Смена обстановки запускает активный нейрогенез. Влияние смены обстановки на ребенка

Смена обстановки в таких обстоятельствах является лучшим лекарством позволяющим переключить внимание и посмотреть на окружающий мир под иным ракурсом. Она способно положительно повлиять на настроение и помочь освежиться, взбодриться и поменять течение своей жизни.

В своей книге «Разрушитель стереотипов» Грегори Бернс высказал очень умную мысль:

«Порой для того, чтобы сместить систему восприятия из привычной категории, достаточно просто сменить обстановку. Это является одной из причин, по которой рестораны входят в число мест, где часто случаются удивительные открытия. Более радикальная смена окружающей обстановки - скажем, путешествие в другую страну - еще эффективнее. Находясь в незнакомых местах, мозг вынужден мыслить новыми категориями. Именно благодаря этому процессу увеличивается работоспособность мозга, и он начинает метаться вокруг старых идей, но уже с новыми картинками, создавая нечто удивительное и креативное.»

Проще говоря, смена обстановки – это хороший способ заставить работать наше воображение и лучшее решения для выхода из творческого кризиса.

Как сменить обстановку?

То что смена обстановки полезна любому человеку теперь понятно. Но что делать, когда такое «разнообразие» как - дорога на работу, ходьба в магазины, походы в гости и другие «увлекательные» занятия не помогают стряхнуть с себя зашоренность, повседневную рутину и по-новому взглянуть на мир?

Лучше всего взяв отпуск на несколько недель уехать в заграничное путешествие, посетить страну с иной культурой, иными обычаями и традициями, другим климатом и природой. Если вы предпочитаете пассивное времяпрепровождение оправляйтесь на море, понежьтесь на пляже, подышите морским воздухом, погрейтесь на солнышке. Любители активного отдыха могут, к примеру, отправиться в Африку на сафари или устроить тур по Европе, посетив сразу несколько государств, где узнают много нового и получат массу положительных впечатлений.

Заграница это хорошо, но если выехать туда нет возможности, можно прекрасно отдохнуть и на родине . Единение с природой, чистый воздух и отсутствие городского шума - это отличный способ сменить обстановку, понять как разобраться в себе восстановить спокойствие и душевное равновесие, зарядится позитивной энергией, чтобы с новыми силами вернуться к работе. Куда вы отправитесь – на море (реку или озеро), в деревню или решите посетить старинные русские города – решать вам.

«Путешествия учат больше, чем что либо другое. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. » Франс А.

Если необходимо сменить обстановку , отвлечься от рутинных дел и разобраться в себе, а отпуск вам не дают, отправляйтесь в выходные на природу (в лес за грибами, на рыбалку, на дачу, просто в лес на пикник) или еще куда-нибудь. Давно не были в ресторане – пригласите жену (мужа) и вместе отведайте какое-нибудь экзотическое блюдо, ни разу не играли в пейнтбол – отправляйтесь с друзьями и дайте выход всем своим отрицательным эмоциям… всегда можно придумать чем заняться, было бы желание. Важно помнить, что даже за один день при правильном планировании отдыха, можно получить массу новых впечатлений, вернувшись домой абсолютно другим человеком.

В моменты же, когда до отпуска еще далеко и работы так много, что приходится трудиться даже в выходные, а сменить обстановку необходимо, можно просто прогуляться по городу. Посетите места, в которых давно небыли, но которые вызывают у вас приятные воспоминания.

Злотворное влияние тюрьмы и других исправительных учреждений на их обитателей заключается как раз в однообразии окружающей действительности и невозможности изменить обстановку. У свободного же человека всегда есть возможность выйти из помещения и прогуляться. Тогда почему мы, имея возможность, так мало времени проводим в прогулках на свежем воздухе, созерцая окружающий мир? Вместо того чтобы распорядиться внерабочим временем с пользой и немного отдохнуть от унылых будней, мы чаще проводим время однообразно - за компьютером или с пультом у телевизора…

Позвольте себе хоть изредка расслабиться, сменить обстановку и отдохнуть. Проведите время с семьей, близкими и друзьями, с теми, кого вы ни так часто видите. Выйдите из своего обыденного состояния! Живите не только постановкой целей, планированием и расписанием дел, меняйте что-то в собственной жизни, вносите в нее новизну, тогда она заиграет для вас разнообразием красок и подарит вам вдохновение!

