Краткий словарь начинающего фотографа. Основы фотографии

Основные термины

Аберрация - оптическое несовершенство фотообъективов, приводящее к ухудшению качества изображения.

Автобрекетинг - режим автоматического выполнения серии кадров с отклонением экспозиции в сторону увеличения или уменьшения с определенным шагом. Пределы автобрэкетинга обозначаются одним числом (крайнее значение) со знаком +/-. Например, +/-3 автобрэкетинг от -3 до +3 относительно текущей экспозиции. Шаг обозначается отдельно и обычно имеет значения 1/3, 1/2, 2/3 и т.д. В результате камера последовательно делает несколько снимков с разными параметрами. Если это брекетинг по экспозиции, то камера автоматически на каждом последующем кадре изменяет значение экспокоррекции - от меньшего к большему.

Автоматическая фокусировка - автоматическая наводка на резкость бывает двух типов: активная - определение дистанции съемки с помощью излучающих элементов, и пассивная - в цифровых и зеркальных камерах чаще всего осуществляется при помощи измерения контрастности. Два смежных фотоэлемента (чувствительных к свету) имеют максимальную разность потенциалов при максимальной контрастности. Механическое перемещение линз при автофокусировке происходит с помощью микродвигателей, расположенных либо в камере, либо в самом объективе.

Баланс белого - это подстройка цветов снимка таким образом, чтобы независимо от типа источника света, белые объекты (например, бумага) не приобретали никаких «лишних» оттенков. Ошибки баланса делают снимки желтыми или голубыми в зависимости от света. Для точной подстройки баланса в любых условиях используется так называемая подстройка баланса по белому листу. В камерах она может быть организована по-разному, хотя смысл у нее один - буквально, показать камере, какой цвет в данных условиях нужно считать белым.

Выдержка - время задержки затвора в открытом состоянии: чем быстрее он закроется, тем меньше света попадет на матрицу, а значит, кадр будет темнее.

Вспышка - может быть как встроенной, так и внешней. Встроенной оборудованы практически все цифровые аппараты, но на качество снимков она может повлиять отрицательно. Дело в том, что яркий пучок света сильно искажает цвета объекта, скажем, лицо человека на фотографии может слегка посинеть. Есть еще один минус в использовании встроенной вспышки: ее свет направлен прямо на объект съемки. Из-за этого появляется эффект «красных глаз»: свет, отразившись от сетчатки глаза, успевает вернуться к камере, и зрачки краснеют. Внешняя вспышка позволяет избежать всех проблем встроенной: ее свет можно направить в любую сторону. Для подключения внешней вспышки у некоторых аппаратов есть специальный синхроразъем. Однако гораздо чаще встречается другая версия разъема, так называемый «горячий башмак»: специальное гнездо, куда можно вставить внешнюю вспышку.

Некоторые цифровые фотоаппараты позволяют использовать дополнительные вспышки или студийное освещение. При работе цифрового фотоаппарат в режиме автоматического спуска, техника сама попытается определить необходимость во вспышке, исходя из окружающих условий, но все равно - при возможности, лучше пользоваться ручной настройкой (например, использование вспышки при ярком солнечном свете для уменьшения резких теней). Использование вспышки будет расходовать больше энергии батарей, поэтому необходимо держать наготове запасной набор.

Гистограмма изображения - то есть график параметров изображения. Фактически, гистограмма может показать, есть ли недостаток того или иного цвета на снимке. Некоторые аппараты способны ее отображать во время съемки, что может облегчить построение кадра. Например, заметив неровности или пустоты на гистограмме, возможно, стоит попытаться изменить ракурс или слегка повернуть камеру, чтобы график на гистограмме сгладился.

Глубина резкости - этим выражением обозначают ту часть пространства перед камерой, которая на снимке будет четкой. Например, при съемке пейзажей, картинка должна быть максимально четкой, а в портретных снимках эта величина должна быть минимальной, желательно, чтобы четко получилась только модель в кадре, а фон был максимально размыт.

Диафрагма - влияет на степень освещенности снимка: чем она шире, тем светлее кадр. Играя со значениями диафрагмы, можно управлять глубиной резкости (например, чтобы сфотографировать какой-то объект с максимально размытым задним фоном).

Зум - увеличение размера объекта на картинке, его приближение.

Контровый свет - используется при съемке ярких сюжетов, часто применяется для создания эффектных рекламных плакатов. Это особое направление света - когда съемка ведется против источника света (например, фотографируется дерево на закате, а солнце находится за ним). Если использовать эту технику съемки во время отдыха на пляже, то все люди на фотографиях получатся более загорелыми.

Макросъемка - пожалуй, самый популярный и самый знакомый вид постановочной фотографии. Возможность снимать предметы в непосредственной близости к объективу зачаровывает многих новичков, ведь далеко не всякий пленочный аппарат способен навестись на резкость на таком расстоянии. Макросъемка примечательна тем, что на фотографии незаметные в повседневной жизни предметы (например, полевой цветок или бабочка) фиксируются как главные объекты съемки. На макроснимках (как и на портретах) резким бывает лишь главный объект, в то время когда фон всегда размыт.

Матрица - это миниатюрный светочувствительный элемент, встроенный внутри камеры. Именно матрица заменяет в цифровых фотоаппаратах пленку, воспринимая световой пучок, поступающий из объектива. Матрица состоит из мельчайщих светочувствительных элементов, реагирующих на энергию световой волны. От количества этих элементов зависит разрешение конечного кадра, например, 4 МП.

Объектив - важнейшая часть камеры, пропускает внутрь аппарата свет, передавая информацию о снимаемом объекте. От качества и размера объектива зависит очень многое, прежде всего - четкость картинки и качество передаваемых цветов. При выборе камеры не стоит забывать простейшего правила: чем шире и больше объектив аппарата, тем больше вероятность сделать с его помощью более менее качественные снимки.

Оптический зум - это приближение объекта за счет передвижения линз внутри объектива. С его помощью на объекте съемки можно рассмотреть мелкие детали: чем больше его величина, тем крупнее удаленный объект.

Освещение - самый важный и полезный фактор, напрямую влияющий на качество снимков. Несомненно, самый лучший свет - дневной, причем, в идеале, солнце не должно светить непосредственно сверху: стоит снимать утром, вечером, либо дождавшись небольшого облака, способного рассеять прямые лучи. При рассеянном дневном свете и пейзажи получаются сочнее, и кожа на портретах выглядит нежнее. Искусственное освещение может изменить кадр до неузнаваемости, в лучшую или в худшую сторону - решать фотографу, стоит только помнить, что нельзя смешивать источники разного типа (лампу накаливания и люминесцентную) в одной сцене - автоматика камеры запутается, и снимок не получится.

Пиксель - является сокращением от «picture element» - «элемент рисунка», так обозначают крошечные точки, которые содержат информацию в цифровой фотокамере. Термин «мегапиксель», употребляемый гораздо чаще, означает один миллион пикселей. Чем больше количество пикселей, тем лучше разрешение. Чем выше разрешение, тем выше качество снимков. Снимки высокого качества занимают больше места на карте памяти, но дают более качественные распечатки.

Менее 1 мегапикселя - подходит для отправки фото по электронной почте.
1 мегапиксель - для снимков 10х15
2 мегапикселя - для снимков 12х17,5
3 мегапикселя - для снимков 20х25
4 мегапикселя - для снимков 27,5х35
5 мегапикселей - для снимков 40х50

Светочувствительность - еще одно важное понятие, нужное для хорошей съемки. Буквально, чувствительность матрицы можно понимать как способность делать приличные кадры при разном освещении: чем ниже этот параметр, тем больше должно быть света (измеряется она в стандартных единицах ISO и может принимать значения в среднем от 50 до 1600). Чувствительность матрицы и пленки практически не различаются, более того, эффект от увеличения этого параметра один и тот же - усиление зернистости изображения. Как мы раньше выбирали пленку в соответствии с условиями съемки, так и в цифровой камере можно выставить значение светочувствительности. Однако цифровая съемка несколько отличается от пленочной: здесь не следует увлекаться высокими значениями (например, выше 200 ISO), ведь общую освещенность кадра можно повысить и другими методами.

Фокусировка - точнее, область фокусировки камеры. Это именно то место, на которое камера наводится, то есть, считает самым главным на снимке, примерно вычисляя расстояние до объекта. Существует много способов фокусировки, например, по центру или нескольким точкам кадра. В некоторых камерах предусмотрена возможность сдвигать точку фокусировки из центра в другую область. Очень полезна ручная фокусировка: когда можно точно указать требуемое расстояние до объекта съемки: такая возможность позволит делать нестандартные снимки, например, фотографировать паутину или стекло, которое автоматика просто не заметит.

Цифровой зум - в отличие от оптического, увеличение картинки здесь достигается за счет анализа уже имеющегося изображения. Дополнительные точки как бы «вставляются» между существующими, не добавляя никаких деталей. Пример - какое-нибудь удаленное здание: оптика позволит рассмотреть его кирпичики, а «цифра» - только лишь увеличит дом, оставляя его гладким.

Экспокоррекция (компенсация экспозиции) - самый простой и эффективный способ осветлить итоговый кадр. Значения обычно варьируются от -2 до +2. Если число положительное - кадр становится светлее, отрицательное - темнее. В отличие от светочувствительности, тоже влияющей на качество снимков при ограниченном освещении, экспокоррекция лишь только увеличивает количество света в кадре, не делая картинку зернистой.

