Техника фотографии в ночном кубе. Как снимать в ночных клубах

Фотосъемка в ночном клубе требует определенной сноровки и будет настоящим испытанием для фототехники. Недостаток освещения – главная трудность съемки почти в любом помещении, а тем-более в ночном клубе. Засветы от лазеров, стробоскопов и т.д. могут испортить любой снимок. Вспышка «в лоб» не только создаст плохие кадры, но и будет раздражать людей.

Рассмотрим несколько ключевых моментов удачной фотосъемке в ночном клубе.

Итак, сначала про технику:

Фотоаппарат.

Так как в клубе мало света, то будет очень кстати фотоаппарат с полнокадровой матрицей, или чуть меньше – матрицей с кроп-фактором 1.5. Фотографируя в клубе обязательно нужно поднимать ISO, а большие матрицы фотоаппаратов способны создавать меньше шумов на снимках при высоких ISO. Т.е. чем меньше шумов оставляет матрица фотоаппарата – тем лучше этот фотоаппарат подходит для клубов.

Объектив.

Тут светосила на первом месте – чем больше – тем лучше. В идеале F2.8 и меньше. Важно так же наличие широкого угла у объектива. В клубе чаще всего будет востребован диапазон от 10мм до 60мм. Телевик можно с собой не брать. 🙂

Вспышка.

Сразу нужно забыть о встроенной в фотоаппарат вспышке. Ни к чему хорошему использование такой не приведет.

Внешняя вспышка, в идеале, должна быть той же фирмы, что и фотоаппарат. Это даст возможность автоматике фотоаппарата контролировать силу импульса вспышки, что позволит получать куда более красивые снимки. Есть вспышки и от сторонних производителей, но автоматика очень часто может ошибаться при работе с такой вспышкой. Так же, внешняя вспышка, в отличии от встроенной, помогает фокусироваться объективу.

Есть много нужных, и не очень нужных, насадок на вспышки (фильтров, рассеивателей), использование которых значительно облегчает работу фотографа и улучшает конечный результат трудов. Главным достоинством таких насадок на вспышки есть то, что они помогают направить свет в нужную точку и рассеять его. Последнее очень важно, так как именно рассеянный свет создает правильное, естественное освещение объекта и не оставляет бликов (пересветов).

Самый простой пример насадки-рассеивателя:

Это нехитрое приспособление можно сделать самому, из какой-то матовой пластмасски.

Но есть и более сложные рассеиватели:

Это Lumiquest 80/20. 20 процентов света от вспышки с такой насадкой попадает на человека, а 80 процентов уходит в потолок (это помогает осветить кадр по всему полю). В случаи, если такого распределения мощности недостаточно – рассеиватель и/или головку вспышки можно повернуть и добиться нужного результата.

Таких устройств очень много, есть даже столь уважаемые портретистами Beauty Dish (тарелка) для портативных вспышек:

В интернет-магазинах можно найти всё и не очень дорого.

Следует еще раз подчеркнуть: рассеиватель на вспышку — абсолютно необходимая вещь.

Несколько слов о выборе правильных настроек фотоаппарата : скорее всего съемка будет вестись в режиме Приоритета Диафрагмы (aV) , а сама диафрагма не будет закрываться более чем на f5.6, возможно придётся пользоваться ручным режимом (М) и выставлять выдержку от 1/30 до 1 секунды. Значение ISO стоит изменять в пределах 400-1600, в зависимости от фотоаппарата, светосилы объектива и мощности вспышки. Длинные выдержки помогут создать красивые эффекты движения. Конечно, «правильные» снимки приходят с опытом и практикой…

Есть еще настройки вспышки – Компенсация, она регулирует мощность вспышки. Если вы заметили, что вспышка излучает меньше света, чем нужно (снимки темноваты), то можно компенсировать это увеличением мощности вспышки. При этом нужно понимать, что мощность самой вспышки ограничена и при достижении ограничения можно поиграться с насадкой на вспышке.

