Домашняя молитва о самоубийцах. Молитва льва оптинского о самоубиенных

- Широко дискутируется ваше мнение о молитве за самоубийц. Лично мне близка ваша позиция, что если мы христиане, то должны молиться за всех, особенно за тех, кому труднее всего. Но как быть с тем, что уже накоплен изрядный церковный опыт, который свидетельствует, что когда человек начинает молиться за самоубийцу, эта молитва часто оборачивается против него, и несет искушения, с которым человек не может справиться. Как быть с тем, что часто такие молитвенники, в свою очередь, сами накладывают на себя руки? Один опытный батюшка рассказывал нам случай, когда он благословил маму молиться за своего сына-самоубийцу, и ровно через год после гибели сына покончила собой и она. И таких фактов, к сожалению, немало. Разве не должны мы сделать вывод из этого горького опыта?

В логике рассматривается такая распространенная ошибка, которая гласит: после этого, следовательно, вследствие этого. На этой ошибке основано множество суеверий. Сломал ногу потому, оказывается, что мне чёрная кошка дорогу перебежала, и тому подобное. Особенно опасны такие умозаключения в духовной жизни, когда на основании такой лжелогики, нередко обвиняют людей в колдовстве, в сглазе и прочих вещах, в которых они совсем не повинны. Так и те факты, о которых вы говорите. Они обусловлены совсем другими причинами и, прежде всего, неизвестным нам духовным состоянием самих молящихся, но никак не того, за кого молятся. Душа самоубийцы там полностью бессильна, она ничего не может сделать даже для себя, чтобы избавиться от страданий, и тем более причинить вред кому-то другому. Не может быть опасности молиться за самоубийцу и по другой причине: душа молящегося соединяется с Самим Богом, и он становится тем «инструментом», который в зависимости от чистоты своей души больше или меньше пропускает благодать Божию душе умершего. Мысль, что опасно молиться за самоубийцу, прямо дьявольская, поскольку освобождает его душу от их терзаний.

Я глубоко убежден, что чем тяжелее грех, совершённый человеком, тем большие молитвы нужны о нем.

- Душа молящегося соединяется с Богом при правильной молитве.

А о «личине молитвы», по выражению прп. Макария Великого, зачем и говорить? Преподобный Исаак Сирин молился о самих бесах! Поэтому наше досужее «молился, молился и тоже кончил самоубийством» - это бесовская мысль.

- Но все же от этих фактов не отмахнешься, и все их не спишешь на совпадения.

Прежде надо разобраться: что значит, «она молилась». Под молитвой очень часто, что понимают? Подать записки, ставить свечи, заказывать панихиды, рассылать поминовения по храмам и монастырям, а сам – «каким я был – таким остался». Сами не молимся.

Что значит молиться за самоубийцу? «Сей род изгоняется только молитвою и постом», - сказал Сам Господь. То есть, чтобы молитва была действенна, нужно не просто говорить «Господи, помилуй», но и совершать посильный подвиг.

Вот я сказал «подвиг», и можно подумать: поменьше есть, пить, спать. Выбираем самое легкое! Нет, в первую очередь нужно другое: «Господи, постараюсь со всеми примириться, не завидовать, не осуждать, не лукавить, не лгать», - вот, когда молитва будет действенна. Кто хочет, чтобы его молитвы действительно были услышаны, должен заняться очищением своей души, а не просто записки писать.

Свт. Феофан Затворник прямо сказал о тех, кто надеется на молитвы других, особенно священства: «Да где ему (батюшке) помолиться, когда у него полно треб - протрещит молебен, и вся молитва. А молился кто?» Нет, ты прими подвиг: воздержись от объядения, гнева, осуждения своей соседки. Кто не будет бороться со своими греховными проявлениями (страстями) – того и молитва останется пустым словом. А того батюшку, который действительно помолится, а не просто прочтет записку – ещё попробуйте найти.

Значит, священник должен убеждать родственников, у которых в семье случилась такая беда, не добиваться у правящего архиерея отпевания “любой ценой”, а делать акцент на собственной духовной жизни?

