Как составить план урока: пошаговая инструкция. Поурочное планирование

Работа педагога в школе требует тщательного планирования своей деятельности и работы учеников. Это позволяет сделать вывод об эффективности обучения за определенный период.

Сущность и цели планирования

Работа педагога подразумевает разработку четко регулированной деятельности по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Планы - это основа целеполагающей функции образования. Управление процессом обучения осуществляется именно благодаря составлению руководств. План работы - это схема порядка действий учителей, директора и его заместителя, которые направлены на повышение эффективности успеваемости учащихся, прогнозирование работы школы в целом. Кроме того, он дает возможность выявить главные методы работы на уроках. План работы выражает периодичность проведения классных и внеклассных мероприятий, индивидуальных занятий, олимпиад и конкурсов. Таким образом, это и есть цель педагогического процесса, выраженная в письменном виде.

Главные цели планирования:

  • Формирование задач обучения.
  • Постановка проблем образовательного процесса.
  • Перспективы педагогической деятельности школы.
  • Повышение квалификации работников учебных учреждений.
  • Формирование базы для социальной защиты учеников и педагогов.
  • Выявление эффективности образовательного процесса.

Выявление перспектив обучения

План на год демонстрирует главные задачи, которые ставит перед собой образовательное учреждение. В нем выражены перспективы развития школьников разных возрастных групп. Планы - это возможность спрогнозировать кадровые перемены и перестройки, внедрить инновации, повысить уровень оснащения кабинетов, профессионализма педагогов.

В основе выявления перспектив лежать нормативы и законы в области образования, информация в данной отрасли, полученная путем мониторинга и анализа. Чтобы составить план, потребуется четкая цель, координация действий в педагогическом коллективе, в среде родителей и учеников. Необходимо знать бюджет на расходы.

Составлением плана занимается совет школы или другого учебного учреждения. Утверждается он на общем собрании. Руководствоваться в формировании плана необходимо хронологическими рамками, поставленными задачами, наличными ресурсами.

Развитие учебного учреждения

План развития школы ставит своей задачей повышение уровня знаний учеников с применением новейших В основе - современная доктрина образования, педагогические стандарты.

Главными целями развивающего планирования являются:

  • Ориентация на инновации в педагогике.
  • Формирование ценностей у учеников: моральных, духовных, гражданских.
  • Повышение чувства ответственности, самостоятельности, инициативности, долга.
  • В рамках плана развития учителя должны внедрять новейшие методики образования и воспитания школьников, технологии сохранения здоровья, ставить конкретные цели, руководствуясь доктриной личностно-ориентированного обучения.
  • Администрация школ несет ответственность за обеспечение средствами получения знаний и умений, за методику и технологии, квалификацию преподавательского состава. Главная задача - систематизирование нормативной базы учебного процесса.

Итогами развивающего планирования должны быть: повышение уровня знаний и умений учеников, формирование условий для развития личности школьника, внедрение инновационных технологий.

Долгосрочное планирование

Главным критерием классификации являются временные рамки. Таким образом, существует два основополагающих вида: долгосрочное и краткосрочное.

Целью первого является разработка директив на длительный период. Главная временная единица - учебный год. Что обсуждается?

  • Как осуществлять прием в школу.
  • Организация работы с родителями.
  • Сотрудничество с медицинскими и высшими образовательными учреждениями.
  • Как развивать личность детей путем внеклассной работы.

В чем ценность долгосрочного планирования? Оно отражает глобальные задачи школы и ее коллектива. Обширные цели предполагают значимые последствия, поэтому к этому стоит подходить ответственно.

Краткосрочное планирование

Краткосрочное планирование более узконаправленно. Оно ориентировано не на учебный процесс в общем, а на личность каждого школьника. Если взять пример плана, то мы увидим в нем прописанные потребности различных возрастных групп, конкретных детей. Например, предусмотрена работа с конкретными учениками в индивидуальном порядке. Цель таких занятий - повысить уровень знаний школьника, учитывая особенности его восприятия, памяти, внимания.

Единица времени в краткосрочном планировании - учебный день, неделя, четверть, урок. Учитывается возрастная группа учеников, внешние условия (климат, погода, сезон), состояние конкретного школьника, поставленные цели.