Перейдем к лирике. Советы о том, как принести с клуба домой, хорошие и интересные картинки :

  • Вечеринка становится наиболее интересной после двух-трех часов после ее начала. Постарайтесь не «перегореть» и не посадить все аккумуляторы до этого времени. 🙂
  • Не бойтесь попросить человека немного попозировать, скорее всего он будет этому только рад.
  • Если вас человек просит сфотографировать его – никогда не отказывайтесь. Даже если человек вам абсолютно не интересен.
  • Снимки в движении, в танце будут выглядеть интереснее.
  • Старайтесь найти людей неординарных, интересных, странных. Они могут стать настоящими брильянтами в альбоме с этой party.
  • Снимайте танцовщиц, ди-джеев, хэд-лайнеров в особенности. Снимайте с разных ракурсов и точек, снимайте их в работе и статично.
  • Сторонитесь съемок в дыме. Дым очень снижает качество снимка. Но если все же пришлось сделать такие фотографии, то дым можно убрать в фотошопе контрастом, а так же помогает съемка на длинной выдержке. Кстати, дым может повредить фототехнику, потому что насыщен водяным паром.
  • Не направляйте вспышку «в лоб», прямо на портретируемого. Головку вспышки ставьте на 45-90 градусов (как на иллюстрациях).
  • Заряжайте аккумуляторы фотоаппарата и вспышки перед каждым выходом в ночной клуб. Лучше всего иметь запасных пару штук…

Расскажу о своем первом опыте клубного фотографа. Тогда впервые в жизни мне пришлось снимать пьяных студентов-первокурсников в одном из ночных клубов Петербурга. И поскольку я тоже училась в вузе и жаждала хлеба и зрелищ, работа мне нравилась и, что самое главное, позволяла попадать в злачные заведения совершенно беспрепятственно. А лучшее хобби – как известно, то, что приносит удовольствие, за которое еще и платят. Но вернемся к съемке.

Вообще сразу скажу: съемка в ночных клубах – одна из самых сложных. Фотографировать приходиться в основном в темных комнатах движущихся людей на фоне мигающих разноцветных огней прожекторов и т.п. Причем ни один из источников света не является белым, а постоянно меняющееся освещение создает не самые благоприятные условия. Не смею утверждать, что мой способ – единственно верный, но, возможно, он пригодится начинающим фотографам.

Итак, инвентарь

В своей первой ночной съемке я использовала старенькую камеру с максимальным разрешением в 3 мегапикселя, после этого некоторое время снимала на бюджетную зеркалку Nikon, сегодня у меня полнокадровый 21-мегапиксельный фотоаппарат марки Canon.
Мое личное убеждение – для съемки в условиях плохой освещенности необходимо использовать только зеркалку, если, конечно, вам нужен хороший результат. Причем вовсе необязательно иметь профессиональную камеру высокого ценового сегмента. Знаете почему? Потому что съемка в ночном клубе, почти как фоторепортаж Марша несогласных: всегда есть риск, что технику могут повредить. Хорошо, если для таких случаев в вашей сумке будет вторая камера, а также недорогой зум-объектив со светосилой в диапазоне f/3.2 – 4.5 ну и, конечно, внешняя вспышка.

Подбирая объектив для съемки ночных тусовок, я ориентируюсь на среднеширокий угол с зумом 17-40 мм. Можно, конечно, использовать и широкоугольники с размахом 14-40 мм или вовсе 10-20 мм: такими объективами неплохо фотографировать как большие группы — для демонстрации массовки, так и пары – в окружении толпы. Окончательное решение, какой объектив лучше, зависит и от личного вкуса, и от финансовых возможностей фоторепортера.
Главная и основополагающая необходимость клубного фотографа – это внешняя вспышка. Светосилы фотоаппарата, даже если он топовый, для ночной съемки все равно недостаточно. Вспышку можно использовать как традиционно, просто прикрепив на башмак фотоаппарата, или же с помощью специального кронштейна, соединенного синхрокабелем – для боковой подсветки.

Тип выбранной вспышки не важен: функциональность TTL для съемки в барах и клубах не нужна. Вам будет удобнее, если внешняя вспышка оборудована инфракрасной подсветкой автофокуса: для этого на специальном кронштейне можно установить простой мощный фонарь, чтобы использовать его для дополнительной подсветки


Для создания эффекта мягкого света используйте рассеиватель. Лично мне импонирует простой «лопух» – он работает на «отлично» в любых условиях независимо от площади помещения и высоты потолков. Направлять вспышку непосредственно на объекты я крайне не рекомендую, лучше всего использовать рассеиватель.

Выбираем настройки

Рекомендовать определенные параметры съемки довольно сложно, в первую очередь потому что условия могут меняться значительно. Попробую лишь дать теорию: на что необходимо ориентироваться при установке тех или иных значений камеры.

Задача клубного фотографа использовать максимум окружающего света, это важно для передачи атмосферы ночной жизни. Блики зеркальных шаров, яркие неоновые огни – обязательные атрибуты. Мой совет: избегайте слишком резких лиц на темном фоне. Вообще о том, как правильно снимать пьяную молодежь, читайте ниже.


