Образование государства в долине нила. Возникновение государства в долине Нила

Додинастический период характеризуется появлением на будущих землях земледелия, формирование первичных рабовладельческих государств и появлением письменности. Все это происходило в промежуток от пятого до третьего тысячелетия до нашей эры, поэтому данный довольно длительный этап историки условно делят на два периода. Возникновение государства в долине единственной реки произошло после распада родоплеменных отношений и объединения всех населявших эту территорию людей в единое общество.
Египет Раннего царства включает три династических периода. Египтологи уверены, что он продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э. Архаическая эпоха сменилась Тинисским период, который в свою очередь перерос в так называемый раннединастический. Имея письменность уже первая династия вела летописи, государство занималось орошением долины реки и даже имело свое войско. Храмы того периода были простыми, а из-за отсутствия сохраненных памятников архитектуры судить об изобразительном искусстве можно только благодаря немногочисленным гробницам. Мастабы, как их именовали, имели форму усеченной, то есть будто бы частично отстроенной пирамиды, с погребальной камерой под землей, а также несколькими вспомогательными комнатами. Именно стены внутренних помещений покрывали росписями и рельефами. Учитывая, что каждая мастаба состояла из двух частей, видимой наземной и скрытой подземной, более важной для погребения считалась последняя. Мумию помещали в погребальную яму, а в верхней доле делали молельню.
Важно отметить, что египтяне еще за три тысячи лет до н.э достигли хорошего уровня знаний в астрономии и геометрии, а также развивали внешнюю морскую торговлю. Столицей первого государства стал Мемфис и правил в нем царь Менес, объединивший нижнее и верхнее царства.

Древнее царство, генетически связанное с Ранним, как второй по значимости период древнего Египта, включает правление последующих династий, с третьей по шестую. Государство стало единым, сильным, могущественным, появился экономический баланс и, что не менее важно, военно-политическое устройство. Естественно, это стало предпосылкой культурного расцвета и дало потомкам шикарное наследие. Самые существенные перемены во время перехода от одного периода к другому коснулись именно усыпальниц фараонов, поскольку в других отраслях ничего глобально не менялось, а правящие династии были родственны друг другу. Кстати, на тот момент столицей все еще являлся Мемфис. Первые египетские пирамиды, которыми теперь восхищается весь мир, мобилизовали множество крестьян и ремесленников. Разумеется, это было очень масштабное и серьезное строительство. Причины изменения формы усыпальниц и отказ от привычных масштабов досконально не известны, однако понятно, что это могло быть самодержавное решение владыки.
Социальной системе Древнего Египта позавидовали бы некоторые современные государства, поскольку она была грамотной и пирамидальной. На вершине, располагая абсолютной властью, находился фараон. Он считался воплощением бога и был собственником всего, например земель, всего, что на них растет и обитает. Законодательная, исполнительная и, конечно, судебная власти находились в руках владыки и полностью им контролировались. Далее следовали вельможи, служащие и рабочие отряды. Многочисленные сохранившиеся документы, опяснительные надписи в гробницах и бессчетное количество изображений показывают схему царского хозяйства и указывают на существование храмовых и личных, частных хозяйств.
Дельта с долиной дали возможность народу активно заниматься земледелием, поэтому государство делало большой акцент на орошении земель. До этого ирригационное землепашество тоже преобладало, поскольку сама уникальная природа даровала египтянам эту уникальную возможность, однако практически вся почва страны была наносной, поэтому население ежегодно зависело от уровня наводнений и естественного регулирования плодородности водных осадков. Птицеводство, скотоводство, рыболовство и даже садоводство кормили всю страну, а выращенное зерно, например, часто отправляли вниз по Нилу. Виноградарство и взращивание льна дали напитки и одежду, поэтому государство было самодостаточным и процветающим. Орудия из камня и меди значительно повысили уровень производительности и дали возможность развивать строительство, отсюда разрастающиеся города и поселения.
Все бы и было замечательно, но после окончания правления шестой династии мемфисский царей страна распалась на множество княжеств и поделилась на номы. Конечно, это сулило неизбежный упадок и наступление переходного периода.
В общих чертах всю эпоху Древнего царства отлично иллюстрирует один интереснейший факт, который, кстати, в мировой истории является уникальным. Фараон Пепи II, из последней правящей династии, был на троне долгих 94 года и до сих пор этот период является длиннейшим царствованием.

пн, 04/25/2016 - 17:52 | Микова Наталья...

