Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе. Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Школа»

Интегрируемые области: социализация, коммуникация, познавательное развитие.

Область «Социализация» :

Развивать положительное отношение к школе;

Развивать школьно – значимые навыки;

Развивать интерес ребенка к новой социальной позиции школьника.

Область «Коммуникация» :

Развивать партнерские отношения ребенка со сверстниками и взрослыми;

Закрепить знания о правилах поведения в школе .

Область «Познавательное развитие» :

Развивать познавательные процессы и психические функции: память, мышление, внимание, воображение, восприятие задания на слух;

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

Закрепление навыков прямого и обратного счета.

Материалы и оборудование: школьные принадлежности, карточки, портфель, доска, колокольчик, карточки с заданиями, карточки с цифрами, тетради.

Ход игры:

Ребята, а давайте поздороваемся, но непросто, а по-разному.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что нарисовано на картине?

Ответы детей: школа , ученики, которые идут в школу .

А что у них в руках? Портфель.

Воспитатель: Правильно, это школьный портфель . А у нас в группе есть портфель ? Давайте посмотрим, что в нем находится (по кругу дети вынимают школьные принадлежности , называют их, и рассказывают, для чего они нужны).

Воспитатель: Предметов много, а как их можно назвать одним словом? (Школьные принадлежности ) А с ними можно играть? А вы хотите поиграть со школьными принадлежностями?

Игра на развитие памяти «Что изменилось?»

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Ребята, а где нам могут понадобиться школьные принадлежности ? (ответы) . И почему их так называют? (ответы) .

Ребята, через несколько месяцев вы пойдете учиться в школу . Что вы знаете о школе ? Какие школьные правила вы знаете ? (ответы детей) .

Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете о школе . А вы были в настоящей школе? А играли в школу ? вы хотите поиграть в игру « Школа » ? Что нам для этого будет нужно? (Ответы детей) .

Воспитатель: Нам нужно построить школу , вернее класс. Что нам может понадобиться? (ответы) Да, нам понадобятся столы, стулья, доска, школьные принадлежности . Есть в школе ученики и учительница. Какие ученики? Какая учительница? Кто будет учениками и учителем (ответы) Вместе с детьми строим « школу » .

Воспитатель: А теперь закрыли все глазки и на счет три вы все превращаетесь в учеников! Один, два, три – мы ученики.

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

Воспитатель: – ребята, давайте приготовим свое рабочее место (дети готовят карандаши, тетради, листы с заданиями)

Баловство свое оставим

заниматься начинаем

Звенит звонок, начинается урок математики .

цифрам скука надоела

и пошли они гулять

и давай озорничать

(выбирают себе цифру, двигаются под музыку)

Ну- ка цифры встаньте в ряд (выстраиваются по порядку в шеренгу)

цифрам скука надоела

и пошли они гулять

и давай озорничать

А теперь цифры вставайте в обратном порядке.

Воспитатель: 12345 – продолжаем мы играть.

Игра на логику «Завершение схем»

Воспитатель: Давайте проверим, что у кого получилось. Дети меняются карточками и проверяют друг друга.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Звенит звонок.

Перемена. Игра «Море волнуется»

Звенит звонок, начинается второй урок.

Воспитатель: Сейчас у нас урок письма. В школе дети пишут диктанты. Мы с вами тоже умеем писать диктант, но только диктант графический.

1. Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

2. Теперь поставьте карандаш, на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились хорошо.

Воспитатель: Чтобы нам не засидеться за партами я предлагаю поиграть, берите фишки и выходите на ковер. Ребята, как можно разделиться на компании? (ответы) . А в нашей ситуации сейчас как можно разделиться на компании? (фишки) . У меня для каждой компании очень сложное задание. Вы будете разгадывать ребус, а ответ напишите на коврике. Буквы вы будете делать из разных предметов. (материал на столе) . Та компания, которая справиться быстрее подаст знак (похлопает)

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь посмотрите на картинку. Ребята, а на рисунке дети идут в школу, а как вы думаете с каким настроением?

Дети клеят смайлики на картину к изображениям.

Звенит звонок, закончился наш школьный день.

