Всевидящее око – значение символа у разных народов. Всевидящее око Глаз хоруса

Вот такой подарок я недавно получил:

Этот древнеегипетский символ называется Уаджет (уджат, глаз Гора). К данному амулету прикладывался небольшой пояснительный текст:

UDJAT Святое око Гора (бога Неба) символизирует предвидение и всезнание, приобретённые благодаря чувственному восприятию мира. Означает вездесущность, постоянное присутствие богов, которые видят всегда и везде. Око напоминает об этом. Носимое как амулет, защищает от недоброжелательных взглядов вышестоящих в какой-либо иерархии, от зависти и ревности, которые могли бы усложнить судьбу или препятствовать карьере.

На мой взгляд, такое описание несколько ограничено. Для прояснения смысла данного символа лучше обратиться к мифу (здесь я его изложу крайне коротко и «усреднённо», ведь есть несколько вариаций этого мифа):

Немного мифологии

Жил-был бог Осирис со своей женой (она же его сестра) Исидой. Вместе с Исидой Осирис много хорошего сделал для людей, — научил земледелию, ремёслам и т.п. В общем, он был позитивным богом и царствовал над Египтом. У Осириса был младший брат по имени Сет, который испытывал злость к Осирису. Природа этой злости не очень ясна – может зависть, а может то, что вследствие интриг, Осирис вступил в интимную связь с женой Сета (и своей сестрой) – Нефтидой.

Однажды Сет решил уничтожить Осириса. Для этого он со своими сообщниками соорудил роскошный саркофаг, который подходил Осирису. И на званом вечере Сет показал этот саркофаг и предложил, как в сказке про Золушку, всем его примерить на себя. Естественно, никому он не подошёл, а когда Осирис в него лёг, то Сет с сообщниками быстро его в нём закрыл, замуровал и сбросил в Нил. По реке Саркофаг Осириса отправился в неизвестном направлении. А Сет захватил власть над Египтом.

Исида решает найти и спасти своего брата-мужа. Она отправляется на поиски сначала вниз по течению Нила, затем через моря и находит саркофаг мужа в другой стране. К тому времени сквозь саркофаг уже проросло дерево, из которого местный правитель уже успел сделать колонну для своего дворца. Исида договаривается с правителем, и он отдаёт колонну с саркофагом.

Исида перевозит саркофаг в Египет, где прячет его в болотах. Она решает воскресить мужа, для этого она беременеет от него, и это приводит к рождению сына – Гора. Далее Исида и Гор постоянно скитаются по Египту от преследований Сета. Однажды Сет послал скорпиона, чтобы смертельно ужалить Гора. Этот укус привёл к тому, что Гор умер. Однако стараниями Исиды, Тота и волшебной «влаги жизни» Ра удалось оживить Гора.

В какой-то момент Сет находит тело Осириса, разрывает его на 14 частей и разбрасывает их по всему Египту. Исида отправляется на поиски этих частей и там, где она их находит, она возводит стелу, которая напоминает людям об Осирисе. Таким образом, Исида находит все части Осириса кроме гениталий. Их съели рыбы.

Гор вырос, и перед ним предстал дух его отца – Осириса, он призвал Гора восстановить справедливость, победить Сета. И гор отправился к богам. Те согласились, что Сет захватил трон нечестно, и что трон должен принадлежать сыну Осириса, а не его брату. Однако Сет вмешался в спор, указав на то, что у него больше прав, так как он оказался сильнее Осириса. Ра согласился с тем, что Египтом должен управлять сильный «руководитель», нельзя посадить на трон того, кто слаб… В общем, Гору нужно было вступить в поединок с Сетом и победить его. Для этого они превратились в гиппопотамов и вступили в схватку на дне глубокого водоёма. Поединок продолжался долго, и Исида решила помочь. Она метнула гарпун в Сета, но промахнулась и попала в сына. После этого она вытащила гарпун и ещё раз метнула его. На этот раз она попала в Сета. Он обратился к Исиде с просьбой отпустить его, напомнил ей о том, что он её брат. И из сострадания Исида отпустила его. Гор обиделся и, в порыве ненависти, отсёк Исиде голову, после чего покинул поле боя. Тот восстановил голову Исиде.

Ночью на Гора напал Сет и выколол ему глаза. Через некоторое время Тот и Хатор восстановили зрение Гору. Далее Гор много размышлял и понял, что его гнев мешает ему победить Сета (есть ещё разновидность мифа, где Сет разрывает левый глаз Гора на 64 части и разбрасывает их по всему Египту. Гор отправляется на поиски частей своего глаза и в уже в процессе этих поисков многое переосмысляет. 64 части – особое число, и одно из назначений уаджета – символическое отображение дробных чисел).

