The dwarves игра системные требования. The Dwarves — Обзор ролевой игры

The Dwarves - история отважных героев-гномов, которые путешествуют по фэнтезийному миру. Сюжет основан на литературном произведении и всецело посвящен этой расе. В команде могут находиться сразу 10 гномов, но в бою используются только 4. Каждый из них обладает своими особенностями, харизмой и внешностью. Все сражения проходят в режиме реального времени с тактическими элементами. Гномам предстоит воевать с орками, гоблинами, темными магами и прочей нечистью. При этом сражения всегда происходят с целыми армиями противников, поэтому взрывные схватки на экране обеспечены.

Системные требования The Dwarves на PC

Минимальные системные требования:

  • Windows 7 / 8 / 8.1 / 10
  • Q9650 / AMD Phenom II X4 940
  • 6 ГБ ОЗУ
  • GTX660 / Radeon 7870 2 ГБ памяти
  • 25 ГБ свободного места
  • Windows 7 / 8 / 8.1 / 10
  • Intel Core i7 3770 3,9 ГГц / AMD FX-8350 4 ГГц
  • 8 ГБ ОЗУ
  • GTX770 / R9 290 4 ГБ памяти
  • 25 ГБ свободного места
  • Скриншоты The Dwarves

    Показать все скриншоты

    Оценки The Dwarves

    The Dwarves вышла с простым, но добрым сюжетом и повествованием, перекрывающими большую половину изъянов игры. Очень жаль, что боевую систему не удалось реализовать должным образом. Как проект не очень опытной команды с Kickstarter - определенно заслуживает внимания.

    Само собой, цифры и миллион комплектов брони – не самое главное, да и посредственные драки можно было бы простить, будь за ними действительно достойная история, но The Dwarves – не тот случай. KING Art серьезно промахнулась дважды: во-первых, с жанром – ведь ролевая игра немыслима без выбора, а во-вторых, с литературным первоисточником, повествующим об очередной унылой битве Бобра с Ослом.

    Честно признаюсь, я бросил играть в The Dwarves спустя часов шесть прохождения кампании. Я получал искреннее удовольствие от путешествий по карте и принятия разнообразных решений. Вот вам город, осажденный орками. Хотите помочь людям отбиться? Попробуйте, вот только свинорылых здесь невероятно много, и бой будет непростым. Пройдете мимо? Позже заглянете сюда и увидите кострище. И таких моментов здесь очень много, они открывают огромный простор для повторных прохождений, которые тяжело сделать одинаковыми. Но унылые битвы, в которых постоянно приходится скакать по всем бойцам и спасать их от беды, чудовищные загрузки, баги, вызванные халтурным портированием, и прочие проблемы не дали мне насладиться довольно хорошей игрой. Рекомендую познакомиться The Dwarves на персональных компьютерах, а к версии для PS4 не присматриваться, пока ее всячески не залатают патчами.

    В целом, The Dwarves - неплохая игра, по-немецки добротная и забавная. Вероятно, она станет хорошим подарком поклонникам творчества Маркуса Хайца. К сожалению, несмотря на некоторые интересные геймплейные находки, до полноценной RPG она не дотягивает, для этого ей не хватает ни масштаба, ни глубины. Это просто игра по мотивам книги, не более того.

    Но главная проблема The Dwarves - это баги. Превью-версия первого акта была выверенной и практически чистой от ошибок. Не говоря уже о том, что в ней же были практически все хорошие шутки в игре. Но как только вы выходите за пределы первой крепости гномов, персонажи начинают вести себя хаотично, периодически скользя, а не бегая по полю боя. Несколько раз миссии приходилось переигрывать, поскольку один из противников, просто становился бесплотным, и задание на убийство банально нельзя было закончить. Это не считая того, что главный босс в игре по неведомой причине оказался убит с одного умения. И таких мелких и не очень ошибок в игре десятки. Один раз игра даже выдала критическую ошибку и сама закрылась. В такой ситуации радует лишь то, что критика по поводу плохой оптимизации оправдалась не в полной мере. На средних системах игра вполне себе неплохо идет, хотя и не показывает идеальную картинку.