Элементы питания - цифровые фотоаппараты требуют много энергии, поэтому при покупке камеры имеет смысл приобрести повторно заряжаемые батарейки. Некоторые фотоаппараты включают подобные батарейки в комплектацию, другие нет. Сейчас на рынке предлагается несколько видов заряжаемых батареек, самые распространенные варианты - никель-металлгидридные (NiMh) и литий-ионные (Li-ion). Никель-кадмиевые (NiCd) считаются менее надежными, способны создавать «эффект памяти» при недостаточной зарядке, и быстрее вырабатывают ресурс.

ФОТОПРАКТИКА

Форматы хранения фотографий

JPEG - самый распространенный формат изображений. При сохранении файлов в формате JPEG, компьютер находит одноцветные области и кодирует их. Зрение человека так устроено, что он не может увидеть, скажем, несколько точек другого оттенка на одноцветном фоне похожего цвета. Именно поэтому при сохранении в формате JPEG не выделяются отдельные точки изображения, и кодируются так же, как основной фон. Существует несколько степеней сжатия JPEG: чем она сильнее, тем менее детализована будет картинка.

TIFF - этот формат дает возможность практически без потерь хранить изображение: специальный язык разметки файла позволяет сохранять всю возможную информацию о картинке (от размера изображения до количества используемых в нем цветов). Однако за сохранение картинок хорошего качества приходится расплачиваться размерами файлов: фотографии формата TIFF порой занимают в три раза больше места, чем аналогичные в JPG.

RAW - это специальный формат, сохраняющий картинки в том виде, в котором они поступают с матрицы в процессор: в виде числовых массивов. Каждый такой массив хранит в себе информацию об одной из точек изображения. Соответственно, если 4 МП камера запишет в формате RAW картинку, то на карточке будут храниться 4 миллиона массивов (что, несомненно, потребует немалого объема памяти). Лишь специальный декодер, чаще всего входящий в комплект ПО камеры, позволяет распознать такую «картинку», зато качество ее будет максимальным.

{lang: ‘ru’}

Бывая на разных сайтах по фотографии, я подумал, что в обсуждениях и комментариях не раз используются различные понятия и термины в фотографии , которые могут быть фотолюбителю не всегда известны и понятны. Для ликвидации этих пробелов привожу основные понятия.

Первое и самое основное в фотографии (все-таки рисует светом, - это «светопись») – понятие экспозиции.

Фотоэкспозиция.

.

Область экспозиций, она для каждого светочувствительного материала своя, которая адекватно передается на полученном изображении. Т.е. соотношение яркостей объекта передается пропорционально (более яркая часть объекта отображается более ярко, темная ровно настолько же отображется более темной на снимке). Чем больше материала, тем больший интервал яркостей объекта он может передать без искажений. Либо, если интервал яркостей объекта меньше фотографической широты, при фотографировании может изменяться в определенных пределах без ухудшения качества изображения. Об этом есть отдельная .

В понятие фотоэкспозиция входят такие основные понятия фотографии , как и .

.

Специальное приспособление встраиваемое в объектив, состоящее из ламелей, которое регулирует диаметр входного отверстия объектива, тем самым ограничивает световой пучок, попадающий на светочувствительный сенсор, тем самым регулирующее количество света Измеряется величиной отношения диаметра входного отверстия к величине фокусного расстояния объектива. Обозначается величиной знаменателя указанного отношения 1/5,6 - это 5,6, поэтому чем больше величина диафрагмы, тем меньше диаметр входного отверстия, т. е. 11 меньше диафрагмы 8. Величина диафрагмы влияет на глубину резкости изображаемого пространства или . О связи с диафрагмой есть отдельная . А для цифровых фотоаппаратов играет роль еще и . Об этом тоже есть отдельная .

За линзой объектива видны лепестки диафрагмы, закрывающие отверстие.

Схематичное изображение ирисовой диафрагмы.

Светосила объектива.

Максимальное значение диафрагмы для данного объектива (т. е. когда входное отверстие наибольшее) носит название светосилы обектива, обычно обозначается отношением фокусного расстояния к максимальному значению диафрагмы f/3,3; f/5,6.

Чем больше светосила объектива тем большее количество света он пропускает при полностью открытом входном отверстии, тем с более короткой выдержкой можно снимать, тем меньше при открытой диафрагме (что важно, например при фотографировании портрета). Поэтому светосильные объективы обычно ценятся фотографами.

Более подробно о светосиле объектива читай .

Словарь фотографических терминов

Таких фраз и терминов буквально сотни - из них можно было бы составить словарь. Вот наиболее употребительные из них.

Ambient light (Имеющийся, окружающий свет). Доступный для фотографа свет: им может быть и свет солнца вне помещения, и освещение помещения лампами накаливания, и дневной свет из окна. Aperture (Диафрагма) Отверстие в объективе, через которое свет падает на пленку. Каждой диафрагме соответствует число f/, обратно пропорциональное размеру ее отверстия. Так, f/2,8 означает большое отверстие, а, например, f/16 - в 32 раза меньшее.

ASA. Старый метод измерения светочувствительности пленки (American Standards Association).

Backlighting (задний свет). Этот термин означает съемку против света, источник света находится позади фотографируемого объекта. Beam splitter (многолучевая система замера) Зеркало или призма, отражающая и передающая свет. Используется в фотоаппаратах с автофокусом или точечным замером экспозиции.

Brightness range (Интервал яркостей объекта съемки). Различие между самым светлым и самым темным участками кадра; измеряется в ступенях экспозиции. В setting (режим "В", выдержка "от руки") Позволяет держать затвор открытым сколь угодно долго. Используется при ночных съемках, слабом освещении, когда требуется значительно более длительная выдержка, чем та, которую может отсечь затвор.

Burning in (пропечатывание). Прием работы при печати фотографий, когда участок изображения подвергается более длительному экспонированию, чтобы притемнить ее или выявить детали.

С-41 process. C-41 - химический процесс, используемый при проявки цветной негативной пленки. Catadioptric lens Другое название зеркального объектива.

Catchlight (блики в глазах). Отблески яркого света или предметов, отражающихся в глазах фотографируемой вами модели и придающие им живость.

CDS cell (Кадмиево-сульфидный элемент). Тип светочувствительного элемента, используемого во многих экспонометрах.

Chromogenic film (Хромогенная пленка). Черно-белая пленка, обрабатывающаяся как цветная негативная. Широкий диапазон чувствительности, в зависимости от временем проявления. Изображение образуется красками в слоях, поэтому такая пленка без серебра практически не имеет зерна и допускает очень большие увеличения. В продаже имеются пленки Tmax400 CN и llford XP2.

Cibachrome ("Сибахром"). Ныне именуется llfochro-me Classic. Обращаемая цветная фотобумага от llford, позволяющая печатать фотографии прямо со слайдов.

Co-Axial socket. Гнездо в фотоаппарате, в которое вы вставляете вспышку или синхрокабель. Colour contrast (Цветовой контраст) Использование цветов, дающих особенно конфликтные сочетания, например красного с синим.

Colour harmony (Цветовая гармония) Использование цветов, которые гармонируют друг с другом и производят впечатление согласованности, как, например, зеленый с синим.

Colour sensitivity (Цветовая чувствительность). Чувствительность пленки к свету определенной длины волны. Некоторые пленки более чувствительны к волнам определенных длин, в частности, к красному и синему.

Colour temperature (Цветовая температура света). Шкала, используемая для количественной оценки цветового состава света. Измеряется в градусах Кельвина (К).

Compound lens (Сложный объектив). Объектив, составленный из склеенных блоков линз. Contrast (Контраст) Разница в яркости между светами и тенями в кадре. Если разница эта большая, контраст высокий; если нет - низкий.

Contre-jour (Контражур). Французский термин, обозначающий съемку против света Converging vertikals (Схождение вертикалей) Проблема, обычная в архитектурной фотографии: создается впечатление, что здание готово опрокинуться. Это происходит, когда камера запрокидывается под слишком большим углом, чтобы взять в кадр здание целиком.

Cut-off (виньетирование). Притемнение углов кадра, вызванное слишком узкими для объектива фильтродержателем или блендой, или использование нескольких фильтров вместе. Также называется vignetting.

Data back. Приспособление на задней крышке фотоаппарата, позволяющее впечатывать на ваших снимках дату и время съемки.

Daylight-balanced film (Пленка для дневного света). Пленка для использования при дневном свете, предназначенная для нормального воспроизведения цветов при температуре 5500 К.

Depth-of-field (Глубина резко изображаемого пространства или глубина резкости). Участки впереди и позади точки фокусировки, также выходящие на снимке достаточно резкими.

Depth-of-field preview (Репетир диафрагмы). Устройство, временно устанавливающее на объективе рабочую диафрагму, чтобы фотограф мог судить о глубине резкости.

Depth-of-focus (Глубина фокуса). Допуск на отклонение пленки в фильмовом канале от плоского, при котором резкость не теряется.

Diaphragm. Название лепестков диафрагмы, формирующих отверстие объектива.