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Чердынская средняя общеобразовательная школа имени А.И.Спирина»

Проект урока по теме:

«Образование государства в долине Нила»

учитель истории, 1 квалификационной категории

.Чердынь, 2016г.

Проект урока «Образование государства в долине Нила» представляет собой многовариантную разработку урока по истории Древнего мира для учащихся 5 класса соответствующую требованиям ФГОС ООО

Учебник: «История Древнего мира» (авторы: Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, М.: ИЦ «Вентана-Граф» 2014г.

Средства обучения: мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, раздаточный материал, карта Древнего Египта.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностных – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательного интереса к предмету история.

Метапредметных – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), проявлять готовность к сотрудничеству с другими учениками, групповой и коллективной работе.

Предметных – проводить поиск необходимой информации в различных источниках (текстовых, графических, изобразительных) – на выбор; сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия; рассказывать устно об исторических событиях; характеризовать природные условия и образ жизни египтян; раскрывать смысл исторических понятий.

Задачи:

1. Личностные:

- с помощью видеофрагмента и обращения к личному опыту развивать познавательные интересы школьников и мотивировать их к учебной деятельности и изучению предмета история.

2. Предметные:

Изучить и охарактеризовать на основе текста письменного источника, карты, иллюстраций природные условия Древнего Египта, образ жизни египтян;

На основе информационного поиска (в учебнике) определить значение новых понятий и названий (порог, дельта, Кемет, папирус, дамба, ирригация, номы)

Работая в группах, умение участвовать в продуктивной групповой коммуникации.

На основе полученной информации в ходе урока, уметь обобщать материал и формулировать выводы.

3.Методы обучения : проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, в группах, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока, время

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационно-мотивационный .

(3 минуты)

Приветствие.

1 вариант. - Ребята, сейчас вы очень внимательно просмотрите небольшой видеоролик. Ваша задача понять, почему именно этот видеоматериал я вам предложила? О чем он?

Организует беседу с учащимися по вопросам, при необходимости задает уточняющие вопросы.

Готовность к уроку.

Внимательно просматривают видеоролик о современном Египте (туризме, достопримечательностях, природе).

Возможные ответы: - потому что мы будем изучать Египет;

О (современном) Египте;

Личностные УУД:

Познавательные УУД: (информационные) анализ источников информации

2 вариант.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в паре

Приветствие.

2 вариант. Раздает каждой паре учащихся источники информации: карту Др.Египта, исторический источник (фрагмент сочинения Деодора Сицилийского о Египте), картинки иллюстрирующие природу Др.Египта и образ жизни египтян.

Ребята, рассмотрите раздаточный материал и сделайте вывод о теме нашего урока.

Опрашивает 2-3 учащихся: просит назвать тему и объяснить выбор. Спрашивает класс о поддержке предложенных тем или не согласии.

Готовность к уроку.

Внимательно рассматривают предложенные материалы, совещаются в паре и делают вывод.

Устно формулируют ответ, объясняют выбор темы. Остальные учащиеся выражают согласие или не согласие.

  1. Актуализации знаний

(4 минуты)

Предлагает заполнить таблицу на актуализацию знаний.

Проводит опрос (2-3 учащихся) по таблице. Просит уточнить учащихся то, что они занесли в таблицу, было в Египте раньше или существует сейчас?

Предположите, природа и климат Египта, образ жизни людей в этой стране изменялся со временем или остался прежним?

Дополните свои таблицы, если это необходимо. С какой проблемой вы столкнулись

Заполняют таблицу: О Египте

Хочу узнать

Вариант 2. Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока.

ПРОБЛЕМА: Достоверны ли мои знания о Египте? Какими были природа, климат, географическое положение Египта, образ жизни египтян в древности?

Личностные УУД:

Смыслообразование, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

  1. Целеполагания и планирования

(3 минуты)

Просит учащихся определить цель урока и пути ее достижения

1 вариант. Предложите, как и при помощи чего мы можем достичь цели и решить задачу?

Определяют цель: ответить на проблемные вопросы, узнать больше о Древнем Египте.

Формулируют задачу: составить описание географического положения, природы, климата, образа жизни в Древнем Египте.

Познакомиться с источниками, - рассмотреть изображения, иллюстрации.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися и то, что не известно.

  1. «Открытие нового знания»

Предлагает учащимся разделиться на группы и поработать с разными источниками информации (при затруднении можно провести жеребьевку – предложить вытянут вариант источника информации), напоминает правила работы в группе.