В первую очередь используйте ручной режим для внешней вспышки. В зависимости от условий съемки установите выдержку на 1/4 или 1/8. Главное – не переусердствовать, иначе получится эффект «пересвета». Иногда требуется медленная синхронизация или же синхронизация по задней шторке. Длинная выдержка необходима для захвата фона кадра – тех самых неоновых огней и пестрой танцующей толпы — это создает визуальные шлейфы движущих объектов, делая кадр более естественным. Сама же вспышка в финальной стадии экспонирования «замораживает» снимаемые объекты.

Настройки камеры тоже устанавливаются в режиме мануала. Чувствительность должна быть высокой, но не слишком, чтобы избежать появления шумов. Тут все зависит от вашей камеры. Например, с Canon 5D Mark II я спокойно снимаю на ISO 200-1240. Но напомню – столь дорогую технику я не советую брать в ночное заведение.

Обычно клубные снимки используются для публикации на интернет-сайтах, поэтому в формате RAW снимать нет ни малейшей необходимости. Однако при печати иллюстраций в журналах или книгах могут вылезти наружу все недостатки и шумы, не заметные на страничке сайта.


Как я говорила выше, предпочтение лучше отдавать недорогим зум-объективам с хорошей светосилой. Чаще всего диафрагму используют полностью, но даже если вы обладатель светосильного объектива – установите значение в диапазоне f/4.5 – 5.6. Этим вы добьетесь большей глубины резкости, учитывайте и то, что автофокусу сложно справляться с движущимися объектами.

Чтобы подчеркнуть игру света, используйте умеренно длинные выдержки, главное – чтобы снимаемые лица получились достаточно резко. При этом не старайтесь добиться «звенящей» резкости, все таки в условиях клуба это сделать крайне сложно.

Даже если вспышка «заморозит» объекты, но затвор при этом открыт довольно долго – вокруг людей появляются ореолы. На мой взгляд, выдержки в 1/6 сек вполне достаточно. Если помещение освещено достаточно – можно остановиться на более коротких значениях выдержки.

Технология съемки

Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу, что фотографировать лучше, находясь на краю танцпола, для того чтобы происходящее на танцполе выступало фоном для снимаемого объекта. В этом случае в кадр попадают цветные огни, а также силуэты движущих людей – их лица будут немного затемнены. В то же время с помощью внешней вспышки легко «заморозить» и сделать резкими снимаемые объекты.

Если вы встанете на танцпол, то огни сзади вас могут создать в кадре некрасивые ореолы. Кроме этого, частенько для эффекта дыма, на «сцену» подбрасывают сухой лед, в условиях которого очень сложно сфокусироваться. Если такой дым попал между объектом и вспышкой – снимок получится неконтрастным. Стоит учитывать и то, что фотограф, находясь в гуще событий, подвергает опасности свою аппаратуру. Никто не застрахован от того, что на вашу дорогущую камеру не прольют алкоголь, или же она не выпадет из рук при случайном толчке. Некоторые отдыхающие могут без конца тыкать вас в бок и хлопать по плечу, дабы привлечь внимание, чтобы сфотографировали именно их. Между тем, несмотря на все сложности, стоя в центре зала, тоже можно получить неплохие кадры, но для этого придется немало потрудиться и изменить некоторые настройки.

Еще один неотъемлемый критерий успеха съемки в ночных клубах – уверенность в себе. Если вы хотите, чтобы люди позировали вам для получения отличного снимка, просто попросите их – на моем веку еще никто не отказывался.

Некоторые хитрости

Пробираясь сквозь толпу, поднимайте камеру высоко над собой – это поможет избежать неприятностей, а, возможно, еще и привлечет внимание к вашей персоне.

Зеркала – отличное средство для создания креативных снимков, используя их, можно усилить световые эффекты. Свет от вспышки, отражаясь в зеркале, придает мягкое освещение кадру, что может оживить фотографию. Но будьте осторожны – главное, чтобы в зеркале не отразились вы сами или же ваша вспышка.


После того как вы сняли людей и хотите удалиться, продемонстрируйте им, что фотография сделана, показав «ОК» большим пальцем вверх. Как бы вам не хотелось, не проверяйте снимки на мониторе фотоаппарата на людях, в противном случае пьяные «клабберы», глядя на вас, тоже захотят посмотреть, насколько хорошо они получились. Отказать им сложно, но, решив показать фотки, вы просто теряете свое драгоценное время. Поэтому если жаждите немедленно просмотреть снимки, лучше уединитесь в укромное место.

Учитывайте, что клубная съемка – это в большей массе снимки из разряда «встаньте тут и скажите «чиииз», которые позже опубликуют на сайте заведения или в модном журнале. Несмотря на это, не поленитесь проявить свою фантазию и попытайтесь сделать по-настоящему креативными кадры, которые могут войти в ваше портфолио. Если, к примеру, снимок по композиции получился отличным, но «хромают» цвета, попробуйте преобразовать изображение в черно-белую гамму. Монохромные фотографии в ряде случае впечатляют не меньше цветных.

