Сведения о юрлице егрюл. Единый государственный реестр юридических лиц (егрюл)

Большая часть отказов в признании расходов необоснованными, а налоговых вычетов – неподтвержденными, как правило, связана с недобросовестными контрагентами.

Примечание : контрагент – физическое лицо, ИП или организация с которой вы заключаете сделку или договор. Для указанных лиц вы, в свою очередь, также выступаете контрагентом.

«Фирмы-однодневки» или «транзитные компании» как их называют налоговики, являются камнем преткновения налогоплательщиков и контролирующих органов. Последние настаивают на том, что ответственность за недобросовестных бизнес-партнеров должна полностью ложиться на плечи тех, кто заключает с ними сделку.

Стоит отметить, что прямого указания в законодательных актах на обязанность проверки контрагента нет, но есть Постановление ВАС РФ № 53, в котором приведены критерии оценки обоснованности получения налоговой выгоды.

Примечание : налоговая выгода — уменьшение суммы налога к уплате в бюджет посредством применения вычетов, учета произведенных расходов, снижения налоговой ставки, использования льгот и т.п.

Примерами получения налоговой выгоды является заявление вычетов по НДС и признание расходов по налогу на прибыль на ОСН, учет затрат при расчете УСН «доходы минус расходы», применение льгот и т.п.

В соответствии с Постановлением № 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной (незаконной) если будет доказано, что организация или ИП не проявили должную степень осторожности и осмотрительности при выборе контрагента.

Обратите внимание , что Постановление № 53 не содержит четких указаний на то, какие меры должен предпринять налогоплательщик, чтобы ИФНС признала его действия соответствующими критериям осмотрительности и осторожности. В связи с чем, отказать налоговая может даже в случае, если все возможные мероприятия по проверке бизнес-партнеров были проведены. Связано это с тем, что налоговые органы наделены гораздо большим спектром полномочий, нежели, чем обычные налогоплательщики.

Сотрудничество с непроверенными бизнес-партнерами может также грозить предпринимателю риском попасть под внеплановую выездную проверку. Об этом прямо говорится в п. 12 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Как проверить контрагента

  • Бесплатные электронные сервисы (ФНС, ФАС, ФССП, ФМС, ВАС и т.д.);
  • Платные электронные сервисы (Мое Дело «Бюро», Контур «Фокус», Такском «Досье»);
  • Запросы в государственные органы (ИФНС, Росстат);
  • Запрос пакета документов у контрагента;
  • Оценка деятельности бизнес-партнера (проверка деловой репутации, изучение сайта контрагента и отзывов лиц, сотрудничавших с ним);
  • Личная встреча.

Бесплатные электронные сервисы

Проверить контрагента бесплатно можно с помощью большого количества электронных сервисов, предоставляемых государственными органами.

ФНС РФ («Проверь себя и контрагента»)

Для получения сведений необходимо указать ИНН или наименование проверяемого поставщика.

Главное управление по вопросам миграции МВД РФ

С помощью данного сервиса можно проверить на подлинность и действительность паспортные данные генерального директора организации или ИП.

Примечание : при проведении проверки контрагента лучше сохранять все полученные сведения в виде скриншотов, чтобы в последствии можно было подтвердить проявленную осторожность и осмотрительность.

Платные сервисы проверки контрагентов

Проверить контрагента можно также с помощью платных интернет-сервисов:

  • Мое дело «Бюро»;
  • Контур «Фокус»;
  • Такском «Досье» и др.

Письменные запросы в государственные органы

Налоговая инспекция

В ИФНС можно запросить информацию относительно наличия задолженности по обязательным платежам у проверяемого контрагента, а также получить выписку из ЕГРЮЛ.

Примечание : в предоставлении информации, относительно нарушений налогового законодательства и наличия недоимки по налогам и сборам, налоговый орган может отказать, сославшись на налоговую тайну, но факт того, что указанный запрос был сделан послужит еще одним доказательством добросовестности налогоплательщика при выборе контрагента.

Выписки из ЕГРЮЛ можно получить обратившись лично в налоговую, либо оформив запрос на сайте ФНС РФ.

Стоимость бумажного документа составит 200 рублей (госпошлина за услугу по выдаче документа) при сроке изготовления документа в течение 5 дней и 400 рублей за срочную выдачу свидетельства.

Получение электронной выписки госпошлиной не облагается.

