Гермес — Греческий бог. Гермес - бог чего? Древнегреческий бог Гермес Изображение бога гермеса

Эллада всегда была щедра на предания и легенды. Миф настолько глубоко вошёл в сознание древних греков, что стал неотъемлемой его частью, без которой люди не представляли своей жизни. Такое тесное соседство небес и земли привело к тому, что греческие герои обожествлялись, а боги очеловечивались.

Гермес – внебрачный ребёнок верховного громовержца Зевса и прекрасной горной нимфы Майи, дочери могучего Атланта. Он появился на свет в самом сердце Пелопоннеса среди лесов и холмов Аркадии в укромном гроте горы Киллена.

Каждый из многочисленных олимпийских небожителей наделялся своим характером и привычками. Все представители небесной иерархии за что-то отвечали и кому-то покровительствовали. Но, пожалуй, ни у одного древнего божества или богини не было стольких обязанностей, как у стремительного и изворотливого Гермеса!

Гермес – стремительный, как мысль

Божественный отпрыск с колыбели обладал острым умом и развитой не по годам смекалкой. Добродушные проказы тешили небесных родственников, а исполнительность и неутомимость юноши со временем сделали его главным гонцом на священном Олимпе. Быстрее отцовских молний носился вестник по миру, передавая смертным волю олимпийцев и порой выполняя самые деликатные просьбы.

Священными атрибутами паренька были лёгкие крылатые сандалии, жезл-кадуцей, обвитый изображениями двух змей, и широкополая шляпа путника – петас. Стихией божества называли ветер.

Ловкий юнец был отчаянным шутником. Из озорства он однажды похитил отцовский скипетр, а заодно и трезубец дядьки Посейдона. Старших сводных братьев Ареса и Аполлона проказник на время оставил без меча, лука и стрел.

Но шалунишка занимался не только пустяками. Он предсказывал будущее и обучал людей азбуке, счёту и мерам веса. Кроме этого легкокрылый вестник был очень музыкален. Ещё в юности из черепашьего панциря он соорудил первую сладкозвучную лиру и из тростника и воска нежную свирель.

У него, в отличие от остальных многочисленных родственников, практически не оставалось времени для любовных подвигов. Тем не менее он дал жизнь нескольким земным героям. Правнуком хитроумного небожителя по преданию считается Одиссей, унаследовавший от божественного предка изобретательность, изворотливость и необъяснимую тягу к путешествиям.

Божественные обязанности и покровительство

У энергичного подростка помимо обязанностей гонца всегда было много дел и обязанностей:

  • Именно ему доверялось сопровождать души в подземное Аидово царство, предварительно усыпив человека прикосновением своего кадуцея. Также он хранил путешественников в дороге.
  • Он покровительствовал торговцам, посылая доход и богатство.
  • Воры считали его своим защитником.
  • Ему поклонялись молодые атлеты, ведь он не зря считался олицетворением вечно юной атлетической силы.
  • Риторы называли его богом красноречия.
  • Ещё был покровителем пастухов. Он зорко следил за стадами и указывал, где искать отбившееся от гурта животное.
  • Показал цифры, научил простых людей считать и дал много ещё чего полезного.

Почитание крылатого бегуна

Выказать божеству почёт и уважение было для древних греков не менее важным, чем с честью принять дорогого родственника.
На дорожных перекрёстках и у входов жилищ устанавливались особые столбы из камня – гермы, верхнюю часть которых украшало высеченное изображение его головы. Чтобы «стремительный» бог в трудной жизненной ситуации дал дельный совет, в жертву ему приносили языки животных.

Во всех гимнастических школах – палестрах можно было встретить статуи крылатого вестника. Перед ними древние юноши испрашивали божественную помощь накануне состязаний по пятиборью, гимнастике и плаванию. Позднее на одном из древнеримских ипподромов в так называемом Цирке Максимуса было возведено величественное святилище, посвящённое Гермесу. К сожалению, здание храма не сохранилось.

Детские шалости

Характер юноши лучше всего можно проиллюстрировать одним случаем, героем которого он стал ещё в младенчестве.