О чем никогда не забываем

Клубная съемка для новичков может показаться «непыльной работой» с приятными бонусами: вы посещаете заведение бесплатно, знакомитесь с модными ди-джеями, тусовщиками и завсегдатаями, а иногда получаете напитки бесплатно. Предлагая подобные льготы, заказчики фоторепортажей часто платят не так много, как хотелось бы вам. Я даже слышала, что фотографам разрешают заниматься торговлей брелоков с их клубными фотографиями – но если вы не «продажник», денег вам это не принесет, так что вас попросту используют. Если же вы хотите действительно зарабатывать деньги как фотограф, не стоит прельщаться клубным бонусам, в конечном итоге вы можете поплатиться своей профессиональной репутацией.

Когда я только начинала свой путь фотографа, на дворе стоял 2006 год, а за час я зарабатывала рублей 500. Это может показаться довольно неплохой зарплатой для тех лет, однако сюда закладывается и время на коррекцию снимков, обработку фотографий, а также оборудование, которое вроде как должно когда-нибудь себя окупить. Сегодня за одну фотографию я беру 600-800 рублей. И клуб решает, сколько и какие будет брать снимки, а я решаю, сколько времени я должна потратить, чтобы получить необходимый результат.

Клубная съемка часто оказывается отличной школой для тех, кто только начинает снимать на зеркалку. Печально, что для некоторых заказчиков фоторепортажей с ночных тусовок ведущее значение имеет количество снимков, а не их качество, таким образом, клубы выбирают низкооплачиваемых фотографов. И вам решать, сможете ли вы зарабатывать клубной съемкой, или стоит рассмотреть более выгодные предложения.
Хорошей ночи и отличных кадров!

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами вновь, Тимур Мустаев. Пожалуй, сокращу вступительный монолог и перейду сразу к полезностям: из сегодняшней статьи вы узнаете: как фотографировать в клубе, как при этом настраивать фотоаппарат, а также как избежать конфликтов с посетителями и унести домой «целую» аппаратуру.

Пред тем как начать статью, сразу хочу сказать, что для такой сложной съемки как ночной клуб, подойдет только зеркальная фотокамера, если вы хотите добиться хороших результатов.

Клубная жизнь полна ярких, запоминающихся моментов, поэтому фотосъемка в ночных заведениях может принести не только прибыль, но и приятные эмоции, однако существует и множество подводных камней, о которых следует знать заранее.

С чего начинать?

Итак, по порядку.

Во-первых, прежде чем, соглашаться на «должность» фотографа, вы должны быть морально готовы к тому, что на первых порах к вам будут относиться, как к обслуживающему персоналу: кто-то вежливо, кто-то, нарываясь на грубости, потому как выпивших людей зачастую тянет на геройство.

Частая ошибка начинающих фотографов заключается в стремлении всем угодить и понравиться.

Представьте себе ситуацию: к вам подходит компания молодых людей, просит их сфотографировать, затем еще и показать снимок, возможно даже переснять. Этого ни в коем случае не стоит делать — запечатлейте их и покажите жестом большого пальца, что все отлично, таким образом вы сохраните время, заряд батареи и в конце-концов свои нервы. Желательно не смотрите фотографии после съемки, это привлечет внимание людей, а это вам не надо!

Съемка в плотной компании — это всегда не просто, как в моральном плане, так и в физическом, держите камеру, высоко подняв над собой, так вас заметят и освободят проход.

Борьба со светом

Освещение в клубе является неотъемлемой частью «праздника», поэтому его «перенос» в кадр обязателен для передачи общей атмосферы, однако постоянные излучения стробоскопа и светомузыки могут создать некие неудобства во время фотосъемки.

Съемка со вспышкой верный способ сделать кадр резким и четким при плохом освещении, но здесь никак не обойтись без внешней вспышки, потому что встроенный источник света «съедает» объем и образует нежелательные тени, да и мощность очень мала.

Подсвечивать объекты нужно не напрямую «в лоб», а в связке с с софтбоксом для вспышки или применять при этом , либо в виде пластикового колпачка, либо по форме «лопатки», который сделает свет мягким и без резких бликов. Все же лучший результат получится от софтбокса для накамерной вспышки.

Лучше использовать синхронизатор для вспышки. Если таковой отсутствует, можно просто одеть вспышку на горячий башмак фотокамеры.

Для того чтобы получить креативное фото, стоит поэкспериментировать с настройками синхронизации.

