Возрастные особенности органа зрения. Развитие и возрастные особенности органа зрения Анатомия органа зрения возрастные особенности

Зрительная сенсорная система. Понятие о рефракции и ее изменение с возрастом. Возрастные особенности зрения: зрительные рефлексы, световая чувствительность, острота зрения, аккомодация, конвергенция. Развитие цветового зрения у детей

Среди раздражителей внешней среды для человека особенно большое значение имеют зрительные. Большая часть сведений о внешнем мире связана со зрением.

Строение глаза.

Глаз расположен в глазнице черепа. От стенок глазницы к наружной поверхности глазного яблока подходят мышцы, с их помощью глаз двигается.

Защищают глаз брови, они отводят в стороны стекающий со лба пот. Веки и ресницы защищают глаз от пыли. Слезная железа, расположенная у наружного угла глаза выделяет жидкость, которая увлажняет поверхность глазного яблока, согревает глаз, смывает попадающий на него посторонние частицы, а затем стекают из внутреннего угла по слезному каналу в носовую полость.

Глазное яблоко покрыто плотной белочной оболочкой, защищающей его от механических и химических повреждений и проникновения посторонних частиц и микроорганизмов снаружи. Это оболочка в передней части глаза прозрачна. Она называется роговицей. Роговица свободно пропускает лучи света.

Средняя сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, снабжающих глазное яблоко кровью. На внутренней поверхности этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество - черный пигмент, который поглощает световые лучи. Передняя часть сосудистой оболочки глаза называются радужкой. Цвет ее (от светло - голубого до темно- коричневого) определяется количеством и распределением пигмента.

Зрачок - отверстие в центре радужной оболочки. Зрачок регулирует поступление внутрь глаза лучей света при ярком освещений зрачок рефлекторно сжимается. При слабом освещений зрачок расширяется. За зрачком прозрачный двояковыпуклый хрусталик. Он окружен ресничной мышцей. Всю внутреннюю часть глазного яблока заполняют стекловидное тело - прозрачное студенистое вещество. Глаз пропускает лучи света таким образом, что изображение предметов фиксируется на внутренней оболочке - сетчатке. В сетчатке расположены рецепторы глаза - палочки и колбочки. Палочки - рецепторы сумеречного света, колбочки раздражаются только ярким светом, с ним связано цветное зрение.

В сетчатке происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг к зрительной зоне коры больших полушарий. В этой зоне происходит окончательное различии раздражений - формы предметов, их окраски, величины, освещённости, расположение и движение.

Рефракция глаза -- преломляющая сила оптической системы глаза при покое аккомодации. Преломляющая сила оптической системы зависит от радиуса кривизны преломляющих поверхностей (роговица, хрусталик) и от состояния их друг от друга. Светопреломляющий аппарат глаза имеет сложное строение; он состоит из роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела. Луч света на пути до сетчатки должен пройти четыре преломляющие поверхности: переднюю и заднюю поверхности роговицы и переднюю и заднюю поверхности хрусталика. Преломляющая сила оптической системы глаза составляет в среднем 59,92 D. Для рефракции глаза имеет значение длина оси глаза, т. е. расстояние от роговицы до желтого пятна. Это расстояние составляет в среднем 25,3 мм. Поэтому рефракция глаза зависит от соотношения между преломляющей силой и длиной оси, что определяет положение главного фокуса по отношению к сетчатке и характеризует оптическую установку глаза. Различают три основные рефракции глаза: эмметропию, или «нормальную» рефракцию глаза, дальнозоркость и близорукость. Рефракция глаза изменяется с возрастом. У новорожденных наблюдается преимущественно дальнозоркость. В период роста человека происходит сдвиг рефракции глаза в сторону ее усиления, т. е. близорукости. Изменения рефракции глаза обусловлены ростом организма, в период которого удлинение оси глаза выражено больше, чем изменение преломляющей силы оптической системы. В пожилом возрасте происходит небольшой сдвиг рефракции глаза в сторону ее ослабления за счет изменений в хрусталике. Рефракцию глаза определяют субъективным и объективным методами. Субъективный метод основан на определении остроты зрения при помощи стекол. Объективными методами определения рефракции глаза являются скиаскопия и рефрактометрия, т. е. определение рефракции глаза при помощи специальных приборов -- глазных рефрактометров. Этими приборами рефракцию глаза определяют по положению дальнейшей точки ясного зрения.

