Методика планирование урока. Требования к поурочные планы

Инструкция

Составить поурочный план не так уж и сложно. Главное - знать его основные составляющие. Со временем написания план а не будет занимать у вас так много времени, как в начале. Но сначала стоит отметить, что он обязательно должен быть связан с календарно-тематическим план ированием, утвержденным на методическом объединении -предметников.

Прежде всего, нужно уделить небольшой промежуток времени вначале занятия для опроса учащихся по ранее усвоенному учебному материалу, тематически связанному с материалом, который предстоит объяснять. Обычно на такой опрос отводиться от 3 до 5 минут. Во время опроса учащиеся вспоминают пройденное, их и способность усваивать новую информацию повышаются. Следующие 20-25 минут необходимо посвятить объяснению новой темы. Ваши ученики лучше запомнят материал, если он будет сопровождаться показом макетов, схем, таблиц, -, аудиоматериалами и примерами. Необходимо равномерно распределить время для устного объяснения и работы с наглядными пособиями. Это позволит активизировать сразу несколько механизмов , улучшая его качество. Последние 10-15 минут урока нужно оставить для закрепления только что пройденного материала. Для того чтобы сделать план урока максимально удобным, иногда впоследствии в него приходится вносить коррективы. Например, можно увеличить время для закрепления материала, включив в него короткий пятиминутный опрос. Это позволит оценить качество знаний учащихся и своей работы.

Что лучше: воспользоваться готовым планом или более правильно составить план урока самостоятельно?

В принципе, возможен и тот и вариант. Иногда для начинающего преподавателя легче воспользоваться готовым методическим материалом. Однако со временем большинство предпочитают самостоятельно составить план урока и по индивидуальной . Правильно составленный план урока позволяет рационально использовать время занятия и значительно увеличивает его эффективность.

Видео по теме

Источники:

Планирование работы учителем – необходимый элемент его деятельности. Тщательная подготовка поможет педагогу целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи. Исходными документами для планирования являются учебный план школы, программа курса предмета, календарно-тематическое планирование и непосредственно план каждого урока в отдельности.

Инструкция

План урока должен иметь следующие элементы: тема и ; этапы урока , с указанием времени проведения; методы и содержание проверки знаний; последовательность и методы изучения нового материала; демонстраций; перечень технических средств ; задачи и упражнения с их решением; .

При составлении плана урока педагог, прежде всего, выявляет цели и задачи урока . На одном уроке решается обычно не одна, а несколько задач, однако, учитель должен выявить несколько основных задач. Задачи, указанные в плане подразделяются на образовательные, развивающие, и воспитывающие. При постановке слишком большого количества задач из них не сможет быть полностью выполнено и до конца .

Далее учитель отбирает необходимый для усвоения фактический материал, изучая учебник, и устанавливает объем и содержание материала. Здесь же подбирается научно-популярная и методическая , в которой содержится материал, . Все это нужно для составления структуры урока , разбивание его на этапы, распределение времени на каждый из них.

Перед необходимо подобрать оборудование для демонстрационных опытов и показов, обязательно проверив его и прокрутив опыт для убеждения, что все приборы сработают и не подведут педагога в момент, который очень любят ученики. В плане урока указывается только перечень наименований оборудования без технических характеристик.

Видео по теме

Педагогам помимо непосредственного обучения детей приходится составлять планы уроков. Это делается, во-первых, для лучшей подготовки к изложению нового материала или проверке усвоения пройденного. Во-вторых, по этим планам, наряду с другими показателями, руководство учебных заведений или проверяющие из органов образования судят об уровне квалификации учителей и о том, соответствуют ли уроки школьной программе.

Инструкция

В самом начале плана четко укажите, какой теме будет посвящен урок. Постарайтесь, чтобы она точно соответствовала школьной программе. Помните, что излишняя самостоятельность, новаторство педагога, выходящее за рамки утвержденных планов, увы, не приветствуется ни собственным руководством, ни вышестоящими инстанциями.

Определитесь с типом урока. Если на нем будет дана контрольная работа для проверки усвоения пройденного материала – укажите это с обязательным уточнением, сколько времени она займет (весь урок или 30 минут и т.п.) Если же это будет комбинированный урок (повторение пройденного материала и обучение новому) – разбейте его на части и укажите хотя бы примерную продолжительность каждой из них.