Далее Гор пытается возродить отца. Для этого он пытается соединить все собранные ранее разбросанные Сетом части Осириса. Соединение он закрепляет своим левым луны глазом, для этого Гор даёт Осирису проглотить этот глаз. Осирис оживает, но без гениталий ему сложно продолжать быть богом плодородия, поэтому он становится правителем загробного мира и судьёй всех усопших.

Верховный бог Ра потребовал перемирия между Сетом и Гором, он потребовал совместного правления Сета и Гора, что они и сделали. Однако Сет не прекратил свои козни и периодически подставлял Гора. Далее следует ещё несколько сражений между Сетом и Гором. Ситуацию разрешил Осирис, который, как правитель загробного мира, потребовал от богов восстановить справедливость и передать трон Гору. Богам пришлось послушаться Осириса, ведь он угрожал выпустить демонов из своего царства. Гор стал правителем, а Сет был отправлен на Небеса, где стал Повелителем Бурь и Защитником Ладьи Миллионов Лет.

Психологический смысл

На то, что происходит в мифе можно посмотреть и с точки зрения психологии. Вследствие агрессии Сета, Осирис оказался разделённым на множество частей, он оказался в безжизненном состоянии. И в психологической практике мы часто имеем дело с некоторой нецелостностью людей. Так или иначе, внутренние конфликты связаны с «противоборствующими группировками» внутри человека, когда одна часть хочет одного, а другая часть хочет противоположного. И это приводит к внутреннему кризису. Нередко такое разделение закладывается ещё в раннем детстве как следствие неудовлетворительных отношений с матерью. В результате человек оказывается разделённым на части и ощущает свою нецелостность, внутреннюю пустоту. Находясь в контакте с одной частью, он не учитывает другую часть. И наоборот, находясь в контакте с другой частью, человек исключает первую. Это приводит к полярному взгляду, — всё делится на хорошее и плохое, правильное и не правильное, идеальное и бездарное. Это перекладывается и на взгляд на других людей и на отношения и на восприятие себя. И в этом плане миф даёт нам намёк на то, как можно помочь человеку – Гор, используя свой левый глаз, соединяет воедино разрозненные части Осириса. Только соединив все разрозненные части можно «ожить».

И в психологической практике мы ищем разрозненные, отвергаемые части личности людей. А куда у нас отправляется всё то, что мы не хотим принимать в себе? Правильно, в бессознательное. То есть, эти части оказываются за пределами нашего осознавания. Поэтому в психологической практике мы исследуем внутренний бессознательный мир клиентов для того, чтобы обнаружить там то, что в силу каких-то причин оказалось вне поля зрения, и это создаёт ощущение внутренней нецелостности. И поэтому не случайно, что в мифе Гор использует именно свой левый глаз, который традиционно ассоциировался с луной и бессознательным. Для «исцеления» мы должны заглянуть в эту ночь и темноту. Не случайно в темноте у многих людей обостряются страхи – монстров, привидений, угрожающих объектов, в общем, страх всего того, что не принимается в себе. И чем более не принимаема какая-то часть, тем дальше она находится. Вспомните, как в различных сказках и мифах главному герою приходится отправляться куда-то очень далеко, где есть много опасностей. И там герой находит что-то очень ценное для него.

Кроме того, миф побуждает нас обратиться к нашим экзистенциальным переживаниям. Насколько мы ощущаем себя живыми? Это вопрос не о биологическом существовании, а о внутреннем самоощущении. Насколько живыми мы себя ощущаем? Джеймс Бьюдженталь приводил интересную метафору-карикатуру из газеты, когда из кинотеатра выходит семья, и ребёнок спрашивает у родителей, — «А мы живые или тоже записаны на плёнку?». В этом плане судьба Гора весьма сложна. Он был рождён для определённой цели, у него было предназначение – продолжить дело отца. В этом ключе он и воспитывался. Но в этом мифе никто не спрашивал у Гора, а хочет ли он продолжать дело отца? Хочет ли он участвовать во всех этих интригах? Или его сущность могла бы лучше выразиться в других сферах? Думаю, что эти переживания лучше показаны в книгах о Гарри Поттере, согласитесь, сюжет Гарри Поттера очень похож на этот миф: у родителей Гарри возник конфликт с тем, о ком нельзя говорить вслух (примечательно, что имя Сета на определённом этапе тоже нельзя было произносить вслух, — одно время всё плохое приписывалось Сету, он был аналогом Сатаны), и Гор и Гарри в раннем возрасте прошли через смерть, и от одного и от второго все окружающие ожидали восстановления справедливости, они оба были избранными. Но Гарри Поттер долго отстаивал то, что он никакой не избранный…

