебеди - снег.

Вместе с уборкой репы негромко справляли ее праздник "Репный" - сами не веселились, не пировали, но щедро одаряли постными блюдами голодных нищих людей.

Тропарь Собору и Усекновению главы Иоанна Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.

Кондак Усекновению главы Иоанна Предтечи, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Перевод: Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя. Да восплачет же Иродиада, беззаконное убийство испросившая: ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, но обманчивую и временную.

Ин кондак Усекновению главы Иоанна Предтечи, глас 4

И́род, Предте́че, беззако́нновав,/ жене́ подаде́ главу́ твою́ честну́ю,/ е́йже покланя́ющеся, весели́мся;/ Ироди́я же пла́чет и рыда́ет,// и И́род, и пляса́вшая.

Перевод: Ирод, совершая беззаконие, Предтеча, подал жене главу твою почитаемую, ей же поклоняясь, радуемся, Иродиада же плачет и рыдает, и Ирод с ней, и плясавшая (Саломея).

Величание Иоанну Предтече на Усекновение главы

Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присвоял себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн.

Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог , что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему.

Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.

Ирод бо бояшеся Иоанна, ведый его мужа праведна и свята, и соблюдаше его: и послушав его, многа творяше, и в сладость его послушаше (Мк.6:20). Так даже для людей крайне нечестивых и развращенных слова, хотя бы и обличительные, мужей святых и праведных не проходят бесследно. Можно ли ожидать, чтобы...

* Преподобномученицы Анастасии Римлянки (ок. 249-259). * Преподобного Авраамия Затворника и блаженной Марии, племянницы его (ок. 360). ** Преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского (ок. 1073-1077).
Мучеников Кирилла, Мины и Минея (ок. 249-259); Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преподобных Анны (Евфимиана) Вифинской (826); Серапиона Зарзмели, Грузинского (900); Аврамия Затворника, в Ближних пещерах почивающего (XII-XIII). Преподобномученика Афанасия Мунтанского (1653). Преподобного Феодосия Сийского (1687). Преподобномученика Тимофея Есфигменского, Афонского (1820). Священномученика Николая (Пробатова) пресвитера и с ним мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии, Рязанских (1918). Священномучеников Иоанна (Рудинского) пресвитера (1930); Евгения (Ивашко) пресвитера, Тверского (1937); мученицы Анастасии (после 1937); священномученика Леонида пресвитера (1941).

Преподобномученица Анастасия Римлянка

Преподобномученица Анастасия Римлянка с трех лет жила в монастыре близ Рима, у своей воспитательницы игуменьи Софии, которая отличалась святостью жизни. Так как Анастасия была очень красива, то многие из богатых и знатных граждан предлагали ей оставить монастырь и вступить в брак. Искушал ее выйти в мир и злой дух. Но святая, несмотря ни на что, решила посвятить себя Богу. Скоро св. Анастасии пришлось принять мученическую кончину. Император Декий воздвиг гонение на христиан, и начальник Пров потребовал к себе святую мученицу. София убеждала ее не слушать мучителей и оставаться верной Христу. Правитель удивился красоте св. Анастасии и стал стараться отвлечь ее от Христа. «Поклонись богам нашим; они даровали тебе жизнь на веселье, а ты хочешь принять страдание во имя какого-то Распятого; выбери себе жениха богатого и знатного, и наслаждайся жизнью», - говорил Анастасии Пров. Но она отвечала: «Жених мой, богатство и счастье мои - Христос, Господь мой; я желала бы принять смерть за Христа не один раз, а сто, если бы это было возможно». Правитель приказал мучить святую, но она вместо того, чтобы стенать, пела псалмы Давидовы. Мучения стали столь жестоки, что даже народ, привыкший к подобным зрелищам, стал укорять правителя, и тогда он велел отсечь голову святой мученице.

Преподобный Аврамий Затворник

Преподобный Аврамий Затворник с малых лет любил чтение священных книг и, придя в возраст, хотел удалиться в монастырь; но родители настаивали на том, чтобы он женился. Не желая ослушаться родителей, св. Аврамий женился, но через неделю после брака тайно ушел из дому и поселился в одной пустынной хижине. Родители скоро нашли его и удивились. «Оставьте меня здесь, -говорил он родителям, - прославляйте Бога, что Он избавил меня от суетного мира, и молитесь, чтобы дал мне силы подвизаться для спасения». Родители вынуждены были оставить его, и он затворился в своей келье и через небольшое отверстие принимал пищу от родителей. Епископ города, узнав о святом, вызвал его к себе с тем, чтобы отправить его для обращения язычников в один из городов, где никто из посылаемых епископом пресвитеров или диаконов не мог обратить ни одного человека. Аврамию не хотелось оставлять свое уединение, и он долго отказывался; но когда епископ сказал ему: «Живя в уединении, ты заботишься о спасении только себя одного, а в городе можешь спасти многих», - решился идти. Язычники долго не хотели слушать проповеди Аврамия, несколько раз били его; но святой не переставал проповедовать и молиться за них. Тогда язычники уразумели в нем человека Божия и сами пришли и просили его научить их вере в проповедуемого им Бога, и скоро весь город стал христианским. После того Аврамий снова удалился в свою келью. Сюда привели к нему его семилетнюю племянницу, сироту Марию. Он поселил ее во внешней своей келье и учил Псалтири и прочим книгам, и при этом посту, молитве и другим иноческим подвигам. Когда Мария достигла совершеннолетия, то некто, ходивший к Аврамию за советом, обольстил ее. Марии показалось стыдно после того оставаться в келье дяди, и она скрылась от него.
Придя в отдаленный город, она предалась худой жизни и поселилась в гостинице. Узнав об этом, св. Аврамий оделся в одежду воина и отправился в город для спасения своей племянницы. Найдя Марию в гостинице, он приказал приготовить обед. За обедом, сняв воинскую шапку, открылся ей и склонил ее к раскаянию. Мария воротилась в келью, каялась в своих грехах и проводила время в посте, молитве и трудах, так что Господь удостоил ее дара исцелять болезни. Аврамий скоро умер; недолго жила после него и Мария. Жили они в IV в.

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский

Преподобный Аврамий был архимандритом построенного им в Ростове Богоявленского монастыря. Жил в XI в. В молодых летах он оставил родительский дом и постригся в иноки. В Ростове, у озера Неро, Аврамий поставил себе хижину и проводил время в труде, посте и молитве. Преподобный много трудился в сокрушении идолопоклонничества и водворении христианства в Ростове, так как в то время там было еще много язычников. При помощи святого Иоанна Богослова, который, явившись, дал ему трость, он сокрушил каменного идола Велеса и на месте, где стоял идол, основал монастырь. Язычники не раз пытались сжечь монастырь, но сила Божия и терпение святого сокрушили злобу их. По убеждению святого Аврамия крестилось много язычников. Аврамий особенно действовал на детей: уча их грамоте, крестил и постригал в иноки. Он подавал инокам пример истинного благочестия. Скончался в глубокой старости. Мощи св. Аврамия открыты в начале XVIII в. и почивают в обители.

Преподобная Анна

Преподобная Анна под именем Евфимиана подвизалась в одной из вифинийских обителей. Была дочерью диакона Влахернской церкви, была замужем и имела детей. Лишившись их всех, Анна оделась в мужское платье и поступила в монастырь. Жила в IX в.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
11.03.2019 -
12.03.2019 -
13.03.2019 -