Ритуал прощания «Я желаю тебе в школе … » (каждый ребенок другу что-то желают)


КОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад № 301» г. Омска

КОНСПЕКТ


проведения сюжетно-ролевой игры

в подготовительной группе

«Цирк»

Составила воспитатель:

Климова В.В.

г.Омск 2012

Цель: Развитие стремления детей принимать на себя роли взрослых, отображать в игре разнообразные действия людей.
Задачи:

1) Закрепить знания детей о цирке и его работниках.

2) Упражнять в умении понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

3) Приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом в игре .

4) Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание играть в коллективе сверстников.

Роли: билетёры, работники буфета, директор цирка, артисты (клоуны, дрессировщицы, фокусник, акробаты, жонглер, наездник, мотоциклист).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршак. Беседа о знаменитых цирках мира: Театр зверей им. В.Л. Дурова, Театр кошек Юрия Куклачёва , Цирк дю Солей (канадский цирк), «Райское шоу из Поднебесной» (цирк из Китая), «Цирк братьев Ринглинг и Барнум и Бейли» в США. Просмотр видео одного из лучших цирков мира: Цирк дю Солей (канадский цирк). Беседа об истории цирка (зарождение циркового искусства и его развитие). Изготовление атрибутов для игры (билеты, афиша, гирлянды, флажки и др.). Прослушивание песни «Цирк» В.Шаинского. Украшение группы: создание купола, развешивание гирлянд, надувных шаров, афиши.
Игровой материал: афиша, билеты, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, надувные шары, атрибуты для цирковых артистов (канат, обручи, шары, волшебная палочка фокусника, лошадка на палочке, самокат, интерактивные игрушки-животные: попугай и собачка), грим, косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др.

Ход игры:

Дети входят в группу. Их встречает воспитатель:

– Здравствуйте, я вас сегодня очень ждала, потому что приготовила для вас сюрприз.

Показывает цирковой модуль-купол и садится вместе с детьми под ним на круглый ковер.

– Ребята, как вы думаете, где мы с вами находимся? Правильно, в цирке. А кто из вас бывал в настоящем цирке? Что вам понравилось там особенно? (Oтветы детей, их впечатления от посещения цирка.)

– Вот сколько радости, праздника приносит нам цирковое представление. Давайте представим, что мы с вами находимся в цирке. Как тихо здесь сейчас. Наша арена пуста и под куполом никого нет. А теперь закройте глаза и представьте, что зажигаются огни, звучит музыка, на арену собираются цирковые артисты и начинается представление…

– А теперь откройте глаза и расскажите, что каждый из вас увидел, представил. (Ответы детей.)

– Да, цирк – это волшебство, это сказка… Так, за что же мы любим цирк? Дети: За праздник, за веселое настроение, за чудеса, за веселье, за радость.

– Как вы думаете, для чего нам сегодня понадобится цирковой купол?

Дети: Может, мы сегодня будем играть в цирк?

Правильно. Предлагаю попробовать себя в роли цирковых артистов. Что нам для этого нужно? Верно, распределить роли.

Каких цирковых артистов вы знаете? (Ответы детей). (Распределение ролей). Ребята, а как называется человек, который объявляет номера в цирке? Правильно, конферансье.

-В роли конферансье буду выступать я.

- Еще нам нужно выбрать кассира, контролера и буфетчицу.
Ну, вот, роли распределены, артисты отправляются готовиться к представлению, все остальные работники цирка идут на свои рабочие места.

Остальные ребята получают роли зрителей. Что вам нужно сделать, чтобы попасть в цирк?

Дети: Купить билеты.
Правильно. Сейчас вы отправляетесь в кассу, чтобы приобрести билеты, а потом сможете занять места в зрительном зале.
Звучит фоном песня «Цирк» В.Шаинского.
Кассир завлекает зрителей, читая стих:
Сюда! Сюда! Скорее!

Здесь будет цирк у нас!

Начнется представление

Веселое сейчас!

Здесь будут разные зверята,

Гимнастки, силачи,

Зовем родителей, ребяток:

В цирк наш поспеши!


Зрители занимают места в зале.
Звенит звонок.

Конферансье:

Проходите, проходите,

Уважаемые зрители!