    Игры@mail.ru

    Жаль, что нельзя менять или прокачивать оружие и экипировку своих персонажей. Можно разве что снарядить их перед боем магическими амулетами или зельями, найденным в пути. Убрать из ролевой игры почти всю возню с экипировкой - очень странное решение. Плюс есть проблемы и с русской локализацией - некоторые тексты почему-то остались на немецком. Их немного, но все равно теряется некоторая часть сюжета.

    К проблемам The Dwarves можно добавить и цену: 1300 рублей на PC и еще дороже на консолях. Впрочем, если вы любите ролевые игры, то можно и потратиться: у The Dwarves отличный фентезийный сюжет, хорошо проработанные персонажи и захватывающие бои. Ну а на мелкие недостатки можно и закрыть глаза.

    И всё-таки, при всех своих недоработках и шероховатостях, The Dwarves - отличная игра, которая понравится всем ценителям интересных фэнтезийных историй, славных драк и бородатых дварфов. Здесь чувствуется атмосфера настоящей героической сказки, а гномы представлены именно такими, какими мы их любим и ценим, - храбрыми, забавными и упрямыми.

    Короче говоря, почти все многочисленные обещания оказались не более чем побасёнками алчных кустарей. Геймдизайнер, если он вообще был, достоин всяческого презрения, унизительных рейтингов и показательной порки на конюшне. Не очень понятно, играл ли он сам в своё творение. Ему точно понравилось? И ведь просто хреновых игр - вагон и маленькая тележка; а такие, чтобы выворачивало от контуженности геймплея, можно по пальцам одной руки пересчитать. Движок освоен из рук вон плохо. Графики нет. Ролевой игры нет. Кабы не музыка, не звук да приличный сюжет, игра, наверное, схлопотала бы первый в моей жизни отрицательный рейтинг. А вот если и игры Obsidian станут такими, прошу прощения, аркадами невыразительными, надо будет увольняться.

    Игромания.ру

    Не самая плохая попытка превратить фэнтезийный роман в игру. Впрочем, целый ряд претензий - к миру, ролевой системе, сражениям и многим другим аспектам The Dwarves - поднимает закономерный вопрос: чем терпеть все это ради сюжета, не лучше ли сразу взяться за книгу?

    Авторы The Dwarves не предложили ничего стоящего за пределами насыщенного событиями повествования и текстовых заданий с моральными дилеммами. Зато они не стали размазывать приключение и перегружать его однотипными сражениями. Для увлекательной игры этого мало. Простая механика, перспектива повторять миссию с самого начала из-за странностей интерфейса и невыразительная графика не способствуют погружению в эту притягательную вселенную. Такой проект стоит держать в уме во время распродажи, если захочется чего-то фэнтезийного и про гномов.

    The Dwarves – фэнтезийная ролевая игра с сильной историей и тактически насыщенными боями реального времени. Нужно разумно разместить 15 игровых героев, имеющих индивидуальные навыки. Берись за бой с превосходящими силами орков, великанов, альфов, бёгнилимов, зомби, темных магов и множества других врагов. По мотивам одноименного романа Маркуса Хейтца ты пройдешь очаровательную сказку про самую классную фэнтезийную расу: дворфов!

    • Тактические бои в реальном времени: ты противостоишь сотням врагов, имея в распоряжении лишь нескольких героев. В любой момент можешь поставить игру на паузу и спланировать следующий умный ход.
    • Бой толпы: все существа на поле боя рендерятся физически сложным способом. Поэтому бои воспринимаются особо динамично и «реально», и содержат массу тактических тонкостей.
    • Увлекательная история: дворф Тангдил ведет авантюрное путешествие по Гирдлгарду.
    • Исследование мира: узнавай секреты, находи информацию о мире и его жителях, решай опциональные головоломки.
    • Погружение в карту мира: природа Гирдлгарда варьируется от снежных вершин до мерцающих пустынь. Ты свободно можешь передвигаться по карте, встречать многочисленных персонажей, испытывать приключения. Но будь начеку: многие твои действия на карте мира имеют далеко идущие последствия!