Однажды, полёживая в колыбельке, малыш, отличавшийся богатырским аппетитом, не на шутку проголодался. Дождавшись, когда мать отвлеклась, шустрый младенец потихоньку выбрался из грота и отправился на близлежащий луг, где паслось священное стадо Аполлона. Там Гермес выбрал несколько самых упитанных коров и решил их похитить.

Чтобы не оставлять следов и не быть заподозренным в краже сообразительный проказник привязал к своим ножкам пучки травы, а коров повёл за хвосты. Копыта шедших задом наперёд животных отпечатались так, будто стадо шло к пастбищу, а не наоборот. В укромном месте младенец утолил голод парой коров, а остальную добычу спрятал. Сам же, как ни в чём не бывало, вернулся в колыбель и сладко уснул.

Аполлон, узнав о пропаже, был взбешён. Долго разыскивал он вероломного похитителя и, наконец, наткнулся на грот Гермеса и Майи. Златокудрый хозяин стад тщетно взывал к совести воришки. Тот только сонно отнекивался, говоря, что знать не знает ни о каких коровах. В итоге терпение божества иссякло, и он привёл шалуна на суд к Зевсу. Громовержец без труда распознал в хитром малыше своего отпрыска и, разумеется, помиловал его.

Так изворотливый юный шалун навсегда поселился на священном Олимпе.

И Майи, дочери титана Атланта. Тотчас после рождения этот бог обнаружил все главные черты своего характера: изобретательность, проворство, соединенное с грацией, хитрость и лукавство. Необыкновенно быстро развиваясь, он на пятом часу после рождения покидает колыбель, делает лиру, натянув струны на панцире черепахи, и воспевает на ней любовь Зевса и своей матери Майи. Почувствовав желание поесть мяса, он в сумерках спешит в область Пиерию и крадет 50 быков из стада Аполлона . Привязав к ногам быков сандалии или ветки деревьев, чтобы спутать следы, он гонит их перед собой, скрывает в пещере возле города Пилоса, а затем он возвращается к своей матери и ложится в люльку, как будто бы ничего не случилось. Но Аполлон, обладающий даром провидения, открывает вора и ведет его к Зевсу. По приговору Зевса, Аполлон получает обратно своих быков и уступает их добровольно Гермесу в обмен на изобретенную им лиру. Тогда Гермес изобретает для себя скромную пастушескую свирель (сирингу), но и ее он уступает Аполлону за «жезл глашатая». Таким образом, Гермес сделался богом стад и пастбищ, тогда как Аполлон с этого времени стал ревностно заниматься музыкой. Кроме того, Аполлон научил своего младшего брата искусству предсказаний, а Зевс сделал его глашатаем богов.

С этого времени Гермес выступает в мифах о богах и героях, чаще всего вестником Зевса, но часто также в качестве хитрого друга людей и героев, всегда готового дать разумный совет. Всего охотнее он проводить свое время в обществе лесных и полевых нимф. Так, Приап, Гермафродит, Дафнис в Сицилии и многие другие считались его сыновьями. Первоначально Гермес «стремительный, спешащий», был богом ветра, вследствие чего его представляли себе крылатым, затем стал богом поездок и путешествий и наконец богом торговли и всяких дел вообще; как бог путешествий, он сопровождает людей в их последнем странствовании в царство Аида , поэтому он называется «проводником душ» (ψνχοπομπός).

Древнейшей формой почитания Гермеса было поклонение ему в образе простой кучи камней. В такой куче укреплялся столб, а когда на столбе стали изображать фаллос, а впоследствии также приделывать к столбу голову бога, то получились гермы , которые вместе с тем служили первоначально путевыми столбами и снабжались мудрыми изречениями.

Философы-мифологи называли Гермеса «общим переводчиком» (Έρμηνενς), который дал людям языки и письмена, а вместе с тем возможность выражать свои мысли; греки символически указывали на это принося ему в жертву языки жертвенных животных. Палестры и гимназии также считались его изобретением и были посвящены ему.