Говоря о смене обстановки мы не всегда подразумеваем только отпуск с отдыхом. По сути, менять можно что угодно, на разных этапах и на какое-то определенное (или наоборот неопределенное) время. Можно сменить работу, сменить окружение или даже поменять место жительства. Смена места жительства тоже может быть разной – от переезда в другую квартиру или другой город, до переезда в другую страну. Конечно, происходит это не всегда по причине желания сменить обстановку, но в том числе и из-за нее тоже. На такие меры как смена ПМЖ или поиск новой работы люди часто идут от желания круто изменить свою жизнь. И думаю в большинстве случаев не зря, ведь при кардинальном изменении обстановки, меняется наше отношение к своей деятельности, к себе и другим людям. Так мы осознание чувствуем ответственность за свою жизнь. Строим новые взаимоотношения и учимся правильно расставлять приоритеты.

Смена обстановки в квартире или комнате, в офисе или на рабочем месте тоже является частью ухода от обыденности и хорошим способом освежит восприятие. Смена зрительных образов пойдет вам на пользу и окрасит ваши серые будни. Сделайте перестановку мебели или менее громоздких предметов, произведите уборку и избавьтесь от ненужных вещей. Сделайте ремонт, перекрасьте стены, поклейте новые обои и т.д.

О пользе смены обстановки рассуждают и говорят многие, в том числе и такие забавные ребята как Стас Давыдов . Видео от проекта «Коза» :

Переезд для ребенка – это катастрофа! Оставить весь свой маленький мирок и поехать в никуда – так думает малыш. Лето – именно то время, когда все отправляются из города в деревню или к морю. Как же подготовить кроху к смене места жительства?

Не стоит думать, что чем меньше ребенок, тем более безболезненно он перенесет смену обстановки. Для каждого возраста – свои особенности.

  1. Грудничок чувствует не только волнение взрослых, но и остро ощущает смену обстановки, ведь его мир – это комната с любимыми игрушками. А представляете, что мир вот взял и рухнул?!
  2. Дошкольники реагируют несколько иначе: они очень волнуются, строят планы на будущее, рисуют воображаемую картинку нового места. Для детей 3-6 лет переезд – это интересное путешествие, сопряженное с приключениями. А что там будет, на новом месте, какой будет дом, какие будут улицы, а другие ребята там есть – это лишь малый перечень вопросов, который задают дошколята.
  3. Детишки более старшего возраста воспринимают переезд сдержанно. Для 7-10-леток страшно потерять старых и не найти новых друзей. Даже если переезд – это всего лишь путешествие к бабушке или на море, страхи не становятся меньше. Коллектив – важное условие правильного развития младшего школьника.
  4. Подростки – отдельный разговор. Они более инертны, более подвержены привязанности к дому, чем все остальные категории детей. Для них сложна не столько смена обстановки, сколько зависимость от мнения родителей. Меняя место жительства, подростки как бы соглашаются с мнением взрослых, а уже сам этот факт неприемлем для бунтующей личности.

Как минимизировать вероятность стресса


– это не только путешествие, но и серьезное испытание. Серьезное, но в итоге приятное. Теперь вы знаете, как подготовить чадо к этому событию. Надеемся, наши советы помогут вам в этом.

Влияние смены обстановки на ребенка

Многие дети при различных переездах начинают вести себя нетипично – капризничать, ныть, плакать, проявлять беспокойство. Особенно часто такие симптомы проявляются во время отпуска, при путешествиях в другие страны. Ребенок ведет себя непослушно и вредничает, а родители в это время ругают его и стараются сразу же «придушить» бунт наказаниями и криками, не понимая, что ребенку нужны их тепло и забота.

Для того, чтобы сделать путешествие как можно более приятным, ребенка необходимо к нему готовить загодя. Это зависит от возраста малыша. Совсем маленьким нужно рассказать, что семья отправляется в другое место, где малыш будет всегда находиться с родителями, поэтому ему там будет спокойно и хорошо. Ребенка постарше можно завлечь рассказами о том, что он там может увидеть, какие аттракционы посетить, познакомиться с другими детьми. Чем старше ребенок, тем больше подробностей ему можно рассказать о предстоящем путешествии.

Сделать переезд на новое место для малыша более спокойным и комфортным могут помочь привычные ему вещи – с собой в отпуск желательно взять хотя бы часть любимых игрушек, яркую посуду ребенка, некоторые предметы, которые ассоциируются у него с домом. Это сделает обстановку любого номера отеля или санатория более привычной и домашней, что даст возможность малышу более быстро освоиться и почувствовать себя в безопасности.