    Системные требования

    Window 7, 8, 8.1, 10, Q9650 / AMD Phenom II X4 940, 6 Гб RAM, GTX660 / Radeon 7870 (2 Гб), 25 Гб свободного места. Рекомендуется Intel Core i7 3770 3,9 ГГц / AMD FX-8350 4 ГГц, 8 Гб RAM, GTX770 / R9 290 (4 Гб)

    Обзор игры The Dwarves подробно расскажет о проекте с интересной сюжетной линией и оригинальным геймплеем. Разработкой занимается , издателем выступила компания THQ Nordic. Дата выхода The Dwarves – 1 декабря 2016 года.

    Сюжет

    История крутится вокруг одного молодого гнома, воспитанного человечеством. Он трудился в кузнеце, находясь под опекой сильнейшего мага в стране. Тунгдил Болофар не видел себе подобных, лишь книги могли рассказать ему о гномах, их привычках, натуре и образе жизни. Возможно, приемыш и не увидел бы собственную расу, но судьба сложилась иначе.

    Пришло время, когда Тунгдил созрел для ответственного поручения. Наставник дает воспитаннику задание – транспортировать определенный груз по адресу. Гном с радостью приступает к миссии, даже не предполагая, чем она закончится. Непредвиденное событие переворачивает мир с ног на голову. Произошедшее сеет панику среди людей и дворфов.

    Благодаря походу Болофар знакомится с интересными личностями, путешествующие с ним в дальнейшем. Здесь и весельчаки близняшки, и отчаянные боец, и рассудительный паренек, и девушка-маг, и даже трусливый воин с жаждой приключений.

    Геймплей

    Первое, что бросается в глаза – звуковое сопровождение. Персонажи, примкнувшие к главному герою на начальном этапе, шутят и рассказывают истории во время всего путешествия. При этом персонажи не забывают рассуждать о смысле жизни, ведя задушевные беседы в пути. Появляется голос рассказчика, прерывая повествование, и что-то рассказывает. Прием позволяет наблюдать действия со стороны, попеременно слушая истории и полезные сноски создателей из первых уст.

    Разработчики не стремились создать пресный проект, поэтому вся атмосфера в The Dwarves наполнена шутками, веселыми байками и легкими историями. Персонажи самобытны, каждая рассказанная шутка или высказанная мысль заставляет улыбнуться. Юмор помогает расслабиться, пока пробираешься сквозь опасные места для выполнения важного поручения.

    Обширный мир для познания. Подавляющее число локаций в играх однотипны, здесь большая территория приоткрывает перед путниками различные местечки, начиная от неприветливых лесов, заканчивая безобидными полянками, залитыми солнечным светом. Можно исследовать каждый уголок, заглядывая в избы, осматривая постройки, рыская в зарослях.

    Главное помнить, что припасы заканчиваются. Изучать местность – занятие интересное, но делать это без должного количества ресурсов не рекомендуется. Побочные бои и квесты попадаются редко, поэтому не стоит сильно отклоняться от первоначального курса. Пополнить ресурсы возможно в населенных пунктах, но не каждая деревенька позволит обзавестись всем необходимым. Расходуйте припасы разумно!

    Основным действием в игре являются сражения. Пользователи то сидят в засаде, то сталкиваются с неизвестными агрессивными воинами, то самостоятельно нападают на блуждающих путников, то дерутся с главными злодеями в мире. Не зря разработчики сделали главный акцент на битвах – они получились крайне динамичными и яркими.


    Компаньоны

    Составить компанию основному герою могут остальные пятнадцать дворфов. Соратники представлены уникальной личностью, обладающей собственными предпочтениями характером, манерой поведения. Пригласить в отряд можно любого, второстепенные герои будут рады примкнуть к группе.