Ждет вас представление

Всем на удивление!
Нашу праздничную цирковую программу открывают знаменитые клоуны: Клепа и Шлепа! Прошу их поприветствовать!
Звучат аплодисменты. С разных сторон под музыку выбегают два клоуна:

1. Выходят, играя пальцами около носа.

2. Садятся на пол, ноги раздвинуты, перекатывают друг другу мяч.

3. Один предлагает другому сесть и подкладывает ему на стул пищащую игрушку. Другой садится, игрушка пищит.

4. Второй клоун угощает первого конфетой. Первый клоун берет её, разворачивает, там пусто. Он расстраивается.

Звучат аплодисменты.


Конферансье: Поаплодируем нашим клоунам! А сейчас встречайте
На канате балеринка,

Словно легкая пушинка,

И танцует, и кружится,

И при этом не боится!

Танец на канате

Звучат аплодисменты.


Конферансье: Аплодисменты друзья!

Сегодня в цирке полный сбор:

Китайский фокусник, жонглер,

Участвует в программе -

Жонглирует шарами.
Жонглер показывает свой номер.
Конферансье: Аплодисменты жонглеру! Продолжаем наше представление
На сцене появляется фокусник, под музыку показывает фокусы
Фокусник:
Я в руках цилиндр держу,
Фокус-покус покажу:
Из цилиндра, как из пушки,
Вылетают завитушки.
Конферансье: Вот это да! Какие замечательные фокусы! Ваши аплодисменты!

Кто этот храбрый человек?


Он улыбнулся мне!
Джигит, наездник Али-Бек
На рыжем скакуне.

На сцену выскакивает наездник. Скачет он на лошадке на палочке (под музыку делает 2 круга )
Конферансье: Аплодисменты друзья! В следующем номере нашей программы знаменитый мотоциклист!
Я по улицам кружу –
Очень громко я жужжу.
С ветром, снегом и дождем
Мотоцикл давно знаком.

На сцену на самокате выезжает мотоциклист (под музыку делает 2 круга)
Конферансье: Вот это скорость! Ваши аплодисменты! И заключительный номер нашей программы дрессировщицы Милена и Арина.
Укротитель держит кнут.
Что же звери не бегут
От такого без оглядки? -
Да в кармане сахар сладкий!

Номер с собачкой и попугаем (интерактивные)

Конферансье: Аплодисменты нашим артистам!

Расставаний приходит пора,

Но не будем грустить на прощанье,

Новой встрече мы рады всегда.

Цирк чудес говорит «до свиданья».

И ничего не помешает,

Чтоб снова встретиться друзьям.

По миру цирк переезжает,

Но все равно вернется к вам!

На сцену под песню «Цирк» В. Шаинского выходят все артисты. Кланяются 3 раза и уходят за кулисы, зрители покидают зал.

Рефлексия после игры:


- Понравилось вам быть цирковыми артистами? А почему?

Что вы чувствовали, когда были на арене?

Ребята, а каждый человек может стать настоящим артистом? Почему?

А кто хотел бы стать артистом, когда вырастет?

Обычно, хорошим артистом руководит исключительно потребность самовыразиться – показать то, что лежит внутри, но рвётся наружу.

Работать на износ, стараться, делать всё для других, а не для себя – вот жизненное кредо любого циркового артиста.

Конспект руководства

сюжетно-ролевой игрой

«Школа»

в подготовительной группе

I. Задачи:

- Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.

- Самостоятельно создавать игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

- Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

- Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.

II. Подготовка к игре:

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

Апрель

Изготовление совместно с воспитателем:

Пеналов

Маленьких тетрадей - альбомов для рисования

Журнала для учительницы - тетради для директора - указки

Беседа о школе с использованием иллюстрационного материала.

Экскурсия в школу.

Рассматривание картины "Учитель" из серии "Кем быть?"

Дидактическая игра «Собери портфель»

Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Машковской «Мы играем в школу».

Разучить песню «Чему учат в школе»

Загадки о школе.

Научить раскладывать школьные принадлежности на рабочем месте к началу урока.

Вести урок, вежливо обращаться с учениками, рисовать, задавать домашнее задание.

Водителя учить безопасной езде и соблюдению правил перевозки детей в салоне школьного автобуса.