Не забудьте указать, какие учебные пособия, демонстрационные экспонаты, видеофильмы и тому подобные материалы понадобятся вам для успешного проведения урока.

Следующий пункт вашего плана – связь только что пройденной темы с той, которую вы планируете дать детям на уроке. Это важный момент. Постарайтесь указать, каким образом лучше всего перейти от одного материала к другому, чтобы ученикам было интересно и понятно.

Затем – основная часть урока. Постарайтесь ясно и четко указать, что именно вы собираетесь объяснить учащимся. Особое внимание уделите тому, как вы планируете мотивировать учащихся к активному обсуждению нового материала. Будет ли это вызов отдельных учеников к доске, опрос с мест, участие в демонстрационных опытах, если речь идет, например, об уроках физики и или рассмотрение биографии какой-либо известной личности, альтернативного варианта развития событий, если запланирован урок истории.

1. Четко определены тема, цель.

2. Поурочный план - логическая схема построения урока (не обязательно план урока писать как конспект преподавания нового материала).

3. План должен демонстрировать методы, формы, приемы работы с классом, направленные на достижение цели.

4. Четко указать формы и методы индивидуальной работы с сильными и неуспевающими учениками.

5. Особое внимание при планировании надо уделять самостоятельной работе учащихся на уроке, самостоятельному поиску знаний (задача учителя не наполнять учнид "знаниями, а вызвать интерес к знаниям, научить соискателя эти знания, творчески мыслить),

6. Должны быть сформулированы вопросы, которые предлагаются ученикам на разных этапах работы на уроке.

7. Поурочные планы должны предусматривать все элементы структуры выбранного типа урока (урок усвоения новых знаний; урок формирований умений и навыков; урок усвоения умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки знаний, навыков и умений; комбинированный урок).

8. Поурочные планы должны быть аккуратно оформлены.

9. Тетради следует обязательно подписывать (предмет, класс, учитель). Желательно, чтобы были поля, а после поурочного плана - свободное место, где можно делать заметки, замечания по ходу урока.

1. Начало конспекта оформляется по общей схеме, где указываются: тема, цель занятия, его "тип, методы и приемы проведения, средства наглядности и технические средства обучения, использованная в процессе подготовки к занятию литература.

2. Дидактическая цель определяется, исходя из содержания материала программы, она указывает на результат, который предполагается достичь.

3. Целесообразно выделить учебные задачи, которые определяют формирование умений и навыков: выполнять конкретную операцию, действие; отличать правильное выполнение действия, которой необходимо овладеть, от неправильного; определять, объяснять, обосновывать характерные признаки, принципы правильного выполнения действия и т.

4. В конспекте следует указать развивающую и воспитательную функции обучения:

Какими логическими операциями и приемами умственной деятельности овладеют учащиеся;

Чувства пробуждаются в процессе обучения (удивления, заинтересованности, успеха, гордости, сопричастности, ответственности и др.);

Какие ценности для себя открывают, осознают ученики;

Какие умения социального поведения формируются на занятии.

5. В конспекте ориентировочно выделяют следующие основные этапы учебного занятия:

Актуализация опорных знаний и чувственного опыта школьников;

Раскрытие значимости темы и мотивация познавательной деятельности учащихся;

Формирование системы знаний, умений, навыков учащихся;

Закрепление, применение знаний, умений, навыков в различных ситуациях;

Домашнее задание на следующий урок или иное занятие;

Подведение итогов обсуждения достигнутых результатов, впечатлений, мыслей.

Последовательность этапов занятия может быть разной (в зависимости от типа).

Молодые учителя в конспекте отмечают:

1. Способы, приемы актуализации опорных знаний (основных понятий, определений, выводов, формул, которые ученики усвоили раньше и применяют в практической деятельности), необходимых для восприятия учащимися нового содержания.

2. Способы актуализации внепрограммных знаний школьников (знаний, приобретенных из разных источников информации, стали частью жизненного опыта) налаживание связей с пройденным материалом; углубление понятий, усвоенных на прошлом занятии; формы регулирования работы класса, получение обратной связи (вопросы, короткие самостоятельные сообщения учащихся, желательно указать фамилии учеников, которые будут привлечены к различным видам работы, индивидуальные задания, практические и лабораторные работы, демонстрация опытов действующих моделей).