Din. Немецкий метод определения светочувствительности пленки, используемый теперь наряду со шкалой ISO.

Duble exposure (Двойная экспозиция). Техника, используемая для комбинирования двух изображений на одном кадре.

Е-4 Старый процесс проявки цветной слайдовой пленки, вытесненный процессом Е-6; ныне используется для проявки цветной инфракрасной пленки Kodak Ektachrome.

Е-6 Процесс для проявки всех цветных слайдовых пленок, исключая пленки Kodachrome.

Emulsion (Эмульсия). Светочувствительный слой на фотопленке и фотобумаге.

Enprint. Стандартный размер отпечатка, используемый в лабораториях, обыкновенно 15x10см.

Expoure latitude (Широта пленки). Количество ступеней недо и передержки, при котором пленка по-прежнему способна давать удовлетворительные результаты. Цветная негативная пленка обыкновенно имеет диапазон до трех ступеней в ту и другую сторону.

Field camera (Полевая камера). Тип широкоформатного фотоаппарата, складывающегося для удобства переноски.

Film speed (Светочувствительность). Шкала, используемая для определения чувствительности пленки к свету. Чем выше число ISO, тем чувствительнее пленка и тем меньшая требуется экспозиция.

Filter factors (кратность фильтра). Число, определяющее степень увеличения экспозиции, требуемое при использовании фильтров.

Flare (засветка). Свет, не участвующий в создании фотографии, а только снижающий ее качество, уменьшая контраст и размывая цвета.

Flash sync speed (выдержка синхронизации). Наименьшая выдержка, которую вы можете использовать с электронной вспышкой для получения равномерного освещения всего кадра. Зависит от типа камеры: может быть примерно от 1/30 до 1/250 сек. и разных моделях зеркальных камер.

Focal length (Фокусное расстояние). Расстояние между главным фокусом объектива и фотопленкой, когда объектив поставлен на "бесконечность". Также используется для обозначения оптической силы объектива.

Focal plane shutter (шторный затвор). Тип затвора, используемый на всех аппаратах SLR и многих сред-неформатных камерах. Расположен вблизи пленки.

Focal point (Фокус). Точка, в которой сходятся прошедшие сквозь объектив световые лучи, давая резкое изображение. Термин используется также для обозначения важнейшего элемента в изображении.

Fogging (Вуаль). Случайное попадание света на неэкспонированную фотопленку или фотобумагу.

F/stop (число диафрагмы). Условное обозначение величины диафрагмы объектива (чем цифра больше, тем отверстие диафрагмы меньше).

Grey card (серая карта). Листок серого картона, отражающий 18 процентов падающего на него света, по которому настраиваются экспонометры.

Ground glass screen (матовое стекло). Тип фокусировочного экрана, используемого во многих фотоаппаратах.

Guide number (ведущее число). Указывает на мощность вспышки (вычисляется при измерении расстояний в метрах из расчета на пленку светочувствительностью 100 ISO).

High key (высокий ключ). Тип изображения, в котором преобладают светлые тона.

Highilights (света . Самые светлые части объекта или кадра.

Hyperfocal distance (Гиперфокальное расстояние). Точка наводки, при которой достигается оптимальная глубина резкости при данной диафрагме объектива.

Incident light reading (замер освещенности). Метод измерения света, падающего на ваш объект, в отличие от света, отражаемого объектом. Измеряется ручным экспонометром. См. Reflected metering (замер яркости)

Infrared filter (Инфракрасный фильтр). Зрительно непрозрачный фильтр, пропускающий только инфракрасный свет. Используется с инфракрасной пленкой.

Iris (Ирисовая диафрагма). Другое название диафрагмы.

ISO - сокращение International Standards Organization - признанная международная система измерения светочувствительности пленки.

Kelvin (Кельвин). Единица измерения цветовой температуры света.

Key light (ключевой свет). Основной (рисующий) свет при освещении несколькими источниками. От него зависит величина экспозиции.

Leaf shutter (Центральный затвор). Тип затвора, встречающийся во многих среднеформатных и всех широкоформатных камерах. Затвор такого типа встроен не в саму камеру, а в объектив, и действует, как ирисовая диафрагма, допуская синхронизацию вспышки со всеми скоростями затвора.

Lifesize (В натуральную величину). Термин, используемый в макрофотографии, когда объект имеет на кадре пленки те же размеры, что и в действительности.

Line film . Высококонтрастная черно-белая пленка, почти полностью исключающая серые тона. Предназначена для штриховых оригиналов.

Low key (низкий ключ). Изображение, в котором преобладающие темные тона создают драматический, мрачный эффект.

Magnification ratio (Масштаб увеличения). Соотношение размера объекта на пленке сравнительно с тем, какой он имеет в действительности.

Masking frame (рамка для бумаги). Прикрывает лист фотобумаги во время экспозиции, чтобы он оставался плоским; дает возможность сохранить белые поля вокруг отпечатанного изображения.

Medium-format (Среднеформатная камера). Камера, использующая пленку типа 120. Позволяет получать изображения размером 6x4,5; 6x6; 6x7, 6x8 и 6x9 см.

Mirror lock (Фиксатор зеркала). Имеющееся в некоторых фотоаппаратах приспособление, позволяющее перед съемкой фиксировать зеркало в верхнем положении с целью предохранения камеры от сотрясения.

Monochromatic (Одноцветная, монохромная фотография). Обозначает черно-белую фотографию либо цветную, в которой изображение состоит из оттенков одного цвета.

Monopod (Вариант штатива). Опора для фотокамеры, имеющая лишь одну ножку.

Multi-coating (мультипокрытие) Тонкое просветляющее покрытие на большинстве объективов и некоторых фильтрах для защиты от рассеивания света поверхностью объектива.

Multiple exposure (Многократная экспозиция). Техника, при которой один и тот же кадр экспонируется несколько раз с целью получения необычных эффектов.

Neutral density filter (Нейтральный фильтр). Фильтр, уменьшающий количество поступающего в объектив света без изменения цветов снимаемой сцены или объекта. Используется для уменьшения чувствительности пленки.

Newton"s rings (Ньютоновы кольца). Рисунки, образующиеся при контакте двух прозрачных поверхностей - например, негатива и прижимного стекла за счет интерференции.

One-shot developer (Одноразовый проявитель). Тип проявителя, который используется только один раз.

One-touch zoom lens. Зум-объектив, устроенный так, что вы можете одним движением фокусировать и зуммировать.

Open flash (Открытая вспышка). Техника, при которой у камеры открыт затвор (обычно в режиме "В") и вспышка нажимается в требуемый момент.

Ortochromatic film (Ортохроматическая пленка). Пленка, нечувствительная к красному цвету, предназначенная для проявления при свете лабораторного фонаря.

Oxidation (Окисление). Процесс, при котором фотореактивы приходят в негодность из-за доступа кислорода; одна из причин, почему их следует хранить в налитых дополна и туго завинченных сосудах.

Panchromatic film (Панхроматическая пленка). Тип пленки или фотобумаги, чувствительной ко всем цветам спектра. Такова нормальная цветная или черно-белая пленка.

Parallax error (Ошибка параллакса). Проблема, возникающая при использовании видоискателя дальномерных и двухобъективных зеркальных фотоаппаратов, из-за того, что система видоискателя и съемочная отделены друг от друга. То, что вы видите в видоискателе, не совсем то, что "видит" объектив. Это особенно заметно при близких расстояниях фокусировки, но в современных компактных аппаратах это корректируется.

Рс socket (Разъем синхроконтакта). Гнездо в корпусе фотокамеры, куда присоединяется синхронизационный кабель от вспышки.

Photoflood. Свет от студийных ламп большой мощности (перекальных) с температурой цвета 3400 К.

Photopearl. Тоже для студийных галогенных ламп с температурой 3200 К

Pinhole camera (дырочная камера). Простой тип фотоаппарата с очень маленьким отверстием для света вместо объектива.

Predictive Autofocusing (Следящий автофокус). Режим автофокусировки, встречающийся на некоторых SLR, следящий за движущимся объектом все время, пока не произведен снимок. Для некоторых моделей учитывает скорость и направление движения, а также делает поправку на время поднятия зеркала.

Primari colours (Основные цвета). Цвета, из которых при их сложении образуется белый цвет. Красный, зеленый, синий - вот три основных цвета спектра.

Prime lens. Любой объектив с фиксированным фокусным расстоянием (например, 28 мм, 50 мм, 300 мм).

Push-processing (Повышение чувствительности пленки). Техника, при которой съемка происходит при установке на камере более высокой светочувствительности, чем обозначена на пленке, а затем с целью увеличения чувствительности пленка подвергается более длительной проявке.

Red eye ("Красные глаза"). Проблема, вызываемая отражением света вспышки от сетчатой оболочки глаз, запечатлевающихся на пленке как красные пятна.

Reflected metering. Система измерения экспозиции с использованием встроенного в камеру экспонометра, измеряющего свет, отраженный от фотографируемого предмета.

Incident light reading Ring flash ("Кольцевая вспышка"). Вспышка с круглой трубкой вокруг объектива для достижения ровного освещения при съемках крупным планом.

Rule of thirds (Правило третей. Композиционная формула, помещающая фокальную точку в одну из четырех точек разделенного на девять равных частей кадра. Основана на принципе золотого сечения.