1 вариант. Группы получают соответствующий раздаточный материал, при его отсутствии пользуются учебником: карта (стр.28), письменный исторический источник (может быть дан фрагмент из хрестоматии или учебника (стр.32), иллюстрации (стр.28,29,30).

2 вариант. Просит перераспределить источники между группами (чтобы каждый учащийся имел необходимый источник внутри группы)

Дает техническое задание группам, предлагает воспользоваться соответствующими памятками на форзаце учебника (Памятка №1 – для всех учащихся по составлению устного ответа, Памятка №2 – для работы с письменными источниками, Памятка №5 – для работы с картой, Памятка №6 – для работы с иллюстрациями.

После озвучивания описаний просит учащихся сделать предварительный вывод, ответив на вопрос:

Как повлияли природные, климатические условия и географическое положение Египта на жизнь и деятельность древних египтян?

Делятся на группы (по 4 человека). Знакомятся с техническим заданием, повторяют памятки. Изучают источники, обсуждают полученную информацию в группе и выполняют задание: 1) Учащиеся (каждый) составляет в тетради: письменное описание Др.Египта (работающие по карте, иллюстрациям и источнику (из учебника), схему расположения Египта – по источнику из хрестоматии, 2) Один-два учащихся от группы устно описывают Др.Египет. Остальные дополняют.

Работа с картой (ответы детей, возможен вариант: 1-2 показывают по карте, 1-2 читают составленное описание): 1) Египет, обозначенный на карте зеленым цветом, располагался в Сев-Вост.Африке, на Синайском п-ве, восточном побережье Средиземного моря; 2) с севера омывался Средиземным морем, с востока Красным морем; 3) был разделен на Нижний, Верхний Египет и Нубию; 4) Главная река- Нил разделялась на пороги; 5) К западу от Нила находилась Ливийская пустыня, а на юге Нубийская; 6) В долине Нила и в оазисах египтяне занимались земледелием; 7) Через Египет проходили важнейшие торговые пути (из Африка в Азию, по Красному и Средиземному морям); 8) на берегу Красного моря и в Нубии находились каменоломни, золотые и медные рудники; 9) в разные периоды 2-го тысяч. до н.э. столица Египта находилась в Фивах и Мемфисе; 10) египетские фараоны, в том числе Тутмос III вели завоевательные походы (в Нубию, Синайский п-ов, Переднюю Азию).

Дети делают вывод:

Территория Египта, особенно в долине Нила была более пригодна для земледелия, благодаря илу, жаркому климату. Египтяне использовали в хозяйстве папирус и древесину акаций. Занимались рыболовством, добывали металл, горные породы (камень, гранит).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в группе. Кооперация- согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности.

Интериоризация- речевые действия, служащие средством коммуникации (передача информации другим людям)

Познавательные УУД:

информационные – выделение новых слов и их определение.

Логические – анализ полученной информации и формулирование вывода.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Предлагает учащимся обратиться к названию параграфа в учебнике (стр.27) (сформулированная в начале урока тема скорей всего будет отличаться от названия параграфа) и предположить, что еще им нужно узнать на уроке для достижения цели и как это сделать. Что такое государство?

Дает вопросы-ориентиры (на доске или слайде) для оформления письменного ответа:

1)Как образование государства в Др.Египте было связано с особенностями его местоположения, образа жизни и деятельности египтян?

2) Сколько номов образовалось в долине р.Нил (что такое «ном»)?

3) Какие царства возникли в Др.Египте?

4) Кто, когда и как объединил Др.Египет в одно государство? Назовите столицу.

Просит учащихся сделать самопроверку и самооценку по критериям (поставить в тетради).

Ответы детей: - как и когда образовалось государство в долине (на берегах) Нила (Древний Египет)? – почему возникло государство в долине Нила?

Найти информацию в учебнике

Государство это объединение людей на одной территории, подчиняющихся определенной власти и законам.

Индивидуально находят информацию в учебнике на стр. 30-31, выписывают главное в тетрадь.

Проводят самопроверку по эталону.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота). 2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем) 3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет. 4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто.

Познавательные УУД:

общеучебные – выбор наиболее эффективного способа решения задачи,

самостоятельное выделение информации,

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто, оценка результатов работы.

  1. Первичное закрепление

Предлагает учащимся проверить, как они усвоили новый материал.