    Собрать команду крайне просто – необходимо выбрать подходящих гномов в меню, отметив их галочкой. Максимальное число путников – четыре, учитывая Тангдила, поэтому будущим приятелей стоит выбирать осмотрительно.


    Секреты прохождения

    The Dwarves 2016 вышла недавно, поэтому многие геймеры активно ищут ответы на вопросы, стараясь получить все возможные в определенной местности. Некоторые советы помогут сделать правильное решение и заполучить больше ресурсов, а также быстрее завершить тяжелые квесты:

    1. Как открыть саркофаг? Для чего он предназначен? Саркофаг – место для хранения предметов, в него маг спрятал собственные вещи перед уходом. Геймер может открыть его для поучения очков и ресурсов. Чтобы это сделать, необходимо совершить манипуляции с рунами возле тайника. Важно зажечь их в правильном порядке, не спутав последовательность. Тыкать наугад не получится – неправильные руны потухают и гасят все правильные, которые до этого горели. Есть два ряда рун, если смотреть на тайник со стороны входа. Комбинация для открытия: левая снизу, правая снизу, руна и верхнего ряда, нижняя в центре.
    2. Как убить Голема? Геймерам придется постараться, ведь каменный персонаж не позволяет расслабленно вести сражения. Сразу необходимо запастись бомбами. Конечно, можно обойтись и без них, справляясь подручным оружием, но с бобами дело происходит быстрее и эффективнее. Придется стать осмотрительнее к окружающему миру. Даже самые надежные сооружения могут не выдержать, рухнув и нанося урон. Перед схваткой с Големом проверяем запасы, пересчитывает бомбы и вперед! Слаженные движения команды и использование дополнительного оружия помогут победить каменного врага.
    3. Где находится рюкзак Горена? Если на начальном этапе, исследовать каждую локацию, то можно наткнуться на два мертвых тела. Их желательно осмотреть, ведь там окажется еда или другие полезные ресурсы. Кроме осмотра убитых, необходимо оглянуться вокруг. Недалеко в кустах окажется рюкзак. Находка определенно порадует геймера, ведь внутри не обычных хлам бедняков, а ценные и полезные вещи для путешествий. После тщательного осмотра можно покинуть местность, предварительно выбрав дальнейшие действия для трупов. Гуманнее всего их захоронить, но можно и беспечно продолжить изучать Вселенную.
    4. Что такое диверсия на юге? Так называется задание, направленное на уничтожение орков. Всего выходит три отряда с врагами, которые расположены в разной местности. Для завершения миссии необходимо победить всех недоброжелателей. Во время битв будут и одиночные сражения, и стенка на стенку.


    Итог рецензии

    Игра The Dwarves – это симбиоз из интересной истории и качественного геймплея. Техническая сторона не подводит: качественная графика, плавная анимация, реалистичное изображение и детализация, а персонажи радуют харизматичностью и веселыми байками. Нетипичное повествование с диктором, сражения с орками, различные тайники и исследования мира – вот ключевые моменты проекта.

    Системные требования The Dwarves

    Минимальные

    • Процессор — Q9650 / AMD Phenom II X4 940
    • Видеокарта — GTX660 / Radeon 7870 / 2GB
    • Оперативная память — 6 Gb
    • Свободное место — 25 Gb
    • Операционная система — Windows 7/8/10
    • Процессор — Intel Core i7 3770 3,9 Ghz / AMD FX-8350 4 GHz
    • Видеокарта — GTX770 / R9 290 / 4GB
    • Оперативная память — 8 Gb
    • Свободное место — 25 Gb

    Трейлер

    Геймплей

    Самые массовые побоища The Dwarves напоминают утреннюю давку в метро. Десятки людей толкаются на маленьком пятачке, размахивают локтями, сопят, бормочут что-то невнятное. Откуда-то сбоку в толпу кто-то влетает (ему очень надо), кто-то падает, а кто-то занимает свободное место в вагоне и притворяется, что спит.