Selenium cell (Селеновый элемент). Тип элемента в экспонометрах, чувствительный к свету и не нуждающийся в батарее для работы.

Selenium toner (Селеновый тонер). Тонер, делающий черно-белые фотографии долговечными для хранения в архивах, превращая остающиеся соли серебра в стабильный компонент. Может также придавать фотографии легкий оттенок того или другого цвета, в зависимости от типа фотобумаги и разбавления.

Snoot (тубус). Коническое приспособление, надеваемое на осветительный прибор в студии, с помощью которого вы можете направить свет узким пучком.

Softbox (Рассеиватель). Приспособление, надеваемое на студийную вспышку с целью смягчения и рассеивания света.

Stop ("Ступень"). Термин для обозначения одного деления диафрагмы. Закрыть на одну ступень -значит поставить ближайшую меньшую диафрагму, открыть на ступень - ближайшую большую. Скажем, при f/8 "минус одна ступень" будет f/11 а "плюс одна ступень" - f/ 5,6.

Thyristor (тиристорная схема). Энергосберегающая схема, используемая во многих автоматических и согласованных вспышках. Запасает неиспользованную энергию для сокращения времени зарядки следующей вспышки.

Transparency (Диапозитив). То же, что слайд.

Tungsten-balanced film (вечерняя пленка). Пленка, рассчитанная на естественные результаты при освещении лампами накаливания.

Universal developer (Универсальный проявитель). Тип проявителя, в котором можно проявлять и черно-белую пленку, и фотобумагу.

Uprating. Использование пленки при установке камеры на большее ISO, чем значится на пленке, с последующим push - процессом с целью компенсации.

Vanishing point (Точка схода).

Variable contrast paper (Бумага с переменной контрастностью). Черно-белая фотобумага, которая с помощью фильтров может давать различную контрастность, от 0 до 5.

Vignetting. - см. cut-off

Waist-level finder (Поворотный видоискатель). Тип видоискателя, используемого на многих среднеформатных камерах, - в него можно смотреть сверху вниз, а камеру при этом держать на поясе.

Wratten (фолиевые фильтры). Кодаковская марка для желатиновых фильтров. Ценятся профессионалами за высокое качество, но стоят дорого и не долговечны.

Zone system (Зональная система). Система, предложенная покойным Анселем Адамсом. Она состоит в предвидении, каким вы хотите увидеть ваш черно-белый снимок в момент нажатия кнопки затвора, так что благодаря ей вы сможете совершенно точно выбрать экспозицию. Тона в кадре подразделяется на 9 зон: первая зона - черная деталь, девятая - чисто белая, а между этими двумя крайностями - различные градации плотности серых тонов.

Словарь фотографа

Собрание фотографических терминов и устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на русский язык

Автоспуск или таймер - устройство, позволяющее сработать затвору с задержкой, обычно 12 секунд. Это дает возможность сфотографировать самого себя - семьей, с друзьями или на понравившемся фоне.

Автофокус - устройство, автоматически наводящее объектив на резкость. Различают "пассивный" и "активный" автофокус. "Активный" автофокус, действие которого основано на инфракрасном или ультразвуковом излучении, может работать в полной темноте, но он более энергоемкий и дорогой. Чаще в "мыльницах" используется "пассивный" автофокус при котором анализируется контраст объекта (максимальный контраст достигается при резком изображении).

Блик - яркое световое пятно на темном фоне. Обычно возникает на полированных и зеркальных поверхностях. В фотообъективах блик может образоваться при фотографировании против света. Накладываясь на изображение ухудшает качество фотографии.

Баланс композиционный - пространственное расположение цветовых элементов, светлых и темных участков, а также больших и малых объектов в изображении, обеспечивающее гармонию или равновесие композиции.

Бачок для проявления - светонепроницаемый контейнер для проявки пленки.

Бленда - приспособление в виде полого усеченного конуса или усеченной пирамиды из пластмассы, надеваемое на объектив фотоаппарата. Бленда препятствует попаданию в объектив световых лучей, не участвующих в образовании изображения, предотвращая появление бликов на снимке. Размер бленды определяется характеристиками объектива. Ошибки при выборе бленды могут привести к виньетированию изображения (затенению периферийных участков изображения).

Боковая подсветка - свет, падающий на объект в направлении, перпендикулярном направлению "объектив-объект"; создает тени и света, придающие рельефность объекту (моделирующий свет).

Видоискатель - устройство фотоаппарата для наблюдения за объектом съемки и определения границ изображаемого кадра. В дорогих аппаратах совмещен с системой наводки на резкость.

Выдержка - промежуток времени, на который открывается затвор фотоаппарата и пропускает к пленке прошедший через объектив световой поток. Измеряется в секундах - 1, 2, 4 сек. или ее долях, обозначаемых в виде дроби: 1/30, 1/60, 1/125, 1/500, 1/1000 сек и так далее. В обиходной речи обычно называют только знаменатель дроби. Чем больше знаменатель, тем короче выдержка и наоборот.

Взаимозаместимость. Согласно этому закону, для любой пленки с заданной светочувствительностью большая выдержка при малом относительном отверстии эквивалентна малой выдержке при большом относительном отверстии. Подробно смотри в статье "Закон взаимозаместимости, или закон Бунзена - Роско". Большинство фотопленок рассчитано на экспонирование с использованием диапазона выдержек от 1/15 до 1/1000 с. Если время экспозиции выходит за пределы этого диапазона, то характеристики пленки могут измениться. Обычно это приводит к уменьшению реальной светочувствительности пленки, изменению контрастности и (в случае цветных пленок) к изменению цветопередачи. Эти изменения вызываются нарушениями или отклонениями от закона взаимозаместимости.

Виньетирование - затемнение по краю изображения на фотографии или слайде. Может вызываться плохой конструкцией объектива, использованием бленды, не соответствующей данному объективу, или установкой нескольких светофильтров на внешней оправе объектива.

Вспышка (Flash) - кратковременный интенсивный импульс света, генерируемый лампой-вспышкой или электронной вспышкой, используемый для подсветки сцены с недостаточным для фотосъемки уровнем освещения.

Выборочная фокусировка - выбор значения диафрагмы, обеспечивающей малую глубину резкости. Этот способ используется для выделения основного объекта на фоне элементов второго плана за счет того, что изображение деталей второго плана получается нерезким.

Гиперфокальное расстояние - расстояние от фотоаппарата до ближайшего резко отображаемого объекта, когда объектив сфокусирован на бесконечность.

Глубина резкости (Depth of Field) - измеряемый в метрах (от и до) диапазон резко изображаемого пространства. Объекты вне этого диапазона будут выглядеть нерезкими. Глубина резкости зависит от установленной диафрагмы: чем больше закрыта диафрагма, тем больше получается глубина резкости и наоборот. Наименьшая глубина резкости - при полностью открытой диафрагме. Глубина резкости зависит и от фокусного расстояния объектива. Короткофокусный объектив дает большую глубину резкости.

Глубина цвета отражает разрядность аналаго-цифрового преобразователя, то есть это характеристика, показывающая, насколько точна информация о цвете каждой точки отсканированного изображения.

Горячий башмак - специальная обойма на фотоаппарате, предназначенная для крепления портативной электронной вспышки. Оснащена электрическими контактами, соответствующими контактам на "башмаке" вспышки и обеспечивающими включение вспышки при нажатии спусковой кнопки затвора. Прямой электрический контакт вспышки с фотоаппаратом устраняет необходимость использования синхрошнура.

Дальномер (Rangefinder) - устройство, входящее в состав многих фотоаппаратов как средство определения расстояния до объекта и фокусировки.

Двойное экспонирование - два изображения, снятые на один и тот же кадр пленки, или два изображения, отпечатанные на одном листе фотобумаги.

Денситометр (Densitometer) - прибор, используемый для измерения оптической плотности участка негатива или бумажного отпечатка. Используется для точной регулировки минилабораторий.

Держатель негатива (Negative Holder) - устройство, предназначенное для фиксации положения негатива в увеличителе в процессе печати или в сканере.

Диафрагма - устройство, отграничивающее прохождение света через объектив (регулируется отверстие объектива). Величина светового потока характеризуется диафрагменным числом - 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32. Смежные значения отличаются в 1,41 раза, при этом световой поток - в 2 раза. Чем больше величина диафрагменного числа, тем меньше света попадает на пленку и наоборот. Диафрагменное число при котором через объектив проходит максимальное количество света, называют светосилой объектива.

Диапазон фокусировки (Focus Range) - диапазон, в пределах которого фотоаппарат способен фокусировать изображение выбранного объекта. Например, от 1,2 м до бесконечности.

Диафрагменное число "f" - число, указывающее на размер диафрагменного отверстия объектива фотоаппарата с ручным управлением. Значения f - f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16 и f/22. Чем больше число f, тем меньше отверстие объектива. В этом ряду значение f/1,4 соответствует наибольшему отверстию объектива, а f/22 - наименьшему. Эти числа называются также ступенями диафрагмы. В сочетании со значениями выдержки они являются параметрами экспозиции.