Примечание : бумажная и электронная выписка признаются равнозначными.

Федеральная служба государственной статистики – Росстат

Получить данные о годовой бухгалтерской отчетности можно обратившись с письменным запросом в территориальный орган статистики.

Саморегулируемая организация – СРО

В случае если деятельность контрагента подразумевает получение лицензии или допуска к выполнению определенных видов работ проверить подлинность предоставленного документа можно сделав запрос в СРО, выдавшей указанное разрешение.

Запрос пакета документов у будущего контрагента

Перечень документов, которые желательно запросить у контрагента:

  1. Копия учредительного документа;
  2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП;
  3. Решение о назначении генерального директора;
  4. Лицензия (если выполняемая работа требует ее наличия);
  5. Данные о штатной численности;
  6. Годовая бухгалтерская отчетность;
  7. Выписка из ЕГРЮЛ;
  8. Документы, подтверждающие права лиц, действующих без доверенности;
  9. Карточка с образцами подписей и оттиском печати (при ее наличии);
  10. Справка о состоянии расчетов с бюджетом;
  11. Рекомендации от лиц, сотрудничавших с контрагентом;
  12. Справка о стоимости основных средств.

Примечание : подпись генерального директора или лица, имеющего право действовать без доверенности необходимо сравнить с теми, что указаны в карточке.

Частоюрлицам или предпринимателямнеобходимо узнать какую-либо информацию друг о друге. На первый взгляд может показаться, что сделать это можно только противозаконными способами. На самом деле, это не так. Есть легальный способ: многие сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях можно найти в государственных реестрах Российской федерации:ЕГРИП и ЕГРЮЛ.

Первый содержит информацию об ИП, второй – о юридических лицах, а оба в итоге представляют некий список юридических лиц и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Что из себя представляет ЕГРИП?

Данный реестр представляет собой единую базу данных, в которую заносятся и находятся в ограниченном доступе большинство сведений об индивидуальных предпринимателях и их бизнес-деятельности.

ЕГРИП является федеральным сервисом для предоставления информации, а это значит, что подчиняется он непосредственно государственным органам власти и никакого отношения к частным лицам не имеет.

В этом реестре, например,содержится следующее:

  • сведения о регистрации ИП;
  • информация об измененияхданных в процессе перерегистрации ИП;
  • данные о ликвидации ИП.

Более того, в ЕГРИП содержатся и другие данные, которые напрямую связаны с физлицом, оформлявшим регистрацию ИП:


Если же для законной деятельности индивидуальному предпринимателю требуется получить дополнительные разрешения, то их реквизиты также в дальнейшем будут внесены в единый госреестр.

В ЕГРИП можно найти не только личную информацию ИП – сведения о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, перерегистрации– но и данные обих хоздеятельности, то есть непосредственно о ведении бизнеса физлицами.

Про ИП, как о физлице, в этом реестре содержатся данные о его:

  • фамилии, имени, отчестве;
  • дате рождения;
  • адресе, по которому оформлена постоянная регистрация;
  • данных паспорта;
  • гражданстве.

Про ИП, как о субъекте хоздеятельности, в данном реестре содержатся следующие данные:

  1. Реквизиты свидетельства о регистрации.
  2. Реквизиты разрешительных документов.
  3. Расчётный счёт в банке.
  4. Дата регистрации физлица в ПФР, ФСС и ФФОМС.
  5. Коды ОКВЭД.
  6. О перерегистрации/ликвидации.

Если же ИП работает на упрощённой системе налогообложения, то в реестре появится дата, когда его поставили на учёт в ФНС.

Стоит отметить, у такой формы организации бизнеса, как ИП, нет единой нормативной базы. Создание и деятельность ИП регулируют законы и подзаконные акты, которые можно найти во множестве разделов законодательства РФ.

В частности, ими установлено, что государство имеет полное право хранить и предоставлять в необходимом случае часть сведений о данном физлице. Это производится на основе ФЗ N 129, датированного 8 августа 2001 года.

ЕГРИП – федеральный сервис для предоставления информации и подчиняется только государственным органам власти.

Как получить данные из реестра ИП?

В случае если юрлицу или индивидуальному предпринимателю нужно узнать или провести проверку необходимой информации о контрагенте, достаточно оплатить госпошлину и подать заявку на выдачу сведений из ЕГРИП в ФНС или сделать это на сайте Службы.