Конвергенция глаз (от лат. con сближаюсь, схожусь) сведение зрительных осей глаз по отношению к центру, при котором точечные световые раздражители, отражаемые от предмета наблюдения, попадают на корреспондирующие места сетчаток в обоих глазах, за счет чего достигается устранение двоения предмета.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать. Наблюдение с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы. Развитие зрения малыша внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам. Наблюдение одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него "проплывают" красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе "восьмерку". Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка, С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается "взять" цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот. Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте. Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить "своих" от "чужих". Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

1. К рождению ребёнка глаз способен нормально функционировать.

2. Масса глаза новорождённого 2-4 г. (взрослого 6-8 г.). После рождения масса глаза увеличивается в 2-3 раза, а к 3-4 годам достигает массы взрослого. Диаметр новорождённого 16 мм. (взрослого 24 мм.).

3. Роговица глаза новорождённого более толстая и выпуклая. К 5 годам толщина роговицы уменьшается. С возрастом роговица становится более плотной и её преломляющая сила уменьшается.

4. Глазная щель вдвое короче, глаз сильно выступает вперёд, т.к. глазница неглубокая.

5. До 6 лет зрачки у детей узкие; в возрасте 6-8 лет - широкие - вследствие преобладания тонуса мышц радужной оболочки; в 8-10 лет зрачок вновь становится узким и очень живо реагирует на свет; к 12-13 годам зрачковые реакции такие же как и взрослого.

6. В глазу новорождённого мало пигмента меланина , через несколько месяцев глаз приобретает постоянную окраску.

7. Слёзные железы функционируют с рождения, омывая глаз, а усиление слезоотделения (слеза) происходит от 3 до 5 месяцев. Поэтому дети в раннем возрасте плачут без слёз.

4 Оптическая система глаза.

Её образуют роговица, водянистая влага передних и задних камер, хрусталик и стекловидное тело. Продольная ось глаза - прямая линия, соединяющая полюса глаза. Каждая из этих сред имеет свой показатель преломляющей силы, но он для каждой среды постоянный, кроме хрусталика.

Была принята такая модель глаза, в которой учитывается суммарный эффект преломления лучей в хрусталике. Для этого следует от отдельных точек предмета провести прямые линии, проходящие через центр кривизны хрусталика на жёлтое пятно сетчатки.

Изображение на сетчатке получается уменьшенным, обратным и действительным.

Аккомодация - приспособление глаза к чёткому видению предмета на различном расстоянии.

Чтобы рассматриваемый предмет был ясно виден, надо чтобы лучи от всех его точек попали на заднюю поверхность сетчатки , т.е. были здесь сфокусированы.

Когда человек смотрит вдаль, предметы, расположенные на близком расстоянии кажутся расплывчатыми, они не в фокусе. Если глаз фокусирует близкие предметы, неясно видны отдалённые.

глаз приспосабливается к чёткому видению предметов, находящихся от него на различных расстояниях. Эту способность глаза называют аккомодацией.

Она осуществляется путём изменения кривизны хрусталика : при рассматривании близких предметов, хрусталик делается выпуклым, а отдалённых - более плоским.

Наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет ещё отчётливо виден, называется ближайшей точкой ясного видения. У нормального глаза дальняя точка ясного видения лежит в бесконечности. С возрастом аккомодация изменяется. Ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии.

Орган зрения в своем становлении проделал путь от отдельных эктодермального происхождения светочувствительных клеток (у кишечнополостных) до сложно устроенных парных глаз у млекопитающих. У позвоночных глаза развиваются сложно. Из боковых выростов мозга образуется светочувствительная оболочка - сетчатка. Средняя и наружная оболочки глазного яблока, стекловидное тело формируются из мезодермы (среднего зародышевого листка), хрусталик - из эктодермы.

Внутренняя оболочка (сетчатка) по форме напоминает двухстенный бокал. Из тонкой наружной стенки бокала развивается пигментная часть (слой) сетчатки. Зрительные (фоторецепторные, светочувствительные) клетки находятся в более толстом внутреннем слое бокала. У рыб дифференцировка зрительных клеток на палочковидные (палочки) и колбочковидные (колбочки) выражена слабо, у рептилий имеются одни колбочки, у млекопитающих в сетчатке - преимущественно палочки. У водных и ночных животных колбочки в сетчатке отсутствуют. В составе средней (сосудистой) оболочки уже у рыб формируется ресничное тело, усложняющееся в своем развитии у птиц и млекопитающих.