Динамический диапазон - термин, известный также как диапазон плотностей, показывает диапазон оттенков в оригинале, которые может различить сканер, от абсолютно прозрачного до полностью непрозрачного. Диапазон плотностей измеряется по логарифмической шкале от 0,0 до 4,0. Если Ваш сканер имеет диапазон плотностей 3,0, а сканируемый слайд обладает максимальной плотностью 3,3, то детали цветов плотностью свыше 3,0 скорее всего окажутся черными.

Длительная выдержка - продолжительная выдержка, длительность которой определяется секундами или минутами. Позволяет делать ночные снимки.

Естественное освещение - 1) свет, освещающий объект в данный момент. Естественное освещение объекта без участия фотографа. 2) Естественный свет. Строго говоря, естественное освещение представляет собой излучаемый или отраженный от любых источников свет - от луны до солнца. Применительно к фотографии, естественный свет - это тот свет, который в данный момент освещает снимаемую сцену. Источником естественного света могут быть комнатные светильники, люминесцентные лампы, неоновые огни, свечи, дневной свет из окон, сумеречный свет вне помещения или лунный свет.

Естественные фотографии - фотографии людей, сделанные чаще всего так, что объект съемки не знает, что его снимают. Такие фотографии, как правило, более непосредственны, чем те, в которых люди позируют перед объективом.

ЖК-индикатор (LCD panel) - на жидкокристаллическом дисплее, расположенном на верхней панеле фотоаппарата отображается информация о количестве оставшихся кадров, о состоянии и режиме работы вспышки и выбранном формате кадра.

Заполняющий свет - дополнительный свет от лампы, фотовспышки или отражателя, используемый для смягчения (высветления) теней или темных участков изображения, созданных очень ярким основным светом. Если для создания такого света используется фотовспышка, то режим называется "заполняющей вспышкой" (fill-in flash).

Засветка - потемнение негатива и фотографии или обесцвечивание цветного слайда, обусловленное следующими факторами:

1. воздействием постороннего света на фотоэмульсию;

2. взаимодействием кислорода воздуха с фотоэмульсией в процессе проявления;

3. перепроявлением;

4. использованием пленки или фотобумаги по окончании срока годности;

5. хранением пленки и/или фотобумаги в условиях повышенной температуры и влажности.

Затвор - пластинки, шторка или другая движущаяся перегородка, управляющая световым потоком, поступающим на пленку.

Затенение - перекрывание части светового пучка от увеличителя во время экспонирования фотобумаги с целью высветления некоторых участков изображения.

Зеркальный фотоаппарат - фотоаппарат, в котором снимаемая сцена наблюдается через съемочный объектив.

Зернистость - дискретная или гранулярная структура, проявляющаяся на негативе, фотографии или слайде. С увеличением светочувствительности пленки и степени увеличения зернистость усиливается.

Золотое сечение - одно из самых важных правил композиции. Наиболее важный элемент изображения, располагается на расстоянии примерно 1/3 по высоте или ширине кадра от его границы. Подробнее смотри главу "Правила композиции".

Зум (zoom) - фотообъектив, позволяющий в определенных пределах плавно изменять фокусное расстояние, как бы приближая или удаляя объект съемки. Фактически, такой объектив заменяет одновременно несколько объективов.

Замер экспозиции - Общий (Evaluative) - замер считывает показания освещенности со всех сенсоров и сравнивает полученные результаты с базой данных, основанной на изучении большого количества проверенных композиций кадра. Точечный (Spot) - замер экспозиции оценивает освещенность по небольшому участку в центре кадра. Центрально-взвешенный (Centre-Weighted) - в чем-то схож с общим, т.е. информация об освещенности собирается со всех датчиков, но преимущество в определении экспозиции отдается центральной группе. Матричный (сегментный, сотовый) замер - сложная система замера экспозиции, использующая многосегментный сенсор.

Индексный отпечаток (Photo File Index Print) - небольшой по формату отпечаток, на котором собраны уменьшенные позитивные изображения каждого кадра пленки снабженные номерами. Такой отпечаток облегчает поиск нужного кадра и оформление заказа на изготовление дополнительных отпечатков выбранных кадров.

Кадрирование - выбор границ и формата изображения, имеющегося на негативе или слайде. Используется, как правило, для получения более гармоничного в визуальном отношении изображения. Может также относиться к процессу размещения объектов в поле зрения видоискателя.

Кадрирующая рамка - устройство для удерживания фотобумаги в расправленном (плоском) состоянии в процессе экспонирования. Обычно оснащается подвижными металлическими линейками для кадрирования (ограничения границ экспонируемой части кадра).

Кассета - светонепроницаемое устройство цилиндрической формы, в котором помещается пленка. Установка и извлечение кассеты из фотоаппарата производится на свету.

Композиция - гармоничное размещение объектов снимаемой сцены, при котором основной объект, элементы переднего плана и фона расположены в соответствии с требованиями визуальной гармонии.

Конденсорный увеличитель - увеличитель, в котором негатив освещен жестким нерассеянным светом, обеспечивающим высококонтрастное и очень резкое изображение на отпечатке. Любые царапины и недостатки на поверхности негатива при таком освещении усиливаются.

Конденсорный увеличитель с рассеивающим тубусом - фотоувеличитель, сочетающий рассеянное освещение с конденсорной системой. Обеспечивает более контрастное изображение с четкой проработкой деталей, чем увеличитель с рассеивающим осветителем, но менее контрастное, чем конденсорный увеличитель.

Контактная печать - отпечаток, полученный путем экспонирования фотобумаги, к которой вплотную прижат негатив. Изображение на таком отпечатке получается того же размера, что и на негативе.

Контраст - диапазон изменения оптической плотности светлых и темных участков изображения негатива, бумажного отпечатка или слайда; диапазон изменения яркости освещения объекта или снимаемой сцены.

Контровое освещение - свет, освещающий объект со стороны, противоположной к объективу и направленный в его сторону. Благодаря этому объект отделяется от фона. Если контровой свет очень яркий, видны только очертания объекта или силуэт.

Макрообъектив - объектив, обеспечивающий фотосъемку в диапазоне расстояний от бесконечности до нескольких сантиметров. Такой объектив позволяет получать изображения в масштабе 1:2 (половина натурального размера) или 1:1 (в натуральную величину).

Макросъемка

Макросъемка - режим работы, позволяющий снимать крупным планом очень мелкие объекты.

Минилаборатория - машина для цветной фотопечати, установленная в магазине и обеспечивающая фотолюбителям услуги по проявке и цветной печати.

Монопод - разновидность штатива с одной точкой опоры (ногой). Такой штатив удобен при использовании с длиннофокусными объективами - он пчти не ограничивает мобильность, нечувствителен к неровностям поверхности, но, одновременно, позволяет делать качественные снимки сверхдлиннофокусными объективами.

Моторный привод - механизм для перевода пленки на следующий кадр и взвода затвора, приводимый в действие электромоторчиком, питающимся от батарейки. Широко используется для регистрации на пленке непрерывных процессов путем покадровой съемки через заданный интервал времени, а также для дистанционной регистрации изображений.

Мягкое освещение - освещение с низким или умеренным контрастом. Такое освещение реализуется в облачный день.

Мягкорисующий объектив - съемочный объектив, создающий оптическое изображение объекта с пониженным контрастом (как бы смягченное по контрасту) без резко выраженных деталей.

Насадочная линза для макросъемки - специальная положительная линза, навинчивающаяся на внешнюю кромку оправы объектива, для фотосъемки с расстояний, меньших, чем предусмотрено инструкцией для штатного объектива.

Насыщенность - одна из характеристик объективного зрительного восприятия цвета. Определяет степень выраженности цветового тона и обычно ассоциируется с количеством красителя в растворе или на окрашенной поверхности. Измеряется в процентах. Насыщенность характеризуется такими определениями, как "живая" (vivid), "сильная" (strong) или "глубокая" (deep). Ненасыщенные цвета характеризуются определениями "тусклый" (dull), "слабый" (weak) или "вымытый".

Неактиничное (безопасное) освещение - безопасное для фотоэмульсии освещение с помощью фотолабораторного фонаря, снабженного защитным светофильтром.

Негатив - чаще всего так называют проявленную фотопленку, готовую для печати с нее фотографий. Изображение на ней обратное по яркости и цвету.

Недоэкспонирование - состояние, при котором на пленку попадает недостаточное количество света. В результате получается "тонкий", прозрачный негатив, темный слайд или грязно-серый отпечаток.

Нормальный объектив - объектив, позволяющий получить на фотографии изображение с перспективой, близкой к тому, как его воспринимает глаз человека. Фокусное расстояние нормального (штатного) объектива меньше фокусного расстояния длиннофокусного или телеобъектива и больше фокусного расстояния широкоугольного объектива.

Объектив - один или несколько линзовых элементов, изготовленных из специального оптического стекла или пластмассы, предназначенных для формирования резкого изображения на фотопленке, фотобумаге или на проекционных экранах.

Объектив с просветляющим покрытием - объектив, у которого поверхность внешнего линзового элемента покрыта несколькими слоями прозрачного материала. Толщина каждого из таких слоев составляет доли длины волны падающего света. Наличие такого покрытия ("просветляющего") уменьшает отражающую способность объектива, благодаря чему на пленку попадает больше света. Объектив с просветляющим покрытием обладает большей светосилой, чем объектив без просветляющего покрытия.