Так, например, используя камеру со вспышкой по первой шторке, в результате прорисуется четкий контур объекта, освещенного источниками постоянного света, а вот задний фон, останется черным. Нас это не устраивает.

Снимая со вспышкой по второй шторке и длинной выдержкой, при этом прорисуется задний фон и когда сработает вспышка, прорисуется сам объект.

Фотографирование без вспышки не принесет желаемого результата.

Настройки фотокамеры

Конкретные настройки посоветовать нельзя, так как свет в клубах разный, но все же основные попробую назвать.

Отключите предварительно TTL режим и выберите мощность ¼ или 1/8, все это делается в ручном режиме фотовспышки.

Вы должны понимать, что съемку мы будем вести на достаточно длинной в пределе 1/6 секунды. В зависимости от яркости света в клубе, можно увеличивать или уменьшать выдержку. Желательно не выходить из границ 1/3-1/8 секунды.

Если у вас зеркальный фотоаппарат с , то ИСО можно устанавливать от 100 доя 1600. Если у вас зеркалка с , лучше не превышать 400.

Добрались мы с вами и до . В данном случае, диафрагма должна варьироваться в пределах f/4.5 – 5.6. Для чего это нужно? При данных значениях, мы достигаем нужную для нас , а также вы должны понимать, что автофокус работает в сложных условиях, и вы снимаете движущие объекты.

Даже если у вас светосильный объектив, необходимо прикрыть его, до рекомендуемой диафрагмы.

Объективы для съемки в клубе

Так как пространство помещения оставляет желать лучшего, нужно с особым вниманием подойти к выбору оптики.

Например, Canon EF-S 24mm f2.8; EF 50mm f/1.8; EF 24-70mm f/2.8L; Canon EF 20-35 mm f2.8L, среди линейки Nikon — 50mm f/1.4; 85mm f/1.4; 20mm f/1.8. Можно и обойтись имеющими в арсенале объективами.

  • Долой стеснение и замкнутость. Не стоит бояться подходить к людям и просить их позировать, зачастую они боятся больше, потому что в ваших руках находится их завтрашнее «будущее».
  • для фотографии играет немаловажную роль. Наиболее выигрышно смотрятся фото, снятые с краю, когда танцпол находится за объектом съемки. Это обусловлено тем, что на фоне присутствуют разноцветные огни, а массовка размывается до силуэтов.Наконец, данное расположение фотографа ограничивает доступ людей к технике и сводит к нулю риски повреждения от случайных столкновений.
  • Использование светоотражающих поверхностей, таких как зеркала, позволяет визуально расширить границы пространства и усилить игру прожекторов. Но в данном случае снимать нужно с осторожностью, чтобы случайно не попасть в кадр.
  • Творческий подход в репортажной съемке – понятие относительное. Очевидно, что снимки, сделанные в клубе, будут из области «встаньте ровно, встаньте рядом», но, тем не менее, напрячь извилины и придумать что-то интересное – важная задача фотографа.
  • Стоит помнить, что основное число кадров должно быть сделано вначале вечеринки, когда гости находятся в хорошем настроении и состоянии «стояния». Можно сделать также несколько кадров ди-джеев, ведущих, барменов, чтобы разбавить танцующих и употребляющих алкогольные напитки.
  • Перед тем как заснять разнополую пару, стоит убедиться, что между ними есть какие-то отношения и своим фотоотчетом вы их не скомпрометируете.
  • Во время разборок и драк, которые иногда случаются, лучше находится вдали и ничего не фотографировать. Как говориться: «Береженого Бог бережет».
  • Клубная фотосъемка является хорошей школой для новичков, однако, в большинстве случаев они работают на количество, а не на качество – это огромная ошибка, сказывающаяся на сумме вознаграждений. Лучше сделать десять отличных снимков, чем сотню «не о чем».
  • Желательно фотографировать в , так у вас будет больше возможности доработать фотографии после съемки.

Прежде чем сказать вам до свидание, хочу порекомендовать видео курс ниже. Если вы новичок в фотоискусстве и хотите полностью понимать свою зеркальную фотокамеру, а также узнать азы теоретической части, без которой просто невозможно двигаться дальше, то вы нашли, что искали. Очень грамотный курс, который дает свои результаты!

Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — если у вас NIKON.

Не знаю, подтолкнула ли вас данная статья на поиски новых приключений или нет, покажет время. А вообще, не бойтесь пробовать что-то новое, кто знает, что уготовила жизнь, навыки никогда не будут лишними.