Для взрослых детей желательно продумать программу развлечений, чтобы им не было скучно и одиноко. Причем, в данном случае большее значение имеет не масштаб мероприятия (посещение дискотек, театров), а учет интересов подростка. Так, если ребенок интересуется современным кино, то даже сеанс в небольшом кинотеатре понравится ему и принесет больше приятных эмоций, чем посещение наилучшей галереи, где экспонируются работы таких известных художников, как Иван Шишкин , Казимир Малевич и т.д.

Чаще всего дети старшего возраста нервничают на отдыхе и начинают вести себя непослушно именно из-за того, что им нечем заняться. В то время как родители отдыхают и наслаждаются отпуском, дети скучают за домом и ребятами со двора. Поэтому все чаще многие родители выбирают раздельный отдых с детьми-подростками, отправляя их в молодежные лагеря или оставляя дома на попечении родственников.

Если планируется путешествие в одну из экзотических стран, необходимо обязательно позаботиться о нормальном питании для ребенка. И чем меньше ребенок, тем менее явной должна быть смена еды – детский организм не может быстро перестроиться и довольно часто в то время, как взрослые чувствуют себя нормально, отведывая экзотические блюда, дети начинают сильно болеть, появляются симптомы отравления. Поэтому даже во время поездки в дальние страны лучше всего останавливаться в отелях, где есть европейская кухня.

Необходимо следить, чтобы ребенок соблюдал правила личной гигиены – часто проблемы со здоровьем во время смены обстановки у детей проявляются именно по причине несоблюдения элементарных правил. Инфекции, другая вода могут стать причиной плохого самочувствия, поэтому родители должны следить за тем, чтобы ребенок мыл перед едой руки, фрукты, пил только бутилированную воду.

Работа по наблюдению за поведением

Животного

Основные цели работы по наблюдению за поведением животного состоят:

√ в отработке метода наблюдения и совершенствовании умений студентов наблюдать;

√ в формировании представлений о поведении животных;

√ в получении и совершенствовании практических навыков в описании, протоколировании и интерпретации внешне наблюдаемой деятельности, психических состояний животных.

После выполнения домашней работы проводится семинарское занятие с разбором проведенных наблюдений, анализом типичных недостатков и обсуждением наиболее удачно выполненных работ.

В данной работе используется метод «включённого наблюдения», то есть наблюдатель присутствует в поле зрения животного (не прячется), не исключаются коммуникации животного с наблюдателем (если они происходят в период наблюдения, они должны быть зафиксированы).

Наблюдатель влияет на ситуацию наблюдения, вводя в поле зрения животного новый объект. Выбор характера предмета зависит от вида и темперамента животного и общей ситуации наблюдения. Наблюдатель сам решает, какой именно объект будет введен в поле зрения животного. Важным условием наблюдения за животным в этом задании является изменение поведения животного. Если животное игнорирует введение нового предмета в поле зрения, т. е. новый предмет не вызывает никакого изменения в поведении объекта наблюдения, нужно зафиксировать это в протоколе и выбрать другой предмет.

Наблюдение проводится с применением сплошного повременного протоколирования. Иными словами, в протоколе наблюдения фиксируются все внешние проявления животного в единицу времени. Протокол заполняется поминутно.

Наблюдать можно за любым животным (домашними, дикими, знакомыми или не знакомыми наблюдателю), в любой обстановке (естественной или специально организованной наблюдателем).

Наблюдение за животным проводится от 10-30 минут (в зависимости от вида животного и наблюдаемой деятельности) до 2-3 часов.

Условия начала заполнения протокола наблюдения – сам наблюдатель должен перестать быть новым объектом для наблюдаемого животного к началу фиксации поведенческих реакций животного. При моделировании ситуации на третьей-четвертой минуте наблюдения животному предоставляется новый объект. Введение объекта в поле зрения животного ФИКСИРУЕТСЯ в протоколе.

При необходимости (уточнение полученных данных, расширение опыта наблюдения за различными видами животных) проводятся повторные наблюдения за тем же животным или за другими. Сравнение наблюдений за двумя животными позволяет получить дополнительную оценку.

Общие принципы ведения записей наблюдений.