Мифы древней Греции. Гермес. Непредсказуемый вестник богов

Особый праздник в честь Гермеса назывался «Гермеи» и справлялся главным образом в Афинах в гимнасиях и палестрах. Гермес, столь разностороннее по своему характеру божество, считался здесь преимущественно богом гимнастической ловкости. Совершенно в другом значении (как предотвратитель эпидемий) почитался он в Танагре (Беотия); ещё одно значение имел его культ на острове Крите, где приближался к культу Сатурна в римских Сатурналиях. Средоточием культа Гермеса была Аркадия, и здесь (особенно в Фенее) Гермес пользовался высоким почетом, как бог древнейшего сельского населения страны. Как бог торговли, Гермес отождествлялся с римским Меркурием.

К атрибутам Гермеса принадлежит пилос (pileus, конусообразная шапка) или πέταβος (дорожная шляпа с широкими полями). Уже Гомер изображал Гермеса обутым в крылатые сандалии; впоследствии он получил крылья не только на сандалиях, но также на шляпе, на жезле и за плечами. К атрибутам Гермеса относится также κηρνκεών, «жезл глашатая».

Гермес с Дионисом. Статуя работы Праксителя. IV в. до Р. Х.

Художественные изображения Гермеса были также разнообразны, как и его значения: он является то пастухом, то вором, то купцом (с кошельком), иногда с лирой, иногда же вестником богов или глашатаем. Гермес, несущий барана, перешел в христианскую символику в виде изображения Доброго пастыря. Древнейшее искусство представляло его бородатым, т. е. сильным мужем, но уже в раннюю эпоху получило распространение изображение Гермеса в юношеском возрасте. Он носит короткие вьющиеся волосы и отличается пытливым и умным выражением лица.

Греческая мифология является богатейшим культурным наследием человечества. Бог Гермес, имеющий также имена Агорей, Акакет, Долий и множество других занимает в ней не последнее место. Кроме древнегреческих мифов о нем сложил гимны Гомер, он был одним из персонажей античных комедий Аристофана, с его участием любили ставить пьесы античные деятели театрального искусства.

Значение образа

Для греков он был символом дерзости и добродетели в одном лице. Он являлся вестником богов, насылая на людей сновидения заранее предупреждал о тех или иных грядущих событиях.

Если сопоставлять древнегреческую мифологию со скандинавской, аналогом Гермеса у северных народов был Локи, однако последний не особо отличался добродетельностью, и его плутовство зачастую приносило беды как сородичам Астгарцам, так и ему самому. Гермес в свою очередь прослыл воришкой, но в более мягком контексте. Он обладал острым умом и красотой, умел красиво говорить, что сделало его покровителем торговцев и странников.

  • Во имя добра он мог идти на низкие поступки: подслушать разговор богов, затеять какую-либо невообразимую авантюру. Он был уважаем на Олимпе, все дивились его ловкости и умению повернуть любую ситуацию себе на пользу.
  • Гермес мог незримо присутствовать везде и отсутствовать, там, где думали, что он рядом. Младший среди детей Зевса, он был любимчиком отца и умело пользовался его снисходительным отношением.

Происхождение

Гермес относится к божествам высшего эшелона. Он сын и седьмой плеяды, богини Майи, воплощавшей в себе понятие плодородия, красоты. Именно в ее честь Римляне назвали месяц Май.

С рождением Гермеса связан один из самых драматических древнегреческих мифов. Как известно Гера, законная супруга Зевса невзлюбила Майю за ее красоту, и опасений, что плеяда уведет у нее мужа. Майе пришлось на сносях прятаться в пещерах на горе Керикон, где и родился Гермес. Мать завернула сына в полотно, уложила в ивовую колыбель и отдала на воспитание нимфе. Но малыш оказался необычным, не по годам развитый ребенок быстро научился ходить и говорить, всего несколько часов спустя появления на свет.

Мифы и легенды

Когда мать и смотрительница отлучились, он выбрался из укрытия и отправился в путь по одной из дорог. Таким образом он добрался пешком до Фессалии, где встретил своего старшего брата Аполлона, который должен был заниматься охраной чудесного стада коров, принадлежавшим царю Адмету. Это били 12 взрослых коров и сотня молодых телок с позолоченными рогами.

Несколько часов от роду, Гермес, сын Майи и Громовержца, осмотрелся вокруг и никого не заметил. Решив, что отвлекся, на привычное для него, соблазнение смертных красавиц или на разговоры с Гименеем, он решает, что такой случай нельзя упускать. Наш хитрец, обмотав ступни листвой, чтобы его не могли вычислить по следам, погнал стадо коров к горе Пилос.