Отпевание – это просто одно из церковных молитвословий, наряду с панихидой, литиёй, а не то, как думают незнающие люди, без чего усопший не может получить спасения. По канонам Церковь не совершает над самоубийцами такого молитвословия. Но это совсем не означает, что она вообще за них не молится и, тем более, будто запрещает за них молиться. Господь любит всех, потому и Его Церковь не может не молиться о всех. Но об одних она это делвет гласно, о других же только в молчании, предупреждая тем самым верующих от этого тяжкого греха.

Откуда это взяли, что за совершившего смертный грех нельзя молиться? Разве я не могу просить своего друга вместе со мной о нём помолиться? Почему не могу и священника попросить об этом же? На проскомидии он не будет поминать, - да, но почему же не может за него молиться? А если молятся двое или трое христиан, - там, как сказал Сам Христос, и Он посреди них, а это уже Церковь.

За каждой Литургией мы молимся “о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея”. Но кого только нет “во властех и воинстве” – и некрещеные, и мусульмане, и атеисты, а то и сатанисты! А диакон даже за литургией возглашает: “помолимся о них”. Оказывается, молиться за сатанистов можно. А почему же нельзя молиться за человека, который попал в такую беду?

- Но на панихиде церковь молится: “Со святыми упокой, Христе Боже, души усопших раб твоих”.

Правильно, со святыми, ибо это и есть спасение. Не с бесами же!

Как молиться за самоубийц?

Можно ли молиться за людей, покончивших жизнь самоубийством? Добровольный уход из жизни близкого человека - нелегкое испытание для его родственников и близких. И без того убитых горем людей начинают терзать многочисленные вопросы. Молятся ли за самоубийц? Какому святому молиться о душе человека, принявшего столь страшное решение? Верующие люди знают о том, что просить Бога о помиловании души самоубийцы - величайшее дерзновение. Ведь самоубийство представляет собой грех, в котором нет возможности раскаяться, а значит, заслужить прощение. Однако за самоубийц можно и нужно молиться, следует только знать, каким образом это рекомендует делать Православная Церковь.

Причины запрета

Почему же в Церкви нельзя молиться за самоубийц? Дело в том, что православие не принимает саму идею самоубийства: даже Иуда Искариот более осуждается за добровольный уход из жизни, нежели чем за то, что предал Спасителя. По церковным правилам, нельзя молиться за самоубийц и отпевать их. Нельзя даже упоминать в Храме человека, принявшего добровольное решение уйти из жизни. Ведь считается, что самоубийство - результат слишком сильной привязанности к земному, добровольный отказ от жизни в Боге.

Однако дело вовсе не в том, что Церковь отворачивается от души самоубийцы: она лишь предоставляет Господу принять решение об участи преступника.

Есть ли исключения из правила?

Если человек совершил самоубийство, находясь в невменяемом состоянии, вызванном психическим расстройством, при погребении совершается полный церковный обряд, и за таких самоубийц можно молиться в Храме. Но каждый такой случай должен рассматриваться правящим архиереем в индивидуальном порядке.

Люди, совершившие неудачную попытку самоубийства, после смерти также не лишаются права на совершение над ними церковного обряда. Ведь каким бы ни было преступление, в случае раскаяния оно получает шанс быть прощенным.

Многие полагают, что поминать самоубийц можно на Троицкую родительскую субботу, однако это на так: церковного поминовения за таких людей не может быть ни в какой день.

Какому святому можно молиться за самоубийц?

Бессмертная душа самоубийцы больше, чем чья бы то ни было, нуждается в постоянной молитвенной поддержке, поэтому ответ на вопрос, молятся ли за самоубийц, несомненно, утвердительный. Молиться о спасении души самоубийцы непременно следует, но разрешена исключительно домашняя молитва.

У многих может возникнуть вопрос, какому святому можно молиться за самоубийц. С просьбой о спасении души добровольно ушедшего из жизни человека принято обращаться к святому мученику Уару. Однажды он пришел во сне к блаженной Клеопатре с новостью о том, что за ее благие поступки он умолил Господа об отпущении грехов ее родственников, при жизни поклонявшихся языческим божествам. Именно с той поры к святому Уару обращаются, если хотят попросить о заступничестве перед Господом за тех, кто ушел из жизни добровольно, а также за не успевших принять крещение.