Организует коллективную работу со всеми учащимися. 1 прием – текст выводится на экран, учащиеся отвечают по цепочке.

2 прием – при помощи интерактивной доски заполняют пропуски. Оба приема позволяют сразу отслеживать правильность ответов и исправлять ошибки.

Вставляют недостающие слова в текст.

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной _____________ на берегу реки ________. Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась -_______. Основным занятием древних египтян было ____________________, так же они занимались ____________,

Добывали____________, _____________, _________. Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили ___________, а так же ________________ системы. Постепенно в долине ________ образовалось ____общностей людей - _______, которые в длительной борьбе объединились в _____царства__________и ___________-Египет. Царь _________Египта в _______г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - __________.

Коммуникативные УУД: взаимодействие- коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации)

Познавательные УУД: установление соотношения между данными условиями (вопроса, текста) и требованиями задачи.

  1. Повторение. Рефлексия.

Предлагает учащимся сравнить полученные на уроке знания с таблицей, которую они заполняли в начале.

Что бы вы еще хотели узнать?

Что научились делать?

Как вы думаете, Древний Египет и современный отличаются? Назовите чем?

Решили ли мы поставленную проблему?

Отношение к результатом своей работы на уроке изобразите в виде смайлика (раздает шаблоны), покажите друг другу, всему классу и вложите в тетрадь.

Предлагает записать домашнее задание.

Если источник из учебника (стр.32) на уроке не использовался.

Сопоставляют то, что узнали с тем, что хотели узнать. Планируют путь восполнения и дополнения знаний.

Ответы: - работать с картой, - источником, - иллюстрациями, - учебником.

Находить информацию и использовать ее для выполнения заданий.

Строить предположения и делать выводы.

Отличаются территорией и границами государства, столицей, образом жизни и занятиями.

Рисуют смайлик, показывают в паре, всем учащимся. Благодарят друг друга за работу.

Записывают домашнее задание: параграф 5 учебника, вопросы в тексте и конце параграфа (стр.31); еще раз рассмотреть карту, иллюстрации в учебнике;

Устно поработать с источником на стр.32 используя памятку №2.

Регулятивные УУД:

Оценка учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, отображение в знаково-символической форме результата оценивания.

Приложение

Раздаточный материал:

Карта Древнего Египта (без условных обозначений), ссылка http://megabook.ru/media/Древний%20Египет%20(интерактивная%20карта)

Иллюстрации – в отдельном файле.

Техническое задание по работе с иллюстрациями в учебнике

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации (стр.28 (кроме карты), 29, 30).
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с письменным историческим источником

  1. При работе с историческим источником используйте Памятку №2, которая находится на форзаце учебника.
  2. На основе, полученной из источника информации, составьте письменно в тетради описание Египта или составьте схему расположения Древнего Египта с условными обозначениями и устно опишите ее.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14).

30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристаней…

…Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…

32. …Вступив в Египет, Нил … течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным...Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, только он один … день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Вопросы к документу:

  • Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
  • Где находится это государство?
  • Чем защищено оно с запада?
  • Чем защищена восточная часть страны?
  • Каким морем омывается северная часть страны?
  • О какой реке идет речь в документе?
  • Где берет свое начало река?
  • Куда она впадает?
  • Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?

Самопроверка по эталону и критерии оценки.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота).

2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем)

3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет.

4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Текст для первичного закрепления

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной Африке на берегу реки Нил . Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась - дельта . Основным занятием древних египтян было земледелие , так же они занимались рыболовством , торговлей (ремеслом) , добывали золото , медь , камни (гранит) . Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили дамбы , а так же оросительные системы. Постепенно в долине Нила образовалось 40 _общностей людей - номов , которые в длительной борьбе объединились в 2 царства Нижний (Северный) и Верхний (Южный) -Египет. Царь Южного Египта в 3100 г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - Мемфис .

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта На северо-востоке Африки протекает с юга на север полноводная река Нил. На ее берегах располагалось древнейшее государство мира – Древний Египет. В южной части Нила, в Верхнем Египте, климат жаркий и сухой. В Нижнем Египте – дожди и влажность. Верхний и Нижний Египет тесно связаны между собой. Ежегодно с середины июля Нил разливался на четыре месяца. После схода воды образовывался мягкий пористый ил, который и был плодородной почвой. Жители Нила называли свою страну «Кемет», что означало «черноземная».

