Требования к контрольно-кассовой технике (ккт). Требования, предъявляемые к контрольно-кассовым машинам

Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику установлены ст. 5 ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна (п. 3 "Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями"):
1. Быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
2. Быть исправна, опломбирована в установленном порядке.
Образец марки-пломбы контрольно-кассовой техники утвержден Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 351.
Техническая поддержка контрольно-кассовой техники, нанесение на нее знака "Сервисное обслуживание" и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (при этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов).

3. Иметь фискальную памятьи эксплуатироваться в фискальном режиме.
Фискальная память ККМ - комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ, обеспечивающий некорректируемую, ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, проведенных на ККМ, необходимой для правильного исчисления налогов.
Перечень и формат информации, вводимой в фискальную память контрольно-кассовой техники, при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники утвержден Приказом ФНС России от 08.08.2008 № ММ-3-2/351.
4. Иметь паспорт установленного образца, содержащий отметки о:
- регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию,
- проверке исправности,
- ремонте,
- техническом обслуживании,
- замене программно-аппаратных средств,
- установке средств визуального контроля,
- наклеивании марок-пломб,
- выводе из эксплуатации данной техники.
Отметки в паспорте контрольно-кассовой техники о регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации заверяются печатью налогового органа.
Бланк паспорта версии модели контрольно-кассовой машины утвержден решением Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам от 24.04.2001 (протокол N 2/61-2001).
5. Иметь идентификационный знак установленного образца.
Образец идентификационного знака контрольно-кассовой техники утвержден Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 352.
6. Иметь эксплуатационную документацию(Руководство по эксплуатации, Руководство налогового инспектора, Паспорт, Учётный талон).
Технические требования к контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли, в ресторанах утверждены Письмом Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ России от 28.11.1994 N АО-7-272.
Обязательное техническое условие, которому должна соответствовать ККТ, - наличие фискальной памяти и ее действие в фискальном режиме. Применение техники без фискальной памяти не допускают.
Фискальная память представляет собой электронное устройство, позволяющее фиксировать информацию о наличных денежных расчетах, проходящих через ККТ, и хранить итоговую информацию в течение длительного времени. В фискальную память записывают только итоговые данные за день или смену.
Фискальный режим представляет собой режим функционирования ККТ, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти. Когда вы приобретаете ККТ, она функционирует в нефискальном режиме, это позволяет произвести проверку ее работоспособности, а в ряде случаев - обучить персонал работе на ней.
При регистрации налоговый инспектор производит фискализацию техники, при этом вводит следующие реквизиты: заводской и регистрационный номер кассовой машины, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), дату проведения фискализации, пароль доступа к фискальной памяти. После проведения фискализации фискальный режим отключаться не должен.

При покупке или модернизации онлайн-кассы важно оценивать н только ее функциональные возможности, но и то, насколько она соответствует требованиям ФЗ-№54 «О применении контрольно-кассовой техники». Законодательные предписания касаются кассового аппарата, накопителя фискальных данных, внешнего вида и реквизитов кассовых чеков и бланков строгой отчетности. Все соответствующие требованиям закона онлайн-кассы приведены в реестре ФНС.

Требования к онлайн-кассам, в первую очередь, касаются самого кассового аппарата. Для того чтобы его использование субъектом бизнеса соответствовало законодательным предписаниям, выбранная модель ККТ должна:

  • обладать корпусом, на котором размещен уникальный заводской номер;
  • иметь встроенный таймер, работающий в автономном режиме, и мини-принтер для печати чеков;
  • включать встроенный фискальный накопитель или обладать возможностью его монтажа внутрь корпуса;
  • передавать сведения на накопитель и составлять документацию в электронной форме;
  • пересылать накопленные фискальные сведения определенному оператору фискальных данных (ОФД) в зашифрованной форме, используя любой тип интернет-соединения;
  • печатать кассовые чеки с базовым набором реквизитов и возможностью отображения на них штрих-кода;
  • принимать подтверждения в получении сведений от ОФД и информировать пользователя о его отсутствии;
  • выдавать в печатном виде «Отчет о текущем состоянии счетов» в любое время по запросу проверяющих органов;
  • искать и печатать любые из документов, размещенных на фискальном накопителе, по их номеру.