3. На этапе мотивации, познавательной деятельности школьников следует определить способы постановки цели, раскрытие личностной значимости темы для учащихся, пробуждение у них интереса к определенному содержанию, работы на занятии, создание эмоционального настроя класса, то есть осуществление психологической подготовки школьников к восприятию нового материала. С этой целью, в зависимости от уровня готовности класса, содержания темы, можно использовать необычный, даже парадоксальный материал, проблемную ситуацию, аналогию, неожиданное сравнение, иллюстрации, наглядные пособия, технические средства. Можно кратко описать беседу, диалог или дискуссию, в процессе которых учащиеся выражают суждения о темы, ожидания, представления.

4. После подготовительного этапа в конспекте описывают содержание активного обучения путем взаимодействия учителя и учеников:

Выделяют логически связаны этапы организации совместной учебно познавательной деятельности учителя и учащихся;

Отмечают новые факты, положения, умения и навыки, которыми должны овладеть школьники; описывают характер организации деятельности учащихся, способы сотрудничества учителя и школьников, применение методов и приемов, обеспечивающих продуктивное овладение определенным контингентом учащихся, формы их учебной деятельности и межличностного взаимодействия;

Формулируют различные типы вопросов, способы стимулирования класса к решению различных типов задач;

Намечают способы проверки уровня понимания, осмысления учащимися знаний, владение умениями и навыками, оценка достигнутых результатов;

Отмечают фамилии учеников, которые будут привлечены к конкретному виду работы с учетом их индивидуальных особенностей.

5. Завершающий этап урока предусматривает отработку; совершенствования; применения знаний, умений и навыков учащихся, оценки уровня их сформированности.

6. В конспекте также отмечают формы (колектйвни, групповые, индивидуальные) и способы применения знаний в стандартных и измененных условиях (мозговая атака, диалог, дискуссии, выполнение различных заданий, упражнений, лабораторных, практических работ); способы мотивации деятельности школьников, организации обратной связи на определенном этапе.

7. В процессе планирования урока в зависимости от цели взаимодействия учителя и учеников на определенном этапе занятия выделяют также способы, приемы реализации воспитательных возможностей обучения (содержание активных методов обучения, формы организации учебной деятельности, взаимоотношений учителя и учеников и других стимулов).

8. Целесообразно в конспекте после каждого этапа занятия предусмотреть выводы, обеспечить их взаимосвязь.

9. заворачивается подготовка к учебному занятию определением домашнего задания на следующий раз.

10. В конспекте указывается тема изучения, учебник, где она освещается (автор, название, год издания, название раздела, номера параграфов, страницы), дифференцированные (устные, письменные, теоретические, практические) задачи. В плане следует отметить объем домашнего задания, время его выполнения учеником.

11. В конце учебного занятия целесообразно подвести общий итог, отметить способы привлечения учащихся к сообщению собственных впечатлений, размышлений о занятия.

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.

Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    Свернутый план-конспект.

    Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

    номер урока по календарно-тематическому плану;

    класс;

    дата проведения;

    тема урока;

    цели урока :

Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:

    Дать начальное (или первичное) представление о …;

    Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

    Закрепить понятия (знания)…;

    Обобщить (систематизировать) знания …;

    Углубить следующие представления …;

    Расширить знания…;

    Обеспечить усвоение…;

Примеры формулировки воспитательных задач:

    Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

    Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

    Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;

    Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

    Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

Примеры формулировки развивающих задач:

    Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

    Развивать у учащихся профессиональные интересы;

    Содействовать развитию специальных способностей;

    Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

    материально-техническое оснащение урока:

    оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

    инструменты и приспособления;

    материалы;

    учебно-методическое оснащение урока:

    наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);

    конспекты;

    ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

    оформление классной доски;

    тип урока;

    структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

    ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    ТЕКСТОВАЯ

    ТАБЛИЧНАЯ

    ГРАФИЧЕСКАЯ

    КОМПЛЕКСНАЯ

В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:

    для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;

    для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.

    для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:

    для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.

Образец плана урока

Тема : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок № : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения :
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык - это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку : здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть - 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний - 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся - 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом - 3–5 мин.
5. Завершение урока - 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку - это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.