3 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта В долине Нила большое хозяйственное значение имели папирус и акация. Папирус – многолетнее водное растение, из его волокон плели веревки, циновки, корзины. Молодые побеги ели сырыми, а нижнюю часть жарили. В Ниле процветало рыболовство, из крупных животных обитали крокодилы и бегемоты. Река была средством передвижения. По ней везли грузы, отправлялись в другие местности. На границе с пустыней жили хищники: львы, гиены, гепарды. Из травоядных – буйволы. Было много ядовитых змей. Древний Египет был богат строительным материалом: песчаником, розовым гранитом, известняком. Добывали здесь медь, золото.

4 слайд

Описание слайда:

Образование государства Много сил тратили египтяне на то, чтобы прорыть водоотводные каналы, через которые уходила в Нил оставшаяся после посева вода. Так появилась ирригация – система орошения. Люди, живущие на определенной территории, назывались номами. К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока. Появились два государства Северный и Южный Египет. В результаты борьбы в 3000 году до н.э. царь Мина (Менес) покорил Северный Египет и объединил всю страну, построив столицу – город Мемфис.

5 слайд

Описание слайда:

Религиозные верования в Древнем Египте Ученые насчитывают около 2 000 богов, в которых верили древние египтяне. В каждом городе был свой божественный покровитель. Следует выделить бога Ра – сына Солнца. Египтяне считали, что от Ра зависит восход солнца. Для Ра возводилось множество храмов. В числе почитаемых богов был Осирис, сын богини неба Нут и бога земли Геба. У Осириса был брат Сет и жена Исида. Сет завидовал брату и убил его, Исида узнала о смерти мужа, но не могла его воскресить, пока не произошло отомщение Сету. Сын Осириса Гор сражается с Сетом и убивает его. Осирис воскресает, передает трон сыну, а сам уходит в подземное царство вечности.

6 слайд

Описание слайда:

Почитание животных В Древнем Египте было распространено поклонение животным. В каждой местности священное животное было свое. Если человек по незнанию убивал такое животное – платил штраф. Если умышленно – подлежал казни. Когда животное умирало, его торжественно хоронили. Археологи нашли множество таких захоронений. Повсеместно был распространен культ почитания кошки. Кошка истребляла грызунов, спала урожай. Делались статуэтки и фигурки в виде кошки. Смерть кошки считалась огромным горем. Среди диких животных поклонялись крокодилу. Ему приписывали способность повелевать разливами Нила.

7 слайд

Описание слайда:

Правитель Древнего Египта Древнего царя Египта называли фараоном. Внешне фараон отличался от остальных людей. Основной его одеждой была набедренная повязка, но на голове двойная корона, которая показывала, что фараон – правитель Верхнего и Нижнего Египта. Фараона считали божеством, прислуживал ему культ жрецов. Они совершали на заре ритуал одевания фараона, считая, что первые лучи солнца дают фараону силу. После утренних дел фараон производил жертвоприношения, читал послания, писал на них ответы. Фараону подчинялись все жители, его считали верховным божеством и покровителем всего живого. Важной обязанностью фараона было почитание богов обрядами.

8 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта Древние египтяне стремились сохранить память об усопших царях, считая, что фараон после смерти продолжает защищать свое царство. Поэтому последнее пристанище фараона должно было быть прочным и памятным. Во времена Древнего царства стали возводить усыпальницы – пирамиды. Первым, кто построил для себя ступенчатую пирамиду, был фараон Джосер.

9 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта На территории современного Каира, на границе Ливийской пустыни на протяжении 70 км разбросаны более 80 пирамид. Из них наиболее известны три: пирамида Микерина, пирамида Хефрена и пирамида Хеопса, которая считается одним из 7 чудес света. До сих пор ученые пытаются понять, каким образом египтянам удавалось поднимать такие тяжелые глыбы камней и укладывать их в стык без зазора.

10 слайд

Описание слайда:

Повседневная жизнь Древнего Егпита Дома в Древнем Египте защищали от солнца и холода. Строились такие дома из непрочного материала. Внешне египетские дома были непривлекательны, имели маленькие окошки, а те стороны дома, что были обращены внутрь, окон не имели. Простые египтяне жили в глинобитных хижинах из папируса. Мебели в домах было немного. Обязательным был столик для туалетных принадлежностей женщины. В общей комнате находились стулья, табуретки, столов было немного. Но это все было у богатых жителей. Бедные египтяне ели сидя на циновках, спали на матрасах. Наличие глиняной посуды свидетельствовало о достатке семьи.