В нашей жизни мы тоже сталкиваемся с определёнными ожиданиями от нас (со стороны родителей, супругов, общества и т.д.). И далеко не всегда эти ожидания идут в соответствии с нашими внутренними чувствами и потребностями. Насколько мы осознаём системные семейные процессы в нашей семье, в нашем роду? И если мы их осознаём, то что мы с этим делаем? Не живём ли мы иногда некую непрожитую жизнь наших родителей? Не находимся ли мы в некой матрице? В мифе Гор был рождён в непростой семье. До его рождения много чего происходило в его семье – конфликты, убийство, склоки, кровосмешение (хотя последнее в древнем Египте было в рамках нормы). Родившись, Гор стал частью системы, а любая система требует соответствия тем функциям, которые ожидаются от её составляющих.

Итого

Уаджет является многозначным символом, который нас отсылает к событиям мифа об Осирисе. Глаз Гора в мифе восстановил, соединил между собой разрозненные части Осириса, по сути, он защитил его от смерти. Поэтому этот символ часто используется как оберег, он защищает и восстанавливает. В Египте этот символ очень популярен именно в этом ключе (защита от болезней и злых сил). В древнем Египте на корабли было принято наносить изображения с Глазом Гора. Любой символ очень многогранен, он позволяет через себя соприкасаться с теми переживаниями, которые он символизирует. Поэтому на использование этого символа как защищающего можно посмотреть и под углом, что через него человек может соприкасаться со своими глубинными переживаними (теми самыми злыми силами, от которых он оберегает).

В современной психотерапии есть направление, которое называется «символдрама» (кататимно-имагинативная психотерапия). В качестве символа этого направления его основатель, Ханскарл Лёйнер, выбрал Глаз Гора. Глаз Гора символизирует способность символдрамы обращаться к бессознательному человека и восстанавливать травмированную психику.

Статью написал психолог Роман Левыкин (http://сайт/)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Символ «Всевидящее око» относится к древнейшим знакам. В том или ином виде он использовался в религиях множества народов. Глаз в треугольнике, изображенный на различных предметах для священных обрядов, археологи до сих пор находят в разных уголках планеты. Каким значением обладал амулет Глаз Бога в древние времена, почему его именуют «масонский знак» и как используют сейчас предлагаем узнать ниже.

Существует теория, что знак Глаз Бога появился больше 6-ти тысячелетий назад. Символ в разных религиях изображался в двух вариантах:

  1. Рисунок божественного ока внутри равностороннего треугольника. От самого треугольника расходятся лучи. Этот вариант принадлежит египетской культуре, именуется «Глаз Гора».
  2. Око изображено не внутри фигуры, а на вершине треугольника.

Символ встречается на различных предметах, дошедших до нас из древности.

По одним источникам, древний символ глаз в треугольнике защищает человека от зла в виде душевных и физических заболеваний. Также он обладает силой исцеления.

Другие источники утверждают, что амулет способствует развитию искусства ясновидения, способствует раскрытию лжи, притягивает положительную энергетику. Знак также помогает познать внутренний мир, определить свое предназначение, быть твердым и не отступать от принятых решений.

В египетской культуре

Глаз Гора с бровью.

В египетской культуре знак был обозначением могущественного бога Гора. В преданиях говорилось, что у Гора были необыкновенные глаза: левый – это Луна, а правый глаз – Солнце. Он наблюдал круглые сутки за происходящем между людьми всей земли, и от его пронзительного взгляда ничто не могло ускользнуть.

В буддизме

В буддизме также встречался иероглиф, схожий с египетским знаком Око Гора. Смысл этого изображения сводился к мудрости и истинным знаниям. Тот человек, который носил на себе амулет с изображением знака, мог открыть дорогу к истине.

Также в буддизме есть предание, в котором говорится: «Владеющий амулетом Глаза может заглянуть в будущее».

Фраза «Третий глаз» вышла из буддизма. Ее значение «открыть возможность видеть истину ».

В странах Востока

У восточных народов обозначение символа Глаз Гора схоже с египетским: образ соединения Солнца и Луны. Солнечная звезда наблюдала за людьми при свете дня, а Луна – ночью.