Поваров красиво накрывать на стол, готовить импровизированную еду.

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Школа

Учитель

Указка, журнал, глобус, доска, мел, ручки, книги, стол и стул учителя, карточки с цифрами и буквами.

Ведет уроки, ставит оценки, вызывает к доске, задает вопросы.

Здравствуйте, дети.

Сегодня на уроке мы будем изучать…

Леша, прошу к доске….

Открыли тетрадки и пишем…

Садись, Катя, пять.

Завтра, Миша, пусть родители придут в школу.

До свидания, дети.

Школа

Ученики

Тетради, учебники, альбомы, пенал, портфель, ручки, карандаши, стол и стул ученика.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания данные учителем, помогают друг другу при возникновении сложностей.

Здравствуйте, Любовь Владимировна.

Привет, Макар…

Как надо писать, у меня не получается. Помогите, пожалуйста.

Можно выйти?

Школа

Директор школы (завуч)

Очки, тетрадь, ручка.

Присутствует на уроке, делает записи в своей тетради, дает советы учителю.

Здравствуйте, дети.

Вы не против того, что бы я присутствовала у вас на уроке? Я хотела бы дать вам совет…

До свидания.

Школа

Техничка

Колокольчик для звонка.

Следит за чистотой в помещении, дает звонок.

Кто бросил фантик? Опять наследили. Звонок уже прозвенел, а вы только идете на урок.

Школа

Повара

Фартук, косынка, посуда, стол с едой.

Готовят обед, моют посуду, раскладывают еду.

Здравствуйте. Что хотите на обед? Пожалуйста, возьмите. Приятного аппетита. На здоровье. До свидания.

Школа

Водитель

Руль, кепка, мягкий модуль.

Ведет автобус

Сели, пристегнули ремни, не балуемся. Вторую обувь не забудьте на сиденье. Завтра не опаздывайте, уеду без вас. До свидания.

Сопутствующие сюжеты

Семья

Мама

Сумка, очки

Приводит ребенка в школу, беседует с учителем о своем ребенке. Забирает ребенка из школы.

Здравствуйте, Любовь Владимировна. Как себя ведет мой сын на уроках? Спасибо за совет. До свидания.

  1. Схема игрового пространства

III . Ход игры.

Ребята, посмотрите, какая красочная книжка появилась в нашей библиотеке. Как вы думаете, что эта за книжка? А как вы догадались?

Правильно, это букварь. По этой книге вы будете учиться в школе. С какого класса начинают учиться в школе? Хотите учиться в первом классе? Давайте представим себя в школе, как будто мы уже первоклассники.

Воспитатель читает заклинание.

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты Земли,
Быть, по-нашему, вели! Хотим оказаться в школе и быть первоклашками!

Вот мы и в школе! Дети, проходите в класс. Назовите профессии людей, которые работают в школе?

Давайте распределим, кто кем будет, какие роли вы выберете.

Профессий у работников школы много, выберем подходящую для каждого. Я тоже буду играть с вами, и у меня будет роль директора, так как не бывает школы без директора. Я буду отвечать за работу всей школы.

Сколько у нас сегодня будет уроков?

Два

Какие?

Математика и рисование.

Кто будет учителем математики?

Ирина изъявляет желание быть учителем по математике.

А учителем рисования воспитатель предлагает стать Полину, потому, что она хорошо рисует. В каждой школе имеется столовая, и Динара с Сабриной пожелали быть поварами, чтобы кормить нас на перемене. Воспитатель напоминает детям о том, что в школе есть школьный автобус. Водителем пожелал стать Миша. Роль технички доверили Арине, потому что она очень ответственная. Арина будет давать звонки на уроки, и отвечать за чистоту в помещении.

Каждый из детей занимает свое место. Звенит звонок.

В устроенном классе на партах лежат школьные принадлежности.

Учитель Ирина входит в класс и начинает урок математики . Директор заходит в класс и просит разрешения присутствовать на уроке.

На уроке математики дети решают задачи, примеры и записывают их в тетради, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя. - Ваши руки трудились, пальчики устали, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем.

Мы капусту солим,

Мы капусту мнем.