Святые старцы также советовали обращаться с молитвами о помиловании самоубийцы к Божьей Матери, читая на четках «Богородице Дево, радуйся...», проговаривая в начале и конце молитвы свою просьбу.

Заключение

Не следует впадать в уныние, полагая, что ни в коем случае нельзя молиться за самоубийц. Делать это непременно стоит, особенно тем людям, которые любили человека, выбравшего для себя столь греховный путь. Только искренние молитвы способны облегчить участь бессмертной души человека, наложившего на себя руки, а тем, кто продолжает нести свой крест, остается только уповать на милость Божью.

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года ().

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин
молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3) .

(Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1) .

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4) .

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.


(Из книги «Как молиться о самоубийцах», Свято-Елисаветинский монастырь, Минск. 2004 г.)

Согласно 14-му правилу Апостола Тимофея Александрийского, за самоубийц не может быть приношения в Церкви.
Келейная же молитва за «самовольне живот свой скончавших» возможна.
Преподобные Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц на келейной молитве. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых, так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу, и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет, и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшей благостию - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»
Другой Оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».

О возможности келейного моления за самовольно жизнь свою прервавших говорится и в письмах Архимандрита Иоанна Крестьянкина († 2006), духовника Псково-Печерской обители:
«Дорогая о Господе Т.!
А вот о сыне (самоубийце – ред .) молиться в церкви действительно нельзя - таково определение Священных Соборов Святых Отцов, такова каноника. Молиться же дома, всей душой скорбящей и израненной предстоя Богу, надо непременно. А ответ - дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве.
Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего, по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать сорок дней ежедневно. А молитовка старца Льва Оптинского пусть утешает Вас ежедневно, и она же поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. Надежда с верой - светильники в жизни нашей. А Господь - милость и любовь. На это и надеемся.
Только не забывайте, что первая заповедь, данная людям от Бога в Раю, была - послушание. И именно поэтому Вы и в данной ситуации не можете преступить эту спасительную заповедь. И обретете милость Божию к себе и к чаду за скорбь свою и за послушание слову Божию - в церкви не поминать, но только дома.
Милость Божия буди с Вами!


Дорогая о Господе А.!
Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя.
Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно - об этом пишет Владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома сорок дней ежедневно этот канон, а молитву старца Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь.
Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме, и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменить не может.
А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и маме. Храни Вас Господь!


Раба Божия В.!
Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и никак нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете за непослушание.


Дорогая П.Я.!
Чтобы не погрешить нам пред Богом и не стать самочинниками, надо молиться Вам о Е. только дома, постоянно читая о ней молитву старца Оптинского Льва, а также Канон за самовольно ушедших из жизни.
У Господа нет мертвых, и тайну смерти Е. знает Господь. Если она стала жертвой злоумышленников, то Церковь о таких молится и Господь вменяет им их кончину в мученичество.
У Господа неправды и несправедливости не будет, нам же надо оставаться пред завесой тайны и исполнить волю Божию в тех пределах тайны, что доступна нам. Подавайте за Е. милостыню и читайте Канон, преклонив главу пред Божиим велением.
Божие благословение Вам!


Дорогая о Господе С.!
Ин суд человеческий, и ин Суд Божий. Закон Божий требует от всякого человека исполнения воли Божией, и только это спасительно для человека. Не будем брать на себя миссию судей над другими, в частности над Вашим братом, но судить о своих поступках мы обязаны еще до суда Божия. Оставьте брата воле Божией о нем, сами же исполните то, что повелено нам.
О самовольно ушедших из жизни в церкви молиться нельзя, и это однозначно. Только психическое заболевание, засвидетельствованное врачами, позволяет нам поминать самоубийц.
У Вас о брате этого свидетельства нет. А потому покоритесь беде и не преступайте канонов Церкви. Молитесь о нем только в домашней молитве и подавайте милостыню.
Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно».