В древней Греции

Древние греки также использовали символ Всевидящего ока. В их религии он приобретал смысл союза Зевса и Аполлона. Амулет с изображением, подобным Глазу Гора, даровал своему владельцу способность к истинным знаниям, открывал его душу для божественного озарения. В дополнение к этому считалось, что амулет своим светом отгоняет злых духов.

У народов Северной Америки

У индейцев, в давние времена проживающих на землях Америки, также имелся магический иероглиф, подобный египетскому Оку Гора. В их культуре знак воплощал в себе Глаз Великого духа. Они искренне верили, что через изображение глаза Дух наблюдает за ними.

По некоторым теориям значение древнейшего символа настолько понравилось американцам, что они стали изображать его на долларовой купюре, чтобы привлечь покровительство Гора и получить его благословение на развитие страны.

Изображение магического знака и сейчас печатается на долларе. Интересно, что в последствии эту идею переняли украинцы – рисунок ока в треугольнике, очерченный окружностью, встречается на банкноте номиналом в 500 гривен.

Американцы верят – знак пришел от масонов, обладает магическим могуществом, обозначает мудрость.

Историческая справка. Масонское движение было организовано обыкновенными рабочими-строителями. Их рисунок выглядел так: треугольник с глазом внутри, рядом – изображение строительного мастерка, а по углам вверху знака – солнце и луна. Символ был обведен циркульной окружностью. Для масонов треугольник с глазом означает ум и божественное озарение.

Амулет глаз Гора в наше время

Амулет Глаз Гора защитит своего обладателя от зла.

В наше время амулет используется в качестве оберегающего от зла талисмана. Экстрасенсы и маги также используют его для проведения ритуалов. В основном эти ритуалы связаны с общением с потусторонним миром.

Для использования талисманом нужна его активация:

  • когда дома никого не будет, подготовить подходящую атмосферу: выключить свет, зажечь свечи, расположить амулет перед собой;
  • далее нужно подготовиться самому: расслабиться, сосредоточиться на амулете и мысленно представлять сферу, в которой нужна помощь древнего божества – например, работа или гармония в семье;
  • несколько минут заряжать амулет своими мыслями, не отвлекаясь на посторонние темы.

Амулет Глаз Гора нужно постоянно носить с собой, желательно невидимо для окружающих. Чаще всего талисман носят в форме подвески на шнурке за воротом рубашки.

Как использовать оберег Всевидящее око

Оберег в виде Всевидящего ока дает хороший эффект от личного пользования в виде амулета, вышивки на одежде или тату на теле. Чаще всего его носят как украшение – в виде кулона или подвески.

Некоторые приобретают предметы интерьера (картины, статуэтки) с изображением магического символа, чтобы защитить свое жилье от злых сил. Но в таком случае знак имеет меньшую силу, чем в условиях индивидуального использования.

Значение тату глаза в треугольнике

Тату, на котором изображен глаз внутри правильного треугольника, несет в себе значение мудрости, огромной душевной и физической силы, стремление к изучению истины. Подходит всем без исключения. Чаще всего татуировку с Глазом Гора делают маги, чтобы усилить свою энергетику и открыть вход в потусторонний мир.

Желающим сделать подобную татуировку нужно знать некоторые нюансы расположения рисунка на теле:

  • женщины наносят символ на плечи или спину;
  • если девушка набивает татуировку Всевидящего ока на запястье, это может означать принадлежность к нетрадиционной ориентации;
  • мужчины также носят татуировку на плечах и спине, спокойно могут изобразить на запястье.

Для разных полов значение тату в виде Всевидящего ока немного отличается:

  1. Девушки при помощи этого рисунка выражают свою таинственность, загадочность. Также владелицам такой татуировки око помогает усилить интуицию.
  2. Мужчины, которые носят тату, заявляют о своей силе, как физической так и духовной.

Татуировку глаза в треугольнике нужно делать с большой осторожностью. Сплетаясь с энергетикой индивидуального человека, древний символ проявляет себя по-разному. Каждому обладателю тату он дает индивидуальные способности, усиливает разные свойства характера.

Значение символа глаза (глаз Гора, Изиды, Ра, всевидящее око)

Считается, что изображение всевидящего ока (глаз в треугольнике) символизирует Бога. Но так ли это?

Глаз (великий глаз) является одним из символов, который встречается почти в самом начале древнейшего из дошедших до нас связных текстов (тексты пирамиды фараона Униса в середине третьего тысячелетия до нашей эры).