В IV тысячелетии до Р.Х. египтяне стали рыть каналы и делать насыпи, что позволило эффективнее вести хозяйство. Население Египта стало расти, и родовые общины постепенно превратились в общины соседские. Общины одной местности объединялись в племя, защищавшее свою территорию и воюющее с соседями. Общество становилось больше и сложнее. Усиливалось экономическое и социальное неравенство между людьми. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. 42 племени в долине Нила превратились в маленькие государства – номы . Единого Египта, мощной державы от первого порога Нила и до дельты, в те времена ещё не существовало и не было одной царской семьи династии , которая правила бы всей этой страной. Поэтому ученые называют IV тысячелетие – додинастическим периодом в истории Египта. Некоторое время они жили обособленно друг от друга, но чем успешнее вели они своё хозяйство, тем чаще сталкивались их интересы. Египтяне начали строить сеть насыпей и каналов, с помощью которой можно было доставлять воду на возвышенные участки и спускать её из низин. Они рыли водохранилища, которые позволяли поливать поля в засушливое время, ведь дождей в Египте почти не бывает. Так появилась древнейшая в мире ирригационная (поливная) система земледелия.

Для строительства и поддержания системы каналов, насыпей, дамб и шлюзов требовалась единая воля, единая власть. Только мощная единоличная власть царя над всей страной могла заставить людей покорить природу и сделать хозяйство ещё более эффективным. Поэтому постепенно самые развитые номы захватили соседние территории. Кровопролитные войны длились многие столетия. К середине IV тысячелетия до Р.Х. 20 номов в верхнем течении Нила от первого порога до дельты объединились в единое царство – Верхний Египет, а 22 слабых нома севера, в нижнем течении Нила, образовали царство Нижнего Египта. Царь Верхнего Египта носил высокую белую корону, а голову владыки Нижнего Царства венчала красная корона (См. рисунок в учебнике Вигасина). Более развитый юг Египта медленно завоевывал заболоченную дельту. Период XXXIII-XXIX (33-29) вв. до Р.Х., когда происходило объединение Египта, ученые называют Ранним Царством.

Посмотрите на карту и подумайте, почему юг Египта был более развит?

Десятки царей юга вели войны с Северным царством, захватывая его труднопроходимые заболоченные земли по кускам. Окончательно Северное Царство было захвачено около 3 000 года до Р.Х. По легенде царем – завоевателем стал Мина (или Менес), захвативший Нижний Египет целиком и коронованный двумя коронами – белой и красной. Мина построил на границе двух земель новую столицу – МЕМФИС и стал основателем первой общеегипетской династии фараонов.

Столица Обеих Земель – Мемфис, был священным городом бога, создателя мира – Птаха. Египтяне с почтением называли этот город «Хикупта» – «крепость души бога Птаха». Это древнее название дало имя «Египет» нильской долине, которую сами Египтяне называли ТА-КЕМЕТ – «Черная земля», по цвету вспаханной почвы вдоль берегов Хапи, противопоставляя её ДЕШРЕТ – «Красной стране» – песков и камней пустыни. Ныне мы пользуемся названиями, некогда придуманными греками – первыми историками Египта. Именно греки первыми назвали страну на Ниле – «Египет», видоизменив египетское название столицы Мины – Мемфиса. Мина стал первым «владыкой обеих земель», т.е. царем, которого те же греки назвали фараоном, видоизменив греческое «Пер-Ао» – «Тот, кто живет в большом доме». Египтяне не называли царя по имени, так как считали его богом и имя его было в секрете.

Так к концу IV – началу III тысячелетий в Египте окончательно сложилось государство, как единственно возможная форма организации сложного общества.

4. Социальная и политическая организация Древнего Египта. Общество в Египте начала III тысячелетия до Р.Х. было сложным. Социальная и политическая организация Египта представляли собой лестницу, на вершине которой был царь – фараон . Владыка Обеих Земель, фараон был живым богом на земле, воплощением власти. Его святой обязанностью было поддерживать порядок в стране, вершить справедливый суд и защищать землю Хапи от врагов. Власть фараона была безгранична, абсолютна. Только такая власть могла позволить объединить огромную страну и заставить весь народ вести общее хозяйство вдоль Нила. Так впервые в Древней истории возникла ДЕСПОТИЯ .