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием - объектив, сфокусированный на заводе на определенное расстояние. Такой объектив во время фотосъемки обеспечивает с учетом его глубины резкости нормальную фотосъемку без фокусировки. см. Свободный фокус ("focus free").

Ортохроматический - термин, означающий, что пленка чувствительна к синей и зеленой областям спектра.

Осветляющее вещество - химическое вещество, нейтрализующее гипосульфит в фотоэмульсии пленки или фотобумаги и обеспечивающее получение изображения, более стабильного к воздействию факторов окружающей среды.

Освещение отраженным светом вспышки - свет вспышки или лампы, отраженный от какой-либо поверхности (например, от потолка или стен), и обеспечивающий эффект естественного освещения.

Освещение с использованием ламп накаливания - свет от обычных ламп накаливания с вольфрамовой спиралью. Отличается от света люминесцентных ламп тем, что максимум излучения смещен в сторону желтой части видимого спектра, в то время как максимум излучения люминесцентных ламп смещен в сторону сине-голубой части спектра. Для съемки с таким освещением необходимо использовать специальную пленку для ламп накаливания.

Отпечаток - позитивное изображение, отпечатанное, как правило, с негатива на бумаге.

Отражатель, рефлектор - любое устройство, используемое для отражения света в направлении объекта.

Панорама - снимок, сделанный с большим углом охвата, например пейзажа или большой группы людей.

Панхроматический - характеристика пленок, способных регистрировать цвет во всем диапазоне видимого спектра так, как его воспринимает глаз человека, т.е. с тем же соотношением относительных яркостей, какое имеет снимаемый объект.

Параллакс - параллакс представляет собой явление несовпадения границ поля изображения, наблюдаемого в окне видоискателя, с границами кадра на пленке. Это явление проявляется наиболее заметно при съемке на близких расстояниях. Причина параллактического смещения обусловлена пространственным разнесением оптических осей съемочного объектива и видоискателя. Однообъективные зеркальные фотоаппараты не обладают параллаксом, поскольку изображение снимаемого объекта в поле зрения видоискателя формируется через съемочный объектив.

Передний план - пространство между фотоаппаратом и главным объектом съемки, объекты расположенные на снимке ближе, чем главный объект съемки.

Перемешивание - процесс поддержания равномерного движения жидкости в ваннах с проявителем, стоп-раствором или фиксажем при обработке пленки или фотобумаги. Перемешивание способствует ускорению процесса обработки фотоматериалов, равномерности проявления и предотвращению появления на поверхности посторонних пятен и других дефектов.

Переэкспонирование - состояние, при котором на пленку поступает слишком много света, что приводит к повышению плотности негатива, а слайд или фотография становятся слишком светлыми.

Перфорационные отверстия, перфорация - прямоугольные отверстия, расположенные на равных расстояниях друг от друга по обеим кромкам 35-мм пленки. Служат для транспотрировки пленки в фотоаппарате.

Печать данных на обратной стороне фотографии - информация, отпечатанная на обратной стороне фотографии, изготовленной в фотолаборатории. Обычно на обратную сторону фотографии, сделанной с 35-мм пленки, наносятся номер кадра и данные цветокоррекции. На обратной стороне отпечатка, полученного с пленки типа APS, наносятся номер кадра, номер кассеты и дата обработки; дополнительно может включаться такая информация, как текст, сделанный фотографом и дата съемки.

ПЗС матрица - фоточувствительный, размером с почтовую марку кристалл полупроводника, называемый прибором с зарядовой связью (ПЗС), выступает в качестве замены фотопленки в цифровых фотоаппаратах и служит для преобразования воспринимаемого изображения в пикселы (элементы изображения). ПЗС применяются также в сканерах, факсимильных аппаратах и видеокамерах. ПЗС содержат сотни тысяч или даже миллионы резисторов, или элементов выборки. Чем больше элементов-ячеек в ПЗС, тем выше разрешение и качество изображения. При открывании затвора фотокамеры свет, попадая на ячейки ПЗС, приводит к образованию электрического заряда; чем больше света, тем больше ток. В темных местах заряд не образуется. Для получения цветного изображения оно пропускается через многослойный набор, содержащий красный, синий и зеленый светофильтры. После этого свет попадает на пикселы ПЗС, которые чувствительны к красному, синему или зеленому цвету. Эта комбинация пикселов и образует полноцветное изображение.

Пленка - материал для записи изображений, представляющий собой гибкую прозрачную основу, покрытую фотоэмульсией.

Плоское освещение - освещение, создающее слабоконтрастное изображение объекта с минимумом теней.

Плотность - степень почернения участка негатива или бумажного отпечатка, характеризуемая количеством света, прошедшего через негатив (слайд) или отраженного от бумажного отпечатка. Иногда используется для описания степени контрастности изображения (изображения с резко меняющейся плотностью называют контрастными).

Позитив - в отличие от негатива, воспроизведение тонов в позитиве точно соответствует распределению тонов реального объекта. Примером позитивного изображения могут служить фотография и слайд. Позитивное фотографическое изображение на пленке, рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран с помощью проектора.

Показатель контрастности - числовые номера (обычно в диапазоне 1-5) и наименования, характеризующие степень контрастности фотобумаги. По контрастности фотобумаги делятся на мягкие (soft), умеренные (medium), контрастные (hard), высококонтрастные (extra-hard) и особоконтрастные (ultrahard). Такое разнообразие типов фотобумаги обеспечивает получение высококачественных отпечатков с негативов различной степени контрастности. Если негатив очень контрастный, то рекомендуется использовать фотобумаги с малыми значениями показателя контрастности. В этом случае изображение на отпечатке будет ближе всего соответствовать реальному. Для получения нормальных по контрасту отпечатков печать слабоконтрастных негативов должна осуществляться на высококонтрастных сортах фотобумаги.

Поляризационный фильтр - фильтр, который пропускает свет, поляризованный в одной плоскости, и поглощает свет, поляризованный в других плоскостях. При установке такого фильтра на объектив фотоаппарата или источник света можно устранить нежелательные отражения от таких объектов, как водная гладь, стекло и др. Если при съемке солнце находится сбоку, то небо при использовании такого фильтра получается темным.

Портрет – изображение определенного, конкретного человека или группы людей. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету – передача индивидуального сходства человека. Но сходство не следует понимать узко. Оно не ограничивается только копированием внешних признаков. Воспроизводя индивидуальный облик человека, фотограф должен стремиться раскрыть его внутренний мир, сущность его характера. Cредствами фотоискусства он должен создать образ изображаемого лица.

Принтер для контактной печати - устройство, используемое для контактной печати. Представляет собой светонепроницаемую коробку с расположенным в ней источником света и рамку для печати. В рамку вставляется фотобумага с прижатым к ней негативом. Свет падает на фотобумагу со стороны негатива.

Приоритет выдержки/диафрагмы - режим, при котором выдержка/диафрагма устанавливается в ручную, а соответственно диафрагма/выдержка подбираются камерой автоматически. При изменении выдержки/диафрагмы или условий освещенности диафрагма/выдержка автоматически изменяется.

Притемнение - добавочное экспонирование отдельных участков изображения в процессе печати с целью увеличения их плотности. Осуществляется с помощью намеренного затенения светлых участков изображения в момент экспонирования фотобумаги пучком света увеличителя. Для этого можно использовать маски в виде кусочков картона, вырезанных по форме изображения, требующего затенения. Затенение можно производить просто рукой.

Программный режим установки экспозиции - режим определения экспозиции в автоматичском или автофокусном фотоаппарате. Позволяет автоматически устанавливать диафрагму и выдержку, соответстующие правильной экспозиции пленки.

Проявитель - химический раствор, в котором невидимое (скрытое) изображение, находящееся на экспонированной пленке или фотобумаге, превращается в видимое.

Пятна - обесцвеченные участки на пленке или фотобумаге, появление которых вызвано загрязнением раствора проявителя, недостаточным фиксированием, промывкой или перемешиванием.

Ракурс - положение фотоаппарата (высокое, среднее или низкое) относительно объекта съемки. Использованием необычных ракурсов достигаются интересные зрительные эффекты.

Автофокус (AF) - система, с помощью которой фотоаппарат автоматически фокусирует изображение выбранной части снимаемого объекта.

EV (экспозиционное число, Exposure Value) - условное число, характеризующее условия фотосъемки и служащее для определения экспозиции (задания пары выдержка/диафрагма). EV 1 соответствует при ISO 100 экспопаре 1с и F 1,4. Каждое последующее целое число EV соответствует удвоению экспозиции.

ISO - Международная организация по стандартизации. В фотографии «ISO» используется для обозначения светочувствительности фотоматериалов. Светочувствительность к свету по стандарту ISO обозначается числом, как например, ISO 200. Чем выше это число, тем больше светочувствительность пленки или матрицы.

RAW - формат записи изображения. Представляет собой необработанные данные с матрицы фотоаппарата, после оцифровки процессором. Позволяет получить самое высокое качество изображения. Для работы с этим форматом используются специальные программы – RAW – конвертеры.

TTL (Through The Lens — через объектив) - используется в двух значениях, первое — это замер через объектив, второе значение — это система управления вспышкой, также использующая замер через объектив. «Вспышечный» TTL позволяет определить величину импульса вспышки, необходимую для нормального экспонирования кадра, в данном случае замер происходит во время экспонирования при открытом затворе, датчиками в камере измеряется свет, отраженный от пленки и от камеры передается сигнал вспышке, по которому она прекращает импульс.