Мышцы в радужке и ресничном теле впервые появляются у амфибий. Наружная оболочка глазного яблока у низших позвоночных состоит преимущественно из хрящевой ткани (у рыб, частично у амфибий, у большинства ящерообразных и однопроходных). У млекопитающих наружная оболочка построена только из волокнистой (фиброзной) ткани. Передняя часть фиброзной оболочки (роговица) прозрачная. Хрусталик у рыб и амфибий округлый. Аккомодация достигается вследствие перемещения хрусталика и сокращения особой передвигающей хрусталик мышцы. У рептилий и птиц хрусталик способен не только перемещаться, но и изменять свою кривизну. У млекопитающих хрусталик занимает постоянное место. Аккомодация осуществляется вследствие изменения кривизны хрусталика. Стекловидное тело, имеющее вначале волокнистую структуру, постепенно становится прозрачным.

Одновременно с усложнением строения глазного яблока развиваются вспомогательные органы глаза. Первыми появляются шесть глазодвигательных мышц, преобразующихся из миотомов трех пар головных сомитов. Веки начинают формироваться у рыб в виде одной кольцевидной кожной складки. У наземных позвоночных животных образуются верхние и нижние веки. У большинства животных у медиального угла глаза имеется также мигательная перепонка (третье веко). Остатки этой перепонки сохраняются у обезьян и человека в виде полулунной складки конъюнктивы. У наземных позвоночных животных развивается слезная железа, формируется слезный аппарат.

Глазное яблоко у человека также развивается из нескольких источников. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг); главная линза глаза - хрусталик - непосредственно из эктодермы, сосудистая и фиброзная оболочки - из мезенхимы. На ранней стадии развития зародыша (конец 1-го - начало 2-го месяца внутриутробной жизни) на боковых стенках первичного мозгового пузыря появляется небольшое парное выпячивание - глазные пузыри. Концевые отделы их расширяются, растут в сторону эктодермы, а соединяющие с мозгом ножки суживаются и в дальнейшем превращаются в зрительные нервы. В процессе развития стенка глазного пузыря впячивается внутрь его и пузырь превращается в двуслойный глазной бокал. Наружная стенка бокала в дальнейшем истончается и трансформируется в наружную пигментную часть (слой), а из внутренней стенки образуется сложно устроенная световоспринимающая (нервная) часть сетчатки (фотосенсорный слой). На стадии формирования глазного бокала и дифференцировки его стенок, на 2-м месяце внутриутробного развития, прилежащая к глазному бокалу спереди эктодерма вначале утолщается, а затем образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрусталиковыи пузырек. Отделившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость, и из него в дальнейшем формируется хрусталик.

На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал через образовавшуюся на нижней его стороне щель проникают мезен-химные клетки. Эти клетки образуют внутри бокала кровеносную сосудистую сеть в формирующемся здесь стекловидном теле и вокруг растущего хрусталика. Из прилежащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется сосудистая оболочка, а из наружных слоев - фиброзная оболочка. Передняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и превращается в роговицу. У плода 6-8 мес кровеносные сосуды, находящиеся в капсуле хрусталика и стекловидном теле, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачковая мембрана).

Верхние и нижние веки начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробной жизни, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная железа развивается из выростов конъюнктивального эпителия, появляющихся на 3-м месяце внутриутробной жизни в латеральной части формирующегося верхнего века.

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его переднезадний размер составляет 17,5 мм, масса - 2,3 г. Зрительная ось глазного яблока проходит латеральнее, чем у взрослого человека. Растет глазное яблоко на первом году жизни ребенка быстрее, чем в последующие годы. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20-25 годам - в 3 раза по сравнению с новорожденным.

Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется; хрусталик почти круглый, радиусы его передней и задней кривизны примерно равны. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, а в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка равен 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается.

Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляется довольно быстро. Зрительный нерв у новорожденного тонкий (0,8 мм), короткий. К 20 годам жизни диаметр его возрастает почти вдвое.

Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движения глаза возможны сразу после рождения, однако координация этих движений - только со 2-го месяца жизни.

Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Влагалище глазного яблока у новорожденного и детей грудного возраста тонкое, жировое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы.