В конце урока учитель дает домашнее задание. Звенит звонок на перемену. Учитель объясняет, что можно отдохнуть. На перемене не нужно бегать и беситься, а можно пойти в столовую и перекусить.

Во время проведения «урока» «повара» имитируют приготовление пищи и накрывают столы для завтрака.

«Ученики» отправляются в столовую, рассаживаются за столы, идет импровизированный прием пищи. Повара приглашают к столу и работников школы. Они рассаживаются за другой стол.

Имитация завтрака длится не более пяти минут.

После завтрака повара убирают посуду на место, снимают фартуки.

Техничка дает звонок к следующему уроку.

Начинается урок рисования . Учитель Полина объясняет, что они будут сегодня рисовать свою семью и предлагает детям достать свои карандаши и приступить к работе.
Во время выполнения детьми рисунков в группе звучит тихая, спокойная музыка. Учитель объявляет об окончании урока и предлагает разместить рисунки в уголке творчества. Дети подходят к ширме и размещают рисунки. Учитель говорит детям, какие хорошие рисунки у них получились и что все справились с заданием. Урок заканчивается по звонку. Дети складывают принадлежности в игрушечные портфели.

Воспитатель напоминает, что, как и в настоящей школе, некоторых учеников домой повезет школьный водитель на своем автобусе.

Воспитатель просит рассказать о правилах безопасности, которые необходимо соблюдать, чтобы не попасть в беду.

Где разрешается играть?

Как правильно переходить улицу?

Как себя вести в автобусе?

Как правильно обходить автобус?

Какие еще правила безопасного поведения на улице вы знаете?

Ответы детей.

Молодцы, ребята, правила безопасного поведения вы все знаете и надеюсь будете их соблюдать. Ну, а теперь смело можем отправляться на автобусе домой.

Некоторые мамы приходят в школу за своими детками, чтобы забрать их домой. Подходят к учителю и узнают информацию о своем ребенке. Благодарят учителя и помогают собраться своему ребенку. Дети и мамы прощаются с учителем.

Школьный автобус ждет окончания уроков на школьном дворе. Дети заходят в транспорт, рассаживаются. Водитель напоминает, чтобы все пристегнулись и не баловались во время езды.

Звучит аудиозапись «Автобус».

Водитель на конечной остановке напоминает, чтобы ничего не забывали и не опаздывали утром на автобус.

По окончании путешествия воспитатель повторяет заклинание:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты Земли,
Быть, по-нашему, вели!

Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе.

IV . Окончание игры.

Игра закончена. Давайте вспомним, чем же интересным мы с вами сегодня занимались? В какую игру мы играли? Понравилось ли вам играть? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи?

V. Оценка игры

Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам за игру! Воспитатель благодарит детей за хорошую игру:

Миша был очень аккуратным водителем – хорошо вел автобус. Ирина была очень хорошим учителем математики и научила детей как правильно считать. Все ученики на уроке рисования очень старались и нарисовали свою семью. Наши повара очень постарались и приготовили нам вкусный завтрак.

Воспитатель говорит, что игра ему тоже очень понравилась, и хотелось бы еще как-нибудь поиграть в эту игру.


Сарапулова Виктория Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №1
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД сюжетно-ролевая игра: "Семья. Ждём гостей. Магазин"
Дата публикации: 17.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1

г.Черемхово»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Сюжетно-ролевая игра:

«Семья. Ждём гостей. Магазин».

Должность: воспитатель

2016г.

Цель:

Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию

собственных игровых замыслов.

Задачи:

1 Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; побуждать

детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

2 Учить готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.

3 Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

4 Корригировать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание.

5 Воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью.

Словарная работа:

Будьте добры, возьмите пожалуйста, спасибо за покупки.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья» А.Л.

Барто «Младший брат», Е.А. Благинина «Бабушка»

Обыгрывание проблемных ситуаций: «Мама спешит на работу и не успевает закончить

домашние дела», «Ребёнок не хочет вовремя ложиться спать»

Постройка мебели, просмотр видеофильма «Семья на прогулке»,

дидактическая игра «Кому, что надо для работы?»,

Оборудование:

Прилавок, касса, муляжи фруктов и овощей, детская посуда, печь, телевизор(просмотр

видеофильма «Моя семья», записи –звуки шум машин на дороге, звонка, детская песня

«Рядом вся моя семья»), готовое тесто, детская печь, кукла, игрушки-заместители.