Все модели ККТ, которые включены в состав реестра онлайн-касс ФНС , соответствует приведенным выше требованиям.

Важный момент: Если фирма решает не приобретать новый, а модернизировать старый кассовый аппарат, то она должна проверить его на соответствие с приведенными выше требованиями.

Фискальный накопитель – на что стоит обратить внимание?

Онлайн-кассы, соответствующие требованиям ФЗ-№54 от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» должны иметь фискальный накопитель, который характеризуется:

  • способностью противостоять угрозам безопасности сохраненных на нем сведений;
  • возможностью шифровать документы, пересылать их ОФД через интернет и расшифровывать обратные послания;
  • присвоение ключа-шифра всем фискальным документам (не более 10 знаков);
  • записью и хранением уникального номера регистрации ККТ и ИНН фирмы;
  • возможностью многократного изменения адреса ОФД в памяти устройства;
  • временной автономной работой и сохранением фискальных сведений при отключении энергоснабжения;

Любой фискальный накопитель должен иметь опломбированный производителем корпус, на котором прописан уникальный номер, присвоенный на конвейерной линии. Записанные на него сведения должны сохраняться на протяжении 5 лет с момента ввода его в эксплуатацию.

Важный момент: На фискальном накопителе в течение месяца должны храниться в неизменном виде отчеты о регистрации, открытии и закрытии смены, текущем состоянии расчетов, кассовые чеки и бланки строгой отчетности. При необходимости они могут быть распечатаны или переправлены в налоговые органы. Источник: Официальный сайт ФНС

Кассовые чеки и бланки строгой отчетности – обязательные реквизиты

Переход на онлайн-кассы выдвигает новые требования и к и бланков строгой отчетности (БСО). Для того чтобы они должным образом удостоверяли акты хозяйственной деятельности, им предписываются такие обязательные реквизиты:

  • заголовок документа;
  • номер смены;
  • дата, время, место совершения хозяйственной операции (адрес здания, номер транспортного средства, адрес сайта и др.);
  • полное название фирмы;
  • ИНН (СНИЛС);
  • режим налогообложения, применяемый в деятельности фирмы (ОСН, УСН, ЕНВД и др.);
  • характер совершенной операции (приток или отток денежных средств вследствие покупки, продажи, уплаты неустойки и др.);
  • наименование объекта сделки – товара, работы, услуги;
  • сумма сделки и форма расчета (наличная или безналичная).

Важно понимать деталь ключевых реквизитов кассовых документов:

В кассовом чеке или БСО обязательно прописываются Ф.И.О. лица, которое курировало сделку покупки или продажи, а также реквизиты самого кассового аппарата (модель, заводской номер).

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Лекция №1. Денежное обращение. Наличные расчеты. Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Задачи учета денежных средств и расчетных операций

Денежное обращение

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах в связи с реализацией товаров, с оплатой услуг, с совершением различных платежей (выплата ЗП, уплата налогов, возврат). Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В сфере обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сфера денежного обращения включает:

Безналично-наличное перечисление посредством записей на счетах в банке.

Наличное обращение в виде денежных знаков, в котором участвуют физические и юридические лица.

Денежные средства любой организации являются обязательным объектом учета и могут находиться в виде:

Наличных денежных средств в кассе;

Денежных средств на расчетном счете и других счетах в банках.

Наличные расчеты

Наличные денежные расчеты – производятся с использованием средств наличного платежа для расчета за приобретенные товары.

Наличные расчеты – расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги. Они производятся путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому лицу во исполнение гражданско-правового обязательства (договор купли-продажи).

Граждане могут осуществлять наличные расчеты между собой и с юр.лицами без ограничений, когда такие расчеты не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Юридические лица в праве производить наличные расчеты, не превышающие 100 тыс.руб.

У наличных денег разная циркуляция. Наличные деньги в обороте физически изнашиваются.

Деньги покидают сферу обращения в том случае, если они привлечены в госбюджет.

Применение ККТ и порядок ведения кассовых операций

Обязательное применение ККТ в соответствии с ФЗ №54 «О применении ККТ» повышает эффективность госконтроля за денежным оборотом в сфере торговли и обеспечивает поступление денежных средств, т.к. позволяет точно определить фактическую выручку и доходность каждого предприятия. Вступлением в силу нового законодательства, регулирующего порядок применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт прибавило немало сложностей, как у продавцов, так и у покупателей.