Вы без труда отличите глаза ребенка от глаз взрослого человека.
Голубоватого оттенка склера, голубая радужка, расположенная близко
к роговице, узкий зрачок, глазные яблоки сведены к переносице.

Глаза новорожденного обладают только световой чувствительностью. Под действием света вызываются в основном защитные реакции (сужение зрачка, смыкание век, поворот глазных яблок).

Новорожденный не способен различать предметы и цвета. Центральное зрение появляется на 2–3 месяце жизни (низкое - 0,1), к 6–7 годам - 0,8–1,0.

Цветоощущение формируется в возрасте 2–6 месяцев (прежде всего с восприятия красного цвета). Бинокулярное зрение формируется позже других зрительных функций - на 4 году жизни.

Глаз новорожденного имеет значительно более короткую переднезаднюю ось (17–18 мм), чем глаз взрослого (23–24 мм). Передняя камера
к моменту рождения сформирована, но мелкая (до 2 мм) в отличие от взрослого (3,5 мм). Роговица малого диаметра (8–9 мм). Количество водянистой влаги у новорожденных меньше (до 0,2 см 3), чем у взрослых
(до 0,45 см 3).

Преломляющая сила глаза новорожденного более высокая (80–
90,9 дптр), преимущественно за счет различия в преломляющей силе хрусталика (43 дптр - у детей и 20 дптр - у взрослых). Глаз новорожденного имеет, как правило, гиперметропическую рефракцию (дальнозоркий). Хрусталик новорожденных имеет шаровидную форму, в его составе преобладают растворимые белки (кристаллины).

Роговица и конъюнктива малочувствительны. Поэтому в этот период особенно опасно попадание в конъюнктивальный мешок инородных тел, которые не вызывают раздражения глаз и могут обусловить тяжелое повреждение роговицы (кератиты) вплоть до ее разрушения. Зрачок у детей до 1 года узкий - 2 мм (у взрослых - 3–4 мм) и слабо реагирует на свет, т. к. дилататор почти не функционирует. У новорожденных присутствует слезоотделение только за счет выработки слезы добавочными слезными железами конъюнктивы, поэтому новорожденные дети плачут без слез. Слезоотделение слезной железой начинается с 2–4 месяцев. Ресничное тело недостаточно развито, и аккомодация отсутствует.

Склера новорожденных тонкая (0,4 мм), имеет голубоватый оттенок, т. к. сквозь нее просвечивает сосудистая оболочка. Радужка новорожденных имеет голубоватую окраску, т. к. в переднем мезодермальном листке пигмент почти отсутствует и через строму просвечивает задняя пигментная пластинка. Постоянную окраску радужка приобретает к 10–12 годам.

Оси глазниц новорожденного конвергируют кпереди, что создает видимость сходящегося косоглазия. Глазодвигательные мышцы при рождении тонкие.

В первые 3 года происходит интенсивный рост глаза. Рост глазного яблока продолжается до 14–15 лет.

РАЗВИТИЕ ГЛАЗА И ЕГО АНОМАЛИИ[†]

Глазное яблоко формируется из нескольких источников (табл.).
Сетчатка является производным нейроэктодермы и представляет собой парное выпячивание стенки diencephalon в виде однослойного пузырька на ножке (рис. 10). Посредством инвагинации его дистальной части глазной пузырек превращается в двухстенный глазной бокал. Внешняя стенка бокала преобразуется в пигментную, а внутренняя - в нервную часть сетчатки. Отростки ганглиозных клеток сетчатки прорастают в ножку
бокала и формируют зрительный нерв.

Поверхностная эктодерма, прилежащая к глазному бокалу, впячивается в его полость и формирует хрусталиковый пузырек. Последний
превращается в хрусталик после заполнения полости растущими хрусталиковыми волокнами. Через щель, расположенную между краями бокала и хрусталика, мезенхимные клетки проникают внутрь бокала, где участвуют в образовании стекловидного тела.

Сосудистая и фиброзная оболочки развиваются из мезенхимы. Отделение роговичной мезенхимы от хрусталика ведет к появлению передней камеры глаза.

Поперечнополосатая мускулатура является производной миотомов головы.

Веки представляют собой кожные складки, растущие навстречу друг другу и смыкающиеся между собой спереди от роговицы. В толще их формируются ресницы и железы.

Аномалии развития органа зрения человека являются причиной слепоты в 50 % случаев, возникают вследствие наследственных мутаций
и влияния тератогенных факторов.