Интеграция:

«Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной

литературы».

Ход игры:

I Вводная часть (дети заходят под тихую музыку):

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты-мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?

Вот мы с вами улыбнувшись, подружились.

В: Ребята вы слышите звучит музыка, внимательно послушайте песенку.

Звучит песня: «Про семью»

Воспитатель: Как вы думаете о ком эта песня? (о папе, маме, дочке, сыночке, дедушке,

бабушке) Одним словом о ком? (о семье),А кто такие бабушка и дедушка?(родители папы

или мамы), Кто в игре может играть-маму, бабушку, папу, дедушку,сына? Какой работой

занимается дома мама, папа, сын, дочка? А вы хотите поиграть? Как вы думаете в какую

игру мы будем играть? (ответы детей)

Сюжет игры: Жить наша бабушка с дедушкой будут в деревне, а дом будет находится

здесь, а папа, мама и сыночек живут в этой квартире (воспитатель объясняет, что в каждой

семье существует такая традиция-на выходные приезжают бабушка с дедушкой) Бабушка

может позвонить по телефону и сказать, что они приедут на выходные, что они хотят

навестить их. Мама с папой готовятся к приезду.(мама печёт пирог, папа отправляется за

покупками в магазин, а сыночек помогает маме по дому) .Бабушка с дедушкой так же

собираются, они берут гостинцы(сладости, угощения), дедушка готовит машин к поездке.

II Распределение ролей -Воспитатель: Как вы думаете с чего начнём игру? Правильно,

сначала распределим роли, кто будет папой, мамой, дедушкой, бабушкой, сыном,

продавцом. А сами сможете договориться между собой и выбрать себе роль.(возникает

ситуация-два ребёнка выбирают одну роль и договариваются между собой: Давай я буду

папой, а ты дедушкой, а вечером можно ещё поиграть, тогда ты будешь папой, а я

дедушкой, хорошо.)

Воспитатель: спрашивает у детей: Для игры чего-то не хватает, что?(в магазине нет

весов), нет телефона, как же быть?(дети находят для игры предметы заместители)А у меня

остались очки, косынка, кепка они нам понадобятся для игры? (для роли бабушки косынка

и очки, кепка и борода для роли дедушки)

Самое главное условие игры: какие слова мы говорим когда друг с другом общаемся- в

семье, магазине, когда встречаем гостей? («будьте добры», «Спасибо», «пожалуйста» и

III Ход игры: Раздаётся телефонный звонок: Бабушка- Здравствуй доченька, как у вас

дела, чем занимаетесь? Мы собираемся к вам приехать навестить вас, соскучились.

Мама: Здравствуй мамочка, у нас всё хорошо, приезжайте, мы вас будем ждать.

Готовимся встречать бабушку с дедушкой. Мама говорит о том, что в доме недостаточно

продуктов и просит сходить в магазин. А сына просит, чтобы он помог навести порядок.

Папа отправляется в магазин за покупками.

Диалог между покупателем и продавцом:

П: Будьте добры,свешайте мне 3 яблока, (продавец кладёт в мешочек и взвешивает на

А вы не подскажите, какие купить конфеты?

Продавец: Купите эти конфеты, вкусные с яблочной начинкой.

Папа: Сколько стоят?

Продавец: пять рублей.(продавец упаковывает, взвешивает и подаёт покупателю,

пробивает на кассе.

С вас пожалуйста 10 рублей (покупатель рассчитывается карточкой) А я могу оплатить

карточкой?

Продавец благодарит покупателя за покупку. Возьмите пожалуйста чек и карточку.

Спасибо за покупку, будем рады вас видеть, приходите к нам ещё.

В этот момент заходит ещё один покупатель(воспитатель) и грубо разговаривает с

продавцом, а первый покупатель: «Почему вы грубите, ведёте себя не прилично,

извинитесь перед продавцом, нельзя себя так вести. Второй покупатель извиняется и

покупает покупки.

После похода в магазин, возвращается домой и помогает по дому: Моет фрукты, вместе

накрывают на стол.