Подписывайтесь на обновления блога, делитесь с друзьями и близкими ссылкой.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Началось все с походов на многотысячные рейвы и съемок для интернет-порталов. Мне, молодому парню с простенькой камерой, пришлось поначалу испытать страх, неуверенность, растерянность. Но главное я понял сразу: камера мне нужна для того чтобы запечатлеть и показать другим часть того веселья и эмоций, которые я испытывал там, на мероприятии - в клубе или на открытой площадке.

БИОГРАФИЯ

Родился 15 ноября 1985 года в городе Волжский, потом перебрался в Москву. Получил два высших образования, одно из них в Эстонской Академии художеств, на факультете фотографии. Фотографией занимаюсь более 7 лет. В ночных клубах снимаю примерно столько же.

ТЕХНИКА

Nikon D3, 85 mm f/1.4D AF NIKKOR, 50 mm f/1.4D AF NIKKOR, 35mm f/2D AF NIKKOR, 24 mm f/2.8D AF NIKKOR, 70-200mm f/2.8G ED-IF AF-S VR NIKKOR, вспышки Speedlight SB-700, Speedlight SB-800, Speedlight SB-900.

Мои снимки - это мое видение мира. Мгновения моей жизни. Просматривая их, я переношусь в тот миг и испытываю те чувства, которые ощущал, снимая симпатичных девушек, или группу веселящихся парней, или тех же пресловутых звезд на светских раутах.

Ночные клубы - это паутина веселья, бесконечного праздника и... толпы не совсем адекватных людей.

Прежде всего, попадая в толпу, надо быть готовым к тому, что большинство людей отнесется к вам как к обслуживающему персоналу, который обязан их -сфотографировать; при этом кто-то будет просить это сделать вежливо, а кто-то не очень. Не стоит искать конфликтов с подвыпившими или просто наглыми людьми. Если я вижу, что человеку нельзя грамотно объяснить причину моего присутствия, то просто делаю кадры, а дома отсеиваю те, что мне явно не по душе. Не люблю снимать заведомо постановочно, душой и телом люблю репортаж и жизнь текущую как она есть, без вмешательства лиц, попадающих ко мне в объектив. Сомневаюсь, что можно донести мою идею до персонажей, которые перебрали с горячительными напитками и решили сфотографироваться с девочками...

Съемка в плотной толпе ± это всегда сложно и, прежде всего, физически неудобно, ибо нередко приходится носить на себе кучу техники для достижения приемлемых результатов, а это требует определенных навыков и недюжинной силы. Вам обязательно потребуется подходящая камера с возможностью поднять чувствительность до высоких значений, а также комплект светочувствительных объективов. Иначе работать будет весьма нелегко.

Моя камера позволяет мне снимать в большинстве мест без вспышки или с минимальным ее использованием. Поскольку, как уже было сказано, я очень люблю репортаж, то при первой же возможности стараюсь избавиться от вспышек. Но и используя вспышку, и даже ловя людей с «переносным солнцем» в руках (так я ласково называю софтбокс), можно сделать живые снимки. В композиции кадра помимо самого объекта съемки участвуют и другие детали, попадающие в объектив. Наиболее частая ошибка начинающих фотографов заключается в том, что они хотят угодить всем и стремятся, чтобы их кадры нравились и запечатленным персонам, и остальным людям. Снимок, на котором просто изображен человек, вряд ли привлечет внимание зрителей, но если в нем есть задумка, отмеченная деталями, понимающие люди всегда ее оценят.

Использование вспышки - верный способ привлечь внимание к своей персоне. Для репортажа это губительно, поэтому со временем я стал уменьшать свой светоарсенал.

Поначалу я вооружался огромным софтбоксом, с таким теперь ходят практически все клубные фотографы; затем я уменьшил его размер до -LumiQuest SoftBox; теперь же обычно использую сферический рассеиватель от Falcon Eyes. Это, конечно, привлекает внимание зрителей, но заодно вызывает у них бурю смешанных чувств, располагающих к пусть не совсем репортажной, но веселой и эмоциональной съемке, что, на мой взгляд, также является одним из важнейших составляющих элементов фотографии в целом, а уж в ночном клубе ± тем более.

На моей камере нет встроенной вспышки. Я вообще считаю ее непригодной для съемки в сложных условиях. Ведь она делает объект плоским, лишает его заднего фона. Выносная вспышка, напротив, дает больше преимуществ даже для новичка. Поэтому советую не пожалеть денег и купить вспышку, она вам всегда пригодится (например, для фокусировочной сетки, во время съемки без вспышки).