Фараон был деспотом, т.е. абсолютным властителем , но это вовсе не значит, что жители нильской долины ненавидели своего повелителя, скорее наоборот, – они любили и почитали его как общего отца и молились ему как богу. Египетская земля и вода полностью принадлежали фараону. Все остальные египтяне жили и работали на священных землях своего повелителя, подчиняясь ему во всем. Фараон властвовал в Египте с помощью большого числа чиновников.

Вспомните, может ли государство существовать без обширного аппарата чиновников?

Среди крупных чиновников – вельмож, главным был визирь (чати) . Именно он докладывал царю обо всех делах в стране и назначал от имени фараона всех остальных вельмож – казначеев, военачальников, судей и номархов, управлявших 42 провинциями – номами. Вельможи стояли на второй после фараона ступеньке лестницы управления Египтом. То же почетное место занимали и жрецы . Служители богов всегда пользовались у народа Египта большим авторитетом. Они были богаты и могущественны. Жрецы верховных богов всегда были подле фараона, советуя ему, как поступать.

Управление такой большой страной, как Египет, было невозможно без тысяч мелких чиновников – писцов. Именно писцы читали людям царские веления, собирали налоги, записывали решения судов.

Фараон, вельможи, жрецы и писцы управляли свободным народом Египта – земледельцами и ремесленниками. Бесправные рабы, лишенные человеческого достоинства, занимали самую нижнюю ступеньку общественной лестницы.

СХЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА:

ФАРАОН

СВОБОДНЫЕ:

ВЕЛЬМОЖИ И ЖРЕЦЫ

ПИСЦЫ – МЕЛКИЕ ЧИНОВНИКИ

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ

НЕСВОБОДНЫЕ:

РАБЫ

5. Источники по истории Египта. О древнейших, «дописьменных» временах истории Египта свидетельствуют только многочисленные вещественные источники, среди которых бытовые вещи, украшения, орудия труда, предметы искусства, памятники царей.

Об эпохе после 3 000 года до Р.Х., когда в Египте сложилось единое государство, свидетельствуют ещё и многочисленные письменные источники. Это самые разнообразные документы. Одни из них, написаные по велению царя, повествуют о его великих свершениях. Другие, начертанные рукою жреца, рассказывают о богах. Среди источников есть и стихи, посвященные любви, и летописи, описывающие события год за годом, и хозяйственные документы, договоры торговцев, приговоры судов, даже список заключенных царской темницы и т.д. Особенно важны для нас собственно исторические сочинения египтян и их соседей. Это, прежде всего, сочинения греческих и римских авторов и египетских жрецов. Замечательные свидетельства по истории Египта оставили нам «отец истории», первый великий историк древности – Геродот, и жрец Манефон. Во многом из их сочинений родилась египтология – часть исторической науки, посвященная изучению истории Древнего Египта.

Все эти разнообразные письменные источники помогают развеять мрак прошедшего времени, и доносят до нас живую речь людей, сгинувших навеки. Они сохранились, в основном, благодаря листам папируса, на которых писали египтяне. Листы папируса в сухом климате Египта тысячи лет хранили великие тайны прошлого…


Словарь:

Визирь (чати) – главный министр в некоторых странах Востока.

Фараон – царь, абсолютный владыка объединенного Египта.

Жрецы – в древних религиях: служитель божества, совершающий жертвоприношения.

Династия – ряд правителей одного рода, сменяющих друг друга на престоле страны.

Вельможи – знатные люди, занимающие высокие должности в политической системе страны.

Деспотия - форма власти, при которой государством правит неограниченный, абсолютный монарх – деспот, а жители страны совершенно бесправны.

Ирригационная система земледелия – земледелие с искусственным орошением земель.

Пороги Нила – небольшие водопады, каменистые возвышения, пресекающие речное дно, ускоряющие течение реки и затрудняющие судоходство.

Дельта Нила – территория впадения Нила в море, на которой он распадается на многочисленные рукава, образуя обширную болотистую равнину. Внешне напоминает перевернутую греческую букву «Δ» (дельта).

Оазисы – место в пустыне, где есть растительность и вода.

Номы – провинции, исторические области в Древнем Египте.

Египтология – часть исторической науки, изучающая историю Древнего Египта.

Папирус – Материал для письма, изготавливаемый из стеблей травовидного растения - папируса, которое растет в прибрежных болотах Нила, достигая длины нескольких метров.

    «Теперь я хочу рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами».