Зум (трансфокатор) - это устройство для изменения фокусного расстояния объектива, которое позволяет оптически приближать или отдалять объекты съемки. При помощи зуммирования удобно изменять масштаб и компоновать кадр, фотограф при этом может оставаться на месте.

AUTO – полностью автоматический режим съемки, в котором невозможна регулировка параметров съемки.

Баланс белого (White Balance) — это функция, позволяющая компенсировать искажения цветов, вызванные разными источниками освещения (солнечный свет, лампа накаливания или флуоресцентный свет). Большинство цифровых фотокамер имеют функцию автоматической настройки баланса белого. При автоматической настройке система обработки изображения настраивает цветовую чувствительность камеры, так чтобы конечное изображение имело примерно одинаковые уровни всех цветовых составляющих.

Башмак (Shoe) - специальное приспособление на корпусе фотоаппарата для установки внешней вспышки. «Горячий» башмак (hot shoe), имеет синхроконтакт для включения вспышки, благодаря которому вспышка срабатывает одновременно с затвором.

Байонет - от французского «штык» — узел сопряжения объектива (lens) и корпуса/тела (body) камеры. До байонета использовалась резьба (двух типов), которая сохранилась в некоторых камерах до настоящего времени. Байонет по сравнению с резьбой имеет много плюсов, основные из них — возможность более оперативной замены оптики и более точная установка объектива (байонет в отличие от резьбы имеет фиксированное положение), а также удобство передачи информации от body к объективу.

Бленда - это приспособление в виде полого усеченного конуса или усеченной пирамиды из пластмассы, надеваемое на объектив фотоаппарата. Бленда препятствует попаданию в объектив световых лучей, не участвующих в образовании изображения, предотвращая появление бликов на снимке. Размер бленды определяется характеристиками объектива. Ошибки при выборе бленды могут привести к виньетированию изображения (затенению периферийных участков изображения).

Брекетинг (эксповилка) — это автоматический режим серийной съемки, в котором каждый кадр снимается с разными смещенными друг относительно друга значениями экспозиции (с разной выдержкой и диафрагмой), с недодержкой и передержкой. Этот режим обычно используется в сложных световых условиях, когда тяжело точно определить требующиеся диафрагму и выдержку.

Снимки с брекетингом ±2 ступени

Ведущее число вспышки (GN или Guide Number) - максимальное расстояние (в метрах или футах), на котором вспышка может осветить объект для правильной экспозиции, при диафрагме f/1 и чувствительности ISO100. Например: вспышка с ведущим числом 56, при съемке с ISO100 и диафрагме f/5.6 правильно осветит объект, находящийся на расстоянии 10м, при съемке с ISO400 – 20м. Общая формула связывающая ведущее число с диафрагмой и расстоянием: расстояние = В.Ч. / Диафрагменное число, для ISO100. При съемке с другим значением ISO, полученное расстояние надо умножить на корень квадратный из чувствительности вашей пленки деленной на 100 (1.41 для ISO200, 2 для ISO400, и т.д.)

Выдержка, скорость затвора (англ. shutter speed) - время, в течение которого свет воздействует на фотоматериал или матрицу. Стандартный ряд выдержек 1/2000, 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, ¼, ½, 1, 2 секунды и т.д. Короткие выдержки позволяют «заморозить» движущиеся объекты, а длинные — «смазать».

Видоискатель (Viewfinder) - это оптическое устройство в фотоаппарате для определения границ пространства объектов, изображаемого съемочным объективом на фотопленке в пределах границ кадра.

Виньетирование - это затемнение по краю изображения на фотографии или слайде. Может вызываться плохой конструкцией объектива, использованием бленды, не соответствующей данному объективу или установкой нескольких светофильтров на внешней оправе объектива.

Вспышка - это кратковременный интенсивный импульс света, генерируемый лампой-вспышкой или электронной вспышкой, используемый для подсветки сцены с недостаточным для фотосъемки уровнем освещения.

Глубина резкости (ГРИП – глубина резко изображаемого пространства) - максимальное расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими. Глубина резкости зависит от значения диафрагмы и расстояния от объектива до объекта.

Горячий башмак - это специальное приспособление на фотоаппарате, предназначенная для крепления портативной электронной вспышки, которая оснащена электрическими контактами, соответствующими контактам на «башмаке» вспышки и обеспечивающими включение вспышки при нажатии спусковой кнопки затвора. Прямой электрический контакт вспышки с фотоаппаратом устраняет необходимость использования синхрокабеля.

Гиперфокальное расстояние - это расстояние от фотоаппарата до ближайшего резко отображаемого объекта снимаемой сцены, когда объектив сфокусирован на бесконечность.

Гистограмма - график распределения тонов на изображении. На горизонтальной оси отображается шкала яркостей тонов от белого до черного, на вертикальной число пикселей заданной яркости на изображении. Гистограмма позволяет более точно установить экспозицию.

Диафрагма — отверстие объектива, изменяемое подвижными лепестками. Каждому значению диафрагмы соответствует число f, которое определяется отношением диаметра отверстия к фокусному расстоянию объектива. Чем больше число f, тем меньше отверстие объектива. Поэтому f 8 означает, что величина отверстия равна одной восьмой фокусного расстояния данного объектива. В творческом плане величиной диафрагмы регулируют глубину резкости. Чем меньше число f, тем меньше глубина резко изображенных объектов.

Динамический диапазон - разность яркостей самой светлой и самой темной областей изображения. Если снимаемый сюжет содержит множество тональных переходов от очень ярких до почти чёрных тонов, то такой сюжет имеет широкий динамический диапазон. Чем большую разность в яркости способен воспринимать светочувствительный материал, тем больший динамический диапазон он имеет (широкий динамический диапазон).

Естественное освещение - это естественный свет. Строго говоря, естественное освещение представляет собой излучаемый или отраженный от любых источников свет — от луны до солнца. Применительно к фотографии, естественный свет — это тот свет, который в данный момент освещает снимаемую сцену. Источником естественного света могут быть комнатные светильники, люминесцентные лампы, неоновые огни, свечи, дневной свет из окон, сумеречный свет вне помещения или лунный свет.

Затвор - это пластинки, шторка или другая движущаяся перегородка, управляющая световым потоком, поступающим на пленку.

Заполняющий свет - это дополнительный свет от лампы, фотовспышки или отражателя, используемый для смягчения (высветления) теней или темных участков изображения, созданных очень ярким основным светом. Если для создания такого света используется фотовспышка, то режим называется «заполняющей вспышкой» (fill-in flash).

Импульсный источник света - это источник света предназначенный для создания кратковременных световых вспышек большой интенсивности при их работе в специальных осветительных приборах — импульсных осветителях. Импульсные источники света включаются автоматически, в момент полного раскрытия затвора фотоаппарата. Для точной синхронизации момента зажигания с требуемой фазой срабатывания затвора импульсные источники света подключаются к фотоаппарату через синхроконтакт

Композиция - это гармоничное размещение объектов снимаемой сцены, при котором основной объект, элементы переднего плана и фона расположены в соответствии с требованиями визуальной гармонии.

Контровое освещение - свет, освещающий объект со стороны, противоположной к объективу и направленный в его сторону. Благодаря этому объект отделяется от фона. Если контровой свет очень яркий, видны только очертания объекта или силуэт.

Кадрирование (Cropping) - это выбор границ и формата изображения. Используется, как правило, для получения более гармоничного в визуальном отношении изображения. Может также относиться к процессу размещения объектов в поле зрения видоискателя.

Макросъемка (другое название — съемка крупным планом) - относится к съемке с близкого расстояния. Позволяет увидеть детали, которые не видно на обычной фотографии. Как правило это фотосъемка объектов с близкого расстояния, не превышающего обычно 50- 60 см. С использованием специальных принадлежностей (макрообъективов, насадочных линз и раздвижного фокусирующего меха) это расстояние можно уменьшить до 20 сантиметров и менее. Масштаб объектов при этом 1:1 и больше.

Кроп (Crop) - площадь изображения, регистрируемого на сенсоре цифровой фотокамеры в сравнении с площадью изображения плёночной фотокамеры с размером кадра 24×36 мм. Большинство зеркальных цифровых фотокамер имеют сенсор, площадь которого меньше площади кадра стандартной фотоплёнки. Фокусное расстояние объектива фактически не меняется, если он используется как с плёночной фотокамерой, так и с цифровой, однако при использовании с цифровой фотокамерой возникает «кроп» — «обрезание» краев изображения. Соответственно уменьшается угол поля зрения объектива.

Кроп-фактор - Значение, которое позволяет получить эквивалент фокусного расстояния объектива, используемого с цифровой камерой, имеющей сенсор меньшего размера чем стандартный кадр плёнки 135 (24×36 мм). Так, например, объектив с фокусным расстоянием 18 — 70 мм при использовании с цифровой фотокамерой Nikon D90, имеющей кроп-фактор 1,5, эквивалент для пленочной фотокамеры составит 27 — 105 мм, то есть угол поля зрения будет соответствовать объективу с фокусным расстоянием 27 — 105 мм, используемым с плёночной фотокамерой. Угол поля зрения в этом случае составит приблизительно 73° — 23° по диагонали кадра.