Съемка со вспышкой - это, конечно, самый сложный вид съемки: приходится не только правильно подбирать чувствительность, выдержку и диафрагму, но и рассчитывать импульс излучаемого света. Можно вынести вспышку в руку, используя синхронизацию или спарив две выносные -вспышки - это идеальный вариант для упрощения работы со светом и возможностью снимать практически со студийным освещением. Главное - понять основной принцип работы света, дальше будет легко.

Большинство фотографов-новичков, приходящих в клуб, - это любители ночной жизни, желающие попадать в клуб бесплатно и не имеющие ни малейшего представления о возможностях своей камеры.

Я советую, прежде всего, учитывать, что в ночном клубе темно. Вроде бы все об этом знают; тем не менее, недостаток света остается основной проблемой. Используя вспышку, вы усложняете себе задачу, ведь свет привносится туда, где ему не предполагалось быть, -поэтому вы зачастую видите не то, что вам бы хотелось. Что из этого следует? То, что нам нужно понимать, как работает камера.

Камера любит свет и рисует фотоснимки именно им. А значит, свет - ваш друг и помощник в создании фотографии.

Лампы клубного освещения - это нужная и важная деталь для передачи атмосферы, царящей там. И для того чтобы свет, который вы видите в клубе, попал и к вам на снимок, нужно его туда донести. Импульс вспышки очень сложно подобрать в непредсказуемо меняющемся освещении клуба, в большинстве случаев вы не сможете передать весь свет, который сияет вокруг: он либо попросту забьется вспышкой, либо испортит вам кадр.

Есть два практических варианта решения проблемы во время клубной съемки с выносными вспышками. Во-первых, это высокий показатель ISO, открытая диафрагма и сравнительно небольшая выдержка (от 1/10 до 1/25), импульс света при этом относительно слабый. Это легкий вариант съемки, который дает стабильный результат (за исключением съемки с большим количеством света вокруг, к примеру, при работе стробоскопов). Хорошо подходит новичкам.

Второй вариант - закрытая диафрагма, низкая чувствительность и длиннейшая выдержка до 1 и более секунды, что дает вам возможность нарисовать светом, исходящим от всех источников освещения, все, что вам заблагорассудится.

Есть также варианты съемки лишь с одной вспышкой на отражение, что уже потребует некоторых навыков, ведь вам придется постоянно оглядываться назад, дабы понять, от чего отражается свет. Подобный вид съемки подойдет не для всех заведений, а лишь для тех, где достаточно низкий потолок или отражающие поверхности, а стены окрашены нейтральной светлой краской. Если же вокруг вас будут яркие цвета и много темных элементов, то вы просто сожжете батарейки и сделаете кадры цвета стен.

Я могу много говорить о методах использования вспышек и съемки без вспышки, их существует огромное количество. Но каждый должен сам дойти до того, что ему больше по вкусу. В достижении результатов всегда должна присутствовать некая интрига, иначе, если за тебя все разжуют и почти проглотят, будет неинтересно учиться. Я просидел сотни часов в Интернете, общался со множеством коллег, учился, учился и еще раз учился, чтоб узнать то, что знаю сейчас. Думаю, что каждый должен проделать свой путь, иначе он никогда не сможет назвать себя профессиональным фотографом. Пресловутая профессиональная фотография - не та, что делается после прочтения журнала с описанием всех возможных способов съемки, а та, что создается с душой и сердцем и в первую очередь для себя, а потом уже для клиента - за деньги.

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ СЪЕМКИ В НОЧНОМ КЛУБЕ

Во-первых , если вы всерьез задумались о работе в данной сфере, то стоит потратиться на хорошую технику. Вам быстро наскучит простенькая камера и не светосильный объектив, который будет часто подводить и не давать возможности снять задуманное.

Во-вторых , не бойтесь толпы, ведь вы пришли работать! Открою маленький секрет: многие в этой толпе боятся вас, ведь у вас в руках машина времени, переносящая в прошлое.

В-третьих , не страшитесь пробовать что-то новое. Поиск себя ± это главный движущий фактор в любом деле. Учитесь, пробуйте, развивайтесь.

В-четвертых , делая репортаж, не забывайте о том, что речь идет не просто о съемке присутствующих персонажей, а именно о вашем взгляде на происходящее.

В-пятых , практикуйтесь! И не только в ночных клубах. Снимайте чаще, ведь в фотографии, как и в любом деле, важен опыт. Это то, без чего вы никогда не станете лучшим.

Снимать, учиться и двигаться вперед - вот главные составляющие успеха клубного фотографа. Ах да! Еще важно не стоять на месте, иначе можно пропустить хороший кадр!

Клубная жизнь яркая и зрелищная. Поэтому фотосъемка в клубах - это увлекательное занятие, которое может принести множество потрясающих кадров. Для проведения подобной фотосессии нужно обладать некоторыми навыками, о которых и пойдет речь в данной статье.