Во-первых , необходимо так строить записи, чтобы каждый протокол наблюдения был снабжен следующей информацией:

1) дата наблюдения (с указанием года);

2) время начала и время конца наблюдения;

3) место наблюдения;

4) условия наблюдения (температуру, а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера, наличие других животных);

5) общее состояние животного к началу наблюдения – нормально, малоактивно, взволновано, больно и т. д.;

6) достаточно подробные данные о животных-объектах наблюдений (вид, пол, кличка и/или номер);

7) фамилия и подпись того, кто проводил наблюдения.

Если наблюдения ведутся на отдельных листах, то вся информация должна быть на каждом листе, если запись идет в журнал, то данные, общие для всех наблюдений, так же, как и применяемые сокращения, можно вынести на титульный лист.

Вo-вторых , записи должны отражать объективные изменения внешнего состояния животного, при этом одинаковые внешние проявления должны быть во всех случаях одинаково отражены в записях.

ПРИМЕР : чтобы проиллюстрировать это положение приведем пример. Допустим, что для обозначения позы льва, лежащего, положив голову на лапы и прикрыв глаза, наблюдатель использует три выражения: «Лев лежит», «Лев спит», «Лев отдыхает». При внешней похожести эти записи обозначают совсем не одно и тоже. В первом случае речь идет о позе животного, т. е. о его положении в пространстве, которое регистрируется совершенно объективно; второе высказывание характеризует физиологическое (или психическое) состояние животного, здесь возможны как объективные (в очевидных случаях), так и субъективные оценки; наконец, третья фраза заключает в себе предположение о причинах, по которым животное проявляет те или иные формы поведения, понятно, что все предположения такого рода носят чисто субъективный характер. Если к тому же наблюдатель каждый раз пишет то, что кажется ему наиболее подходящим, то затем, желая выяснить как часто лев проявляет то или иное состояние, наблюдатель в действительности узнает лишь то, как часто это ему казалось. Кроме того, никакое количественное сравнение частот проявлений столь разноплановых элементов (которые в данном случае полностью взаимоперекрываются) вообще не может быть оправдано.

Ситуация ещё более осложняется, если наблюдатель применяет оценки 2-го и 3-го рода, не будучи в состоянии понять суть происходящего явления. Например, человек, незнающий что широкое открывание пасти – «зевание» – у обезьян – признак агрессивного настроя, по всей видимости расценит эти действия по аналогии с человеческим зеванием, как признак состояния сонливости.

В-третьих , записи должны быть сделаны достаточно аккуратно, чтобы их легко можно было прочесть, все условные обозначения (значки, буквы) нужно расшифровать.

В-четвертых , наблюдать за поведением – это значит отмечать изменения во внешнем состоянии животного. Эти изменения могут быть чрезвычайно многообразны (в принципе любое, самое незначительное движение – изменение внешнего состояния).

Если какие-то движения и изменения во внешнем виде животного вписываются в комплекс фиксированных внешних проявлений видотипичной реакции, то допустимо использовать сокращенное описание этой реакции. В то же время необходимо в примечаниях к наблюдаемым феноменам описать, что входит в фиксируемую реакцию. Рассмотрим это положение на примере.

ПРИМЕР: Кошка вздыбила шерсть – изменение; вздыбила шерсть, изогнула спину, прижала уши, оскалилась и шипит. Все это вместе можно назвать «приняла угрожающую позу». Можно в протоколе наблюдения указать общее название всех поведенческих проявлений («приняла угрожающую позу»). НО в примечаниях необходимо расшифровать, какие объективно наблюдаемые изменения входят в понятие «угрожающей позы»:

«Классическая угрожающая поза кошки: Все четыре лапы у кошки напряженно вытянуты, она как бы стоит на цыпочках, спина выгнута горбом, хвост изогнут, причем шерсть на спине и хвосте стоит дыбом. Угроза дополняется соответствующей мимикой: уши прижаты к затылку, нос сморщен, клыки обнажены, уголки рта оттянуты назад. Кошка утробно урчит и периодически шипит»

Все действия той же кошки во время драки с другой кошкой (а в эти действия входит и «вздыбленная шерсть», и «поза угрозы» и многое другое), если сравнить их с состоянием животного до встречи с особью своего вида, – тоже изменение.

Этот пример демонстрирует возможность описания поведения на различных уровнях – от элементарных движений отдельных частей тела до сложных и длительно развертывающихся поведенческих ансамблей (например, репродуктивное поведение колюшки включает постройку гнезда, его охрану, привлечение самки, ритуал ухаживания, оплодотворение икры и т. д.).