Контроль за использованием ККТ возложен на глав местных администраций и налоговую гос.службу.


Федеральный закон РФ от 22.05.2003 №54-ФЗ (с изм. от 08.03.2015 года) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». В соответствии с новыми изменениями данного закона выпущен новый законопроект с поправками:

1. Данные с каждого чека будут передаваться в налоговую инспекцию через Интернет.

2. С 1 февраля 2017 года по 1 января 2018 года организации будут выдавать покупателям электронные чеки по требованию, а с 2018 года электронные чеки станут обязательными, а бумажные будут выдаваться только по требованию.

3. Кассовые аппараты станут другими. Вместо электронной кассовой ленты будут использоваться фискальные накопители.

4. Упростится процедура регистрации кассового аппарата в налоговой инспекции, она будет происходить он-лайн. Центры технического обслуживания, где раньше нужно было обязательно регистрировать ККТ в новом законе не обозначены.

5. Изменятся обязательные реквизиты чеков с 2026 года.

Федеральный закон РФ от 22.05.2003 №54-ФЗ (с изм. от 08.03.2015 года) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» обязал осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах, применять при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке (в центрах технического обслуживания), зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств, фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и фискальной памяти, обеспечивать хранение и ведение документации связанной с приобретением, регистрацией и применением ККТ, обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку беспрепятственный доступ ККТ (в переводе контрольно-кассовая техника) используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. ККТ – это ККМ (контрольно-кассовые машины), электронно-вычислительные машины, в том числе персональные комплексы, оснащенные фискальной памятью (для налоговой инспекции).

Федеральный закон РФ от 22.05.2003 №54-ФЗ (с изм. от 08.03.2015 года) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В настоящее время работает ФЗ-54 - закон о ККТ. Организации, применяющие при наличных денежных расчетах ККТ и расчетах с использованием платежных карт, должны выдавать покупателям в момент оплаты, отпечатанные кассовые чеки.

ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, в случае продажи товаров.

Законом о ККТ введено применение ККТ при осуществлении не только наличных денежных расчетов, но и при расчетах с использованием платежных карт.

Организации и ИП могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности вместо кассовых чеков. Законом о ККТ установлено, что отдельные организации и ИП могут производить наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в силу специфики своей деятельности, либо особенностей местонахождения. Согласно закону о ККТ на территории РФ применяются модели ККТ, включенные в Гос.реестр, которые подлежат официальному опубликованию. В случае исключения из Гос.реестра ранее применявшихся моделей ККТ, их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечениия нормативного срока их амортизации.

Законом о ККТ установлена фиксация расчетных операций на контрольной ленте и фискальной памяти. В ККТ, где нет фискальной памяти, должно быть 2 ленты: контрольная и чековая. Новые модели ККТ имеют ЭКЛЗ – электронная кассовая лента защищенная – это программно-аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий долговременное хранение зарегистрированной информации в целях дальнейшей её обработки (для налоговой инспекции).

Закон о ККТ, решая многие вопросы с ККТ, предоставляет указанную документацию, производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память информации и замену накопителей в фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки, проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения по вопросам при проведении проверок, проводят проверки выдачи покупателям кассовых чеков (проводятся контрольные закупки налоговыми органами, без чека ничего нельзя продавать), налагают штрафы, установленные Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».

ТЕМА 2. ККМ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ККМ

Лекция №1. Государственный реестр ККТ. Классификация ККТ в соответствии с

Классификатором ККТ. Требования, предъявляемые к ККМ, порядок и условия ее

Под контрольно-кассовой техникой, которая используется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, а также электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Это предусмотрено в статье 1 Закона № 54-ФЗ.К эксплуатации допускаются лишь те модели, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Госреестр ККТ). Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Закона № 54-ФЗ. Перечень моделей, разрешенных для использования и включенных в Госреестр ККТ, постоянно обновляется.