Митрополит Вениамин (Федченков), стараниями которого появился Канон о самовольне живот свой скончавших, читаемый келейно по благословению духовника, пишет:
«В 1925 году на Сергиевском подворье в Париже – Рю де Крим, 93 – покончил с собой выстрелом один солдат. Он, несомненно, был нездоров умом…
У нас его отпевали…
Но, смущенный смертью его на нашей земле, я обратился через одно лицо к преподобному Нектарию Оптинскому с вопросом, что нам делать. Он ответил, чтобы я нашел еще двух человек, которые бы согласились в течение сорока дней читать за него заупокойный канон, а затем предать его в волю Божию.
Разумеется, канон читать нужно было дома, а не за Богослужением в храме. Так мы трое тогда и сделали…
После ко мне обращались и другие по этому вопросу; а недавно просили даже отпевать самоубийцу женщину. Я отказывался, согласно канонам - правилу Тимофея Александрийского - и по внутреннему противлению души моей; но помнил наставление отца Нектария, а также и указание Митрополита Новгородского и Петроградского Григория, что можно молиться о самоубийцах в домашней молитве. Тогда - с предварительною молитвою о помиловании нас, молящихся, да не прогневаем Господа, - я обратился в канонник: «можно и во всякую субботу в Октоихе найти заупокойные каноны». Но написанный там канон совершенно непригоден был для молитвы о самоубийцах, ибо там говорилось о скончавшихся «благочестно», «в вере», «в упокоении» и прочее, - все это не подходило к вольным, «не в сумасшествии», самоубийцам. Поэтому нужно было целиком почти переделать все тропари.
Может, кому-либо пригодится…
А меня да помилует Господь за дерзновение такое…»


Канон о самовольне живот свой скончавших
Глас 2-й
(читается келейно и с благословения духовника)


Песнь 1


Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила; воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь, славно бо прославися.



Всемилостивый Господи, помилуй мя по милости Твоей, пети Тебе начинающа и молитися о убившемся дерзко, да не в суд мне сие будет, ни в осуждение, Судие Праведнейший.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Да не будет молитва моя во грех, яко кроткий Давид глаголет: ниже во отягощение души самовольней смерти предавшемуся; но мученик мольбами оставление прегрешений наших даруй нам.



Богатую милость присно всем источая, Всеблагий Христе Боже, и ныне рабу Твоему (имярек), нами Тебе молящемуся, помилование даруй и с преставльшимися во благочестии причти, аще и нечестиво скончался в неразумии.



Утвердивши колеблемый ум мой, Мати Божия, укрепи мя Божественными повеленьми Рождшагося из Твоего освященного чрева и упразднившаго, Владычице, адово мрачное царство, со дерзновением неосужденно молитися об усопшем (имярек).


Песнь 3


Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя: возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Твоея красоты сиянием озаритися усопшему благоволи, в вере с почившими, богатый в милости; Ты бо еси Бог наш Единый безгрешный и многомилостивый.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


На месте прохлаждения в вечнем покоище сподоби прияти и раба Твоего, малодушием жизнь свою пресекшаго: Ты бо еси Един Сильный и немощи наша на Ся восприявый, Господи Боже наш.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


В чертозе небеснем водворитися, Владыко, приими раба Твоего (имярек), да не услышит он праведнаго Твоего гласа: «Не вем тя», аще и воистину повинен есть сему.


И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Умерщвленных нас воздвигла еси, Богородице, жизни нетленней Жизнодавца рождши; и раба Твоего (имярек) возведи из ада преисподнейшаго, Сына Твоего о милости умоляющи.


Песнь 4


Ирмос: Пою Тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго. Тем многое Твое снизхождение, еже на мя, прославляю, Многомилостиве.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Во уповании на Тя, Боже, изнемогшаго, и насилием вражиим одоленнаго раба Твоего пощади, Спасе, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Милосердия имый неизследимую бездну, Господи, бездну греховную раба Твоего покрый, Человеколюбче, омыв Кровию Своею грех неведения и маловерия его.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Живыми господствуя и мертвыми владычествуя, помилуй и раба Твоего (имярек), власть бо имаши всякую на небеси и на земли, Христе Боже, Отцу соседый и Духом вся очищаяй.


И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Исцелила еси, Богородительнице, Евино поползновение окаянное; Зиждителя бо родила еси, исправити могущаго тварь погибающую: Того моли и сего раба (имярек) неключимаго, заповедь Божию преступившаго, спасти по единой милости.