В первые 4 недели эмбриональной жизни из-за патологического развития глазного пузырька возникают большие пороки развития. Например, анофтальм - врожденное отсутствие глаза, микрофтальмия - состояние, при котором глазной пузырек образуется, но не происходит его дальнейшее нормальное развитие, все структуры глаза патологически малы.

Помутнение хрусталика (врожденная катаракта) находится на первом месте среди врожденной патологии глаз. Чаще она развивается вследствие неправильного отшнуровывания хрусталикового пузырька от эктодермы. При нарушении отшнуровывания хрусталикового пузырька от эктодермы, слабости передней капсулы формируется передний лентиконус - выпячивание на передней поверхности хрусталика. Среди других видов врожденной патологии хрусталика необходимо отметить его смещение
с обычного места расположения: полное (вывих, luxatio) и неполное (подвывих, subluxatio). Причиной такой эктопии и смещения хрусталика
в переднюю камеру или стекловидное тело обычно являются аномалии развития ресничного тела и ресничного пояска. При нарушении или
замедлении обратного развития сосудистой сумки хрусталика ее остатки
в виде пигментных отложений образуют сетевидные структуры на передней капсуле - зрачковые мембраны. Иногда встречается врожденная афакия (отсутствие хрусталика), которая может быть первичной (когда
не происходит закладки хрусталика) и вторичной (его внутриутробное рассасывание).

В результате неполного закрытия эмбриональной щели на стадии глазного бокала формируются колобомы - щели век, радужки, зрительного нерва, хориоидеи.

Неполное рассасывание мезодермы в углу передней камеры ведет
к нарушению оттока внутриглазной жидкости из передней камеры глаза
и развитию глаукомы. При аномалии дренажной системы глаза может иметь место аниридия - отсутствие радужки.

Аномалии роговицы включают микрокорнею, или малую роговицу, при этом она уменьшена в сравнении с возрастной нормой более чем на
1 мм, т. е. диаметр роговицы новорожденного может быть не 9, а 6–7 мм; мегалокорнеа, или макрокорнея - большая роговица, т. е. ее размеры увеличены против возрастной нормы более чем на 1 мм; кератоконус - состояние роговицы, при котором значительно конусообразно выступает ее центральная часть; кератоглобус - характеризуется тем, что поверхность роговицы имеет чрезмерно выпуклую форму на всем протяжении.

Одна из аномалий первичного стекловидного тела - это его гиперпластичность. Возникает при нарушении обратного развития артерии стекловидного тела, которая врастает через сосудистую щель в полость глазного бокала.

Распространенная аномалия - опущение верхнего века (птоз) - может возникнуть в связи с недоразвитием мышцы, поднимающей верхнее веко, или в результате нарушения ее иннервации.

В случае нарушения формирования глазной щели веки остаются сросшимися - анкилоблефарон.

Возникновение аномалий зрительного нерва связано с закрытием глазной щели в процессе эмбриогенеза на стадии формирования вторичного глазного пузыря или глазного бокала, с задержкой врастания нервных волокон в ножку глазного бокала - гипоплазия (уменьшение
диаметра) и аплазия (отсутствие) зрительного нерва или с персистенцией (задержкой развития) стекловидного тела - препапиллярные мембраны над диском зрительного нерва, а также с аномальным разрастанием
миелина за решетчатую пластинку склеры внутрь глаза - миелиновые волокна зрительного нерва.

Многие аномалии глаза можно диагностировать с помощью метода эхографии лицевых структур плода уже во 2-м триместре беременности.

Словарь эпонимов[‡]

Мейбомиева (Meibomian ) железа - железа хряща века

Шлеммов (Schlemm ) канал - венозный синус склеры

Боуменова (Bowman´s ) мембрана - передняя пограничная пластинка
роговицы

Мембрана Бруха (Bruch´s ) - пограничная пластинка собственно сосудистой оболочки

Мышца Брюкке (Brocke´s ) - меридиональные волокна ресничной мышцы

Десцеметова (Descemet´s ) мембрана - задняя пограничная пластинка роговицы

Фонтановы (Fontana ) пространства - пространства между волокнами корнеосклеральной трабекулы

Мышца Горнера (Horner´s ) - часть круговой мышцы глаза, направляющейся к слезному мешку (pars lacrimalis)