Требования к контрольно-кассовой технике закреплены в пункте 1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ. Кроме того, технические характеристики и параметры функционирования ККТ определены в пункте 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее - Положение о ККТ). Итак, контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных) и индивидуальными предпринимателями, должна:

Быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Обязательность такой регистрации предусмотрена в статьях 4 и 5 Закона № 54-ФЗ;

Иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

Обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение данных;

Обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

Обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах;

Обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте;

Эксплуатироваться в фискальном режиме;

Регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима;

Иметь часы реального времени;

Быть исправной;

Обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания. На контрольно-кассовую технику, обеспеченную технической поддержкой, поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак «Сервисное обслуживание» (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту). Это делается ежегодно. Образец знака утвержден приказом Минфина России от 18.12.2007 № 135н;

Иметь идентификационный знак установленного образца, содержащий наименование модели ККТ и ее заводской номер. Образец знака утвержден приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 № 352;

Иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию. Марка-пломба (необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники) наклеивается на ККТ поставщиком или центром технического обслуживания после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания. Образец марки-пломбы утвержден приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 №351;

Соответствовать образцу модели, поименованной в Госреестре ККТ;

Иметь знак «Государственный реестр», образец которого утвержден приказом Минфина России от 18.12.2007 № 13бн. Указанный знак наносится поставщиком на корпус машины, только если сведения о данной модели контрольно-кассовой техники включены в Госреестр ККТ;

Иметь паспорт. В нем отражаются сведения о ККТ, в том числе делаются отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.

Пресс-служба МРИ ФНС России № 6 по Белгородской области

Требования к ККТ

Регистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу сведений о произведенных кассовых операциях ОФД, с 1 февраля 2017 г. не допускается за исключением касс, используемых в отдаленных от сетей связи местностях (). Добавим, что к таким местностям приравниваются населенные пункты, в которых численность населения не превышает 10 тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 " ").

Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ
поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.

Новый порядок применения кассовой ттехники предусматривает оснащение всех кассовых аппаратов фискальными накопителями (далее – ФН), которые представляют собой аналог электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), устанавливаемой на кассовую технику предыдущего поколения. Однако новые устройства не только позволяют хранить данные о расчетах, но и являются криптографическим средством. Так, фискальные документы, перед отправкой в налоговые органы с помощью ФН подписываются ключом фискального признака – аналогом усиленной электронной подписи.

Важно отметить, что организации и ИП, применяющие ОСН или совмещающие ОСН и спецрежимы, обязаны производить замену ФН один раз в 13 месяцев. Организации и ИП, применяющие УСН, ПСН и ЕНВД, – один раз в три года. Причем пользователи обязаны хранить ранее использовавшиеся в составе ККТ ФН не менее пяти лет с даты окончания их использования ().

Добавим, что в условиях образовавшегося на рынке дефицита фискальных накопителей Минфин России выпустил разъяснение, согласно которому предприниматели не должны привлекаться к административной ответственности за неприменение ККТ в случае, если ими приняты необходимые меры по соблюдению требований законодательства о применении ККТ. В качестве примера таких мер приведен договор поставки ФН, заключенный с поставщиком в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ ().

В соответствии с новыми требованиями ККТ должна:

  • иметь корпус, заводской номер, нанесенный на корпус;
  • иметь внутри корпуса часы реального времени;
  • иметь устройство для печати фискальных документов (при осуществлении расчетов в Интернете устройство для печати фискальных документов может отсутствовать);
  • осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера ККТ, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в ККТ;
  • обеспечивать в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства для осуществления операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств;
  • обеспечивать возможность установки ФН внутри корпуса и при применении ККТ содержать ФН внутри корпуса, а также передавать фискальные данные в ФН;
  • обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме;
  • исключать возможность формирования кассового чека или БСО, кассового чека коррекции или БСО, содержащих сведения более чем об одном признаке расчета;
  • обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого ФН, включенного в реестр ФН, любому ОФД сразу после записи фискальных данных в ФН, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов, по которым не было получено подтверждения оператора;
  • обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов в Интернете;
  • обеспечивать возможность печати на кассовом чеке или БСО двухмерного штрихового кода, содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или БСО (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека или БСО;
  • принимать от технических средств ОФД подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде;
  • информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через ОФД, а также о неисправностях в работе ККТ;
  • обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа "отчет о текущем состоянии расчетов" в любое время (за исключением ККТ, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в Интернете, в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует);
  • обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в ФН, установленный внутри корпуса ККТ, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в Интернете, в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует) и (или) передачу в электронной форме;
  • исполнять необходимые протоколы информационного обмена ().