Папа: А где у нас салфетки? Предлагает помочь накрыть на стол.

Мама: Ну вот у нас всё готово, скоро бабушка с дедушкой приедут.

Бабушка с дедушкой в дороге ведут диалог между собой(фонограмма шум машин на

дороге), приезжают(фонограмма сигнала машины) и подходят к квартире.(фонограмма

звонка в дверь

Приветствуют друг друга: «Здравствуйте, наши родные,как мы соскучились. (помогают

раздеться) Сыночек приглашай бабушку с дедушкой»

Приглашают пройти, помыть руки: «Помойте руки и проходите на кухню, помойте руки,

садитесь за стол» Мама берёт из духовки пирог, разрезает, наливает чай. "Угощайтесь,

берите фрукты, конфеты, попробуйте пирог. Мама говорит: «Сыночек я так устала, налей

пожалуйста чай, поухаживай за бабушкой и дедушкой.

Бабушка спрашивает внука про учёбу, про друзей. Хвалят, какой помощник, как вырос и

Мама: Расскажите как к нам доехали, не устали в дороге?

Бабушка, дедушка: Доехали хорошо, на дороге мало машин.

Мама: Вам понравился пирог? Сыночек подогрей пожалуйста, чай остыл холодный. (пирог

очень вкусный, хвалят маму)

Папа предлагает посмотреть фильм о своей семье, который снимали несколько лет назад,

где сынок совсем маленький. Проходите присаживайтесь на диван, а мы уберём со стола,

Димочка сыночек подай бабушке очки, она плохо видит. (Просмотр фильма, между

членами семьи идёт диалог-обсуждение)

Дедушка: Скоро стемнеет, нам пора ехать домой, прощаются.

III Анализ. Итог.

Воспитатель: Вам понравилась игра? (ответы детей) Как вы думаете, какой была наша

семья?(дружной, заботливой) Женя, а тебе кто понравился в игре? Как играл? Почему? (у

каждого ребёнка) Почему? (мама была заботливой, хорошей хозяйкой, папа-маме помогал,

бабушка, дедушка-дружные, добрые, продавец- вежливый, сын-помощник, послушный,

добрый). Хотели бы ещё поиграть в эту игру?

Воспитатель: Пожелание детям.

В конце дети предлагают угостить присутствующих гостей. (Ребёнок обращается к

воспитателю: У нас много гостей, а гостей принято угощать, давайте угостим?Берут

поднос с конфетницей предлагают гостям: Угощайтесь, пожалуйста.

Конспект игры-занятия в подготовительной группе «В гостях у Забавы».

Образовательная область: «Познание».

Конспект содержит русские народные игры, загадки, художественное слово. Конспект построен с учетом традиций русского народа.

Образовательная область «Познание»:

Программные задачи:

Расширение знаний о культуре и быте русского народа;

Закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

Знакомство с лекарственными растениями, с изготовлением саше;

Развитие логического мышления.

Образовательная область «Физическая культура»:

Программные задачи:

Развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта;

Умение участвовать в русских народных подвижных играх;

Образовательная область «Здоровье»:

Программные задачи:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

Обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

Образовательная область «Социализация»:

Программные задачи:

Развитие игровой деятельности;

Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;

Воспитание бережного отношения и любви к природе.

Образовательная область «Коммуникация»:

Программные задачи:

Развитие устной речи.

Способы организации : сидя на стульях (беседа), стоя в кругу (игра), стоя у стола (изготовление саше).

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями, с пением птиц; 2 стола, 2 скатерти, 4 подставки, ложки, баночки с травами, картинки с русскими народными играми, забавами; лекарственными растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры; мешочки для саше.

Словарная работа: околица, травники, саше.

Предварительная работа :

    Беседа о культуре и быте русского народа;

    Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;

    Беседа о лекарственных растениях;

Ход игры-занятия.

Мотивационно - организационный этап

Дети собираются в гости. Детей встречает Забава. Она предлагает им окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Желание принять участие определяет цель предстоящей работы.

Поисковый этап

Чтобы больше узнать о культуре и быте русского народа, о русских народных играх, пословицах, традициях Забава приглашает к себе в гости.

Практический этап

Загадывание загадок.