Стоимость госпошлины в стандартном случае составляет 200 рублей. Тогда заявка на выдачу данных будет рассмотрена в течение 5 рабочих дней. Срочный запрос стоит 400 рублей и оформляется уже на следующий день.

Кстати, оплата госпошлины для получения сведений об ИП не требуется в том случае, если предприниматель запрашивает информацию о себе и своей деятельности. Кроме того, бесплатно выписку из реестра получают различные государственные службы и фонды, среди которых суд и правоохранительные органы, Пенсионный Фонд; а также внебюджетные фонды.

В онлайн-формате ФНС предоставит выписку из реестра, которая будет доступна для скачивания в течение 5 дней календаря. Она будет готова через день после подачи необходимых документов.

Стоит отметить, что в данном случае будет выдан запрос, содержащий данные, вроде:

  • ФИО ИП;
  • гражданство и пол;
  • дата регистрации и постановки на учёт в ФНС и различные фонды;
  • коды деятельности;
  • расчётный счёт.

При этом никакие личные сведения об индивидуальном предпринимателе, включая его данные паспорта или адрес прописки, разглашены не будут.

Что из себя представляет ЕГРЮЛ?

Для юр-лиц, как и для индивидуальных предпринимателей, создан аналогичный госреестр, в котором находится большое количество данных о них. Называется он единый государственный реестр юридических лиц или ЕГРЮЛ.

В нём располагается следующая информация о юрлице:

  1. Полное наименование.
  2. Дата его регистрации.
  3. Адрес расположения.
  4. Данные об учредителях.
  5. Форма и способ организации.
  6. Данные о правопреемстве и ликвидации, способе прекращения деятельности.
  7. Коды, поясняющие вид детальности.
  8. Информация о филиалах и представительствах по другим адресам.

Выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, содержащие сведения о регистрации индивидуального предпринимателя или юрлица, подтверждены электронной подписью, поэтому имеют юридическую силу аналогичную бумажным документам. Это подтверждает ФЗ «Об электронной подписи».

Такой подход по предоставлению информации удобный для граждан. Благодаря нему можно тщательно подбирать бизнес-партнёров для сотрудничества и не связываться с мошенниками.

В итоге оба реестра – ЕГРИП и ЕГРЮЛ – содержат полные сведения о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сведения на ИП и юр.лиц. от Контур

Только тут можно найти подробные данные на ИП!

Самый удобный поиск. Достаточно ввести любой номер, фамилию, название. Только здесь можно узнать ОКПО и даже бух.информацию. Бесплатно.

Какие данные нужно вводить (можно на выбор любой из параметров):

  • Наименование организации
  • Код (ИНН, ОГРН)
  • Юридический адрес

Какие данные можно получить:

  • Полное фирменное наименование
  • Сокращённое фирменное наименование
  • Юридический адрес (по данным ЕГРЮЛ)
  • Основная отрасль (ОКВЭД)
  • Регион
  • Телефон
  • Наименование правовой формы
  • Уставный капитал (по данным ЕГРЮЛ)
  • Стоимость чистых активов
  • Другие сообщения и документы

Включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляется на основании статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года № 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов") с 1 января 2013 года (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 228-ФЗ).

Сайт Росстата

Также можно воспользоваться сайтом Росстата (нужно вверху нажать "получить данные о кодах") (Для Москвы, но может есть другие регионы). Узнать по номеру ИНН ИП или Организации свои коды статистики (ОКПО, ОКАТО, ОКТМО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ)

Сайт ФНС

ЕГРЮЛ

Что нужно ввести? Достаточно ввести ОДНО из полей: Наименование (просто Яндекс, Газпром и пр.) и/или ОГРН/ГРН/ИНН и/или Адрес и/или Регион и/или Дата регистрации.

Какие сведения я получу?

  • Наименование юридического лица;
  • Адрес (место нахождения) юридического лица;
  • ОГРН;
  • Сведения о государственной регистрации организации;
  • Дата внесения записи в ЕГРЮП (регистрации юр.лица);
  • Наименование регистрирующего органа, внесшего запись (Налоговой);
  • Адрес регистрирующего органа;
  • Сведения о внесении изменений в ЕГРЮЛ;
  • Сведения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
  • Сведения о лицензиях, о регистрации в качестве страхователей в фондах, сведения о постановке на учет.