Песнь 5


Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного Бога не знаем.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Умертвишася и во дно адово поползнувшагося возведи, Боже, преступление того заглаждая; на Кресте бо грехи наша пришел еси омыти честною Кровию Своею, Христе, Искупителю всяческих.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Спасти нас пришедый, Христе Боже, приими ныне и наша недостойная моления о рабе Твоем (имярек), да муки вечныя избавиши, помилован будет с нами, Спасителю Преблагий.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Молим Тя, Слове Божий, аще и дерзновенно сие, прогнева бо Тя раб Твой (имярек), обаче благодатию Твоею умоляем, не возгнушайся молитв наших и помилуй нас, вкупе вси бо повинны есмы пред Тобою, Всесвятый Владыко.


И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Под кровом Твоим, Мати Божия, спасаются вси надеющиися на Тя: Твоим заступлением защити и нас, и сподоби со дерзновением неосужденно молити Сына Твоего живот свой скончавших безнадежно (имярек).


Песнь 6


Ирмос: В бездне греховной валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Из земли создавый человека, Боже, и в землю ныне возвратишася, пощади, Господи, в неразумии сокрушившаго скудельный сосуд свой: можеши бо, Владыко Творче, и паки возставити его от истления.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Неизреченный и непостижимый, Господи, щедротами несказанного Человеколюбия Твоего помилуй живот свой скончавшаго, презирая согрешения его, яже в ведении и неведении содеянная.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Озаритися милостию Твоею сподоби, Владыко, вольне оставльшаго (имярек) житие свое и к свету Твоему возведи, из тьмы несветимыя изымая, милосердия ради.


И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Избавительнице усердно призывающим Тя, Пречистая Владычице, Сына Твоего умоли скончавшагося (имярек) ущедрити: живота и смерти Владыку родила еси.


Песнь 7


Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть: Христос же простре благочестивым отроком росу духовную; Сый благословен и препрославлен.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Во ад с душею, яко Бог, сошедый, и в Рай разбойника с Собою введши, помяни и ныне раба Твоего (имярек), преступлением многим Тя прогневавша, ныне же Тебе нами молящася бедне.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Един безгрешный, в мертвых волею вменился еси, да умерщвленных силою человекоубийцы воскресивши с Собою, от державы того исхити и раба Твоего, Всесильне.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Радость присносущную даровати нам Воскресением Своим изволивый, от мрачнаго горькаго царства изми раба Твоего (имярек), да от муки вечныя свободившися, узрит себе одесную Тебе, Судие Многомилостивый.


И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Сияние славы Отчей, плотию от Тебе явившагося умоли, Пресвятая, из адовы мглы свободити непотребнаго раба Твоего (имярек), той бо яко Матерь Тебе с нами просит.


Песнь 8


Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: Благословите, вся дела Господня, Господа.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Смертное царство Своею смертию разоривый, Божественною же силою вход в вечный живот отверзый, не затвори благоутробия Твоего и рабу Твоему, аще и прегрешившему, обаче из ада ныне горце взывающа.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Красоты Твоея насладитися сподоби, студ греха безобразнаго очищая умершаго смертию поносной: Един бо еси, Владыко, греха свободен, крестною смертию за нас умертвился еси.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Исправити хотя падших в персть смертную, Сам смерти причастен явился еси, Безсмертный, от смертных удолий силою Твоею возведи раба Твоего (имярек), лютою смертию поползнувшагося.


И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Велия воистину есть Рождества Твоего тайна, Богомати: Бога воплотившагося родила еси; Егоже моли, яко Сына Твоего, спасти бедне скончавшагося (имярек) : имаши бо дерзновение к Рождшемуся от Тебе Благоутробному Спасу мира.


Песнь 9


Ирмос: Яже прежде солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку девичу неизреченно воплотившая, Благословенная Всечистая, Тя, Богородице, величаем.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Имеяй власть живых и мертвых, пощади, Спасе, раба Твоего (имярек), смертию горькою скончавшагося: Тебе бо от Отца Твоего дадеся живити и миловати, ихже хощеши, Сыне Божий.


Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.


Преславное множество святых Твоих, Христе, непрестанно молит Тя за грешныя рабы Твоя, да помилуеши ихже волиши милосердием Твоим и геенны вечныя избавиши.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Благости воистину пучина неизследимая, благодатию Твоею помилуй прогневавшаго Тя раба Твоего (имярек), и нас молящихся.