Поля, находящиеся в ахет [великое наводнение — разлив Нила] озеленены. Унис озеленяет траву на обоих берегах ахет, чтобы он мог принести [по всей видимости, в качестве жертвы] фаянс для великого глаза , находящегося на поле. (Вход в переднюю комнату пирамиды Униса §507a-510d)

Стихия воды — общий древний атрибут женского первоначала. С периодом наводнений Нила (ахет) связана богиня создания мира и плодородия Сопдет, которая на небе представлена звездой Сириус и могла отождествляться с Изидой — сестрой и супругой Осириса, матерью Гора. Под фаянсом, возможно, имеется в виду чаши, кувшины, ступки и другая круглая посуда, которая в древности часто служила атрибутом женских божеств. Египетские богини с кувшинами и чашами не изображались, так как в Древнем Египте использовались в качестве женских символов анх, змеи и пр. А вот исторически и географически близкие античные богини символику круглой посуды использовали широко.

Одним из наиболее известных древних символов глаза является египетский уаджет, левый глаз бога Гора. Этот бог, между прочим, также является одним из главных «действующих лиц» текстов пирамиды Униса. Правый глаз Гора в египетской мифологии символизировал солнце, левый — луну, которая в свою очередь являлась одним из важных атрибутов Изиды.

Таким образом, сопоставив водную стихию, обряд плодородия на полях, луну (символ ночи и женского начала) и Изиду, мы можем предположить, что глаз как древний религиозный символ может является символом женского первоначала Великой Матери.

Интересно то, что изображение иероглифа глаза, если его развернуть на 90 градусов, обратится явным вольварным женским символом, который сходен с вульварными формами из палеолитических святилищ, проходами святилищ, дольменами (парными фаллическим менгирам и кромлехам), йони и другим древним религиозным объектам поклонения Великой Матери (женскому первоначалу).

Фаллические и вульварный древние артефакты Вульварные и фаллические древние артефакты

Логику данного предположения подтверждает символика другого важного древнеегипетского божества — бога Ра (бог солнца). Женской ипостасью Ра была богиня , которая могла принимать вид других женских египетских богинь, представая как мать, сестра, супруга или дочь Ра. Изображалась богиня Око Ра следующим образом:

Круг обвит змеями с анхами. Это изображение хранит тройную женскую символику:

  1. Круг — расхожий и универсальный женский символ
  2. Змея, дракон, рептилия — женский атрибут в древних религиях
  3. Анх — древний символ женского первоначала (утробы, матки), парный фаллическому джеду

Чьё же всевидящее око смотрит на нас?

Теперь вернемся к исторически более близкому нам знаку всевидящего ока (глаз в треугольнике). В большинстве распространенных сегодня изображений этого символа фигурирует левый глаз (луна, ночь, женское начало), либо симметричная стилизация глаза, где непонятно, левый это глаз или правый. На долларе, например, указан левый глаз женского первоначала, это видно по штрихам, которые обозначают направление роста бровей:


Треугольник также является древним женском символом. Треугольник может быть мужским знаком, если рядом с ним присутствует треугольник с вершиной, которая направлена вниз. В этом случае треугольник с вершиной внизу трактуется как женский, а треугольник с вершиной вверху — мужской.

Сам же по себе треугольник как символ в чистом изначальном виде тождественен пирамиде, храму, святилищу, дольмену, пещере, которые сами по себе имели явную женскую символику.

А если мы вспомним, что всевидящее око является одним из излюбленных символов масонов, которые придают особе значение женскому первоначалу и египетской древней религиозной символике, а также ведут бескомпромиссную борьбу с «мужским» монотеизмом, то нам станет ясно, что изображение всевидящего ока (глаза в треугольнике) вполне может трактоваться как «современный» символ Великой Матери со всеми вытекающими из этого последствиями:

  • Борьба с монотеизмом (иудаизмом, христианством, исламом)
  • Борьба с традиционной патриархальной семьёй
  • Продвижение феминизма и ЛГБТQ
  • Сексуализация культуры (оргиастический культ плодородия)
  • Экологизм (очищение и освобождение Матери-земли от забот)
  • Атеистический матери ализм (приземленность) против религий (этимологически восстановления утраченной связи с Богом)
  • Примат матери ального (материнского, женского) над духовным (мужским). Культ денег, успеха и удовольствий любыми средствами — забвение морали и нравственности
  • Другие «приятные» явления
Рик Джакоби — современный художник. Зашифрованы женские символы (сова, змеи, вода и пр.)

«Сейчас уже ведется интенсивное изучение эпифиза, хотя только на стадии химизма...