Закон о регистрации предусмотрел ведение государственного реестра юридических лиц, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы Ведение реестра юридических лиц было предусмотрено ст.34 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для включения в Государственный реестр). Однако на практике указанное правило не выполнялось и единый государственный реестр отсутствовал.. Ведение Государственного реестра осуществляется регистрирующим органом (МНС РФ) в порядке, установленном Правительством РФ Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438). Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.

Единый государственный реестр является информационным банком данных о всех зарегистрированных юридических лицах По состоянию на 28 апреля 2003 г. государственный реестр содержит - 2289,4 тыс. записей, в том числе:

  • - о ранее зарегистрированных юридических лицах, представивших сведения в порядке статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" - 1642,0 тыс.;
  • - о государственной регистрации юридических лиц при их создании - 241,1 тыс.;
  • - о внесении изменений в ЕГРЮЛ - 301,5 тыс.; о ликвидации юридических лиц - 87,6 тыс. // ПРЕСС-РЕЛИЗ
  • - о создании системы государственной регистрации юридических лиц на базе Единого государственного реестра юридических лиц. Составляющей частью его являются регистрационные дела каждого зарегистрированного юридического лица, а также книги учета документов.

В Единый государственный реестр включаются записи о регистрации о создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лицах. Регистрационные дела формируются на каждое регистрируемое юридическое лицо и содержат все документы, представляемые при регистрации. Книги учета и регистрационные дела хранятся без ограничения времени и не подлежат уничтожению. Именно с момента внесения записи в реестр юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным.

Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в реестре, обеспечивается за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения Единого государственного реестра.

Единый государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. При этом в случае выявления несоответствия между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.

В Едином государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

  • - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке;
  • - организационно-правовая форма;
  • - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  • - способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • - сведения об учредителях юридического лица;
  • - копии учредительных документов юридического лица;
  • - сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
  • - дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
  • - способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);
  • - размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
  • - фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
  • - сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Информация, содержащаяся в Едином государственном реестре, сохраняется даже при внесении изменений. Реестр должен хранить весь объем информации о юридическом лице в течение определенного Правительством РФ времени.

Основанием включения в реестр информации являются документы, представленные заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр.

Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. Упомянутые мной ранее Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений вводят так называемый «основной государственный регистрационный номер» (далее - ОГРН), т.е. номер записи о создании юридического лица после 1 июля 2002 г. или номер записи предоставления сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. ОГРН, по смыслу Правил, выступает по сути как способ индивидуализации юридического лица, наряду с индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН), который присваивается при его постановке на налоговый учет. ОГРН должен быть указан при совершении любых регистрационных действий в отношении конкретного юридического лица. Но, мало того, он еще должен быть указан «во всех документах юридического лица наряду с его наименованием». К.ю.н. А. Иванов http://www.civillaw.ru/ru/news/legalpersons_sublaws.shtml считает, что «при введении ОГРН Правительство РФ явно превысило свои полномочия. Ни ГК, ни Закон вовсе не предусматривают никакого ОГРН. По смыслу названных законов при каждом обращении в регистрирующий орган такому обращению присваивается самостоятельный номер. И не более того! Вопросы учета юридических лиц - дело налоговых органов. Возлагать соответствующие публичные обязанности на юридических лиц было бы несправедливо».

Особенно одиозно выглядит обязанность включать ОГРН во «все документы юридического лица», поскольку «все документы» - понятие крайне расплывчатое. Под него можно повести любую бумагу, которая исходит от юридического лица, в том числе его договоры и даже инструкции по эксплуатации произведенных товаров. «Последовательное применение на практике данного правила повлечет убытки юридических лиц. Но даже если убытки не возникнут, произойдет такое усложнение процедуры деятельности юридических лиц, от которого хотели избавиться при передаче их регистрации налоговым органам» Там же..

Законом на юридических лиц возложена обязанность уведомлять регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении сведений, перечисленных выше, в течение трех дней с момента изменения, за исключением сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом (сведения предоставляются самими лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения).

Регистрационное дело юридического лица содержит все документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц, представленные в регистрирующий орган.

Поскольку процедура обязательной регистрации юридических лиц существовала и до введения в действие Закона о регистрации, необходимо отметить в реестре и юридические лица, зарегистрированные до 1.07.2002. Закон обязывает уполномоченных лиц юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 закона о регистрации. Это своего рода «всероссийская перепись юридических лиц».