    В новой игре от King Art Games (авторов приключенческого сериала The Book of Unwritten Tales и пошаговой стратегии Battle Worlds: Kronos ) почти все то же самое, даже любители «притворяться шлангом» есть. Но хорошие RPG - игры комплексные и разнообразные. Одной веселой толкучкой уже никого не удивишь.

    Туда, потом туда, туда и еще вон туда

    Тунгдил Болофар всю свою жизнь провел в окружении людей. Молодой гном никогда не видел других представителей своей расы, а знания о внешнем мире черпал в книгах. Тунгдил работает кузнецом и находится под опекой одного из величайших магов Потаенной Страны. Однажды наставник поручает гному важное задание - доставить кое-что по определенному адресу. Естественно, миссия вскоре прерывается событиями трагическими, но грандиозными, не предвещающими ничего хорошего жителям охраняемых гномами земель.

    В суматохе разглядеть какие-либо детали сложно.

    Да, в этом мире гномам отведена роль хранителей других рас: те же люди или эльфы спокойно живут в своих королевствах, бородатые крепыши же охраняют перевалы, соединяющие Страну с внешними землями. Хорошего в тех краях мало: сплошь темные силы да мерзкие орочьи племена. Однажды силам зла все-таки удалось пробить брешь в этой обороне - пало гномье королевство Пятых. И с тех пор приличные расы полагаются еще и на помощь магов, а неприличные готовят свой страшный заговор.

    Созданный писателем Маркусом Хайцем мир (в русской версии первый роман называется «Повелитель гномов» ) трудно назвать оригинальным. Даже расы с необычными названиями на поверку оказываются «темными», просто очень бледными эльфами. Страна, куда вторгаются орды орков, гоблинов и прочей шпаны, да приключение в духе «пройди через весь мир, а потом вернись обратно» - все это позаимствовано у книги и в игре смотрится сносно, но не более того.

    Как правило, в диалогах не дают принимать решения. Исключения крайне редки.

    Зато в деталях история хороша. Тунгдил не может пробиться чуть ли не на другой край света в полном одиночестве! Почти в самом начале к нему присоединяются гномы-близнецы - забияка Боиндил и рассудительный «танк» Боендал. Еще в отряде найдется место для выпивохи, гнусного труса, девушки-мага с ее странным спутником, какой-то уж очень подозрительной гномихи и еще целой труппы актеров во главе с Родарио, внешностью и повадками напоминающим Лютика из саги о ведьмаке. С ними в пути скучно не будет: то напарники друг с другом болтают, то сам Тунгдил ведет с ними задушевные беседы.

    И за все это нужно благодарить преимущественно первоисточник. Любая сценка напоминает аудиокнигу: речь героев постоянно прерывается приятным голосом рассказчицы за кадром. Понятно, что, не будь The Dwarves бюджетной игрой, частично профинансированной на Kickstarter, авторы, может, и не прибегли бы к такому приему. Впрочем, получилось хорошо: никаких претензий к актерской игре не возникает.

    Карта мира выглядит как заготовка для настольной игры.

    Проблема в том, что чем ближе к финалу, тем меньше связи между событиями. Будто бы все шло по плану, а потом разработчики осознали, что пора выпускать игру, и свели оставшееся приключение к нескольким боям. Финальная локация, как бы поделенная на три части, по сути оказалась цепочкой арен для сведения счетов сразу с тремя боссами в порядке возрастания их роли в сюжете. А финальная сценка и вовсе словно делалась в последний момент.

    Понятно, что «Повелитель гномов» - лишь первая часть целой книжной серии, но неряшливый финал The Dwarves не красит. Не будем сразу разбивать надежды авторов на сиквел, но стоит понимать, что недочеты в сюжете - лишь малая часть всех проблем игры.

    Братство топора

    Игровой мир обширен, но участки карты, открытые для исследования, четко отсекаются друг от друга сюжетными локациями. Хотите изучить каждый уголок? Запасайтесь припасами и считайте ходы. Хотя особого смысла посещать каждый «узел» на очередной «сетке» нет, потому как побочные задания и необязательные бои попадаются очень редко.