На каком уровне проводить описание – это зависит от задач исследования, от поставленных перед собой вопросов, однако для того, чтобы было возможно количественное сравнение полученных результатов между собой, все единицы поведения, используемые при описании действий животного, должны иметь одинаковую размерность, т. е. одни из них не должны входить в другие в качестве составных частей (как, например, «вздыбливание шерсти» входит в «позу угрозы»).

Наиболее распространенный способ описания действий животного – с помощью условных значков, каждый из которых соответствует одному из выделенных элементов этограммы. При разработке значковой системы следует выбирать простые, легкие для написания символы. Существенно повышает возможности записи использование дополнительных служебных значков (например, двойное подчеркивание значка обозначает обоюдную направленность действий, вопросительный знак после значка действия – неудачную попытку совершения этого действия; восклицательный знак – принудительный характер действия по отношению к реципиенту и т. п.).

Продуманный порядок записи позволяет быстро, компактно и удобно для последующего считывания «укладывать» информацию. Например, в начале записи указывают время начала действия, затем – его инициатора (№, буквенный индекс, кличка или иное краткое обозначение конкретного животного). Далее – условные обозначения действий в их естественной последовательности; после описания действий указывают объект, на который они были направлены (в случае социальных взаимодействий), заключает запись время конца действия.

Для фиксации наблюдений можно использовать видеозапись. Это позволяет не отрываясь фиксировать взглядом животное. Сделанные записи необходимо расшифровывать и переписывать в дневник наблюдений, при этом времени на расшифровку затрачивается приблизительно в два раза больше, чем на сами наблюдения. Наличие видеозаписи дает возможность повысить оценку.

Часть времени наблюдения животное может прятаться в укрытии, или по иным причинам быть недоступно для наблюдателя. Мы рекомендуем сразу, по ходу наблюдения, отмечать как долго животное было в поле зрения наблюдателя. Если животное скрылось из вида до введения в поле зрения нового предмета, следует повторить наблюдение за животными или увеличить время наблюдения, пометив в протоколе промежуток времени, когда животное было недоступно для наблюдения.

Оформление работы осуществляется по образцу, представленному ниже.

Цель наблюдения (например: проследить за ориентировочно-исследовательской деятельностью собаки в новой обстановке).

Условия проведения наблюдения (например: наблюдение за поведением собаки в естественных условиях при первом посещении дачного участка).

Протокол наблюдения

Наблюдатель (ФИО) ___________________________________________

Дата __________ Время начала и окончания наблюдения ________ – _______

Место наблюдения _____________________________________________

Условия (температура; а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера и т. п.)___________

___________________________________________________________

Общая характеристика животного:

Вид _________________________________________________________

Пол __________ Возраст ___________

Кличка или номер: ___________________________

Состояние животного (активно, пассивно, состояние здоровья) ____________

Моделирование ситуации:

Характеристика нового для животного объекта, на который предполагается вызвать ориентировочную реакцию: __________________________________

__________________________________________________________________

Значение для животного (пища, пугающий объект, игрушка, нейтральный объект)____________________________________________________________

Размер.____________________________________________________________

Способ введения в поле зрения животного _____________________________

__________________________________________________________________

Расстояние ________________________________________________________

Описание поведения животного в каждый отрезок времени (минимум 10 минут): Время (поминутно) Поведение животного, изменение внешнего вида

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Интересная поездка, отдых на море и даже просто смена обстановки лечат стрессы не просто так -- новые впечатления запускают активный нейрогенез, который и помогает спрятать старые воспоминания за новыми впечатлениями.

Гиппокамп Подкорковая область мозга в форме морского конька (от чего и получила название). Имеет чрезвычайно важное значение для формирования памяти и пространственного обучения.

Когда ученые обнаружили в определенном участке гиппокампа стволовые клетки, делящиеся с образованием новых нейронов, они тем самым доказали, что нервные клетки восстанавливаются. Затем удалось показать, что нейрогенез идет не только в детском, но и во взрослом мозге (как у животных, так и у человека). Осталось только доказать, что влияет на рост нейронов. Например, сейчас активно гипотеза, по которой есть связь между нейрогенезом, способностью переживать стресс и влиянием окружающей среды. На сей раз ее экспериментально подтвердили американские специалисты Майкл Леманн (Michael Lehmann) и Роберт Шлоссер (Robert Schloesser) из Национального института здоровья мозга (National Institute of Mental Health) и Национального института здоровья (National Institutes of Health) в Бетесде, США.