Любое заинтересованное лицо может получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о любом зарегистрированном юридическом лице. Указанная информация являются открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

  • - выписки из государственного реестра. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет";
  • - копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
  • - справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

Законом установлено, что отказ в предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре сведений не допускается. Более того, незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации влечет в соответствии со ст.14.25 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ.

Предоставление содержащихся в Едином государственном реестре сведений осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление информации составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый вышеуказанный документ. Размер платы за срочное предоставление сведений составляет четыре минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в Едином государственном реестре сведения по запросам органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам, органов местного самоуправления, а также иных лиц, определенных федеральными законами. Вышеуказанные правила установили, что информация предоставляется по запросу бесплатно:

  • а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  • б) юридическому лицу о нем - один раз в год в одном экземпляре в виде выписки из государственного реестра.

С целью обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном реестре Министерству Российской Федерации по налогам и сборам было предписано п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" обеспечить подготовку к публикации и издание сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, по следующим показателям: полное наименование юридического лица, государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц, наименование и адрес регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица. Во исполнение данной обязанности МНС РФ был издан приказ Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. N БГ-3-09/431 «Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц». Было разъяснено, что сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России.

Кроме того п.4 упомянутого Приказа МНС России от 13.08.2002 № БГ-3-09/431 установлено, что для обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном реестре, указанные в пункте 1 названного Приказа сведения подлежат размещению на сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет. Указанные сведения должны обновляться не реже 1 раза в месяц на основании данных о государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр на подведомственной территории. Сведения о территориальных налоговых органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующие органы) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, размещены на Интернет-cайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет, а также публикуются в средствах массовой информации. Указанные сведения содержат наименование регистрирующих органов, их почтовые адреса и адреса электронной почты, номера телефонов «горячей линии», наименования и коды территорий по ОКАТО, отнесенных к ответственности конкретного регистрирующего органа. Кроме того, в указанные сведения включена информация, необходимая для заполнения реквизитов платежных документов при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, а также при внесении платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Адреса Интернет-cайтов УМНС России по субъектам Российской Федерации размещены на сайте МНС России в разделе «Территориальные налоговые органы».

Сведения о государственной регистрации юридических лиц — это информация об организациях, которая внесена в специализированный реестр. О составе такой информации, способах ее получения и о других важных моментах рассказывается в настоящей статье.

Состав сведений о государственной регистрации

Основной закон, который посвящен составу сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, — это ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» (далее — Закон о госрегистрации).

Согласно этому закону ЕГРЮЛ содержит следующую информацию о юрлицах:

  • наименование;
  • дата создания;
  • местонахождение;
  • сведения об учредителях;
  • организационно-правовая форма;
  • способ образования;
  • сведения о правопреемстве;
  • сведения о ликвидации;
  • способ прекращения деятельности;
  • сведения о единоличном органе;
  • сведения о выданных лицензиях;
  • коды видов деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах.

Эта информация является общедоступной и подлежит выдаче по требованию любого заинтересованного лица. Единственное условие ее получения — внесение платы за предоставление госуслуги. Если же информация предоставляется в виде электронного документа, то оплата не требуется.

Однако ЕГРЮЛ содержит и сведения, которые имеют ограниченный доступ. К ним относится информация о документах, удостоверяющих личность физического лица (ст. 6 Закона о госрегистрации).

ВАЖНО: документы юрлица, представленные при госрегистрации, являются частью ЕГРЮЛ и содержатся в регистрационном деле (приказ МНС России от 08.06.2004 № САЭ-3-09/357). Копии этих документов также выдаются по требованию любого заинтересованного лица.

Получение копий документов необходимо для оценки добросовестности выбранного к сотрудничеству контрагента. Именно их наличие поможет избежать налоговой ответственности в случае возникновения налогового спора, поскольку наличие этих документов будет расценено судом как проявление должной осмотрительности (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2014 № Ф05-18109/2013).

Способы получения сведений о государственной регистрации

Сведения о регистрации юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ) могут быть получены одним из следующих способов:

  • лично, через районное ИНФНС;
  • через посредника;
  • в электронном виде, через сайт nalog.ru;
  • через госуслугу ФНС по предоставлению сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ, путем предоставления неограниченного или разового доступа к полной базе ЕГРЮЛ;
  • через модернизированную версию сервиса «Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через интернет» (https://service.nalog.ru/vyp/).