Железа Краузе (Krause ) - слезная железа

Трабекула Леонардо да Винчи (Leonardo´s da Vinci ) - корнеосклеральная трабекула

Железа Молля (Moll´s ) - ресничная железа, открывающаяся на краю века

Мышца Мюллера (Müller´s ) - часть мышцы, поднимающей верхнее веко

Тенонова (Tenoni ) капсула - влагалище глазного яблока

Цинна (Zinn ) кольцо - общее сухожильное кольцо

Поясок Цинна (Zinn) - ресничный поясок

Железы Цейсса (Zeis ) - ресничные железы, открывающиеся на краю века


Введение................................................................................................... 3

Оптическая система глаза........................................................................ 3

Аккомодация глаза.................................................................................. 5

Гидродинамика глаза............................................................................... 7

Мышцы глаза........................................................................................... 9

Бинокулярное зрение............................................................................... 11

Кровоснабжение глаза............................................................................. 12

Слезный аппарат...................................................................................... 15

Сетчатка и зрительный путь.................................................................... 18

Возрастные особенности строения глаза................................................ 23

Развитие глаза и его аномалии................................................................ 24

Литература............................................................................................... 29



[*] Под термином оптической системы глаза, употребляемым в клинике, в анатомии понимают внутреннее ядро глаза.

[†] Аномалии (греч. anömalia) - врожденное стойкое, обычно не прогрессирующее, отклонение от нормальной структуры и функции.

[‡] Эпоним (греч. epönymos, epi - после, onoma - имя) - названия, носящие чье-либо имя (как правило, имя того, кто открыл данный орган, либо дал ему детальное описание). Жирным шрифтом выделены эпонимы, наиболее употребительные в клинической практике.

Зрение каждого человека способно изменяться, зачастую это зависит от возраста. Коррекция зрения и возраст имеют прямую взаимосвязь, самые значительные изменения параметров зрения у человека происходят в младенчестве, подростковом возрасте и старости. Рассмотрим особенности каждого периода.

Зрение детей от рождения до шести лет

В период до трех месяцев младенец видит предметы исключительно на расстоянии от 40 до 50 сантиметров. Часто родителям кажется, что его глаза немного косят. На самом деле у ребенка происходит окончательное формирование глазного яблока, его зрение в этот период обладает дальнозоркостью. Только в 6 месяцев специалист может поставить диагноз того или иного нарушение зрения, если таковое имеется. По истечении 3,5-4 месяцев зрение малыша значительно улучшается, он может фокусировать взгляд на определенном предмете и брать его в руки. Развивать зрение ребенка можно с самого рождения, соблюдая простые правила:

  • Ставьте кроватку в хорошо освещенную комнату, где будет скомбинирован дневной и электрический свет, это поспособствует активному движению глаз.
  • Оформляйте комнату в мягких спокойных тонах, чтобы не раздражать глаза малыша.
  • Расстояние между игрушками и кроватью должно быть минимум 30 сантиметров. Вешайте разные по цвету и форме предметы.
  • Не стоит с младенчества приучать ребенка к просмотру подвижных картинок на телевизоре или планшете, это увеличивает нагрузку на его глаза.

От одного до двух лет у малыша формируется острота зрения, которая определяется способностью видеть две точки сразу, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Норма этого показателя у взрослого человека равна единице, у ребенка до двух лет она варьируется от 0.3 до 0.5.

Ребенок старше 2 лет уже способен воспринимать речь взрослых и реагировать на их мимику и жесты. Если зрение малыша развивается правильно, то и его речь будет улучшаться. В ином случае, при нарушении развития органов зрения, он будет плохо реагировать на артикуляцию речи родителя, в связи с чем у ребенка возникнут проблемы с навыками воспроизведения речи. В три года необходимо проверить остроту зрения малыша у специалиста. Как правило, для этого врачи используют таблицу Орловой, состоящую из десяти рядов различных изображений. Данный показатель определяется порядковым номером строки в таблице. К четырем годам норма параметра составляет 0.7-0.8. Часто в этом возрасте дети начинают щуриться, это может быть признаком миопии (близорукости), в данном случае офтальмолог может назначить ношение очков и процедуры гимнастики для глаз.