План летней работы позволяет продумать занятия для учащихся на внеурочный период: это и оздоровительные, и развлекательные мероприятия.

Тематическое планирование

Осуществляется на основе учебной программы, одобренной Министерством образования. Календарно-тематическое планирование - разработка схемы изучения определенной дисциплины на протяжении учебного года, семестра, четверти. На государственном уровне разработаны положения, которые регулируют его правила.

Тематический план предусматривает определенные затраты времени и сил на изучение курса, постановку целей и проблем. В нем прописаны ключевые умения и навыки, которыми должен овладеть ученик. Планы - это структурированные документы, согласно которым каждая тема должна изучаться на протяжении обозначенного количества часов. Составляет эту директиву сам учитель, а по окончании курса имеет возможность определить уровень достижения учебных и развивающих целей.

Задача школьной администрации - следить за выполнением плана, в котором, кроме темы и времени, указаны учебные пособия для изучения. Планы - это способ определения средств обучения и правил их использования на уроке.

Поурочное планирование

Наименьшая единица в составлении планов - руководство к действию на каждый урок. Определяются цели занятия, тип урока и его основные вехи, итоги обучения.

Должен соответствовать программе обучения по предмету, а также тематическому плану. Ценность его в том, что учитель имеет возможность распределить время по темам. Чем руководствоваться? Во-первых, программой. Во-вторых, сложностью темы. Некоторые проблемы требуют более детального изучения и большего времени. В-третьих, индивидуальными особенностями восприятия учеников конкретного класса.

Какими бывают цели обучения?

Понятие триединой цели здесь является фундаментальным:

  • Познавательная. Она определяет уровень, количество и качество знаний, которыми школьник должен овладеть на уроке. Это Знания должны быть фундаментальными, глубокими, осмысленными. Например, в курсе обучения истории поурочное планирование включает перечень дат, исторических персоналий, понятий, которыми должен овладеть ученик в ходе усвоения знаний по теме.
  • Воспитательная. Поскольку формирование личности - одна из задач школы, поурочное планирование определяет, какие качества характера должны прививаться ученику. Например, патриотизм, уважение к товарищам, чувство долга, толерантность.
  • Развивающая - наиболее сложная. Здесь необходимо разностороннее развитие школьника: сенсорное, мыслительное, двигательное, речевое и не только.

Цель должна не только быть прописана в плане. Необходимо проверять качество достигнутых результатов в конце урока. Если педагог не осуществил контроль качества усвоения материала - знаний и навыков, - такое занятие не может считаться эффективным.

Какие бывают уроки?

Планирование предусматривает определение типа урока. Какие они бывают? Главным критерием классификации является цель. В зависимости от нее выделяют уроки:

  • Получения знаний того, что ранее не изучалось. Методы, используемые педагогом зависят от возраста аудитории, конкретной темы.
  • Усвоения навыков - это урок, на котором опробуются новые виды работы. Например, лабораторная или практическая.
  • Систематизации и закрепления знаний - закрепление усвоенного ранее.
  • Контроля качества усвоенного. Проще говоря, контрольная работа, но формы ее проведения могут быть разными - устная или письменная, индивидуальная или фронтальная.
  • Комбинированные - урок, который предусматривает и изучение нового, и закрепление старого материала.

Последний тип встречается чаще всего - могут ставиться и решаться несколько дидактических задач.

Новые знания усваивают за счет проведения лекций, бесед, применения технических средств обучения, проведения самостоятельных работ. Формирование или закрепление умений можно осуществлять в ходе экскурсии, лабораторной работы, семинара. Систематизация и контроль знаний предусматривают письменные контрольные и самостоятельные работы, или индивидуального типов.

Каждый тип имеет определенную структуру, которая определяется поставленными Соблюдая цели обучения и действуя по плану, можно давать материал эффективнее, а школьникам его будет проще усваивать.

Как составить поурочный план?

Планы - это необходимость в работе педагога. Составлять их придется - но это не формальная потребность. Благодаря плану работа станет проще, поскольку вы сможете заранее продумать все мелочи.

Приведем пример плана урока истории по теме «Вторая мировая война».

Познавательная цель: ученики должны усвоить понятия: «блицкриг», «наступательная операция», «Антигитлеровская коалиция», «форсирование» и основные даты.

Воспитательная: формирование чувства патриотизма, уважения к подвигу героев войны.