Однако это была довольно пустынная местность и мальчик задумался, как бы ему обеспечить свою безопасность и избежать гнева богов. Он решает принести двух коров в жертву обитателям , разрезав туши на 12 равных частей и возложив в костер. Оставшееся стадо он спрятал за холмами и вернулся в укрытие в пещере.

Зевс наблюдал за происходящим, и назначил мальчика покровителем всех воров, плутов и обманщиков. Это была единственная ипостась, за которую никто из богов не хотел отвечать.

Проказы и шалости

По возвращению в пещеру, неподалёку от укрытия Гермес заметил большую черепаху, которая нежилась на солнышке. В силу шаловливого характера маленький бог, сразу задумался, что можно с ней сделать. Он взял черепаху, очистил панцирь от внутренностей, повязал поперек жилы убитой коровы и изготовил первую лиру (музыкальный инструмент) на земле. Довольный, он вернулся в колыбель и заснул будто ничего и не случилось.

В это время Аполлон наконец-то заметил пропажу драгоценных коров. На поиски он потратил массу времени и сил, искал на земле и на небесах, но безрезультатно. В итоге Аполлон решает обратиться за помощью к сатирам. Они искали повсюду, но стада нигде не было. Сатиры уже готовы били завершить поиски, но вдруг услышали великолепные звуки.

Они не знали ранее, инструмента, который мог бы производить такие звуки. Сатиры пошли на мелодию, и подошли к пещере, где прятались малыш с матерью, их встретила нимфа. Когда они спросили, что за сданную музыку они слышали, нянька рассказала о невероятном инструменте из черепахи и жилы коровы. Сатиры поняли, что чрезвычайно одаренный младенец и есть тот самый воришка, угнавший стадо у своего же старшего брата.

Аполлон обратился к матери мальчика, чтобы та вразумила малыша, и он признался, где спрятал стадо. Но удивленная Майя решила, что абсурдно обвинять в краже грудного младенца. Тогда Аполлон пошел искать справедливости у Зевса. В итоге проказник соглашается вернуть стадо, за исключением двух принесенных в жертву телок. «Я разрезал их на 12 равных частей, в честь каждого бога Олимпа, заявил мальчик». Аполлон удивился, ведь на Олимпе всего 11 божеств. Юноша гордо заявил, что является 12 полноправным богом. В это время Зевс очень был горд за мальчика.

Атрибуты и символы власти

На картинах часто изображают в широкополой шляпе с крыльями. Также традиционным атрибутами покровителя воров и странников является крылатый жезл и крылатые сандалии. Посох необходим ему, чтобы насылать вещие сны, а шляпа и сандалии, чтобы ловко и незаметно перемещаться.


Гермес , в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил этому людей.

Семья и окружение

Чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: "Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живёт то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминания о том, что видел".

Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса.

Имя, эпитеты и характер

Гермес Олимпийское божество догреческого, возможно малоазийского происхождения. Имя Гермеса понимается как производное от слова "герма", что указывает на фетишистскую древность этого божества. Герма представляла собой каменную колонну (либо груду камней, либо каменный столб) с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами.

Сначала гермы обозначали места погребений, позже устанавливались на перекрёстках дорог и, наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. Они служили путеводными знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда эпитет Гермеса "превратный" - "Пропилей"). Широкое распространение получили Гермесовы столбы (гермы, имевшие вид столбов с головой Гермеса), они стояли на улицах, на площадях и при входе в палестры.

Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид или помощника на пути в царство мертвых, отсюда его эпитет Психопомп - "проводник душ". Гермес одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведет Геру , Афину и Афродиту на суд Париса .

В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего") в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения.

Иногда изображался с ягнёнком на плечах, как покровитель стад, отсюда еще один эпитет Криофор, то есть "несущий барана". Также известны и другие эпитеты Гермеса: Агорей "рыночный", как покровителя торговли; Акакет (или Акакесий) имеет одно из значений "помощник", "милостивый" или "неуязвимый", возможно этот эпитет связан с городом Акакесий в Аркадии; Долий "хитрец"; Ктарос "прибыльный"; Тихон "попадающий в цель", как приносящего удачу; Трикефал "трёхглавый", как покровителя перекрёстков.