ИНТЕРЕСНО: чаще всего выписку из ЕГРЮЛ получают на действующее лицо, но возникает вопрос: а можно ли получить выписку на уже ликвидированную организацию? Однозначного ответа нет, хотя Верховный суд РФ упомянул свою позицию в одном из судебных актов. Суд указал, что Закон о госрегистрации не содержат указания на то, что выписки из ЕГРЮЛ по недействующим юридическим лицам не должны выдаваться (решение Верховного Суда РФ от 06.11.2009 № ГКПИ09-1373). Нет этого запрета и в иных правовых актах. Более того, получение выписки на ликвидированное лицо среди оснований для отказа в выдачи выписки не значится.

Специфичность некоторых способов

Каждый из перечисленных вариантов обладает теми или иными плюсами и минусами.

Так, если получать выписку лично в ИФНС, то кроме уплаты госпошлины придется потратить еще и собственное время — как на подачу заявления, так и на получение готовой выписки.

Получая информацию с сайта nalog.ru, следует помнить, что база обновляется не ежедневно, поэтому информация будет не полной, но совершенно бесплатной и для подтверждения места нахождения контрагента подойдет (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12).

Госуслуга по предоставлению содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в электронном виде является очень удобной, информативной и полной, но обойдется при однократном предоставлении сведений реестра в полном объеме на один день в 50 000 рублей при абонентском обслуживании на год в 150 000 рублей. За однократное предоставление обновленных сведений реестра нужно будет заплатить 5 000 рублей (приказ Минфина России от 15.01.2015 № 5н).

Модернизированная версия сервиса «Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через интернет» на сайте ФНС действует со второй половины 2015 года. Этот сервис позволяет получить выписку только в отношении лица, которое обратилось за ней. При использовании этого способа потребуется наличие сертификата ключа электронной подписи (пп. 27, 104 приказа Минфина России от 15.01.2015 № 5н). Выписка будет предоставлена только в электронном виде. Этот сервис не позволяет проверить контрагента.

ВАЖНО: выписка из ЕГРЮЛ, полученная в электронном виде и подписанная усиленной электронной подписью, имеет силу, равнозначную документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (пп. 1, 3 ст. 6 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Новое в законодательстве о государственной регистрации

Ранее Закон о госрегистрации говорил, что все сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, достоверны, что подтверждали своей подписью заявители при подаче документов на регистрацию юрлица (ст. 5; 12 Закона о госрегистрации). Права на проверку предъявленных на регистрацию сведений у налоговых органов не было, что приводило к искажению информации, содержащейся в ЕГРЮЛ (определение ФАС Центрального округа от 26.02.2013 по делу № А64-4252/2012).

С конца марта 2015 года в Закон о госрегистрации были внесены поправки касательно проверки достоверности сведений, предоставляемых при регистрации юрлиц. Основания и порядок проведения проверки на достоверность предоставленных сведений установлены п. 4.2. ст. 9 Закона о госрегистрации. Предоставление недостоверных сведений влечет отказ в государственной регистрации. Проверка на достоверность может быть проведена и в отношении уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений (п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации). Если верность уже внесенных сведений не подтверждена, то в ЕГРЮЛ вносится запись об их недостоверности.

Кроме того, ужесточена ответственность за предоставление недостоверных сведений (ст. 114.25 КоАП РФ; ст. 170.1 УК РФ). Законодательство закрепило понятие «подставные лица» (ст. 173.1 УК РФ).

С 1 января 2016 года в состав ЕГРЮЛ включены сведения о принятом компанией решении об изменении места нахождения (подп. «в. 2.» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации). Порядок уведомления и перечень документов установлен ст. 17 Закона о госрегистрации.

Итак, сведения о государственной регистрации юридических лиц позволяют получить достаточно полную, достоверную и всестороннюю информацию о юридическом лице. Истребование такой информации позволит сделать вывод о добросовестности контрагента либо может стать отличным аргументом в суде.

Во избежание недоразумений стоит внимательнее относиться к выбору способа получения выписок и документов из ЕГРЮЛ, а также помнить о важности своевременного внесения изменений в ЕГРЮЛ и предоставления достоверной информации.