Все изученное на сегодняшний день — всего лишь соринка на поверхности воды...

Люди пока даже не знают, что эта вода — океан, не говоря уже об отсутствии сведений о свойствах самого океана. Хотя медицина будущего, если, конечно, такое будущее настанет, раскроет тайну эпифиза... Достаточно научиться считывать информацию с его голограмм. Но если людская наука успеет добраться до этого, то мир перевернется».

Эпифиз (пинеальная/шишковидная железа или «Третий Глаз») является одной из самых загадочных частей человеческого мозга. О шишковидной железе и ее значимой роли в процессе духовного развития человека люди знали издревле, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники искусства и архитектуры, работы древних философов. К примеру, за две тысячи лет до нашей эры в древней Индии был расцвет учения об эпифизе. В Древнем Китае и Тибете после ритуала сожжения умерших духовных лиц, ученики отыскивали янтарный камушек — рингсэ (песок эпифиза, который по сей день остается загадкой для современных ученых). По размерам камушка судили о степени духовности учителя. Также по причине внешнего сходства эпифиз символически изображали в виде сосновой шишки. Ее изображение и форма в изобилии встречается среди древних и современных памятников искусства.

Знания об эпифизе и других древних структурах мозга имелись и в Древнем Египте. Причем артефакты Древнего Египта не перестают поражать своей информативностью в передаче духовных знаний о человеке и о мире. Наглядным примером является наиболее часто используемое изображение «Глаза Гора» или «Ока Ра». Возникает вопрос, какие знания пытались таким образом передать древние египтяне будущим поколениям?

Глаз Гора состоит из шести компонентов, что соответствует шести органам чувств человека, поступающие сигналы от которых расшифровывает таламус (от греческого «thalamos» — «опочивальня, комната») — зрачок Ока. В таламусе происходит преобразование тонких энергий в более грубые. С другой стороны, исходя из имеющейся базы знаний о пинеальной железе, в ночные часы (с 24.00 до 3.30) происходит наиболее интенсивная выработка гормона мелатонина, принимающего участие в восстановлении жизненных сил организма. Именно в эти часы традиционно проводятся различные церковные службы и выполняются медитации.

Как известно, древнеегипетского бога Ра изображали в виде солнечного диска , который является ассоциативным символом души. Это говорит о том, что стимуляция эпифиза происходит за счет проявления «света души» . Об активации шишковидной железы при помощи внутреннего света знали и другие древние народы, о чем свидетельствуют многочисленные артефакты, а также древние произведения искусства и литературы (более подробно читать в книге «АллатРа»). Изначально такие практики проводили с целью духовного самосовершенствования, познания своей души, раскрытия внутреннего духовного потенциала человека. В ходе работы над собой у человека могли раскрываться так называемые сверхспособности. Однако, это не является главной целью человека, ведь сверхспособности — это всего лишь один из возможных этапов развития личности в ограниченном трехмерном мире. Лишь благодаря изменению внутренней частоты человека в сторону созидания и добра, то есть его внутреннего преображения, происходит истинная активация эпифиза и проявление его функций.

Одна из деталей Ока Ра соответствует расположению продолговатого мозга , в котором находится центр блуждающего нерва (nervus vagus ) - главного нерва парасимпатической системы, ветви которого участвуют в образовании солнечного сплетения (где по преданиям находится душа человека).

Древний способ работы с эпифизом

Стоит отметить, что все-таки испокон веков наиболее эффективными способами стимуляции и работы с эпифизом являлись духовные практики и медитации. Например, изначальная духовная практика «Цветок Лотоса» , о которой также было известно и в Древнем Египте. Схема работы данной практики является итогом любого духовного пути (подробно о процессе циркуляции внутренних энергий, образно спроецированных на физиологию человека, читайте в книге А. Новых «Птицы и камень») . В гипоталамусе находятся два древних центра — агатодемо н и какодемо н , которые в совокупности с эпифизом образуют треугольник. В процессе наработки практики «Цветок Лотоса» происходит активная стимуляция центра положительных мыслей , который в греко-египетской традиции носит название агатодемон (в переводе с греческого агато — «благой», демон — «дух», «божество»).