Забава загадывает загадки о русских народных играх:

1. Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,

Называется она… (Жмурки).

2. Ай, люли, ай люли,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота…. (Ручеек).

3. Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…(Прятки).

4. Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет - не говорите! (Фанты).

5. Под вражеским обстрелом

Стоят солдаты смело.

А если их собьют.

Они опять встают. (Городки).

6. Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят… (Горелки)

Русская народная игра «Заря - заряница»

Забава приглашает детей за околицу поиграть.

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас.

Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:

И на слова:

Раз – два – не воронь,

Беги как огонь!

Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарей.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются.

Беседа «О природе»

Забава рассказывает детям о том, что в старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времен русские люди использовали лес для различных нужд. В лесу люди находили полезные травы, которыми лечились. Играет в игру «Зеленая аптека». Загадывает загадки про лекарственные растения:

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (Душица).

Он на розу так похож, разве что не так хорош,

Но зато его плоды всем пригодны для еды? (Шиповник).

Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает? (Календула).

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь. (Лопух).

Растение видное, а имя обидное. (Лопух).

На откосе, на лугу, босиком на снегу,

Первые цветочки – желтые глазочки? (Мать-и-мачеха).

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел).

Травка очень душистая,

Ароматные листья.

Поскорей собирай

И заваривай чай! (Мята).

Трава, которую и слепой узнает? (Крапива).

Я на луг с утра пошел

Травку нужную нашел:

Мелкий, желтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (Зверобой).

Русский народ лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. Забава играет в игру «Доскажи словечко»:

В здоровом телездоровый дух.

Где здоровье, там и … красота .

Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.

Если хочешь быть здоров … закаляйся .

Болен – лечись, а здоров … берегись.

Чистота - залог … здоровья.

Береги платье снову - а здоровье … смолоду.

В путь дорогу собирайся за - здоровьем... отправляйся .

Хороводная игра «Шла коза по лесу»

Забава приглашает детей поиграть в хороводную игру «Шла коза по лесу».

Начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняем движения, согласно тексту.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу – идут по кругу, взявшись за руки;

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу,

одевает ей на голову

корону и выводит в середину

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение,

согласно тексту;

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг

другу лицом и обнимаются.

Игра повторяется 2-3 раза.

Разгадывание кроссворда.

Забава рассказывает детям, что много лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди...

А как их называли, они узнают, разгадав кроссворд.

1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

(Дерево чем-то похожее на елку. У нее мягкие длинные колючки).

(Лиственница).

2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка).

3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек).

4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.… (Одуванчик).

5. У дороги вырос лекарь, вдоль тропинки луговой.

Он для нас с тобой аптекарь. Догадайся, кто такой? (Подорожник).

6. Красная ягода всех привлекает,

Вкусом и пользой своей покоряет,

Летом в саду собирает Алина,

Нежное лакомство, чудо - … (Малину).

7. Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер).

Решив кроссворд, мы с вами узнали ключевое слово – травник.

«Травниками» - называли людей, которые собирали лекарственные растения.

Травы собирали ранним утром, когда солнце еще не поднялось. Затем травы высушивали и смешивали друг с другом. Пучок высушенной травы хранили завязанным в тряпочку или полотняный мешочек. В наше время это называется саше.

Познавательный рассказ «Что такое саше»

Саше имеет французские корни. В этой стране несколько веков назад так обозначали подушечки, обрызганные духами, или же мешочки с зашитыми в них травами. Такие мешочки украшали гостиные и спальни самых богатых домов. Впрочем, каждая уважающая себя девушка стремилась завести в своей комнате саше, ведь эта занятная вещица не только радует своим видом, но и распространяет приятный аромат. Саше использовали и в лекарственных целях. Целебные травы заключали в мешочек и клали рядом с человеком. Запах растений мог успокоить, избавить от бессонницы, помочь при простуде. Саше, разумеется, были не только во Франции. Секрет саше был известен и нашим прапрабабушкам. Они не знали такого слова, но собирали душистые целебные травы и делали из них подушки, на которых спали, овеянные луговыми или лесными ароматами. Саше можно наполнять не только травами, но и лепестками цветов, специями и цитрусовыми.

Рефлексивно-оценочный этап