    Древнегреческий историк Геродот

Рис. Царь Египта поражает своих противников. Изображение на стене гробницы

    Опишите одежду и вооружение царя. Как вы думаете, почему его изобразили выше остальных людей?

§ 5. Возникновение государства в древнем Египте

Страна среди песков. На северо-востоке Африканского континента простирается огромная пустыня. Среди её песков течёт река Нил. Он берёт начало далеко на юге, в центре Африки. В долине и дельте Нила раскинулась страна, которую уже с древности называют Египтом. Если взглянуть на Египет с высоты птичьего полёта, то он покажется тонкой зеленой ниточкой, протянувшейся среди необозримых жёлтых песков. В этой узкой речной долине кипит жизнь. На топких берегах, у самой воды, растёт высокий тростник - папирус. Подальше от берегов, где почвы посуше, поднимаются густые заросли акаций, смоковниц (инжира), финиковых пальм. Воды и берега Нила изобилуют живностью. В реке плещется рыба, в прибрежных заводях пасутся неуклюжие бегемоты и расхаживают важные пеликаны, а в зарослях папируса притаились огромные крокодилы.

Рис. Древний Египет

    Найдите на карте долину и дельту Нила, Верхний и Нижний Египет. В какое море впадает Нил?

Раз в году Нил выходит из своих берегов. Это происходит оттого, что летом в его верховьях идут проливные дожди. Вся долина на несколько месяцев скрывается под водой, превращаясь в огромное озеро. Незатопленными остаются лишь вершины холмов да искусственные насыпи, на которых строят свои поселения жители долины.

Рис. Бегемот. Древнегреческая фигурка

С Началом разлива прозрачные воды Нила превращаются в мутный зелёный поток. Таким его делают частицы ила, который несёт с верховьев реки. К середине осени воды спадают и река снова входит в свои берега. Земля долины напоена влагой и покрыта слоем мягкого плодородного ила. Её легко можно обработать, а зёрна дадут обильный урожай.

Складывание единого Древнеегипетского государства. Люди заселили долину Египта много тысяч лет назад. Их главным занятием издревле было земледелие. Климат Египта жаркий, сухой, дождей здесь практически не бывает. Единственным источником влаги для полей земледельцев были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому посёлку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека - номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории - нома - и начинал передавать свою власть по наследству.

В древности на территории Египта существовало около сорока номов. Их правители стремились подчинить соседей и захватить побольше плодородных земель. После длительной борьбы все номы дельты Нила оказались объединены в государство Нижний Египет. Во главе его стоял царь. Одновременно на юге страны образовалось другое государство - Верхний Египет. Около 3000 года до н. э. царь Верхнего Египта подчинил Нижний Египет и объединил под своей властью всю страну.

Рис. Царь Верхнего Египта побеждает в битве. Изображение на каменной плите

Образовалось могущественное царство, простиравшееся от порогов Нила на юге до Средиземного моря на севере. Его столицей стал город Мемфис.

Как было устроено Древнеегипетское государство. Во главе объединённого Египта стоял правитель, которого называли фараоном. Ему принадлежала вся власть в стране и вся земля в государстве. Фараону подчинялись вельможи: ближайшие советники, военачальники, номархи. Они вершили суд, наказывали виновных, руководили строительством дорог и каналов, собирали налоги в казну. Управлять страной вельможам помогали чиновники, которых в Египте называли писцами.

Большую часть населения Египта составляли земледельцы. Каждый из них получал от фараона небольшой участок (надел) земли, на котором мог вести хозяйство. За пользование наделом земледельцы платили фараону налог. Если налоги не сдавались вовремя, виновных наказывали.

Самую низшую ступень в египетском обществе занимали рабы. Обычно это были захваченные на войне пленные. Рабы не имели ни земли, ни имущества и должны были работать на своего господина - фараона или вельможу.

Подведём итоги

На плодородных землях долины Нила образовалось Древнеегипетское государство - одно из древнейших на Земле.

Вельможи - наиболее знатные и богатые люди.

3000 года до н. э. Образование единого Древнеегипетского государства.

Вопросы и задания

  1. Какое значение имели разливы Нила для хозяйства Египта?
  2. Что, на ваш взгляд, стало главной причиной возникновения государства в Древнем Египте? Какую роль в этом процессе сыграли природные условия и занятия его жителей?
  3. Расскажите о возникновении в Египте первых государств.
  4. Когда и как образовалось единое Древнеегипетское государство?
  5. Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу его населения?