Зрение детей дошкольного возраста продолжает формироваться, поэтому родителям ребенка важно следить за его развитием и посещать плановые осмотры. В 5-6 лет органы зрения детей подвергаются большой нагрузке, так как дошкольники начинают посещать различные кружки и секции. В этот период важно давать глазам ребенка отдохнуть: после 30-минутного занятия необходимо делать перерыв не менее, чем 15 минут. Пользоваться телевизором или компьютером стоит не более полутора часов в день.

Зрение в подростковом возрасте

Самая большая нагрузка на глаза происходит в период, когда человек достигает полового созревания. Помимо чтения учебников, просмотра телевизора и использования компьютера на зрение влияет гормональная перестройка организма и его активный рост. Эти факторы часто приводят подростка к такому зрительному отклонению, как близорукость. В данный период родителям важно следить за изменениями параметров зрения своего ребенка, посещая кабинет офтальмолога хотя бы раз в полгода. В таком возрастном промежутке врачи рекомендуют использовать . Они помогут не только скорректировать зрение, но и избавят ребенка от комплексов. Ведь в отличие от очков они совершенно не видны на глазах. Еще одним преимуществом линз для глаз является высокое качество изображения и более эффективное улучшение зрения, чем при использовании очков. Однако перед тем, как позволить носить подростку такие оптические изделия, ознакомьте его с правилами их эксплуатации, ведь линзы требуют тщательного ухода и соблюдения норм гигиены.

Особенности зрения в пожилом возрасте

После того, как человеческий организм полностью сформировался, при отсутствии врожденных и приобретенных нарушений зрения офтальмологи рекомендуют обследоваться один раз в год.

Установлено, что с возрастом падает зрение. Когда человек минует сорокалетний рубеж, может возникнуть такое заболевание как пресбиопия. Это вполне естественное ухудшение, которое характеризуется ослаблением фокусировки зрения, человек с трудом видит предметы вблизи, ему сложно читать книги и пользоваться мобильным телефоном без средств, корректирующих зрение. Пожилой возраст часто является причиной и более серьезных заболеваний: катаракты, глаукомы, дегенерации желтого пятна и диабетической ретинопатии. Как правило, такие отклонения возникают уже в более зрелом периоде, после 60-65 лет.

Появление возрастной катаракты связывают с нарушением окислительных процессов в хрусталике, это происходит из-за недостатка в организме аскорбиновой кислоты либо витамина B2. В этом случае, специалисты назначают эти компоненты для приема во внутрь или капли для глаз с содержанием рибофлавина. При тяжелой степени катаракты может потребоваться хирургическое вмешательство.

Повышение внутриглазного давления, или глаукома поражает зрительный нерв. Это заболевание обычно сложно обнаружить самостоятельно, так как ему нехарактерны ярко выраженные симптомы. Его несвоевременное выявление может привести к слепоте. Для лечения глаукомы необходима нормализация давления с помощью глазных капель или трабекулопластики — лазерной терапии.

Дегенерация желтого пятна возникает, когда атрофируется самая чувствительная область сетчатки — макула, она отвечает за восприятие глазом мелких деталей и предметов. У человека с данным заболеванием резко снижается острота зрения, он лишается возможности водить машину, читать или совершать иные привычные повседневные действия. Иногда пациент не различает цвета. Для предотвращения дальнейшего развития болезни необходимо носить контактные линзы или очки и принимать нужные препараты, однако самым эффективным способом является лазерная терапия. Огромный риск приобрести дегенерацию желтого пятна несет курение.

Диабетическая ретинопатия — это последствие тяжелой стадии сахарного диабета, который способен вызвать аномальные изменения кровеносных сосудов сетчатки глаза. За счет их истончения происходят кровоизлияния в разные области зрительных органов, после чего сосуды отслаиваются и отмирают. Именно поэтому при данной болезни человек видит мутную картинку. Ретинопатии характерны болезненные ощущения в глазах, а порой и потеря зрения. Полного излечения этого отклонения не существует, но лазерная хирургия поможет пациенту остаться зрячим, операция должна быть сделана до повреждения сетчатки глаза.

Одна из особенностей всех вышеперечисленных заболеваний — наследственная предрасположенность к ним. Поэтому с детства необходимо уделять особое внимание зрению.

В любом возрасте важно следить за состоянием глаз, посещая плановые осмотры у врача и выполняя его рекомендации. Интернет-магазин контактных линз представляет Вашему вниманию все необходимые продукты для поддержания здоровья зрения. На сайте можно заказать линзы и средства по уходу за ними. Купить товар можно в любое удобное время по выгодной цене.