Нейрогенез происходит в так называемой субгранулярной зоне зубчатой извилины гиппокампа. Здесь стволовые клетки нервной ткани дифференцируются в новые нервные клетки, которые включаются в нервные связи гиппокампа, а также мигрируют в другие отделы мозга.

Чтобы выяснить, влияет ли этот процесс на поведение животных в стрессовой ситуации, ученые использовали трансгенных лабораторных мышей, у которых при помощи генетической манипуляции заблокировано образование новых нервных клеток. Контрольную группу составили обычные лабораторные мыши.

Как мыши получали комплекс жертвы

Мышей ученые подвергли сильному социальному стрессу. Для этого их подсаживали в чужую клетку, в которой жил незнакомый самец, контролирующий свою территорию. На первом этапе хозяина и чужака разделяли дырчатой перегородкой, так что животные видели друг друга и ощущали чужой запах, но физически не соприкасались.

На втором этапе перегородку открывали на пять минут, и хозяин набрасывался на чужака. Подсаженные мыши защищались от агрессора как могли: они принимали боевую стойку, пытались отражать атаки и сильно били по полу хвостом. Но хозяин, защищая свою территорию, всегда побеждал, и раз от раза поведение подсаженных мышей менялось. Они все реже давали отпор, все чаще забивались в угол и принимали позу подчинения. За две недели драк на чужой территории у них развивался комплекс жертвы -- сильнейшее депрессивное состояние.

Новые впечатления спасают от депрессии

После окончания мышиных боев группы и трансгенных, и контрольных животных разделили пополам. Первую половину групп посадили в свои домашние клетки, а вторую – в клетки с обогащенной средой. В них находились самые интересные для мышей предметы: мягкий материал для гнезда, колеса для бега, лесенки, а также разного размера пластиковые трубки, в которых мыши могли прятаться.

После трехнедельного отдыха в обычных или улучшенных условиях для мышей снова создали конфликтную ситуацию, чтобы сравнить, изменилось ли за это время их поведение. Мыши, отдыхавшие от драк в обычных условиях, при новых столкновениях с агрессором вели себя так же, как и после первого опыта поражений. Они забивались в угол, принимали подчиненную позу и замирали. Все свидетельствовало о том, что их подавленное, депрессивное состояние -- комплекс жертвы -- никуда не исчезло.

Такое же поведение продемонстрировали и трансгенные мыши (у которых не рождались новые нейроны). Причем все, даже отдыхавшие в обогащенных условиях.

Зато мыши из контрольной группы, побывавшие в улучшенных клетках, проявляли гораздо большую активность: они сопротивлялись агрессору и вели себя так, словно забыли о своем негативном опыте поражений.

Биологи провели с мышами дополнительные тесты, чтобы оценить их состояние. Контрольные мыши после пребывания в обогащенной среде по всем тестам отличались от остальных животных, пребывающих в депрессии. Они не утратили исследовательского интереса к незнакомой обстановке, не лишились стремления к удовольствию -- предпочитали воду, подслащенную сахарином, обычной воде, проявляли меньше страха, проводя время в освещенной камере. Депрессивные мыши из остальных групп не проявляли любопытства, не стремились пить именно сладкую воду и отсиживались в темноте.

Но для этого нужны новые нейроны

Эксперимент показал, что пребывание в обогащенной среде вылечивало мышей от депрессии, вызванной поражениями в конфликтах. Но для того чтобы такое лечение подействовало, в мозге должен присутствовать нейрогенез – образование новых нейронов. Если его заблокировать, обогащенная среда не работает.

Рассуждая о механизмах действия обогащенной среды, авторы предполагают, что она снижает эмоциональную реактивность животных и усиливает эмоциональную стабильность. Такой вывод подтверждается снижением в этих условиях выработки гормонов стресса. И по-видимому, образование новых нейронов – необходимое условие для способности справляться со стрессом. А кроме того, новые нейроны включаются в формирование новой памяти, которая необходима для освоения обогащенной среды.

По мнению авторов статьи в журнале Molecular Psychiatry, cимптомы и проявления мышиной депрессии сходны с посттравматической депрессией у человека. А, значит, при лечении последней можно применять те же способы.