Недоэкспонирование - это состояние, при котором на светочувствительный материал или сенсор попадает недостаточное количество света. В результате получается «тонкий» негатив, темный слайд или грязно-серый отпечаток. В цифровой фотографии недоэкспонированный снимок получается темным, с потерями деталей в теневых областях.

Ню (франц. nu — нагой, раздетый), или акт (нем. Akt) - жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному (женскому и мужскому) телу. Значительное место в жанре ню занимают работы с обнаженной натурой эротической направленности (эротика).

Нормальный или штатный объектив - это объектив, позволяющий получить на фотографии изображение с перспективой, близкой к тому, как его воспринимает глаз человека. Фокусное расстояние нормального (штатного) объектива меньше фокусного расстояния длиннофокусного или телеобъектива и больше фокусного расстояния широкоугольного объектива.

Освещение отраженным светом вспышки - свет вспышки или лампы, отраженный от какой-либо поверхности (например, от потолка или стен), и обеспечивающий эффект естественного освещения.

Объектив – устройство, состоящее из линз, системы управления ими (ручной или автоматической), байонета для крепления к камере, заключенное в цилиндрический корпус. Предназначено для формирования изображения на чувствительном элементе (пленке или сенсоре).

Перспектива - это передача на плоскости фотоснимка объемности изображения предметов, создающая ощущение глубины пространства. Перспективные искажения возникают в случаях съемки с малого расстояния с нижней или верхней точек съемки, а также в результате использования короткофокусных объективов.

Переэкспонирование - это состояние, при котором на пленку или сенсор поступает слишком много света, что приводит к повышению плотности негатива, а слайд или фотография становятся слишком светлыми. При этом происходит потеря деталей в светлых областях, так называемый пересвет.

Приоритет выдержки (Tv, S, Shutter priority) – полуавтоматический режим съемки, при котором выдержка выставляется вручную, а диафрагма подстраивается автоматически (на основании замера).

Приоритет диафрагмы (Av, A, Aperture Priority) – полуавтоматический режим съемки, при котором диафрагма выставляется вручную, а выдержка подстраивается автоматически (на основании замера).

Ракурс - это угловое положение фотоаппарата (высокое, среднее или низкое, а также слева, справа и по центру) относительно объекта съемки. Использованием необычных ракурсов достигаются интересные зрительные эффекты.

Рефлектор, отражатель - это любое устройство, используемое для отражения света в направлении объекта.

Ручной режим (M, Manual) - режим съемки, при котором вручную задаются выдержка и диафрагма.

Светофильтр — это устройство, надеваемое на объектив, которое применяется для изменения характеристик света, поступающего в объектив. В зависимости от назначения, светофильтры подразделяются на защитные, нейтральные, градиентные, цветные, эффектные, поляризационные, насадочные линзы и др.

Светосила объектива - это максимальное отверстие объектива (минимальное значение диафрагменного числа). Светосильный объектив пропускает больше света, чем менее светосильный. Объектив с большой светосилой позволяет использовать короткие выдержки в условиях пониженной освещенности.

Синхроконтакт - специальный разъем для подключения внешней вспышки. С помощью этого разъема можно подключить нестандартную фотовспышку, которая несовместима с «горячим башмаком», установленным на фотокамере. Синхроконтакт часто используется для подключения внешней стационарной вспышки при съемке в студийных условиях.

Синхронизатор – устройство беспроводного управления, предназначенное для согласования срабатывания вспышки, установленной вне фотоаппарата, со срабатыванием затвора.

Стабилизатор изображения - позволяет компенсировать дрожание рук при фото- и видеосъемке и получать более четкое изображение без дрожания. Стабилизаторы изображения бывают двух видов: оптические и цифровые. При съемке с длинными выдержками возникает опасность смазывания изображения в том случае, если фотокамера не закреплена на жёстком основании. Для устранения эффекта смазывания («шевеленки») производители фотокамер используют несколько принципов: Оптическая стабилизация (IS – у Canon, VR – у Nikon, O.I.S. – у Panasonic, OS у Sigma) в которой неподвижность проецируемого изображения на светочувствительный материал (элемент) фотокамеры обеспечивается подвижным элементом оптической системы. Электронная стабилизация, возможна только с фото- видео камерами, имеющими сенсор изображения. При сдвиге фото- , видеокамеры электронная система сдвигает поле считывание с сенсора. В этом режиме возможно использование лишь части полезной площади сенсора. Anti Shake – запатентованная фирмой Konica Minolta система стабилизации, в которой подвижный светочувствительный сенсор отслеживает перемещения изображения, проецируемого на матрицу. Во всех системах движение (тряски, перемещения) фиксируется специальным датчиком.

Софтбокс (от англ. Soft – мягкий и Box – коробка) - это насадка на источник света, предназначенная для создания мягкого рассеянного освещения без резких бликов. Используется в основном в студийной фотосъемке. Софтбокс представляет собой закрытую конструкцию из двух частей: отражателя и рассеивателя. Форма отражателя подобрана таким образом, чтобы обеспечить равномерную засветку рассеивателя (обычно сделанного из белой ткани). В результате получается источник света в виде равномерно засвеченной плоскости достаточно большого размера. Это позволяет получить мягкие тени и высокую детализацию в затененных областях.Чаще всего используются софтбоксы прямоугольной формы, что позволяет получить освещение, подобное свету, падающему из окна. Софтбоксы другой формы используются реже. Длинный и узкий софтбокс называется стрипбоксом. Он необходим для того, чтобы создать четкий блик, подчеркивающий форму объекта.

Тон - это степень плотности светлых и темных участков изображения. Холодные тона на цветных фотографиях соответствуют сине-голубой гамме, а теплые тона — красно-коричневой гамме.

Флэшметр - прибор со светочувствительным элементом, измеряющий интенсивность света, отраженного от объекта или падающего на него, при освещении импульсными источниками света (фотовспышками). Используется как инструмент, помогающий выбрать правильную экспозицию.

Фокусное расстояние - это расстояние от оптического центра объектива до его фокальной плоскости. Фокусное расстояние определяет угол обзора камеры: чем оно меньше, тем больше угол обзора. Чтобы можно было сравнивать углы обзора у камер с разными по размеру светочувствительными элементами, обычно указывается эквивалентное фокусное расстояние для 35-мм пленки. Эквивалентное фокусное расстояние относится к истинному, как диагональ кадра 35-мм пленки относится к диагонали матрицы фотоаппарата.

Фокусировка - это настройка объектива на точное расстояние до объекта, при котором изображение объекта кажется наиболее четким или резким

Фиксированное фокусное расстояние - это характеристика съемочного объектива фотоаппарата, у которого отсутствует возможность фокусировки изображения. Фокусное расстояние такого объектива неизменно или фиксировано.

Фотографическая широта - диапазон яркостей, который линейно передается на пленке. Широта пленки больше всего зависит от ее типа. В случае черно-белой пленки широта сильно зависит от условий экспонирования и проявления.

Цветовая температура - это величина, характеризующая спектральный состав излучения источника света. Определяется температурой абсолютно черного тела, при которой его излучение имеет такой же состав и такое же распределение энергии по спектру, как и излучение данного источника.

Шевеленка - это нежелательные сотрясения камеры, снижающие резкость снимка. Риск сотрясения повышается с увеличением выдержки. Для устранения «шевеленки» камеру закрепляют на штативе, для спуска затвора используют дистанционный пульт, спусковой тросик или автоспуск.

Штатив-тренога (трипод) - это трехногое приспособление для жесткой фиксации фотоаппарата во время съемки с применением длительных выдержек и/или при съемке через длиннофокусные объективы.

Штатив-монопод — это штатив с одной ногой, используемый для фиксации фотоаппарата во время съемки.

Шум (Цифровой шум) - неравномерная (нелинейная) структура изображения, состоящая из мелких элементов, имеющих различия в яркости или цветовом оттенке. Цифровой шум изначально возникает при считывании данных с сенсора фотокамеры ввиду неравномерного заряда светочувствительных элементов. На появление цифрового шума непосредствено влияют такие факторы как характеристики сенсора, температура сенсора, время экспонирования, и косвенно — алгоритм обработки изображения, получаемого с cенсора. Шум может быть как яркостным (Luminance noise), так и хроматическим (Cromatic noise). Обычно фотографии с избыточным шумом выглядят неестественно, являются низкокачественными.

Экспозиция - суммарное количество света, попадающего на фотопленку или другой светочувствительный материал за время открытия затвора фотокамеры. Количество попавшего света зависит от диафрагмы, выдержки и степени освещенности объекта съемки. Это величина, равная произведению освещенности (определяется величиной диафрагмы) фотографического материала на время экспонирования (выдержка, определяется временем, на которое открывается затвор).

Экспонометр - прибор со светочувствительным элементом, измеряющий интенсивность света, отраженного от объекта или падающего на него. Используется как инструмент, помогающий выбрать правильную экспозицию.

Экспокоррекция - возможность ввести поправку к экспозиции. То есть все кадры будут сниматься с недодержкой или передержкой, это необходимо для съемки в автоматических режимах в сложных световых условиях. Размер поправки задается в EV.