    Локации получились симпатичными. Маленькими, но симпатичными.

    Доходит до смешного: на карте может быть обозначена какая-нибудь деревенька, но в ней нельзя закупиться припасами и полезными предметами - мир откровенно пуст. Лишь однажды будет реальный выбор между двумя путями прохождения: лобовая атака на орков или поиск секретного прохода, ради которого придется обшарить другие уголки карты.

    Казалось бы, с таким минималистским подходом можно было создать аналог Sorcery! , наполнить мир интересными заданиями и любопытными ситуациями. На деле же случайных событий мало, а незаурядных квестов и того меньше. Масштабных локаций в игре тоже не так уж много, и почти все они отведены под битвы.

    Не все персонажи получились одинаково живыми. Вот Гоимгар, например, «проявит» себя лишь пару раз, с ним и поговорить толком не дают.

    Оно и понятно: авторы хотели сконцентрироваться на сражениях. Как правило, отряд Тунгдила попадает в засаду, участвует в обороне какого-нибудь поселения или просто бьет морды главным злодеям. Цели миссии могут меняться по ходу, но, за редчайшими исключениями, суть почти всегда неизменна: убить всех или дойти до выхода. Чтобы игроки соображали быстрее, King Art частенько прибегает к раздражающему приему - спускает с цепи бесконечные волны врагов.

    Справиться с ними не так сложно, жаль только, что из большого отряда в бою участвуют всего четыре персонажа. С этим легко смириться в той же Dragon Age , явно повлиявшей на The Dwarves, но в новинке в большинстве стычек на одного вашего героя приходится минимум по десять-двадцать врагов. Выглядит это довольно потешно: Тунгдил и его друзья быстро «тонут» в набегающих орочьих волнах. А потом начинается та самая толкучка.

    Сценок мало, но они приличные. Жаль, конечно, но для раскрытия потенциала The Dwarves нужен куда больший бюджет.

    Герои атакуют ближайшего врага самостоятельно, но справиться со здешними ордами автоматической атакой, конечно, нереально. Вся суть The Dwarves сводится к тому, чтобы в подходящий момент активировать нужные умения своих подопечных. Расплата - очки действия, которые постепенно восполняются.

    Несмотря на большую подборку персонажей, их способностей частично совпадают. Хотя есть и оригинальные герои. Например, таинственная Нармора прыгает врагу за спину и бьет его кинжалом, а чародейка может раскидать орков очень мощными заклинаниями, бьющими по площади. Есть и пассивные способности: например, Гоимгар такой противный, что даже враги предпочитают атаковать первым именно его.

    Главное - не задевать своих и отводить в сторону побитых бойцов. Первые две трети The Dwarves довольно легкие, ведь в большинстве стычек враги не наваливаются всей толпой, а потому их можно выманивать небольшими группами. Затем мясорубки становятся заметно сложнее, и закрывать глаза на их недостатки уже не получается.

    Героев нельзя оставлять без присмотра: если их окружат, то почти наверняка перебьют.

    Все больше чувствуется, что битвы однообразны и однотипны. Хотя игра изредка пытается удивлять неординарными ситуациями (вроде «столкни орка с обрыва»), у нее это редко получается. Небольшой набор умений печалит, а с экипировкой персонажей все и того хуже - один аксессуар на брата.

    В итоге получается, что мы всю драку смотрим на беспорядочное движение на поле боя да активируем умения. Если хочется по-настоящему тактических битв в фэнтезийном антураже, лучше присмотреться к Baldur’ s Gate и ее потомкам, Divinity: Original Sin или последним играм Obsidian .

    Уровней у персонажей мало, да и мест для прокачки тут нет. И даже выбор из двух навыков при повышении уровня дают не всегда. Так что любителям «тонкой» настройки героев явно не по пути с The Dwarves.

    * * *

    Во время прохождения не покидала мысль, что похожая механика подошла бы какой-нибудь игре по мотивам саги о ведьмаке Геральте. Естественно, с куда большим бюджетом, чем у King Art, иначе итог получился бы такой же.