В ночном клубе освещение всегда приглушенное, если не сказать больше. Там довольно таки темно. Постоянные вспышки стробоскопа и светомузыка создают непривычные для фотосъемки условия освещения. Чтобы в полумраке фотоаппарат смог запечатлеть изображение, следует пользоваться светосильной оптикой и камерой профессионального или полупрофессионального уровня.

Фотографирование без вспышки

Для съемки без вспышки фотоаппарат лучше переключить в режим приоритета диафрагмы (AV). Чтобы получить нормально освещенное изображение следует увеличить значение светочувствительности (ISO). Увеличивая ISO, стоит помнить следующее:

  • Чем меньше ISO, тем качественные снимки, но при этом они будут получаться более темными, поэтому увеличивать ISO нужно до появления значительного шума на снимках.
  • Чем больше физический размер сенсора камеры, тем меньше появляется шума при повышении ISO.
  • Увеличивая ISO снимки получаются более светлыми, а следовательно можно использовать меньшую выдержку, что позволит получать более четкие и не размытые снимки.
  • При печати и публикации снимков в интернете в маленьком размере шум практические незаметен.

Отдельно стоит поговорить о диафрагме. При открытой диафрагме бывает сложно уместить объект съемки в глубину резко изображаемого пространства.

Для увеличения точности автофокуса можно использовать дополнительную подсветку вспышкой.

Съемка со вспышкой

Чаще всего в клубах фотографируют при помощи одной или двух вспышек. Встроенную вспышку и стационарные приборы освещения практически никогда не используют.

Что может дать встроенная вспышка?

Встроенная вспышка дает слишком плоские изображения с жесткими тенями. Лишь в исключительных случаях встроенная вспышка может хорошо подсветить кадр, например, если грамотно использовать освещение помещения. Контровый свет может служить дополнительной подсветкой и встроенная вспышка не испортит кадр. Свет от встроенной вспышки можно смягчить, одев на неё рассеиватель или отражатель. Это сделает свет более мягким, но уменьшит мощность светового импульса, который будет освещать объекты съемки.

Фотографирование с внешней вспышкой в клубе

В клубах чаще всего используют три схемы съемки с внешней вспышкой:

  • Освещение объектов съемки не напрямую, а при помощи отраженного света от потолка или стен.
  • Вспышка подключена к камере кабелем и находится в руке.
  • Одна вспышка установлена на камере, а вторая подключена кабелем и находится в руке.

Вспышка на «отражение»

При этом вспышка может быть подключена напрямую к горячему башмаку или через кабель и находиться в руках. Главное правило - не направлять вспышку на объект съемки. Желательно, чтобы поверхность, на которую вспышка будет направлена, была светлой. При импульсе вспышки свет отражается от стен и потолка и заполняет всю комнату. Освещение получается не слишком интенсивным, но достаточно мягким и естественным.

Такой способ позволяет освещать большие группы людей, но импульс вспышки должен быть очень сильным. Большинство клубов имеют темные потолки, поэтому в таких условиях вспышка должна работать на пределе. Это быстро посадит батарею. а постоянное использование вспышки на максимальной мощности может привести к перегоранию лампы.

Вспышка на кабеле

Использовать можно не только кабель, но и радиоснхронизатор. Вспышку придется держать в одной руке, а фотоаппарат в другой. Чаще всего вспышку вставляют в софтбокс на ручке. Этот способ дает хороший контроль света и отлично подходит для портретной съемки.

Неудобство заключается в том, что одна рука постоянно занята вспышкой. Это вызывает затруднение в перемещении по залу и настройке камеры.

Две вспышки.

Этот способ позволяет добиться хорошего результата, но количество оборудования, которое находится в руках, увеличивается, а это вызывает некоторые затруднения. Вторую вспышку можно держать в руке, а можно использовать конструкцию, которая описана в статье .

Какие использовать настройки при съемке в ночном клубе?

Если вы держите вспышку в руке, то лучше всего подойдут следующие настройки: вспышка 1/128, ISO 1600, выдержка 1/80 - 1/30, диафрагма f/2.8.

Bulb : вспышка1/8, на камере1/32, ISO 1600, f/9.0.

Bulb позволяет получить очень интересный эффект. При срабатывании вспышки будет прорисовываться передний план. Затем, при удержании кнопки затвора будет более четко прорисовываться задний план. Из-за движения людей и из-за движения камеры в руках дальнейшее прорисовывание картинки будет смазанным. Таким образом, передний план. который прорисовывался благодаря вспышке получится четким, а всё остальное смазанным.