Постоянная стимуляция данного центра заглушает работу центра отрицательных мыслей — какодемона, т. е. происходит изменение частоты восприятия человека, внутренние положительные изменения. Это способствует пробуждению определенных внутренних энергий, которые активно стимулируют работу эпифиза. Таким образом у человека естественным путем открывается духовное видение или «Третий Глаз», начинают пробуждаться колоссальные силы души. В Древнем Египте полное или частичное торможение отрицательных мыслей (центра какодемона) сравнивалось с прохождением первого Стража (Врат, Змея, другими словами - гипоталамуса) на духовном пути человека и дальнейшее развитие осуществлялось исключительно под наблюдением. В Древнем Египте знак, связанный с последующим этапом раскрытия эпифиза , именовали Глазом Бога Гора (на Востоке - Всевидящим Глазом Востока, а древнейшее его название Глаз Богини Фаэтона). И глядя на изображение фрагмента подвески нагрудного украшения, становится понятно, почему за дальнейшим выбором человека пристально наблюдали. Ведь над Глазом Гора расположен знак АллатРа ! Это говорит о качестве силы, которую раскрывает в себе человек (более подробно можно ознакомиться в книге «АллатРа»).

Доброта и Любовь — естественные активаторы эпифиза

Эпифиз является своеобразным органом контроля, хозяином организма, который проявляет свои реальные возможности при доминировании исключительно положительных мыслей и чувств, порожденных силой Любви. Таким образом, эпифиз — это своеобразный Страж, который фиксирует ежесекундный выбор личности, хранит эти данные в так называемых голограммах (в том числе и о предыдущих реинкарнациях) и усиливает то, что доминирует в человеке. При этом отрицательные эмоции и сомнения блокируют работу эпифиза.

В наше время работы многих врачей и нейрофизиологов (например, Н.П. Бехтеревой, Н.И. Кобозева, И.М. Сеченова, Э. Гельгорна, Дж. Луфборроу и др.) подтверждают, что при доминации отрицательных эмоций у человека активируется работа так называемого центра самонаказания (того же какодемона), расположенного в гипоталамусе. При длительной стимуляции данного центра происходят разнообразные разрушительные последствия и сбои в работе организма. Когда человек формирует привычку положительного мышления, то соответственно происходит стимуляция работы центра самопоощрения (агатодемона), также расположенного в гипоталамусе, что в последствии положительно влияет на работу организма.

Известный русский врач В.В. Караваев предположил, что данные центры гипоталамуса «включаются» в работу по команде эпифиза. Караваев утверждал, что эволюция человека заключена в его нравственном очищении, доброжелательности, любви, претворении в жизнь высоких принципов коллективизма. Все это, по его мнению, также мобилизует защитные силы организма. И спустя годы, предположение ученого начинает подтверждаться. Сейчас ученые уже знают, что жизнедеятельность шишковидной железы напрямую зависит от качества мыслей человека. Многие успешно применяют эти знания на практике для помощи пациентам, тем самым подтверждая, что внешнее есть отражение внутреннего. Например, очень действенным является метод работы как с пациентами, так и самостоятельной работы каждого человека, который заключается в активации центра агатодемона, другими словами, в навыке думать положительно, контролировать свои мысли. На практике доказано, что этот этап очень важен для каждого человека, особенно если индивид стремится к духовному совершенству. В качестве одного из примеров переключения внимания с активации какодемона на работу агатодемона можно привести способ, который предлагает своим пациентам доктор Ранджи Сингх. Он использует методику активации эпифиза за счет интонирования религиозных мантр. Таким образом, происходит обыкновенное переключение внимания человека, как и при работе с духовными практиками, медитациями, молитвами.

В Древнем Египте во времена известного зодчего Имхотепа, произошел расцвет общечеловеческих ценностей среди населения благодаря тому, что особое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых поколений. С раннего детства древние египтяне получали знания о многогранной природе человека, о смысле жизни, об инструментах раскрытия своего духовного потенциала, а главное приобретали опыт их практического применения. Это позволяло осознанно сделать выбор в сторону созидательного развития. Об этом свидетельствует египетская «Исповедь отрицания» , состоящая из сорока двух положений, охватывающих все сферы жизни человека. При этом первостепенное значение имела закладка духовно-нравственных ориентиров личности. Таким образом, человек с детства учился жить, руководствуясь законами Совести и Добра, учился держать под контролем желания, концентрировать свое внимание в созидательном векторе развития. Все это способствовало стремительному развитию личности, раскрытию сил души! И как следствие такого положительного стремления большинства людей — культурному возрождению и процветанию общества.

Таким образом, результат развития общества зависит от ежедневного доминирующего выбора каждого человека, от внутренней работы над собой. Чем больше в мире будет людей, взращивающих в себе положительные мысли и чувства, примеров настоящего Человека, тем больше эти изменения будут проецироваться на мир. Уникальность каждого человека заключается в праве его выбора, который не зависит от внешних условий и обстоятельств. Когда человек выбирает добро, он находит примирение с окружающими людьми, потому что смотрит на мир с позиции Любви. Именно тогда в нем и просыпается настоящая Мудрость жизни, просыпается душа.