И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Достойно Тя, Богородице, ублажающе, к Тебе яко Матери нашей притекаем надежно; сами себе и брата нашего (имярек), малодушне скончавшагося, Тебе, Заступнице, и с Тобою Христу Богу предаем смиренно.

    В этом вопросе меньше всего нужно полагаться на собственное мнение. Испокон веков церковь не молится

    В то же время, Анастасией Цветаевой (сестрой поэтессы) четверть века назад получено благословение на отпевание Марины.

    Потому вопрос, как молиться в таких случаях, нужно решать со священником. Лучше, конечно, с тем, кто знает проблемы этой семьи, в том числе и того человека, который принял такое непростое решение. Если такого священника у семьи нет, значит, обращаться можно в ближайший (или в тот, к которому душа лежит) храм или монастырь.

    Возможно, родственникам (или близким друзьям) будет дано благословение читать

    Для горюющих родственников с недавнего времени совершается чин молитвенного утешения.

    Иногда и сами священники в келейной молитве поминают самоубиенных. В частности, упоминание об этом есть в трудах митрополита Вениамина, где можно найти и

    Конечно, самим родственникам, без благословения, читать его не следует.

    Некоторые аспекты этой темы отражены и в ответах на вопрос о поминании самоубиенных.

  • Как говорит известный богослов Алексей Ильич Осипов : Молиться за них можно и даже нужно .

    По церковным правилам не принято отпевать умышленных самоубийц. Но бывают исключения (заочное отпевание, или самоубийца перед смертью успел покаяться и получить прощение от Бога, или совершил тяжкий грех в состоянии безумия, одержимости или беспамятства).

    Молиться за самоубийцу нужно дома. Священник за него может молиться келейно. Более подробно о тех словах, что нужно произносить, можно прочитать тут.

    В селе Мугреево-Никольское (*бывшая вотчина Дмитрия Пожарского, откуда его пригласили на воеводство II ополчения*) была церковь Святого Уара (*сначала написал есть, но потом выяснил, что деревянная церковь Уара сгорела в конце 2007 года*).

    В эту церковь со всей России приезжали отмаливать самоубийц и других непрощаемых грешников: бандитов, наркоманов, проституток. А также некрещеных.

    Святой мученик Уар пострадал за веру Христа, но умер не будучи крещенным . Вот почему именно к нему идут молиться за некрещенных, самоубийц и других непрощаемых грешников.

    По некоторым данным там собираются построить новый храм Святого Уара на месте сгоревшей церкви.

    Можно и даже нужно, так как он несмотря ни на что, тоже был человеком, хотя и нарушил заповедь. Но разве нам живым его судить?!

    По канонам православной церкви самоубийц не отпевают и служб заупокойных по ним не совершает, поэтому, своя горячая молитва Господу Богу очень важна для усопшего. Как молиться? Своими словами и от сердца о том, чтобы Бог простил сего человека за то, что он сделал, чтобы у души усопшего была не плохая участь. Конечно же, можно самому и свечи ставить в храме и дома, а так же, милостыню подавать за усопшего. Подавать и говорить:Господи, прими. Ведь сам самоубийца не сможет уже ничего сделать.

    Я очень интересовалась этим вопросом,сама очень хотела поставить свечку за самоубийцу в церкви.

    Но увы,в церкви за самоубийц не молятся,не отпевают,не служат заупокойную,и свечки в церкви за самоубийцу ставить нельзя.

    Молиться и ставить свечку можно только дома.И делать это можно как можно чаще.

    Кроме того,есть специальная поминальная суббота,когда поминают именно самоубийц.

    Так же мне сказали,что из любого правила бывают исключения.И если самоубийца не здоров,то можно получить разрешение на молитву и отпевание в церкви.

    Но это нужно обговаривать с батюшкой.Не исключено,что батюшка захочет увидеть справкуо психическом состоянии человека.

    Потому что,тот диагноз,который поставите вы,может быть ошибочным.

    А дома молитесь.Кто -то же должен пытаться помочь душе самоубийцы.Ведь самоубийство считается самым тяжким смертным грехом.