Развивающая: закреплять умение пользоваться исторической картой, оперировать терминами и понятиями, обосновывать свои мысли, работать с хронологией, синхронизировать события.

Средства обучения: карта, учебники, тестовая тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Приветствие учеников.

2. Актуализация опорных знаний (методом беседы с классом):

  • Какой была внутреннеполитическая ситуация в Германии в конце 30-х годов ХХ века? А в СССР?
  • Охарактеризуйте систему международных отношений. Какие были образованы организации? В каком состоянии была Версальско-Вашингтонская система?
  • Какие страны вы можете назвать лидерами на 1939 год и почему?

3. Изучение нового материала по плану:

  • Нападение Германии на Польшу.
  • Агрессия в отношении СССР.
  • Начальный этап войны.
  • Годы перелома: Сталинград и Курская дуга.
  • Перехват стратегической инициативы. СССР идет в наступление. Освобождение территорий.
  • Японская кампания.
  • Последствия военных действий.

4. Закрепление полученных знаний - используется метод письменного опроса. Задания по тестам из специальной тетради-задачника.

5. Итоги (домашнее задание, выставление оценок).

Вместо заключения

Грамотное планирование учебной деятельности в школе - залог качественных, крепких знаний учеников. Оно дает возможность определить уровень подготовки школьников. Планирование - это залог успешного выполнения целеполагающей функции образования. Главным источником составления плана является учебная программа - с ее помощью формируются поурочные, тематические, годовые директивы образовательной деятельности.

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:


На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема : повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое и поурочное планирование.

Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

Для чего нужно ТП :На основе ТП учитель разрабатывает поурочные планы, администрация отслеживает прохождение программы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения. Перед таблицей с ТП необходимо указать УМК, перечислить дополнительные пособия с указанием автора, издательства и года издания.

Параметры ТП:

· Номер блока/урока

· Количество часов, отведенное на блок/урок

· Тема/учебная ситуация

· Виды РД: чтение, аудирование, письмо, говорение

· Аспекты урока: фонетика, лексика, грамматика

· Социокультурный аспект (выделить отдельно)

· Контроль (выделить отдельно). Указать объекты контроля, сроки проведения тематических и рубежных (четвертных) контрольных работ

· Средства обучения (УМК, ТСО и т.д.)

Графы виды РД и аспекты языка могут содержать языковой и речевой материал, подлежащий усвоению для использования в устной и письменной речи, а могут содержать ссылку на книгу для учителя, в которой они перечислены.

· Биболетова: темы, сроки, коммуникативные задачи, речевые и языковые средства.

· Бим: тема, примерное количество уроков, основное содержание темы, что способствует реализации целей и задач уроков, основные практические задачи, языковой и речевой материал, объекты контроля.

Планирование урока - конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. Составляется оно на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части:

· 1) обдумывание цели урока, каждого его шага;

· 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Подготовка учителя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного внесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.



Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся – по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой. Составление поурочного планирования регламентируется школьным Положением о поурочном планировании, утверждённым приказом директора школы от 02 апреля 2010 г. 65




Основные задачи поурочного плана: определение места урока в изучаемой теме; определение триединой цели урока; отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока; группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.


Основные компоненты поурочного плана целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы; коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом; содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.; технологический: выбор форм, методов и приемов обучения; контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.


Этапы планирования урока: определение цели и типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала; выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с целью и типом урока; выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться; продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; определение форм и объема домашнего задания; оформление поурочного плана.


Правила, обеспечивающие успешное проведение планируемого урока: Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом. Подборка разнообразных учебных заданий. Дифференциация учебных заданий. Определение способов развития познавательного интереса учащихся. Продумывание приемов педагогической техники.


Оформление поурочного плана Формальная часть конспекта: номер урока; дата и тема урока; триединая цель урока; оборудование. Содержательная часть конспекта: описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.


Традиционный перечень этапов урока: Повторение опорных знаний (определение понятий, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся) Усвоение новых знаний (новые понятия и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала) Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены) Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

Образец плана урока

Тема : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок № : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения :
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык - это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку : здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть - 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний - 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся - 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом - 3–5 мин.
5. Завершение урока - 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку - это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.