Арина Калинина

Также предлагаем посмотреть познавательное видео об эпифизе

Тату глаз Гора – серьезный символ, который редко наносится в качестве банального нательного украшения. Как древнеегипетский крест анкх, знак выступает в роли сильного оберега и амулета. Он приносит удачу и счастье тем, кто искренне верит в его силу и чтит традиции. Каково же истинное значение символа, о чем стоит знать при выборе эскиза?

Миф о соколином глазе

Глаз Гора – магический и загадочный символ, наделенный мощной энергетикой. Его изображение можно встретить в египетской «Книге Мертвых», где он олицетворяет божественный миропорядок. Этот рисунок служил оберегом от негативного воздействия, обмана и зла. Уджат, око Ра, соколиный глаз – все это другие названия древнего знака. Сам иероглиф состоит из двух слов и переводится как «охраняющий глаз».

Бог Гор был сыном Осириса и Исиды и изображался в виде человека с головой сокола. Свой левый глаз он потерял в схватке с Сетом, но позже его исцелил бог мудрости Тот. Правый глаз был олицетворением Солнца, а левый – Луны. Именно поврежденное око и стало обладать удивительными свойствами. По легенде, с его помощью Гор смог воскресить своего отца Осириса. Позже египтяне стали считать, что человек, душа которого отошла в мир иной, обретает глаз бога.

Левое око бога Гора носили в качестве амулета фараоны. Изделие изготавливалось из золота или цветного стекла. Иногда изображение можно было увидеть на египетских сосудах и в домах. Правый глаз охранял людей днем, а левый – ночью.

Сегодня у глаза Гора значение остается таким же, как сотни тысяч лет назад. Подобный амулет также носят при себе, заряжаясь его положительной энергетикой.

Символ в треугольнике можно увидеть на однодолларовой купюре на вершине пирамиды. Это мощный знак, отвечающий за финансовую стабильность и власть. Знак был распространен среди масонов и частично заимствован из христианской религии.

Кому подойдет тату

Основное значение татуировки – зоркость, мудрость, бдительность. На изображении можно увидеть скатывающуюся слезу в виде спирали. Она символизирует препятствия на пути человека. Только пройдя достойно все испытания, можно познать сакральный смысл бытия и тайн Вселенной. Считается, что татуировка глаз Гора обладает исцеляющим действием. Достаточно нанести тату на проблемное место – и здоровье непременно поправится. По крайней мере, так полагали наши предки.

Такое тату подходит и для женщин, и для мужчин. Представителям сильного пола оно сулит карьерный рост, удачу в бизнесе, материальное благополучие, помогает в принятии правильных решений, придает уверенности в собственных силах, изобличает лжецов и лицемеров.

Девушки подобным символом могут оградить семью от козней недоброжелателей и завистников. Кроме того, тату позволит им грамотно распоряжаться семейным бюджетом и избегать незапланированных трат.

Татуировки глаз Гора в треугольнике и пирамида – благоприятный знак, который гарантирует финансовую стабильность и успех в начинаниях. Сама пирамида олицетворяет незыблемость и величие, а в сочетании с еще одним важным египетским символом ее значение и сила удваиваются.

Очень важно месторасположение рисунка. Например, тату глаз Гора (фото см. в галерее), расположенное слева, является оберегом и защищает от колдовства и порчи. Изображение в области сердца наносят от любовных чар и приворотов. Если символ находится справа – это амулет на удачу, особенно в денежных вопросах.

Подобный рисунок лучше делать на закрытых участках тела в местах циркуляции крови. Глаз Гора тату на запястье в этом случае – идеальный вариант.

Техника исполнения

Монохромные тату пользуются наибольшим спросом. Традиционный рисунок со слезой выполняется в черном цвете и в среднем масштабе. Эскизы в стиле минимализм как нельзя лучше подойдут в этом случае. Простота и стильность – отличительные черты техники.

Любители экспериментов могут остановить внимание на цветных тату. Иногда глаз Гора изображается с символом анкх или с пирамидой. Тогда сакральный смысл композиции усиливается. Подобный рисунок в большом масштабе будет эффектно смотреться на плече, лопатке или на спине. Для миниатюрных тату подойдут запястье, шея, щиколотка.


Галерея фотографий татуировок











Подборка эскизов