Гермес шутник и весельчак, который любит розыгрыши. Он превосходит всех по хитрости, лукавству и изобретательности, хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства, не зря своим покровителем его считали именно воры и шулеры.

В римской мифологии почитался под именем Меркурия. У меонийцев с ним отождествляется Кандавл, легендарный царь Лидии, последний из династии Гераклидов.

Культ и символика

Согласно Геродоту, афиняне первыми из эллинов стали делать его изображение с напряженным членом, научившись этому у пеласгов, у которых было священное сказание. Первоначально Гермес - фаллическое божество, изображавшееся гермами. В 415 до н. э. гермы были уничтожены. Во времена Рима они потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или божества.

Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Гермеса, как "амбросийные" (буквально "бессмертные") золотые крылатые сандалии "таларии" и золотой жезл - керикион или кадуцей - средоточие магической силы, который он получил от Аполлона . Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте - две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Свой жезл Бог использовал, чтобы усыплять или будить людей - для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных. Еще одним атрибутом Гермеса служит широкополая шляпа "петас".

В средневековых книжных иллюстрациях Гермес изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты).

Гермеса чтили как покровителя молодых атлетов, в честь него строили стадионы, которые предназначались для различных соревнований атлетов, а так же школы, в которых занимались гимнастикой. Эти школы украшались скульптурами Гермеса.

Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра, который был спасён Гермесом от чумы тем, что тот пронёс барана на своих плечах вокруг городских стен: "Что касается храмов Гермеса, то один посвящен Гермесу Криофору (Несущий барана), другой - Гермесу, которого они называют Промахос (воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана; поэтому и Каламис создал статую Гермеса, несущего барана на плечах. Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах".

Гермес почитался на Анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. В Риме купцы справляли праздник Меркурия 15 мая. В этот день в 495 г. до н.э. ему был посвящён первый храм и учреждена первая коллегия купцов-меркуриалов. Жертвенник Гермесу также находился у так называемых вод Меркурия, где купцы окропляли свой товар, чтобы сохранить его от порчи.

Влияние на культуру и искусство

Ему посвящены III и XVII гимны Гомера, XXVIII орфический гимн.

Гермес действующее лицо трагедий Эсхила "Эвмениды" и "Прикованный Прометей", трагедий Еврипида "Антиопа" и "Ион", комедий Аристофана "Мир" и "Плутос", пьесы Астидаманта младшего "Гермес".

Многочисленные античные статуи Гермеса - "Привязывающий сандалию", "Гермес Бельведерский", "Гермес Олимпийский" и другие. Среди дошедших до нас произведений античной пластики: "Гермес с младенцем Дионисом " Праксителя, "Отдыхающий Гермес" в римской копии; известны также "Гермес Лудовизи", "Гермес Фариезе". В числе герм - пергамская копия произведения Алкамена. Среди рельефов "Гермес и хариты".

Иногда Гермес изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Гермес - проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля "Гермес вводит Психею на Олимп"), посланец богов (статуя "Меркурий Джамболонья), миротворец (картина П.П. Рубенса "Примирение Марии Медичи со своим сыном") и другие. Часто Гермеса изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто "Меркурий и три грации"). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты "Меркурий обезглавливает Аргоса" (Рубенс, Я. Иорданс, Веласкес, Рембрандт и др.), "Похищение Меркурием стад Адмета" (Доменикино, К. Лоррен и др.).

В искусстве 18 - начала 19 в.в. образ Гермеса находит воплощение главным образом в пластике (Г.Р. Доннер, Ж.В. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.)

Гермес в современности

(69230)Гермес - околоземный астероид из группы аполлона, который характеризуется сильно вытянутой орбитой, из-за чего в процессе своего движения вокруг Солнца пересекает орбиты сразу трёх планет: Венеры, Земли и Марса. Обнаружен Карлом Рейнмутом 28 октября 1937 года.

Любопытно, что в наше время предприниматели очень часто используют имя Гермеса в названии своих фирм, занимающихся торговлей.