НАША СПРАВКА

К понятию контрольно-кассовой техники относятся электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через ОФД и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники ().

ВНИМАНИЕ!

Для ИП, являющихся налогоплательщиками, применяющими ПСН и УСН, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных , за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, требование в отношении указания на кассовом чеке и БСО наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 1 февраля 2021 г. ().

Следует отметить, что применяться может исключительно техника и ФН, включенные, соответственно, в реестр контрольно-кассовой техники (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/) и реестр фискальных накопителей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestr_fiscal/). Эти реестры размещены на официальном сайте ФНС России, в настоящее время в них включены более 70 моделей контрольно-кассовых машин и четыре модели ФН. Кроме того, при покупке новых ККТ и ФН пользователи могут проверить, зарегистрированы ли они в указанных реестрах. Для этого можно воспользоваться соответствующими сервисами, расположенных в разделах "Реестр контрольно-кассовой техники" и "Реестр фискальных накопителей" сайта nalog.ru.

При выборе конкретной модели контрольно-кассовой машины, следует учитывать, что не каждая модель может подходить для конкретного вида деятельности. К примеру, некоторые модели разработаны для применения в такси, другие – на автозаправочных станциях, третьи – в платежных терминалах и так далее. Вы не сможете использовать в ресторанном бизнесе ККТ, предназначенную для работы в такси, поэтому будьте внимательны при покупке кассового аппарата. В реестре контрольно-кассовой техники можно также уточнить особенности применения отдельных видов ККТ, предназначенных, к примеру, для работы только в автоматических устройствах для расчетов, для расчетов в Интернете или только в качестве автоматизированной системы для БСО.

НАША СПРАВКА

К фискальным документам, передачу которых в налоговый орган по новым правилам должна обеспечить ККТ, относятся не только кассовые чеки, но и БСО. Эти документы могут быть как напечатаны на бумажном носителе, так и сформированы в электронной форме ().


Обязанности пользователей ККТ

Устанавливает основные обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты и пользователей ККТ, в соответствии с которыми они должны:

  • осуществлять регистрацию, перерегистрацию и снятие ККТ с регистрационного учета в налоговых органах в установленном порядке;
  • иметь договор с ОФД на обработку фискальных данных, за исключением пользователей ККТ, используемой в отдаленных от сетей связи местностях;
  • применять ККТ с установленным внутри корпуса ФН, соответствующую требованиям законодательства о применении ККТ;
  • выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или БСО в случаях, предусмотренных ;
  • при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в ККТ и в устройства, предназначенные для осуществления операций по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств ();
  • обеспечивать сохранность ФН в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе ККТ;
  • исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к ККТ, программным, программно-аппаратным средствам в составе ККТ и ее ФН;
  • предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;
  • обеспечивать должностным лицам налоговых органов беспрепятственный доступ к ККТ и ФН, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять этим должностным лицам документацию на них;
  • осуществлять замену ФН и расходных материалов;
  • передавать в случае аннулирования разрешения на обработку фискальных данных у ОФД, с которым у пользователя был заключен договор, в срок не более чем 20 календарных дней со дня прекращения действия разрешения на обработку фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы в налоговые органы через ОФД в электронной форме;
  • обеспечивать соответствие информации о сумме расчета в ККТ информации о сумме расчета, полученной от устройства, устройства, предназначенного для осуществления операций по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств ();
  • предоставлять информацию и документы в электронной форме в соответствии с законодательством о применении ККТ в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники (за исключением пользователей, работающих в отдаленных от сетей связи местностях) в случаях, в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным органом
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о применении ККТ.

Таким образом, после выбора и приобретения контрольно-кассовой техники, ее следует зарегистрировать в налоговых органах, кроме того необходимо заключить договор с ОФД на обработку фискальных данных.

Несмотря на то, что по новым правилам заключение договоров с центрами технического обслуживания перестало быть обязанностью, мы рекомендуем не спешить с отказом от услуг специалистов – экономия на техническом обслуживании вряд ли оправдает себя в будущем.